Научная статья на тему 'ПОСТДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ И СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКЕ В СТРАНАХ ЕВРОСОЮЗА'

ПОСТДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ И СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКЕ В СТРАНАХ ЕВРОСОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОСОЮЗ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ТРЕНЕРЫ ПО ФИТНЕСУ / ТРЕНЕРЫ ПО СПОРТУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотова Ф.Р., Михайлова Т.В., Губа В.П., Есипович Л., Скрипко А.Д.

Цель исследования - на основании изучения научно-методической литературы, официальных документов и анкетного опроса специалистов выявить особенности организации повышения квалификации специалистов по физическому воспитанию и спортивной подготовке в странах Евросоюза.Методы и организация исследования. Для реализации цели исследования были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы и официальных документов, регламентирующих вопросы повышения квалификации в различных странах; анкетный опрос сотрудников университетов (академий) спортивного направления стран Евросоюза. Анкета включала семь вопросов открытого типа, касающихся участия государства в организации повышения квалификации, форм и содержания курсов повышения квалификации; периодичности прохождения курсов повышения квалификации специалистами сферы физической культуры и спорта; организаций, реализующих курсы повышения квалификации, и организаций, выдающих лицензию и контролирующих эту деятельность.Результаты исследования и их обсуждение. По данным анкетного опроса сотрудников университетов стран Евросоюза установлено, что в большинстве случаев государство не обязывает специалистов спортивной отрасли проходить курсы повышения квалификации, но это является условием продления или подтверждения тренерской лицензии. Такие курсы в странах Евросоюза организуют университеты, правительственные организации, национальные спортивные федерации, коммерческие и некоммерческие структуры. В этих странах предпочитают очную форму обучения в виде курсов выходного дня объемом до 16 часов. В то же время имеют место более продолжительное повышение квалификации и переподготовка объемом до 250 часов и более. При этом отмечен рост популярности on-line обучения, что позволяет экономить время и финансы, при этом слушатель получает образование без отрыва от работы. Программы курсов повышения квалификации в разных странах Евросоюза универсальны. При этом содержание курсов для тренеров высокой квалификации определяют национальные спортивные федерации.Заключение. В странах Евросоюза накоплен уникальный опыт организации повышения квалификации учителей физического воспитания, тренеров и спортивных менеджеров, использование которого может способствовать повышению эффективности данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зотова Ф.Р., Михайлова Т.В., Губа В.П., Есипович Л., Скрипко А.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSTGRADUATE EDUCATION OF SPECIALISTS IN PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS TRAINING IN THE EU COUNTRIES

The purpose is to identify the organization features of upgrade training of specialists in physical education and sports training in the EU countries on the basis of study of scientific and methodological literature, official documents and a questionnaire-based survey of specialists.Research methods and organization: In our research, we used analysis of scientific and methodological literature; official documents, regulating the issues of upgrade training in various countries; questionnaire-based survey of employees of universities (academies) of sports in the EU countries. The questionnaire included seven open-ended questions concerning the participation of the state in the organization of upgrade training, the forms and content of upgrade training courses; the frequency of upgrade training courses for specialists in the field of physical culture and sports; organizations that implement upgrade training courses, and organizations that issue licenses and control these activities.Research results and discussion. According to a questionnaire survey of employees of universities in the European Union, it was found that in most cases the state does not oblige sports industry specialists to take upgrade training courses. However, it is a condition for the renewal or confirmation of the coaching license. Such courses in the EU countries are organized by universities, government organizations, national sports federations, profit and non-profit organizations. In these countries, full-time training is preferred in the form of weekend courses of up to 16 hours. At the same time, there are longer upgrade training and retraining of up to 250 hours or more. In addition, there is an increase in the popularity of on-line training, which saves time and finances, while the student receives an on-the-job education. The programs of upgrade training courses in different EU countries are universal. Meanwhile the content of courses for highly qualified coaches is determined by the national sports federations.Conclusion. The EU countries have accumulated a unique experience of organizing upgrade training courses for physical education teachers, coaches and sports managers, the use of which can contribute to improving the effectiveness of this process.

Текст научной работы на тему «ПОСТДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ И СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКЕ В СТРАНАХ ЕВРОСОЮЗА»

УДК 796:378 DOI: 10.36028/2308-8826-2021-9-2-61-79

ПОСТДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ И СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКЕ В СТРАНАХ ЕВРОСОЮЗА

Зотова Ф.Р.1, Михайлова Т.В.2, Губа В.П.2, Есипович Л.3, Скрипко АД4, Бенедикт Ле Панс (Bénédicte Le Panse)5, Цезарь Морар (Cezar Morar)6, Сзабо-Алекси Пауль (Szabo-Alexi Paul)6, Янез Водичар (Janez Vodicar)7

1 Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань, Россия

2 Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва, Россия

3 Йенский университет им. Фридриха-Шиллера; Йена, Германия

4 Государственный институт профессионального образования, Калиш, Польша

5 Академия Ле Панс, Париж, Франция

6 Университет Орадя,Орадя Румыния

7 Университет Любляны, Любляна, Словения

Аннотация

Цель исследования - на основании изучения научно-методической литературы, официальных документов и анкетного опроса специалистов выявить особенности организации повышения квалификации специалистов по физическому воспитанию и спортивной подготовке в странах Евросоюза.

Методы и организация исследования. Для реализации цели исследования были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы и официальных документов, регламентирующих вопросы повышения квалификации в различных странах; анкетный опрос сотрудников университетов (академий) спортивного направления стран Евросоюза. Анкета включала семь вопросов открытого типа, касающихся участия государства в организации повышения квалификации, форм и содержания курсов повышения квалификации; периодичности прохождения курсов повышения квалификации специалистами сферы физической культуры и спорта; организаций, реализующих курсы повышения квалификации, и организаций, выдающих лицензию и контролирующих эту деятельность.

Результаты исследования и их обсуждение. По данным анкетного опроса сотрудников университетов стран Евросоюза установлено, что в большинстве случаев государство не обязывает специалистов спортивной отрасли проходить курсы повышения квалификации, но это является условием продления или подтверждения тренерской лицензии. Такие курсы в странах Евросоюза организуют университеты, правительственные организации, национальные спортивные федерации, коммерческие и некоммерческие структуры. В этих странах предпочитают очную форму обучения в виде курсов выходного дня объемом до 16 часов. В то же время имеют место более продолжительное повышение квалификации и переподготовка объемом до 250 часов и более. При этом отмечен рост популярности on-line обучения, что позволяет экономить время и финансы, при этом слушатель получает образование без отрыва от работы. Программы курсов повышения квалификации в разных странах Евросоюза универсальны. При этом содержание курсов для тренеров высокой квалификации определяют национальные спортивные федерации.

Заключение. В странах Евросоюза накоплен уникальный опыт организации повышения квалификации учителей физического воспитания, тренеров и спортивных менеджеров, использование которого может способствовать повышению эффективности данного процесса.

Ключевые слова: Евросоюз, повышение квалификации, курсы повышения квалификации, учителя физической культуры, тренеры по фитнесу, тренеры по спорту.

POSTGRADUATE EDUCATION OF SPECIALISTS IN PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS TRAINING IN THE EU COUNTRIES

F.R. Zotova1, zfr-nauka@mail.ru, ORCID: 0000-0002-8711-8807.

T.V. Mikhailova2, tomriko58@mail.ru, ORCID: 0000-0003-3568-779X.

V.P. Guba2, smolguba67@mail.ru, ORCID: 0000-0003-4268-401X

Lev Esipovich3, lev.esipovich@uni-jena.de, ORCID: 0000-0002-9288-2201

A.D. Skripko4, anskrypko@wp.p

Bénédicte Le Panse5, lepansebenedicte@yahoo.fr

Cezar Morar6, cezarmorar@yahoo.com, ORCID: 0000-0003-0211-5883 Szabo-Alexi Paul6, cezarmorar@yahoo.com, ORCID: 0000-0002-5450-2319 Janez Vodicar7, janez.vodicar@fsp.uni-lj.si, ORCID: 0000-0002-1194-7588

1 Volga State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan, Russia

2 Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow, Russia

3 Friedrich Schiller University Jena, Jena, Germany

4 State Institute for Professional Education, Kalisz, Poland

5 Le Panse Academy, Paris, France

6 University of Oradea, Oradea, Romania

7 University of Ljubljana, Ljubljana, Slovenia Abstract

The purpose is to identify the organization features of upgrade training of specialists in physical education and sports training in the EU countries on the basis of study of scientific and methodological literature, official documents and a questionnaire-based survey of specialists.

Research methods and organization: In our research, we used analysis of scientific and methodological literature; official documents, regulating the issues of upgrade training in various countries; questionnaire-based survey of employees of universities (academies) of sports in the EU countries. The questionnaire included seven open-ended questions concerning the participation of the state in the organization of upgrade training, the forms and content of upgrade training courses; the frequency of upgrade training courses for specialists in the field of physical culture and sports; organizations that implement upgrade training courses, and organizations that issue licenses and control these activities.

Research results and discussion. According to a questionnaire survey of employees of universities in the European Union, it was found that in most cases the state does not oblige sports industry specialists to take upgrade training courses. However, it is a condition for the renewal or confirmation of the coaching license. Such courses in the EU countries are organized by universities, government organizations, national sports federations, profit and non-profit organizations. In these countries, full-time training is preferred in the form of weekend courses of up to 16 hours. At the same time, there are longer upgrade training and retraining of up to 250 hours or more. In addition, there is an increase in the popularity of on-line training, which saves time and finances, while the student receives an on-the-job education. The programs of upgrade training courses in different EU countries are universal. Meanwhile the content of courses for highly qualified coaches is determined by the national sports federations.

Conclusion. The EU countries have accumulated a unique experience of organizing upgrade training courses for physical education teachers, coaches and sports managers, the use of which can contribute to improving the effectiveness of this process.

Keywords: European Union (EU), upgrade training, upgrade training courses, physical education teachers, fitness coaches, sports coaches.

ВВЕДЕНИЕ

Мы являемся свидетелями стремительных изменений в современном мире, постоянного увеличения объема информации, которую должен освоить современный человек, появления новых идей и в то же время сокращения жизненного цикла новых знаний, или так называемого быстрого устаревания знаний. В научной литературе в качестве единицы измерения устаревания знаний специалиста используют термин «период полураспада компетентности» или «период полураспада знаний», под которым, по утверждению А.Л. Сафронова (2011), понимается «продолжительность времени после завершения учебы в университете, когда по причине устаревания полученных знаний по мере появления

новых данных компетентность специалиста снижается на 50%». По данным американских исследователей, ежегодно обновляется 5% теоретических и 20% практических знаний, период «полураспада» знаний в наиболее наукоемких отраслях составляет менее 2,5 лет, а устаревание знаний для выпускника XXI века происходит уже через 2-3 года. Ускорение научно-технического прогресса, постоянное увеличение объема информации и одновременно с этим быстрое устаревание знаний ставят вопрос о необходимости учета этих изменений в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, повышения требований к качеству организации подготовки и повышения квалификации кадров, что может обеспечивать

быструю профессиональную адаптацию к новым технологиям и знаниям. В противном случае высшее и среднее профессиональное образование, система повышения квалификации кадров будут готовить «специалистов прошлого».

Сегодня непрерывное овладение новыми знаниями является важнейшим условием подтверждения профессиональной компетентности специалистов различных сфер деятельности.

За рубежом достаточно давно обращают внимание на то, что фактором личной успешности и карьерного роста являются социальные навыки и умения — soft skills (англ. «мягкие/ гибкие навыки»). Так, по утверждению М.М. Robles (2012), L.G. Sisson, A. R Adams (2013), И.К. Цаликовой, С.В. Пахотиной (2019), успешность в профессиональной карьере на 75-85% обусловлена уровнем сформирован-ности soft skills и лишь на 15-25% зависит от профессиональных компетенций, то есть сформированности hard skills [4, 16,17]. В своих исследованиях социологи, педагоги, психологи разных стран сходятся во мнении, что на современном этапе развития общества просто обладать профессиональными знаниями и умениями уже недостаточно, необходимо уметь применять полученные знания для решения конкретных задач. Умение адаптироваться к новым условиям и управлять собой, перестраивать профессиональную деятельности в соответствии с современными требованиями, наличие коммуникативных навыков и знание языков, умение работать с большим количеством информации, нестандартно мыслить и вместе с тем быть членом команды — все это обеспечивает востребованность на рынке труда, в том числе в сфере физической культуры и спорта. Вопросы организации постдипломного образования, повышения квалификации всегда интересовали специалистов в области физической культуры и спорта. При этом обмен опытом с российскими коллегами и изучение международного опыта в организации вышеназванных процессов могут содействовать совершенствованию подготовки спортсменов и физкультурно-оздоровительных технологий

работы с различным возрастным контингентом, а также более эффективной работе и карьерному росту специалистов по физической культуре и спорту.

Для личного прогресса и вхождения в число лучших тренеров, менеджеров или преподавателей по физическому воспитанию эти специалисты должны пополнять свой научный и экспериментальный багаж знаний. Тренер (преподаватель, менеджер) должен находиться в условиях реальной практики для совершенствования навыков выявления и решения реально возникающих проблем как в процессе подготовки спортсменов, так и в процессе коммуникации с ними. Накопление такого рода знаний впоследствии может способствовать реализации глобальных проектов в области тренировочного процесса, соревновательной деятельности, менеджмента и образования.

Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" понятие «повышение квалификации» определено как « программа, направленная на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации»; соответственно, предполагается, что прохождение курсов повышения квалификации позволяет получить актуальные знания и навыки, которые можно применить в рамках основной профессии и, как следствие, повысить конкурентное преимущество на рынке труда.

Анализ зарубежной научно-методической литературы по теме исследования позволил выявить следующее:

- согласно исследованиям, проведенным P. Trudel, W Gilbert (2006), F. Lemyre, P. Trudel, N. Durand-Bush (2007), формальное образование является лишь одной из возможностей получения тренерского образования; предыдущий опыт тренеров в качестве игроков, помощника тренера, тренеров-волонтеров или инструкторов дает им специфические для спорта знания и позволяет социализироваться в рамках субкультуры. По мнению специалистов, современное постдипломное

образование может развиваться по двум направлениям, таким как обучение по индивидуальным образовательным программам и самообразование с участием в различных он-лайн проектах и творческой деятельности [15,18];

- W Gilbert, P. Trudel, P. (2001), C.J. Cushion, K.M. Armour, R.L. Jones 2003), T. Wright, P. Trudel, D. Culver (2017) утверждают, что многие тренеры при обучении на курсах повышения квалификации предпочитают практические занятия по конкретным видам спорта, а также лекции и семинары по таким темам, как мотивация, питание и управление стрессом. По мнению авторов, многое из того, что изучает молодой тренер, осваивается через постоянное взаимодействие с преподавателем и слушателями курсов в контексте практического обучения, а также осмысление различных неофициальных источников, таких как веб-сайты, где тренеры всего мира могут общаться с профессиональными тренерами; семинары для тренеров, в которых предоставляется «тренерская библия», рассматриваются вопросы, касающиеся того, как и когда следует учить игровой стратегии и тактике в зависимости от возраста игроков; взаимодействие с тренерским персоналом клуба (тренерами, помощниками тренеров и менеджером), в ходе которого обсуждают вопросы коучинга, разрабатывают, экспериментируют и оценивают стратегии для решения проблем тренировочного процесса[6,9,19];

- по мнению P. Fleurance, V Cotteaux (1999), W Gilbert, J. Côté, C. Mallett (2006), потенциальные тренеры чаще всего выбирают следующий алгоритм: а) начало профессиональной деятельности с применением своего собственного спортивного опыта и знаний, полученных ими в свое время от тренеров и примененных на практике; б) обучение в вузе и приобретение научных знаний. Так, в качестве примера они утверждают, что молодые тренеры по игровым видам спорта в первые годы работы опираются на предыдущий опыт игры, который дает им базовые знания — правила игры и технические навыки, необходимые для демонстрации во время тренировок, то есть они самопроизвольно воспроизводят

в своей практике то, что имело место в процессе их обучения [8, 10];

- исследования C.J. Cushion (2001) показали, что тренерское (формальное) образование не может конкурировать с интегрированным спортивным и тренерским опытом, с экспериментальными знаниями; коучинговое образование оказало ограниченное влияние на процесс и практику подготовки спортсмена; большая часть тренерских знаний и практики основана на прошлом опыте (в качестве игрока, волонтера, помощника тренера) и личных интерпретациях этого опыта [7];

- C.J. Cushion, K.M. Armour, R.L. Jones (2003), исследуя программы курсов повышения квалификации, обращают внимание на технократическую ориентацию их содержания; упор в них делается на процедурные знания, навыки, технику и тактику игры, продвижение спортивных достижений. При этом они отмечают, что программы курсов подразделяют коучинг на компоненты, эпизоды или модули; наблюдается фрагментация знаний. Между тем тренеры нуждаются в ряде практических и когнитивных навыков, чтобы они могли строить и ставить под сомнение знания и связывать коучинг с более широким социокультурным контекстом. По утверждению авторов, молодежный или профессиональный, командный или индивидуальный спорт имеет свои специфические требования и цели, поэтому программы курсов повышения квалификации, предоставляемые в этом контексте, также должны быть различными [6];

-по мнению отдельных исследователей, цели и содержание обучения тренеров должны учитывать его опыт. Например, тренер прибывает на курсы обучения с набором убеждений и склонностей, обусловленных многолетним опытом в спорте; тренеры могут прямо или косвенно оспаривать некоторые принципы, которые пытается внедрить программа обучения, либо будут создавать видимость принятия, одновременно скрывая свое несогласие с официальной тренерской деятельностью. В этих условиях C.J. Cushion, R. L. Jones, K.M. Armour, P. Potrac ( 2004) указывают на необходимость такой организации обучения, чтобы поощрять опытных тренеров ставить под

сомнение положения, лежащие в основе их собственной практики, переосмыслить прошлый тренерский опыт, открывая тем самым место для новых знаний и, соответственно, дальнейшего совершенствования [7,21];

- ряд исследователей подчеркивают перспективность программы наставничества в обеспечении непрерывного профессионального развития тренеров и учителей физической культуры. По их мнению, наставничество полезно не только для молодого тренера, но и для наставника, который может рассматривать развитие личности ученика как инвестиции в личностный рост. По утверждению R. L. Jones ,K.M. Armour,. P.Potrac,. (2004). программы обучения тренеров должны включать в себя опыт наблюдения на местах, возможно, в разных контекстах, чтобы дать тренерам возможность учитывать различия, делать ошибки, размышлять и учиться на них [14]; С целью определения особенностей организации повышения квалификации специалистов сферы физической культуры и спорта (тренеров по фитнесу, тренеров по спорту, учителей физической культуры и спортивных менеджеров) был проведен анализ этой деятельности в Германии, Польше, Румынии, Словении и Франции по следующим семи позициям:

- участие государства в организации повышения квалификации;

- организации, реализующие курсы повышения квалификации (КПК);

- периодичность прохождения курсов повышения квалификации специалистами сферы физической культуры и спорта;

- формы обучения на курсах повышения квалификации;

- содержание курсов повышения квалификации;

- орган власти, выдающий лицензию на право организации курсов повышения и, соответственно, контролирующий эту деятельность. Участие государства в организации повышения квалификации специалистов сферы физической культуры и спорта. На основе полученных данных мы выявили, что поскольку спорт в Германии имеет официальный статус и государственные структуры/политика не

имеют права вмешиваться в решение федераций, спортивных клубов, то, соответственно, государство не обязывает проходить курсы повышения квалификации (КПК). При этом повышение квалификации необходимо для продления/подтверждения тренерской лицензии. Это касается как тренеров по фитне-су, так и тренеров по спорту. В служебном уставе для учителей физической культуры в государственных школах и воспитателей, как правило, указано, что они обязаны повышать квалификацию. При этом законом не оговаривается, какое количество часов должны отводить педагоги на дополнительное профессиональное образование (ДПО)[21];

Во Франции государство также не обязывает тренеров, учителей физической культуры и спортивных менеджеров повышать квалификацию. Решение они принимают самостоятельно. В Словении существует строгое разграничение понятий «учитель физического воспитания» и «тренер». Для того чтобы получить право преподавания физического воспитания в школе, необходимо освоить пятилетнюю вузовскую программу по физическому воспитанию. На тренера в вузе учатся 3 года, и тренеры не имеют права преподавания в школах. Словенские учителя физического воспитания считаются одними из самых образованных в Европе, так как на протяжении 5 лет они изучают практически один предмет — физическое воспитание, поэтому впоследствии им не обязательно проходить курсы повышения квалификации. Однако для возможности повышения зарплаты и достижения профессиональных статусов (наставника, советника или консультанта) необходимо набрать профессиональные баллы, в том числе путем участия в таких курсах. Обычно это однодневные курсы по очень узкой теме. Тренерам предлагаются ежегодные аккре-дитационные семинары, которые проводят национальные федерации (с приглашением учителей/профессоров факультета спорта). Семинар обычно проводится перед началом сезона. Без аккредитации (лицензии) невозможно работать тренером в клубах или с национальными командами. Национальные

федерации также направляют тренеров на международные семинары по отдельным видам спорта.

Словенский Олимпийский комитет также организовал специальную образовательную систему для тренеров высшего уровня. Они должны проходить 10-месячное обучение (8 часов в неделю), после чего получают квалификацию «тренер-наставник». Данная квалификация обязывает их обучать молодых тренеров и курировать их тренировочный процесс.

В Румынии нет обязательного требования по прохождению программ повышения квалификации или совершенствованию профессионального мастерства после получения квалификации «тренер». Однако если соответствующий тренер хочет заниматься практической деятельностью, то он обязан соблюдать тренерский устав (GD 343/2011) и предписания Национальных спортивных федераций, критерии которых различаются в зависимости от вида спорта [22]. Например, тренер, соответствующий уровню «тренер-ассистент», в одних спортивных отраслях имеет право тренировать только юношеские категории, в то же время в других он может быть тренером национальной сборной. Очевидно, это связано с тем фактом, что до настоящего момента национальные спортивные отрасли не имели должного признания и не наработали большой базы подготовленных специалистов. Или, например, тренер, который может быть допущен к работе с национальными сборными в определенных видах спорта, обязан иметь категорию «Мастер Тренер» или (в некоторых случаях) действующую категорию «старший тренер». Преподаватели по физическому воспитанию обязаны набрать 90 баллов в течение 5 лет путем участия в образовательных курсах или различных мероприятиях по профилю своей работы.

В Польше специалисты сферы физической культуры и спорта в обязательном порядке должны повышать квалификацию в университетах (академиях) спорта. Организации, реализующие курсы повышения квалификации. В Германии повышением

квалификации тренеров по фитнесу занимаются коммерческие структуры. Повышение квалификации тренеров регулируется Немецким Олимпийским спортивным союзом (DOSB) и отдельными федерациями. Повышением квалификации на высшем уровне занимается тренерская академия DOSB , располагающаяся в Кёльне (Trainerakademie Köln des DOSB).

За курсы повышения квалификации учителей физической культуры в общеобразовательных школах в каждой федеральной земле, как правило, отвечает специальный институт. В Tюрингии, например, он называется Thüringer Institut für Lehrerfortbildung, Lehrplanentwicklung und Medien (TILMM). Все пройденные курсы задокументированы в личном аккаунте учителя на портале "TILMM" [24];

Для спортивных менеджеров есть возможность получить дополнительное образование во многих государственных университетах Германии (например, по программе MBA). Для подготовки специалистов сферы физической культуры и спорта во Франции существует два основных типа образовательных учреждений. Первый из них — спортивные университеты, которые функционируют на национальном уровне (Национальный институт спорта, экспертизы и выступлений (L'Institut national du sport, de l'expertise et de la performance, INSEP; Университет науки и техники физической и спортивной подготовки (STAPS) и др.), в которых подготовка идет, как правило, в пяти направлениях: Тренерская и преподавательская деятельность; Физическая культура и работа с людьми с ограниченными возможностями; Спортивная профессиональная подготовка; Менеджмент в области спорта; Эргономика спорта. Второй тип образовательных учреждений — годичные образовательные программы Le BPJEPS AF (Профессиональный сертификат: 1750 часов работы), которые готовят спортивных педагогов для работы в ассоциациях, клубах или сообществах.

Для тех, кто хочет совершенствоваться в профессии, существуют различные учреждения, как правило, по одному в каждом регионе (в Париже таких восемь), организующие курсы

повышения квалификации длительностью несколько недель с получением сертификата (которые не обязаны быть признанными государством). Существуют также курсы выходного дня в сфере спорта и спортивного питания. Так, например, в Академии Ле Панс в Париже предлагается 4 вида курсов выходного дня: 1 — по питанию и сохранению здоровья, 2 — по питанию и профессиональному спорту, 3 — по питанию и борьбе с сидячим образом жизни, 4 — по питанию и продуктам, препятствующим старению организма. Курсы для учителей физического воспитания в Словении предлагаются вузами, правительственными организациями, учреждениями, коммерческими и некоммерческими организациями. Содержание курсов утверждается Министерством образования, науки и спорта, чтобы учителя физического воспитания имели возможность официально получить баллы. Такие программы на постоянной основе организуются факультетом спорта, который также подает заявку на реализацию программы, при этом программа должна быть прогрессивной, составленной с учетом новейших тенденций мировой науки и практики. Они также проводятся ежегодно, но варьируются по программам: мини-волейбол, продвинутый гандбол, новые образовательные модели в спорте и другие.

Национальные спортивные федерации ежегодно проводят образовательные курсы для тренеров. Экзамены для присвоения тренерам более высокой категории проводятся на государственном уровне определенным учреждением, а именно Национальным центром по подготовке и развитию тренеров при Министерстве молодежи и спорта, совместно с Национальными спортивными федерациями. Повышение квалификации специалистов по физической культуре и спорту в Польше проводится в Институтах повышения квалификации при академиях физического воспитания в таких городах, как Познань, Варшава, Краков, Вроцлав, Гданьск, Катовице. Периодичность прохождения курсов повышения квалификации специалистами сферы физической культуры и спорта. В Германии в служебном уставе для учителей физической

культуры периодичность прохождения курсов повышения квалификации не оговаривается, т.е. это зависит от самого учителя или же от директора школы.

Длительность тренерской лицензии в сфере фитнеса, как правило, составляет 2-3 года. В течение этого времени тренер должен пройти КПК, чтобы продлить срок действия лицензии. В сфере спорта длительность тренерских лицензий, как правило, составляет 2 года для спорта высших достижений и 4 года для массового спорта.

Во Франции после получения основного диплома обязательного повышения квалификации не требуется. Специалист сам определяет необходимость получения дополнительного профессионального образования или повышения квалификации.

В Словении периодичность повышения квалификации для учителей физического воспитания, тренеров по фитнесу не обговаривается. В то же время тренеры по спорту обязаны ежегодно повышать квалификацию. Программы повышения квалификации и профессионального совершенствования в Румынии доступны для прохождения в любое время по желанию, но официальный переход с одного уровня профессионального мастерства на другой осуществляется строго в соответствии с предписаниями норматива Н.&343 / 2011. При обычных обстоятельствах тренеру-ассистенту требуется 1 год стажа для перехода в категорию «Тренер», тренеру требуется 4 года стажа для перехода в категорию «Старший тренер», а старшему тренеру нужно 5 лет стажа для перехода на уровень «Мастер Тренер». В определенных случаях, допустимых по нормативу Н.&343 / 2011, стаж может быть однократно сокращен на 1 год, но только в тех ситуациях, которые предусмотрены в указанном документе. В Польше прохождение курсов повышения квалификации специалистами по физической культуре и спорту осуществляется, как правило, один раз в 5 лет. Формы обучения на курсах повышения квалификации. Анализ существующей практики обучения на курсах повышения квалификации показывает, что в исследуемых странах пред-

почитают очную форму обучения (оффлайн) в виде курсов выходного дня объемом до 16 часов. При этом отмечено, что пандемия повлияла на форму обучения — стало больше онлайн-курсов повышения квалификации. Рост популярности онлайн (дистанционного) обучения обусловлен также тем, что эта форма повышения квалификации позволяет экономить время и финансы, при этом слушатель получает образование без отрыва от работы. В Румынии подготовка специалистов в сфере спорта осуществляется по 3 основным направлениям: физическое воспитание, спортивная и двигательная деятельность, физиотерапия. Вузы имеют профильные факультеты или кафедры, реализуют соответствующие программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, аккредитуемые ARACIS, национальным агентством мониторинга качества образовательных программ. Программы по спортивной и двигательной деятельности преимущественно очные, но некоторые учреждения также предлагают заочное обучение с уменьшенным объемом очных часов.

Существуют также дополнительные образовательные программы для выпускников отрасли, которые предлагают обучение дополнительным навыкам и квалификациям: личный фитнес-тренер, тренер по физической подготовке и т.д. Для получения второй основной квалификации в спортивной сфере учиться по программе дополнительного курса нужно 1 год (250 часов/25 баллов). В Польше большинство академий физического воспитания организуют курсы повышения квалификации и обеспечивают дополнительное профессиональное образование до 250 часов, включая 100 часов лекций и 150 часов практических занятий; кроме этого, 100 часов отводится на методическую практику. В Словении курсы для учителей физической культуры являются узконаправленными и составляют всего 6-8 часов. Интересно, что если учителя хотят повысить уровень зарплаты или профессиональный статус, то есть стать ментором, советником, консультантом, то они, взаимодействуя с профессорами факультета спорта, должны подготовить статью в на-

учный спортивный журнал, чтобы получить баллы, или самостоятельно подготовить иную научную статью, которая позволит им достичь высшего статуса. Преподаватель физического воспитания в вузе обязан пройти повышение квалификации в профессиональной и научной деятельности на факультете спорта и подготовить несколько научных статей. Содержание курсов повышения квалификации. Анализируя содержание курсов повышения квалификации в Германии, мы выявили, что если речь идет о тренерах в сфере спорта высших достижений и массового спорта, то здесь общее содержание КПК оговорено в специальном уставе[23]. Поэтому федерации, которые реализуют КПК для получения более высокой лицензии, должны придерживаться этого устава.

Что касается курсов для продления срока действия лицензий, то здесь содержание курсов повышения квалификации разное: тренер может сам решить, что его больше интересует, и пройти соответствующие КПК; учитель физической культуры сам записывается на интересующее его курсы и проходит соответствующие курсы повышения квалификации. В Словении содержание курсов унифициро-ванно, модулей по выбору нет. Содержание курсов включает инновации в методике преподавания, педагогике, психологии, требования к организационным навыкам и другое. В Польше содержание курсов повышения квалификации дифференцировано в зависимости от места работы специалиста (школа, колледж, техникум, вуз, спортивная школа, школа высшего спортивного мастерства). Ниже приводится содержание постдипломного образования преподавателей физического воспитания в Академии физического воспитания в г. Вроцлав.

Цель курсов: овладение слушателями знаниями, необходимыми для организации физического воспитания в школе; совершенствование педагогических компетенций в воспитательном процессе в структуре физического воспитания.

На курсах повышения квалификации преподаватели физического воспитания и тренеры могут получить знания и по другим аспектам

Таблица - Учебный план постдипломного образования Table - Postgraduate education curriculum

Учебная дисциплина Academic discipline Лекции Lectures Практические занятия Seminars Форма контроля Form of control testinq

Антропомоторика 12 8 Зачет

Биомедицинские основы развития ребенка 12 8 Зачет

Танцевально-ритмические упражнения 6 9 Зачет

Дидактика физического воспитания 10 15 Экзамен

Безопасность на занятиях 12 Зачет

Теория и методика игр с мячами 5 15 Зачет

Дипломный семинар - 20 Защита проекта

Теория и методика гимнастики 6 12 Зачет

Теория и методика легкой атлетики 6 12 Зачет

Специальные занятия физическими упражнениями 6 6 Зачет

Игры и развлечения 5 15 Зачет

Теория и методика оздоровительного воспитания 5 10 Экзамен

Теория и методика физического воспитания 15 20 Экзамен

Всего 250 часов 100 150

Методическая практика - 100 Зачет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

своей деятельности. Так, например, в Академии физического воспитания в Варшаве предлагается специализация „трудотерапия". Специальность «трудотерапия» известна не только во многих странах Евросоюза, но и в США. Трудотерапия — разновидность эрго-терапии, цель которой — активизировать пациента путем выполнения определенной деятельности (психической и физической), что может способствовать также профессиональной переориентации (переквалификации). Трудотерапия диагностирует дисфункции, ограничивающие возможности индивидуального развития человека, которые негативно влияют на качество его существования в обществе; занимается многосторонней реабилитацией, улучшением общего психофизического состояния через стимулирование к индивидуальным или групповым занятиям, имеющим ценность и большое значение в обществе.

Трудотерапия имеет междисциплинарный характер и осуществляется совместно с другими науками, такими как общая педагогика и специальная педагогика, психология в социальном и клиническом аспектах, биомеханика и кинезиология, физиотерапия и медицина. Во Франции при определении содержания образовательных курсов для тренеров по спорту/ учителей физической культуры исходят из того, какими компетенциями должен обладать специалист данного направления. Так, тренер по спорту должен обладать ком-

петенциями, как минимум, в четырех направлениях:

• тренировочный процесс: подготавливает спортсменов к соревнованию путем планирования, организации, курирования и оценки соответствующих программ и занятий;

• менеджмент: планирует, организовывает, курирует и оценивает соответствующие события, турниры или матчи; координирует, ведет, управляет или контролирует деятельность спортивной команды;

• психология: настраивает (активизирует или успокаивает) спортсмена на спортивные соревнования; стимулирует, мотивирует, направляет, учит расставлять жизненные приоритеты;

• образование: обучает и инструктирует спортсменов, формирует у них багаж знаний и умений.

Для успешного выполнения поставленных задач тренер/преподаватель однозначно должен обладать определенными профессиональными компетенциями, которые необходимо систематически обновлять с учетом достижений спортивной науки и требований современного спорта. При этом для успешной карьеры немаловажным является обладание такими качествами, как любопытство, способность адаптироваться к любой ситуации, умение строить отношения с участниками и соучастниками спортивной подготовки, общая культура тренера/учителя физической культуры: важно обладать большим запасом знаний, выходящих за пределы области спор-

та. Соответственно, специалист по физическому воспитанию и спортивной подготовке должен заниматься саморазвитием, изучать инновации в своей отрасли, изучать зарубежный опыт и общаться на иностранных языках. Все это необходимо учитывать при организации повышения квалификации Орган власти, выдающий лицензию на право организации курсов повышения и, соответственно, контролирующий эту деятельность. В Румынии перевод тренеров в более высокую категорию осуществляет Министерство молодежи и спорта через Национальный центр по подготовке и профессиональному развитию тренеров при содействии Национальных спортивных федераций. Образовательные программы, позволяющие вузовским тренерам совершенствовать свои навыки, контролируются Министерством национального образования.

Во Франции деятельность университета контролируется Министерством образования, а других образовательных учреждений — Министерством спорта и здравоохранения совместно с региональной Дирекцией по делам молодежи и спорта.

В Германии деятельность университетов, а также коммерческих образовательных организаций контролируется министерствами образования на уровне отдельных земель. Региональные спортивные федерации входят в сферу деятельности министерств, отвечающих за спорт на уровне отдельных земель. Немецкий олимпийский спортивный союз (DOSB) входит в сферу деятельности Федерального министерства внутренних дел. В Словении деятельность учителей физического воспитания координирует Министерство образования, науки и спорта Республики Словения, а деятельность тренеров по виду спорта находится в ведомстве Национальных спортивных федераций и Словенского олимпийского комитета

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Резюмируя изложенное в отечественной и зарубежной научно-методической литературе, анализируя данные официальных документов, регламентирующих вопросы повышения

квалификации в различных странах, рассмотрев результаты анкетного опроса сотрудников университетов (академий) спортивного направления стран Евросоюза, мы установили следующее.

Анализ отечественной и зарубежной научно-методической литературы выявил следующее:

- фактором карьерного роста и успешной профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта является профессиональная компетентность и социальные знания и навыки (soft skills ) — умение работать в команде и перестраивать профессиональную деятельность в соответствии с новыми требованиями, обладать гибким мышлением и др.;

- большая часть тренерских знаний и умений основана не только на формальном образовании, но и на предыдущем опыте тренера в качестве игрока, помощника тренера, тренера-волонтера;

- при определении содержания курсов повышения квалификации должны учитываться особенности контингента слушателей: представляют ли они молодежный или профессиональный, командный или индивидуальный спорт;

- в обеспечении непрерывного профессионального развития тренеров и учителей физической культуры могут иметь перспективу программы наставничества.

Анкетный опрос сотрудников университетов стран Евросоюза позволил установить:

- в большинстве исследуемых стран Евросоюза государство не обязывает проходить курсы повышения квалификации, но при этом повышение квалификации учитывается при продлении или подтверждении тренерской лицензии как тренеров по фитнесу, так и тренеров по спорту и является основанием для продолжения работы учителей физической культуры;

- курсы повышения квалификации для специалистов по физической культуре и спорту (тренеров по спорту, спортивных менеджеров, учителей физической культуры и тренеров по фитнесу) в странах Евросоюза организуют университеты, правительственные организации, национальные спортивные федерации, коммерческие и некоммерческие структуры;

- в исследуемых странах предпочитают очную форму обучения в виде курсов выходного дня объемом до 16 часов. В то же время имеют место более продолжительное повышение квалификации и переподготовка объемом до 250 часов и более. При этом отмечен рост популярности on-line обучения, что позволяет экономить время и финансы; при этом слушатель получает образование без отрыва от работы. Предполагается, что ситуация с пандемией также будет актуализировать данную форму обучения;

ЛИТЕРАТУРА

1. Калимуллин А. М., Габдулхаков В. Ф. О стратегических ориентирах развития педагогического образования в России в контексте глобальных перемен // Образование и саморазвитие. 2015. № 4 (46). С. 3-9 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https:// elibrary.ru/item.asp? id=25337243 (дата обращения 25.02.2021).

2. Катровский, А. П. Тенденции и особенности территориального развития высшей школы на постсоветском образовательном пространстве / А. П. Катровский, В. П. Губа // Мир психологии. - 2016. - № 1 (85). - С. 220-229.

3. Михайлова, Т. В. Интеграция современного спортивного образования в странах Европейского союза / Т. В. Михайлова, Е. А. Павлов, В. П. Губа // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 12. - С. 95-98.

4. Цаликова И. К., Пахотина С. В. Научные исследования по вопросам формирования soft skills (обзор данных в международных базах Scopus, Web of Science) // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 8. С. 187-207. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-7-187-20

5. Bloom, G.A., Bush, N., Schinke, RJ., & Salmela, J.H. (1998). The importance of mentoring in the development of coaches and athletes. International Journal of Sport Psychology, 29, 267-289.

6. Cushion CJ.,Armour K.M,. Jones R.L. Coach Education and Continuing Professional Development: Experience and Learning to Coach/ QUEST, 2003, 55, 215-230.

7. Cushion, CJ. (2001). Coaching research and coach education: Do the sum of the parts equal the whole? SportaPolis (September). Retrieved from http://www. sportsmedia. org/Sportapolisnewsletter4.htm.

8. Fleurance, P., Cotteaux, V. (1999). Construction de l'expertise chez les entraîneurs sportifs d'athlètes de haut-niveau français [French expert coaches' construction of expertise]. Avante, 5(2), 54-6.8

9. Gilbert, W., Côté, J., & Mallett, C. (2006). Developmental paths and activities of successful sport coaches. International Journal of Sports Science and Coaching, 1(1), 69-76.

10. Gilbert, W., Trudel, P. (2001). Learning to coach through experience: Reflection in model youth sport coaches. Journal of Teaching in Physical Education, 21, 16-34.

11. Herzig A., Lorini E., Pearce D. Social intelligence // AI &

- периодичность повышения квалификации специалистов по физическому воспитанию и спортивной подготовке составляет от 2 до 5 лет, при этом зачастую они записываются в промежутке на узкоспециализированные краткосрочные курсы;

- программа курсов повышения квалификации в разных странах Евросоюза является уникальной. При этом содержание курсов для тренеров высокой квалификации определяют национальные спортивные федерации.

Society. 2017. Available from: https://doi.org/10.1007/ s00146-017-0782-8 (date of access: 20.02.2021).

12. Irwin, G., Hanton, S., & Kerwin, D. (2004). Reflective practice and the origins of elite coaching knowledge. Reflective Practice, 5(3), 425-442.

13. Jacobs F., Knoppers A ., Diekstra R., Sklad M.. Developing a Coach Education Course: A Bottom-Up Approach // International Sport Coaching Journal, 2015, 2, 178-186.

14. Jones, R. L., Armour, K. M., & Potrac, P. (2004). Sports Coaching Cultures: From Practice to Theory. London: Routledge.

15. Lemyre F., Trudel P., Durand-Bush N.. How Youth-Sport Coaches Learn to Coach//The Sport Psychologist, 2007, 21, 191-209.

16. Robles M. M. Executive Perceptions of the Top 10 soft skills needed in today's workplace // Business Communication Quarterly. 2012. № 75 (4). P. 453-465. Available from: https://doi.org/10.1177/1080569912460400 (date of access: 24.02.2021).

17. Sisson L. G.,Adams A. R. Essential hospitality management competencies: The importance of soft skills // Journal of Hospitality and Tourism Education. 2013. № 25 (3). P. 131-145. Available from: https://doi.org/10.1080/ 10963758.2013.826975 (date of access: 20.02.2021).

18. Trudel, P., & Gilbert, W. (2006). Coaching and coach education. In D. Kirk, M. O'Sullivan, & D. McDonald (Eds.), Handbook of physical education (pp. 531-554). Thousand Oaks, CA: Sage.

19. Wright, T., Trudel, P., & Culver, D. (2007). Learning how to coach: The different learning situations reported by youth ice hockey coaches. Physical Education and Sport Pedagogy, 12, 1-17.

20. Yashin А., Bagirova A., Klyuev A. Designing entrepreneurial education in Russia: hard and soft skills // Ekonomski Vjesnik. 2018. № 31 (2). С. 261-274. Available from: https://doaj.org/article/a2eef4f441094 082be088f68f831f6b0 (дата обращения: 14.02.2021).

21. http://landesrecht.thueringen.de/ jportal/?quelle=jlink&query=VVTH-2 2 3246-TKM-1993-05-28-SF&psml=bsthueprod. psml&max=true#ivz14

22. http://www.cnfpa-sna.ro/catalog/STATUTUL%20 ANTREN0RULUI%202011.pdf

23. https://cdn.dosb.de/alter_Datenbestand/fm-dosb/ arbeitsfelder/Ausbildung/Rahmenrichtlinien_2006/ Rahmenrichtlinien_fuer_Qualifizierung_von_2005.pdf

24. https://www.schulportal-thueringen.de/thillm

REFERENCES

1. Kalimullin A.M., Gabdulkhakov V. F. On strategic guidelines for the development of pedagogical education in Russia in the context of global changes. 2015. No. 4 (46). pp. 3-9 [Electronic resource]. Access mode: https://elibrary.ru/item.asp? id=25337243 (date of access: 25.02.2021).

2. Katrovsky, A. P. Trends and features of the territorial development of higher education in the postSoviet educational space / A. P. Katrovsky, V. P. Guba / / World of Psychology. - 2016. - № 1 (85). - Pp. 220-229.

3. Mikhailova, T. V. Integration of modern sports education in the countries of the European Union / T. V. Mikhailova, E. A. Pavlov, V. P. Guba // Theory and practice of physical culture. - 2018. - No. 12. - pp. 95-98

4. Tsalikova I. K., Pakhotina S. V. Scientific research on the formation of soft skills (review of data in the international databases Scopus, Web of Science) // Education and science. 2019. Vol. 21, no. 8. pp. 187207. DOI: 10.17853 / 1994-5639-2019-7-187-20

5. Bloom, G.A., Bush, N., Schinke, R.J., & Salmela, J.H. (1998). The importance of mentoring in the development of coaches and athletes. International Journal of Sport Psychology, 29, 267-289.

6. Cushion CJ., Armour K.M,. Jones R.L. Coach Education and Continuing Professional Development: Experience and Learning to Coach/ QUEST, 2003, 55, 215-230.

7. Cushion, C.J. (2001). Coaching research and coach education: Do the sum of the parts equal the whole? SportaPolis (September). Retrieved from http://www.sportsmedia. org/Sportapolisnewslet-ter4.htm.

8. Fleurance, P., Cotteaux, V. (1999). Construction de l'expertise chez les entraîneurs sportifs d'athlètes de haut-niveau français [French expert coaches' construction of expertise]. Avante, 5(2), 54-6.8

9. Gilbert, W., Côté, J., & Mallett, C. (2006). Developmental paths and activities of successful sport coaches. International Journal of Sports Science and Coaching, 1(1), 69-76.

10. Gilbert, W., Trudel, P. (2001). Learning to coach through experience: Reflection in model youth sport coaches. Journal of Teaching in Physical Education, 21, 16-34.

11. Herzig A., Lorini E., Pearce D. Social intelligence // AI & Society. 2017. Available from: https://doi. org/10.1007/s00146-017-0782-8 (date of access: 20.02.2021).

12. Irwin, G., Hanton, S., & Kerwin, D. (2004). Reflective practice and the origins of elite coaching knowledge. Reflective Practice, 5(3), 425-442.

13.Jacobs F., Knoppers A ., Diekstra R., Sklad M.. Developing a Coach Education Course: A Bottom-Up Approach //International Sport Coaching Journal, 2015, 2, 178-186.

14. Jones, R. L., Armour, K. M., & Potrac, P. (2004). Sports Coaching Cultures: From Practice to Theory. London: Routledge.

15. Lemyre F., Trudel P., Durand-Bush N.. How Youth-Sport Coaches Learn to Coach//The Sport Psychologist, 2007, 21, 191-209.

16. Robles M. M. Executive Perceptions of the Top 10 soft skills needed in today's workplace // Business Communication Quarterly. 2012. № 75 (4). P. 453-465. Available from: https://doi. org/10.1177/1080569912460400 (date of access: 24.02.2021).

17. Sisson L. G., Adams A. R. Essential hospitality management competencies: The importance of soft skills // Journal of Hospitality and Tourism Education. 2013. № 25 (3). P. 131-145. Available from: https:// doi.org/10.1080/ 10963758.2013.826975 (date of access: 20.02.2021).

18. Trudel, P., & Gilbert, W. (2006). Coaching and coach education. In D. Kirk, M. O'Sullivan, & D. McDonald (Eds.), Handbook of physical education (pp. 531-554). Thousand Oaks, CA: Sage.

19. Wright, T., Trudel, P., & Culver, D. (2007). Learning how to coach: The different learning situations reported by youth ice hockey coaches. Physical Education and Sport Pedagogy, 12, 1-17.

20. Yashin A., Bagirova A., Klyuev A. Designing entrepreneurial education in Russia: hard and soft skills // Ekonomski Vjesnik. 2018. № 31 (2). C. 261-274. Available from: https://doaj.org/article/a2eef4f-441094082be088f68f831f6b0 (date of access: 14.02.2021).

21. http://landesrecht.thueringen.de/ jportal/?quelle=jlink&query=VVTH-2 2 3246-TKM-1993-05-28-SF&psml=bsthueprod. psml&max=true#ivz14

22. http://www.cnfpa-sna.ro/catalog/STATUTUL%20AN-TREN0RULUI%202011.pdf

23. https://cdn.dosb.de/alter_Datenbestand/fm-dosb/ arbeitsfelder/Ausbildung/Rahmenrichtlinien_2006/ Rahmenrichtlinien_fuer_Qualifizierung_von_2005. pdf

24. https://www.schulportal-thueringen.de/thillm

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Зотова Фируза Рахматулловна ( Zotova Firuza ) - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики физической культуры, спорта и туризма; Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 420010, Республика Татарстан, г. Казань, Деревня Универсиады, 35. E-mail: zfr-nauka@mail.ru, ORCID: 0000-0002-8711-8807.

Михайлова Тамара Викторовна (Mikhailova Tamara Viktorovna) - доктор технических наук, профессор; Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК); 105122, г. Москва, Сиреневый бульвар, 4; e-mail: tomriko58@mail.ru; ORCID: 0000-0003-3568-779X. Губа Владимир Петрович (Guba Vladimir Petrovich) - доктор технических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации; Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК); 105122, г. Москва, Сиреневый бульвар, 4; e-mail: smolguba67@mail.ru; ORCID: 0000-0003-4268-401X

Есипович Лев (Esipovich Lev) - доктор философских наук; доцент. Йенский университет им. Фридриха Шиллера; Германия (PhD; lecturer. Friedrich Schiller University Jena; Germany, 07749 Jena, Seidelstraße 20; e-mail: lev. esipovich@uni-jena.de, ORCID: 0000-0002-9288-2201

Скрипко Анатолий Дмитриевич (Skripko Anatoly Dmitrievich) - доктор педагогических наук, профессор; Академия им. С. Воцеховского, г. Калиш, Польша. ul. Kaszubska-13, 62-800; e-mail: e-mail:anskrypko@wp.p Бенедикт Ле Панс (Bénédicte Le Panse) - директор; Академия Ле Панс; 162 ул. Фобур Сен-Дени, 75010 Париж, Франция. E-mail: lepansebenedicte@yahoo.fr. (directrice, Académie Le Panse, 162 rue du Faubourg Saint Denis, 75010 Paris, France)

Цезарь Морар (Cezar Morar) - Ph.D., доцент; кафедра географии, туризма и территориального планирования, факультет географии, туризма и спорта; Университет Орадя; ул. Университетская, 1, Зал C, 410087 Орадя, Румыния. E-mail: cezarmorar@yahoo.com, ORCID: 0000-0003-0211-5883 (assistant professor, Ph.D., Department of Geography, Tourism and Territorial Planning, Faculty of Geography, Tourism and Sport, University of Oradea; 1 University Str., C Hall, Oradea 410087, Romania)

Сзабо-Алекси Пауль (Szabo-Alexi Paul) - Ph.D., доцент; кафедра физического воспитания, спорта и физической терапии, факультет географии, туризма и спорта; Университет Орадя; ул. Университетская, 1, Зал C, 410087 Орадя, Румыния. E-mail: cezarmorar@yahoo.com, ORCID: 0000-0002-5450-2319 (assistant professor, Ph.D., Department of Physical Education, Sport and Physical Therapy, Faculty of Geography, Tourism and Sport, University of Oradea; 1 University Str., C Hall, Oradea 410087, Romania)

Янез Водичар (Janez Vodicar) - Ph.D., доцент; директор Института спорта; Университет Любляны; ул. Гортанова, 22, 1000, Любляна, Словения. E-mail: janez.vodicar@fsp.uni-lj.si, ORCID: 0000-0002-1194-7588 (Assoc. Prof., Ph.D.; Director of Sport Institute , University of Ljubljana; Gortanova ulica 22 ,1000 Ljubljana, Slovenia).

Поступила в редакцию 01 марта 2021 г. Принята к публикации 12 апреля 2021 г.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Постдипломное образование специалистов по физическому воспитанию и спортивной подготовке в странах Евросоюза/ Ф.Р.Зотова, Михайлова Т.В., Губа В.П и др. // Наука и спорт: современные тенденции. - 2021. - Т. 9, № 2. - С. . 61-79 DOI: 10.36028/2308-8826-2021-9-2-61-79

FOR CITATION

Zotova F.R., Mikhailova T.V., Guba V.P., Esipovich L., Skripko A.D., Panse B.L., Cezar M., Szabo-Alexi P., Janez V. Postgraduate education of specialists in physical education and sports training in the eu countries. Science and sport: current trends, 2021, vol. 9, no.2, pp. 61-79 (in Russ.) DOI: 10.36028/2308-8826-2021-9-2-61-79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.