ТРИ «М»: МЕТОДОЛОГИЯ — МЕТОДИКА — МЕТОД
УДК 373(091)
Проблема педагогического руководства самообразованием школьников в трудах отечественных педагогов 60—80-х гг. ХХ в.
В статье раскрываются пути разработки отечественными педагогами середины прошлого века теоретических вопросов самообразования школьников. Показано, что в трудах ученых этого времени были разработаны важнейшие вопросы теории самообразования.
Ключевые слова: теория педагогики; самообразование школьников, педагогическое руководство самообразованием школьников; проблемы самообразования в трудах уче-ных-педагогов.
Н.В. Лаврова
Осознание обществом ведущей роли образования в социокультурном развитии Российской Федерации как важнейшего фактора развития ее человеческого потенциала затруднительно без обращения к историческому опыту образования в педагогической науке. Сегодня, когда перед школой стоит задача научить школьников самостоятельно овладевать многочисленными необходимыми для жизни в современном мире знаниями, представляется совсем не бесполезным занятием обратиться к историческим корням развития самообразования в нашей стране.
В истории отечественной педагогики период 60— 80-х гг. прошлого века занимает особое место. Это было время частичного ослабления идеологического прессинга в системе образования, пора, когда прогрессивные ученые-педагоги в своих трудах обратились к личности учащихся, способных не только выполнять установки учителей, но и быть активными участниками образовательного процесса, умениям самостоятельно приобретать и использовать знания [6; 18].
Как писал Л.В. Занков: «Развитие ребят — это не только рост их прирожденных способностей, но в еще большей мере — результат целенаправленной и систематической работы учителя над развитием его питомцев. Интенсивное продвижение ребят в разви-
© Лаврова Н.В., 2015
127
Проблема педагогического руководства самообразованием школьников...
тии достигается в процессе всей учебно-воспитальной работы: в приобретении знаний, и овладения навыками, и формирования побуждения к учению» [8, с. 5].
Исследователи — педагоги 60-80-х гг. ХХ в. — разрабатывали важнейшие проблемы самообразования. Общий лейтмотив вышедших работ состоял в научном обосновании выдвинутой государством и обществом важной социальной задачи: вооружить школьников приемами и способами рационального использования научной и общекультурной информации. Над ее решением трудились многие представители педагогической науки.
Разработка теоретических проблем самообразования школьников на основе большого практического опыта — отличительная черта исследований выдающегося педагога того времени, директора Павлышской средней школы на Украине Василия Александровича Сухомлинского (1918—1970). В ряде своих работ он анализировал проблемы, возникавшие у школьников при выполнении ими самостоятельной работы. Ученый отмечал необходимость внимательного отношения к самостоятельной работе учащихся, профессионально грамотного педагогического руководства процессом их самостоятельной работы. Педагогическим проблемам самообразования уделено много внимания в его знаменитой книге «Рождение гражданина», в которой педагог писал: «Жизнь все больше требует постоянного обновления знаний. Без жажды знаний невозможна полноценная духовная, а значит, и трудовая, творческая жизнь. Следовательно, нам необходимо воспитывать органическую потребность в самообразовании» [19, с. 117].
Своим многогранным педагогическим опытом и оригинальными идеями, возникшими на основе этого опыта, В.А. Сухомлинский дал мощный импульс разработке теоретических проблем самообразования школьников в бывшем Советском Союзе.
Теоретическим проблемам самообразования уделял немалое внимание Леонид Владимирович Занков (1901—1977). Многие из принципов его дидактической системы могли быть реализованы только при условии активной самостоятельной работы учащихся. Ученый полагал, что процесс самообразования должен гармонично вплетаться в систему школьного обучения. При этом он предостерегал об опасности абсолютизации роли самообразования, подчеркивая важную роль учителя, задача которого состояла в показе ученикам связи самообразовательной и учебной деятельности, их взаимовлияния в общем процессе получения знаний. По мнению Л.В. Занкова, главным условием успешного руководства самообразованием школьников являлась последовательная выработка учащимися способности выполнения активных учебных действий, а затем — способности к самообразовательной деятельности, выработка привычки самоконтроля и самооценки, «...самоконтроль становится достоянием малышей» [8]. Другим непременным условием самообразования, ученый считал формирование
128
Проблема педагогического руководства самообразованием школьников...
у учащихся внутренней потребности в совершенствовании способов учебной деятельности и далее — мотивированной потребности в самообразовании.
Одним из ведущих направлений в педагогической науке 60—80-х гг. прошлого века была оценка приемов обучения школьников основам самообразования у учителей-предметников. В большинстве случаев, сформировав у учащихся определенные навыки учебной деятельности, учитель давал ученикам ориентир для развития самостоятельной работы на уроке и вне школы. В первую очередь передавались навыки самоконтроля, затем — основные правила, способствовавшие оптимальному выполнению учебных действий. На основе изучения практического опыта ученые-педагоги установили, что педагогическое руководство самообразованием школьников имело ряд специфических отличий при обучении различным предметам. Однако в целом оно было направлено на формирование приемов и способов самообразования, выработку осознанной мотивации к самообразовательной деятельности у учащихся общеобразовательных школ.
Анализируя теоретические работы, посвященные самообразованию школьников, нельзя не вспомнить имя и исследования известного учено-го-педагога того времени Ангелины Константиновны Громцевой (1918— 2010). В своих трудах «Выполнение домашних заданий как фактор воспитания учащихся 5-х классов» [5], «Проблемы самообразования учащихся на современном этапе развития советской школы» [6] автор рассмотрела проблемы самостоятельной и самообразовательной работы школьников средней школы и обобщила накопленные в науке и практике опыт и положения ученых по этой проблематике в исследованиях середины прошлого века. Ученый полагала, что многие проблемы можно «решать... в плане учения и организации самообразовательной деятельности учащихся» [6, с. 148], в которой учитель выступал в роли организатора познавательной деятельности учеников. Также А.К. Громцева считала: «Роль самостоятельной работы учащихся различна, но она все время направляется учителем, результаты ее проверяются и корректируются, а выводы, сделанные детьми и приобретенные таким путем, обобщаются и дополняются» [6, с. 155].
Вопросы самообразования, решения проблем начального образования при руководящей роли учителя, исследованные в трудах В.П. Стрекозиным, подтвердили, что «степень самостоятельности учащихся при выполнении... работ последовательно растет.» [18, с. 20]. Школьники на уроке запоминали правила, а добывались и осмысливались знания в самостоятельной работе. Ученый небезосновательно полагал, что первостепенным условием активизации познавательной деятельности являлась грамотная подача учебного материала педагогом на уроках, которая зависела «.от умения учителя управлять поисковой деятельностью учеников» [18, с. 24]. По мнению автора, в преподавании должна была исключена возможность
129
Проблема педагогического руководства самообразованием школьников...
получения учащимися готовых выводов, педагогу необходимо было найти рациональные способы и заинтересовать детей в самостоятельном усвоении учебного материала.
По мнению В.П. Стрекозина, тесная связь теории и практики обучения, частые переходы в учебном процессе от усвоения учебного материала к его закреплению самостоятельной работой школьников представлялись залогом успешного овладения знаниями, умением применять их на практике.
Немаловажными историко-педагогическими источниками, позволяющими понять развитие основных теоретических взглядов на проблему самообразования школьников в 60-80-е годы прошлого столетия, выступают защищенные в то время кандидатские и докторские диссертации. К вопросам педагогического руководства самообразованием и самовоспитанием школьников во взаимосвязи этих процессов обращались многие исследователи. Их авторы детально рассмотрели многие частные вопросы этой актуальной проблемы. Среди них следует назвать имена В.П. Бондаренко [2], Н.Ф. Головановой [4], Л.А. Земсковой [9], Л.Н. Сергеевой [17].
Самообразовательная деятельность как специфический вид деятельности человека осуществлялась в соответствии с общими законами познания на основе теории и практики. Поскольку в образовании и обучении ведущим звеном являлось воспитание и развитие личности, то это предполагало ведущую роль самообразования в самообразовательной деятельности.
По мнению Н.Ф. Головановой, «важно добиваться единства и взаимосвязи самообразования и самовоспитания...» [4, с. 10], единства воспитания и самовоспитания школьников, «.обеспечивать ему позицию субъекта социализации» [4, с. 280]. Автор разработала ряд учебно-воспитательных условий, способствовавших самовоспитанию, самообразованию школьников [4, с. 16], а также полагала, что «.ведущие мотивы самовоспитания являются и ведущими мотивами самообразования.» [4, с. 76] и в равной мере зависели от тех же факторов, в связи с чем «.основные признаки самообразования и самовоспитания совпадают или оказываются идентичными» [4, с. 132].
Ученый-педагог впервые поставила вопрос о необходимости «.создания системы педагогического руководства» как условия приобщения учащихся к самообразованию при обучении [4, с.138].
При педагогическом руководстве самообразовательной деятельностью школьников следовало, по мнению автора, уделять серьезное внимание формированию навыков самостоятельной учебной деятельности и самовоспитанию. В этой связи система педагогического руководства самообразовательной деятельностью учащихся должна была строиться таким образом, чтобы начинать самообразование учеников с их самовоспитания, вовлечения в деятельность, способствующую активному самопознанию.
130
Проблема педагогического руководства самообразованием школьников...
Изучая педагогическое руководство самообразовательной деятельностью школьников, Л.А. Земскова отмечала, что при внесении педагогом самообразовательной работы в учебный процесс учитель получал возможность «...обеспечивать педагогическое управление самообразованием учащихся и формировать у них стремление и умение самостоятельного овладения знаниями» [9, с. 15]. В процессе обучения школьников учитель способствовал воспитанию у детей положительного отношения к предмету, осознанию жизненной значимости самообразования. Автор подчеркивала: «Стремление к самообразованию становится устойчивым при наличии опыта самостоятельной работы и волевой активности учащихся» [9, с. 32].
Другой ученый-педагог, Л.Н. Сергеева, работая над проблемой самообразования школьников, считала, что психологическая и практическая подготовка к самостоятельному познанию, функция руководства им почти полностью возлагалась на учителя.
По мнению автора, самообразование не только средство совершенствования образования, но и деятельность, помогавшая становлению личности, а руководство самообразованием стимулировало самоопределение и самоутверждение личности, способствовало ее развитию. Отдельное внимание ученый-педагог уделила значению роли учителя, который должен был сочетать преподавание с обучением детей навыкам самообразования, обеспечивая «технологическую» сторону деятельности, «что вызвано тесной связью самообразования и обучения» [17, с. 30].
Также Л.Н. Сергеева считала, что полноценное становление личности школьников было возможно в условиях специально организованного педагогического руководства этой деятельностью, которое «зависит от понимания сущности этой деятельности в целом, от взглядов на роль самообразования в формировании личности» [17, с. 191]. Важным звеном являлось сочетание общей, групповой и индивидуальной помощи в преодолении трудностей самообразования.
Опираясь на анализ большого практического опыта, она пришла к заключению, что решение проблемы руководства самообразованием учащихся заключалось в руководстве «становлением личности в целом, а не только ее познанием» [17, с. 192].
Кроме того, ученым была рассмотрена необходимость «комплексно решать задачи руководства их духовным ростом, познавательной деятельностью и призванием» [17, с. 193]. Руководство самообразованием зависело от трудностей самообразовательной деятельности, поэтому при работе с учащимися педагог исходила из личности школьников, опиралась на их запросы и возможности. Учитывая широту интересов учеников, формируя призвание, обеспечивая полноценное развитие личности, педагогическое руководство вырабатывало у учеников «осознанное отношение к самообразованию как к необходимой деятельности, без которой невозможно совершенствование других видов деятельности» [17, с. 194].
131
Проблема педагогического руководства самообразованием школьников...
Еще одна важная практическая и теоретическая проблема, которой активно занимались исследователи в то время, заключалась в преодолении школьниками трудности самообразовательной деятельности. В этой связи необходимо обратиться к трудам известного исследователя В.П. Бондаренко, которая, в частности, сосредоточила внимание на том, что в опыте работы школ наблюдались различные трудности обучения, связанные с педагогическим руководством самообразования учеников, выступавшими как сложная педагогическая проблема, а их преодоление — как важная практическая задача школы. Автор отмечала: «Правильное педагогическое руководство самообразованием должно включать в себя деятельность учителей и учащихся, направленную на преодоление возникающих трудностей» [2, с. 6]. Основные трудности самообразования школьников носили педагогический характер и возникали из-за отсутствия связи между учебным процессом и самообразованием. Самовоспитание и самообразование осуществлялись изолированно, помимо этого, процесс жизненного самоопределения не был связан с образованием и самообразованием. Педагог пришла к выводу, что «...самообразование должно выступать как результат не только образования, а целостной системы воспитания личности.» школьников [2, с. 13].
Проблема готовности школьников к целенаправленному самообразованию получила подробное отражение в диссертационном исследовании Ю.Г. Любимцева. Рассматривая вопросы руководства самообразованием школьников, Ю.Г. Любимцев отмечал: «.самообразование школьника органически вытекает из правильно поставленного, активно организованного учебного процесса.» [15, с. 6]. В своих научных публикациях Ю.Г. Любимцев на основе системно-структурного анализа школьного самообразования выделил стратегические, взаимосвязанные задачи и разработал «.дидактическую модель сочетания (взаимодействия) в учебном процессе обучения и самообразования», «.компоненты школьного самообразования в их взаимосвязи и взаимодействия, условия развития стремления и готовности к самообразованию по возрастным периодам.» [15, с. 16].
По мнению Ю.Г. Любимцева, готовность школьников к самообразованию определялась построением учебного процесса; самообразовательные умения и навыки закладывались в начальных классах; работа по самообразованию включалась в общую систему учебно-воспитательной работы; сочетание обучения и самообразования в учебном процессе выражалось в развитии самообразовательного потенциала урока; согласование целенаправленных воспитательных воздействий учителей.
Автор подчеркивал, что «формирование у учащихся готовности к самообразованию полагает такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой педагогическое руководство самообразованием школьников основывается на развитии активности самой личности как субъекта воспитания» [15, с. 108].
132
Проблема педагогического руководства самообразованием школьников...
Важным направлением исследований ученых, в целях решения задач руководства самообразовательной деятельностью учащихся, педагоги рассматривали пути формирования познавательных и организационных умений и навыков, таких как умение работать с книгой [5, 13, 19], систематизировать и применять на практике полученные знания [1, 11], планировать деятельность в соответствии с намеченными планами [10], отбирать пути и средства для решения познавательных задач [7, 9], контролировать деятельность, оценивать ее результаты [1, 14].
В своей диссертационной работе И.С. Гантя представила исследование педагогической организации самостоятельного детского чтения в начальных классах как основу самообразования учащихся. Автор исследования полагала, что в младших классах «...должны быть заложены основы самообразования, то есть все дети способны за три года усвоить ту сумму знаний, умений и навыков для работы с текстом и детской книгой, которая определяет готовность и привычку постоянно применять эти знания, умения и навыки.» [3, с. 8].
Разработанная ученым-педагогом программа отразила процесс формирования приемов работы над текстом, составлявших основы самообразования у младших школьников при обучении чтению, по учебным неделям, четвертям, полугодиям и годам обучения и методику поэтапного формирования приемов работы. Исследователь пришла к заключению, что «.постоянный переход обучения в самообразование обусловливает реальную основу воспитания самостоятельности как черты личности» [3, с. 20].
Самообразование учащихся — это развивающее обучение, которое призвано научить их организовывать и направлять свою познавательную деятельность, формировать самостоятельность как черту личности. Система упражнений, по мнению И.С. Гантя, являлась обязательным звеном для формирования у учеников основ самообразования. Под упражнениями она предусматривала комплекс заданий, обеспечивающих порядок отработки учебных действий, составлявших приемы и закономерные связи, гарантировавшие автоматизацию, и перенос приемов в доступную индивидуальную самообразовательную деятельность на уроке и внеурочную деятельность. Изучив соотношение процессов обучения и самообразования в школе и специфику этого соотношения в начальном обучении школьников, ученый-педагог подчеркивала: «Самообразование начинается тогда, когда учащийся сам обнаруживает недостаточность имеющихся у него знаний, но на основе знаний и умений уже полученных в процессе обучения», а задача учителя специально создавать соответствующую ситуацию [3, с. 20].
На другой существенный момент обратила внимание известный ученый-педагог Г.М. Коджаспирова. Она считала, что самообразованием занимались не только из-за собственного желания знать, «а под давлением внешних причин. Самообразовательная деятельность в этом случае мо-
133
Проблема педагогического руководства самообразованием школьников...
жет быть не меньшей интенсивности и напряжения... Именно признание этого вида самообразования, позволяет наметить систему стимуляции и активизации занятий.» [12, с. 72].
Под самообразованием автор понимала «.специально организованную самостоятельность, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно или общественно значимых образовательных целей. это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование.» [12, с. 74].
Педагог предполагала, что возможность и необходимость подготовки младших школьников к самообразованию диктовались наличием четко определяемых групп учащихся, отличавшихся по степени готовности и восприимчивости в подготовке к самообразованию.
В своих научных публикациях Н.Н. Светловская, работая над проблемой самообразования, отмечала, что самообразовательная деятельность всегда добровольна, в ней доминировали внутренние мотивы — познавательные и социальные. Внешние мотивы самообразования выражались в требованиях общества и окружающих. Предметом самообразования являлось содержание школьного материала, выходящего за пределы школьной образовательной программы. Автор полагала, что руководство учителя самообразовательной работой школьников состояло в том, что он формировал потребности, мотивы и способы самообразовательной деятельности учащихся, показывал связь самообразования со школьным обучением. Отличие самообразования от самостоятельной деятельности учеников, по мнению исследователя, в том, что они сами определяли материал для усвоения: его объем, сроки усвоения, источники.
По мнению исследователя, в самообразовательной и учебной деятельности школьников выделялись три уровня: 1) самообразование осуществлялось внутри учебной деятельности и сопутствовало школьному обучению, а учение корректировало самообразовательную работу; 2) особая самообразовательная деятельность учащихся по решению отдельных задач; 3) специфическая самообразовательная развернутая деятельность учеников по самовоспитанию личности [16].
Уровни самообразовательной деятельности различались по задачам, которые решали школьники, а также по способам их реализации. На первом уровне самообразования присутствовали задачи общего развития личности. Способом самообразования учащихся являлся ситуативный поиск дополнительной информации путем расширения знаний, например, чтение дополнительной литературы, посещение лекций.
На втором уровне самообразовательной деятельности решались конкретные цели, но доминировали близкие цели: сдать экзамены, поступить на подготовительные курсы, выучить иностранный язык. Характерно отсутствие отчетливой связи самообразовательных целей с усовершенство-
134
Проблема педагогического руководства самообразованием школьников...
ванием личности. Способами осуществления являлись выборочное систематическое усвоение информации, усвоение новых знаний и овладение научными методами мышления.
На третьем уровне самообразования доминировали далекие цели, связанные с жизненными перспективами школьников, и включали принципиально новые способы деятельности: осознание особенностей своей учебной деятельности и личности, соотнесение себя с требованиями общества, поиск и отработка новых способов познавательной деятельности, осознание самообразования как особой деятельности.
Реализация программы внеурочной деятельности школьников в 60— 80-е годы ХХ века позволила решить задачу воспитания грамотной и социально активной личности и представляла собой соединение образовательного и разнообразных ресурсов различных типов учреждений культуры и образования.
В научных трудах ученых рассматриваемого исторического периода отмечалось, что самообразовательная деятельность учащихся являлась составной частью комплексной системы воспитания и обучения. Систематическая учебная деятельность учеников в процессе обучения обладала большими возможностями для формирования готовности школьников к самообразованию. Приобщать учащихся к самообразованию, по мнению исследователей, следовало начинать с подготовки к самовоспитанию и вовлечения их в деятельность, которая способствовала бы активному самопознанию.
Ученые-педагоги полагали, что для организации наиболее эффективного самообразования необходима система педагогического руководства школьниками. Основная цель руководства самообразовательной деятельностью учащихся состояла в развитии самообразования и превращения его в средство решения личностно важных задач, выдвигаемых учениками в связи с жизненными планами и идеалами. Важнейшими условиями, обеспечивающими результативность педагогического руководства самообразовательной деятельностью школьников, являлись взаимосвязь обучения, воспитания и развития учащихся, высокий уровень учебно-воспитательного процесса.
Наиболее эффективно проблема подготовки школьников к самообразованию решалась путем органического включения самообразовательной деятельности учащихся в учебный процесс школы, при условии приближения к активным самостоятельным формам учебной деятельности и применения форм учебной работы с учетом индивидуальных особенностей, интересов и склонностей учеников. Первым шагом к этому являлось формирование потребности в самообразовании.
Разработанный учеными подход к руководству самообразовательной деятельностью школьников имел большое практическое значение, поскольку позволял выявить положительные возможности перехода обучения в самообразование.
135
Проблема педагогического руководства самообразованием школьников...
Литература
1. Авдеев А.П. Самообразование старшеклассников в условиях дифференцированного подхода в процессе обучения: Дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 1978. 187 с.
2. Бондаренко В.П. Педагогические основы преодоления трудностей в самообразовании старшеклассников: Дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 1976. 170 с.
3. Гантя ИС. Педагогическая организация самостоятельного детского чтения в начальных классах как основа самообразования учащихся: Дис. ... канд. пед. наук. М., 1980. 157 с.
4. Голованова Н.Ф. Самообразование как составная часть самовоспитания старших школьников: Дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 1975. 169 с.
5. Громцева А.К. Выполнение домашних заданий как фактор воспитания учащихся 5-х классов: Дис. ... канд. пед. наук. Л., 1950. 335 с.
6. Громцева А.К. Проблемы самообразования учащихся на современном этапе развития советской школы: Дис. ... д-ра пед. наук: в 2 т. Л., 1971. Т. 1. 628 с. Т. 2. 375 с.
7. Закиров ГС. Педагогические условия формирования у школьников потребности в самообразовании (На материале курса математики и физики VIII класса): Дис. ... канд. пед. наук. М., 1968. 229 с.
8. -Банков Л.В. Первый класс // Известия. 1970. 11 февраля.
9. Земскова Л.А. Формирование у учащихся VIII—IX классов стремления к самообразованию (На основе связи обучения с жизнью в преподавании иностранного языка и географии): Дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 1976. 171 с.
10. Иванова Н.Д. Опыт приобщения учащихся старших классов к работе по самообразованию: Дис. ... канд. пед. наук. Алма-Ата, 1978. 278 с.
11. Калинина С.В. Формирование готовности старшеклассников к самообразованию в условиях домашней учебной работы: Дис. ... канд. пед. наук. Л., 1980. 274 с.
12. Коджаспирова Г.М. Формирование готовности к самообразованию у младших школьников: Дис. ... канд. пед. наук. М., 1975. 218 с.
13. Колбаско И.И. Подготовка учащихся старших классов вечерних школ: Дис. ... канд. пед. наук. Новосибирск, 1968. 301 с.
14. Колесник ЛС. Развитие потребности в самообразовании у старших школьников: Дис. ... канд. пед. наук. Новосибирск, 1968. 301 с.
15. Любимцев Ю.Г. Дидактические условия сочетания обучения и самообразования старшеклассников: Дис. ... канд. пед. наук. Тюмень. 1983. 283 с.
16. Светловская Н.Н. Теоретические основы читательской самостоятельности и их реализация в системе начального обучения: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1977. 38 с.
17. Сергеева Л.Н. Педагогическое руководство самообразованием старших школьников: Дис. ... канд. пед. наук. Л., 1981. 265 с.
18. Стрекозин В.П. Актуальные проблемы начального образования: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1976. 208 с.
19. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1979. 336 с.
136