Научная статья на тему 'Проблемы самообразования в современном обществе (теоретико-методологический анализ ключевых понятий)'

Проблемы самообразования в современном обществе (теоретико-методологический анализ ключевых понятий) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1277
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАНИЕ / САМОПОЗНАНИЕ / SELF-EDUCATION / SELF-COGNITION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гришина Ольга Анатольевна

В статье рассматривается проблема воспитания потребности самообразования студентов как определенного вида самостоятельность обучающихся. В самообразовательной деятельности кроется неиссякаемый запас для любого человека. Для студентов осознание необходимости самообразования особенно важно, ведь именно в молодости формируется потребность постоянного самосовершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF SELFEDUCATION IN MODERN SOCIETY (THEORETICO-METHODOLOGIC ANALYSIS OF KEY TERMS)

The problem of education for necessity of self-instruction as the type of independence. There is an unquenchable source for any person. It is indispensably for students because the necessity of self development is very important for young people.

Текст научной работы на тему «Проблемы самообразования в современном обществе (теоретико-методологический анализ ключевых понятий)»

№ 2 - 2008 г. 13.00.00 педагогические науки УДК 374(005)

ПРОБЛЕМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ (ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ)

О. А. Гришина

НФ Российский государственный торгово-экономический университет (г.

Новосибирск)

В статье рассматривается проблема воспитания потребности самообразования студентов как определенного вида самостоятельность обучающихся. В самообразовательной деятельности кроется неиссякаемый запас для любого человека. Для студентов осознание необходимости самообразования особенно важно, ведь именно в молодости формируется потребность постоянного самосовершенствования.

Ключевые слова: самообразование, самопознание

Проблема воспитания потребности самообразования как определенного вида самостоятельности обучающихся всегда считалась для педагогики и других наук <узловой>. Общество стремительно меняется. В этой обстановке студенчество формируется и самоидентифицируется. Одними из итогов Болонского процесса стали уточненные приоритеты современного образования, в которых важное место уделяется самопознанию и самообразованию.

В самообразовательной деятельности кроется неиссякаемый запас для любого человека. Тем важнее осознание студентом необходимости самообразования, ведь именно в молодости формируется потребность постоянного самосовершенствования.

Сама природа человека, его статус самоосознающей единицы бытия предопределяют его намерения по изучению своей сущности. Человек, осознающий содержание своей самости, существующий в атмосфере целостности мышления, чувств и деятельности, не может ограничиваться абстрактной рефлексией. Характер познания не может не соотноситься с особенностями индивидуальности самого познающего себя субъекта. В то же время значимость тех или иных форм познания определяется периодом и характером развития общества, особенностями культурного наследия и экологическим состоянием среды, в которой живет человек [4].

Говоря о современном обществе, чаще всего произносят термин <постмодернистское общество>. Этот термин отражает специфику новых явлений и процессов, происходящих, прежде всего, в наиболее развитых странах в конце XX и начале XXI века. Постмодернистская культурная модель вырастает на почве модернистского общества, сосуществует с ним, имея обычно тенденции к более или менее быстрому дальнейшему распространению. В разных регионах мира, в том числе и России, обнаруживается мозаичность сочетания традиционной, модернистской и постмодернистской культур [3].

Постсовременный мир эпизодичен, непостоянен, условен. То, что кажется безусловно <правильным> сегодня, завтра может оказаться <неправильным>. Постмодернистская культура содержит в себе онтологическую неуверенность, исчезают <указатели> правильности различных положений, мнений, способов поведения, принятия решений. Сами декламируемые кем-то истины, правила, положения, регламенты оказываются неполными, незаконченными, двойственными. Эти правила изменяются уже во время их возникновения и тем более в момент применения в реальной жизни [Там же].

Люди в таком состоянии испытывают на сознательном и бессознательном уровнях желания почувствовать себя хотя бы в какой-то степени внутренне защищенными, интегрированными, целостными [Там же].

Исходя из этого, мы можем предположить, что самообразование - это один из тех моментов, благодаря которым человек может с достоинством воспринимать быстроизменяющийся мир. Самообразование не панацея, но один из факторов, способных помочь современному человеку в совершенствования себя. Хочется отметить, что самообразовательный потенциал студентов не всегда осознается ими в полной мере.

Говоря об этом, мы не можем не затронуть методологию понятий <самостей>, тем более что в современном обществе необходимы уточнения некоторых терминов в силу их понимания и объяснений с разных позиций.

Понятие <самость> ввел в аналитической психологии К. Юнг, говоря об архетипе, являющем собой центр суммативной целостности сознательного и бессознательного психического бытия.

В различных энциклопедиях существует ряд трактовок следующих понятий: <самоактуализация>, <самовоспитание>, <самозанятость>, <самоконтроль>, <самоменеджмент> (самоуправление), <самонаблюдение>, <самообладание>, <самообразование>, <самоопределение>, <самооценка>, <самопознание>, <саморазвитие>, <саморегуляция>, <самосознание>, <самостоятельность>, <самовнушение>, <самолюбие>, <самореализация>, <самообслуживание>, <самоорганизация>, <самоприказ>, <самоуверенность>, <самоутверждение>, <самоучка>, <самочувствие> и т. д. (см. табл.).

Таблица

Характеристики обозначенный понятий

Самоактуализация В одной из трактовок этот термин имеет в виду осовременивание индивидом своих возможностей, знаний, умений без посторонней помощи, т. е. через самообразование

Самовоспитание Сознательное и целенаправленное освоение человеком многообразного социального опыта

Самозанятость Разновидность нетрадиционной, нестандартной занятости, в основе которой лежит самоорганизация

Самоконтроль Осознание и оценка человеком собственной деятельности и поведения, своих действий, поступков, движений с точки зрения их соответствия предварительным намерениям, поставленным целям или требованиям

Самоменеджмент (самоуправление) Это менеджмент в полном объеме, однако развернутый не вовне, а на субъекта управления-менеджера

Самонаблюдение Умение смотреть на самого себя, на свои отношения к окружающей действительности как бы со стороны

Самообладание Особенности волевого поведения человека в устойчивых формах - волевая черта характера, заключающаяся в умении владеть своими чувствами

Самообразование 1. Образование, приобретаемое путем самостоятельной работы 2. Целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью

Самоопределение Центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений

Самооценка Элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков

Самопознание Необходимое условие и средство успешной организации любой деятельности и своих взаимоотношений с окружающим миром, самовоспитания

Саморазвитие Объективный процесс, присущий всему живому, способ адекватного приспособления к среде, постоянное улучшение саморегуляции путем совершенствования всех систем организма

Саморегуляция Целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности

Самосознание Относительно устойчивая, в той или иной мере осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений Ч. о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с людьми

Самостоятельность Одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться ее выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях

Самовнушение Процесс внушения, адресованный самому себе, один из приемов самоуправления личности

Самолюбие Моральное чувство, в котором выражается уважение человека к самому себе как личности

Самореализация Одна из целей педагогического процесса, заключающаяся в помощи личности осуществить свои позитивные возможности, раскрыть задатки и способности

Самообслуживание Система знаний, умений и навыков, позволяющих субъекту самостоятельно поддерживать себя и личные вещи в состоянии,

соответствующем принятым санитарно-гигиеническим нормам

Самоорганизация Деятельность и способность личности, связанные с умением организовать себя, которые проявляются в целеустремленности, активности и т. д.

Самоприказ Приказ самому себе является действенным методом для выработки воли и характера, самообладания и умения управлять собой даже в экстремальных ситуациях

Самоуверенность Черта личности и одновременно особенность поведения, характеризующиеся приданием своему <Я>, своей личности чрезмерной значимости в системе межличностных отношений или в конкретной деятельности

Самоутверждение Стремление человека к высокой оценке и самооценке своей личности и вызванное этим стремлением поведение

Самочувствие Субъективное ощущение физиологической и психологической комфортности внутреннего состояния

Рассматривая данные формулировки, можно предположить, что в процессе изучения самого себя человек будет только расширять понятийный ряд терминов, так как самообразование актуально в любом эволюционном отрезке жизни человечества.

Все развитие гуманистической мысли и в целом развитие общества подготовило человека к осознанию того, что основой решения его проблем, будь то социальные или экономические, управленческие или технологические, должно стать его собственное развитие.

Список литературы

1. Батышев С. Я. Энциклопедия профессионального образования / С. Я. Батышев. - М., 1999.

- Т. 3.

2. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002.

3. Короленко Ц. П. Постмодернистская культура и образовательные проблемы в России / Ц. П. Короленко // Материалы IV международной конференции. - Новосибирск, 2008.

4. Никитин В. Н. Саморегуляция: трансгрессивный переход в сознании / В. Н. Никитин // Преподаватель. - 2006. - N 1.

5. Рапацевич Е. С. Педагогика. Большая современная энциклопедия / Е. С. Рапацевич. -Минск, 2005.

6. Давыдов В. В. Российская педагогическая энциклопедия / В. В. Давыдов. - М., 1999. - Т. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.