Научная статья на тему 'Учет гендерных различий в процессе обучения в отечественной и зарубежной педагогике'

Учет гендерных различий в процессе обучения в отечественной и зарубежной педагогике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2928
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / ПРОЯВЛЕНИЕ РАЗЛИЧИЙ / УЧЕТ РАЗЛИЧИЙ / ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ / GENDER / GENDER DIFFERENCES / DISPLAY OF DIFFERENCES / CONSIDERATION OF DIFFERENCES / PRACTICAL RECOMMENDATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ламзина Юлия Александровна

Рассмотрены важные для образовательного процесса гендерные различия и особенности их проявления на уровне физиологии, психологических особенностей личности, способностей, интеллекта, эмоций, поведения и достижений; представлены практические рекомендации по учету гендерных различий в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are regarded the gender differences and the peculiarities of their display in physiology, psychological peculiarities of a person, abilities, intellect, emotions, behavior and achievements important for educational process; given the practical recommendations to considered gender differences in the educational process.

Текст научной работы на тему «Учет гендерных различий в процессе обучения в отечественной и зарубежной педагогике»

дились уроки краеведения. В ходе изучения данного курса лицеисты глубже знакомились с историей и традициями всех районов Волгоградской области. Эти знания использовались ими во время педагогических практик для организации уроков и внеклассных мероприятий патриотической направленности.

Таким образом, полученные в настоящее время результаты исследования указывают на то, что образ родного края - продукт специального воспитания, последовательности педагогических ситуаций восприятия и переживания родной земли, рефлексии истоков своих чувств и представлений о Родине, активнотворческого познавательного и преобразующего отношения личности к взрастившей его земле, без чего невозможны подлинная культура и нравственный потенциал будущего педагога.

литература

1. Березина Т.Н. Пространственно-временные характеристики мысленных образов и их связь с особенностями личности // Психологический журнал. 1998 № 4. С.13-26.

2. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М. : Смысл, 1998.

3. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М. : Директ-Медиа, 2008.

4. Гостев A.A. Образная сфера человека. М., 1992.

5. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения : в 2 т. М., 1983. Т. 2.

6. Петровский А.В. История советской психологии. М. : Просвещение, 1967.

7. Солсо Р. Когнитивная психология. СПб. : Питер, 2006.

8. Щерба Н.Н. Краеведение и библиотека // Николай Николаевич Щерба. Библиотечное и библиографическое краеведение. М., 1995.

9. Юнг К.Г. Алхимия снов. СПб., 1997.

10. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. СПб. : Питер, 2002.

Image of native land in the patriotic consciousness of a future teacher

Based on the research of image as a mental phenomenon in the Russian and foreign psychology, there is described the role of the image ofnative land in formation ofpatriotic feelings ofpupils.

Key words: psychology of image, image of native land, local history, patriotic education of pupils.

ю. а. лАмЗИнА

(ульяновск)

учет гендерных различий в процессе обучения в отечественной и зарубежной педагогике

Рассмотрены важные для образовательного процесса гендерные различия и особенности их проявления на уровне физиологии, психологических особенностей личности, способностей, интеллекта, эмоций, поведения и достижений; представлены практические рекомендации по учету гендерных различий в процессе обучения.

Ключевые слова: гендер, гендерные различия, проявление различий, учет различий, практические рекомендации.

Проблема учета гендерных различий в процессе обучения в общеобразовательной школе становится все более востребованной в педагогической практике, т.к. соответствует основным целям модернизации образования, отвечает задачам внедрения принципов Болонского соглашения в учебный процесс, однако недостаточно теоретически разработана в отечественной педагогике. В зарубежной психолого-педагогической науке накоплен немалый опыт в этой области, однако он недостаточно изучен.

Ранее в исследованиях описывались гендерные различия в соответствии с различными классификациями, но не были достаточно обоснованы рекомендации по их учету в учебном процессе. В данной статье сделана попытка сгруппировать именно те гендерные различия, которые в процессе обучения подростков в средней общеобразовательной школе на основе представленных нами практических рекомендаций по учету групп этих различий, будут способствовать повышению качества обучения, обеспечению гендерного равенства, гендерного равновесия, наиболее полной самореализации учащихся обоего пола. В своем исследовании мы основывались на работах отечественных и зарубежных психологов и педагогов и результатах нашего опытноэкспериментального изучения гендерных различий учащихся 5-9-х классов на уроках английского языка средних общеобразовательных школ № 11, 40 г. Ульяновска.

© Ламзина Ю.А., 2012

В отечественной и зарубежной психологии и педагогике гендерные различия рассматривают на уровне физиологии, психологических особенностей личности, способностей, интеллекта, эмоций, поведения и достижений, возрастных особенностей, личностных качеств.

А. Анастази (Anne Anastasi) предлагает выделять следующие группы гендерных различий как результатов не только биологических различий между полами, но и социальных стереотипов и культурных воздействий: физиологические различия; различия в способностях (моторные навыки, перцептивные процессы, вербальные процессы, память, пространственные и технические способности); личностные различия (интересы и установки); различия в достижениях; культурные различия и различия в поведении [1, с. 617-644]. В исследовании Ш. Берн (Shawn Meghan Bum) предлагается остановиться на следующих аспектах, в которых успешность мужчин и женщин традиционно считается различной [2, с. 30-47]: математические способности; эмоциональная экспрессивность и эмпатия; различия в таких областях, как агрессия, конформность, альтруизм; гендерные различия, касающиеся силы, статуса, лидерства. В классификации Д. Майерса (David G. Myers) представлены следующие группы гендерных различий с точки зрения психологии [6, с. 225-236]: характер социальных отношений, различия в поведении и стилях общения, агрессия, эмпатия, конформизм, сексуальность, альтруизм. М. Гариен (Michael Gurian) предлагает свою классификацию гендерных отличий, основанную на данных о неврологическом развитии людей разного пола и гормональных различиях мужского и женского организма [8, с. 15-33]: функциональные различия отделов мозга у мальчиков и девочек; гормональные различия; функциональные различия полушарий мозга; различия в эмоциональной сфере. Э. Маккоби и К. Жаклин (E.E. Maccoby, C.N. Jacklin) провели исследования различных видов памяти, общего интеллекта, речевых и математических способностей, определили особенности индивидуальных и личностных характеристик полов и рассмотрели проблемы взаимоотношений полов [10]. Отметим также исследования Р. Кирби (Rupert Kirby), которые посвящены психологическим и биологическим особенностям школьников [9]: различия в эмоциональной сфере, в рациональном мышлении, в линейности выполнения действий (способности выполнять одно или несколько действий одно-

временно). В отечественной педагогике исследователи выделяют генетические, когнитивные, психологические (С.А. Коробкова); биологические, нейропсихологические, психологические, педагогические (О.А. Константинова, М.В. Корепанова), биологические, психологические, социальные, педагогические (Н.И. Роговская) особенности; в русле реализации гендерного подхода в образовании изучают характеристики подросткового возраста 12-14 лет (Л.И. Столярчук), которые «связаны с новообразованием подросткового периода - тенденцией к взрослению <...> в независимости и автономии <.> для мальчика; в <...> искренности взаимоотношений <...> для девочки», в индивидуальноинтимном типе взаимоотношений для тех и других, поэтому при учете гендерных различий важны «уважительно-корректное обращение с подростками обоего пола, педагогическая поддержка в их взрослении» [7, с. 35]. Е.Н. Каменская провела гендерный анализ интеллектуальных, речевых, эмоциональных, личностных характеристик и особенностей поведения субъектов педагогического взаимодействия в контексте личност-но ориентированного подхода в образовании [4, с. 139-190]. В исследованиях Е.П. Ильина представлен анализ гендерных особенностей внимания, памяти и восприятия [3, с. 100-135].

Особый интерес для нас представляют группы различий, которые проявляются у учащихся средней школы и важны для образовательного процесса: физиологические, эмоциональные, личностные (интересы и установки, память, перцепция, внимание, мышление) различия, математические способности, различия вербальных процессов.

В зарубежной и отечественной психологии и педагогике под физиологическими различиями ученые понимают строение тела, анатомические особенности, физиологическое функционирование и биохимический состав, имеющие важное значение для игровой активности, интересов и достижений: мальчики предпочитают активные и подвижные виды деятельности с высокой степенью соперничества даже на уроке, девочки выбирают спокойные, хотя и наполненные эмоционально, виды деятельности [1], следовательно, при работе с одним и тем же материалом мальчиков рекомендуется вовлекать в активные виды деятельности, включающие элементы соревновательности и активности, в то время как девочкам необходимо давать некоторое время для выполнения заданий более творческого характера.

В психологии описаны и нейропсихологи-ческие различия, обусловленные асимметрией полушарий мозга и гормонами: у мальчиков более активно правое, абстрактно-логическое полушарие, у девочек - левое, рациональнологическое, или сразу оба [8]. Мальчики требуют более образной формы изложения, наглядности, им нужно представить материал в действии. Девочкам же обычно проще понять схему, алгоритм, и они более аккуратно проделывают все операции. При составлении заданий для мальчиков мы рекомендуем предусмотреть, чтобы задания содержали иллюстрации, элементы инсценировки, визуализации, аналогии, замены словесного содержания схемами, диаграммами. Задания для девочек эффективны, когда отличаются четкой формулировкой, структурированностью, но вместе с тем наполнены эмоционально и носят творческий характер (например, анализ явлений и понятий, изобретение, придумывание, сортировка, творческое описание, творческий пересказ и т.д.) [4-5].

Что касается эмоциональных различий, следует отметить, что девочки ориентированы на построение отношений, общение [2; 6; 8], поэтому им нужны эмоциональная похвала и одобрение после правильного ответа. для мальчиков важны сам результат выполнения задания и объективная оценка. Кроме того, мальчики обладают повышенной агрессивностью, напористостью, активностью [2; 6], поэтому учителю следует менять виды деятельности при работе с ними. Мальчики быстро реагируют на раздражитель и быстро успокаиваются, а девочки намного дольше переживают удачи или неудачи, в этом случае им необходимо немного внимания и поддержки.

Остановимся на различиях в поведении и стилях общения. девочкам важны личный контакт с педагогом, поддерживаемый через мимику, жестикуляцию, интонацию; одобрение и признание их старания [5]. Для мальчиков, которым важна объективная оценка их результата, следует создавать ситуации соревновательности; девочкам комфортнее в ситуации сотрудничества [2; 8]. Чтобы создать комфортную обстановку, можно использовать баланс мальчиков и девочек в группах и смену мест.

У мальчиков более развиты математические и визуально-пространственные способности, поэтому они выполняют математические задачи быстрее, чем девочки [1-2; 4]. Мальчики легко решают пространственные задачи и быстрее работают с диаграммами, схема-

ми, таблицами, девочки же легче выполняют задания описательного характера и реже ошибаются в подсчетах [4; 10]. Наши рекомендации по учету этой особенности заключаются в следующем: необходимо оценивать не только конечный результат, но и креативность мышления; возможно выставление двух оценок -за способ решения и за точность вычислений.

Исследования показывают, что девочки быстрее строят высказывания и делают меньше грамматических ошибок, чем мальчики [1; 4]. Мальчики отстают от девочек в устных высказываниях, поэтому им следует давать больше времени на обдумывание ответа. кроме того, необходимо побуждать мальчиков к устному ответу, заинтересовывать их вопросом, темой обсуждения, поиском нового решения. Девочки обладают большим набором экспрессивных средств, чего не следует требовать от мальчиков. Речь мальчиков отличается большей стабильностью, стереотипностью и меньшей вариативностью [8].

В зарубежной педагогике выделяют личностные различия - интересы и установки. Для мальчиков в работе главное - результат в соревновании и уровень достижения, а для девочек - продукт и эмоциональная атмосфера в процессе работы[3-4; 8], поэтому педагогу важно уметь создавать на уроке условия для выполнения заданий разными способами, развивать разные идеи, предлагаемые мальчиками и девочками. Мы рекомендуем чередовать работу в раздельных группах мальчиков и девочек с работой в смешанных группах, которая бывает одинаково полезна как для мальчиков, так и для девочек.

Различают также стили учения и скорость реакции. обучая мальчиков, необходимо опираться на их высокую поисковую активность, сообразительность и креативность [4], поэтому им рекомендуется давать задания на сообразительность, предполагающие хорошую реакцию и поиск. Девочкам проще справиться с типовыми заданиями, требующими стандартных решений и применения правил, поисковая деятельность дается девочкам немного труднее, но эту сторону их познавательной деятельности можно и нужно развивать [5]; они способны к поиску, поэтому лучше учить их действовать самостоятельно. обучая девочек, целесообразнее опираться на их заинтересованность во взаимоотношениях с окружающими и речевые способности [4]. Для гармоничного развития мальчиков и девочек нужно научить их по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно) и

развивать те способности и качества, которые менее развиты, создавать условия для выполнения заданий разными способами.

В зарубежной и отечественной психологии принято выделять такие различия, как память, перцептивные процессы, внимание, мышление. Девочки быстрее запоминают правила и легко извлекают из памяти стандартные решения, а мальчики более успешны в применении правил в нестандартных ситуациях. У мальчиков более развита визуальная память [3; 8], поэтому при изучении правил им следует давать визуальные опоры или схемы и чаще проводить игры на развитие памяти, давать задания учить наизусть отрывки, правила. Согласно многочисленным исследованиям, девочки лучше справляются с типовыми заданиями, опираются на память, используя штампы [4-5], поэтому мы рекомендуем при изучении новой темы девочкам сначала давать типовые задачи, требующие стандартных решений по применению правил в типовых ситуациях, а затем постепенно переходить на более сложные задания. Что касается перцептивных процессов, исследования показали: девочки превосходят мальчиков в заданиях, предполагающих быстрое восприятие деталей и частую смену внимания [1; 3; 8]. Мальчики нуждаются в визуальной основе, девочки легче воспринимают манипуляции с предметами [1]. Мальчикам проще воспринимать информацию, если в ней содержится множество схем, образов, творческих игр, а девочки реагируют на эмоциональные примеры, манеру изложения материала, экспрессивные средства [8]. У девочек наблюдается более высокая концентрация внимания, они могут выполнять однотипные задания довольно долго, важно только наполнить эти задания эмоционально или новым содержанием, а мальчики быстро устают от однообразной деятельности, и, чтобы поддержать их внимание, необходима смена вида деятельности.

Итак, мы рассмотрели некоторые группы гендерных различий и выявили особенности их проявления в образовательном процессе. В рамках гендерного подхода к обучению предлагается не только фиксировать гендерные различия, но и обеспечивать оптимальный выбор форм, методов и средств обучения с учетом различия познавательных интересов мальчиков и девочек, организовывать процесс усвоения учебного предмета на основе определения стиля учебной деятельности каждого ученика в классе и усредненного стиля учебной деятельности класса, позволяющих диф-

ференцировать учащихся на малые группы, а также определять соответствие стиля изложения учебных материалов (учебников, пособий и т.д.) и стиля обучения учащихся. Учет гендерных различий дает педагогу возможность более осознанно относиться к выбору приемов и способов обучения и воспитания, учебных материалов и средств педагогического воздействия, позволяет создавать благоприятные условия для развития личности учащихся и раскрытия потенциала способностей, а также создает свободу выбора для самореализации.

литература

1. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении / пер. с англ. М. : Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2001.

2. Берн Ш. Гендерная психология / пер. с англ. СПб. : ПРАйМ-ЕВРОЗНАК, 2004.

3. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб. : Питер, 2002.

4. Каменская Е.Н. Гендерный подход в педагогике : дис. ... д-ра пед. наук. Ростов- н/Д., 2006.

5. Корепанова М.В. Гендерный подход в педагогическом взаимодействии // Гендерные исследования в образовании: проблемы и перспективы : сб. науч. ст. по итогам Всерос. науч.-практ. конф. Волгоград : Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009.

6. Майерс Д. Социальная психология / пер. с англ. СПб. : Питер, 1997.

7. Столярчук Л.И. Гендерный подход в условиях непрерывного образования // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2012. № 4(68). С. 33-37.

8. Gurian M. Boys and girls leam differently : A Guide for Teachers and Parents. A Wiley Company, San Francisco, 2001.

9. Kirby R. Underachievement In Boys. URL : http://www.practicalparent.org.uk/boys.htm.

10. Maccoby E.E., Jacklin C.N. The psychology of sex differences. Stanford University Press, 1974.

Consideration of gender differences in the process of education in the Russian and foreign pedagogy

There are regarded the gender differences and the peculiarities of their display in physiology, psychological peculiarities of a person, abilities, intellect, emotions, behavior and achievements important for educational process; given the practical recommendations to considered gender differences in the educational process.

Key words: gender, gender differences, display of differences, consideration of differences, practical recommendations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.