Научная статья на тему '«Духовно-нравственная культура в высшей школе»: ожидания и опасения (по итогам Рождественских образовательных чтений в РУДН)'

«Духовно-нравственная культура в высшей школе»: ожидания и опасения (по итогам Рождественских образовательных чтений в РУДН) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
546
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / НРАВСТВЕННОСТЬ / МОРАЛЬ / МОЛОДЕЖЬ / РЕЛИГИЯ / SPIRITUAL DEVELOPMENT / MORAL EDUCATION / HIGHER SCHOOL / MORALITY / YOUTH / RELIGION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пузанова Жанна Васильевна, Симонова Мария Александровна

В статье представлен обзор ключевой проблематики III Международной конференции «Духовно-нравственная культура в высшей школе», посвященной вопросам обсуждения плана мероприятий реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г. Описаны идеи докладов основных спикеров конференции, а также приведены результаты экспресс-опроса участников конференции, целью которого было выявление ожиданий участников конференции. Главный лейтмотив всех выступающих высшая школа несет большую ответственность в подготовке новых поколений специалистов: высоконравственных и ответственных за судьбу своей страны и своей малой Родины. Молодые граждане России, ориентированные на активную плодотворную деятельность формируются благодаря совместным усилиям государства, церкви и общества. Чрезвычайно важным является координация усилий церкви и государства в сфере поддержки и охраны семьи, противодействия экстремизму, воспитания нравственности. Рождественские чтения это хорошая традиция, которая началась несколько лет назад и которая продолжает собирать вместе заинтересованных людей для решения самых острых проблем воспитания. В ходе работы круглых столов были обсуждены вопросы воспитания молодежи и его влияния на национальную безопасность страны, взаимосвязи духовных ценностей и здоровья нации, педагогических аспектов духовно-нравственного воспитания молодежи, влияния на общество массовой культуры, студенческих добровольческих движений, духовно-нравственных критериев науке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пузанова Жанна Васильевна, Симонова Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Spiritual and Moral Culture in the Higher Education” Expectations and fears (the results of ‘Christmas Educational Readings’ in PFUR)

The article provides an overview of the key issues of the III International Conference “Spiritual and Moral Culture in the Higher Education” devoted to the discussion of the action plan to implement the National Strategy of Education Development until 2025. The authors consider the basic ideas of the key conference speakers’ presentations and present the results of the express-poll among the conference participants conducted to identify their expectations. The main leitmotif of all speakers’ presentations was as follows: the higher school is responsible for training the new generations of professionals with high moral standards and responsibility for the fate of the country and one’s homeland. Young Russian citizens focused on fruitful activity can be raised only by joint efforts of the state, the church and society. It is extremely important to coordinate the efforts of the church and the state in the support and protection of the family, in combating extremism, and in forming high moral standards. ‘Christmas Readings’ is a good tradition established several years ago, which continues to bring together people interested in solving the most urgent problems in the educational sphere. The participants of the round tables discussed the issues of youth education and its impact on the country’s national security, the relationships of spiritual values and nation’s health, pedagogical aspects of spiritual and moral education of the youth, the impact of mass culture on the society, the student volunteer movement, spiritual and moral criteria of science.

Текст научной работы на тему ««Духовно-нравственная культура в высшей школе»: ожидания и опасения (по итогам Рождественских образовательных чтений в РУДН)»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»: ОЖИДАНИЯ И ОПАСЕНИЯ (по итогам рождественских образовательных чтений в РУДН)*

Ж.В. Пузанова, М.А. Симонова**

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия

В статье представлен обзор ключевой проблематики III Международной конференции «Духовно-нравственная культура в высшей школе», посвященной вопросам обсуждения плана мероприятий реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г. Описаны идеи докладов основных спикеров конференции, а также приведены результаты экспресс-опроса участников конференции, целью которого было выявление ожиданий участников конференции. Главный лейтмотив всех выступающих — высшая школа несет большую ответственность в подготовке новых поколений специалистов: высоконравственных и ответственных за судьбу своей страны и своей малой Родины. Молодые граждане России, ориентированные на активную плодотворную деятельность формируются благодаря совместным усилиям государства, церкви и общества. Чрезвычайно важным является координация усилий церкви и государства в сфере поддержки и охраны семьи, противодействия экстремизму, воспитания нравственности. Рождественские чтения — это хорошая традиция, которая началась несколько лет назад и которая продолжает собирать вместе заинтересованных людей для решения самых острых проблем воспитания. В ходе работы круглых столов были обсуждены вопросы воспитания молодежи и его влияния на национальную безопасность страны, взаимосвязи духовных ценностей и здоровья нации, педагогических аспектов духовно-нравственного воспитания молодежи, влияния на общество массовой культуры, студенческих добровольческих движений, духовно-нравственных критериев науке.

Ключевые слова: духовное развитие; нравственное воспитание; высшая школа; нравственность; мораль; молодежь; религия

Важнейшее из человеческих усилий — стремление к нравственности. От него зависят наша внутренняя устойчивость и само наше существование. Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни. Сделать ее живой силой и помочь ясно осознать ее значение — главная задача образования.

А. Эйнштейн

* Статья подготовлена в рамках выполнения НИР по госзаданию 28.126.2016/НМ «Исследование современных приемов и методов в формировании основ духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в образовательных организациях высшего образования».

** © Ж.В. Пузанова, М.А. Симонова, 2016.

Не секрет, что молодежь — та социальная группа, от которой во многом зависит будущее и безопасность страны, сохранность национальных интересов и «здоровье» нации. Именно поэтому вопросы духовно-нравственного воспитания всегда в фокусе и ученых, и представителей церкви, и политиков. Высшая школа — как агент вторичной социализации, безусловно, обладает огромным резервом средств и ресурсов для того, чтобы недирективно оказывать позитивное влияние на формирование личности молодого человека.

Именно эти идеи стали лейтмотивом конференции, которая состоялось 23 января 2016 г. в рамках XXIV Международных Рождественских образовательных чтений «Традиция и новации: культура, общество, личность». III Международная научно-практическая конференция «Духовно-нравственная культура в высшей школе» в очередной раз проходила в Российском университете дружбы народов и открывала направление чтений «Духовное образование в Русской Православной Церкви». Организаторами конференции выступили: Российский университет дружбы народов (РУДН), Учебный Комитет Русской Православной Церкви, Межрегиональная общественная организация «Совет ректоров медицинских и фармацевтических вузов России», Фонд сохранения духовно-нравственной культуры «Покров», Межрегиональная просветительская общественная организация «Объединение православных ученых».

Сопредседателями оргкомитета Конференции стали члены Организационного Комитета XXIII Международных Рождественских образовательных чтений — архиепископ Верейский Евгений, Председатель Учебного Комитета Русской Православной Церкви, председатель направления «Духовное образование в Русской Православной Церкви» и Владимир Михайлович Филиппов, Ректор Российского университета дружбы народов, академик Российской академии образования.

Цель Конференции реализовалась в обсуждении плана мероприятий реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г., а именно формирования основных положений целостной концепции духовно-нравственного образования, воспитания и просвещения обучающихся в высшей школе России.

Часто звучат мнения, что высшая школа не должна вмешиваться в вопросы духовно-нравственного, которые включают и религиозный аспект, и эти предубеждения данная конференция уверенно опровергает.

Сергей Юрьевич Глазьев — Председатель Совета Научного центра евразийской интеграции, академик, советник Президента Российской Федерации, начиная конференцию, отметил сложность современной экономической и международно-политической ситуации, в связи с чем высшая школа несет большую ответственность в подготовке новых поколений специалистов: высоконравственных и ответственных за судьбу своей страны и своей малой Родины.

Вячеслав Алексеевич Никонов — Председатель Комитета Государственной Думы Российской Федерации по образованию сказал, что «христианство во многом создало культуру, которой мы живем и по сей день. Мы — законные наследники этого богатства». Миссия педагога, по мнению В.А. Никонова, заключается в «воспитании подрастающего поколения в духе любви к вечным и неизменным

ценностям — совести, правде, добру, истине, составляющих основу и христианской морали». Благодаря совместным усилиям государства, церкви и общества формируются молодые граждане России, которые должны быть ориентированы на активную плодотворную деятельность. В выступлении было неоднократно подчеркнуто, что «воспитание гармонии общественных и личных отношений, воспитание человека, одухотворенного идеалами добра, способного противостоять разрушительным идеям — насущная задача времени».

В.М. Филиппов, Ректор РУДН, председатель рабочей группы по разработке Стратегии развития воспитания в РФ о разработке плана мероприятий по реализации Стратегии, выступая на пленарном заседании отметил: «Рождественские чтения — это добрая традиция, которая началась несколько лет назад и которая продолжает собирать нас вместе для решения самых острых проблем воспитания. В РУДН ежегодно учатся студенты из 145—150 стран, мы ежегодно занимаем высокие позиции в международных рейтингах, но мы осознаем, что цифры — это не самое главное. В Университете дружбы народов огромное внимание уделяется воспитанию. Мы готовим мировую элиту, частью которой может стать только человек высокоморальный. И это нас обязывает создавать благоприятные условия для воспитания гармоничной личности. Я уверен, что вскоре нашими совместными усилиями мы успешно решим многие актуальные проблемы в воспитании молодежи...» [2].

Архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного Комитета Русской Православной Церкви, ректор МДА, выступил с докладом «Русские афонские подвижники как нравственный идеал» и сообщил, что 2016 г. посвящен русским подвижникам на Афоне. Заметим, что в 2015 г. доклад Архиепископа был посвящен вопросам духовно-нравственного воспитания молодежи на примере МДА.

О цивилизационном подходе к стратегии образования в современной России, который заключается в учете конфессионально-цивилизационной специфики России и ее регионов, рассказал В.Н. Расторгуев, доктор философских наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова.

О духовных практиках в вузе рассказал протоиерей Геннадий Заридзе — председатель Межрегиональной просветительской общественной организации «Объединение православных ученых». Следует отметить, что объединение православных ученых провозглашает следующие цели своей деятельности [3. С 21]: приобщение интеллигенции к морально-нравственным и православным духовным ценностям, патриотизму; привнесение православных ценностей в российскую науку и образование; содействие развитию научной и просветительской деятельности и просвещению населения регионов России и мира в области научных достижений современной цивилизации в свете православного мировоззрения. Все эти цели рефреном отразились в докладе протоиерея Геннадия Заридзе.

Алексей Львович Семёнов, ректор МПГУ, д. ф-м наук, профессор, академик РАО, постоянный участник конференции, сделал доклад о развитии духовно-нравственного потенциала будущих учителей в условиях педагогического вуза.

Живой интерес вызвал доклад Игумена Киприана (Ященко) — ректора Института экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональ-

ных отношений, к.п.н., доцента МДА об особенностях духовно-нравственного становления студенческой молодежи России. Его доклад является логическим продолжением доклада, который он презентовал в прошлом году «Перспективы реализации комплексной целевой программы „Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России"» [1], где были обозначены основные направления стратегии программы: обеспечение гражданам России доступности культурных и образовательных ценностей с помощью государственной, церковной и благотворительной поддержки; создание оптимальных условий для развития производства и проката произведений отечественной кинематографии, в том числе для детей и юношества, в русле отечественных традиционных ценностей; подготовка кадров в области духовно-нравственного воспитания, образования, культурологии.

Подчеркнул роль семьи в глобализирующемся мире Аслан Хусейнович Абашидзе — заведующий кафедрой международного права РУДН, Вице-председатель Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам, Председатель Комиссии международного права Российской Ассоциации содействия ООН, Член экспертного совета по праву Высшей аттестационной комиссии при Минобр-науки России, доктор юридических наук, профессор. Безусловно, сложно недооценить роль семьи в воспитании современного поколения, ведь именно она является агентом первичной социализации, в то время как вуз — только вторичной. Так, А.Х. Абашидзе полагает, что в условиях роста внешних деструктивных факторов в современное время следует использовать все доступные возможности по защите нравственно-моральных устоев. В этом отношении чрезвычайно важным является координация усилий церкви и государства в сфере поддержки и охраны семей.

О том, как видит духовно-нравственное образование Святейший Патриарх Кирилл (по материалам трудов Святейшего), сделал доклад Евгений Семенович Полищук — заместитель главного редактора Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви.

С интересным сообщением о роли патриотического воспитания выступил Ю.А. Дашкин, генерал-майор, начальник кафедры Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил РФ.

Жанна Васильевна Пузанова — доктор социологических наук, профессор кафедры социологии, зав. социологической лабораторией РУДН, выступила с докладом «Российская молодежь в контексте борьбы с проявлениями экстремизма: социологическое измерение». В ходе доклада Ж.В. Пузанова познакомила слушателей с результатами исследования «Социологический портрет молодежи в контексте борьбы с проявлениями экстремизма», в ходе которого было опрошено 382 московских школьника и 542 студента. Было отмечено, что 2014 г. можно считать годом нового вызова, который может оказать влияние на обострение экстремистских настроений в молодежной среде, в то время как факторы, влияющие на нее, таковы: негативные тенденции в социально-экономической сфере, новые политические оценки международного положения российского государства, корректировки ценностных приоритетов. По опросу московских школьников и сту-

дентов, 60,6% студентов и 54% школьников убеждены, что данная проблема актуальна. Для 17% она утратила свою актуальность. Но почти каждый третий школьник и каждый четвертый студент затруднились ответить [4].

На самом деле яркий тезис доклада «Разумеется, не каждый экстремист станет террористом, но нет сомнения в том, что каждый террорист в своем развитии прошел стадию экстремизма» не вызывает ни у кого сомнения. Продолжая речь, Ж.В. Пузанова сообщила, что «проведенные за последние годы научные исследования показали, что в причинном комплексе терроризма все более заметную роль играют идеология экстремистского толка и ее распространение среди различных слоев населения. Это очевидно, так как терроризм имеет социально-политическую природу и возникает только там, где проявляются острые противоречия социально-политического характера».

В ходе конференции была организована работа семи круглых столов.

Так, на круглом столе «Стратегия развития воспитания в контексте национальной безопасности страны», работу которого организовали И.П. Рязан-цев, В.Н. Малыш, Е.В. Сафронова, Н.П. Нарбут, обсуждались вопросы формирования нравственных ориентиров студентов как основы культурного и духовного кода нации; «Информационная безопасность личности и духовно-нравственное воспитание», «Восстановление традиций в образовании как залог национальной безопасности страны»; «Воспитание культуры межконфессиональных отношений как составляющая подготовки будущих врачей» и др.

Круглым столом «Духовно-нравственные критерии в исследовательской и аналитической деятельности» руководили протоиерей Геннадий Заридзе, В.Н. Расторгуев, Ж.В. Пузанова и М.А. Хованская. В процессе его работы остро обсуждались вопросы духовно-нравственной ответственности ученого в целепо-лагании научной деятельности, «Способы сбора и распространения информации о положительном опыте сочетания духовно-нравственных основ и профессионализма, организации способов передачи положительного опыта», «Методология работы православного ученого — преподавателя: внешние и внутренние вызовы и пути их преодоления» и др.

Руководители третьего круглого стола В.И. Попов, Иеромонах Моисей (Дроздов), Н.А. Григорьева отмечали, что тема «Духовно-нравственные ценности и здоровьесбережение нации» вызывала интерес у всех участников. Особенный интерес был к докладам «Монастырские традиции оздоровления как основа духовно-нравственной культуры здоровья нации» (Иеромонах Моисей (Дроздов)), «Ценностно-смысловое самоуправление — средство развития здоровья нации» (А.В. Курбатов), «Духовно-нравственная культура врача и демографическая политика» (И.В. Силуянова) и др.

Четвертый круглый стол был посвящен обсуждению «Педагогических технологий духовно-нравственного воспитания в ВУЗе». Руководители данного направления: игумен Киприан (Ященко), П.А. Гагаев, А.П. Вихрян, Л.И. Губерна-торова.

В ходе работы пятого круглого стола «Студенческое добровольческое движение как духовно-нравственная составляющая обучения в ВУЗе» были пред-

ставлены лучшие практики волонтерской работы студентов. Так, руководители М.А. Симонова, иеромонах Кассиан, Е.В. Кряжева-Карцева отмечают, что сообщения «Студенческое добровольчество на Ставрополье и на Северном Кавказе» (Митрофаненко В. В), «Соработничество Центра добровольчества „Млечный путь" Воронежского государственного медицинского университета имени Н.Н. Бурденко с отделом по церковной благотворительности и социальному служению Воронежской епархии» (Истратова Ксения), «Общественное сиротство: не проходите мимо! (опыт волонтеров ВГМУ им. Н.Н. Бурденко в помощи бездомным)» (Перфильева Мария) и др. заслуживают отдельного внимания и могут быть рекомендованы для более широкого освещения.

Работа круглого стола «Массовая культура как инструмент формирования мировоззрения современной молодежи» прошел при участии С.Г. Проскурина, иерея Павла Лизгунова, А.В. Шабаги и М.А. Яковлева. На секции обсуждались выступления «„Подводные камни" современной молодежной культуры» (иерей Игорь Шацкий), «Музыкальное просвещение современной молодежи в России» (С.Г. Проскурин), «Духовность как фактор культуры личности» (Г.А. Зверева) и др.

Еще один круглый стол был организован кафедрой международного права РУДН — «Духовно-нравственное воспитание в процессе подготовки юристов» (руководители: А.Х. Абашидзе, А.М. Солнцев, Н.С. Семенова). В работе данной секции обсуждались актуальные вопросы, такие как «Право и нравственность», «Духовно-нравственное и профессиональное значение для юриста византийских корней России», «Духовно-нравственное воспитание в вузе через методику преподавания на примере спецкурса „Международное право прав человека"», «Антикоррупционное воспитание юристов» и др.

Участники Конференции «Духовно-нравственная культура в высшей школе», обсудив доклады участников, представителей государственных структур, высших учебных заведений и общественных организаций, пришли к следующему выводу: общим делом соработничества для научной общественности, российских вузов и Русской Православной Церкви в 2016 г. будет широкомасштабное празднование юбилея и возрождение 1000-летнего духовно-культурного наследия древнерусского монашества на Святой Горе и Русского Афонского Свято-Пантелеймонова монастыря.

Интересны ожидания участников конференции, для выяснения которых был проведен опрос Социологической лабораторией РУДН и НСО «Социологическое бюро». Анкета состояла из 10 коротких вопросов. В итоге были опрошены 143 человека. По результатам опроса была получена следующая информация: более половины участников пришли на конференцию по собственной инициативе, потому что тема духовно-нравственного воспитания очень важна; четверть опрошенных прибыли как делегаты от конкретных организаций, еще 12% участников заинтересовались конференцией, потому что «Рождественские чтения» — масштабное и важное событие, по их мнению; 4% пришли за компанию с кем-то и 1% участников оказались на конференции случайно. 1% участников выбрали категорию «другое», в которой встретились следующие ответы «организую участие

своих учеников в конференции», «услышать интересных докладчиков», «ежегодно участвую в чтениях», «по приглашению» (Ответы на закрытый вопрос «Вы здесь, потому что...»). Среди участников 62% — слушатели, 28% — выступающие докладчики, 6% — руководители круглых столов/организаторы, 4% — воздержались от ответа (Ответы на закрытый вопрос). 66% пришедших участников — женщины, 34 — мужчины. Возраст участников: 58% — до 30 лет, каждый пятый — 31—40 лет, 14% — 41—50 лет, 4% — старше 60%, 3% — 51—60 лет.

48% пришедших — студенты,36% — преподаватели вузов, 5% — представители РПЦ, 2% — учителя школ, 1% — представители государственных структур, 8% — другие категории, такие как «руководитель волонтерского центра», «архитектор», «пенсионер, член общественной организации „Родительский комитет "», «аспирант», «ученик школы», «ИП, глава крестьянского, фермерского хозяйства», «писатель, Член Союза писателей Москвы», «прихожанин», «консультант, ИТ», «выпускник».

Чтобы описать ожидания участников в отношении конференции был задан вопрос, допускающий несколько вариантов ответа «Каковы Ваши ожидания в отношении конференции?», так — большинство участников пришли, чтобы получить новую информацию в области вопросов духовно-нравственной культуры (76% ответов), также многие из участников верят, что участие в конференции поможет привнести в свою жизнь больше духовно-нравственных основ (49% ответов), 50% ответов связаны с категорией «Я жду обмена опытом, знаниями с коллегами», 25% ответов — с категорией «Я надеюсь испытать вдохновение после участия в такой конференции», 3% — с категорией «Мне было бы интересно получить дополнительный материал для проведения занятий», 10% — с категорией «Мне хотелось бы поделиться своим мнением с коллегами (выступить)», 2% ответов — ничего из перечисленного, 3% ответов — категория «другое», в которую вошли варианты «помочь своим ученикам прикоснуться к высокому», «для помощи моей школьной конференции», «надеюсь, получив здесь знания, быть полезна церкви и обществу».

На вопрос о том, какие из освещаемых вопросов, на Ваш взгляд, требуют большего внимания (закрытый вопрос с возможностью выбора нескольких вариантов ответа) были получены следующие ответы: подавляющее большинство голосов набрала категория «Вопросы воспитания молодежи и его влияния на национальную безопасность страны» (100% ответов), по 53% ответов набрали категории «Вопросы о взаимосвязи духовных ценностей и здоровья нации» и «Вопросы о педагогических аспектах духовно-нравственного воспитания молодежи», 49% ответов — «Вопросы влияния на общество массовой культуры», 28% — «Вопросы о студенческих добровольческих движениях как духовно-нравственной составляющей обучения», 25% — «Вопросы духовно-нравственных критериев науке».

По результатам ответов на данный вопрос становится очевидна беспрецедентная важность воспитания молодежи, которую подчеркивают и участники конференции.

Для того, чтобы сделать выводы о том, какие формы организации лучше подходят для будущих конференций в рамках чтений, был задан вопрос «Какие фор-

мы проведения конференции интересны для Вас и стоит более широко применять при организации последующих конференций в рамках Рождественских чтений?», так: треть участников предпочли обсуждения в виде круглых столов и дискуссии, каждый пятый — пленарные доклады, 17% — работу по предметным секциям, по 11—12% — проведение публичных лекций ведущих ученых и представителей РПЦ по актуальным вопросам и организацию онлайн трансляций заседаний (для участников, не имеющих возможности присутствовать), 3% выбрали категорию «другое», куда вошли ответы «мастер-классы», «личный контакт», «студенческий круглый стол», «обсуждения в виде диалога, беседы, игр с аудиторией», «интерактивные формы, т.к. на секции не удается дискутировать». Стоит отметить, что пленарные доклады чаще указывали преподаватели, в то время как студенты и представители РПЦ чаще указывали как желаемое «проведение публичных лекций».

Важнейшим вопросом явился вопрос о том, доклад какой тематики наиболее интересен участникам, для этого отдельно были заданы два вопроса: «Укажите, пожалуйста, спикеров, чье выступление Вам будет особенно интересно услышать?» и «Назовите, пожалуйста, три доклада, которые Вы считаете наиболее интересными». Эти два параметра были изучены и выделен единый список спикеров с докладами, которые вызвали наибольший интерес, а именно (приведены по рейтингу популярности наиболее часто упоминаемые):

— протоиерей Г. Заридзе «Духовные практики в ВУЗе»;

— В.Н. Расторгуев «Цивилизационный подход к стратегии образования в современной России»;

— С.Ю. Глазьев «Приветственное слово», игумен Киприан (Ященко) «Особенности духовно-нравственного становления студенческой молодежи России», архиепископ Евгений Верейский «Русские афонские подвижники как нравственный идеал»;

— А.Х. Абашидзе «Роль семьи в глобализирующемся мире»;

— Е.В. Сафронова «Формирование нравственных ориентиров студентов как основы культурного и духовного кода нации»;

— В.М. Филиппов «О разработке плана мероприятий по реализации стратегии развития воспитания в Российской Федерации»;

— Ж.В. Пузанова «Российская молодежь в контексте борьбы с проявлениями экстремизма: социологическое измерение».

Доклады В.Н. Расторгуева, Е.В. Сафронова более востребован студентами, чем слушателями других категорий. Доклады С.Ю. Глазьева, А.Х. Абашидзе, В.М. Филиппова были ожидаемы представителями гос. структур. Доклад игумена Киприана (Ященко), архиепископа Евгения Верейского более востребован представителями РПЦ. Доклад Пузановой Ж.В. вызвал интерес преподавателей ВУЗов и других категорий участников.

Таким образом, опрос позволил получить ценную информацию по ожиданиям участников и использовать ее для дальнейших чтений, которые, несомненно, состоятся.

В условиях обострения международной обстановки необходима дальнейшая консолидация российского общества. Долгосрочные цели государства и Церкви полностью совпадают прежде всего в плане защиты информационного и образовательного пространства от всех форм идейной и духовной агрессии, целью которой является разрушение лучших традиций многонационального российского общества, размывание ценностей, сохраняющих преемственность поколений и сберегающих цивилизационный код России.

Воспитание молодежи — актуальная проблема любого общества, и воспитание это, начинаясь с семьи, детского сада, продолжается на школьной скамье и закрепляется в высшей школе и профессиональной деятельности.

Молодежь — наиболее подверженная влиянию социальная группа, поэтому задача образовательной системы в целом не только вырастить специалиста, но воспитать личность, выработать у нее правильную «оптику» и мировоззрение. В этом вопросе невозможно игнорировать духовно-нравственные основы, которые, конечно, закладываются в семье. Вместе с тем другие социальные институты, особенно институт образования, который является одним из важнейших агентов социализации, не должны оставаться в стороне, а, наоборот, могут и должны развивать у молодежи такие качества, как патриотизм, принципы дружественности и взаимопомощи, морали, стремление к саморазвитию и активную жизненную позицию.

«Здоровая личность» — это в первую очередь гражданин своего государства, обладающий патриотическими установками и духовно-нравственными ориентирами. Таким образом, увеличение в современном российском обществе доли «здоровых» личностей среди молодежи напрямую влияет на жизнеспособность общества, поэтому воспитание «здоровых» личностей — цель образовательной системы и основа национальной безопасности страны.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Игумен Киприан (Ященко). Перспективы реализации комплексной целевой программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России» // Духовно-нравственная культура в высшей школе: материалы XXIII Международных образовательных Рождественских чтений. Москва, 23 января 2015 г. М.: РУДН, 2015.

[2] Конференция «Духовно-нравственная культура в высшей школе». URL: http://www.rudn.ru/ ?pagec=4977.

[3] Протоирей Геннадий Заридзе. Объединение православных ученых как платформа реализации концепции преподавания основ духовно-нравственной культуры в высшей школе // Духовно-нравственная культура в высшей школе: материалы XXIII Международных образовательных Рождественских чтений. М.: РУДН, 2015.

[4] Пузанова Ж.В. Социологический портрет российской молодежи в контексте борьбы с проявлениями экстремизма // Актуальные проблемы антиэкстремистского и антитеррористического воспитания молодежи: материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: РУДН, 2015.

"SPIRITUAL AND MORAL CULTURE IN THE HIGHER EDUCATION": EXPECTATIONS AND FEARS (the results of 'Christmas Educational Readings' in PFUR)

Zh.V. Puzanova, M.A. Simonova

Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia

The article provides an overview of the key issues of the III International Conference "Spiritual and Moral Culture in the Higher Education" devoted to the discussion of the action plan to implement the National Strategy of Education Development until 2025. The authors consider the basic ideas of the key conference speakers' presentations and present the results of the express-poll among the conference participants conducted to identify their expectations. The main leitmotif of all speakers' presentations was as follows: the higher school is responsible for training the new generations of professionals — with high moral standards and responsibility for the fate of the country and one's homeland. Young Russian citizens focused on fruitful activity can be raised only by joint efforts of the state, the church and society. It is extremely important to coordinate the efforts of the church and the state in the support and protection of the family, in combating extremism, and in forming high moral standards. 'Christmas Readings' is a good tradition established several years ago, which continues to bring together people interested in solving the most urgent problems in the educational sphere. The participants of the round tables discussed the issues of youth education and its impact on the country's national security, the relationships of spiritual values and nation's health, pedagogical aspects of spiritual and moral education of the youth, the impact of mass culture on the society, the student volunteer movement, spiritual and moral criteria of science.

Key words: spiritual development; moral education; the higher school; morality; the youth; religion

REFERENCES

[1] Igumen Kiprian (Jashhenko). Perspektivy realizacii kompleksnoj celevoj programmy «Duhovno-nravstvennaja kul'tura podrastajushhego pokolenija Rossii [Prospects for the implementation of the complex target program "Spiritual and moral culture of the younger generation of Russia"]. Duhovno-nravstvennaja kul'tura v vysshej shkole: materialy XXIII Mezhdunarodnyh obrazovatel'nyh Rozhdestvenskih chtenij. M.: RUDN, 2015.

[2] Konferencija «Duhovno-nravstvennaja kul'tura v vysshej shkole» [Spiritual and Moral Culture in Higher Education]. URL: http://www.rudn.ru/?pagec=4977.

[3] Protoirej Gennadij Zaridze. Ob'edinenie pravoslavnyh uchenyh kak platforma realizacii koncepcii prepodavanija osnov duhovno-nravstvennoj kul'tury v vysshej shkole [Association of the orthodox scholars as a platform for the implementation of the conception of teaching the basics of spiritual and moral culture in higher education]. Duhovno-nravstvennaja kul'tura v vysshej shkole: materialy XXIII Mezhdunarodnyh obrazovatel'nyh Rozhdestvenskih chtenij. M.: RUDN, 2015.

[4] Puzanova Zh. V. Sociologicheskij portret rossijskoj molodezhi v kontekste bor'by s projavlenijami jekstremizma [Sociological portrait of the Russian youth within the fight against extremism]. Aktual'nye problemy antijekstremistskogo i antiterroristicheskogo vospitanija molodezhi: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. M.: RUDN, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.