(«Моя школьная практика»); «Gute Kommunikation ist alles» - в рамках изучения лексической темы «Zwischenmenschliche Beziehungen» («Межличностные отношения») и т. д. Тексты построены на аутентичных материалах, что способствует развитию познавательного интереса и формированию у студентов учебнопрофессиональной мотивации, а также представлений о будущей профессии, профессионально значимых качествах учителя иностранного языка, способствуют их самосознанию и самоопределению, поиску себя в профессии и профессиональных целей и смыслов.
Таким образом, профессионально-ориентированное содержание изучаемого предмета и технологии работы над учебным материалом, позволяющие поэтапно перейти от актуализации собственного опыта к осознанию и далее к формированию нового опыта, способствуют интеграции теоретического и практического аспектов обучения, что, в свою очередь, является важным условием адаптации будущих учителей иностранного языка к профессиональной деятельности.
литература
1. Будаева Т.И. Формирование личности молодого специалиста в процессе обучения в вузе // Педагогическая наука и практика: проблемы и перспективы : сб. науч. ст. М. : ИОО МОН РФ, 2004. Вып. 2. URL : http://www.teacher-edu.ru/wmc/ arts/1109068048 (дата обращения: 10.04.2013).
2. Вербицкий A.A. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе // Вопр. психологии. 1987. № 5. С. 31-39.
3. Галус О. М. Професійна адаптація студентів в умовах ступеневого педагогічного ВНЗ. Хмельницький : ХГПА, 2007.
4. Крецька Ю. A. Фактори адаптації майбутніх учителів до професійної діяльності // Педагогічна освіта: теорія і практика : зб. наук. пр. / Кам'янець-Подільський нац. ун-т ім. Івана Огієнка, Ін-т педагогіки НАПН України; редкол. Л.Д. Березівська [та ін.]. Кам'янець-Подільський : Видавець ПП Зво-лейко Д. Г., 2012. Вип. 10. С. 43-50.
5. Педагогика и психология высшей школы : учеб. пособие / отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. Ростов н/д. : Феникс, 2002.
6. Педагогіка вищої школи : навч. посіб. /
З.Н. Курлянд, Р.І. Хмелюк, А.В. Семенова [та ін.]; за ред. З. Н. Курлянд. 3-є вид., перероб. і доп. К. : Знання, 2007. 495 с.
7. Реан A.A., Кудашев А.Р., Баранов A.A. Психология адаптации личности. СПб. : Прайм-ЕВРОЗ^^ 2008.
Professionally oriented contents of future foreign language teachers training
There is considered the essence of professionally oriented contents of foreign language teaching and its role in integration of the theoretical and practical aspects of the system of future foreign language teachers training as a main condition of their adaptation to professional work.
Key words: professionally oriented contents, future teachers, adaptation, professional work.
н.и. РОГОВСКАЯ, Л.М. МАТВИЕНКО (Волгоград)
преподавание иностранного языка школьникам в профильных классах с правовым уклоном на основе гендерного подхода
Рассмотрены особенности преподавания иностранного языка в школе в профильных классах с правовым уклоном на основе гендерного подхода. Дана авторская оценка влияния раздельного обучения на развитие коммуникативных навыков, необходимых мужчинам и женщинам для их совместной деятельности в современном обществе. Показана значимость гендерного подхода в процессе обучения иностранному языку на примере экспериментальной работы, проведенной в одной из школ Волгограда.
Ключевые слова: преподавание иностранного языка в школе, гендерный подход, правовое воспитание, раздельное обучение мальчиков и девочек, учет гендерных особенностей обучающихся, гендерное образование.
К термину «гендер» сегодня все чаще обращаются исследователи и практикующие педагоги. В современной школе учителя иностранного языка также стали нередко учитывать на своих занятиях гендерные особенности обучающихся в целях дальнейшего создания равных условий для саморазвития школьников и мужского, и женского пола.
В настоящее время так же, как и в прошлом, некоторые исследователи предлагают раздельное образование разнополых обучающихся, настаивая на том, что мальчики раз-
© Роговская Н.И., Матвиенко Л.М., 2013
виваются медленнее девочек, а потому хуже учатся и им приходится краснеть за неусвоенный материал перед девочками. Вслед за Л.И. Столярчук отметим, что в большинстве древних обществ девочек и мальчиков готовили к разным видам деятельности. Гендерные роли закреплялись с раннего детства, а индивидуальные нарушения гендерного порядка тут же искореняли. Там, где трудовая и общественная деятельность были только мужским занятием, внесемейное обучение осуществлялось исключительно для мальчиков. Только в XIX в. девочек стали допускать к общественному образованию в женских школах, где ученицы готовились к семейно-домашним функциям [3, с. 3].
Общество в наши дни несовместимо с жестким гендерным делением, т.к. профессии и социальные роли становятся все более гендерно-нейтральными. Таким образом, совместное и равное обучение девочек и мальчиков представляется более функциональным, чем раздельное. Гендерное содержание образования ориентировано сегодня не на возрождение традиционных нормативов, а на их изменение. Смешанные по признаку пола школы в наши дни преобладают, а мужские и женские учебные заведения - это, как правило, частные, церковные и военные школы.
Обратимся к опыту работы в МОУ лицее № 6 г. Волгограда (Л.М. Матвиенко), где до недавнего времени практиковалось раздельное обучение мальчиков и девочек. В лицее № 6 г. Волгограда ведется допрофессиональная юридическая подготовка учащихся при участии профессорско-преподавательского кадрового состава Волгоградской академии МВД РФ. Здесь осуществляется педагогическая деятельность, ориентированная на получение школьниками знаний правового характера и направленная на формирование у них правовой культуры. Особое внимание в учебном и воспитательном процессе лицея уделяется вопросу ранней профилизации учащихся, их подготовке к обучению в вузах юридической направленности и последующей работе в правоохранительных органах Российской Федерации.
В лицее иностранный язык изучается школьниками и школьницами с 1-го класса. Учащиеся усваивают, кроме общей, лексику юридического характера. Учебники английского языка выбираются с учетом психологических особенностей младшего школьного возраста (“Chatterbox” by D. Strange, “Click on” by V. Evans, N. O’Sullivan), отличаются
красочным оформлением, аутентичностью, современным содержанием, использованием новых технологий и обилием страноведческого материала. Содержание учебного материала направлено на развитие всех видов речевой деятельности (чтение, аудирование, говорение и письмо), грамматических и орфографических навыков, а также творческих способностей учащихся. Кроме того, данные учебники включают в себя правовую тематику, имеют ярко выраженный характер противоборства «добра» и «зла», «закона» и «преступления». Герои учебника объединяются на борьбу с нарушителями закона, которых арестовывают за совершенные преступления. В процессе обучения школьники и школьницы убеждаются, что преступники наказаны, закон один для всех и к нему следует относиться уважительно. Важное место на этом этапе занимают ролевые игры, в процессе которых мальчики и девочки демонстрируют накопленный коммуникативный опыт и готовность быть «защитниками» или «защитницами» закона. Характерно, что учащиеся хотят играть в основном положительные роли: мальчики - детективов, хороших полицейских, девочки - красавиц-помощниц частных детективов или женщин-детективов и женщин-полицейских и т.п. Это объясняется верой в победу справедливости и закона.
В среднем и старшем звеньях учителя иностранного языка используют аутентичные учебники (наряду с учебниками российских издательств), отличительной особенностью которых является ситуативная обусловленность учебного материала. Здесь содержится большое количество разнообразных речевых упражнений, включающих правовую лексику, обилие страноведческого материала, в том числе имеющего юридическую окраску (“Project”, “Hotline” by T. Hutchinson; “Grapevine” by P. & K. Viney; “Enterprise” by V. Evans & J. Dooley). Мальчики и девочки разыгрывают ситуации, развивают навыки аудирования, учатся составлять деловые письма. Закрепление новой лексики происходит в рабочих тетрадях (например, учащимся необходимо составить рапорт, опросить свидетелей происшествия и т.д.). Ролевая игра, в течение которой учащиеся играют роли детективов, преступников, свидетелей, полицейских, на данном этапе имеет большое значение. Часть класса при этом остается верными защитниками правопорядка и соблюдения законности. У незначительной части класса к людям, ко-
торые уклоняются от соблюдения правовых норм, проявляется особое отношение. Учащиеся восхищаются ловкостью мошенников, способностью обмануть «систему», у них проявляется пренебрежение к закону. Роль преподавателя в этом процессе - научить соотносить действия и поступки отрицательного героя с порядком и правилами, установленными в государстве. Третья группа школьников остается безучастной к проблеме, их гражданская позиция еще не сформирована, и задача педагога - «разбудить» правовое сознание школьников и школьниц, доказать необходимость активной жизненной позиции, научить их верно оценивать возникшую правовую ситуацию, правильно вести себя при разрешении тех или иных правовых вопросов.
В старших классах лицея значительное внимание уделяется преподаванию права и осуществляется тесная связь ряда общешкольных предметов с правовыми дисциплинами. Существенная роль здесь отводится иностранному языку, который как учебный предмет обладает большими возможностями для создания условий личностного, культурного и правового становления школьников и школьниц. В этих целях, а также для улучшения качества образования были сформированы класс мальчиков и класс девочек. Оба школьных коллектива представляли собой группы подростков с набором определенных моделей поведения, которые они получили, общаясь друг с другом. Мальчики решали все конфликты между собой только с позиции силы, уступить в споре считалось проявлением слабости, часто допускали нецензурные выражения (чего никогда бы не случилось в присутствии противоположного пола, т.к. девочки часто являются сдерживающим эмоции и слова фактором). В свою очередь, класс девочек превратился в класс вечно жалующихся и доносящих друг на друга одноклассниц. Присутствие мальчиков делало бы девочек менее капризными, более организованными, а главное, учило бы обе стороны всем тем социальным навыкам поведения, которые считаются нормой в обществе, т.к. учебный класс - это уменьшенная копия социума. Кроме того, школьники и учителя в данном случае следовали стереотипным представлениям о том, как должны вести себя «настоящие мужчины» и «настоящие девушки». Происходило углубление гендерных стереотипов вместо понимания гендерных особенностей обучающихся и проведения учебновоспитательного процесса с их учетом.
Однако этот эксперимент помог учителю иностранного языка в выявлении особенностей своих учеников и учениц, которые были не замечены при их совместном обучении. Учитель сразу заметил различие в усвоении новых слов, грамматических явлений и других языковых понятий у мальчиков и девочек и стал учитывать их в своей работе. Вследствие этого для класса мальчиков был выбран учебник “Project”, который изобилует большим количеством информации о новых открытиях и изобретениях, об интересных людях и местах. Через весь учебник красной линией проходит комикс о двух героях (Hot Dog и Cool Cat), которые соперничают друг с другом, вызывая тем самым неподдельный интерес у мальчиков. Девочкам был предложен другой учебник - “Hotline”, который имеет в своем арсенале не меньший запас историй об интересных людях и местах, но главное - это история взаимоотношений группы подростков (первая любовь, проблемы с родителями и др.). Дети изучали английский язык по своим учебникам, но раз в неделю должны были представлять свои проекты друг другу на совместном занятии. Желающих «защитить» свои истории было множество, но главное, происходил обмен знаниями и способами речевого поведения. [5]
когда эксперимент по раздельному обучению в МОУ лицее № 6 г. Волгограда был закончен, мы сделали вывод о том, что создание временных раздельных групп по признаку пола необходимо для выявления особенностей и способов восприятия учебного материала, формирования и развития учебных умений и навыков мальчиков и девочек с дальнейшим использованием полученного опыта в процессе совместного обучения для создания благоприятной атмосферы на уроках и равных условий обучающимся обоих полов. Было также сделано заключение, что постоянное раздельное обучение мешает развитию коммуникативного опыта у мальчиков и девочек, возникает своего рода «застой» (все друг с другом согласны и решают поставленные задачи одним удобным и привычным способом), и нет «свежего» взаимовлияния маскулинного и фемининного мышления.
Мы считаем, что раздельное обучение и гендерная сегрегация затрудняют формирование у обучающихся коммуникативных навыков, необходимых мужчинам и женщинам для их успешной совместной деятельности, которая развертывается в наши дни во всех сферах
трудовой и общественной жизни. Мы полагаем также, что учебно-воспитательный процесс будет проходить более эффективно в смешанных по половому признаку группах, где учитываются гендерные особенности обучающихся.
от раздельного обучения мы предлагаем обратиться к гендерному образованию (Ш. Берн, К. Жаклин, Д. Майерс, Э. Макко-би, И.С. Кон, Л.И. Столярчук, Н.И. Роговская, С.А. Коробкова, Л.В. Штылева, М.А. Толстых и др.). основная цель такого образования -сосредоточить внимание на том, чтобы поведение обучающегося больше зависело от его личных особенностей, а не от необходимости вести себя как мальчик или как девочка, т.е. преодолеть гендерные стереотипы, мешающие разностороннему развитию личности учащегося.
Знания учителя о гендерных особенностях его учеников и учениц способствуют созданию благоприятных условий для их обучения и воспитания, равному развитию их способностей и возможностей. К примеру, начальный этап обучения иностранному языку на основе гендерного подхода помогает выявить гендерные особенности обучающихся. Используя различия мальчиков и девочек, особенности восприятия и запоминания материала, разные склонности, учитель создает комфортные условия для усвоения грамматического и лексического материала на иностранном языке и формирует познавательный интерес к своему предмету [6].
Не следует останавливаться на данном этапе. Выяснив, например, что мальчики больше тяготеют к чертежам, схемам, кодированным записям, чем к созданию письменных и устных сообщений, их постепенно надо подводить к написанию небольших монологов по плану, по иллюстрациям и т.п. Наоборот, у девочек нужно развивать способность к составлению плана пересказа и схематичным записям. Здесь немаловажное значение имеют взаимообучение и взаимопомощь учеников и учениц (парная работа, где девочка и мальчик вместе составляют монолог и план его пересказа). Все это позволит постепенно перейти к гендерному равенству в обучении, где не обостряются гендерные различия и не подчеркиваются гендерные стереотипы, а создаются равные условия для образования девочек и мальчиков, развиваются те склонности, которые не заложены в них биологически. Мы согласимся с И.С. Коном в том, что «хотя тра-
диционные образы “мужественности” и “женственности” часто выглядят привлекательными, они односторонни и нередко дисфункциональны <.. .> современное воспитание чувств должно не столько углублять гендерные стереотипы, сколько восполнять то, чего детям не хватает, причем сделать это можно лишь в живом взаимодействии разнополых детей» [4, с. 18].
литература
1. Бендас Т.В. [и др.] Гендерная психология : учеб. пособие для вузов. СПб. : Питер, 2007.
2. Введение в гендерные педагогические исследования : кол. моногр. / Л.И. Столярчук,
B.В. Дудукалов, С.А. Коробкова [и др.]; под общ. ред. Л.И. Столярчук. Волгоград : ООО «Царицынская полиграфическая компания», 2009.
3. Гендерные исследования в образовании: проблемы и перспективы : сб. науч. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. Волгоград, 15-18 апр. 2009 г. Волгоград : Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009.
4. Кон И.С. Плюсы и минусы раздельного и совместного образования // Педагогика. 2006. №9.
C. 16-22.
5. Матвиенко Л.М. Особенности обучения иностранному языку в профильной школе // Иностранные языки в школе. 2005. №8 (12). С. 28-32.
6. Роговская Н.И. Формирование познавательных интересов подростков с учетом гендерных особенностей // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. : Пед. науки. 2007. № 1(19). С. 50-53.
Teaching foreign languages to pupils of profile classes specializing in law on the basis of the gender approach
There are considered the peculiarities of foreign language teaching at school in profile classes specializing in law on the basis of the gender approach. There is given the author’s evaluation of influence of separate education on development of communicative skills necessary for men and women for their common work in the modern society. There is shown the significance of the gender approach in the process of foreign language teaching by the example of the experimental work carried out in one of the Volgograd schools.
Key words: foreign language teaching at school, gender approach, legal training, separate education of boys and girls, taking into account gender peculiarities of pupils, gender education.