СЪЕЗДЫ И СОВЕЩАНИЯ
Д. Е. РОЗЕНБЕРГ
Заседание Всероссийского гигиенического
общества, посвященное ХХ-летию Октябрьской социалистической революции
28.Х.1937 г. на заседании Всероссийского гигиенического общества, посвященном ХХ-летию Октябрьской социалистической революции, выступил народный комиссар здравоохранения т. М. Ф. Болдырев.
В своей речи народный комиссар отметил огромные успехи Страны советов во всех отраслях хозяйственного и культурного строительства, подробно осветил достижения советского здравоохранения и указал его очередные задачи и перспективы дальнейшего развития.
Сеть медицинских учреждений до Октябрьской революции была ничтожна. Непрекращающиеся эпидемии, высокие коэфициенты заболеваемости, огромная детская и общая смертность характеризовали санитарное состояние царской России.
Неустанная забота партии, правительства и лично товарищей Ленина и Сталина о здоровье трудящихся обеспечили нам и1:клк>чительные успехи в области охраны народного здоровья и подняли советское здравоохранение на большую высоту.
Характеризуя достижения советского здравоохранения, т. Болдырев в первую очередь остановился на развитии в Союзе охраны материнства и младенчества. В то время как в царской России имелось всего 200 яслей-примитивов и 6 000 родильных коек в городах, сейчас в нашей стране имеется 465 200 ясельных коек в городских яслях и 713 800 в сельских постоянных яслях, а число родильных коек достигает 121 000, в том числе 24 000 в колхозных родильных домах. Созданы новые типы учреждений ОММ: женские и детские консультации, молочные кухни и т. д. Огромный рост рождаемости в нашей стране, обеспеченный нашим социальным законодательством и ростом благосостояния народа, обязывает органы здравоохранения еще шире развертывать сеть ОММ.
Касаясь развития лечебно-профилактической помощи, т. Болдырев отметил увеличение сети в 4 раза в городах и в 3 раза на селе. Особенно значителен ее рост в национальных республиках. Развернута большая сеть поликлиник 11 здравпунктов при фабрично-заводских предприятиях.
Сеть здравпунктов, которую враги народа стремились свертывать, наАо укреплять, отмечает т. Болдырев, как одно из средств борьбы с заболеваемостью и травматизмом и оздоровления условий труда. Качество лечебной помощи зна чительно повысилось благодаря приближению квалифицированной медицинской помощи к населению и широкому внедрению новейших технических средств диагностики и терапии. Мы имеем большую сеть детских лечебных учреждении, но лечебная помощь детям является все же отстающим участком, на который необходимо обратить серьезное внимание.
Характеризуя наши успехи на санитарно-эпидемическом фронте, т. Болдырев отмечает резкое снижение заболеваемости в нашей стране. В дореволюционной России ежегодно оспой заболевало свыше 100 000 человек. За 9,5 месяцев 1937 г. было всего 34 случая оспы. Сыпной тиф как массовое заболевание ликвидирован, заболеваемость брюшным тифом по сравнению с 1913 г. уменьшилась в 13 раз. Редким заболеванием стала трахома. Значительно снизилась общая и детская смертность. Однако, замечает тов. Болдырев, санитарно-эпидемическое дело^ этот важнейший и ответственнейший участок социалистического здравоохранения, является на сегодняшний день наиболее отстающим звеном в системе здравоохранения. Враги народа срывали противоэпидемические мероприятия, задерживали развитие бактериологического дела, разваливали работу санитарных органов, задерживали рост санитарных кадров — врачебных и фельдшерских.
Необходимо повысить роль и авторитет санитарного врача, разгрузить его от мелких, второстепенных дел, обеспечив ему возможность вести работу по организации плановых санитарных и противоэпидемических мероприятий. Надо увеличить число средних санитарных работников—санитарных фельдшеров. Враги
Э Санитаоня и гигиена. М» 12
народа совершенно ликвидировали это среднее звено. В течение 1938-—1940 гг. необходимо подготовить 17 000 санитарных фельдшеров. В системе медвузов на 1938 г. уже запланировано 4 новых санитарных факультета. Надо также укрепить и расширить санитарно-бактериологическую сеть, а сеть санитарно-бакте-риологических институтов перестроить и усилить за счет объединения маломощных институтов.
В области борьбы с эпидемическими заболеваниями перед нами' на 1938 г. стоит задача ликвидировать сыпной тиф, резко снизить малярию, детские инфекционные болезни и т. д. Для этого у нас имеются все средства и возможности.
Далее т. Болдырев останавился на вопросе эффективности мероприятий, осуществляемых санитарной инспекцией. Большим недостатком, — сказал т. Болдырев,— является то, ч,то штрафуют не конкретных виновников тех или иных учреждений, а государственную кассу. Это никуда не годится. Чтобы поднять свой авторитет, санитарные органы должны полностью использовать все права, предоставленные им законом. Нам надо закончить создание единой стройной системы санитарной организации в Союзе, изжить оторванность .санитарного врача от других отраслей здравоохранения, взести в повседневную практику предупредительный санитарный надзор, создать единый санитарный кодекс СССР. Разрешение этих задач поможет санитарной организации планомерно и эффек тивно проводить санитарные и противоэпидемические мероприятия на высоте современной науки и на базе тех безграничных возможностей, которые обеспечивает нам социализм.
Все достижения страны Советов и в том числе здравоохранения, •— говорит т. Болдырев, — основываются на участие в социалистическом строительстве многомиллионных масс трудящихся. Но результаты активного участия населения в борьбе за охрану здоровья будут тем ощутительнее, чем выше уровень санитарной культурности населения. Вот почему санитарное просвещение является ответственным и важным участком нашей работы. Между тем этот участок до самого последнего времени остается в забвении. Органы здравоохранения до сих пор не умели полностью использовать широчайшие возможности, какие предоставляет страна для санитарно-культурной работы. Достижения советского здравоохранения бесспорно очень велики, — говорит т. Болдырев, — но они были бы еще ббльшими, если бы не вредительская деятельность врагов народа, пытавшихся использовать дело здравоохранения для своих гнусных замыслов и подлых целей.
У нас в стране созданы все условия, — закончил свою речь т. Болдырев, — для творческой работы, в том числе для врачей. Высоко и почетно звание советского врача. Перед врачами, как и перед всеми работниками здравоохранения нашей страны, стоит важнейшая задача — вскрыть и, выкорчевать до конца врагов народа из органов здравоохранения и ликвидировать последствия вредительства, перестроить вс<р , работу органов здравоохранения сверху донизу, и, опираясь на активное участие всех медицинских работников и советской общественности, добиться подъема дела здравоохранения на новую ступень.
После выступления наркома здравоохранения СССР т. М. Ф. Болдырева содержательный доклад на тему «Санитарное дело в СССР за 20 лет» сделал заслуженный деятель науки проф. А. Н. Сысин.
В глубоком историческом обзоре проф. Сысин осветил санитарное состояние прежней России до войны и затем влияние войны 1914—1917 гг. Вкратце оно сводится к следующему: в 1914 г. в абсолютных, цифрах в России умерло 3 008 835 человек. Если бы цифры смертности в России приблизились хотя бы к некоторым культурным странам Европы того времена, то цифры уменьшились бы вдвое, т. е. было бы спасено до 1,5 млн. напрасно погибших людей. Наряду с этим в дореволюционной России наблюдалась большая, детская смертность. Громадная масса родившихся детей погибала, не дожив до 1 года. Массовые заболевания туберкулезом, сифилисом и другими венерическими болезнями, трахома и Паразитарные болезни имели огромное распространение. В 1914 г. около 23 млн. заболеваний в России, или 25°/о всей массы, падают на болезни, связанные не с биологическими особенностями организма, а с социально-бытовым укладом страны. Данные призывов на военную службу (в возрасте 21 года) указывали на резкое снижение показателей физического состояния- населения. В 1913 г. при призыве и врачебном осмотре по той или иной причине было признано негодным для военной службы 45°/о всего числа призванных (совершенно забракованные и подлежащие отсрочке). Если к этому добавить 350 000 душевнобольных, 247 000 слепых и около 125 000 глухонемых, то еще яснее будет представление о санитарном состоянии и отсталости царской России. Годы империалистической войны принесли с собой огромные потери! в мужском населении — убитыми и ранеными — и оставили за собой миллионы инвалидов и увечных. Одновременно война вызвала и особое бедствие — беженство с громадной переброской по всей стране миллионов людей всех возрастов, вызвавшее в дальнейшем развитии пандемии паразитарных тифов.
Переходя затем к анализу развития советского здравоохранения и санитарного дела за 20 лет, прошедших после Великой Октябрьской социалистической революции, проф. Сысин перечисляет этапы пройденного пути, рассматривает
%
отдельные законодательные акты в области народного здравоохранения и санитарного дела. К важнейшем из них за первый период и сыгравшим свою 'положительную роль в смысле оздоровительном он относит законы о борьбы с сыпным тифом (1919 г.), декрет о водоснабжении и канализации (1920 г.) и др. Закон о санитарной охране жилищ, принятый Совнаркомом 16.VI.1919 г. и подписанный В. И. Лениным, дал организационные формы построения этого дела. Успешной борьбе с эпидемиями и проведению ряда санитарно-профилактических мероприятий способствовало привлечение к этой работе широких масс трудящихся, которые с большой готовностью приходили на помощь органам здравоохранения. Организация в то время «рабочих комиссий по борьбе за чистоту», «банных» и других недель также помогала вести планомерную борьбу с различными эпидемиями и болезнями. Законами, оформляющими работу и задачи по санитарному надзору, явились законы 1922 и 1927 гг. «О санитарных органах республик»
Анализируя последовательно дальнейшее развитие законодательства по отдельным годам вплоть до 1929 г., когда Советом народных комиссаров по докладу НКЗдрава «О санитарном состоянии республик» было принято обширное постановление, отмечающее наряду с достижениями и отставание санитарного дела от общего развития социалистического строительства, проф. Сысин указывает на то, что санитарное дело в целях получения действительно эффективных результатов не должно было быть делом только санитарных органов. Работе последних должны помогать соответствующие хозяйственные органы и промышленные предприятия. Это определило дальнейшую организационную эволюцию организации санитарного дела в СССР и привело к изданию Положения о государственной санитарной инспекции. (1934 г.).
Заканчивая свой доклад, проф. А. Н. Сысин высказал пожелание о том, чтобы, наряду с практической работой, санитарные работники изучали и результаты проводимых ими в жизнь различных санитарных мероприятий и учитывали эффективность своей повседневной деятельности.
Н. КОСТ (Москва)
Совещание при Центральном научно-иссле-довательском институте коммунальной санитарии и гигиены по вопросам загрязнения и самоочищения водоемов
Водоемы используются как естественные приемники для сточных вод промышленности и городов и как источники хозяйственно-питьевого водоснабжения, потребность в котором непрерывно увеличивается.
Вопрос о жизни водоемов, о способности их к самоочищению, естественно, выдвигается как одна из первоочередных научно-практических задач, в ос( ,ен-ности в связи с изданием закона об охране водоемор. Без точного знания того, как происходит самоочищение, органы Госсанинспекции всегда будут рисковать предъявить или чересчур мягкие требования к очистке сточных вод, нанося этим непоправимый вред водоему, ¡или слишком жесткие требования, что ведет к крупным экономическим последствиям.
Без ясного представления о составе и качествах самих сточных вод и возможном их влиянии на водоем нельзя также предложить нужных для устранения их вреда мер.
Всесоюзная государственная санитарная инспекция, выделив средства для финансирования, поставила перед Центральным институтом коммунальной санитарии и гигиены задачу привлечь к разработке двух проблем — «Загрязнение и самоочищение водоемов» и «Санитарная классификация промышленных сточных вод» — периферийные институты и лаборатории, объединив их работу под своим организационным и методическим руководством. К этой работе были привлечены по первой теме 12 институтов и лабораторий: Кострома, Горький и Саратов (Волга), Харьков (Донец и Днепр), Смоленск (Днепр), ^инск (Свислочь), Иваново (Уводь), Новосибирск (Обь), Свердловск (Кама), Москва (Упа, Бисерово озеро и Учинское -(водохранилище), а по второй —10 институтов: Харьков, РЬстов, Горький, Саратов, Свердловск, Мине*, Кострома, Баку, Воронеж и Москва.
Совещание при Центральном институте коммунальной санитарии и гигиены, работавшее с 20 по 27.11 с. г., имело, своей целью выяснить, как справились