Зам. народного комиссара здравоохранения СССРН. И. ГРАЩЕНКОВ
Задачи народного здравоохранения в 1939 г 1
Основные задачи здравоохранения в 1939 г. сводятся к следующему.
Прежде всего необходимо ликвидировать в возможно кратчайший срок последствия вредительства в области здравоохранения.
Общие вопросы народнохозяйственного плана нашей страны должны найти свое отражение в программе работ по здравоохранению, в 1939 г., поскольку здравоохранение в Стране социализма является составной частью народного хозяйства. Состояние самого здравоохранения, уровень развития его учреждений, сеть этих учреждений, кадры, санитарно-демографическая характеристика как отдельных мест нашей страны, так и Союза в целом, состояние заболеваемости, -особенно инфекционной, —вот те элементы, которые должны определять задачи здравоохранения на 1930 г.
Кроме того, наш план должен учесть и ряд специальных решений партии и 'правительства, в- первую очередь декрет от 27.VI.1936 г., определяющий конкретное содержание нашего плана; постановление правительства от 17.У.1937 г. по охране водоисточников' и улучшению водоснабжения отдельных районов, представляющее собой документ весьма большой значимости, которому до сих пор не уделяли должного внимания ни органы здравоохранения, ни гигиенисты; постановление СНК СССР от 11.XII.1937 г. о развитии медицинской промышленности, являющейся индустриальной базой технического вооружения наших кадров и т. д.; постановление СНК СССР от 23.IV.1938 г. об укреплении сельских врачебных участков; постановление правительства от З.Х.19Э8 г. о структуре НКЗдрава СССР.
Понятно, что к решению любой задачи в области здравоохранения мы должны подходить прежде всего с точки зрения! укрепления обороны нашей страны; каждую задачу мы должны рассматривать под углом зрения того, как она отвечает на оборону страны, и здесь мы должны помнить слова товарища Сталина в ответе т. Иванову о том, что, имея в виду капиталистическое окружение, мы должны держать в полной мобилизационной! готовности весь наш народ.
Народное здравоохранение нашей страньи за годы сталинских пятилеток далеко шагнуло вперед и во всех отношениях стоит неизмеримо выше, чем в царской России. По Москве, например, прирост населения увеличился почти в три раза. По Ленинграду естественный прирост вырос больше чем втрое по сравнению с 1913 г.
Еще более разительными являются эти показатели по Армянской республике: здесь рождаемость по сравнению с 1913 г. почти удвоилась. В Армении естественный прирост населения выразился в 36,1%,о-
Структура смертности по сравнению с 1913 г. резко изменилась. Однако некоторые данные -заставляют нас быть настороженными: в Ле-
1 Переработанная и сокращенная стенограмма доклада на пленарном заседании Гигиенического общества 25.XII.1938 г. в Москве.
нинграде, например, из общего количества умерших 12,2% падает на туберкулез дыхательных органов, 10,3%—на болезни сердца, 10.7%—- на заболевания, дыхательных путей (пневмония, бронхопневмония). Удельный вес злокачественных образований в структуре смертности довольно значителен и составляет по Ленинграду 8,6%, по Москве — 9,1% смертности.
Процент заболеваний дыхательных органов для разных географических поясов различен: в Новосибирске он выше, чем в Москве. Здесь многое зависит от самих органов здравоохранения;: при правильной организации работы и своевременной подаче медицинской помощи цифры заболеваемости и соответственно смертности значительно снизились бы.
Анализ детской смертности .заставляет делать аналогичные выводы о плохой работе органов и учреждений здравоохранения. Структура детской смертности также заставляет быть настороже. Данные по-векоторым городам показывают, что удельный вес детской смертности от диарреи и диспепсии составляет 41,6%, болезней органов дыхания — 21,5%. Возможности снижения этих причин смертности в значительной мере зависят от работы врача. Структура детской смертности может и должна быть изменена, а сама смертность снижена.
В то же время есть области, где детская смертность ниже, чем в некоторых областях РСФСР. Так, N8 Грузии она вдвое ниже, но в отдельных городах дает повышение. Объяснять это только разницей в санитарной характеристике нельзя: без сомнения, здесь повинны и органы здравоохранения, и врачи.
Внушает беспокойство также й ход таких заболеваний, как скарлатина, корь, коклюш и дифтерия.
Из сказанного вытекает, что, несмотря на достигнутые нами значительные успехи, мы еще не все сделали для; дальнейшего резкого снижения детской смертности и усиления прироста населения. В 1939 г. мы должны провести ряд мероприятий, которые обеспечили бы выполнение этих задач.
Если же ¡мы возьмем цифры рождаемости в крупных городах Европы и Америки, то они окажутся значительно более низкими, чем у нас. Например: Гамбург в 1936 г. дал 16,2 рождений на 1000 населения, Берлин—14,1, Вена — всего лишь 5,6, Нью-Йорк—13,4, Чикаго —• 13,7. Здесь кроется причина очень низкого естественного прироста населения капиталистических стран. В Англии этот прирост составляет только 3°/00, несмотря на низкую смертность, так как рождаемость составляет в Англии только 15 на 1 000 населения.
Переходя к характеристике инфекционных заболеваний, нужно отметить, что в данной области мы добились исключительно резкого улучшения по особо опасным инфекциям. Оспа в Советском Союзе-ликвидирована и встречается только в виде единичных случаев, причем источником заражения являются соседние страньг; эти единичные заболевания оспой падают на среднеазиатские республики, граничащие с государствами, где эта болезнь распространена.
Оспа у нас встречается гораздо реже, чем где бы то ни было в мире. Укажем для сравнения, что в Америке за 1938 -г. отмечено 14у2 тысяч заболеваний оспой, в Англии эта болезнь значительно более распространена, чем у нас. Нечего уже говорить о таких странах, как Индия, Китай и др., где заболеваемость оспой чрезвычайно высока.
Нет у нас и холеры, а между тем у пограничного с Союзом Афганистана были тысячи случаев холеры. Принятыми нами на ■ границе решительными мерами доступ этой болезни в СССР был закрыт. В Индии в 1936 г., по неполным сведениям, от холеры умерло 159 712 чел. и 13 017 — от чумы. (Близость этой страны заста-
вляет нас принимать ряд мер по линии здравоохранения, которые уже оказались очень успешными в практике нашей работы.
Заболеваемость брюшным тифом снизилась в .1938 г. в сравнении с 1937 г. больше чем на 10%. Это снижение стоит в связи с мероприятиями по коммунальному благоустройству и народному здравоохранению, которые все шире развертываются из года в год в нашей стране. Но успокаиваться на этом, конечно, нельзя.
Мы ликвидировали основные очаги сыпного тифа. Если заболевания сыпняком и наблюдаются кое-где, то лишь потому, что в отдельных местах Союза не всегда проводятся с необходимой строгостью оздоровительные мероприятия, в результате чего заболевание мигрирует. Мы должны уничтожить такую миграцию и сделать ряд областей абсолютно благополучными в отношении сыпного тифа. По сравнению с 1937 г. мы здесь добились больших успехов по всем республикам и областям, но задача борьбы с сыпным тифом и ликвидация этого заболевания должна стоять перед нами и в 1939 г.
Одной из инфекций, которая нас особенно беспокоит, является дифтерия, хотя в этом отношении СССР занимает одно из последних мест по количеству заболеваний. В 1936 и 1937 ,гг. враги народа пытались сорвать план противоэпидемических прививок, и в результате по некоторым' областям дифтерия в 1938 г. дала, повышение заболеваемости. Мы должны ликвидировать дифтерию так же, как и оспу.
Скарлатина в 1938 г. дала снижение по сравнению с 1937 г. На 1939 г. мы наметили ряд мероприятий, обеспечивающих дальнейшее снижение скарлатины.
В ■отношении коревых заболеваний не все обстоит благополучно. Мы не использовали в полной мере прививки: против кори, и план 1938 г. в данном отношении не был выполнен. В 1939 г. с этой инфекцией придется настойчиво^ бороться. По ряду республик мы имеем повышение заболеваемости корью (Азербайджан, Украина, Белоруссия), несмотря на общее снижение по Союзу. Необходимо максимально заготовить и использовать сыворотку для профилактических прививок против кори.
Нами до последнего времени не учитывался коклюш, но этому заболеванию надо уделить серьезное внимание, широко развернуть терапевтические и профилактические прививки. Последние данные говорят о том, что коклюш приобретает все более тяжелые формы и дает довольно значительное число осложнений и даже смертных случаев. С этой инфекцией необходимо энергично бороться в 1939 г.
Грипп считался легким заболеванием, тем не менее в текущем году .мы ставим борьбу с ним как задачу государственной важности, ибо грипп часто дает тяжелые осложнения и, в частности, содействует повышению детской смертности, так как значительная часть пневмоний является следствием гриппозных заболеваний.
В отношении малярии мы имеем в 1938 г. значительное снижение заболеваемости — :на 28% по сравнению с 1937 г. В ряде прежних очагов (Средняя Азия, закавказские республики) заболевания малярией резко снизились. Но весьма неблагоприятным является то обстоятельство, что малярия в 1938 г. получила распространение в некоторых северных областях (Архангельская и др.). Мы не можем считать удовлетворительными результаты борьбы с малярией в 1938 г., и если бы органы зравоохранения лучше работали в данной области, мы имели бы более значительное снижение заболеваемости и смертности.
Снижение по Союзу инфекционных заболеваний было бы еще большим, если бы не неудовлетворительная работа некоторых органов здравоохранения, которые не обращали должного внимания на
госпитализацию больных и своевременное производство дезинфекции и допустили срыв плана прививок. 1939 год должен быть годом решительной борьбы ,за недопущение на нашу территорию особа опасных инфекций и годом ликвидации сыпняка и других инфекционных заболеваний, годом резкого снижения также и других заболеваний, в первую очередь кори, коклюша и гриппа.
Несколько слов о коечной сети, состояние и структура которой должны определить наши задачи в области здравоохранения на 1939 г.
Говоря о коечном фонде, необходимо отметить, что общее количество коек шагнуло вперед по сравнению с дореволюционным: у нас имеется почти 500 000 коек (¡не считая психиатрических). Тем не менее нельзя удовлетвориться1 теми показателями, которые существуют для некоторых республик, так как в 193в г. мы испытывали резкое напряжение с коечным фондом, в частности, даже в Москве. В ближайшие годы нужно ставить вопрос об ускорении темпа роста коечной сети в нашей стране, причем необходимо выделить важнейшие области и там развивать коечную сеть усиленными темпами.
Не удовлетворяет нас и сеть соматических коек в сельских местностях. Это обстоятельство заставляет уже теперь, в 1939 г., сделать определенный упор на добавочное развитие коек на селе, предусматривая ассигнования на так называемое приспособление коек; например, в Армянской ССР мы имеем всего лишь .16,7% коек на' селе от всего количества коек, в Таджикии—¡44,6%, в РСФСР — 30,9%.
Интересным фактом является удельный вес родильных коек. Если в городе количество родильных коек к общему числу коек составляет 17,2%, то в Таджикии—всего лишь 11,3%, на Украине — 17,8%-На селе удельный вес родильных коек гораздо больше, чем в городе.
Заслуживают внимания цифры «прогула» коек. В 1937 г. в городе койки использовались лишь на 92%, в Азербайджане процент использования коек снизился до 76. <
Перейдем к вопросу о насыщенности коечной сети врачами. В городе врачей достаточно, село же обеспечено ими лишь на 70%. Число коек на одного врача показывает, что городские врачи загружены не полностью: мы имеем здесь нарочито раздутые штаты — 10 коек на одного врача, в сельских же участках приходится 15 коек на одного врача, что явно недостаточно. Видимо, надо будет пересмотреть врачебные должности с тем, чтобы не создавать искусственного дефицита врачей.
Вот показатели насыщенности врачами отдельных республик: Грузинская республика имела в 1937 г. одного врача на 1 ООО населения, Тбилиси же насчитывал одного врача на 350 человек, т. е. в этом отношении он уже перегнал Америку. Однако есть у нас и такие районы, где на одного врача приходится 5 000 человек (Казахстан, Киргизия).
Наши данные говорят о том, что органы здравоохранения целиком не используют своих возможностей в области обеспечения населения родовспоможением; родовспоможение на дому в городе составляет 6% от общего числа родовспоможений, принятых в городе, в то время как в родильных домах имеются свободные койки. На селе дело обстоит хуже: там помощь роженицам- на дому доходит до 40% от общего числа родовспоможений, принятых на селе. К этому факту нельзя, .оставаться безразличным.
Таков анализ сетевых показателей. Наша сеть растет из года! в год, но структура сети такова, что в 1939 г. нужно принять ряд мер к ее улучшению. Мьг предусматриваем рост числа коек по отдельным республикам. В городах мы получаем примерно 30 000 новых коек и около 10 500 коек как 'за счет окончания строительства новых больниц, так и приспособления коек.
Психиатрических коек явно недостаточно, так как сеть их не увеличивается. Велика также нагрузка врачей-психиатров. В 1939 г. в данной отрасли намечается и абсолютный, и относительный рост.
С поликлиниками и амбулаториями у нас весьма неблагополучно, мы здесь испытываем' большие трудности при обслуживании населения. На 1939 г. мы предусматриваем рост поликлиник, но1, к сожалению, все же недостаточный для полного удовлетворения потребностей населения. Придется поработать над тем, чтобы в максимальной степени рационализировать существующие учреждения, увеличив их пропускную способность.
В 1939 г. мы предполагаем дать селу путем различных мероприятий 23 000 коек.
Мы принимаем меры к широкому росту фельдшерских пунктов, число которых увеличится примерно' на 10 с лишним тысяч. Больше чем вдвое возрастет Количество рентгеновской аппаратуры. Сельские участки получат до 1 ООО лабораторий. Таким' образом, для села создаются максимально благоприятные условия.
Каковы цифры .совместительства? В среднем каждый врач занимает 1,5 должности и получает полторы ставки. Отдельные врачи умудряются иметь в городах по шести ставок.
Бюджет 1939 г. мы строим с нарочитым увеличением по некоторым отраслям, а по некоторым—есо снижением. В общем бюджет дает рост на 8,4% по сравнению с 1938 г. (8 693 млн. рублей в 1938 г. и 9 426 млн. рублей в 1939 г.), а по отдельным показателям — гораздо больше. В частности, эпидемический фонд увеличится на 49%, так как мы должны создать максимально благоприятные условия для борьбы с эпидемиями. Резко возрастут ассигнования и на дезинфекционное оборудование. Специальные средства отпущены на мероприятия по предупреждению особо опасных инфекций.
Рост детских санаториев составит 1|5%, туберкулезных диспансеров— 27%. По детским больницам бюджет увеличится на 16,9%.
Вот те ударные места, которые отражены в бюджете 1939 г.
Перехожу к вопросам строительства в области здравоохранения. Здесь мы исходим из установки партии и правительства о приведении плана и объема капиталовложений в полное соответствие с нашими возможностями—рабочей силой и материалами!. За последние годы вредители в плановых органах раздували планы капиталовложений. Теперь с этими вредительскими махинациями покончено. Нельзя планировать капиталовложения в отрыве от рабочей силы и баланса строительных материалов. По строительству нами составлен вполне реальный план, увязанный с общим планом народного хозяйства.
Мы получили на строительство в 1939 г. 423 млн. рублей. Это меньше, чем в прошлом году, когда было ассигновано 790 млн. рублей, но .тут нужно учесть, что из этих 790 млн. рублей мы реализовали только 450 млн. рублей. 371 млн. рублей мы направим в 1939 г. на переходящее строительство, а остальную сумму — на новые объекты, имеющие оборонное значение. План составлен с учетом первоочередного завершения переходящего строительства, так как у нас есть незаконченные стройки, которые начаты в 1934 — 1935 гг.
В сельские больницы мы вкладываем 19,6 млн. руб., из них 16,1 млн, руб. —на переходящее строительство и 3,5 млн. руб.— на новое строительство на селе. На строительство амбулаторий и поликлиник отпущено 9,7 млн. рублей. В 1939 г. мы построим! 57 000 ясельных коек, 5 000 коек в родильных домах, 100 с лишним молочных кухонь. К концу 1939 г. мы получим 32 600 мест в яслях и 4 222 родильных койки.
Более 45 млн. рублей пойдет на достройку учебных корпусов и ■общежитий в медицинских учебных заведениях. Жилищное строительство для медицинского персонала будет производиться только на Дальнем Востоке.
Так слагается структура наших (капиталовложений. Мы введем в действие к концу 1939 г. новых строительных объектов на 1 млрд. рублей и освободимся от переходящего строительства с тем, чтобы уже в 1940 г. можно было приступить к новой стройке.
На 1939 г. мы будем иметь 481 ООО среднего медицинского персонала ,за счет значительного притока выпускников средних медицинских школ. Эти школы дадут нам 100 000 человек, из них 22 000 фельдшеров, 20 000 акушеров, 20 000 зубных врачей, 30 000 медицинских сестер и Д7 000 ясельных сестер. В 1939 г. мы пойдем по линии подготовки среднего медицинского персонала через систему краткосрочных одногодичных курсов (патронажные сестры для детских консультаций), причем будем готовить медицинских сестер для ряда краев и областей, где положение со средним медицинским: персоналом исключительно напряженное (Дальний Восток, Забайкалье и т. д.). Это будет иметь огромное значение в обороне нашей страны. Курсы воспитают новые массы интеллигенции из разных групп населения, в том числе и из колхозников, и, таким образом, сыграют оборонную, общеполитическую и культурную роль.
В наших 70 вузах будут обучаться в 1939 г. 94 000 человек, что позволит через 3 года ликвидировать диспропорцию ¡между ростом кадров и потребностью в них.
В 1938 г. мы выпустили 11 960 врачей, из них получили путевки 10 244 человека, а явились на места только 4 896, остальные же где-то еще гуляют. Только отсутствием достаточной дисциплины можно объяснить тот факт, что люди получают путевки и не желают ехать по ним. В частности, следует предъявить счет I ММИ, ибо его питомцы дают очень невысокий процент явки на места-, в особенности на сельские участки. Это говорит о плохой политико-воспитательной работе в вузах.
В текущем году мы получим 11 000 врачей, причем очень неудовлетворительно обстоит дело с санитарными врачами—их будет выпущено всего лишь 562 человека. Здесь мы пожинаем результаты вредительства и нам пришлось запланировать переключение 800 врачей-лечебников на санитарную работу. Нужно, чтобы общественность и вузы помогли нам получить этих людей.
Таким образом, за вычетом этих цифр, остается >8 960 врачей. Из них 5 с лишним тысяч будет ¡направлено на лечебную работу: 1 670 человек —в ¡город, 5070—на село. № молодых кадров мы думаем взять 300 человек на руководящую работу и 500 человек в аспирантуру. Самая первая и основная задача — добиться того, чтобы наш выпуск доехал по назначению согласно путевке.
В текущем ¡году 16 000 врачей должны' пройти через институты усовершенствования врачей, из них некоторые — по линии специализации. 3 600 мест отведено сельским врачам. 3 400 врачей мы предполагаем усовершенствовать по малярии, эпидемиологии, санитарии, токсикологии, ПВХО. Впервые будут пропущены через одногодичные курсы организаторы здравоохранения.
В. 1939 г. республиканские и местные бюджеты) должны дать 800 млн. рублей на противоэпидемическую работу. Очень крепко мы взялись за дезинфекционное дело: здесь мы по всем показателям выходим -с удвоением.
Для госпитализации инфекционных заболеваний мы предполагаем получить 36 ООО коек, что является достаточным, если эти койки правильно использовать. *
В соответствии с постановлением партии и правительства нами предусмотрено проведение в текущем году следующих основных санитарных мероприятий: организация санитарных и противоэпидемических станций; развертывание значительного количества лабораторий, особенно в пограничных районах; осуществление государственной санитарной инспекции не только; по линии НКЗдрава, но и; других наркоматов; улучшение пищевого и промышленного санитарного надзора.
В области борьбы с детскими инфекциями мы привлекаем детских врачей и патронажных сестер для ведения воспитательной работы с матерями.
Сельские участки должны стать основной базой санитарной и врачебной работы по ликвидации собственными силами эпидемических заболеваний. Сельские участки получат 1 ООО библиотек. Будут проводиться съезды сельских врачей.
Необходимо улучшить качество внебольничной помощи.
Что касается больниц, то здесь мы будем всеми силами добиваться не только расширения количественных показателей их работы, но и улучшения ее качества, использования коек полностью, проведения ранней диагностики, достижения быстрого, эффективного лечения.
Большие задачи стоят перед нами в области научной работы. Ряд институтов работает неудовлетворительно, многие из них по существу даже и не являются институтами. Часть институтов мы превратим в больничные учреждения, уничтожим параллелизм в их работе и таким путем уменьшим количество институтов.
Ряд институтов изучает проблемы гриппа, дизентерии, брюшного и возвратного тифов и т. д. Мы стремимся к тому, чтобы институты наши в основном занимались массовыми заболеваниями и тем практически помогали здравоохранению.
Нами также поставлены на разрешение вопросы, связанные с улучшением бактерийных препаратов. В текущем году надо серьезно заняться изучением проблемы вакцинаций. На очереди также разработка санитарного кодекса.
Надо сказать, что у нас превалирует анализ над синтезом, синтезом же мало иста занимается, поэтому в 1939 г. перед нами стоит задача синтезирования.
Необходимо вплотную подойти к решению вопросов прививок, нервной трофики, обезболивания родов.
Кафедры социальной гигиены и организации здравоохранения, которые 'имеются в 49 медицинских институтах, совершенно не связаны с областными и краевыми здравотделами.
Необходимо мобилизовать всю научную общественность на разрешение проблем, стоящих перед социалистическим здравоохранением в 1939 г. Надо широко развернуть методы; социалистического соревнования в работе органов здравоохранения.
1939 год должен быть и будет годом решительного улучшения дела здравоохранения и укрепления обороноспособности нашей великой социалистической родины под мудрым руководством' вождя народов; великого Сталина.