Научная статья на тему 'Задачи, содержание, формы и методы формирования мотивации у старшеклассников к исследовательской деятельности во внеклассной воспитательной работе'

Задачи, содержание, формы и методы формирования мотивации у старшеклассников к исследовательской деятельности во внеклассной воспитательной работе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШЕКЛАССНИК / SENIOR / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / RESEARCH ACTIVITY / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвиненко Елена Владимировна

В статье рассматриваются задачи, содержание, формы и методы, способствующие повышению эффективности процесса формирования мотивации у старшеклассников к исследовательской деятельности во внеклассной воспитательной работе средних общеобразовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Литвиненко Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TASKS, CONTENT, FORMS AND METHODS OF FORMATION AT SENIORS’ MOTIVATION TO RESEARCH ACTIVITY IN OUT-OF-SCHOOL ACTIVITIES OF COMPREHENSIVE (SECONDARY) SCHOOLS

The article deals with the tasks, content, forms and methods promoting increase of efficiency of process of formation at seniors’ motivation to research activity in out-of-school activities of comprehensive (secondary) schools.

Текст научной работы на тему «Задачи, содержание, формы и методы формирования мотивации у старшеклассников к исследовательской деятельности во внеклассной воспитательной работе»

Контрольная подгруппа

Экспериментальная подгруппа

Низкий Средний Высокий Продвинутый

Рисунок 5. Результаты контрольного среза

Исследование уровня сформированности предметных умений до и после экспериментальной работы показало, что уровень сформированности предметных умений у обучающихся, с которыми проводилась целенаправленная работа с разработанной программой-тренажером, выше, чем у обучающихся контрольной подгруппы. Это позволяет сделать вывод о том, что целенаправленная работа с программой-тренажером позволяет повысить эффективность процесса подготовки будущих абитуриентов к ЕГЭ по информатике и ИКТ.

Список литературы

1. Воронкова О.Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы. - Ростов н/Дону: Феникс, 2010. - 314с.

2. Ликсина Е.В., Мишин А.В. Педагогические программные средства: учебное пособие. - Пенза: Изд-во ПензГТУ, 2014. - 376с.

3. Орлов С.А. Технологии разработки программного обеспечения: учебник для вузов / Орлов, Сергей Александрович. - 4-е изд. - СПб: Питер, 2012. -608с.

6

5

4

3

2

1

0

ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВНЕКЛАССНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Литвиненко Елена Владимировна

студент Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Елабуга

THE TASKS, CONTENT, FORMS AND METHODS OF FORMATION A T SENIORS' MOTIVA TION TO RESEARCH ACTIVITY IN OUT-OF-SCHOOL ACTIVITIES OF COMPREHENSIVE (SECONDARY) SCHOOLS Litvinenko Helen, student of the Yelabuga's Institute of Kazan (Volga) Federal University, Yelabuga АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются задачи, содержание, формы и методы, способствующие повышению эффективности процесса формирования мотивации у старшеклассников к исследовательской деятельности во внеклассной воспитательной работе средних общеобразовательных учреждений. ABSTRACT

The article deals with the tasks, content, forms and methods promoting increase of efficiency ofprocess offormation at seniors' motivation to research activity in out-of-school activities of comprehensive (secondary) schools. Ключевые слова: старшеклассник, исследовательская деятельность, мотивация. Keywords: senior, research activity, motivation.

В современных условиях развития общества большое внимание уделяется исследовательской деятельности. Этот вид деятельности рассматривают в настоящее время как один из инструментов повышения качества образования. В связи с этим важно отметить тот факт, что формирование устойчивой мотивации у старшеклассников к исследовательской деятельности является одной из важных задач в профессиональной деятельности учителя, так как мотивация служит источником творческой активности и способствует эффективному развитию способностей учащихся.

С целью повышения эффективности процесса формирования мотивации у старшеклассников к исследовательской деятельности необходима его продуманная организация, в которой выделяют такие этапы, как: определение цели, задач, принципов, условий, содержания, форм и методов, которые способствуют формированию

устойчивого интереса учащихся к исследовательской деятельности.

Для проведения формирующего эксперимента, целью которого было формирование у учащихся старших классов мотивации к исследовательской деятельности, была разработана программа опытно-экспериментальной работы, включающая девять различных форм внеклассной воспитательной работы, разработанных членами студенческой временной научно-исследовательской группы (Галиева А.Ф., Литвиненко Е.В., Сираева Г.Р.). Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

- формирование исследовательской позиции у старшеклассников (активизация личностной позиции; осознание необходимости исследовательской активности; поисковая активность);

- формирование познавательной мотивации у старшеклассников (получение новых знаний в процессе

исследовательской деятельности; приобщение учащихся к интеллектуально-творческой деятельности; выявление способностей, учащихся к ведению исследовательской работы и т.д.);

- формирование у школьников старшего школьного возраста научного мировоззрения, интереса к познанию мира, сущности процессов и явлений;

- развитие у старшеклассников коммуникативных способностей;

- содействие ориентации учащихся старших классов на выбор будущей профессии;

- развитие интеллигентной, конкурентоспособной и креативной личности и т.д.

Содержание программы формирования у старших школьников мотивации к исследовательской деятельности включало такие темы, как: «Куда и как шагает мир», «Представь себя ученым», «Explore the USA», «Кто он, молодой ученый?», «Куда текут мозги?», «Debate about Science», «Открытия в науке XXI века», «Старт научных знаний», «Мое отношение к исследовательской деятельности». Подготовка и проведение различных форм внеклассной воспитательной работы по вышеперечисленным темам способствовали решению таких задач, как:

1) ознакомить школьников с сущностью понятия «исследовательская деятельность»;

2) расширить знания, учащихся о современных ученых разных стран, ознакомить с их научными достижениями и успехами в исследовательской деятельности, а также с актуальными проблемами науки XXI века;

3) информировать школьников о специфике науки XXI века и ее роли в развитии лидирующих государств;

4) способствовать развитию у старшеклассников креативного мышления;

5) содействовать формированию вопросительной активности учащихся;

6) ориентировать учащихся на самостоятельный поиск знаний и т.д.

Разработанная программа опытно-экспериментальной работы по формированию у старшеклассников мотивации к исследовательской деятельности включала разнообразные формы воспитания, соответствующие возрастным особенностям старших школьников, которые вызывают определенный эмоциональный настрой и побуждают учащихся к занятиям исследовательской деятельностью. Например, могут быть использованы такие формы, как: разброс мнений, «Проект-мечта», интеллектуальный ринг, презентация мира [6] продуктивная игра [5], исследовательская лаборатория, круглый стол, свободный разговор, симпозиум, заседание экспертной группы [2], дебаты, представление-соревнование [1, с. 72], «Яблоня возможностей» [3, с. 116]. Многообразие форм и их содержания также являются фактором, способствующим повышению интереса как ведущего мотива к исследовательской деятельности старших школьников.

Для реализации содержания процесса формирования у учащихся мотивации к исследовательской деятельности были выбраны такие методы воспитания, как:

- соревнование, которое способствует формированию мотивации достижения более высокого результата за наименьшее количество времени и стимулирует команду учащихся или отдельного школьника к достижению цели. Соревновательная ситуация требует сотрудничества, реализация которого невозможна без гибкого стимулирования творческих идей;

- мозговой штурм, один из наиболее распространенных методов раскрепощения и активизации творческого мышления и вовлечения школьников в исследовательскую деятельность посредством высказывания различных гипотез, идей и т.д.;

- примеры из жизни ученых, содержащие информацию о важнейших научных разработках как отечественных, так и зарубежных авторов, о создании новшеств, об открытиях научно-исследовательских лабораторий, о выдающихся личностях и созданных ими современных технологиях, а также о различных открытиях юных ученых. Это способствует развитию новых взглядов на научную деятельность, повышению интереса к занятиям исследовательской деятельностью, а также наращиванию потенциальных возможностей самих учащихся;

- игра, носящая творческий характер. Она вызывает интерес, стимулирует познавательную активность, способствует развитию креативного мышления старшеклассников. В процессе игры школьники концентрируют свои мыслительные возможности, развивают гибкость мышления;

- дискуссия, позволяющая вести диалог по интересной теме для всех участников; каждый ответ рассчитан на интерпретацию собеседника и его оценку в виде дальнейшей аналогичной обработки другим партнером и т.д. Именно в процессе дискуссии рождается множество точек зрения на тот или иной предмет обсуждения и интерес к деятельности;

- объяснение - как монологическая форма изложения ориентирует учащихся на выбор мнения, которое носит доказательный характер. Доказательность обеспечивается, логичностью и последовательностью изложения, убедительностью и ясностью выражения мыслей;

- творческое задание, повышающее любознательность учащихся к исследовательской деятельности за счет подбора оригинальных заданий. Оно способствует развитию креативности мышления старшеклассников и активизации интеллектуально-творческой деятельности.

Кроме методов воспитания, применяются такие методы обучения, как:

- эвристическая беседа (повышает заинтересованность учащихся в исследовательской деятельности, включая поиск новых знаний);

- создание проблемных ситуаций (направлены на пробуждение интереса у учащихся, предполагают нахождение новых неизвестных способов и приемов выполнения, объяснения непознанных явлений, событий, процессов);

- метод «мозгового штурма» (способствует получению новых идей, характеризуется полной свободой высказываний и запрещением их критики);

- метод деловых игр (формирует умения и навыки работы в команде, лидерские качества, продуктивное мышление, творческие способности; предусматривает самостоятельное принятие решений, умение доказывать и отстаивать свою точку зрения);

- методы частично-поискового и исследовательского характера (позволяют на практике создать условия для развития познавательных способностей, формирования интереса, мотивации и предполагают готовность самостоятельному поиску учеником новых знаний);

- метод case-study (ориентирован на осуществление исследовательской деятельности, способствует развитию исследовательских, коммуникативных и творческих способностей, принятию решений);

- метод проектной работы (способствует развитию познавательных и творческих способностей учащихся, критического мышления, формированию умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в современном информационном пространстве).

Для определения эффективности процесса реализации содержания, методов и форм формирования у учащихся мотивации к исследовательской деятельности рекомендуется использовать такие методы исследования, как: беседа, наблюдение, анализ продуктивной деятельности учащихся, анкетирование и т.д.

Интерес учащихся существенно повышается при условии определения и реализации учителем комплекса взаимосвязанных задач, содержания, форм и методов, способствующих относительно быстрому вовлечению учащихся в исследовательскую деятельность. Таким образом, разработанная программа эксперимента является оптимальной стратегией для учителя с целью целенаправленно

организовать деятельность учащихся к процессу исследования и существенно оказать влиянии на процесс формирования мотивации у старшеклассников к исследовательской деятельности.

Список литературы

1. Афанасьев С.П. Методика организации интеллектуально-познавательных игр // Вестник КГПУ им. Н.А. Некрасова. - 1995. - № 3. - С. 72-76.

2. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта. - М.: Педагогика, 1989. - 132 с.

3. Куприянов Б.В. Восемнадцать форм воспитательной работы с детским коллективом класса // Классный руководитель. - 2007. - № 6. - С. 103-125.

4. Леонтович А.В. Пособие по разработке методической карты по организации исследовательской работы школьников. - М.: Изд. Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества, 2003. - 19 с.

5. Титова Е.В. Если знать, как действовать: Разговор о методике воспитания. - М.: Просвещение, 1993. -192 с.

6. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. - М.: Новая школа, 1993. - 95 с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Малявина Светлана Владимировна

старший преподаватель кафедры английского языка и методики, г. Бирск

Салина Анастасия Сергеевна ассистент кафедры английского языка и методики, г. Бирск

Лысова Анастасия Игоревна

студентка факультета филологии и межкультурных коммуникаций Бирского филиала БашГУ, Бирск

АННОТАЦИЯ

Вопрос совершенствования процесса изучения иностранного языка в школе является одним из актуальных в методике и практике обучения. Возросшая потребность общества в массовом знании иностранного языка привела к необходимости совершенствования процесса обучения общению на иностранном языке. Прием театрализации, основанный на принципах коммуникативного обучения, предполагает реализацию образовательного, воспитательного и развивающего потенциала предмета «иностранный язык», служит повышению мотивации изучения предмета. ABSTRACT

The improvement of the language learning process at school has become the most topical question in methodology of teaching. The increased demand of the society in learning the language resulted in the necessity to improve the process of teaching communication in the foreign language. The method of staging is based on the principles of the communicative approach and it enables to encourage learning the language.

Ключевые слова: активные формы обучения иностранному языку, театрализация, уровни драматизации, ролевая игра, мотивация.

Keywords: active forms of teaching, staging, role play, motivation.

Вопросы совершенствования преподавания иностранного языка в школе в настоящее время особенно актуальны, т.к. изменения в характере образования все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов.

В настоящее время основная цель обучения английскому языку в школе состоит в том, чтобы научить учащихся общению на английском языке. На наш взгляд, главной положительной чертой использования элементов театрализации на уроках иностранного языка является возможность свободного общения на иностранном языке.

Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями. Но первая и естественная потребность изучающих иностранный язык - коммуникация. Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность учащихся. На наш взгляд, одним из таких приемов, отвечающим задачам современного обучения иностранным языкам, является использование театрализации на уроках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.