Научная статья на тему 'ЗАДАЧИ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ СПОРТИВНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ В СТРУКТУРЕ ИНДУСТРИИ СПОРТА'

ЗАДАЧИ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ СПОРТИВНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ В СТРУКТУРЕ ИНДУСТРИИ СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
85
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ / ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ СПОРТ / ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ / УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ТРЕНЕР-ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Михайлова Тамара Викторовна

Спортивная индустрия и ее роль в вопросах сохранения здоровья в детско-юношеском спорте. Система отбора и профориентации. Диспансеризация как залог полной информации о состоянии здоровья спортсмена на всех этапах подготовки, выявления заболеваний присущих определенному виду спорта и возрасту. Тренер - это педагог-воспитатель-наставник, главная задача которого состоит в осуществлении физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы, направленной в первую очередь на укрепление здоровья и всестороннего физического воспитания, а также в выявлении в процессе систематических занятий наиболее способных к специализированной работе детей и подростков. Подготовка кадров для индустрии спорта на основе апробированных научных исследований, способствующих формированию высокой профессиональной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN'S HEALTH PRESERVATION AND THE CREATION OF CONDITIONAL SPORTS LONGEVITY IN THE STRUCTURE OF THE SPORTS INDUSTRY

The sports industry and its role in the preservation of health in children's and youth sports. The system of selection and career guidance. Medical examination as a guarantee of complete information about the health status of an athlete at all stages of preparation, detection of diseases inherent in a particular sport and age. A coach is a teacher-educator-mentor, whose main task is to carry out physical culture, health and educational work aimed primarily at strengthening health and comprehensive physical education, as well as to identify in the process of systematic classes the most capable of specialized work of children and adolescents. Training of personnel for the sports industry on the basis of proven scientific research that contributes to the formation of high professional competence.

Текст научной работы на тему «ЗАДАЧИ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ СПОРТИВНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ В СТРУКТУРЕ ИНДУСТРИИ СПОРТА»

УДК 796.011

ЗАДАЧИ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ СПОРТИВНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ В СТРУКТУРЕ ИНДУСТРИИ СПОРТА

Тамара Викторовна Михайлова, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма,

Москва

Аннотация

Спортивная индустрия и ее роль в вопросах сохранения здоровья в детско-юношеском спорте. Система отбора и профориентации. Диспансеризация как залог полной информации о состоянии здоровья спортсмена на всех этапах подготовки, выявления заболеваний присущих определенному виду спорта и возрасту. Тренер - это педагог-воспитатель-наставник, главная задача которого состоит в осуществлении физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы, направленной в первую очередь на укрепление здоровья и всестороннего физического воспитания, а также в выявлении в процессе систематических занятий наиболее способных к специализированной работе детей и подростков. Подготовка кадров для индустрии спорта на основе апробированных научных исследований, способствующих формированию высокой профессиональной компетенции.

Ключевые слова: социальные услуги, физическая культура и спорт, здоровье нации, детско-юношеский спорт, диспансеризация, учитель физического воспитания, тренер-преподаватель, профессиональные компетенции.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p291-295

CHILDREN'S HEALTH PRESERVATION AND THE CREATION OF CONDITIONAL SPORTS LONGEVITY IN THE STRUCTURE OF THE SPORTS INDUSTRY

Tamara Victorovna Mikhailova, the doctor of pedagogical sciences, professor, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow

Abstract

The sports industry and its role in the preservation of health in children's and youth sports. The system of selection and career guidance. Medical examination as a guarantee of complete information about the health status of an athlete at all stages of preparation, detection of diseases inherent in a particular sport and age. A coach is a teacher-educator-mentor, whose main task is to carry out physical culture, health and educational work aimed primarily at strengthening health and comprehensive physical education, as well as to identify in the process of systematic classes the most capable of specialized work of children and adolescents. Training of personnel for the sports industry on the basis of proven scientific research that contributes to the formation of high professional competence.

Keywords: social services, physical culture and sports, health of the nation, children's and youth sports, clinical examination, physical education teacher, trainer-teacher, professional competencies.

Социальная сфера управления или как модно сегодня говорить - социальный менеджмент, в части работы с населением, практически во всех направлениях на сегодняшний день «перешел» на оказание услуг (социальные услуги, образовательные услуги, научные услуги и т.д.), изменяя при этом цели и задачи социального обеспечения граждан.

Данная трансформация не прошла мимо отрасли физической культуры и спорта. Пример социальной услуги государства: массовый спорт: физическая культура - любительский спорт, задача - формирование здорового образа жизни; спорт высших достижений - профессиональный спорт, задача -патриотическая задача, зрелищно-массовые мероприятия для общества.

Как видим, представленная схема составляет индустрию спорта, сюда же можно соотнести и движитель данной индустрии - интеллектуальный капитал. Главные аспекты

деятельности индустрии спорта: целевые программы развития физической культуры и спорта; подготовка сборных команд по видам спорта; подготовка военнослужащих, правоохранительных органов; физическое воспитание детей дошкольного, школьного возраста, а также лиц, получающих среднее и высшее образование; внешкольные физкуль-турно-образовательные организации; лечебная физическая культура; рекреационная физическая культура; туризм - как форма массового и доступного досуга; общественные физкультурно-оздоровительные объединения и клубы; федерации по видам спорта; лиги, союзы, ассоциации, общества, объединения; спортивные товары и их производство; спортивные объекты; телерадиовещание и еще многое и многое в коммерческом секторе

[4].

Здесь можно говорить и о научных и производственных комплексах, работающих на спорт: специализированные сервисные фирмы (реклама, биржа и т.д.), кадровое обеспечение всех вышеперечисленных направлений.

Весь сектор действия направлен на укрепление здоровья населения, так как человек, обладающий хорошим здоровьем, психологически устойчив к стрессовым ситуациям и готов к различного рода нагрузкам, имеет все предпосылки к развитию своего творческого потенциала и самое главное готов к его проявлению в сфере своей деятельности.

Все вышеперечисленное говорит о том, как быстро развивается индустрия спорта, но нас интересует в первую очередь начало этих звеньев. Где в этой большой цепочке детский, юношеский и юниорский спорт в прямом смысле понятийного аппарата отрасли физической культуры и спорта [2]?

К сожалению, все вышеперечисленные факторы индустрии спорта работают в большей степени не на развитие и популяризацию различных видов спорта (олимпийских и не олимпийских), не на развитие спортивно-оздоровительной деятельности, а исключительно на получение конкретной материальной выгоды [4]. Так, например, большая часть прибыли от телевидения, рекламы спортивных товаров, спортивного питания, инвентаря - это частная прибыль компаний производителей, ибо никто не будет работать себе в убыток. В фитнес клубах (а они как правило коммерческие) предлагается весьма широкий комплекс услуг: напитки, кремы, пищевые добавки, сауны, массаж и многое другое. Стадионы и иные спортивные сооружения не в состоянии «выживать» самостоятельно только за счет средств субсидии на выполнение государственного задания, поэтому и сдают в аренду площади с целью получения дополнительного источника финансирования, а также для возможности оплаты за коммунальные услуги, выплаты достойной заработной платы работникам и т.д.

Все вышеперечисленное явилось основанием для постановки проблемы: сколько бы сегодня мы не говорили о детском и юношеском спорте - пока все остается на словах и бумаге и нет действенного механизма, который позволит сделать массовый спорт бесплатным и доступным для всех слоев населения, а также поможет ему стать - бесплатной составляющей социального заказа.

С начала развала системы советского спорта система отбора и профориентации практически сведена к нулю. Если у родителей есть материальная возможность - любая секция для занятий ребенка открыта. Если нет, то ищите где бесплатно, а талант и способности уходят на второй и третий план [5]. При этом, спортивный инвентарь даже для начинающих во многих видах спорта будет стоить родителям минимум треть заработной платы!

Задача. Не будем действовать по принципу: «разрушить до основания, а потом построим новый мир». Необходимо взять все лучшее из прошлого и перенести в новые социально-экономические условия. И первую очередь необходимо вернуть хорошую систему диспансеризации всех детей (два раза в год), пришедших заниматься в государственные учреждения. И как решение - возродить так называемые «спортивные диспансеры» на местах, в округах, по территориальному признаку.

Данная система контроля решает очень важные задачи:

- тренер видит исходные показатели занимающихся, динамику роста антропометрических показателей, физиологических показателей ребенка от воздействия нагрузки;

- далее врач дает рекомендации для коррекции тренировочного процесса (очень часто мы наблюдаем гетерохромное развитие индивида, внутренние органы отстают от роста конечностей. Например: сердце -возникает пролапс митрального клапана) и тренер принимает решения работать дальше по общепринятой программе или необходима индивидуальная корректировка нагрузки для данного подростка, где данное отклонение не патология, а проходящее явление, связанное с тренировочной работой;

- спортсмен и тренер знают, что полная диспансеризация однозначно покажет наличие запрещенных препаратов в организме спортсмена. Зная, что препараты выводятся достаточно долго из организма - риск применения различного рода стимуляторов бу-ден сведен к минимуму. Так как за этим наступают сразу жесткие санкции: временное отстранение тренера от работы, лишение права заниматься тренерской деятельность определенное количество времени; применяются также санкции к спортсмену, независимо от возраста;

- видя поэтапно (каждые полгода) функционально-физиологическое развитие ребенка, роста-весовые показатели, можно в детском возрасте переориентировать ребенка на другой вид спорта, таким образом, не потеряв большое количество желающих заниматься физической культурой. Так как в раннем возрасте ребенок идет туда - куда хотят родители или посоветовали друзья, намного позже формируется желание достичь чего-то большего и то при условии, что на занятиях все хорошо получается. Но ведь если не получается в одном виде спортивной деятельности, может же получиться в другом. И в этом поможет грамотный специалист-тренер. Например: ребенок пришел в вольную борьбу, занимается два года, а на третий наблюдается сильный рост нижних конечностей, в следствии чего сложиться в быстрый захват в партере, такому ребенку будет достаточно сложно. Следует неуда за неудачей, у ребенка вырабатывается комплекс аутсайдера, для тренера он становится не перспективным - значит надо ему объяснить причину неудач и предложить перейти в секцию баскетбола, волейбола, гандбола и т.д.

Плановая диспансеризация поможет решить главный вопрос - какому возрасту и какому виду спорта присущи определенные заболевания и с чем они связаны - это ошибка и неграмотность тренера или в этом возрасте при гетерохромной системе развития 12 функциональных систем организма эти заболевания часто встречаются. Но и как их предотвратить? Уменьшить или увеличить нагрузку, заменить одно упражнение на другое, использовать индивидуальные занятия или групповые? Можно просмотреть динамику и частоту возникающих заболеваний по возрастам, в определённом виде спорта по гендерному признаку.

Таким образом, система полной диспансеризации поможет решить вышеперечисленные важные задачи.

Необходимо пересмотреть систему нахождения в детско-юношеской школе до 18 лет. Вопрос: а потом куда? Если не попадает в сборную Российской Федерации, то спортсмен должен искать себе место для тренировок [3]. Организм растет до 21-23 лет, а мы «списываем» спортсменов в 18 лет. Мы сами омолаживаем спорт высших достижений, но, собственно, зачем? Вот они и стараются всеми способами показать лучший результат к 18 годам, хотя пик должен быть от 23-29 лет иногда 35 лет. «Спорт омолодился» - скажут многие. Да, есть определенные виды спорта, где эластичность опорно-двигательного и связочного аппаратов весьма ограничена в силу чистой физиологии. Несомненно, это виды спорта, основа которым гимнастика. Всего же в реестре видов спорта Министерства спорта Российской Федерации их 192 (пока). Но кто посчитал сколько после этого через 10 лет появилось инвалидов? Сколько хронических заболева-

ний, приобретает спортсмен за годы нахождения в профессиональном спорте. Разве минута славы стоит дороже собственного здоровья и жизни?

Диспансеры смогли бы помочь всем закончившим карьеру в большом спорте, а ветеранам - быстрее социализироваться, понимая, что о них помнят (немаловажный факт), они могли бы получать медицинские услуги в одном месте (начиная с детского спорта и до старости). Ведь только врачи специализированных учреждений понимают, что выявленные отклонения от нормы результат физической односторонней нагрузки, а не врожденная или приобретенная патология. Травмы проявляют себя после занятий спортом высших достижений, они же профессиональные (приобретенные в ходе выполнения работы, труда - значит и лечение должно быть бесплатным в этих же диспансерах). Замечательный пример - диспансер №1 на Курском. До сих пор вспоминает поколение Советских спортсменов о замечательных хирургах, и никакое ЦИТО не могла с ним сравниться. Абсолютно все специалисты высокого уровня. Не принижаем достоинств ЦИТО, но стоимость операций?

Еще одна из серьезных задач - это статус тренера [1]. Кто и когда решил, что тренер - это не педагог? Кто отменил патриотичное воспитание? Ушла из раздела работы тренера графа «воспитательная работа». Убрали роль партии КПСС- это понятно так как это - идеология немногочисленной части населения. А национальный патриотизм, а чувство ответственности за свой коллектив, команду, за экипаж? Кто на собственном примере показывает, что такое чувство долга? Тренер в любом случае воспитывает определенные физические качества с помощью упражнений и нагрузки [1]. Нагрузка выше бытовой, а значит проходит под контролем воли, используя волевые усилия, а это как раз процесс воспитательный - метод в педагогике «побуждение к действию с использованием силы воли».

Учитель в школе решает узконаправленную задачу - научить ребенка начиная с первого класса основным двигательным навыкам, наиболее часто встречающимся в жизни человека: бег, прыжки, ходьба, метание, лазание, возможно, немного аэробной нагрузки средствами лыжной подготовки. Хотя лыжи практически изжили себя в силу заметной смены климатических условий. Если есть бассейн в школе, то плавание может решать задачи общей оздоровительной направленности. Учитель после школы, вольно выражаясь свободен, а тренер же - нет. И дома он продолжает работать посредством общения с родителями (особенно если неблагополучная семья, так как ребенок не может выполнять тренировочную нагрузку, не нанося себе вред, голодным и не выспавшимся), учителями школы, самими учениками. Не секрет, что тренеру занимающиеся доверяют и гораздо больше рассказывают, чем родителям [5].

В заключении можно констатировать, что тренер - должность, относящаяся исключительно к педагогической деятельности и не ограничивающаяся оказанием спортивно-оздоровительных услуг. А заработная плата должна соответствовать педагогической нагрузке. Помимо применения группового метода в тренировочном занятии, тренер обязательно индивидуально поправит конкретные ошибки и даст методические указания (как правильно выполняется упражнение) каждому своему подопечному, таким образом, включая индивидуализацию тренировочного процесса. Определение из общего количе -ства занимающихся особенно одаренных и талантливых - это тоже огромная задача и профессионализм тренера. Чемпионами становятся немногие, и работа тренера выходит далеко за рамки рабочего времени дня. Есть те виды спорта, где по технике безопасности подготовка инвентаря, его наладка и уборка занимает до двух-трех часов. Сегодня, когда между первым и вторым местом разница в десятых и сотых долях секунд, научные знания тренера по спортивной физиологии, биохимии, биомеханике, спортивной психологии, которая особенно важна на этапах высшего спортивного мастерства, спортивной педагогике, нутрициологии как подхода к правильному питанию спортсмена. Здесь нужно говорить и о средствах восстановления после нагрузок высокой интенсивности, витами-

нах и минералах, которые теряет спортсмен под воздействием нагрузки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Михайлова Т.В. Основополагающие критерии выбора профессии тренера у современной молодежи / Т.В. Михайлова, К.Н. Епифанов // Материалы II-круглого стола научного совета по физической культуре и спорту отделения образования и культуры РАО: материалы Международной научно-практической конференции. - Москва, 2019. - С. 95-102.

2. Михайлова Т.В. Современные противоречия в развитии физкультурного образования в Российской Федерации / Т.В. Михайлова // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции по вопросам спортивной науки в детско-юношеском и адаптивном спорте. - Москва, 2017. - С.78-79.

3. Михайлова,Т.В. Ценностно-смысловая мотивация спортивной деятельности: сущность и структура / Т.В. Михайлова Т.В., А.С. Цуцкова // Экстремальная деятельность человека. - 2017. -№ 4 (45). - С.11-13.

4. Теоретико-методологические основы и современные технологии физической культуры и спорта : монография / Т.В. Михайлова, К.Н. Епифанов, М.С. Леонтьева [и др.]. - Москва, 2018 -435 с.

5. Mikhailova T.V. Social and educational setting to prepare pre-school children for study through physical education / T.V. Mikhailova, M.S. Leont'eva, T.V. Levchenkova // BIO Web of Conferences Volume 26, 2020 First International Scientific-Practical Conference "Actual Issues of Physical Education and Innovation in Sports" (PES 2020). - Naberezhnye Chelny, 2020. - vol. 26. - URL : https://www.bio-

conferences.org/articles/bioconf/full_html/2020/10/bioconf_pes2020_00077/bioconf_pes2020_00077.html.

REFERENCES

1. Mikhailova, T.V. and Epifanov, K.N. (2019), "Fundamental criteria for choosing the profession of a coach among modern youth", Il-round table of the scientific council on physical culture and sport of the department of education and culture of the Russian Academy of Education: materials of the International Scientific and Practical Conference, Moscow, pp. 95-102.

2. Mikhailova, T.V (2017), "Modern contradictions in the development of physical education in the Russian Federation", Materials of the II All-Russian Scientific and Practical Conference on Sports Science in Children, Youth and Adaptive Sports, Moscow: pp. 78-79.

3. Mikhailova, T.V. and Tsutskova, A.S. (2017), "Value-semantic motivation of sports activity: essence and structure", Extreme human activity. No. 4 (45), pp. 11-13.

4. Mikhailova, T.V., Leonteva, M.S. and Epifanov, K.N. (2018), Theoretical and methodological foundations and modern technologies of physical culture and sports, Moscow.

5. Mikhailova, T.V., Leonteva, M.S. and Levchenkova, T.V. (2020), "Social and educational setting to prepare pre-school children for study through physical education", BIO Web of Conferences Volume 26, 2020 First International Scientific-Practical Conference "Actual Issues of Physical Education and Innovation in Sports" (PES 2020), Naberezhnye Chelny, available at: https://www.bio-conferences.org/articles/bioconf/full_html/2020/10/bioconf_pes2020_00077/bioconf_pes2020_00077.html

Контактная информация: tomriko58@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.02.2022

УДК 796.058.4:79.12

ПРОВЕДЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ГРЕБЛЕ-ИНДОР В

ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 В МОСКОВСКОМ ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ СВЯЗИ И ИНФОРМАТИКИ

Тамара Викторовна Михайлова, доктор педагогических наук, профессор, Александра

Андреевна Пушкина, аспирант, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, г. Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.