УДК 378.6.147:51
Яновская Наина Борисовна
Кандидат технических наук, доцент кафедры высшей математики Сибирского государственного индустриального университета, [email protected], Новокузнецк
Лебедева Светлана Юрьевна
Кандидат педагогических наук, директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 79», [email protected], Новокузнецк
Бачурина Наталья Анатольевна
Заместитель директора по научной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №79», [email protected]; Новокузнецк
ЗАДАЧИ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ
РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Yanovskaya Naina Borisovna
Candidate of science (technical), docent of chair of higher mathematics in Siberian State-Industrial University, [email protected], Novokuznetsk
Lebedeva Svetlana Yurevna
Candidate of science (pedagogy), secondary school N° 79, director, [email protected]. Novokuznetsk
Bachurina Natalia Anatolievna
Deputy director in charge of research work at secondary school № 79, school79nvk@mail. ru, Novokuznetsk
THE TASKS FOR EDUCATIONAL MODERNIZATION BY THE EXAMPLE OF PRE-PROFILE TRAINING RESOURCE
CENTRE
«Концепция модернизации российского образования», утвержденная в декабре 2001 г., определила программу модернизации отечественного высшего образования до 2010 г. Согласно концепции устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний по основным учебным предметам. В условиях ожидаемого демографического спада контингент учащихся средних школ сократится практически на одну треть, и потому необходимо отрабатывать систему подготовки профессионального обучения в старших классах общеобразовательной школы, ориентированную на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда. Этому должно способствовать введение в старшей школе гибкой системы профилей обучения путем кооперации с учреждениями профессионального образования, что позволит создать «опорные площадки процесса модернизации образования» [1].
198
Результатом осуществления данной концепции явилось создание в 2006 г. на базе образовательной школы № 79 г. Новокузнецка «Экспериментальной площадки». Решением коллегии ДОиН Кемеровской области от 29 мая 2007 г. школе присвоен статус «Областная экспериментальная площадка». Цель эксперимента - отработка технологий взаимодействия ресурсного центра предпрофильной подготовки и профильного обучения на базе школы № 79 с другими образовательными учреждениями: средними общеобразовательными школами своего района и высшими профессиональными учреждениями города.
Естественным продолжением «Концепции модернизации российского образования» явился документ «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденный в январе 2010 г. Президентом РФ. Как указано в документе, в 21-м веке наша страна может стать конкурентным обществом лишь при условии, если осуществит модернизацию и инновационное развитие среднего и высшего профессионального образования. Важнейшими качествами личности должны стать инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Воспитать такую личность призвана средняя и высшая школа, и это определяет главную задачу средней школы - раскрыть способности каждого ученика и высшей - воспитать личность, готовую к жизни в конкурентном мире, то есть способную к самосовершенствованию, мобильности и профессиональному самообновлению. Вся система образования - от общеобразовательной школы до высшей - должна научить своих выпускников самостоятельно ставить и достигать поставленные цели и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Программы обучения старшеклассников должны быть «увязаны с дальнейшим выбором специальности» [2].
Начальный уровень профессионального образования составляет обучение в средней школе, а именно - обучение в системе «школа-вуз», которое определяет общую успешность обучения в техническом вузе.
Примером плодотворного сотрудничества в цепочке «школа-вуз» является взаимодействие Сибирского государственного индустриального университета и МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 79», являющейся для СибГИУ базовой. Согласно заключенному договору о сотрудничестве школа проводит работу по профессиональной ориентации своих выпускников и учебно-методическую работу по основным учебным предметам - математике и физике.
Реализация образовательных программ разных уровней (10-11 классы старшей школы) позволяет решать следующие задачи:
- профессионально ориентировать и целенаправленно готовить выпускников средних школ к дальнейшему обучению в вузах по перспективным специальностям, то есть востребованным предприятиями нашего региона;
- обеспечивать подготовку выпускников школ в области естественнонаучных дисциплин;
- создавать сквозную систему обеспечения качества обучения в схеме «школа-вуз» на основе общих подходов к изложению учебного материала, тем самым способствуя повышению уровня и качества подготовки выпускников вуза.
Указанные задачи определяют ключевые направления работы ресурсного центра и функции центра, из которых основные: информационная, координационная, образовательная, консультативная, методическая, научно-исследовательская.
Поставленные цели определяют задачи средней и высшей школы , а также схему взаимодействия «школа-вуз» при руководящей роли университетов. В цепочке «школа-вуз» средняя школа призвана обеспечить непрерывное личностно-профессиональное развитие школьника, то есть призвана ориентировать выпускника школы на ранний выбор профиля обучения (в этом цель организации профильных старших классов) - начальное, среднее или высшее профессиональное обучение. Высшая школа призвана интегрировать все ступени непрерывного образования в систему многоуровневой подготовки инженерно-технических специалистов на основе организации единого предметно-содержательного пространства и внедрения образовательных технологий, повышающих мотивацию обучения, позволяющих развивать общеучебные умения и навыки, необходимые для адаптации к общеобразовательной среде высшей школы [3]. При этом важной частью модернизации непрерывного образования в схеме «школа-вуз» должно стать выделение специфических подходов к обучению на разных возрастных ступенях. Конечно, это касается преподавания в старших классах средней школы, где особое значение приобретает привлечение к учебному процессу преподавателей высшей школы.
Если перед техническими университетами стоит задача закладывать основу в профессиональную подготовку выпускника, то необходимо признать, что существо деятельности инженера составляет единство грех составляющих: изобретательство, анализ и принятие решений [4], и потому цель инженерного образования - формирование у выпускника высшей технической школы творческого менталитета, креативного стиля профессионального мышления, необходимости постоянного поиска неординарных решений технических задач, базирующихся на знаниях в области математики и естественных наук [5]. Каждый из указанных компонентов необходимо реализуется в учебном процессе вуза при реализации в каждой учебной дисциплине. По нашему мнению наиболее успешная реализация происходит при обучении математике. Однако обучение студентов высшей школы математике сталкивается с отсутствием у большинства из них знаний по математике за курс средней школы.
Если «Концепция модернизации российского образования» утверждена «в условиях ожидаемого демографического спада» (2001 г.), то документ «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» утвержден, когда демографический спад наступил, то есть произошло сокращение
прироста трудовых резервов, что объясняет преобразование «экспериментальных площадок» в «ресурсные центры», призванные подготовить выпускников средних школ для дальнейшего получения образования в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Создаваемая в настоящее время двухуровневая система подготовки инженерных кадров призвана обеспечить возможность получения профессионального образования того уровня, профиля и квалификации, которые соответствуют возможностям и способностям каждого студента.
Повышению качества образовательного процесса способствует еще одна функция, выполняемая ресурсным центром, - профориентационная работа среди выпускников школ, основанная на поддержании контактов со студентами вузов, ранее учившимися в школах ресурсного центра.
Согласно проекту' «Образование» Минобрнауки планирует ввести новые требования к качеству образования, расширив список документов, характеризующих успехи каждого школьника. Единый госэкзамен останется основным, но не единственным способом проверки качества образования. Мониторинг и комплексная оценка академических достижений выпускника средней школы, оценка его компетенций и способностей должны дать полную характеристику выпускнику средней школы - и в этом еще одна задача ресурсного центра. Конечно, задача ресурсного центра не только мониторинг и оценка учебной деятельности школьников, это следствие основной работы ресурсного центра - «расчистить основу для развития профессионального образования» [2] созданием образовательных программ, которые вызывают интерес к учебе, то есть связаны с дальнейшим выбором профессии. Программа обучения ресурсного центра предусматривает, во-первых, обучение с учетом возрастных особенностей (10-й или 11-й класс общеобразовательной школы) и, во-вторых, изучение предметов по выбору (естественнонаучные или гуманитарные).
Получаемое студентами технических университетов профессиональное образование направлено на формирование ценностно-смыслового отношения к будущей профессиональной деятельности, то есть на выработку у выпускника вуза соответствующего самосознания. Профессиональное самосознание - это представление себя как профессионала. Обучение в высшем учебном заведении предполагает, что именно в этот период студенты получают установку на приобретение опыта деятельности в конкретной профессии, у них формируется потребность в самореализации в профессиональной деятельности, так как именно студенческий период считают сенситивным (когда наиболее повышена впечатлительность, обострены чувства и ощущения) для развития профессионального самосознания. Однако первоначальный этап развития профессионального самосознания - это обучение в средней школе [6, с. 164]. И в этом плане работа ресурсного центра приобретает большое значение, так как представление студента о себе как субъекте профессиональной деятельности формируется на основе отношения к себе уже в средней школе, отношения к себе окружающих людей и
выбора идеального профессионального образа - профессионала, группы профессионалов, профессиональной общности людей [6, с. 165].
Результаты работы ресурсного центра очевидны, о чем свидетельствуют процент учащихся, поступивших в высшие учебные заведения и общее число окончивших школу учащихся (таблица 1 и 2).
Таблица 1
Динамика посещения РЦ учащимися 9-11 классов
2006- 2007- 2008- 2009-
2007 2008 2009 2010
|Ш 9 класс 15 123 48 76
Ш 10 класс 78 92 123 35
Ш 11 класс 52 105 150 167
Благодаря подготовке по естественнонаучным предметам, полученной в ресурсном центре, выпускники школы легко адаптируются на первом курсе вуза, что весьма важно при переходе на модель подготовки бакалавра.
Таблица 2
Учебный год Количество выпускников, человек Количество поступивших в ВУЗ
человек %
2006-2007 51 36 70
2007-2008 50 37 74
2008-2009 53 42 79
2009-2010 50 42 84
Организация взаимодействия «школа-вуз» - сложная задача, требующая глубокой проработки и значительных усилий коллектива школы и университета. Опыт работы ресурсного центра показал, что для успешного обучения школьников необходимы соответствующие социальные и экономические условия, которые должны заставить выпускника средней школы по-новому подходить к получению образования и воспитать в нем внутреннюю потребность в получении образования.
Библиографический список
1. Воронцова, А. А. О развитии профессионального самосознания студента [Текст]/А. А. Воронцова// Высшее образование в России. - 2010. - № 5. - С. 164
2. Горин, Ю. В. Креативная вертикаль в инженерном образовании [Текст]/ Ю. В. Горин, А. Д. Нелюдов, Б. Л. Свистунов // Высшее образование в России. -2010,-№5, - С. 121
3. Диксон, Дж. Проектирование систем: изобретательство, анализ и принятие решений. М.:Мир, 1969.
4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от 04 февраля 2010 г. Пр-271
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р
6. Чубрик, И. С. Система непрерывного профессионального образования [Текст]/ И. С. Чубрик, Д. Г. Демянюк, М. Г. Минин, И. А. Сафьянников// Высшее образование в России. - 2010. - № 5. - С. 38.