Научная статья на тему 'Использование театрализации на уроках иностранного языка как способ повышения мотивации изучения предмета'

Использование театрализации на уроках иностранного языка как способ повышения мотивации изучения предмета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1103
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ACTIVE FORMS OF TEACHING / ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ / STAGING / УРОВНИ ДРАМАТИЗАЦИИ / РОЛЕВАЯ ИГРА / ROLE PLAY / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малявина Светлана Владимировна, Салина Анастасия Сергеевна, Лысова Анастасия Игоревна

Вопрос совершенствования процесса изучения иностранного языка в школе является одним из актуальных в методике и практике обучения. Возросшая потребность общества в массовом знании иностранного языка привела к необходимости совершенствования процесса обучения общению на иностранном языке. Прием театрализации, основанный на принципах коммуникативного обучения, предполагает реализацию образовательного, воспитательного и развивающего потенциала предмета «иностранный язык», служит повышению мотивации изучения предмета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малявина Светлана Владимировна, Салина Анастасия Сергеевна, Лысова Анастасия Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The improvement of the language learning process at school has become the most topical question in methodology of teaching. The increased demand of the society in learning the language resulted in the necessity to improve the process of teaching communication in the foreign language. The method of staging is based on the principles of the communicative approach and it enables to encourage learning the language.

Текст научной работы на тему «Использование театрализации на уроках иностранного языка как способ повышения мотивации изучения предмета»

- метод case-study (ориентирован на осуществление исследовательской деятельности, способствует развитию исследовательских, коммуникативных и творческих способностей, принятию решений);

- метод проектной работы (способствует развитию познавательных и творческих способностей учащихся, критического мышления, формированию умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в современном информационном пространстве).

Для определения эффективности процесса реализации содержания, методов и форм формирования у учащихся мотивации к исследовательской деятельности рекомендуется использовать такие методы исследования, как: беседа, наблюдение, анализ продуктивной деятельности учащихся, анкетирование и т.д.

Интерес учащихся существенно повышается при условии определения и реализации учителем комплекса взаимосвязанных задач, содержания, форм и методов, способствующих относительно быстрому вовлечению учащихся в исследовательскую деятельность. Таким образом, разработанная программа эксперимента является оптимальной стратегией для учителя с целью целенаправленно

организовать деятельность учащихся к процессу исследования и существенно оказать влиянии на процесс формирования мотивации у старшеклассников к исследовательской деятельности.

Список литературы

1. Афанасьев С.П. Методика организации интеллектуально-познавательных игр // Вестник КГПУ им. Н.А. Некрасова. - 1995. - № 3. - С. 72-76.

2. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта. - М.: Педагогика, 1989. - 132 с.

3. Куприянов Б.В. Восемнадцать форм воспитательной работы с детским коллективом класса // Классный руководитель. - 2007. - № 6. - С. 103-125.

4. Леонтович А.В. Пособие по разработке методической карты по организации исследовательской работы школьников. - М.: Изд. Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества, 2003. - 19 с.

5. Титова Е.В. Если знать, как действовать: Разговор о методике воспитания. - М.: Просвещение, 1993. -192 с.

6. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. - М.: Новая школа, 1993. - 95 с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Малявина Светлана Владимировна

старший преподаватель кафедры английского языка и методики, г. Бирск

Салина Анастасия Сергеевна ассистент кафедры английского языка и методики, г. Бирск

Лысова Анастасия Игоревна

студентка факультета филологии и межкультурных коммуникаций Бирского филиала БашГУ, Бирск

АННОТАЦИЯ

Вопрос совершенствования процесса изучения иностранного языка в школе является одним из актуальных в методике и практике обучения. Возросшая потребность общества в массовом знании иностранного языка привела к необходимости совершенствования процесса обучения общению на иностранном языке. Прием театрализации, основанный на принципах коммуникативного обучения, предполагает реализацию образовательного, воспитательного и развивающего потенциала предмета «иностранный язык», служит повышению мотивации изучения предмета. ABSTRACT

The improvement of the language learning process at school has become the most topical question in methodology of teaching. The increased demand of the society in learning the language resulted in the necessity to improve the process of teaching communication in the foreign language. The method of staging is based on the principles of the communicative approach and it enables to encourage learning the language.

Ключевые слова: активные формы обучения иностранному языку, театрализация, уровни драматизации, ролевая игра, мотивация.

Keywords: active forms of teaching, staging, role play, motivation.

Вопросы совершенствования преподавания иностранного языка в школе в настоящее время особенно актуальны, т.к. изменения в характере образования все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов.

В настоящее время основная цель обучения английскому языку в школе состоит в том, чтобы научить учащихся общению на английском языке. На наш взгляд, главной положительной чертой использования элементов театрализации на уроках иностранного языка является возможность свободного общения на иностранном языке.

Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями. Но первая и естественная потребность изучающих иностранный язык - коммуникация. Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность учащихся. На наш взгляд, одним из таких приемов, отвечающим задачам современного обучения иностранным языкам, является использование театрализации на уроках.

Театрализация - методический прием, предполагающий введение в урок заранее подготовленных элементов театрального действия, оформления, при котором заранее подготовленные ученики появляются в классе с элементами костюма героя, произносят наиболее выразительные его реплики. Драматизация как элемент театрального искусства близка и понятна детям, ведь в основе театра лежит игра, а она сама является одним из видов игровой деятельности и ведущей деятельностью детей. Театр обладает необходимым потенциалом эстетического развития детей, а именно способствует развитию их эмоциональной памяти, воображения и т.д. Театр учитывает специфику детского восприятия, направляет фантазирование ребенка, помогает его развитию и перерастанию в творческое воображение. Элементы театрального искусства предоставляют возможность воспринимать учебный материал не только рационально, но и эмоционально.

В процессе изучения иностранного языка драматизация встречается на каждом шагу: любая лексика, любые разговорные формы отрабатываются не только в монологической речи, но и в диалогах. Учащиеся общаются на английском языке на заданную тему, нередко составляют свои собственные диалоги по ключевым словам, и во всех этих упражнениях присутствует элемент драматизации. Такое серьезное препятствие, как «языковой барьер», становится легко преодолимым, как только учащиеся попадают в ситуацию игры, ролевого взаимодействия, оказываются вовлеченными в общий творческий процесс. В ходе подготовки пьесы драматический метод позволяет продуктивно работать над лексикой, грамматикой, произношением и интонацией.

Драматизация может быть разного уровня:

- оживление иллюстрации. Через внешние факторы, через форму поймите какие чувства испытывают герои;

- игра-импровизация по сюжетной картинке: «Попробуйте из данной мизансцены найти выход, спрогнозируйте дальнейшее развитие сюжета»;

- постановка групповых и индивидуальных живых картин, пантомима;

- произнесение отдельных реплик героя с установкой не только интонационной, но и пластической выразительности;

- чтение за героев там, где говорится о героях. Ребенку нужно поставить себя на место героя, вжиться в образ, попробовать говорить и действовать за него;

- постановка спектакля. Высший уровень драматизации. Результат возможен только при активном включении каждого ребенка в создание спектакля. Драматизация - это один из эффективных методов

интерактивного обучения. Он обеспечивает усвоение нового лексического материала и создает эмоционально-положительный настрой в обучении. По сути, драматизация может рассматриваться как одна из форм ролевой игры, в которой у каждого участника есть возможность проявить себя.

В методике проведения театрализаций в форме ролевой игры воплощается принцип функциональности обучения иностранному языку. Процесс иноязычного общения представляет собой модель реального общения. Ученик понимает, что может дать ему практическое овладение иностранным языком.

При отборе лексического материала мы руководствуемся следующими принципами: доступности; вовле-

чения максимального числа, учащихся в группы; заинтересованности, учащихся в драматизации (юмористические рассказы).

Подобная форма изучения английского языка развивает и совершенствует речемыслительную деятельность, способствует появлению искреннего желания общаться на иностранном языке не только на занятии, но и в неурочное время. Иными словами, здесь успешно формируется внутренний мотив к изучению дисциплины [1, с.4].

Уроки с применением театрализации обычно проходят живо, эмоционально, при активности учащихся в благоприятной психологической атмосфере. Например, при изучении темы «защита окружающей среды» можно предложить (в качестве проекта) подготовить «заседание» большой восьмерки, для темы «Celebrities» - церемонию вручения Оскара и т.д.

Подчеркивая важность использования драматизации как метода обучения всем учебным предметам, следует отметить важность использования этого прием на уроках иностранного языка с целью формирования основных универсальных учебных действий обучающихся: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных. Использование драматизации на уроках иностранного языка совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникатив-кативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля - творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики. Наряду с формированием активного словаря школьников формируется так называемый пассивно-потенциальный словарь. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы.

Положительное влияние театрализации на повышение мотивации обучения литературе и иностранному языку, подтверждают результаты анкетирования учеников и учителей, которое было проведено среди участников регионального конкурса «Театральный сезон - 2014» (г. Бирска РБ), в котором принимали участие школьники 5 -11 классов. Так, 100% учащихся 5 - 10 классов и 70% учащихся 11 класса выразили желание принимать участие в театрализованных представлениях; большинство опрошенных привлекает возможность больше общаться с товарищами: 15% (11 класс), 40% (7 класс), 50% (5, 9 классы), 80% (6 класс); 50% пятиклассников, 60% шестиклассников и одиннадцатиклассников, 70% семиклассников отметили в ответах, что «театрализация помогает лучшему пониманию литературного произведения; а выученные иностранные слова надолго остаются в памяти»; также 90% обучающихся 6 класса и 100% 5 и 9 классов выбрали ответ: «Хотелось бы, чтобы учитель чаще использовал театрализацию на уроках и во внеурочное время».

Эффективность этого приема отмечают и учителя, принявшие участие в опросе: 92% учителей хотя бы один раз в полугодие используют на уроках литературы и иностранного языка театрализацию; среди положительных моментов учителя выделили следующие: «театрализация расширяет круг интересов школьников» (100%); «обогащает мир эмоций, чувств и знаний школьников» (100%); «развивает творческую составляющую личности, выявляет новые таланты» (92%).

Таким образом, на основе наблюдений и исследований, мы можем отметить, что, применение театрализации, в основе которой лежит организация совместной учебной работы школьников в группе, показывает следующие ее преимущества: возрастает объем и глубина понимания усваиваемого материала; возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; возрастает сплоченность класса, устанавливается дружеское взаимоотношение; ученик, имеющий опыт совместной работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует. Также в ходе подготовки и репетиций выделяются ребята, обладающие

организаторскими качествами. Это облегчает работу руководителя и способствует развитию личностных качеств учащихся.

Список литературы

1. Интерактивные занятия как форма развития коммуникативных навыков при проведении выездного языкового лагеря. - Первое сентября. Английский язык. - 2009. - №5. - с. 3 - 5.

2. Финлей-Джонсон Драматизация как метод преподавания. М., 1917.- 44 с.

К ВОПРОСУ ОБ «ИЗМЕРЕНИЯХ» ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА

Медведева Людмила Владимировна

доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, Университет Государственной противопожарной службы МЧС России, г. Санкт-Петербург

TO THE QUESTION OF "DIMENSION" PROFESSIONAL COMPETENCE OF MODERN SPECIALIST

doctor ofpedagogical sciences, professor, Honored Worker of Russian Higher School, University of the State Fire Service of

EMERCOM of Russia, Saint-Petersburg

АННОТАЦИЯ

В статье профессиональная компетентность специалиста «измерена» не только профессиональной грамотностью на уровне знаний, навыков, умений (узкое понимание профессиональной грамотности), но и грамотным (нравственным) поведением специалиста при решении профессиональных проблем.

Ключевые слова: целостность профессиональной деятельности; грамотность; профессиональная грамотность; грамотное поведение; грамотный специалист; материальная культура; духовная культура

ABSTRACT

In the article specialist professional competence "measured" not only by professional literacy level of knowledge, skills, abilities (narrow understanding of professional literacy), but also by literate (moral) behavior of specialist in solving professional problems.

Keywords: the integrity of the profession; literacy; professional competence; competent behavior; qualified specialist; material culture; spiritual culture

К. Маркс и Ф. Энгельс утверждали: «Какова жизнедеятельность индивидов, таковы они сами. То, что они собой представляют, совпадает как с тем, что они производят, так и с тем, как они производят. Что представляют собой индивиды, следовательно, зависит от материальных условий их производства» (Соч. 2-е изд. Т.3. С.19). Следовательно, если считать образование специфической сферой духовного производства, важнейшая функция которого состоит в производстве самого человека как социального существа, то такой подход обусловливает необходимость пересмотра не только целей и содержания всех этапов профессионального образования, но и смысла деятельности обучающегося, уровня его активности и позиции в образовательном процессе высшей школы. В связи с этим, вопрос об условиях духовного производства личности современного специалиста, есть, прежде всего, вопрос о формах, методах, средствах и условиях обучения на всех этапах профессиональной подготовки в высшей школе.

Г. Спенсер писал: «Великая цель образования - это не знания, а действия» [1, с.344]. В этом ракурсе значение знаний, представленных знаковыми системами, не абсолютизируется, но и не отрицается. Познание в философском толковании - это "процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий" [7, с.348].

Следовательно, целенаправленные сознательные человеческие действия по преобразованию объекта деятельности осуществляются на основе знаний, которые становятся средствами регуляции деятельности субъекта и выполняют функции ориентировочной основы деятельности.

Таким образом, приобретенная будущим специалистом триада «знания, умения и навыки» должна выполнять функции средства регуляции профессиональной деятельности, то есть становиться ориентировочной основой всей совокупности компетентных действий специалиста. С этих позиций личностный смысл активности студента -будущего специалиста, должен заключаться не только в усвоении обобщенного и систематизированного опыта человечества, представленного в знаковых системах, а в формировании через их посредство целостной структуры профессиональной деятельности.

Такой подход требует использования системного научного знания (полноценного знания), компонентами которого являются ядро фундаментальных знаний и вариативные ему профессиональные знания, в качестве ориентировочной основы компетентных действий будущего специалиста на всех этапах его подготовки в вузе. В связи с этим становится очевидной необходимость обеспечения не формального "включения" фундаментальной дисциплины в процесс профессиональной подготовки, которое позволит сформировать к ней личное ценностное отноше-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.