Научная статья на тему 'Определение уровней готовности подростков к самообразовательной деятельности'

Определение уровней готовности подростков к самообразовательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
376
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАНИЕ / МОТИВАЦИЯ / УРОВНИ ГОТОВНОСТИ / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ / SELF-EDUCATION / MOTIVATION / LEVELS OF READINESS / COGNITIVE COMPONENT / AN ACTIVE COMPONENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева М. Б., Ахмедпашаева К. А.

В статье ставятся задачи изучить осведомлённость учащихся об особенностях и условиях самообразовательной деятельности, отношение учащихся к процессу самообразования и выявить уровень отдельных умений, необходимых для осуществления самообразования. Описана опытно-экспериментальная работа, проведённая с целью выявления уровня готовности подростков к процессу самообразования. Особое внимание уделено не только общепедагогическим особенностям и характеристики самообразования, но и более узким его специфическим качествам, поскольку речь в нашем исследовании шла о совершенно новом предмете, об «Основах безопасности жизни». Отражены исследования готовности подростков к процессу самообразования, их предпочтения и приобщённость к книге, определены уровни готовности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEFINITION OF LEVELS OF READINESS OF YOUNG PEOPLE TO SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY

The article aims at the study of awareness of students about the characteristics and conditions of self-educational activity, the attitude of students to the process of self-education and to identify the level of individual skills necessary for the implementation of self-education. The work describes experimental work, carried out to identify the level of readiness for the self-educational process. The authors'' special attention is paid not only to general pedagogical features and characteristics of self-education, but also to more narrow specific qualities, since in the research a completely new subject of “Basics of life safety” has been studied. The paper shows how much the problem of the research has been studied in science, describes the features of readiness for self-educational process among students, reflects on the modern children''s preferences in reading and their capability to work with literature sources. The result of the paper includes the elaboration of levels of maturity for self-education.

Текст научной работы на тему «Определение уровней готовности подростков к самообразовательной деятельности»

шение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний [2].

Метод проектов - это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ученику проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, проявить творчество при выполнении учебных заданий. Метод проектов в его сегодняшней реализации учителем информатики, нельзя считать технологией, так как он применяется для достижения определенных целей в комбинации с другими методами и приёмами.

Проект начинается с планирования. Традиционно все проекты делятся на межпредметные. Телекоммуникационные проекты чаще всего относятся к надпредметным. Общая тема проекта выбирается исходя из учебных и других задач педагога. Конкретная тема, данная учащемуся или группе, должна быть, по меньшей мере, с ним согласованной, а не просто дана, как приказ. Проект может быть рассчитан на один урок или на длительный срок. В первом случае в проекте могут участвовать только несколько обучающихся, в случае длительного проекта каждый учащийся или небольшая группа обучающихся получают отдельную группу в рамках общего проекта. Группы более трёх человек делать нецелесообразно - организация работы больших групп сталкивается с проблемами.

Педагог на уроке информатика выступает в роли консультанта, при этом ему помогают учащиеся начальной школы. Лучше всего, если утончение постановки задачи учащиеся выполняют, для этого педагогу бывает достаточно ознакомить обучающихся с ранее выполненными проектами. Учитель обязательно должен результаты работы над проектом объявить в конце урока. Публичная защита является очень важной частью метода проектов, именно она позволяет учащимся обобщить и систематизировать знания, полученные в ходе работы.

Общая оценка за длительный проект, как правило, складывается из следующих локальных оценок: качество самой проектной работы, качество письменного отчета, оценка публичной защиты. Большинству обучающихся такая форма работы нравится, повышает их учебную мотивацию, и, как следствие, качество знаний.

Метод проектов сочетается с групповыми формами обучения, этот метод всегда предполагает решение какой-либо проблемы. Метод проектов в информатике характеризуется формированием навыков системного подхода к решению задач, появлением самостоятельности в процессе работы и установлением стиля общения между учеником как равноправного партнерства.

Проектный метод позволяет использовать на уроке информатики все воспитательные дидактические возможности. При этом его можно рассматривать:

Библиографический список

• во-первых, как один из методов проблемного обучения, способствующий активизации познания,

• во-вторых, как метод, позволяющий обучать самостоятельному мышлению и деятельности,

• в-третьих, как метод, дающий возможность обучать групповому взаимодействию, что важно для социализации обучающихся, для формирования будущих профессиональных навыков в предпрофессиональном обучении на информатике.

В процессе работы над проектом происходит тесное личностное взаимодействие учителя с учеником на принципах равного партнерства, общение старшего по опыту товарища с одновременным отсутствием диктата со стороны учителя и достаточной степенью самостоятельности для ученика. Метод проектов вовлекает ученика в деятельность, где целью является получение интересного для обучаемого результата - результата работы над проектом - что является сильным мотиватором.

Осуществлять «деятельностный» подход к обучению и воспитанию можно с помощью метода проектов. На уроке информатика, с ярко выраженной практической направленностью, деятельностные формы обучения позволяют обучать предметной деятельности в процессе учебной деятельности. Под предметной деятельностью мы понимаем деятельность в пределах одной предметной деятельности. Для школьного предмета информатика область очерчивается содержанием преподаваемого предмета с его расширениями и углублениями при профилированном преподавании. Целью предмета учитель может ставить практический результат, получаемый с помощью компьютера, программных средств, программных пакетов, оболочек, которые каждый ученик может освоить сам в процессе обучения на уроке. Он дает возможность организовать эту деятельность в интересной для участника форме, целенаправленной на значимый для них результат - продукт коллективный, познавательной, творческой работы [3]. При этом практические знания превращаются в увлекательные, целенаправленные действия. Освоение программных средств и вычислительной техники становится более осмысленным, работа обучающихся осознанной, увлекательной, прагматически и познавательно мотивированной. В то же время метод проектов на уроке информатика - это метод организации группового обучения.

В процессе творческой проектной деятельности обучающиеся осуществляют групповое взаимодействие, предусмотренное по ходу выполнения проекта, что позволяет развить и воспитать важные социальные качества личности: способность работать в коллективе, взаимодействовать, помогать друг другу, трудиться на одну цель, совместно планировать работу и оценивать вклад и результаты работы каждого.

1. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. Иностранные языки в школе. 2000; 2.

2. Попов В.Б. Турбо Паскаль для школьников. Версия 7.0. Москва, 1991

3. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образования. Самара, 2006.

References

1. Polat E.S. Metod proektov na urokah inostrannogo yazyka. Inostrannye yazyki v shkole. 2000; 2.

2. Popov V.B. Turbo Paskal'dlya Shkolnikov. Versiya 7.0. Moskva, 1991

3. Golub G.B., Perelygina E.A., Churakova O.V. Metod proektov - tehnologiya kompetentnostno-orientirovannogo obrazovaniya. Samara, 2006.

Статья поступила в редакцию 13.03.15.

УДК 373

Alieva M.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of General and Educational Psychology, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia)

Ahmedpashaeva K.A. Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of General and Educational Psychology, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: gadjiev82@mail.ru

THE DEFINITION OF LEVELS OF READINESS OF YOUNG PEOPLE TO SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY. The article aims at the study of awareness of students about the characteristics and conditions of self-educational activity, the attitude of students to the process of self-education and to identify the level of individual skills necessary for the implementation of self-education. The work describes experimental work, carried out to identify the level of readiness for the self-educational process. The authors' special attention

is paid not only to general pedagogical features and characteristics of self-education, but also to more narrow specific qualities, since in the research a completely new subject of "Basics of life safety" has been studied. The paper shows how much the problem of the research has been studied in science, describes the features of readiness for self-educational process among students, reflects on the modern children's preferences in reading and their capability to work with literature sources. The result of the paper includes the elaboration of levels of maturity for self-education.

Key words: self-education, motivation, levels of readiness, cognitive component, an active component.

М.Б. Алиева, канд. пед. наук, доц. каф. общей и педагогической психологии Дагестанского государственного педагогического университета

К.А. Ахмедпашаева, канд. пед. наук, доц. общей и педагогической психологии Дагестанского государственного педагогического университета, г. Махачкала, E-mail: gadjiev82@mail.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЕЙ ГОТОВНОСТИ ПОДРОСТКОВ К САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье ставятся задачи изучить осведомлённость учащихся об особенностях и условиях самообразовательной деятельности, отношение учащихся к процессу самообразования и выявить уровень отдельных умений, необходимых для осуществления самообразования. Описана опытно-экспериментальная работа, проведённая с целью выявления уровня готовности подростков к процессу самообразования. Особое внимание уделено не только общепедагогическим особенностям и характеристики самообразования, но и более узким его специфическим качествам, поскольку речь в нашем исследовании шла о совершенно новом предмете, об «Основах безопасности жизни». Отражены исследования готовности подростков к процессу самообразования, их предпочтения и приобщённость к книге, определены уровни готовности.

Ключевые слова: самообразование, мотивация, уровни готовности, когнитивный компонент, деятельностный компонент.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. указывается на необходимость изменения методов обучения за счёт выделения тех из них, которые формируют практические навыки самостоятельной работы учащихся, поднимают функциональную роль и значение самообразования. Следует создать определённые психолого-педагогические условия для формирования готовности к нему, разработать технологии организации систематической работы по формированию умений и навыков самообразовательной деятельности. Важно дать учащимся базисные знания, которые позволили бы непрерывно в течение всей последующей жизни получать дополнительное образование и различные квалификации. Поэтому так востребованы сегодня российским обществом идеи формирования у школьников одной из самых доступных форм постоянного расширения и углубления знаний - самообразования.

«Самообразование - это вид свободной деятельности личности (социальной группы), характеризующийся её свободным выбором и направленный на удовлетворение потребностей в социализации, самореализации, повышении культурного, образовательного, профессионального и научного уровней, получения удовлетворения от реализации личностью ее духовных потребностей» [1].

Опытно-экспериментальная работа проводилась с целью выявления уровня готовности подростков к процессу самообразования. При отборе методик для изучения данной проблемы основывались на работах Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, Н.М. Трофимовой, Е.И. Ерёминой и др. [2].

Нас интересовали не только общепедагогические особенности и характеристики самообразования, но и более узкие его специфические качества, поскольку речь в нашем исследовании

шла о совершенно новом предмете, который, требует новых подходов в его освоении в процессе самообразования. Речь идет об «Основах безопасности жизни» (ОБЖ).

В последние годы актуальность ОБЖ значительно повышается в связи с обострением внутренней ситуации и международного терроризма, соответствующими указаниями Президента России, законодательством, нормативными актами органов управления образованием [3].

Нами решались следующие частные задачи:

1. Изучить осведомлённость учащихся об особенностях и условиях самообразовательной деятельности (когнитивный компонент).

2. Изучить отношение учащихся к процессу самообразования.

3. Исследовать уровень отдельных умений, необходимых для осуществления самообразования (деятельностный компонент).

Важнейшими критериями оценивания, ответов учащихся стали когнитивный, эмоционально-мотивационный и действенно-практический, поведенческий компоненты.

Для исследования осведомлённости учащихся о приёмах самообразовательной деятельности использовалась анкета: «Какие из перечисленных учебных действий тебе известны, и используются в процессе самообразовательной деятельности?» 1) предварительная ориентировка в книге; 2) аннотирование; 3) конспектирование; 4) планирование учебного материала; 5) составление тезисов.

При оценке ответов каждый признанный вариант получал по одному баллу. Полученные данные отражены в таблице 1.

Таблица 1

Знания об учебных действиях Знают и используют

Предварительная ориентировка в книге, аннотирование, конспектирование, планирование учебного материала, составление тезисов 5 4 3 2 1 Нет ответа

Результаты 5% 5% 25% 35% 20 1%

Баллы 5 4 3 2 1 0

Степень владения знаниями, учебными действиями по самообразованию (по оценкам подростков 7-9 классов)

Уровни Высокий Средний Низкий

Знания % 10 60 30

Умения % 8 65 27

Результаты ответов на анкету об осведомленности в учебных действиях по самообразованию

Таблица 2

Предпочтения учащихся 7-9 классов в видах печатной учебной продукции по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

№ Наименование учебников Баллы Результаты Ранг

1 Учебные пособия, учебники 5 80% I

2 Периодическая печать 4 5% II

3 Методические пособия и рекомендации 3 5% II

4 Хрестоматии, сборники задач и упражнений 2 4% III

5 Словари, справочники, энциклопедий 1 4% IV

6 Не дали ответов 0 2%

Опросы проводились в школах № 5, № 17, № 27 г. Махачкалы, мы анкетировали учащихся 7-9 классов по тому, что они уже имеют определённые навыки работы с книгой, остро нуждаются в помощи по данному направлению познавательной деятельности, а дальнейшая работа с ними позволяла эти умения и знания углубить.

Результаты показывают, что осведомлённость ребят о значимых признаках процесса самообразования выражено слабо. Лишь 10% из них были отнесены к высокому уровню, что показывает: лишь 10% учащихся знают перечисленные приемы работы с книгой и стремятся включить их в самообразовательную деятельность. Большинство подростков по степени владения знаниями и учебными действиями по самообразованию отнесены нами к среднему уровню, т.е. учащиеся этого уровня частично ставят перед собой задачи самообразования, но предпринимают мало попыток к овладению его приемами. К низкому уровню отнесены учащиеся, которые либо вообще не знают приёмов самообразования (нет ответа), либо знают не более одного учебного действия, т.е. учащийся не осознаёт значения самообразования и не стремится расширять свои знания и технику деятельности в этом направлении.

Так, учащимся предлагалось дома законспектировать статьи из журнала «ОБЖ. Основы безопасности жизни». Хотя задание выполнялось в русле самообразовательной деятельности, но одновременно оно предполагало и решение учебных целей в процессе самостоятельной работы. Решались также и дополнительные задачи личностно-деятельностного и социокультурного характера: помощь учащимся в самоопределении, а также формирование личности с патриотическим уровнем мышления, социальных потребностей и чувств.

Но главная исследовательская цель заключалась в том, чтобы дать оценку умению использовать конспекты в самостоятельной деятельности по самообразованию. Рекомендуемые нами статьи не были обязательными для учебной работы подростков, а входили в список дополнительной литературы. Оценки выставлялись следующим образом:

- Если учащиеся не всегда ставили акценты на наиболее главном в тексте, хотя понимали, что нужно суметь передать его содержание минимальным количеством слов, то получили 4 балла.

- Если учащиеся не могли выделить наиболее главное в статье, а передавали пространно содержание конспектируемого источника, то получали 2 балла.

- Если школьники не умели выделить существенный материал, не могли кратко передать содержание, а предпочитали передавать содержание статьи дословно, по источнику, то получали 1 балл.

- Если школьники вообще не давали ответа, то получали 0 баллов.

Анализ данных свидетельствует о том, что знания об умениях конспектировать книжный, материал выражены недостаточно. По результатам конспектирования мы смогли осуществить дифференциацию учащихся на три группы:

1 гр. Учащиеся, получившие «4» и «5» баллов - высокий уровень;

2 гр. Учащиеся, получившие «3» и «2» балла - средний уровень;

3 гр. Учащиеся, получившие «I» и 0» баллов - низкий уровень.

К 1-й группе были отнесены лишь 8% учащихся, к среднему уровню (2-я группа) были отнесены 60% учащихся, к 3-й группе (низкий уровень) - 32%.

Информацию о предпочтениях печатной источниковедческой продукции нам дали ответы на вопрос: «Какие виды печатной учебной продукции по «Основам безопасности жизнедеятельности» ты предпочитаешь?». Результаты представлены в таблице 2.

Ответы на этот вопрос показывали, что подростки с недостаточным вниманием относятся к разнообразию источниковедческой продукции и при подготовке и изучении конкретных предметов предпочитают пользоваться в основном учебниками и учебными пособиями (80%). Конечно, преимущества учебников и учебных пособий заключаются в том, что в них учитываются целевые ориентиры и с их помощью решаются многие задачи: научные, познавательные, профессиональные. Однако столь узкая ориентация и отказ от других источников знания может привести к отставанию школьников в области той или иной науки, поскольку учебники, как правило, несколько отстают от открытий в области научного знания. И хотя предъявляется требование к учебнику - быть опережающим, оно, как правило, не соблюдается. Тем более, что при ответе на вопрос о мотивах, которые определяют круг чтения учащихся 7-9 классов, многие из них (42%), называли наряду с другими также мотивы профессионального самоопределения. Но наш опрос не подтверждает прогноз относительно кризиса книжной культуры и продукции. Да и особой конкуренции с другими, кроме учебников, источниками информации наши данные не подтверждают: лишь 5% учащихся используют методические пособия и рекомендации, 5% обращаются к периодической печати, 4% используют словари, справочники, энциклопедии, 4% обращаются к хрестоматиям, сборникам и т.д.

К сожалению, результаты опроса свидетельствуют о том, что подростки недостаточно осознают значимость использования различных источников в повседневной практической деятельности с целью получения учебной и научной информации по конкретному учебному предмету «Основы безопасности жизни». Ответы свидетельствуют и о том, что учащиеся не ориентированы на другие источники, у них не сформирован механизм ориентации на самообразование, не всегда осознают, что отказ от использования различных источников может привести в дальнейшем к трудностям в обучении и освоении учебных курсов в высшей школе.

По данным ответам можно заключить, что для повышения готовности учащихся 7-9 классов к самообразованию нужна поддержка и дополнительная практическая деятельность в этом направлении.

Наши данные соответствуют и мнениям психологов, что социальные мотивы хуже осознаются и оцениваются школьниками ниже, чем познавательные, что говорит о недостаточной их сформированности [4]. Это объясняется тем, что у современного подростка умственное и физическое развитие опережают его нравственную зрелость. Мы считаем, что и в этом направлении нужна дополнительная, специальная работа, ориентирующая учащихся на расширение круга чтения.

Но в целом исследование готовности подростков к процессу самообразования, их предпочтения и степень приобщённости к книге к концу обучения в среднем общеобразовательном учреждении свидетельствует о явно недостаточном уровне готовности; не сформирован механизм самообразования, преобладают прагматические мотивы, определяющие выбор чтения (подготовка к

уроку, к докладу, к экзамену, к контрольной боте, выполнение заданий учителя), а также ситуативные и релаксационные мотивы (25%), отказ от высокой оценки других, кроме учебников, источников. Снижен интерес к художественной литературе, что свидетельствует о недостаточно высоком проявлении уровня социальной мотивации чтения. Если интересы учащихся к профессиональной и учебной литературе достаточно высокие, то недооценивается поэзия, что в юношеском возрасте совершенно недопустимо и может привести к несформированности высоких целей и высоких идеалов. Тревожит и то, что лишь 3% учащихся 7-9 классов проявили интерес к произведениям этнорегиональ-ных авторов.

Кроме этих особенностей широкого социокультурного масштаба исследование позволило выделить особенности, характеризующие связи самообразования с процессом образования, его автономные особенности, а также особенности в области преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Этот курс предназначен для формирования сознательного

Библиографический список

и ответственного отношения человека (в нашем исследовании -подростков) к вопросам личной безопасности окружающих, формирования основополагающих знаний и умений по оценке опасных ситуаций и т.д. Среди особенностей самообразования в области преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» такие, как значимость для личности информации о действиях в современных условиях чрезвычайных ситуаций, недостаточность учебников, учебных и научно-методических пособий по предмету, недостаточная информированность личности по проблемам безопасности жизни, для самозащиты и самопомощи. Одной из приоритетных особенностей, по нашему мнению, является адаптированность содержания к современным проблемам безопасности.

Исследование позволило рассмотреть самообразование не только как процесс передачи и восприятия знаний, но и как культурный феномен, который выполняет социокультурные, воспитывающие, развивающие прогрессообразующие функции.

1. Алиева М.Б. Формирование навыков самообразования у подростков в учебной деятельности: автореферат ... кандидата педагогических наук. Махачкала, 2008.

2. Беспалько B.II. Стандартизация образования: основные идеи и понятия Педагогика. 1993; 5: 25-30.

3. Основы безопасности жизнедеятельности, 10 класс, А.Т. Смирнов, М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, Ю.Л. Воробьёв. 2011.

4. Маслоу А. Мотивация и личность. Санкт-Петербург, 1999.

References

1. Alieva M.B. Formirovanie navykovsamoobrazovaniya upodrostkov vuchebnojdeyatel'nosti: avtoreferat ... kandidata pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2008.

2. Bespal'ko V.II. Standartizaciya obrazovaniya: osnovnye idei i ponyatiya Pedagogika. 1993; 5: 25-30.

3. Osnovy bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti, 10 klass, A.T. Smirnov, M.P. Frolov, E.N. Litvinov, Yu.L. Vorob'ev. 2011.

4. Maslou A. Motivaciya ilichnost'. Sankt-Peterburg, 1999.

Статья поступила в редакцию15.03.15

УДК 371.162

Asadulaeva F.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Pedagogy of Primary Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: Gadjiev82@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Sulaeva I.M., teacher, Department of Pedagogy of Primary Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: Gadjiev82@mail.ru

BASICS AND FEATURES OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS AT SCHOOLS IN POLIETHNIC ENVIRONMENT. This paper addresses the problem of the organization of the educational process and creation of the most favorable conditions for the development of students' mental, moral, aesthetic and physical education schools, multi-ethnic environment. The major focus in the paper is the role and importance of the Russian language in primary education. The authors believe that the study of the role of the language is especially relevant at modern time, for the main task of the primary school in Russia is solving a problem of mental development, accelerated development of cognition of students. The authors describe distinctive characteristics of folk traditions (stories, songs, habits, customs, traditions of a people). The work proves that school pupils are able to acquire the national contents of works in ethnic oral traditions. The pedagogical experience of the researchers allows saying that the materials with a national component can be used for developing personal qualities of children such as brevity, respect, love for the motherland. The paper cites some basic ideas in pedagogy of K. D. Ushinsky.

Key words: primary school students, multiethnic environment, educational process, primary school teacher.

Ф.Р. Асадулаева, канд. пед. наук, зав. каф. педагогики начального образования ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: Gadjiev82@mail.ru

И.М. Сулаева, ст. преп. каф. педагогики начального образования ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: Gadjiev82@mail.ru

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛАХ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЫ

В данной статье рассматривается проблема организация учебно-воспитательного процесса и создания наиболее благоприятных условий для развития учащихся умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания в школах полиэтнической среды. Основное внимание в работе авторы акцентирует на роли и значении русского языка в начальном обучении, что особенно усиливается в нынешних условиях, когда главной задачей начальных классов становится задача умственного развития, ускоренное развитие умственных сил учащихся. Выделяются характерные особенности народных традиций (сказки, песни, нравы, обычаи, традиции народа). Утверждается, что учащиеся хорошо усваивают содержание произведений устного творчества.

Ключевые слова: младший школьник, полиэтническая среда, учебно-воспитательный процесс, начальная школа, учитель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.