Статья/Article
УДК 378
DOI: 10.26795/2307-1281-2022-10-2
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В. А. Малинин1'3, Ф. В. Повшедная2, А. В. Пугачев2'3
1 Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация 2Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация 3МАОУ «Школа №187», Нижний Новгород, Российская Федерация
АННОТАЦИЯ
Введение. Изменения, произошедшие в последние годы в российском обществе, негативно повлияли на формирование духовно-нравственных ориентаций и ценностей учащейся молодежи и в целом на развитие личности современного растущего человека. Все чаще кумирами молодежи становятся блогеры, которые демонстрируют и популяризируют девиантное поведение, бездуховность, безнравственность, отсутствие гражданственности. Развитие медиаобразования, информационной, духовной, лингвистической безопасности, по мнению авторов, способствуют гражданскому взрослению и становлению обучающейся молодежи в новом, достаточно агрессивном, культурно-информационном пространстве, которое сегодня становится одним из важнейших средств управления духовной и нравственной основой жизнедеятельности человека.
Материалы и методы. Теоретические методы исследования: сравнительно-сопоставительный анализ и обобщение философской, психолого-педагогической, методической литературы и нормативно-правовых документов по образованию; метод научного синтеза фактических материалов. Методологической основой являются системный, личностно-деятельностный и культурологический подходы.
Результаты исследования. Уточнены и конкретизированы такие ведущие категории исследования, как: духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное развитие, духовность, мораль, нравственность, медиаобразование, медиабезопасность, духовная безопасность, информационная безопасность, лингвистическая безопасность; раскрыты цели и функции деятельности Центра духовно-нравственного воспитания и гражданского образования и Информационного центра.
Обсуждение и заключения. Организацию работы по формированию у воспитанников духовно-нравственных качеств личности необходимо проводить в контексте духовной, медиабезопасности, психологической, лингвистической безопасности. Учитывая это, в условиях общеобразовательной школы накоплен интересный инновационный опыт работы по формированию духовно-нравственных качеств личности, который необходимо реализовать и распространять в образовательном пространстве региона.
Ключевые слова: духовность, нравственность, духовно-нравственное развитие личности, общество знаний, медиаобразование, информационная безопасность, медиабезопасность, духовная безопасность, лингвистическая безопасность.
Для цитирования: Малинин В.А., Повшедная Ф.В., Пугачев А.В. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, №1. С 2.
FORMATION OF THE SPIRITUAL AND MORAL QUALITIES OF THE PERSONALITY OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF MODERN EDUCATION
V. A. Malinin1'3, F. V. Povshednaya2, A. V. Pugachev2'3
1Lobachevsky Nizhny Novgorod State University, Nizhny Novgorod, Russian Federation 2Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation 3MAOU "SchoolNo. 187", Nizhny Novgorod, Russian Federation
ABSTRACT
Introduction. The changes that have occurred in recent years in Russian society have had a negative impact on the formation of spiritual and moral orientations and values of young students, and in general on the development of the personality of a modern growing person. Increasingly, the idols of young people are bloggers who demonstrate and popularize deviant behavior, lack of spirituality, immorality, lack of citizenship. The development of media education, information, spiritual, linguistic security, according to the authors, contribute to civic maturation and the formation of young students in a new, rather aggressive, cultural and information space, which today is becoming one of the most important means of managing the spiritual and moral basis of human life.
Materials and Methods. Theoretical methods: comparative analysis of philosophical, psychological, pedagogical, methodological literature; method of scientific synthesis of factual materials. The methodological basis consists of systemic, personal-activity and cultural approaches. Results. The scientific research reveals the goals and functions of the Center for Spiritual and Moral Education and Civic Education and the Information Center.
Discussion and Conclusions. The organization of work on the formation of students' spiritual and moral qualities of personality should be carried out in the context of spiritual, media security, psychological, linguistic security.
Keywords: spirituality, morality, spiritual and moral development of personality, knowledge society, media education, information security, media security, spiritual security, linguistic security.
For citation: Malinin V.A., Povshednaya F.V., Pugachev A.V. Formation of the spiritual and moral qualities of the personality of students in the conditions of modern education // Vestnik of Minin University. 2022. Vol. 10, no. 1. Р.2.
Введение
В современных социально-экономических условиях изменения и развития российской системы образования как никогда становится актуальной проблема духовно-нравственного возрождения личности растущего человека. Важнейшую ценность приобретают духовно-нравственные качества, нравственная позиция каждого человека и особенно обучающейся молодежи, в среде которой мы нередко наблюдаем бездуховность, потерю нравственных ориентиров, жестокость, грубость, алкоголизм, наркотизацию, рост преступности. И это не может не беспокоить учителей, родителей, ученых - педагогов, психологов.
Именно в этих условиях особенно остро встает проблема воспитания духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения, которое нуждается в социальной защите и психолого-педагогической помощи со стороны родителей и школы. Сегодня обществу нужны образованные, духовно-нравственные, творческие личности, способные к самоопределению, самовоспитанию, саморазвитию, умеющие принимать решения и нести за них ответственность. Необходимость воспитания именно такой личности подчеркивается во всех нормативно-правовых документах, в которых духовно-нравственное воспитание определяется как приоритетное направление государственной политики. Так, в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» подчеркивается, что «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны», выступает национальным воспитательным идеалом [7, с. 11].
Значительно усилено внимание к перспективам формирования духовно-нравственных качеств обучающихся в «Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года», в которой четко определены основные цели, направления и ориентиры в сфере воспитания. Среди них выделим такие, как:
— создание условий для консолидации усилий всех социальных институтов воспитания;
— обеспечение поддержки семейного воспитания и формирование ответственного отношения родителей к воспитанию детей;
— повышение организационно-методического обеспечения воспитательной деятельности в школе и в системе дополнительного образования;
— повышение компетентности учителей и других работников системы образования;
— повышение эффективности социализации обучающейся молодежи;
— повышение ответственности педагогов за результаты воспитательной деятельности;
— формирование высокого уровня духовно-нравственного развития обучающихся;
— формирование уважения к русскому языку как основе гражданской идентичности и как к главному фактору национального самоопределения;
— расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов;
— формирование потребности трудиться, приобщение обучающихся к социально значимой деятельности;
— повышение привлекательности науки, вовлечение в научное творчество.
Обзор литературы
Анализ научной, философской, педагогической, психологической литературы показал, что реализация целей и направлений «Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года» должна способствовать формированию таких базовых качеств личности, как: долг, совесть, стыд, добро, честность, порядочность, самостоятельность, ответственность, гражданственность, на что обращают серьезное внимание современные педагоги и психологи Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, Е.Б. Бондаревская, А.Я. Данилюк,
A.М. Кондаков, В.А. Караковский, В.А. Малинин, Т.Г. Мухина, В.В. Николина, Н.Д. Никандров, Ф.В. Повшедная, В.В. Сериков, С.Н. Сорокоумова, А.П. Тряпицына и др.
Успешная работа в этом направлении во многом зависит от объективного осмысления и определения ведущих педагогических категорий: «духовность», «нравственность», «духовно-нравственное воспитание», «личность». Все эти понятия являются предметом изучения психологии, социологии, философии, педагогики, богословия и других наук. Во многих исследованиях, монографиях, статьях, концепциях ученые обращаются к пониманию и анализу сущности данных категорий. При этом четких, конкретных определений дано не очень много. Так, мировоззренчески понимание «духовности» рассматривается как высшее проявления нравственности личности, её внутреннего мира. По мнению В.Г. Пряниковой и З.И. Равкина, духовность - общечеловеческие ценности, убеждения и идеалы, направленные на конструктивные преобразования в социокультурной и нравственной сферах общества. Духовность позволяет человеку осознавать себя частью природы и мира, взаимодействовать с миром, природой и с самим собой, с Богом. Как считал философ В.С. Соловьев, религиозная нравственность приводит к тому, что человек должен «Иметь в себе Бога».
Как считает А.А. Гусейнов, понятия «нравственность» и «мораль» тесно связаны. Нравственность - это высшая цель, которая делает возможной существование всех прочих целей и находится в основе человеческой деятельности, а мораль - ценностная основа культуры человека; ее основными категориями являются добро, долг и совесть, что отличает человека как личность. С позиции Н.Е. Щурковой, личность рассматривается «как член общества, который становится личностью в социально-нравственных отношениях, утверждая свое «Я»» [8].
Как считают выдающиеся психологи современности А.Г. Асмолов, Л.С. Выгодский,
B.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн и др., человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития и деятельности, формируется в личностно ориентированной системе воспитания в условиях семьи и школы. Понятия «духовно-нравственное воспитание» и «духовно-нравственное развитие» широко используются в современной науке и практике, имеют множество определений. В исследовании мы опираемся на понимание категории «духовно-нравственное воспитание» в контексте определения, данного Н.И. Болдыревым: «духовно-нравственное воспитание -целенаправленное формирование морального сознания, развития нравственных чувств, выработка навыков нравственного поведения». Неслучайно Ш.А. Амонашвили в духовно-нравственном воспитании выделяет основные гуманитарные принципы:
— любить ребенка;
— очеловечение среды воспитания;
— познание ребенка в самом себе, видение жизни его глазами. Vestnik of Minin University. 2022. Volume 10, no. 1
Сущностную характеристику понятия «духовно-нравственное развитие» мы соотносим с определением, которое дано в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: духовно-нравственное развитие личности -«последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, Отечеству, государству» [7].
Ученые Ш.А. Амонашвили, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин и др. подчеркивают, что духовно-нравственное воспитание и развитие личности - сложный, многогранный процесс. И в этом процессе, на наш взгляд, огромную, центральную роль занимает школа во взаимодействии с другими институтами воспитания, с семьей, с системой дополнительного образования, национально-культурными сообществами, традиционными в России религиозными конфессиями, учреждениями культуры, спорта, СМИ, обществом в целом в контексте тех изменений, которые происходят сегодня в социуме. Совершенно справедливо замечание Президента РАО О.Ю. Васильевой о том, что тема семьи, семейного воспитания сегодня должна быть органично вписана в предметы не только гуманитарного цикла. Не менее важно, по мнению ученого, чтобы тема семьи приходила в каждую школу и в каждый класс при активном участии родителей.
Особое внимание духовно-нравственное становление личности занимает в открытом социальном пространстве учреждений дополнительного образования, которые создают большие возможности для интеллектуального, творческого, личностного самосовершенствования и саморазвития детей и подростков, их своевременной социализации.
Все это весьма значимо в условиях развития современного общества, тех качественных и количественных изменениях, которые затрагивают все сферы жизнедеятельности человека.
Современное общество характеризуется как общество знаний, где знания являются таким же продуктом деятельности. Происходящие глобальные изменения в современном обществе знаний (информатизация, цифровизация, демократизация, гуманизация и др.) требуют поиска и использования новых форм, методов, подходов и технологий в образовании [16]. Эпоха современного общества знаний характеризуется огромными информационными потоками, которые содержат в себе как положительный, так и отрицательный контент. В связи с этим возникает необходимость формирования культуры использования и потребления данных информационных потоков, что в свою очередь перед современной системой образования ставит новые задачи. Как сформировать у обучающихся навыки работы с информацией? Как обеспечить безопасность при работе с информацией? Какие риски может содержать в себе информация? и др.
Одной из основных целей современной системы образования является психолого-педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития личности обучающихся в контексте медиаобразования и медиабезопасности. Работа с информацией требует рассмотрения таких понятий, как медиаобразование, информационная безопасность, медиабезопасность, лингвистическая безопасность, духовная безопасность. Сам термин «медиаобразование» в науку и в образовательную практику был введен сравнительно недавно и рассматривается как важное средство противостояния информационному воздействию. ЮНЕСКО термин «медиаобразование» определяет как «обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации,
рассматриваемыми как часть специфической, автономной области знаний в педагогической теории и практике». Совместно с зарубежными учеными проблемами медиаобразования занимаются и отечественные исследователи. Так, А.В. Федоров рассматривает медиаобразование как «...процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Обретенная в результате этого процесса медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернет» [3]. Учитывая, что работа с информацией может содержать в себе различные риски, которые оказывают негативное влияние на потребителя информации, необходимо, наряду с понятием медиаобразование использовать и такие понятия, как «медиакомпетентность», «медиаграмотность», «медиабезопасность», «медиабезопасность обучающихся» и т.д.
В современном мире проблема, связанная с обеспечением информационной безопасности, значительно актуализируется, так как возникает объективная необходимость решения данной проблемы. Наряду с такими видами безопасности, как национальная, антитеррористическая, экономическая, финансовая, духовная, социальная, нравственная и др. , особое внимание уделяется безопасности при работе с информацией. В научном аппарате педагогики не случайно стали использоваться такие понятия, как «медиабезопасность», «информационная безопасность», «информационная безопасность детей», «медиабезопасность обучающихся», которые имеют четкие определения.
Так, в Федеральном законе от 29 декабря 2010 года №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» информационная безопасность детей определяется как «состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию». Отметим также, что в принятом Федеральном законе Российской Федерации от 21 июля 2011 г. №252-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» подчеркивается его направленность на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации, от информации, способной развить в ребенке порочные наклонности, сформировать у ребенка искаженную картину мира и неправильные жизненные установки.
Исследование показало, что понятие «медиабезопасность» рассматривается как один из видов безопасности наряду с экологической, дорожной, противопожарной, химической и другими видами безопасности, которая обеспечивает безопасность человека в современном информационном пространстве. Исходя из этого, понятие «медиабезопасность обучающихся» мы определяем как защищенность обучающихся, при которой отсутствуют риски, связанные с причинением различной информацией вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.
Вместе с тем отметим, что информационная безопасность - это защищенность информации, а медиабезопасность - это защищенность пользователя от рисков, которые может содержать в себе информация.
Понятие «духовная безопасность» сегодня рассматривается многими учеными-философами, богословами, педагогами, психологами, социологами. Обобщая различные
точки зрения, мы духовную безопасность понимаем как способность личности, общества и государства сохранять и развивать позитивную созидательную духовность, нравственность и гражданственность. «Духовная безопасность» связана с идеалами, прежде всего, духовного и нравственно-этического порядка. Поэтому сегодня разработка различных программ и учебно-методических комплексов по вопросам духовно-нравственного воспитания личности, а также организация образовательно-воспитательной деятельности должна быть с позиции духовной, медиабезопасности, психологической, лингвистической безопасности.
Достаточно серьезное внимание в современных условиях уделяется лингвистической безопасности, которая способствует сохранению русского языка. В связи с этим понятие «лингвистическая безопасность» мы понимаем как устойчивое состояние языка, при котором максимально полно обеспечивается его безопасное существование, сохранение целостности, способности к саморазвитию и самосовершенствованию, несмотря на неблагоприятные внутренние и внешние воздействия.
Материалы и методы
В современных условиях взаимодействие детей с информацией возрастает уже в дошкольном возрасте. Поэтому при организации деятельности по развитию духовно-нравственных качеств личности необходима организация работы по формированию навыков безопасного взаимодействия при работе с информацией. В связи с этим, как показала практика, медиабезопасность обучающихся должна быть обеспечена не только системой образования (детские сады, школы, ссузы, вузы и др.), но и прежде всего семьей.
В зависимости от возраста для обучающихся с первого класса необходима организация занятий по компьютерной безопасности (например, защите от вирусов, атак хакеров, идентификации мошенников, по безопасному общению в социальных сетях). Обучающимся средних и высших образовательных учреждений в рамках основных или дополнительных занятий необходима организация курсов по медиабезопасности, которые включают в себя вопросы, связанные с информацией в области защиты персональных данных, контрманипулятивных технологий в сети Интернет, методов борьбы со взломом, кражи денег, противостояние кибербуллингу, игровой зависимости и т.д.
Результаты деятельности (исследования)
Для формирования духовно-нравственных качеств личности обучающихся в контексте медиаобразования на базе МАОУ «Школа №187» создана единая воспитательная среда, в рамках которой функционируют Центр духовно-нравственного воспитания и гражданского образования и Информационный центр.
Целью Центра духовно-нравственного воспитания и гражданского образования является возможность объединения воспитательных взаимоотношений школы и социума при ведущей роли образовательных учреждений в формировании у подрастающего поколения ценностей национального нравственного идеала; построения системы методического сопровождения деятельности педагогов и социальных партнеров по формированию и развитию духовно-нравственных качеств личности будущих граждан России; обеспечения преемственности и непрерывности воспитания школьников в едином школьно-семейном пространстве.
Центр духовно-нравственного воспитания и гражданского образования в составе школы выполняет такие важные функции, как:
1. Методическая функция - предполагает:
— создание педагогических модулей по дисциплинам гуманитарного и естественного цикла, методических материалов по проведению мероприятий по использованию государственной символики, планов открытых уроков, материалов внеклассных мероприятий;
— оказание методической помощи педагогам, родителям;
— оказание практической помощи учителям при проведении уроков и внеклассных мероприятий;
— организацию курсовой подготовки педагогов;
— проведение консультаций для педагогов общеобразовательных учреждений по вопросам духовно-нравственного воспитания и гражданского образования;
— проведение методических семинаров, бесед, круглых столов с представителями Нижегородской Метрополии для педагогов общеобразовательных учреждений и родителей;
— организацию школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады по основам православной культуры;
— проведение городских Георгиевских педагогических чтений по вопросам духовно-нравственного развития и гражданского становления личности на основе отечественных культурно-исторических традиций;
— организацию участия педагогов в конкурсах, педагогических чтениях, Рождественских чтениях по вопросам духовно-нравственного воспитания и гражданского образования;
— организацию детских Рождественских чтений;
— организацию деятельности секции НОУ «Православная культура»;
— разработку авторских программ по вопросам духовно-нравственного воспитания и гражданско-патриотического образования на основе отечественных культурно-исторических традиций.
2. Аналитическая функция - связана с проведением совместно со школьным психологом тестирований, диагностических исследований учащихся с целью определения уровня сформированности у них показателей ключевых воспитательных результатов.
3. Информационная функция - реализуется через:
— подготовку информации для проведения культурно-просветительской работы с родителями, молодежью района (лектории, педагогический всеобуч, родительский ликбез и др.);
— издание Педагогического альманаха по освещению лучшего опыта организации работы по духовно-нравственному воспитанию и гражданскому образованию.
Целью деятельности информационного центра является создание единой информационно-образовательной среды школы.
Информационный центр выполняет следующие важнейшие функции:
1. Методическая функция, предполагающая создание информационно-педагогических модулей, методических материалов, планов открытых уроков, материалов к ним на различных носителях; оказание методической помощи педагогам, родителям, учащимся в получении необходимой информации по разным информационным каналам.
2. Диагностическая функция, связанная с проведением на базе центра психологами и социальными педагогами тренингов, тестирований, диагностических исследований учащихся.
3. Информационная функция, реализующаяся через создание банка педагогической информации как основы единой школьной информационно-образовательной среды; создание условий для учителей в получении информации через электронные каталоги о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения, а также предоставления возможности просмотреть и отобрать необходимые материалы, связаться с педагогами из других городов, стран, используя электронную почту; подготовку информации для проведения культурно-просветительской работы на базе медиатеки с родителями, молодежью района (лектории, педагогический всеобуч, родительский ликбез, правовое, экономическое, эстетическое воспитание, духовно-нравственное и гражданское образование и др.).
4. Технологическая функция, предполагающая разработку и приобретение программного обеспечения, пополнение медиатеки; обеспечение получения педагогами и обучающимися открытого и дистанционного образования, их участия в телеконференциях, форумах, информирования о конкурсах, грантах. Основными результатами и эффектами деятельности информационного центра являются:
— высокий уровень информационной культуры всех участников образовательного процесса;
— наличие современной информационно-технологической составляющей учебного процесса, воспитательной работы, внеклассной деятельности;
— совершенствование механизма взаимодействия педагогов и администрации образовательного учреждения с общественностью, родителями, обучающимися на основе внедрения современных электронных средств: электронный дневник; электронное расписание; электронный журнал и т.п. [1].
Обсуждение и заключения
Таким образом, исследование проблемы формирования духовно-нравственных качеств личности обучающихся показало, что эффективность воспитания инициативного, творческого, ответственного, нравственного патриота и гражданина, любящего свою страну, во многом зависит от тесного взаимодействия важнейших институтов воспитания и возможности создания условий для медиабезопасности, духовной, лингвистической и информационной безопасности.
Список использованных источников
1. Амонашвили Ш.А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы воспитания и развития личности. Книга 4. М.: Издательство: Амрита, 2010.
2. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. 3-е изд., испр. и доп. М.: Смысл; ИЦ «Академия», 2007.
3. Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания учебное пособие / под общей редакцией Е.В. Бондаревской. Москва; Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 1999. 560 с.
4. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с.
5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования». М., 2017.
6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с..
7. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития личности гражданина России. М., Просвещение, 2011.
8. Духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся: сборник авторских программ педагогов общеобразовательных учреждений г. Н. Новгорода. Н. Новгород, 2013. 134 с.
9. Малинин В.А. Интеграция школы и вуза в условиях развития современной системы образования: монография. Н. Новгород: Мининский университет, 2014. 245 с.
10. Малинин В.А., Мухина Т.Г., Повшедная Ф.В., Сорокоумова С.Н. Оценка эффективности духовно-нравственного воспитания и развития личности обучающегося в условиях современного образования. Н. Новгород: Изд-во ООО «Зум», 2016. 92 с.
11. Малинин В.А., Повшедная Ф.В., Тюнтяева Е.М. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников в условиях деятельности инновационной школы // Духовно-нравственные традиции российского общества в контексте гражданского становления личности: материалы III Нижегородских Рождественских образовательных чтений. Н. Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет, 2009. С. 232-237.
12. Малинин В.А., Тюнтяева Е.М. Инновационно-педагогическая деятельность школы по формированию научного мировоззрения старшеклассников // Материалы международной научно-практической конференции «Красивая школа». Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2007. С. 56-59.
13. Малинин В.А., Тюнтяева Е.М., Пустовалова Е.К. Проектирование инновационной модели школы как самообучающейся организации по формированию научного мировоззрения старшеклассников // Инновационные ресурсы развития российского образования на современном этапе его модернизации: материалы международной научно-практической конференции. Н. Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет, 2010. С. 553-556.
14. Николина В.В., Повшедная Ф.В., Лебедева И.В. Современное гражданское воспитание // Инновации и инвестиции. 2013. №8. С. 137-141.
15. Равкин З.И., Пряникова В.Г. Образование: идеалы и ценности: учебное пособие. М.: Институт теории образования и педагогики РАО, 1995.
16. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. М., 2015.
17. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.
18. Федоров А.В. Развитие критического мышления в медиаобразовании: основные понятия // Инновации в образовании. 2007. №4. С. 30-47.
19. Фельштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. 206 с.
20. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М.: Педагогическое общество России, 2002. 224 с.
References
1. Amonashvili SH.A. Humane pedagogy. Topical issues of education and personality development. Book 4. Moscow, Amrita Publ., 2010. (In Russ.)
2. Asmolov A.G. Psychology of personality: cultural and historical understanding of human development. 3rd ed., rev. and additional. Moscow, Smysl Publ.; IC «Akademiya» Publ., 2007. (In Russ.)
3. Bondarevskaya E.V. Pedagogy: personality in humanistic theories and systems of education study guide / under the general editorship of E.V. Bondarevskaya. Moscow; Rostov-on-Don, Tvorcheskij centr «Uchitel'» Publ., 1999. 560 p. (In Russ.)
4. Vygotskij L.S. Psychology of human development. Moscow, Smysl Publ., Eksmo Publ., 2005. 1136 p. (In Russ.)
5. State program of the Russian Federation "Development of education". Moscow, 2017. (In Russ.)
6. Davydov V.V. The theory of developmental learning. Moscow, INTOR Publ., 1996. 544 p. (In Russ.)
7. Danilyuk A.YA., Kondakov A.M., Tishkov V.A. The concept of spiritual and moral development of the personality of a citizen of Russia. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2011. (In Russ.)
8. Spiritual and moral education and development of students: a collection of author's programs of teachers of educational institutions of Nizhny Novgorod. Nizhny Novgorod, 2013. 134 p. (In Russ.)
9. Malinin V.A. Integration of school and university in the context of the development of the modern education system: monograph. Nizhny Novgorod: Minin University Publ., 2014. 245 p. (In Russ.)
10. Malinin V.A., Muhina T.G., Povshednaya F.V., Sorokoumova S.N. Evaluation of the effectiveness of spiritual and moral education and personality development of a student in the conditions of modern education. Nizhny Novgorod, OOO «Zum» Publ., 2016. 92 p. (In Russ.)
11. Malinin V.A., Povshednaya F.V., Tyuntyaeva E.M. Spiritual and moral education of high school students in the conditions of the activity of an innovative school. Duhovno-nravstvennye tradicii rossijskogo obshchestva v kontekste grazhdanskogo stanovleniya lichnosti: materialy III Nizhegorodskih Rozhdestvenskih obrazovatel'nyh chtenij. Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State Pedagogical University Publ., 2009. Pp. 232-237. (In Russ.)
12. Malinin V.A., Tyuntyaeva E.M. Innovative and pedagogical activity of the school in the formation of the scientific worldview of high school students. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Krasivaya shkola». Nizhny Novgorod, Nizhegorodskij institut razvitiya obrazovaniya Publ., 2007. Pp. 56-59. (In Russ.)
13. Malinin V.A., Tyuntyaeva E.M., Pustovalova E.K. Designing an innovative model of the school as a self-learning organization for the formation of the scientific worldview of high school students. Innovacionnye resursy razvitiya rossijskogo obrazovaniya na sovremennom etape ego modernizacii: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Nizhny Novgorod, Nizhegorodskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet Publ., 2010. Pp. 553556. (In Russ.)
14. Nikolina V.V., Povshednaya F.V., Lebedeva I.V. Modern civic education. Innovacii i investicii, 2013, no. 8, pp. 137-141. (In Russ.)
15. Ravkin Z.I., Pryanikova V.G. Education: ideals and values: textbook. Moscow, Institut teorii obrazovaniya i pedagogiki RAO Publ., 1995. (In Russ.)
16. Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025. Moscow, 2015. (In Russ.)
17. Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated December 29, 2012 No. 273-FZ. (In Russ.)
18. Fedorov A.V. Development of critical thinking in media education: basic concepts. Innovacii v obrazovanii, 2007, no. 4, pp. 30-47. (In Russ.)
19. Fel'shtejn D.I. Psychology of personality development in ontogenesis. Moscow, Pedagogika Publ., 1989. 206 p. (In Russ.)
20. SHCHurkova N.E. Pedagogical technology. Moscow, Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii Publ., 2002. 224 p. (In Russ.)
©Малинин В.А., Повшедная Ф.В., Пугачев А.В., 2022
Информация об авторах Малинин Валерий Анатольевич - кандидат педагогических наук, доцент кафедры университетского менеджмента и инноваций в образовании, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация; директор, МАОУ «Школа №187», Нижний Новгород, Российская Федерация, email: [email protected].
Повшедная Фаина Викторовна - доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и социальной педагогики, Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: [email protected]. Пугачев Алексей Вадимович - магистрант, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Нижний Новгород, Российская Федерация; преподаватель-организатор ОБЖ, МАОУ «Школа №187», Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
Information about the authors Malinin Valery A. - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of University Management and Innovations in Education, Lobachevsky Nizhny Novgorod State University, Nizhny Novgorod, Russian Federation; director, MAOU "School No. 187", Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: [email protected].
Povshednaya Faina V. - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of General and Social Pedagogy, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: [email protected].
Pugachev Alexey V. - master's student, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation; teacher-organizer of OBZH, MAOU "School No. 187", Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: [email protected].
Поступила в редакцию: 15.11.2021 Принята к публикации: 29.12.2021 Опубликована: 25.02.2022