Научная статья на тему 'ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЫНКОМ ТРУДА В РОССИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19'

ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЫНКОМ ТРУДА В РОССИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / РАБОЧАЯ СИЛА / ЗАНЯТОСТЬ / БЕЗРАБОТИЦА / ПОСОБИЕ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Репринцева Е.В., Святова О.В.

В настоящее время ситуация на российском рынке труда является неоднозначной, что связано с негативным влиянием внешних факторов. Настоящим ударом по рынку труда стало начало пандемии коронавирусной инфекции и последующий период вынужденной самоизоляции, сопровождающийся закрытием большинства общественных мест. В этих условиях большая часть населения, занятого в сфере торговли и оказания услуг, фактически оказалась без работы, что стало причиной всплеска безработицы и снижения уровня жизни. В ходе настоящего исследования проведена оценка тенденций рынка труда России накануне и в условиях пандемии Covid-19. Установлено, что в 2016-2019 гг. на российском рынке труда сложилась достаточно стабильная и благоприятная ситуация, в результате чего отмечалось сокращение безработицы до 4,6%. С началом пандемии коронавируса в 2020 г. уровень безработицы увеличился до 5,8%, а уровень занятости сократился до 58,4%. В 2021 г. отмечается улучшение ситуации: безработица снизалась до 4,8%, а занятость населения повысилась до 61,5%. Однако отмечается устойчивое сокращение численности и удельного веса рабочей силы. Несмотря на повышение этих показателей в 2019 г., обусловленное проведением Пенсионной реформы, в последние годы доля трудоспособного населения составляет лишь 56%. При неблагоприятной ситуации на рынке труда важное значение имеет государственная поддержка населения, содействие в трудоустройстве и выплата социальных пособий. В условиях проведения пенсионной реформы и начавшейся пандемии Covid-19 произошло значительное повышение размера пособий по безработице до МРОТ, однако период их выплаты является непродолжительным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OBJECTIVES OF THE SYSTEM OF STATE MANAGEMENT OF THE LABOR MARKET IN RUSSIA DURING THE COVID-19 PANDEMIC

At present, the situation on the Russian labor market is ambiguous due to the negative impact of external factors. The real blow to the labor market was the beginning of the coronavirus pandemic and the subsequent period of forced self-isolation, accompanied by the closure of most public places. Under these conditions, most of the population employed in the sphere of trade and provision of services actually found themselves without work, which caused a surge in unemployment and a decrease in living standards. In the course of this study, an assessment was made of labor market trends in Russia on the eve of and in the context of the Covid-19 pandemic. It was found that in 2016-2019. a rather stable and favorable situation has developed on the Russian labor market, resulting in a reduction in unemployment to 4.6%. With the onset of the coronavirus pandemic in 2020, the unemployment rate increased to 5.8% and the employment rate fell to 58.4%. In 2021, there is an improvement in the situation: unemployment decreased to 4.8%, and employment increased to 61.5%. However, there is a steady decline in the number and proportion of the labor force. Despite the increase in these indicators in 2019, due to the implementation of the Pension reform, in recent years the share of the working-age population is only 56%. In an unfavorable situation on the labor market, state support for the population, assistance in finding employment and the payment of social benefits are of great importance. In the context of the pension reform and the outbreak of the Covid-19 pandemic, there has been a significant increase in the amount of unemployment benefits to the minimum wage, but the period of their payment is short.

Текст научной работы на тему «ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЫНКОМ ТРУДА В РОССИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19»

УДК 331.5:332.1

ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЫНКОМ ТРУДА В РОССИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19

РЕПРИНЦЕВА Е.В.,

кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, Курский государственный медицинский университет, elena.reprin@yandex.ru.

СВЯТОВА О.В.,

доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и учета, Курский государственный университет, olga_svyatova@mail.ru.

Реферат. В настоящее время ситуация на российском рынке труда является неоднозначной, что связано с негативным влиянием внешних факторов. Настоящим ударом по рынку труда стало начало пандемии коронавирусной инфекции и последующий период вынужденной самоизоляции, сопровождающийся закрытием большинства общественных мест. В этих условиях большая часть населения, занятого в сфере торговли и оказания услуг, фактически оказалась без работы, что стало причиной всплеска безработицы и снижения уровня жизни. В ходе настоящего исследования проведена оценка тенденций рынка труда России накануне и в условиях пандемии Covid-19. Установлено, что в 2016-2019 гг. на российском рынке труда сложилась достаточно стабильная и благоприятная ситуация, в результате чего отмечалось сокращение безработицы до 4,6%. С началом пандемии коронавируса в 2020 г. уровень безработицы увеличился до 5,8%, а уровень занятости сократился до 58,4%. В 2021 г. отмечается улучшение ситуации: безработица снизалась до 4,8%, а занятость населения повысилась до 61,5%. Однако отмечается устойчивое сокращение численности и удельного веса рабочей силы. Несмотря на повышение этих показателей в 2019 г., обусловленное проведением Пенсионной реформы, в последние годы доля трудоспособного населения составляет лишь 56%. При неблагоприятной ситуации на рынке труда важное значение имеет государственная поддержка населения, содействие в трудоустройстве и выплата социальных пособий. В условиях проведения пенсионной реформы и начавшейся пандемии Covid-19 произошло значительное повышение размера пособий по безработице до МРОТ, однако период их выплаты является непродолжительным.

Ключевые слова: рынок труда, рабочая сила, занятость, безработица, пособие по безработице.

OBJECTIVES OF THE SYSTEM OF STATE MANAGEMENT OF THE LABOR MARKET IN RUSSIA DURING THE COVID-19 PANDEMIC

REPRINTSEVA E.V.,

Candidate of Pharmaceutical Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Management, Kursk State Medical University, elena.reprin@yandex.ru.

SVYATOVA O.V.,

Doctor of Economics, Professor of the Department of Economics and Accounting, Kursk State University, olga_svyatova@mail.ru.

Essay. At present, the situation on the Russian labor market is ambiguous due to the negative impact of external factors. The real blow to the labor market was the beginning of the coronavirus pandemic and the subsequent period of forced self-isolation, accompanied by the closure of most public places. Under these conditions, most of the population employed in the sphere of trade and provision of services actually found themselves without work, which caused a surge in unemployment and a decrease in living standards. In the course of this study, an assessment was made of labor market trends in Russia on the eve of and in the context of the Covid-19 pandemic. It was found that in 2016-2019. a rather stable and favorable situation has developed on the Russian labor market, resulting in a reduction in unemployment to 4.6%. With the onset of the coronavirus pandemic in 2020, the unemploy-

ment rate increased to 5.8% and the employment rate fell to 58.4%. In 2021, there is an improvement in the situation: unemployment decreased to 4.8%, and employment increased to 61.5%. However, there is a steady decline in the number and proportion of the labor force. Despite the increase in these indicators in 2019, due to the implementation of the Pension reform, in recent years the share of the working-age population is only 56%. In an unfavorable situation on the labor market, state support for the population, assistance in finding employment and the payment of social benefits are of great importance. In the context of the pension reform and the outbreak of the Covid-19 pandemic, there has been a significant increase in the amount of unemployment benefits to the minimum wage, but the period of their payment is short.

Keywords: labor market, labor force, employment, unemployment, unemployment benefit.

Введение. Обеспечение высокого уровня занятости населения является стратегически важной задачей для России в современных условиях, поскольку эффективное функционирование данного рынка способно оказать положительное влияние на экономический рост и развитие страны [1]. Это связано с тем фактом, что рынок труда является важнейшей составной частью всех экономических процессов, поскольку рабочая сила во многом определяет производственные процессы и, следовательно, оказывает воздействие на производство товаров и услуг в экономике. Кроме того, благоприятная ситуация на рынке труда, которая характеризуется высокой занятостью и достойным уровнем оплаты труда, имеет и социальную составляющую, поскольку снижает напряженность в обществе и обеспечивает поддержание уровня жизни населения на оптимальном уровне [2, 3].

Вместе с тем в настоящее время ситуация на российском рынке труда является неоднозначной, что связано с негативным влиянием внешних факторов последних лет. Антироссийские санкции 2014 г. оказали отрицательное влияние на всю экономику, что не могло не отразиться и на рынке труда, способствуя росту безработицы на фоне ухудшения ситуации в бизнес-среде. Однако достаточно оперативно экономике удалось адаптироваться к новым условиям, в результате чего ситуация стабилизовалась [4, 5].

Настоящим ударом по рынку труда стало начало пандемии коронавирусной инфекции и последующий период вынужденной самоизоляции, сопровождающийся закрытием большинства общественных мест. Как следствие, большая часть населения, занятого в сфере торговли и оказания услуг, оказалась без фактической работы и средств к существованию, что стало причиной всплеска безработицы и снижения уровня жизни [6, 7]. В последние годы отечественный рынок труда характери-

зуется ощутимой нестабильностью, чем и обусловлена актуальность исследования.

Материал и методы исследования. В ходе исследования использовались данные доклада «Социально-экономическое положение России» за 2021 г. об основных показателях рынка труда в период 2016-2021 гг. [8]. В качестве базисного периода исследования выбран 2016 г., поскольку отражает стабилизировавшуюся ситуацию на рынке труда после ввода антироссийских санкций. При этом в качестве отчетного периода выбран 2021 г., с которым проводится сопоставление данных предшествующих лет, что позволяет выявить сложившиеся тенденции и их причины. Исследование проводилось с использованием различных методов и подходов, среди которых: обобщение и интеллектуальный анализ данных, общенаучные и статистические инструменты анализа.

Результаты исследования. Удельный вес трудоспособного населения в России в исследуемом периоде варьирует волнообразно, имея тенденцию к снижению в 2016-2018 гг. с 56,7% до 55,4%, что является наименьшим значением. Однако уже в 2019 г. отмечается рост доли трудоспособного населения до 56,3%, что обусловлено проведением Пенсионной реформы в 2018 г., которая вследствие повышения возраста выхода на пенсию увеличила численность трудоспособного населения в стране. Несмотря на это, в последние два года вновь наметилась тенденция к небольшому сокращению доли трудоспособного населения в стране до 56,1%, что может быть связано с демографическими факторами, в том числе - ростом уровня смертности населения на фоне пандемии коронавируса. Вместе с тем стоит отметить, что в настоящее время доля трудоспособного населения, несмотря на изменение возрастных границ в пользу увеличения, находится на более низком уровне, чем в базисном периоде (рисунок 1).

56,7

-56,3

56 56 56,2 56,1 ж\\\\\\\ш

55,4

р

2016

2017

2018

2019 1

2020

2021

Рисунок 1 - Динамика доли трудоспособного населения в России в 2016-2021 гг., %

Рисунок 2 - Динамика численности рабочей силы в России в 2016-2021 гг., млн. человек

Это объясняется изменением численности рабочей силы, которая также имеет тенденцию к снижению. Если в 2016 г. показатель был равен 76,6 млн. чел., то к 2019 г. снизился до 75,4 млн. чел., а в 2020 г. достиг минимального значения в исследуемом периоде -74,9 млн. человек, что ниже уровня базисного периода на 2,2%. В 2021 г. отмечается улучшение ситуации, в результате чего численность рабочей силы выросла на 0,5% до 75,3 млн. человек (рисунок 2).

Общее количество занятых в России также устойчиво и планомерно снижалось в 20162019 гг. с 72,2 млн. чел. до 71,1 млн. чел. В 2020 г. под влиянием пандемии этот показатель сократился до 69,6 млн. человек, что является самым низким уровнем в исследуемом периоде и объясняется возникшими ограничениями на рынке труда. В 2021 г. на фоне улучшения экономической ситуации в стране

и адаптации экономики к новым условиям отмечается рост численности занятого населения до 71,7 млн. человек, что практически соответствует уровню 2017-го докризисного года.

Одновременно с этим в период 2016-2019 гг. отмечалось снижение численности безработного населения в стране, которое в 2016 г. составляло 4,2 млн. человек, а накануне пандемии снизилось практически на 17% до 3,5 млн. чел. В 2020 г. произошел всплеск численности безработного населения на 23% до 4,3 млн. человек, что является самым высоким значением в рассматриваемом периоде и связано с потерей работы частью населения в условиях пандемии Covid-19. В 2021 г. ситуация улучшилась и количество безработных сократилось до 3,6 млн. человек, но все равно находится на более высоким уровне в сравнении с допандемийным 2019 годом (рисунок 3).

Рисунок 3 - Динамика среднегодовой численности занятых и безработных в России в 20162021 гг.

Рисунок 4 - Динамика уровня занятости населения в России в 2016-2021 гг., %

Вместе с тем, уровень занятости населения в России также имеет волнообразную динамику. Самое высокое значение отмечалось в 2016-2017 гг., когда показатель превышал 65%, а затем в 2018 г. резко сократился и стал менее 60%. В последующие годы уровень занятости населения продолжил снижаться и в

2020 г. составил 58,4%, что является самым низким значением за рассматриваемый период и связано с негативным влиянием пандемии. В

2021 г. произошло улучшение ситуации и отмечен рост уровня занятости населения страны до 61,5% (рисунок 4).

При этом стоит отметить, что низкий официальный уровень занятости в стране связан с активным развитием теневой экономики. Также распространение получила так называемая «самозанятость», когда часть рабочей

силы не имеет официального трудоустройства, но при этом не регистрирует свой статус в качестве безработного, находясь в особой категории, которая только недавно получила официальное закрепление [9, 10]. Поэтому до недавних пор в стране устойчиво сохранялся довольно низкий уровень занятости, но и уровень безработицы был невысоким. Однако ухудшение общеэкономической ситуации на фоне пандемии привело к тому, что многие самозанятые и индивидуальные предприниматели были вынуждены свернуть свою деятельность и приступить к поиску работы [11].

Это подтверждается динамикой уровня зарегистрированной безработицы в России, которая в 2016 г. была равна 1,2%, а к 2019 г. снизилась до 0,9% (рисунок 5).

Рисунок 5 - Динамика уровня безработицы, в том числе зарегистрированной, среди населения России в 2016-2021 гг.

Рисунок 6 - Динамика максимально установленного размера пособия по безработице в России в 2016-2021 гг., тыс. руб.

Однако в 2020 г. отмечается резкий прирост уровня зарегистрированной безработицы до 3,7%, что обусловило снижение уровня жизни населения. Постановка на учет в Службу занятости помимо прямого содействия поиску работы, также имеет и финансовую составляющую в виде выплаты пособия по безработице, которое в условиях пандемии было повышено до МРОТа и выплачивалось в максимальном размере три месяца подряд. В 2021 г. уровень зарегистрированной безработицы снизился по сравнению с 2020 г. и составил 1,8%.

При этом официальный уровень безработицы в России имеет аналогичную динамику. В 2016 г. он составлял 5,5%, что связано с ухудшением экономической ситуации под влиянием санкций. В 2017-2019 гг. показатель

снижался на фоне стабилизации ситуации и достиг наименьшего уровня - 4,6%. Однако в

2020 г. с началом пандемии отмечается всплеск безработицы в стране до 5,8%, а в

2021 г. - ее очередное снижение до 4,8%, что соответствует уровню докризисного 2018 г.

Изучение максимального размера пособия по безработице показало, что в 2016-2018 гг. показатель имел крайне низкое значение и составлял 4900 руб., что во многом определяло низкий уровень зарегистрированной безработицы. Размер реальной социальной поддержки в условиях проблем с трудоустройством являлся формальным и непродолжительным, но вместе требовал больших временных затрат, связанных со сбором целого перечня документов (рисунок 6).

Качественное повышение максимального размера пособия по безработице произошло в 2019 году, что связано с принятием Пенсионной реформы, которая могла стать причиной структурных преобразований на рынке труда и роста безработицы среди населения предпенсионного возраста. В результате, общий установленный максимальный размер пособия по безработицы увеличился практически вдвое до 8 тыс. рублей, а для категории пред-пенсионеров - до 11280 руб., что соответствовало размеру установленного в данный период МРОТ и стало мерой поддержки для людей, не вышедших на пенсию. В 2020-2021 гг. в условиях пандемии размер максимального пособия по безработице был повышен для всех категорий граждан до 12130 рублей. Вместе с тем срок получения пособия в максимальном размере, как прежде, составляет лишь 3 месяца, которых зачастую недостаточно для поиска работы.

Выводы. В период 2016-2019 гг. на российском рынке труда отмечалась стабильная и достаточно благоприятная ситуация, о чем свидетельствует сокращение безработицы до 4,6%. В 2020 г. с началом пандемии коронави-руса произошёл резкий рост безработицы до 5,8%, а в 2021 г. ее снижение до 4,8%. При этом уровень занятости в стране варьирует в пределах 65,7-61,5% и снижается. Изучение о структурных изменениях рынка труда показа-

ло, что в последние годы отмечается устойчивое сокращение численности и удельного веса рабочей силы. Несмотря на повышение показателей в 2019 г. на фоне принятия Пенсионной реформы, в последние годы тенденции сокращения возобновились, в результате чего доля трудоспособного населения составляет лишь 56%.

В условиях роста безработицы на фоне пандемии важное значение имеет государственная поддержка населения в содействии по трудоустройству и выплате социальных пособий в период безработицы. Анализ динамики максимально установленного размера пособий показал, что действенной государственной поддержки долгие годы не происходило, поскольку размер пособий составлял менее 5 тыс. руб. Однако в условиях проведения пенсионной реформы и начавшейся пандемии Covid-19 произошло качественное повышение размера пособия по безработице. Вместе с тем период выплаты пособий является непродолжительным, что в условиях неблагоприятной ситуации на рынке труда не может рассматриваться в качестве эффективной политики. В результате, отечественный рынок труда характеризуется наличием ряда системных проблем и требует качественного реформирования и преобразования в части поддержки населения в непростой ситуации и оказания эффективного содействия в поисках работы.

Список использованных источников

1. Скоблева А.И. Особенности и роль современного рынка труда Российской Федерации // Студенческий форум. - 2020. - № 14-2 (107). - С. 36-38.

2. Назарзода Н.Н., Азизов С.А. Теоретические основы рынка труда и его роль в развитии национальной экономики // Государственное управление. - 2021. - № 1 (50). - С. 79-87.

3. Садовникова В.В., Карапетян Г.Т., Куланина И.Ю. Рынок труда на современном этапе и его роль как регулятора занятости и безработицы // Аллея науки. - 2020. - Т. 2. - № 4 (43). - С. 537-540.

4. Ермакова К.Л., Штоколова К.В. Исследование рынка труда в России // Политика, экономика и инновации. - 2016. - № 8 (10). - С. 12.

5. Ковальчук О.В. Современные тренды на рынке труда в России // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2021. - Т. 10. - № 3 (3б). - С. 183-186.

6. Шихалиева Д.С. Влияние пандемии COVID-19 на рынок труда в РФ // Университетская наука. - 2021. - № 1 (11). - С. 126-130.

7. Социально-экономические последствия пандемии и способы их нейтрализации в мировой практике / С.А. Беляев, Д.А. Зюкин, В.В. Пасечко и др. // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2022. - №2. - С. 142-150.

8. Росстат. Доклад «Социально-экономическое положение России» в 2021 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/50801 (дата обращения 17.05.2022).

9. Власова О.В. Проблема занятости и безработицы в РФ в контексте развития феномена "самозанятости" // Экономические исследования. - 2019. - № 1. - С. 1.

10. Исаев М.Х. Основные перспективы развития самозанятости населения в РФ // Глобальный научный потенциал. - 2019. - № 3 (96). - С. 133-135.

11. Власова О.В. Тенденции развития самозанятости граждан в регионах ЦФО // Карельский научный журнал. - 2019. - Т. 8. - № 1 (2б). - С. б9-71.

Spisok ispoFzovanny'x istochnikov

1. Skobleva A.I. Osobennosti i rol' sovremennogo ry'nka truda Rossijskoj Federacii // Studencheskij forum. - 2020. - № 14-2 (107). - S. 36-38.

2. Nazarzoda N.N., Azizov S.A. Teoreticheskie osnovy' ry'nka truda i ego rol' v razvitii nacional'noj e'konomiki // Gosudarstvennoe upravlenie. - 2021. - № 1 (5Q). - S. 79-87.

3. Sadovnikova V.V., Karapetyan G.T., Kulanina I.Yu. Ry'nok truda na sovremennom e'tape i ego rol' kak regulyatora zanyatosti i bezraboticy // Alleya nauki. - 2020. - T. 2. - № 4 (43). - S. 537-540.

4. Ermakova K.L., Shtokolova K.V. Issledovanie ry'nka truda v Rossii // Politika, e'konomika i innovacii. - 2016. - № 8 (1Q). - S. 12.

5. Koval'chuk O.V. Sovremenny'e trendy' na ry'nke truda v Rossii // Azimut nauchny'x issledovanij: e'konomika i upravlenie. - 2021. - T. 10. - № 3 (3б). - S. 183-186.

6. Shixalieva D.S. Vliyanie pandemii COVID-19 na ry'nok truda v RF // Universitetskaya nauka. -2021. - № 1 (11). - S. 126-130.

7. Social'no-e'konomicheskie posledstviya pandemii i sposoby' ix nejtralizacii v mirovoj praktike / S.A. Belyaev, D.A. Zyukin, V.V. Pasechko i dr. // Vestnik Kurskoj gosudarstvennoj sel'skoxozyajstvennoj akademii. - 2022. - №2. - S. 142-150.

8. Rosstat. Doklad «SociaFnoe'konomicheskoe polozhenie Rossii» v 2Q21 godu [E'lektron-ny'j resurs]. Rezhim dostupa: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/50801 (data obrashheniya 17.05.2022).

9. Vlasova O.V. Problema zanyatosti i bezraboticy v RF v kontekste razvitiya fenomena "samozanyatosti" // E'konomicheskie issledovaniya. - 2019. - № 1. - S. 1.

10. Isaev M.X. Osnovny'e perspektivy' razvitiya samozanyatosti naseleniya v RF // Global'ny'j nauchny'j potencial. - 2019. - № 3 (9б). - S. 133-135.

11. Vlasova O.V. Tendencii razvitiya samozanyatosti grazhdan v regionax CzFO // Karel'skij nauchny'j zhurnal. - 2019. - T. 8. - № 1 (2б). - S. 69-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.