Научная статья на тему 'ЗАДАЧИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ'

ЗАДАЧИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КЛАСТЕРЫ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалева Галина Петровна

Введение. Современные геополитические условия требуют пересмотра ряда подходов во всех сферах науки и образования в целях выполнения стратегических задач, стоящих перед российским государством и обществом. Для перевода российской экономики на новую технологическую основу необходимо «высокое качество человеческого потенциала». Поэтому перед системой образования поставлена не только задача подготовки высококвалифицированных специалистов, но и воспитания достойных граждан страны на основе нравственно-духовных кластеров русской культуры. Методология. Исследование проводилось посредством анализа научно-педагогической и философской литературы, данных социологических исследований в сфере образования и ценностных ориентаций современной российской молодежи. В качестве эмпирической основы были применены системно-диалектический, интегративный, сравнительный, историко-ретроспективный методы. Результаты. Целью исследования являлся анализ задач, которые необходимо решать российскому образованию в новых международных и геополитических условиях. В процессе их изучения были выявлены следующие проблемы: 1) подготовка высококвалифицированных специалистов на базе высшего и среднего профессионального образования; 2) изменение функций образования; 3) поиск идейных основ для формирования социального идеала, на который можно ориентироваться в духовно-нравственном воспитании молодежи. В рамках данной проблематики выявлено противоречие между потребностями рынка в высококвалифицированных специалистах и возможностями вузов и ПОО по их подготовке; рассмотрены вопросы о русской идее как основе национального самосознания и о формировании прогрессивной идеологии, способной сплотить российское общество, др. Заключение. Подготовка высококвалифицированных кадров педагогических работников, направленность обучения на усвоение фундаментальных знаний во взаимодействии с его прикладными аспектами, формирование современного научного мировоззрения и нравственно-духовного самосознания помогут создать научно-технологический фундамент для прорыва к новой экономике и прогрессивному устройству мира. Идейной основой новой прогрессивной идеологии могут служить традиционные нравственно-духовные ценности в сочетании с идеями русского космизма и «ноосферного» общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковалева Галина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OBJECTIVES OF RUSSIAN EDUCATION IN MODERN GEOPOLITICAL CONDITIONS

Introduction. Modern geopolitical conditions require a revision of a number of approaches in all spheres of science and education in order to fulfill the strategic tasks facing the Russian state and society. In order to transfer the Russian economy to a new technological basis, «high quality of human potential» is necessary. Therefore, the education system requires not only training highly qualified specialists, but also educating decent citizens of the country on the basis of moral and spiritual clusters of Russian culture. Methodology. The study was conducted on the basis of the analysis of scientific, pedagogical and philosophical literature, data from sociological research in the field of education and value orientations of modern Russian youth. System-dialectical, integrative, comparative, historical-retrospective methods were used as an empirical basis. Results. The purpose of the study was to analyze the tasks that need to be solved by Russian education in the new international and geopolitical conditions. In the process of studying them, the following problems were considered: 1) training of highly qualified specialists on the basis of higher and secondary special education; 2) changes in the functions of education; 3) search for ideological foundations for the formation of a social ideal that can be guided in the spiritual and moral education of young people. Within the framework of this problem, the contradiction between the needs of the market for highly qualified specialists and the capabilities of universities and vocational schools for their training is revealed; the issues of the Russian idea as the basis of national identity and the formation of a progressive ideology capable of uniting Russian society and other questions of that kind are considered. Conclusion. It is concluded that the training of highly qualified teaching staff, the focus of training on the assimilation of fundamental knowledge in interaction with its applied aspects, the formation of a modern scientific worldview and moral and spiritual self-awareness will help to create a scientific and technological foundation for a breakthrough to a new economy and a progressive world order. The ideological basis of the new progressive ideology can be traditional moral and spiritual values combined with the ideas of Russian cosmism and noospheric society.

Текст научной работы на тему «ЗАДАЧИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

CONTEMPORARY TENDENCIES IN PROFESSIONAL EDUCATION DEVELOPMENT

УДК/UDC 373

DOI10.54509/22203036_2022_4_5 EDN ABQCHI

Ковалева Галина Петровна

кандидат философских наук, доцент кафедры педагогических технологий, Кемеровская государственная сельскохозяйственная академия, г. Кемерово

Kovaleva Galina P.

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor at the Department of Pedagogical Technologies, Kemerovo State Agricultural Academy, Kemerovo

ЗАДАЧИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

OBJECTIVES OF RUSSIAN EDUCATION IN MODERN GEOPOLITICAL CONDITIONS

Введение. Современные геополитические условия требуют пересмотра ряда подходов во всех сферах науки и образования в целях выполнения стратегических задач, стоящих перед российским государством и обществом. Для перевода российской экономики на новую технологическую основу необходимо «высокое качество человеческого потенциала». Поэтому перед системой образования поставлена не только задача подготовки высококвалифицированных специалистов, но и воспитания достойных граждан страны на основе нравственно-духовных кластеров русской культуры.

Методология. Исследование проводилось посредством анализа научно-педагогической и философ-

ской литературы, данных социологических исследований в сфере образования и ценностных ориентаций современной российской молодежи. В качестве эмпирической основы были применены системно-диалектический, интегративный, сравнительный, историко-ретроспективный методы.

Результаты. Целью исследования являлся анализ задач, которые необходимо решать российскому образованию в новых международных и геополитических условиях. В процессе их изучения были выявлены следующие проблемы: 1) подготовка высококвалифицированных специалистов на базе высшего и среднего профессионального образования; 2) изменение функций образования; 3) поиск идейных основ

для формирования социального идеала, на который можно ориентироваться в духовно-нравственном воспитании молодежи.

В рамках данной проблематики выявлено противоречие между потребностями рынка в высококвалифицированных специалистах и возможностями вузов и ПОО по их подготовке; рассмотрены вопросы о русской идее как основе национального самосознания и о формировании прогрессивной идеологии, способной сплотить российское общество, др.

Заключение. Подготовка высококвалифицированных кадров педагогических работников, направленность обучения на усвоение фундаментальных знаний во взаимодействии с его прикладными аспектами, формирование современного научного мировоззрения и нравственно-духовного самосознания помогут создать научно-технологический фундамент для прорыва к новой экономике и прогрессивному устройству мира. Идейной основой новой прогрессивной идеологии могут служить традиционные нравственно-духовные ценности в сочетании с идеями русского космизма и «ноосферного» общества.

Introduction. Modern geopolitical conditions require a revision of a number of approaches in all spheres of science and education in order to fulfill the strategic tasks facing the Russian state and society. In order to transfer the Russian economy to a new technological basis, «high quality of human potential» is necessary. Therefore, the education system requires not only training highly qualified specialists, but also educating decent citizens of the country on the basis of moral and spiritual clusters of Russian culture.

Methodology. The study was conducted on the basis of the analysis of scientific, pedagogical and philosophical literature, data from sociological research in the field of education and value orientations of modern Russian youth. System-dialectical, integrative, comparative, historical-retrospective methods were used as an empirical basis.

Results. The purpose of the study was to analyze the tasks that need to be solved by Russian education in the new international and geopolitical conditions. In the process of studying them, the following problems were considered: 1) training of highly qualified specialists on the basis of higher and secondary special education; 2) changes in the functions of education; 3) search for ideological foundations for the formation of a social ideal that can be guided in the spiritual and moral education of young people. Within the framework of this problem, the contradiction between the needs of the market for highly qualified specialists and the capabilities of universities and vocational schools for their training is revealed; the issues of the Russian idea as

the basis of national identity and the formation of a progressive ideology capable of uniting Russian society and other questions of that kind are considered.

Conclusion. It is concluded that the training of highly qualified teaching staff, the focus of training on the assimilation of fundamental knowledge in interaction with its applied aspects, the formation of a modern scientific world-view and moral and spiritual self-awareness will help to create a scientific and technological foundation for a breakthrough to a new economy and a progressive world order. The ideological basis of the new progressive ideology can be traditional moral and spiritual values combined with the ideas of Russian cosmism and noospheric society.

Ключевые слова: российское образование, социальный идеал, духовно-нравственные кластеры культуры.

Keywords: Russian education, social ideal, spiritual and moral clusters of culture.

Введение

Актуальность темы определяется необходимостью поиска новой государственной идеологии на основе русской национально-культурной идентичности, способной объединить все слои общества и стать основой духовно-нравственного и граждан-ско-патриотического воспитания в системе образования. В условиях острого противостояния РФ с политико-экономическим евроамериканизмом решение данного вопроса является значимым не только для учебных заведений, но и для всего российского сообщества.

2022 год ознаменовался коренными геополитическими изменениями в России и мире. Несмотря на рост международной напряженности, проведение СВО (специальной военной операции) по защите Донбасса, Херсонской и Запорожской областей, внешняя политика России была направлена на урегулирование множества вопросов в системе международных отношений. В сложнейших геополитических условиях и в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации [29] усилия президента, законодательной и исполнительной власти были ориентированы, с одной стороны, на укрепление обороноспособности страны, поиск союзников нашего государства. С другой стороны, ключевыми аспектами стало повышение внутренней стабильности, наращивание политического, экономического, военного и духовного потенциала общества. Несмотря на внешние санкционные давления на Россию, военную и экономическую помощь Укра-

ине со стороны европейских стран и США, террористические акты (взрыв на Крымском мосту, подрыв газопровода «Северный поток» и др.), наблюдается усиление сплоченности российского общества, рост самосознания граждан, понимание ими необходимости защищать свою Родину и ее традиционные духовно-нравственные ценности.

Для того чтобы и впредь сохранять территориальную целостность, суверенитет и наращивать экономическую устойчивость России, необходимо последовательно проводить в стране структурно-технологическую перестройку экономики и социально ориентированную политику. Для перевода машиностроения, аграрного и других секторов экономики на рельсы наукоемкого производства требуется не только развитие научно-технического потенциала, но и качественная подготовка высококвалифицированных специалистов. В Программе национальной безопасности РФ четко обозначено, что обеспечение технологического лидерства, перевод экономики на новую технологическую основу с помощью эффективного государственного управления и «высокое качество человеческого потенциала» являются теми основными факторами, которые определяют положение и роль России в мировом сообществе [29]. Новые геополитические условия требуют пересмотра ряда подходов во всех сферах науки и образования в рамках выполнения стратегических задач, стоящих перед российским государством и обществом.

Цель статьи - проанализировать задачи, которые стоят перед российским образованием в новых международных и геополитических условиях.

Методология

Теоретико-методологической основой исследования послужили труды представителей науки, философии и образования: научные публикации, социологическая статистика, интернет-ресурсы. Проблематику российского образования на современном этапе развития исследовали А. Р. Бессуднов, Д. Ю. Куракин, В. М. Малик, считающие заблуждением представления о высшем образовании в нашей стране как о всеобщем. Они доказывают, что охват высшим образованием варьирует от 1/3 до 1/4 населения России и зависит от возрастной категории [6]. Т. В. Клячко считает, что развитые страны движутся к всеобщему высшему образованию, поэтому России не стоит отставать в этом вопросе [13]. М. В. Баканов, А. В. Караваев, М. А. Шираклин рассматривают ряд принципиальных проблем, обнаруженных в процессе реформирования российского образования: низкая конкурен-

тоспособность российских вузов на мировом рынке образовательных услуг, выпускники вузов часто идут работать не по полученной квалификации, медленно идет переоснащение материально-технической базы образовательных учреждений и др. [3]. А. Ф. Бортник,

A. Ю. Чекурова анализируют технологические компетенции студентов, полученные в процессе обучения в высшей школе [8].

О русской национальной идее размышляли С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, С. Н. Кочеров, Н. И. Махоткина,

B. С. Соловьев, Е. С. Троицкий и др. Идею ноосферы обсуждали В. И. Вернадский, Ф. И. Гиренок, С. Ф. Денисов, Л. Н. Коган, Н. Н. Моисеев, А. И. Субетто и др.

Эмпирическая часть работы формировалась с использованием системно-диалектического метода, позволяющего рассматривать исследуемый объект в единстве и противоречивости его различных сторон. Благодаря этой методике были выявлены противоречия, существующие в современном российском образовании: 1) между потребностями в высококвалифицированных кадрах на рынке труда и возможностями их подготовки в системе СПО и высшей школе; 2) между запросами общества в большом количестве граждан с высшим образованием и возможностями вузов по их подготовке; 3) между качеством подготовки выпускников школ и общеобразовательным уровнем абитуриентов; 4) между необходимостью улучшения «человеческого капитала» в духовно-нравственном и гражданско-патриотическим аспектах и отсутствием новой государственной идеологии, отвечающей запросам времени; 5) поиском русской национальной идеи и формированием на этой основе социального идеала. Применение диалектического принципа развития позволило рассмотреть в исторической ретроспективе вопрос, связанный с поиском русской идеи в качестве основы для социального идеала. Диалектический принцип системности способствовал изложению исследования с соблюдением правил диалектической логики. Интегративный метод применялся для объединения различных частей исследования в единое целое.

Результаты

Рассмотрим подробнее задачи, стоящие перед российским образованием в рамках выполнения Национального проекта «Образование» до 2024 г. [30] и Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [29].

1. Задача подготовки высококвалифицированных специалистов на базе высшего и среднего профессионального образования.

Одним из условий выполнения данной задачи является обеспечение доступности различных форм образования для всех слоев населения.

Научно-технологическое развитие последних десятилетий повлекло качественные изменения на рынке труда. Возрастает спрос на высококвалифицированные кадры и сокращается спрос на рабочие специальности. Такая тенденция делает востребованным получение высшего образования большинством населения страны. Даже трудящиеся на рабочих местах средней сложности стараются получить диплом бакалавра. Это дает возможность повысить квалификацию и наметить карьерный рост, что отражается на зарплате и социальном статусе. Например, продавец с дипломом бакалавра становится менеджером торгового зала, заведующим, а официант - менеджером кафе или ресторана, заместителем директора, открывает собственное производство и др.

Неслучайно одной из тенденций российского образования является увеличение числа выпускников школ, которые стремятся поступить в вузы. Если в конце советского времени в вузы поступали 25-30 % выпускников школ, то уже в первое десятилетие XXI века эта цифра достигла 75-80 % [13, с. 26-27]. Стремления выпускников и их родителей не останавливают ежегодное сокращение бюджетных мест и увеличение сектора платных образовательных услуг в высших учебных заведениях.

Одновременно в последние годы наблюдается увеличение количества поступающих в систему СПО после окончания 9-11-х классов. Социологи объясняют данный факт стремлением большой категории молодежи побыстрее получить не только образование, но и специальность, чтобы найти достойное место на рынке труда. Рост значимости СПО среди молодежи приближает эту систему образования по численности студентов к уровню высшего образования [7]. В настоящее время система СПО насчитывает 3601 учреждение, в которых обучается 3,12 млн слушателей. Из них программы подготовки квалифицированных рабочих осваивают только 0,53 млн человек. Прослеживается устойчивая тенденция снижения количества высококвалифицированных специалистов, подготовленных в СПО. Например, если в 2000 г. данный вид подготовки охватывал 115 человек на 10 тыс. населения, то в 2020 г. только 23 человека [17, с. 9-10]. Причина такой тенденции заключается в том, что современным наукоемким производствам требуется более высокий уровень образования, который СПО пока не может дать. Поэтому, с одной стороны, учреждениям СПО требуется программная

и технологическая перестройка учебного процесса, отвечающего запросам современных производств и рынка труда, с другой стороны, возрастают требования к знаниям абитуриентов, которые поступают в техникумы и колледжи. Последнее зависит от качества подготовки выпускников средних общеобразовательных школ, которое имеет первостепенное значение и для поступающих в вузы.

2. Задача изменения функций образования.

Процесс реформирования общества, проходивший в постсоветский период, отличался ломкой традиционной российской системы образования, сопровождался резкой критикой советской школы и нигилистическим отношением ко всему периоду исторического существования социализма. В начале 90-х годов ХХ века в рамках деидеологизация системы образования были ликвидированы детско-юношеские и молодежные организации (октябрятские, пионерские, комсомольские), которые в советское время являлись основой гражданско-патриотического, нравственного и трудового воспитания в школах, ПОО и вузах. Подстраивание образования под вызовы капитализации экономики дополнялись влиянием социальных деформаций, происходящих в стране. Образование стали относить к сфере услуг, в нем нивелировалось воспитание как один из фундаментальных компонентов. Учитель перестал быть авторитетом в глазах родителей и учеников, к нему падало общественное уважение, подкрепляемое низкой оплатой его труда.

В постперестроечный период формировавшееся в России по евро-американскому образцу либеральное общество на основе рыночно-капиталистической экономики закладывало с помощью СМИ в сознание подрастающего поколения и молодежи психологию потребителя, культ получения удовольствий, приспособленчество к социальной среде.

Реформирование российского образования в этот период не давало ожидаемых результатов, обнаруживалось падение качества знаний и снижение уровня образованности выпускников школ, что подтверждали результаты ЕГЭ. Например, по данным Рособрнадзора, в 2022 г. экзаменационная кампания выявила снижение среднего балла по ряду предметов, а часть отличников не смогла подтвердить свои медали. Общие результаты экзаменов были хуже, а количество 100-балльников на 30 % меньше, чем в 2021 г. [21]. В Кемеровской области, по данным регионального министерства образования, от 80 до 99 баллов получили 4780 выпускников школ. Повысился средний балл по физике, обществознанию, истории и английскому языку. Несколько ниже, по сравнению

с прошлым годом, тестовый балл по ИКТ, информатике и профильной математике [25].

В высшей школе усиление внимания к изучению спецкурсов привело к тому, что в последнее десятилетие в вузах сокращались часы на гуманитарные дисциплины в сторону технических, технологических, экономических и др. Из системы обучения в высшей школе практически убрали такую дисциплину, как «Политология». В некоторых технических вузах не преподаются «Культурология», «Этика», «Социология», сокращены учебные часы на изучение философии, истории. Все это отразилось на формировании нравственных ценностей у студентов. Так, по данным мониторинга, проведенного Институтом социологии РАН в 2015 г., обнаруживается изменение отношения студенческой молодежи к таким нравственным ценностям, как патриотизм, уважение к старшим, душевность, труд и др. Опрос 302 человек показал следующие результаты: 51,7 % респондентов из числа студентов отметили снижение в обществе уважения к людям старшего возраста, 62,3 % - рост агрессивности и цинизма, ослабление патриотизма в обществе отметили 24,5 %, а понижение искренности и честности между людьми - 53,6 %. 53,6 % студентов отметили снижение порога бескорыстия и готовности прийти на помощь другим людям. Идею о том, что молодое поколение заботится только о себе, высказали 40 % опрошенных из числа незанятых трудовой деятельностью. Данная статистика иллюстрирует тенденцию нивелирования нравственных ценностей и духовно-социальных идеалов в среде молодежи [12].

Результаты социологических опросов демонстрируют преобладание в молодежной среде материальных ценностей и прагматического отношения к труду, в котором на первом месте стоит достойный заработок. Поэтому стратегией российского образования должны стать меры, направленные на исправление изложенных выше деформаций в сознании молодежи. Так как нравственные отношения являются общественной формой индивидуальных поступков, придающих поведенческим актам определенный смысл, поэтому в образовательной среде необходимо создавать условия для усвоения духовно-нравственных кластеров культуры с целью формирования единых представлений о социальном идеале [14, с. 63-64]. Выполнению данной задачи будет способствовать увеличение часов на изучение гуманитарных дисциплин и обществознания.

В 2022 году были приняты меры по некоторой корреляции образовательной среды в виде изменений в содержании общего образования, дополне-

ний в профессиональном стандарте учителя, повышении заработной платы педагогических работников и др. Акцентирование внимания на усиление воспитательной функции учреждений образования, прежде всего, гражданско-патриотического и военно-патриотического, привело к увеличению разного рода мероприятий по данной тематике. В школах, ПОО и вузах еженедельно проводятся линейки с прослушиванием Гимна РФ, учащие вовлекаются в различные культурные акции и др. Но корректировка функций образования, новые педагогические технологии, технологическое развитие страны являются только внешними факторами, которые не ведут напрямую к изменению сознания людей. Поэтому в системе образования и обществе в целом необходимо создавать условия для формирования представлений о социальном идеале на основе традиционных духовно-нравственных кластеров русской культуры.

3. Задача поиска идейных основ для формирования социального идеала в российском образовании и обществе в целом.

Под социальным идеалом понимается совокупность базовых принципов, определяющих перспективу развития и совершенствования объединения людей [19]. В понятие социального идеала входят экономические, политические и нравственные представления, наиболее значимые ценности, соответствующие той модели, которая принята за основу большинством членов общества. Социальный идеал должен иметь реальные прообразы, понятные гражданам страны. Поэтому его назначение - впечатлять, вдохновлять в качестве образца для выстраивания собственной линии жизни и поведения каждым гражданином, стимулировать людей к деятельности на общее благо и быть повседневным руководством в социальной жизни.

В современных условиях общественного развития на повестке дня поставлен вопрос о моральном лидерстве России на международной арене с помощью «создания привлекательной идейной основы будущего мироустройства» [29]. Эту задачу невозможно решить без формирования модели социального идеала, помогающего воспитывать достойных граждан. В научном сообществе и СМИ активно обсуждается тема новой идеологии, социально значимых ценностей, духовности, перестройки экономики и общества. Звучат предложения о том, что экономическое укрепление России станет возможным только в результате перехода к планированию и наращиванию государственного сектора, а в идеологическом плане надо возродить идеалы социализма. Сторонники либерально-

консервативного направления советуют продолжать имеющийся экономический и политический курс. В этих условиях «образование в России превращается из способа передачи знаний в мощный механизм подстройки общества под быстро меняющуюся экономическую и социальную среду» [13].

Политические события 2022 г., СВО по защите Донбасса и русскоязычного населения, подвергающегося геноциду на территории Украины, проявили деструктивные настроения у некоторой части молодежи, выраженные в равнодушии к судьбе своей Родины, нежелании встать на ее защиту, в трусливом и малодушном бегстве за рубеж. Переформатировать в их менталитете годами навязываемые в качестве образца псевдолиберальные ценности общества рыночно-капиталистической экономики на другие -будет не просто. А для того, чтобы вырастить молодое поколение на основе «новых» ценностей, требуется как минимум 20 лет.

Конечно, в российском обществе на протяжении многовековой истории сформировались свои культурные и идейные ориентиры. Старшему поколению, воспитанному в советском обществе, они хорошо известны. Прежде всего, это любовь к Родине, защита Отечества как священный долг каждого гражданина, любовь к человеку как собрату по разуму, доброта, сострадание и милосердие, честность и порядочность, правдивость и служение общему благу. Казалось бы, ничего нового - простые общечеловеческие ценности. Возродить эти ценности и сделать нормой жизни для каждого гражданина России - задача дня. То есть необходимо сформировать для российской молодежи такой социальный идеал, на который она могла бы ориентироваться в повседневной жизни, с помощью которого можно было бы формировать национальное самосознание.

Для привития молодому поколению традиционных русских культурных ценностей, формирования гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания нужна мощная идеология. Поэтому в российском государстве и в обществе, с одной стороны, должны быть идейные носители новой идеологии, с другой стороны - органы власти, СМИ и система образования должны быть ее пропагандистами. Вопрос о новой идеологии остается пока открытым.

На протяжении последних десятилетий философы и общественные деятели искали главную «русскую идею», которая, по их мнению, должна служить основой идеологии и объединить все слои российского общества. В плюралистических дискуссиях единства в этом вопросе так и не было найдено.

Еще славянофилы в XIX веке в рамках религиозной философии выдвинули в качестве объединяющего национального фактора - православие, самодержавие, соборность. О «богоизбранности» и «бого-носности» России, способной «занять великодержавное положение в духовном мировом концерте», размышлял Н. А. Бердяев [5, с. 2]. В. В. Розанов считал, что Россия, восприняв культурное влияние Европы, затем начнет ее переустройство, а вслед за этим займется обустройством мира в целом [23, с. 368]. В. И. Ленин в статье «О национальной гордости великороссов» (1914 г.) писал о том, что великорусским сознательным пролетариям присуще чувство национальной гордости, любовь к Родине и национальному языку. Родина понималась как «социалистическое Отечество», в котором все трудящиеся, независимо от пола и национальности, являются полноправными гражданами [16, с. 107].

Господствующий в первые два десятилетия советской власти идеологический нигилизм к понятиям «русский характер», «великая Русь» уже в годы Великой Отечественной войны был заменен традиционными русскими ценностями. Руководителям коммунистической партии стало понятно, что в основе советского патриотизма лежит вся та же любовь к Родине и своему народу. Для поднятия патриотического духа в Красной армии и на флоте были введены высшие награды имени выдающихся русских полководцев - ордена А. Невского, А. Суворова, М. Кутузова. Советские солдаты шли в бой с призывами «За родину и Сталина», как когда-то русские солдаты воевали «За веру, Царя и Отечество».

А. А. Зиновьев отмечал, что советская социалистическая идея имела концепцию будущего идеального социального устройства как «выполнение великой исторической миссии, тесно связанной с идеей будущего земного рая». Достижение такой высокой цели требовало участия человека в коллективном социальном действии - труде на общее благо [11, с. 47].

В постперестроечный период (1990-2000 гг.) в российском философском сообществе вновь обратились к теме «русской идеи». Дискуссии тех лет напоминали спор 20-30-х годов XIX века между «западниками» и «почвенниками». В частности, Е. В. Барабанов выступил с радикальной критикой, утверждая, что русская философская мысль не сумела выдвинуть сколько-нибудь самостоятельных основополагающих идей, а заимствовала греко-римские и западно-философские [4, с. 102.]. Для А. В. Гулыги русская идея представлялась составной частью «общечеловеческой христианской идеи», изложенной в терминах

современной диалектики [9, с. 26]. Е. С. Троицкий видел суть русской идеи в том, чтобы восстановить некоторые общинные институты и возродить морально-психологические традиции общества [28, с. 139]. В. Н. Сагатовский считал размышления о русской идее положительными тенденциями в русской культуре и объяснял ее в развитии до идеала, в котором конкретизируется ключевая ценность [24, с. 28-31, 163-166]. А. С. Панарин подчеркивал мессианское предназначение русского народа, у которого есть только один путь к спасению - обретение своей идентичности как православной цивилизации [22, с. 441].

Критики национальной русской идеи полагают, что она была необходима только для Х1Х-ХХ веков (О. Д. Волкогонова, В. К. Кантор, А. Л. Янов и др.). Например, Н. И. Цимбаев утверждает, что универсальный постиндустриальный и урбанистический мир шире и многомернее «Великой России», именно его законы определяют жизнь Америки, Европы и Азии [33, с. 40]. В. М. Межуев считает, что Россия должна продолжить начатое Западом дело «построения общечеловеческой цивилизации» [18, с. 13].

Есть еще одно философско-культурологическое направление, которое затрагивает проблему русской национальной идеи. В 60-90-е годы ХХ века в российском научном, философском и образовательном сообществе активно обсуждалась тема русского космизма, рассматривающего человека и природу (космос) как единую коэволюционную систему. На идеях русского космизма предлагались решения глобальных, научных, социальных, образовательных, нравственных проблем; создавались проекты о переходе в «ноосфер-ную цивилизацию», «ноосферное общество», «ноос-ферный социализм» как гарантов устойчивого развития и прогресса общества [1; 2; 10; 20; 26; 27; 31; 32].

Например, И. В. Дмитриевская, А. Н. Портнов, Г. С. Смирнов рассматривают «ноосферную идею» как концепт духовной жизни человечества [10]. А. И. Субетто «ноосферизмом» называет «основание и программу ноосферно-ориентированного синтеза наук в XXI веке», который является важнейшим императивом для выживания человечества [27].

На основании выше изложенного можно констатировать, что дискуссии вокруг русской идеи имеют ряд недостатков. 1. Используются подходы, характерные для XIX - первой половины XX века. 2. Недостаточная концептуальная разработанность исходного понятия [15]. 3. Русская идея не может базироваться на православии или какой-либо другой религии, так как в России много представителей других религиозных конфессий.

Традиционные русские духовно-нравственные ценности и идеи русского космизма наиболее актуальны и могут послужить основой для формирования социального идеала в российском обществе, стать объединяющей основой для всех граждан, независимо от национальности и религиозной принадлежности.

Заключение

Современное российское общество нуждается в осознании своей исторической и культурно-идеологической идентичности. Переосмысление традиционных духовно-нравственных ценностей и формирование на этой основе социального идеала будет способствовать сплочению всех слоев общества в решении внутриполитических и внешнеполитических проблем. В новых исторических условиях должна быть выработана передовая идеология, «вдохновленная пафосом великой идеи, обращенной ко всему человечеству» [15]. В ракурсе новой идеологии и социального идеала станет возможной перестройка общественного устройства в России и мире.

Вслед за изменениями в обществе должны происходить перемены и в системе образования. В нынешних политических условиях требуется более тонкая настройка реформ российского образования, направленных на усиление гражданско-патриотического и военно-патриотического воспитания на базе традиционных кластеров русской культуры. Улучшение качества всех уровней подготовки, снижение рисков негативных последствий образовательной политики затрагивают интересы всех слоев общества. Создание современных условий для образовательной среды, подготовка высококвалифицированных кадров педагогических работников, направленность обучения на усвоение фундаментальных знаний во взаимодействии с его прикладными аспектами, формирование современного научного мировоззрения - все это помогут осуществить необходимые меры образовательной политики и создать научно-технологический фундамент для прорыва к новой экономике и прогрессивному устройству мира.

Литература

1. Адамов А. К. Организация духовной и экономической деятельности на принципах ноосферной демократии // Уровень жизни населения регионов. 2013. № 8. С. 34-40.

2. Антонов Н. П. Философия сознания и ноосферы. Иваново, 2003. 280 с.

3. Баканов М. В., Караваев А. В., Шираклин М. А. Рейтинговые оценки качества российского образования и реальные итоги по его улучшению в контексте новой государственной программы // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-4. С. 43-46.

4. Барабанов Е. В. Русская философия и кризис идентичности // Вопросы философии. 1991. № 8. С. 102-116.

5. Бердяев Н. А. Душа России // Бердяев Н. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. М., 1990.

6. Бессуднов А. Р., Куракин Д. Ю., Малик В. М. Как возник и что скрывает миф о всеобщем высшем образовании? // Вопросы образования. 2017. № 3. С. 83-106.

7. Национальная система квалификаций и перспективы развития преемственности общего и профессионального образования / В. И. Блинов, Е. Ю. Есина, Л. Н. Куртеева, А. И. Сат-дыков, И. С. Сергеев // Образовательная политика. 2018. № 1 (76). С. 30-35.

8. Бортник А. Ф., Чекурова А. Ю. Развитие технологических компетенций студентов в процессе обучения в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-4. С. 60-62.

9. Гулыга А. В. Русская идея и ее творцы. М., 1995. 448 с.

10. Дмитриевская И. В., Портнов А. Н., Смирнов Г С. Ноосфер-ные исследования. Иваново, 2002. Вып. 1. С. 3-51.

11. Зиновьев А. А. Гибель русского коммунизма. М., 2001. 430 с.

12. Иванова Н. А. Духовно-нравственные ценности студенческой молодежи в современном российском обществе // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. № 60. URL: https://cyberlenmka.ru/article/n/duhovno-nravstvennye-tsennosti-studencheskoy-molodezhi-v-sovremennom-rossiyskom-obschestve (дата обращения: 23.10.2022).

13. Клячко Т. Л. Образование в России и мире: основные тенденции // Образовательная политика. 2020. № 1 (81). С. 26-36.

14. Ковалева Г П., Декина А. И. Проблема формирования духовно-нравственного кода личности студента вуза в условиях современного социально-культурного контекста // Современный культурно-социальный контекст и проблемы медицинского образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Кемерово, 2022. С. 59-67.

15. Кочеров С. Н. Русская идея в XX и XXI веке. URL: https:// publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/218372191 (дата обращения: 21.10.2022).

16. Ленин В. И. О национальной гордости великороссов // Ленин В. И. Полн. собр. соч. М., 1969. Т. 26.

17. Листвин А. А., Гарт М. А. Среднее профессиональное образование: время структурных изменений // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2022. № 3 (47). С. 5-15.

18. Межуев В. М. Идея культуры: Очерки по философии культуры. М., 2006. 408 с.

19. Миронов А. В. Социальный идеал как средство общественной коммуникации // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2016. Т. 17. С. 77-84.

20. Ноосферное образование в России: материалы Межгосударственной науч.-практ. конф. Иваново, 2001. Ч. 1-2.

21. Общие итоги ЭГЭ-2022 - большое количество слабых результатов. URL: https://dzen.ru/media/obrmos_2/obscie-itogi-ege2022 (дата обращения: 22.10.22).

22. Панарин А. С. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2014. 1249 с.

23. Розанов В. В. Среди художников. СПб., 1914. 499 с.

24. Сагатовский В. Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? СПб., 1994. 217 с.

25. Смирнова А. Рекорды ЕГЭ // Кузбасс. 2022. 19 июля. URL: https://kuzbass85.ru/2022/07/19/rekordy-ege/ (дата обращения: 23.10.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Смирнов Г. С. Современное ноосферное образование: региональный аспект // Ноосферная парадигма образования: от лицея к университету: материалы лицейско-университетской науч.-метод. конф. Иваново, 1997. С. 105-112.

27. Субетто А. И. Ноосферный социализм как форма бытия ноосферного человека. СПб., 2006. 85 с.

28. Троицкий Е. С. Возрождение русской идеи. Социально-философские очерки. М., 1991. 223 с.

29. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 года № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

30. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

31. Урсул А. Д. Переход России к устойчивому развитию: ноос-ферная стратегия. М., 1998. 500 с.

32. Урсул А. Д. Вернадский В. И. и ноосферные перспективы глобального направления науки // Уровень жизни населения регионов. 2013. № 8. С. 62-70.

33. Цимбаев Н. И. До горизонта - земля! (К пониманию истории России) // Вопросы философии. 1997. № 1. С. 18-42.

References

1. Adamov A. K. Organizaciya duhovnoji ekonomicheskoj deyatel'nosti na principah noosfernoj demokratii [Organization of spiritual and economic activity on the principles of noospheric democracy]. Standard of living of the population of the regions, 2013, no. 8, pp. 34-40. (In Russian).

2. Antonov N. P. Filosofiya soznaniya i noosfery [Philosophy of consciousness and noosphere]. Ivanovo, 2003, 280 p. (In Russian).

3. Bakanov M. V., Karavaev A. V., Shiraklin M. A. Rejtingovye ocenki kachestva Rossijskogo obrazovaniya i real'nye itogi po ego uluchsheniyu v kontekste novoj gosudarstvennoj programmy [Rating assessments of the quality of Russian education and the real results of its improvement in the context of the new state program]. Problems of Modern Pedagogical Education, 2018, no. 60-4, pp. 43-46. (In Russian).

4. Barabanov E. V. Russkaya filosofiya i krizis identichnosti [Russian philosophy and the identity crisis]. Questions of Philosophy, 1991, no. 8, pp. 102-116. (In Russian).

5. Berdyaev N. A. Dusha Rossii [The Soul of Russia]. Berdy-aev N. The Fate of Russia. Experiments on the psychology of war and nationality. M., 1990. (In Russian).

6. Bessudnov A. R., Kurakin D. Yu., Malik V. M. Kak voznik i chto skry-vaet mif o vseobshchem vysshem obrazovanii [The myth about universal higher education: russia in the international context?]. Educational Studies Moscow, 2017, no. 3, pp. 83-106. (In Russian).

7. Blinov V. I., Esina E. Yu., Kurteeva L. N., Satdykov А. I., Ser-geev I. S. Nacional'naya sistema kvalifikacij i perspektivy raz-vitiya preemstvennosti obshchego i professional'nogo obrazo-vaniya [The continuity of general and professional education in the perspective of modernization of the national system of qualifications in Russia]. Educational Policy, 2018, no. 1(76), pp. 30-35. (In Russian).

8. Bortnik A. F., Chekurova A. Yu. Razvitie tekhnologicheskih kom-petencij studentov v processe obucheniya v vuze [Development of technological competencies of students in the process of studying at the university]. Problems of Modern Pedagogical Education, 2018, no. 60-4, pp. 60-62. (In Russian).

9. Gulyga A. V. Russkaya ideya i ee tvorcy [The Russian idea and its creators]. Moscow, 1995, 448 p. (In Russian).

10. Dmitrievskaya I. V., Portnov A. N., Smirnov G. S. Noosfernye issle-dovaniya [Noospheric research]. Ivanovo, 2002, iss. 1, pp. 3-51. (In Russian).

11. Zinoviev A. A. Gibel' russkogo kommunizma [The death of Russian communism]. Moscow, 2001, 430 p. (In Russian).

12. Ivanova N. A. Duhovno-nravstvennye cennosti studencheskoj molodezhi v sovremennom rossijskom obshchestve [Young students in modern Russian society: spiritual and moral values]. State administration. Electronic bulletin, 2017, no. 60. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennye-tsennosti-studencheskoy-molodezhi-v-sovremennom-rossiyskom-obschestve (accessed 23.10.2022). (In Russian).

13. Klyachko T. L. Obrazovanie v Rossii i mire: osnovnye tendencii [The situation and trends in education in the world and in Russia.]. Educational Policy, 2020, no. 1 (81), pp. 26-36. (In Russian).

14. Kovaleva G. P., Dekina A. I. Problema formirovaniya duhovno-nravstvennogo koda lichnosti studenta vuza v usloviyah sovre-mennogo social'no-kul'turnogo konteksta [The problem of the formation of the spiritual and moral code of the personality of a university student in the conditions of the modern socio-cultural context]. Modern cultural and social context and problems of medical education: Proceedings of the International Scientific and Practical. Kemerovo, 2022, pp. 59-67. (In Russian).

15. Kocherov S. N. Russkaya ideya v XX i XXI veke [Russian idea in the XX and XXI century]. Available at: https://publications.hse. ru/mirror/pubs/share/direct/218372191 (accessed 21.10.2022). (In Russian).

16. Lenin V. I. O nacional'noj gordosti velikorossov [On the national pride of the Great Russians]. Lenin V. I. Complete Works. Moscow, 1969. Vol. 26. (In Russian).

17. Listvin A. A., Garth M. A. Srednee professional'noe obrazovanie: vremya strukturnyh izmenenij [Secondary vocational education: time of structural changes] // Professional Education in Russia and Abroad, 2022, no. 3 (47), pp. 5-15. (In Russian).

18. Mezhuyev V. M. Ideya kul'tury: Ocherki po filosofii kul'tury [The idea of culture: Essays on the philosophy of culture]. Moscow, 2006, 408 p. (In Russian).

19. Mironov A. V. Social'nyj ideal kak sredstvo obshchestvennoj kommunikacii [A social ideal as a means of public communication]. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Politologiya. Religiovedenie, 2016, vol. 17, pp. 77-84. (In Russian).

20. Noosfernoe obrazovanie v Rossii [Noosphere education in Russia]. Proceedings of the Interstate Scientific and Practical Conference. Ivanovo, 2001, part 1-2. (In Russian).

21. Obshchie itogi EGE-2022 - bol'shoe kolichestvo slabyh rezul'tatov [General results of EGE-2022 - a large number of weak results]. Available at: https://dzen.ru/media/obrmos_2/ obscie-itogi-ege2022 (accessed 22.10.2022). (In Russian).

22. Panarin A. S. Pravoslavnaya civilizaciya v global'nom mire [Orthodox civilization in the global world]. Moscow, 2014, 1249 p. (In Russian).

23. Rozanov V. V. Sredi hudozhnikov [Among artists]. St. Petersburg, 1914, 499 p. (In Russian).

24. Sagatovsky V. N. Russkaya ideya: prodolzhim li prervannyj put'? [Russian idea: will we continue the interrupted path?]. St. Petersburg, 1994, 217 p. (In Russian).

25. Smirnova A. Rekordy EGE [Records of the Unified State Exam]. Kuzbass, 2022, July 19. Available at: https://kuz-bass85.ru/2022/07/19/rekordy-ege/ (accessed 23.10.2022). (In Russian).

26. Smirnov G. S. Sovremennoe noosfernoe obrazovanie: regional'nyj aspekt [Modern noospheric education: a regional aspect]. The noospheric paradigm of education: from lyceum to university. Proceedings of the Lyceum-University scientific and methodological conference. Ivanovo, 1997, pp. 105-112. (In Russian).

27. Subetto A. I. Noosfernyj socializm kak forma bytiya noosfernogo cheloveka [Noospheric socialism as a form of being of a noo-spheric person]. St. Petersburg, 2006, 85 p. (In Russian).

28. Troitsky E. S. Vozrozhdenie russkojidei. Social'no-filosofskie ocherki [The revival of the Russian idea. Socio-philosophical essays]. Moscow, 1991, 223 p. (In Russian).

29. Ukaz Prezidenta RF ot 2 iyulya 2021 goda № 400 «O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» [Decree of the President of the Russian Federation No. 400 dated 02.07.2021 "On the National Security Strategy of the Russian Federation"]. (In Russian).

30. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 7 maya 2018 goda № 204 «O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah raz-vitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda» [Decree of the President of the Russian Federation No. 204 dated May 7, 2018 "On National goals and strategic objectives of the Development of the Russian Federation for the period up to 2024"]. (In Russian).

31. Ursul A. D. Perekhod Rossii k ustojchivomu razvitiyu: noosfer-naya strategiya [Russia's transition to sustainable development: noosphere strategy]. Moscow, 1998, 500 p. (In Russian).

32. Ursul A. D. Vernadskij V. I. i noosfernye perspektivy global'nogo napravleniya nauki [Vernadsky V. I. and noospheric prospects of the global direction of science]. The Standard of Living of the Population of the Regions, 2013, no. 8, pp. 62-70. (In Russian).

33. Tsimbaev N. I. Do gorizonta - zemlya! (K ponimaniyu istorii Rossii) [To the horizon - the earth! (Towards understanding the History of Russia)]. Questions of Philosophy, 1997, no. 1, pp. 18-42. (In Russian).

УДК/UDC 377

DOI10.54509/22203036_2022_4_13 EDN ACBMQK

Кутейницына Татьяна Григорьевна

кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник, Самарский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Самара

Посталюк Наталья Юрьевна

доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник, Самарский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Самара

Kuteinitsyna Tatiana G.

Candidate of Sociological Sciences, Leading Researcher, Samara branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Samara

Postalyuk Natalia Yu.

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Chief Researcher of the Samara branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Samara

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.