Научная статья на тему 'Понятие самообразования в отношениях с родственными педагогическими понятиями'

Понятие самообразования в отношениях с родственными педагогическими понятиями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1073
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАНИЕ / ЦЕЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ / ПРЕДПОСЫЛКИ САМООБРАЗОВАНИЯ / КОМПОНЕНТЫ САМООБРАЗОВАНИЯ / МЕХАНИЗМ САМООБРАЗОВАНИЯ / SELF-EDUCATION / PURPOSE OF SELF-EDUCATION / REASONS OF SELF-EDUCATION / COMPONENTS OF SELF-EDUCATION / MECHANISM OF SELF-EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведев И. Ф.

В статье понятие самообразования рассматривается в сравнении с понятиями образование и непрерывное образование, самостоятельная работа, самодеятельность, самосознание, самореализация, саморазвитие, самоуправление, саморегуляция, самонаблюдение, самопознание, самоорганизация, самосовершенствование, самоконтроль, самооценка и т.д. Все эти понятия систематизируются в соответствии с целью самообразования, его предпосылками, компонентами и основным механизмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDEA OF SELF-EDUCATION IN RELATIONSHIP WITH KINDRED PEDAGOGICAL NOTIONS

In the article the idea of self-education is considered in comparison with ideas of education and continuous education, independent work, selfperformance, self-consciousness, self-realization, self-development, selfmanagement, self-regulation, self-observation, self-cognition, selforganization, self-perfection, self-control, self-estimation etc. All these notions are systematized according to purpose of self-education, it's reasons, components and main mechanism.

Текст научной работы на тему «Понятие самообразования в отношениях с родственными педагогическими понятиями»

поверхности земли на ногах, а в действительности „.он неустойчиво стоит на длинных ходулях, которые далеко уходят вглубь через многочисленные временные пласты, и очень трудно идти по земле, в последовательности делая шаг на этих ходулях-ногах, которые вовсе не в земную поверхность упираются, а должны смещать вместе с собой, в каждом шаге,

целые прорастания в большое число временных пластов» [2, с. 373]. Речь идет как раз о таких характеристиках хронотопа, которые, пронизывая пространство и время жизни человека, придают ему целостность и устойчивость в процессе его движения в пространство все новых возможностей.

Библиографический список

1. Логинова, И.О. Психология жизненного самоосуществления. - М.: Изд-во СГУ, 2009.

2. Мамардашвили, М.К. Психологическая топология пути (М.Пруст «В поисках утраченного времени»). - СПб.: Русский Христианский гуманитарный институт, 1997.

3. Зинченко, В.П. Мысль и слово Густава Шпета. - М.: УРАО, 2000.

4. Абульханова, К.А. Время личности и время жизни / К.А. Абульханова, Т.Н. Березина. - СПб.: Алетейя, 2001.

5. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. - М., 1989. - Т.2.

6. Бахтин, М.М. Литературно-критические статьи. - М., 1986.

7. Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе. - М., 1976.

8. Бонецкая, Н.К. М.Бахтин в двадцатые годы // М.М. Бахтин: pro et contra. Творчество и наследие М.М. Бахтина в контексте мировой культуры. - СПб.: Русский Христианский гуманитарный институт, 2002. - Т.2.

9. Толстой, А.К. Князь Серебряный / А.К. Толстой: Собрание сочинений: в 4 томах. - М.: Правда, 1980. - Т.2.

10. Скороходова, О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. - М.: Педагогика, 1990.

11. Холквист, М. Диалог истории и поэтики // М.М.Бахтин: pro et contra: Творчество и наследие М.М. Бахтина в контексте мировой культуры. -СПб.: Русский Христианский гуманитарный институт, 2002. - Т.2.

12. Пушкин, А.С. Евгений Онегин // Полное собрание сочинений в 10 т. - М.: Институт русской литературы, 1978. - Т.5.

13. Чехов, А.П. Собрание сочинений: В 12 томах. Письма. - М.: Художественная литература, 1964. - Т.12.

14. Быстрицкий, Е. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие / Е. Быстрицкий. [Э/р] http://www.bvstrytsky.org/books/f110.htm

15. Леонтьев, Д.А. Проблема смысла в науках о человеке. - М.: Смысл, 2005.

16. Толстой, Л.Н. Война и мир: Собрание сочинений в 22 томах. - М.: Художественная литература, 1980. - Т.6.

17. Батюшков, К.Н. Сочинения в 2-х томах.. - М.: Художественная литература, 1989. - Т.2.

18. Морсон, Г.С. Михаил Бахтин. Создание прозаики / Г.С. Морсон, К. Эмерсон // Михаил Бахтин: pro et contra. Творчество и наследие М.М. Бахтина в контексте мировой культуры. Антология. - СПб.: Русский Христианский гуманитарный институт, 1997. - Т.2.

19. Лермонтов, М.Ю. Собрание сочинений в 4 томах. - М.: Художественная литература, 1976. - Т.4.

20. Шомова, С. Политический хронотоп. [Э/р http://www.rags.ru/akadem/all/24-2003

21. Клочко, В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в транс-спективный анализ). - Томск: Томский государственный университет, 2005.

22. Сачков, Ю.В. Эволюция учения о причинности // Спонтанность и детерминизм. Институт философии РАН. - М.: Наука, 2006.

23. Шпет, Г.Г. Философско-психологические труды. - М.: Наука, 2005.

24. Перминов, В.Я. Асимметрия причинной связи и необратимость времени // Спонтанность и детерминизм. Институт философии РАН. - М.: Наука, 2006.

25. Галажинский, Э.В. Самореализация личности: системный взгляд / Э.В. Галажинский, В.Е. Клочко. - Томск: ТГУ, 1999.

26. Некрасова, Е.В. Жизненный мир человека как предмет психологического исследования // Сибирский психологический журнал. - Томск. -2003. - Выпуск 19.

27. Хасанов, И.А. Время: природа, равномерность, измерение. - М.: Прогресс-Традиция, 2001.

28. Некрасова, Е.В. Подход к исследованию хронотопических характеристик жизненного мира человека.

[Э/р] http://www.srf.kemsu.rU/portal/psv2002/1.2.shtml

Статья поступила в редакцию 15.11.09

УДК 374.1

И.Ф. Медведев, зав. кафедрой ЧИПС, г. Челябинск, Е-тт: Medvedev_if@mail.ru ПОНЯТИЕ САМООБРАЗОВАНИЯ В ОТНОШЕНИЯХ С РОДСТВЕННЫМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ПОНЯТИЯМИ

В статье понятие самообразования рассматривается в сравнении с понятиями образование и непрерывное образование, самостоятельная работа, самодеятельность, самосознание, самореализация, саморазвитие, самоуправление, саморегуляция, самонаблюдение, самопознание, самоорганизация, самосовершенствование, самоконтроль, самооценка и т.д. Все эти понятия систематизируются в соответствии с целью самообразования, его предпосылками, компонентами и основным механизмом.

Ключевые слова: самообразование, цель самообразования, предпосылки самообразования, компоненты самообразования, механизм самообразования.

В конце прошлого столетия и начале нынешнего появилась серия работ, посвященных теории и практике самообразования. Возросший интерес к самообразованию связан с общественно-политической ситуацией в стране. Освоение новых производственных отношений, определяющих жизнедеятельность человека, требует от него исключительной мобилизации с опорой на собственные силы и возможности, что напрямую связано с самообразовательной деятельностью.

Данная статья направлена на упорядочение понятий, характеризующих самообразовательную деятельностью, с целью дальнейшего практического использования выделенной структуры самообразования при разработке технологий образовательного процесса.

С понятием самообразования связан целый ряд близких по смыслу понятий, которые дополняют и структурируют его,

а также определяют границы применения. К сожалению, в педагогической литературе они изучаются и используются независимо друг от друга. Авторы в большинстве случаев ограничиваются внедрением методик, опирающихся на отдельные аспекты самообразования и соответствующие понятия без рассмотрения их во взаимосвязи.

Самообразование тесно связано с образованием: не может быть самообразования без образования, и наоборот. При этом образование является родовым по отношению к понятию самообразования. Важность образования несомненна, но его технологии в информациионном обществе претерпевают кардинальные изменения. Суть их - в постепенном смещении соотношения «образование - самообразование» к доминированию последнего. Поэтому отчетливее проявляется тенденция, когда самообразовательные процессы, протекающие сти-

хийно, обретают все более осознанные и рационально организованные формы, а самообразование в качестве неотъемлемой составляющей разнообразных видов деятельности человека постепенно занимает доминантные позиции.

В связи с этим выделяют 2 вида самообразования: сопутствующее и автономное. Если автономное самообразование может быть не связано с учебным процессом и не зависеть от него, то сопутствующее опирается на него и он определяет характер и содержание самообразовательной работы. Сопутствующее самообразование является наиболее эффективным, поскольку обучение в вузе играет ведущую роль в формировании личности студента. Обучение, построенное особым образом, может стимулировать самообразование, возбуждать потребность в нем [1].

Логическим завершением процесса обучения служит переход к профессиональному самообразованию. Профессиональное самообразование - активная, целеполагающая, само-регулируемая, профессионально-значимая деятельность, направленная на обновление, расширение и углубление ранее полученных знаний, совершенствование практических навыков и умений в целях достижения высокого уровня профессионального мастерства [2].

Рис.1 Виды самообразования в системе образования

Вместе с самообразованием и его видами в теории обучения выдвигаются на первый план понятия, находящиеся в отношениях подчинения и соподчинения. Все они проявляются через мотивы, предпосылки, компоненты и механизм самообразования.

1. Мотивация самообразования имеет сложную структуру. Однако ключевую роль в ней играет профессиональное самоопределение - процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации, составная часть целостного жизненного самоопределения. Этот длительный процесс согласования внут-риличностных и социально-профессиональных потребностей не завершается профессиональной подготовкой по избранной специальности, а происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути. Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование практического, действенного отношения личности к социокуль-

турным и профессионально-производственным условиям ее общественно полезного бытия и саморазвития [3].

2. Достижение цели самообразовательной деятельности невозможно без внешних и внутренних предпосылок ее успешного осуществления. С внешними предпосылками самообразования связаны понятия самостоятельной работы, дистанционного обучения, непрерывного образования и самообразовательной пропедевтики. Общей предпосылкой, связанной с включением обучаемых в образовательный процесс, является самостоятельная работа. По определению Н.Н. Тулькибаевой термин «самостоятельная работа» трактуется как «... важнейшее средство подготовки учащихся к активной самообразовательной работе, осуществляется как в ходе урочных занятий, так и во внеурочное время. Эта форма организации теоретического обучения, сущность которой заключается в самостоятельной познавательной деятельности. Основной целью при этом является формирование профессиональной самостоятельности учащихся [4, с.198].

Кроме того, понятие «самообразование» исторически складывалось на основе понятия «самостоятельная работа». Принимая во внимание этот факт, имеет смысл рассматривать содержание профессионального образования, направленного на развитие готовности личности к самообразованию, через содержание самостоятельной работы студентов.

Г.Н. Сериков в статье «О соотношении между самостоятельной работой и самообразованием» [5], рассматривая и общие и отличительные черты, показывает, что эти два вида деятельности обладают свойством взаимопроникновения. Самостоятельная работа может становиться самообразованием, когда цели самостоятельной работы усваиваются воспи-туемыми как собственные. Когда же цели самостоятельной работы, поставленные преподавателем, перестают быть личными целями воспитуемых, происходит обратный переход от самообразования к самостоятельной работе.

Самообразование и самовоспитание предполагают наличие сопутствующих нравственных качеств, таких как трудолюбие, прилежание, целеустремленность, умение довести начатое дело до конца, активность и самостоятельность.

Пространственной предпосылкой самообразования выступают технологии дистанционного обучения, которое следует рассматривать как процесс взаимодействия между преподавателем и студентом, при котором участники находятся на расстоянии друг от друга, в результате чего у студента формируется система научных знаний. Основу образовательного процесса в дистанционном обучении составляет целенаправленная, контролируемая, интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, факсу, электронной или обычной почте, а также личного контакта.

Непрерывное образование следует рассматривать как временную предпосылку самообразования, самосовершенствования студента, как средство формирования самостоятельности студентов, форму организации их познавательной деятельности. Центральной идеей непрерывного образования является развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни. Система непрерывного образования, с одной стороны, является основой для совершенствования системы поэтапной подготовки к самообразованию на всех ступенях общего и профессионального обучения и воспитания. С другой стороны, непрерывное образование выступает как условие развития самообразования, поскольку оно должно сопутствовать постоянно сначала учебно-профессиональной деятельности учащихся, а затем профессионально-трудовой деятельности специалиста (А.А. Вербицкий, Б.С. Гершунский) [6; 7].

Для осуществления человеком самообразовательной деятельности необходим предварительный этап, на котором личность должна быть каким-то образом подготовлена к такой деятельности, должна развить в себе определенные качества. С этой целью вводится понятие самообразовательная пропе-

девтика, под которой понимается особый вид образования, включающий целенаправленную деятельность педагога или другого компетентного лица по формированию у обучающихся определенных знаний, умений и навыков самообразовательной деятельности, повышения у них культуры умственного труда, научной организации самообразования, направленных на приобретение наиболее рациональных способов повышения своего общего, политехнического и специального образования [8].

Внутренней предпосылкой самообразования выступает самообразовательная компетентность, определяемая как качество личности, характеризующее ее способность к систематической самостоятельно организуемой познавательной деятельности, направленной на продолжение собственного образования в общекультурном и профессиональном аспектах. Данного рода компетентность основывается на опыте самообразовательной деятельности, на стремлении студента расширить свой образовательный потенциал, повысить конкурентоспособность на рынке труда, реализовать индивидуальные увлечения [9].

Самообразовательная компетентность реализуется в своих составляющих - самодеятельности, самосознании и самоактуализации. Сложные понятия с первым корневым словом само- лежат в основе большинства современных психологических и педагогических концепций.

Самодеятельность - деятельность, основанная на собственном почине, на личной инициативе; самостоятельная деятельность. Наиболее часто встречающийся вид самостоятельной деятельности - самоподготовка - направленный на решение познавательной задачи наиболее рациональным способом, осуществляемый в условиях косвенного педагогического управления, ориентированный на максимальное использование самоуправления личности, результат которого обладает субъективной новизной [10].

Самосознание - это осознание и оценка человеком самого себя, как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности (то есть нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения).

Самоактуализация (от лат. айиа^ - действительный, настоящий) - деятельность человека по наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

3. В качестве внешнего и внутреннего компонентов самообразования определяются понятия самореализации и саморазвития личности. Самореализация есть творческая деятельность человека, в результате которой изменяется окружающая среда и сам человек. Очевидна связь самообразования с саморазвитием личности. В педагогической и психологической науках накоплено немало важных теоретических и эмпирических материалов по физическому, духовному и умственному развитию личности.

4. Самообразование с точки зрения деятельностного подхода проявляется в составляющих действиях, которые составляют его механизм. Самоуправление отражает внешнюю актуализацию самообразовательной деятельности. Оно выполняет функции планирования и осуществления плана и означает включение обучаемых в управление собственным образовательным процессом. Одним из существенных факторов развития самоуправления является подготовка обучаемых к организаторской деятельности. Самоуправление имеет прямой аналог в психологии в виде понятия саморегуляции. Под саморегуляцией понимают регуляцию, осуществляемую субъектом и направленную на адаптацию этой деятельности, с одной стороны, к решаемым ею задачам, и с другой стороны, к получаемым результатам [11].

Совокупность рассматриваемых самообразовательных действий обычно группируют в зависимости от выполняемых ими функций. Функция ориентирования реализуется посредством самоанализа, самопознания, самонаблюдения. Самонаблюдение - наблюдение человека за внешним планом собственной жизни, позволяющее фиксировать ее проявления, которое возникает в процессе общения с другими людьми, усвоения социального опыта и средств его осмысления. Само-

наблюдение играет важную роль в формировании аппарата самосознания и самоконтроля личности.

Важнейшим и необходимым компонентом в составе духовно-творческого саморазвития личности является рефлексия (самоанализ) как познание и анализ личностью собственного сознания и деятельности, т.е. «взгляд на собственную мысль и действия со стороны» [12]. Рефлексия - наблюдение, которое направлено на внутренние действия сознания, внимание к тому, что происходит от нас. Рефлексия является онтологическим основанием самосознания, саморазвития личности, механизмом самопознания, самоанализа, самоконтроля, самоорганизации и самооценки человека.

Функция планирования также реализуется во внешней и внутренней формах. Внешняя форма характеризуется самоорганизацией, которая является одним из основных структурных компонентов самоуправления. В основе целенаправленной самоорганизации лежит сознательное отражение и оценка условий, а также алгоритмизация деятельности с целью ее успешного осуществления [13].

Под самопознанием следует понимать изучение личностью собственных физических и психических особенностей. Проблема саморазвития человека через самопознание постоянно находилась в поле зрения философов и педагогов. Познавательный процесс должен разрешиться оформлением позитивного знания, и, как результат такого процесса - прогресс общества, обусловленный постоянно незатухающим стремлением человека к познанию и развитию.

Самосовершенствование - это самовоспитание или сознательное и целенаправленное действие человека по отношению к самому себе, с целью развития определённого сознания нравственности и нравственных качеств, в соответствии с представлениями о нравственном идеале. Проще говоря, это сознательное развитие личностных навыков и качеств человека

Функция контроля в самообразовательной деятельности осуществляется посредством самоконтроля и самооценки. Самоконтроль учебной деятельности - это особый вид деятельности студента, побуждаемый и направляемый целями самоуправления и самосовершенствования своей учебной работы, осуществляемый системой умственных действий, направленных на самостоятельный контроль и коррекцию хода и результатов учебы, на анализ и предупреждение недостатков в своей учебной работе и в ее организации [14].

Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Самооценка получает объективное выражение в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной самооценке).

Поскольку все рассмотренные понятия являются родственными и имеют прямое отношение к понятию самообразования, они могут быть сведены в таблицу 1, где они выделены жирным шрифтом. Понятия приведены в соответствие с атрибутами самообразования и вместе с функциями, которые они выполняют в самообразовании.

Таблица 1

Систематизация родственных понятий в соответствии с атрибутами самообразования_____________________________________

Атрибуты самообразования Родственные понятия и их функции в самообразованиии

Мотивы самообразования Профессиональное самоопределение

Предпосылки самообразования Внешние: 1. Общая: включение в систему образования - обучение посредством самостоятельной работы - воспитание нравственных качеств личности. 2. Пространственная: дистанционное обучение 3. Временная: непрерывное образование. 4. Специальная: самообразовательная пропедевтика

Внутренние - самообразовательная компетентность: 1. Самодеятельность - самостоятельность в деятельности (в частности самоподготовка) 2. Самосознание - самостоятельность в мышлении 3. Самоактуализация - развивающая направленность самообразования

Компоненты самообразования Внешний компонент - самореализация

Внутренний компонент - саморазвитие личности: - физическое совершенствование, - духовное самопознание, - умственный рост - овладение научной методологией

Механизм самообразования - самоуправление ние (внутренняя сторона -саморегуляция) Функция ориентирования - внешняя форма - самонаблюдение - внутренняя форма - рефлексия Функция планирования - внешняя форма - самоорганизация, - внутренняя форма - самопознание Функция осуществления - внешняя форма - самообучение, - внутренняя форма - самосовершенствование Функция контроля - самоконтроль Функция оценки - самооценка

Указанные понятия определяют достаточно широкий спектр перспективных направлений исследования самообразовательной деятельности. Из приведенной таблицы также видно, что не все особенности и свойства самообразования имеют полное раскрытие в уже известных понятиях, и поэтому требуется дополнение их перечня и обновление состава.

Библиографический список

1. Громцева, А.К. Проблема самообразования учащихся на современном этапе развития советской школы: автореф. дис.. канд. пед. наук. - Л., 1972.

2. Панасенко, Ю.А. Формирование умений и навыков самообразовательной деятельности у курсантов в условиях военного вуза: дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2005.

3. Профессиональное самоопределение молодежи. - Педагогика, 1993. - № 5.

4. Тулькибаева, Н.Н. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики / под ред. Н.Н. Тулькибаевой, Л.В. Трубай-чук. - М.: Издательский дом «Восток», 2003.

5. Сериков, Г.Н. О соотношении между самостоятельной работой и самообразованием // Новые исследования в педагогических науках / Сост. И.К. Журавлев, В.С. Шубинский. - М.: Педагогика, 1989. - Вып.1 (53).

6. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе, контекстный подход. - М.: Высш. шк., 1991.

7. Гершунский, Б.С. Педагогическая наука в условиях непрерывного образования // Сов. педагогика. - 1987.

8. Барсуков, И.Г. Подготовка к самообразованию студентов педвуза // Формирование педагогической направленности у студентов. Тезисы к V межвузовской научно-практической конференции. - Челябинск, 1985.

9. Фомина, Е.Н. Формирование самообразовательной компетентности студентов на основе применения модульной технологии (на примере средних профессиональных учебных заведений): автореф. дис. канд. пед. наук. - Волгоград, 2007.

10. Ким, Н. П. Об определении понятия «самоподготовка» // Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов: Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции 11-13 мая 1999 г. - Челябинск: Издательство ЧГПУ, 1999.

11. Осницкий, А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности. - М.: Знание, 1986.

12. Толстолуцких, Н.П. Психолого-педагогические условия и средства творческого саморазвития старшеклассников в личностно-ориентированном обучении: дис.. канд. пед. наук. - Саратов, 1997.

13. Устинова, Я.О. Формирование понятия «самоорганизация» у студентов вузов // Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов: Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции 11-13 мая 1999 г. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999.

14. Устинова, Я.О. Формирование умений самоорганизации и самоконтроля учебной деятельности у студентов вузов: автореф. дис.. канд. пед. наук. - Челябинск, 2000.

Статья поступила в редакцию 28.11.09

УДК 371.261

О.Э. Наймушина, аспирант УрГПУ, г. Екатеринбург, E-mail: noejkznoe@googlemail.com;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Б.Е. Стариченко, д-р пед. наук, проф. УрГПУ, E-mail: bes@uspu.ru

ИЗМЕРЕНИЕ УРОВНЯ УСВОЕНИЯ КОМПОНЕНТОВ ЗНАНИЙ ПО ФИЗИКЕ НА ОСНОВЕ МНОГОФАКТОРНОЙ ОЦЕНКИ СЛОЖНОСТИ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

В работе описан подход, позволяющий построить объективную оценку уровня усвоения учащимися учебной дисциплины и осуществить коррекцию усвоения компонентов знаний. Подход основан на выделении обобщенных компонентов знаний и определении факторов сложности контрольных заданий. Применение подхода рассмотрено на примере школьного курса физики.

Ключевые слова: педагогические измерения, факторы сложности, компоненты знаний, уровни усвоения учебного материала.

Постановка задачи исследования выявление конечных результатов обучения предмету, и при

Развиваемые в настоящее время методы и модели оценки всей их персональной и общественной значимости они не

уровня знаний учащихся (ЕГЭ, рейтинги и т.п.) носят, пре- могут изменить выявленный уровень. С точки зрения учителя

имущественно, итоговый характер. Они ориентированы на большую актуальность представляют методы измерения обу-

10б

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.