Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАРУБЕЖНОГО И РОССИЙСКОГО ПОСЛЕДИПЛОМНОГО СПОРТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАРУБЕЖНОГО И РОССИЙСКОГО ПОСЛЕДИПЛОМНОГО СПОРТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПЕРЕПОДГОТОВКА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Масягина Н.В., Губа В.П., Скрипко А.Д., Глузман Ю.В.

Цель исследования - рассмотреть и сравнить особенности последипломного спортивного образования по физической культуре в России и Польше. Методика и организация исследования. Проведена сравнительная оценка программных учебных материалов образовательных учреждений Польши и России, осуществляющих повышение квалификации и переподготовку кадров в области физической культуры и спорта. Результаты исследования и выводы. В Польше в рамках последипломного образования можно получить сертификат по таким специальностям, как тренер по спорту; мануальная терапия; питание и диететика; индивидуальный тренер; управление туризмом; охрана труда в физической культуре, спорте. В Российской Федерации в последнее время основное внимание отводится курсу инструктора по спорту. Одно из многочисленных «практических» направлений образования - это обучение по специальности «спортивный менеджмент» и «инструктор ЛФК и массажист» в сфере здравоохранения. Проведенный анализ позволил определить тенденцию к созданию в системе последипломного спортивного образования обеих стран новых направлений, востребованных в обществе и продиктованных временем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Масягина Н.В., Губа В.П., Скрипко А.Д., Глузман Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF FOREIGN AND RUSSIAN POSTGRADUATE SPORTS EDUCATION

Objective of the study was to to consider and compare the features of postgraduate sports education in physical culture in Russia and Poland. Methods and structure of the study. A comparative assessment of the program teaching materials of educational institutions in Poland and Russia, which carry out advanced training and retraining of personnel in the field of physical culture and sports, was carried out. Results and conclusions. In Poland, as part of postgraduate education, one can obtain a certificate in such specialties as a sports coach, manual therapy; nutrition and dietetics; individual trainer; tourism management; labor protection in physical culture, sports. In the Russian Federation, the focus has recently been on the course of a sports instructor. One of the many "practical" areas of education is training in the specialty "sports management" and "exercise instructor and massage therapist" in the field of health. The analysis made it possible to determine the trend towards the creation of new directions in the system of postgraduate sports education in both countries, which are in demand in society and dictated by the time.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАРУБЕЖНОГО И РОССИЙСКОГО ПОСЛЕДИПЛОМНОГО СПОРТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАРУБЕЖНОГО И РОССИЙСКОГО ПОСЛЕДИПЛОМНОГО СПОРТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК/UDC 796.077.5

Поступила в редакцию 13.01.2022 г.

Информация для связи с автором: 01qwer@list.ru

Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Масягина1 Доктор педагогических наук, профессор В.П. Губа2 Доктор педагогических наук, профессор А.Д. Скрипко3 Доктор педагогических наук, доцент Ю.В. Глузман4

Московский государственный университет спорта и туризма, Москва 2Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

3Академия Калишская им. Станиславa Войцеховского, Калиш, Польша 4Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь

COMPARATIVE CHARACTERiSTiCS OF FOREIGN AND RUSSiAN POSTGRADUATE SPORTS EDUCATION

PhD, Associate Professor N.V. Masyagina1

Dr. Hab., Professor V.P. Guba2

Dr. Hab., Professor A.D. Skripko3

Dr. Hab., Associate Professor Yu.V. Gluzman4

1 Moscow State University of Sport and Tourism, Moscow

2 Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow

3 Kalisz Academy named after Stanistaw Wojciechowski, Kalisz, Poland

4 V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol

Аннотация

Цель исследования - рассмотреть и сравнить особенности последипломного спортивного образования по физической культуре в России и Польше. Методика и организация исследования. Проведена сравнительная оценка программных учебных материалов образовательных учреждений Польши и России, осуществляющих повышение квалификации и переподготовку кадров в области физической культуры и спорта.

Результаты исследования и выводы. В Польше в рамках последипломного образования можно получить сертификат по таким специальностям, как тренер по спорту; мануальная терапия; питание и диететика; индивидуальный тренер; управление туризмом; охрана труда в физической культуре, спорте.

В Российской Федерации в последнее время основное внимание отводится курсу инструктора по спорту. Одно из многочисленных «практических» направлений образования - это обучение по специальности «спортивный менеджмент» и «инструктор ЛФК и массажист» в сфере здравоохранения. Проведенный анализ позволил определить тенденцию к созданию в системе последипломного спортивного образования обеих стран новых направлений, востребованных в обществе и продиктованных временем.

Ключевые слова: образование, физическая культура, переподготовка, повышение квалификации, программа подготовки.

Abstract

Objective of the study was to to consider and compare the features of postgraduate sports education in physical culture in Russia and Poland. Methods and structure of the study. A comparative assessment of the program teaching materials of educational institutions in Poland and Russia, which carry out advanced training and retraining of personnel in the field of physical culture and sports, was carried out.

Results and conclusions. In Poland, as part of postgraduate education, one can obtain a certificate in such specialties as a sports coach, manual therapy; nutrition and dietetics; individual trainer; tourism management; labor protection in physical culture, sports.

In the Russian Federation, the focus has recently been on the course of a sports instructor. One of the many "practical" areas of education is training in the specialty "sports management" and "exercise instructor and massage therapist" in the field of health.

The analysis made it possible to determine the trend towards the creation of new directions in the system of postgraduate sports education in both countries, which are in demand in society and dictated by the time.

Keywords: education, physical culture, retraining, advanced training, training program.

Введение. Вопросы последипломного образования всегда интересовали специалистов в области физической культуры и спорта не только проводящих исследований учебного процесса, но и тех людей, которые хотели бы продолжить свое обучение по уже выбранной профессии, однако пони-

мающих, что тех знаний, умений и навыков недостаточно для более эффективной работы и карьерного роста [2, 3, 6, 8].

Система последипломного спортивного образования в странах Евросоюза и России подвергается систематическим значительным изменениям вследствие прогрессирую-

Таблица 1. Учебный план

№ Предмет Лекции Практические занятия Форма зачета

1. Антропомоторика 12 8 Зачет

2. Биомедицинские основы развития ребенка 12 8 Зачет

3. Танцевально-ритмические упражнения 6 9 Зачет

4. Дидактика физического воспитания 10 15 Экзамен

5. Безопасность на занятиях 12 Зачет

6. Теория и методика игр с мячами 5 15 Зачет

7. Дипломный семинар - 20 Защита проекта

8. Теория и методика гимнастики 6 12 Зачет

9. Теория и методика легкой атлетики 6 12 Зачет

10 Специальные занятия физическими упражнениями 6 6 Зачет

11. Игры и развлечения 5 15 Зачет

12. Теория и методика оздоровительного воспитания 5 10 Экзамен

13. Теория и методика физического воспитания 15 20 Экзамен

Всего 250 часов 100 150

14. Методическая практика - 100 Зачет

Таблица 2. Сферы деятельности и виды «практических» направлений в обучении слушателей факультетов дополнительного образования спортивных вузов Российской Федерации

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

2 а

с

га

^

О (и .с Н

Направление «А» Направление «В» Направление «С»

Менеджер Спортивный менеджмент Менеджмент организации

Спортивный инструктор-администратор Инструктор ЛФК Дуальное обучение: лечебная физкультура

Массажист Инструктор по плаванию Дуальное обучение: управление и экономика в сфере фитнеса

щих общественных изменений. Обучение в высшем спортивном заведении становится стандартом не только для узкого круга общества, но и соответствует, прежде всего, спросу рынка труда [1, 4, 5, 7].

Цель исследования - рассмотреть и сравнить особенности последипломного спортивного образования по физической культуре в России и Польше.

Результаты исследования и их обсуждение. Обобщая результаты исследований последипломного спортивного образования, установлено, что в Польше и России курс переподготовки тренера по спорту предусматривает 250 часов и включает 80 часов теоретических занятий, 120 часов по выбранному виду спорта и 50 часов тренерской практики в спортивном клубе (табл. 1).

Повышение квалификации специалистов по физической культуре и спорту в Польше проводится в университетах (академиях) спорта и институтах повышения квалификации при академиях физического воспитания в таких городах, как Познань, Варшава, Краков, Вроцлав, Гданьск, Катовице. В Польше содержание курсов повышения квалификации дифференцировано в зависимости от места работы специалиста (школа, колледж, техникум, вуз, спортивная школа, школа высшего спортивного мастерства).

По окончании курсов тренер получает сертификат с правом проведения учебно-тренировочных занятий по выбранному виду спорта в соответствии с требованиями федераций. Кроме выбранного курса по спортивным дисциплинам на факультете последипломного образования можно получить сертификат по следующим специальностям: мануальная терапия; питание и диететика; индивидуальный тренер; управление туризмом; охрана труда в физической культуре, спорте и туризме; коррекционная гимнастика; менеджер рекреационных услуг; кондиционная подготовка спортсменов.

На курсах повышения квалификации преподаватели физического воспитания и тренеры могут получить знания и по другим аспектам в своей деятельности. Например, в Академии физического воспитания в Варшаве предлагается специализация «трудотерапия».

Специальность «трудотерапия» является известной во многих странах Евросоюза. Существует международная федерация трудотерапии (WFOT). Суть этого нового направления в науках о здоровье в том, что проводится активизация подопечных в соответствии с их жизненной ситуацией. Трудотерапия диагностирует дисфункции, ограничивающие возможности индивидуального развития человека, которые негативно влияют на качество его существования в обществе. Трудотерапия имеет междисциплинарный характер и осуществляется совместно с другими науками, такими как общая педагогика и специальная педагогика, психология в социальном и клиническом аспектах, биомеханика и кине-зиология, физиотерапия и медицина.

В спортивных вузах Российской Федерации, обеспечивающих переподготовку спортивно-педагогических кадров, в последнее время основное внимание отводится курсу инструктора по спорту, предусматривающего общие теоретические занятия 60 ч и 90 ч по выбранному виду спорта. Курсы инструктора насчитывают обширный выбор: спортивная гимнастика, хоккей, дзюдо, гребля, баскетбол, волейбол, легкая атлетика, лыжный и горнолыжный спорт, триатлон, фехтование, бокс, парусный спорт, инвалидный спорт, футбол, гандбол, водные виды спорта. Также существенное внимание отводится обучению спортивных менеджеров, инструкторов лечебной физической культуры и массажистов (табл. 2).

Получая профессию спортивного менеджера, инструктора ЛФК и массажиста, слушателю не нужно самому добиваться высоких спортивных достижений, для этого необходимо пройти только специальное обучение. Одно из многочисленных «практических» направлений образования, обучение по специальности «спортивный менеджмент» и «инструктор ЛФК и массажист» в сфере здравоохранения - это актуальное и востребованное на сегодняшний день направление подготовки спортивно-педагогических кадров (табл. 2).

Эффективность процесса последипломного обучения спортивно-педагогическим профессиям в учебных заведениях Польши и России во многом обуславливается квалификацией педагогов, работающих со слушателями.

Профессионализм педагога в области физической культуры и спорта определяется его опытом, знаниями, коммуникативными способностями и, что немаловажно, методической

58

http://www.teoriya.ru

2022 Июнь | Juпi

гибкостью. Подготовка высококвалифицированного специалиста связана с социальными, психологическими и личностно-предпринимательскими факторами. Для профессионального педагога в равной степени необходимы как теоретическая основа, так и осмысленный практический опыт.

Вывод. Подводя итог представленного обзора, можно заключить, что в высших учебных заведениях по физической культуре и спорту в Польше и России на факультетах переподготовки и повышения квалификации наметилась тенденция к созданию новых направлений, востребованных в обществе и продиктованных временем. Предложенный научно-дидактический материал может быть реализован в высших специальных учебных заведениях России в системе переподготовки и повышения квалификации слушателей.

Литература

1. Губа, В.П. Эффективность регионального высшего образования: ретроспективный анализ / В.П. Губа, А.П. Катровский // Антроп-ные образовательные технологии в сфере физической культуры: сб. стат. по матер. IV Всерос. науч.-практ. конф.: в 2-х томах. Нижний Новгород - 2018. - С. 57-63.

2. Зотова, Ф.Р. Постдипломное образование специалистов по физическому воспитанию и спортивной подготовке в странах Евросоюза / Ф.Р. Зотова, Т.В. Михайлова, В.П. Губа и др. // Наука и спорт: современные тенденции. - 2021. - Т. 9. - № 2. - С. 61-73.

3. Катровский, А.П. Высшее образование в России - процесс трансформации и интеграции / А.П. Катровский, В.П. Губа // Весшк Палескага дзяржаунага ушвератэта. Серыя грамадсюх i гумаштарных навук. 2015. - № 2. - С. 32-40.

4. Масягина, Н.В. Педагогическая система профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров физкультурно-спортивной отрасли: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Н.В. Масягина. - М., 2021. - 38 с.

5. Михайлова, Т.В. Технологии подготовки спортивно-педагогических кадров в странах Евросоюза / Т.В. Михайлова, В.П. Губа, Е.А. Павлов // Фундаментальные и прикладные исследования физической культуры, спорта, олимпизма: традиции и инновации: сб. науч. и науч.-метод. стат.: в 2-х томах. - М., 2018. -С. 241-247.

6. Михайлова, Т.В. Интеграция современного спортивного образования в странах Европейского Союза / Т.В. Михайлова, Е.А. Павлов, В.П. Губа // Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 12. - С. 95-98.

7. Неверкович, С.Д. Система образования в вузе физической культуры как социальный институт / С.Д. Неверкович, А.А. Попова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2013. № 4 (129). - С. 173-178.

8. Скрипко, А.Д. Образовательные уровни в вузах физической культуры в Польше / А.Д. Скрипко, Э. Сикора, Л. Лямха и др. // Современные тенденции в дополнительном образовании взрослых: матер. III Междунар. науч.-методич. конф., ч. 2. - Минск, 2016. -С. 145-148.

References

1. Guba V.P., Katrovsky A.P. Effektivnost regionalnogo vysshego obra-zovaniya: retrospektivnyj analiz [The effectiveness of regional higher education: a retrospective analysis]. Antropnye obrazovatelnye tekh-nologii v sfere fizicheskoj kultury [Anthropic educational technologies in the field of physical culture]. Proceedings national scientific-practical conf. in 2 v. Nizhny Novgorod, 2018. pp. 57-63.

2. Zotova F.R., Mikhailova T.V., Guba V.P. et al. Postdiplomnoe obra-zovanie specialistov po fizicheskomu vospitaniyu i sportivnoj podgo-tovke v stranah Evrosoyuza [Postgraduate education of specialists in physical education and sports training in the European Union]. Nauka i sport: sovremennye tendencii. 2021. Vol. 9. No. 2. pp. 61-73.

3. Katrovsky A.P., Guba V.P. Vysshee obrazovanie v Rossii - process transformacii i integracii [Higher education in Russia - the process of transformation and integration]. Vestnik Polesskogo gosudarstven-nogo universiteta. Seriya socialnyh i gumanitarnyh nauk. 2015. No. 2. pp. 32-40.

4. Masyagina N.V. Pedagogicheskaya sistema professionalnoj pere-podgotovki i povysheniya kvalifikacii kadrov fizkulturno-sportivnoj otrasli [Pedagogical system of professional retraining and advanced training of personnel in the physical culture and sports industry]. Doct. diss. abstract: 13.00.08. Moscow, 2021. 38 p.

5. Mikhailova T.V., Guba V.P., Pavlov E.A. Tekhnologii podgotovki sport-ivno-pedagogicheskih kadrov v stranah Evrosoyuza [Technologies for the training of sports and pedagogical personnel in the countries of the European Union]. Fundamentalnye i prikladnye issledovaniya fizicheskoj kultury, sporta, olimpizma: tradicii i innovacii [Fundamental and applied research of physical culture, sports, Olympism: traditions and innovations]. The collection of scientific and scientific methods articles in 2 v. Moscow, 2018. pp. 241-247.

6. Mikhailova T.V., Pavlov E.A., Guba V.P. Integraciya sovremennogo sportivnogo obrazovaniya v stranah Evropejskogo Soyuza [Integration of modern sports education in the countries of the European Union]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2018. No. 12. pp. 95-98.

7. Neverkovich S.D., Popova A.A. Sistema obrazovaniya v vuze fizicheskoj kultury kak socialnyj institut [The system of education in the university of physical culture as a social institution]. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psihologiya. 2013. No. 4 (129). pp. 173-178.

8. Skripko A.D., Sikora E., Lyamha L. et al. Obrazovatelnye urovni v VU-Zah fizicheskoj kultury v Polshe [Educational levels in the universities of physical culture in Poland]. Sovremennye tendencii v dopolnitel-nom obrazovanii vzroslyh [Modern trends in additional education for adults]. Proceedings Intern. scientific-methodical conference. Part 2. Minsk, 2016. pp. 145-148.

НОВЫЕ КНИГИ

ЛИДС, М.А. ЭКОНОМИКА СПОРТА: УЧЕБНИК / М.А. ЛИДС, П. АЯЯЬМЕН, В.А. МЭТИС0Н. -МОСКВА: ДЕЛО РАНХИГС, 2021. - 576 С. - iSBN 978-5-85006-263-7.

Спорт предлагает бессчетное множество фактических примеров из каждой области микроэкономики, давая студентам возможность осваивать экономическую теорию на примере интересной для них области. Значительно обновленный и переработанный с учетом текущего состояния спортивной индустрии учебник «Экономика спорта» описывает основные экономические понятия и теории и показывает способы их применения в контексте американской и мировой спортивной индустрии. Шестое издание включает следующие изменения и дополнения: большее внимание к международному спорту, включая европейский футбол; переработанную главу по конкурентному балансу сил, содержащую новые методы; новую главу, посвященную глобальным событиям, таким как Олимпийские игры и чемпионаты мира по футболу; полностью переработанную главу о любительских соревнованиях, которая описывает исключительно студенческий спорт. Эта глава также имеет модульную конструкцию, что позволяет преподавателям при желании легко объединить ее с другими главами. Текст учебника дополняется материалами на веб-сайте, содержащем ресурсы для студентов и преподавателей. Рекомендуется в качестве учебного пособия для продвинутых бакалаврских и магистерских курсов по экономике спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.