Научная статья на тему 'Задачи и возможности пищевой и перерабатывающей промышленности в развитии системы здорового питания населения'

Задачи и возможности пищевой и перерабатывающей промышленности в развитии системы здорового питания населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
454
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ / ВОЗМОЖНОСТИ ПИЩЕВОЙ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / СИСТЕМА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА / РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ / HEALTHY FOOD / POSSIBILITIES OF FOOD AND PROCESSING INDUSTRY / SYSTEM / ECONOMIC AND MATERIAL RESOURCES / BALANCED DIET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ялунина Е. Н.

Условия Всемирной торговой организации требуют постановки задач для развития пищевой и перерабатывающей промышленности. Автором предлагаются приоритетные направления развития системы здорового питания населения Российской Федерации, также предлагаются принципы при формировании государственной политики относительно здорового питания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TASKS AND POSSIBILITIES OF FOOD AND PROCESSING INDUSTRY IN DEVELOPMENT OF A HEALTHY FOOD SYSTEM OF THE POPULATION

Conditions of the World Trade Organization demand statement of tasks for development of food and processing industry. The author offers some priority directions of the system development of a healthy food for the population of the Russian Federation. Principles of the state policy of rather healthy food are also offered.

Текст научной работы на тему «Задачи и возможности пищевой и перерабатывающей промышленности в развитии системы здорового питания населения»

возможным высказать ряд рекомендаций в адрес Федеральных органов управления:

- В РФ назрела острая необходимость создания в системе управления АПК единого государственного органа по пищевой и перерабатывающей промышленности, а также отраслевому машиностроению.

- Необходимо компенсировать затраты (в пределах 50%) на приобретение предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности энергосберегающего отечественного оборудования, а также расходов на сертификацию по системам качества и безопасности продукции ИСО 22000, ХАСПС и др., как основополагающего условия выхода отечественных производителей на зарубежные рынки.

Библиографический список

- Нужно решить вопрос создания отраслевых технических регламентов, в том числе на основе международной практики, с целью снижения уровня недоброкачественной продукции и недобросовестного поведения поставщиков на рынке.

- Следует осуществлять постоянный мониторинг рынка продовольственных товаров и разработку прогнозов по продовольственной безопасности и соответствующих целевых государственных и региональных программ.

Таким образом, от государства требуются эффективные решения, обеспечивающие национальные интересы страны, как в системе мирохозяйственных связей, так и в сфере внутренних социально-экономических процессов, направленные на рост эффективности российской экономики при максимально полном достижении продовольственной безопасности.

1. Римская декларация по всемирной продовольственной безопасности // World Food Summit WFS 96.3. - Corr.I.Rome, Italy, 1996.

2. О продовольственной безопасности России: доклад группы Изборского клуба под руководством академика РАН С.Ю. Глазьева (Институт динамического консерватизма о продовольственной безопасности России). - Брянск. - 2012. - № 7.

3. Продовольственная безопасность России: вызовы, риски, угрозы / отв. ред. А.А. Афиногеновой. - Саратов, 2011.

4. Федоров, Н.В. Состояние продовольственной безопасности страны (доклад министра минсельхозпрода Н.В. Федорова от 11 марта 2о1з г.) [Э/р]. - Р/д: http://government.ru/department/59/

5. Лалаян, Г.Г. Глобализация мировых экономических процессов и ее влияние на обеспечение продовольственной безопасности России // Молодой ученый. - 2013. - №4.

Bibliography

1. Rimskaya deklaraciya po vsemirnoyj prodovoljstvennoyj bezopasnosti // World Food Summit WFS 96.3. - Corr.1.Rome, Italy, 1996.

2. O prodovoljstvennoyj bezopasnosti Rossii: doklad gruppih Izborskogo kluba pod rukovodstvom akademika RAN S.Yu. Glazjeva (Institut

dinamicheskogo konservatizma o prodovoljstvennoyj bezopasnosti Rossii). - Bryansk. - 2012. - № 7.

3. Prodovoljstvennaya bezopasnostj Rossii: vihzovih, riski, ugrozih / otv. red. A.A. Afinogenovoyj. - Saratov, 2011.

4. Fedorov, N.V. Sostoyanie prodovoljstvennoyj bezopasnosti stranih (doklad ministra minseljkhozproda N.V. Fedorova ot 11 marta 2013 g.) [Eh/

r]. - R/d: http://government.ru/department/59/

5. Lalayan, G.G. Globalizaciya mirovihkh ehkonomicheskikh processov i ee vliyanie na obespechenie prodovoljstvennoyj bezopasnosti Rossii / / Molodoyj uchenihyj. - 2013. - №4.

Статья поступила в редакцию 26.02.14

УДК 338.012

Yalunina Ye.N. TASKS AND POSSIBILITIES OF FOOD AND PROCESSING INDUSTRY IN DEVELOPMENT OF A HEALTHY FOOD SYSTEM OF THE POPULATION. Conditions of the World Trade Organization demand statement of tasks for development of food and processing industry. The author offers some priority directions of the system development of a healthy food for the population of the Russian Federation. Principles of the state policy of rather healthy food are also offered.

Key words: healthy food, possibilities of food and processing industry, a system, economic and material resources, a balanced diet.

Е.Н. Ялунина, канд. эконом. наук, доц. филиала ФГБОУ ВПО «Уральский гос. экономический университет»,

г. Нижний Тагил, E-mail: yen@e-tagil.ru

ЗАДАЧИ И ВОЗМОЖНОСТИ ПИЩЕВОЙ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Условия Всемирной торговой организации требуют постановки задач для развития пищевой и перерабатывающей промышленности. Автором предлагаются приоритетные направления развития системы здорового питания населения Российской Федерации, также предлагаются принципы при формировании государственной политики относительно здорового питания.

Ключевые слова: здоровое питание, возможности пищевой и перерабатывающей промышленности, система, экономическая и материальная база, рациональное питание.

При рассмотрении критериев национальной продовольственной безопасности акцент делается на экономическую и территориальную доступность продуктов питания каждому жителю России в нужном ассортименте и объеме, а также соответствующего требованиям качества необходимых для активного и здорового образа жизни.

Если первая часть обозначенных государством критериев подкрепляется реальными шагами законодательного и экономического характера и отслеживается, то такие параметры как объем и качество продуктов «необходимых» для «активной и здоровой жизни», как правило, лишь декларируются, носят общий характер, как и намеченные пути их достижения. Этим можно объяснить формирование еще одного направления государ-

ственной политики Российской Федерации - политики в области здорового питания населения, которое развивается в русле мирового движения «за здоровый образ жизни».

Право на достаточное питание является неотъемлемым правом каждого человека, которое юридически зафиксировано в ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, а также в Международной конвенции об экономических, социальных и культурных правах [1].

В формировании здорового образа жизни россиян большая роль отведена оптимальному питанию. Государство уделяет этому вопросу определенное внимание более 10 лет. Концепция государственной политики в области здорового питания населения РФ на период до 2005г. была разработана в 1998 г. и одоб-

рена постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.1998 г. № 917 [2].

Основы политики РФ в области здорового питания населения до 2020г. утверждены распоряжением правительства от 25.10.2010 г. № 1973-р [3]. Согласно положениям данного документа, основной задачей государственной политики в области здорового питания является создание экономической, законодательной и материальной базы, обеспечивающей:

- производство в необходимых объемах продовольственного сырья и пищевых продуктов;

- доступность пищевых продуктов для всех слоев населения;

- высокое качество и безопасность пищевых продуктов;

- пропаганду среди населения принципов рационального здорового питания;

- постоянный контроль за состоянием питания населения.

Таким образом, определенные задачи политики в области

здорового питания не просто взаимодействуют с задачами по обеспечению продовольственной безопасности, но в определенной степени их дублируют. Исключение подобного противоречия четко обуславливается основной целью комплекса мер, предусмотренных программными документами, определяющих направление политики в области обеспечения продовольственной безопасности и политики в области внедрения здорового питания.

Цель политики продовольственной безопасности физической и экономической доступности продуктов питания - достижение продовольственной независимости страны на базе развития отчетности АПК.

Цель политики в области здорового питания - стимулирование здорового образа жизни, внедрение идей здорового питания населения и обеспечение условий для его реализации. Именно это подтверждают и последующие положения концепции государственной политики в области здорового питания.

Целью государственной концепции в области здорового питания является сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика заболеваний, обусловленных неполноценным и несбалансированным питанием. Основными задачами концепции на предстоящие годы является увеличение производства в стране основных видов продовольственного сырья, развитие выпуска обогащенных пищевых продуктов, специализированных продуктов для детей, мам, кормящих женщин, совершенствование организации питания в предприятиях и организациях.

Исходя из обозначенных целей данного конкретного направления, можно выделить совокупность основных руководящих правил его осуществления. Государственная политика в области здорового питания должна определяться, исходя их следующих принципов:

- здоровье человека - важнейший приоритет государства;

- пищевые продукты не должны причинять вред здоровью человека;

- питание должно не только удовлетворять физиологические потребности организма человека в пищевых веществах, но и выполнять профилактические и лечебные задачи;

- рациональное питание детей, как и состояние их здоровья, должно стать важнейшим объектом внимания государства;

- питание людей должно способствовать защите организма человека от неблагоприятных условий окружающей среды.

Именно с этих позиций, по нашему мнению, следует на государственном уровне планировать и внедрять комплекс мер, которые позволили бы обеспечить население здоровым питанием с учетом привычек, традиций и экономического положения, а главное - в соответствии с требованиями медицинской науки.

Нам представляется, что для решения важнейшей задачи -создание условий для здорового образа жизни - огромную роль играет пропаганда и внедрение здорового питания.

Распространение прогрессивного социального направления в жизни населения объективно требует большой работы по разъяснению сущности «здорового питания», всех позитивных последствий его внедрения, как на государственном уровне, так и на уровне отдельного человека и отдельной семьи.

Теоретические вопросы о влиянии образа жизни на здоровье населения, взаимосвязь человеческого капитала и здоровья с развитием экономики и решением продовольственной проблемы в современной исследовательской практике выделены в отдельное направление. Изучение данных проблем, связанных не только с психофизиологическими аспектами сохранения здоровья населения, но и с экономическими факторами и мето-

дами управления продовольственным комплексом страны, осуществляют такие исследователи как Алексеева О.А., Болдыше-ва Н.О., Вирин М.М., Жеребин В.М., Жилов Ю.Д., Кадыров Ф.Н., Кошкина Е.А., Лисицын Ю.П., Назарова Е.Н., Ундрицов В.М., Харченков В.И. и др.

Популяризация «здорового питания» в образовательной сфере, средствах массовой информации, выступлениях лидеров общественного мнения и руководителей органов управления осложнена множественностью употребляемых понятий для характеристики этого явления. Наиболее употребляемыми для определения данной категории являются термины «оптимальное питание», «рациональное питание», «сбалансированное питание», «здоровое питание», «правильное питание».

И в теоретических исследованиях, и в практике планирования и организации производства и потребления продовольственных товаров зачастую данные определения рассматриваются как тождественные. Не вдаваясь в терминологическую глубину, мы полагаем, что определения «здоровое питание» и «рациональное питание» являются связанными, но относительно самостоятельными категориями, имеющими разные цели и условия реализации.

«Здоровое питание» ставит целью сохранение и воспроизводство человеческого организма на основе удовлетворения самой насущной физиологической потребности. За счет сбалансированного потребления в пищу вместе с продуктами и напитками большого количества витаминов, микроэлементов, а так же белков, жиров и углеводов восполняется затраченная человеком энергия, повышается его иммунитет и возможность противостоять вредным воздействиям внешней среды. Достижение целей здорового питания возможно только при достаточном объеме потребляемых продуктов и их надлежащем качественном составе.

Между тем, как отмечает академик Глазьев, «С учетом высокого уровня социальной дифференциации примерно 17% населения страны хронически недоедают, а около 3% испытывают настоящий голод, поскольку их уровень доходов не позволяет нормально питаться. При этом доля расходов на питание у россиян стабильно составляет 30-35% от всех потребительских расходов, а у 6% населения превышает 65% (в США и странах ЕС эта доля не превышает 15-17%)» [4].

В климатических условиях России физиологически обоснованная норма питания составляет 3000-3200 ккал на человека в день, а на практике в среднем по России она составляет около 2500-2800 ккал.

Общий питательный баланс населения России в основном поддерживается за счет крахмалосодержащих продуктов при сокращении потребления животного белка, что свидетельствует о недостаточном качестве питания.

В качестве неотложных мер по реализации этих задач учеными рассматривается необходимость улучшения структуры питания за счет увеличения доли продуктов массового потребления с высокой пищевой и биологической ценностью, в том числе, продуктов, обогащенных витаминами и минеральными веществами, свежих овощей и фруктов, расширение применения биологически активных добавок.

Однако, на наш взгляд, делать однозначный вывод о необходимости приведения структуры потребления продовольствия в соответствие с существующей в развитых странах, на наш взгляд, неправомерно. Опыт развитых стран показывает, что достигнутый ими уровень продовольственного обеспечения складывается на основе различных моделей потребления. Кроме того, на основе развития науки и технологии там постоянно меняются и совершенствуются представления о «здоровом питании».

В России с ее разнообразными природно-климатическими условиями, национальными и культурными традициями в разных регионах модели потребления различаются, что не является фактором риска для ПБ страны. В вопросах питания более актуальны проблемы его несбалансированности, дефицит потребления витаминов и различных микроэлементов, недостаток йода и железа. Следствие таких проблем - растущая восприимчивость детей к инфекционным заболеваниям, хронические болезни взрослого населения; превышение у половины взрослого населения нормальной массы тела почти на 25%, риски возникновения диабета, сердечнососудистых заболеваний и рака.

Большинство взрослых жителей России ест жирную пищу, простые углеводы, в то время как потребление овощей, фрук-

тов, рыбы и морепродуктов недостаточно и нерегулярно. Правительственная концепция констатирует, что за последние 8-9 лет доля россиян с избыточным весом возросла с 19 до 23%. Соответственно выросли риски развития сахарного диабета, сердечнососудистых заболеваний и др.

Чтобы вырастить здоровое, активное поколение россиян, способных обеспечить вывод России на качественно новый уровень социально-экономического развития, необходимо стимулировать отечественное производство полезных, экономически чистых продуктов, обогащенных витаминами для таких сегментов потребителей как беременные женщины, кормящие матери, дети дошкольного и школьного возраста, спортсмены, военнослужащие и др.

Массовое производство этих товаров и полное обеспечение потребностей рынка «здорового питания» вряд ли возможно в ближайшей перспективе, однако разработка стратегической программы данного направления в пищевой отрасли - объективная необходимость и для реализации всех требований обеспечения продовольственной безопасности, и для импортозаме-щения на стратегическом сегменте рынка.

Производство таких товаров можно было бы осуществлять на региональных предприятиях с учетом реальной потребности детских домов, домов малютки, детских садиков, школьных столовых, больничных столовых и буфетов, специальных спортивных кафе и солдатских пищеблоков. Эти наиболее социально важные объекты способны внедрить систему здорового питания на практике, не только удовлетворяя важнейшую физиологическую потребность человека, но и воздействовать на его здоровье, формируя при этом привычки и вкус к здоровой пище и здоровому образу жизни.

Рациональным питанием считается такое, которое обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма, высокий уровень работоспособности и сопротивляемости воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, максимальную продолжительность активной жизни.

Рациональное питание предусматривает с учетом физиологической потребности организма удовлетворение во всех пищевых веществах и энергии, с одной стороны, а с другой стороны, способствует удовлетворению эмоциональных и социальных потребностей в зависимости от образа жизни и общественного статуса человека.

Таким образом, целью рационального питания является формирование и воспроизводство человеческого капитала, развитие через культуру питания личности человека.

Рациональное питание потребовало создания рациональной системы организации потребления пищи, которая позволяет организовывать питание рациональное по калорийности, по пищевому составу основных компонентов потребляемой пищи, по формам потребления, соответствующим традициям тех или иных групп населения, психоэмоциональному фону потребления пищи.

Обобщая научные взгляды по изучаемому вопросу и учитывая собственный опыт исследования процессов, происходящих в сфере продовольственного рынка и потребления продовольствия, мы можем утверждать, что и индивидуально организованное питание в домашних хозяйствах, и общественно организованное потребление пищи в предприятиях социальной сферы и общественного питания, может считаться рациональным лишь при соблюдении базовых основ.

К ним относятся:

- сбалансированность питания по питательным и энергетическим свойствам;

- дифференциация питания по демографическим, профессиональным, социально-культурным, территориально-климатическим и конфессиональным группам, основанная на различии традиций, привычек, физиологических и экономических возможностей получения и использования продуктов питания;

- использование в потреблении продуктов различной степени готовности, обеспечивающих возможность организации

Библиографический список

питания людей с разным уровнем умелости и требований к затратам времени на подготовку и осуществление процесса питания;

- разнообразие формы организации питания и набора продуктов в зависимости от целевой установки, реализуемой человеком в каждом конкретном потребительском акте;

- обеспечение потребителей безопасной, с точки зрения пищевых свойств, продукцией.

Считаем необходимым для реализации политики в области здорового питания населения осуществление следующих рекомендаций:

На уровне Государственной Думы, органов федеральной и региональной исполнительной власти:

а) организовать государственный контроль продовольственного рынка, производства, внешних и внутренних поставок и запасов продовольствия;

б) совершенствовать законодательство, связанное с внедрением здорового питания в Российской Федерации, его пропагандой и обеспечением населения пищевой продукцией;

в) стимулировать в отраслях АПК выпуск важнейших продуктов для осуществления здорового питания путем финансовых льгот. Например, ввести нулевую ставку по налогу на прибыль для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, выпускающих товары для лечебного, диетического питания, товары для беременных, кормящих женщин, вскармливания младенцев и т.п.;

г) создать систему анализа и оценки информации о достижениях и тенденциях развития отечественной и зарубежной науки и техники в области здорового питания и производства качественных пищевых продуктов и добавок, подготовки прогнозноаналитических материалов, используемых для формирования и эффективного проведения государственной политики.

На уровне отраслевых Союзов и Ассоциаций, техническим комитетам и органам Государственного надзора и контроля качества следует активизировать:

а) содействие внедрению в практику работы пищевых предприятий технологий в области развития ассортимента, обеспечения качества и безопасности продукции, которые успешно реализуются в странах - членах ВТО;

б) ввести в практику контролирующих органов обязательные публикации в СМИ и сети Интернет результатов экспертиз качества продуктов питания, проводимых аккредитованными лабораториями и исследовательскими центрами, с целью выявления продуктов, способных принести вред здоровью людей;

в) активизировать работу со специалистами пищевых предприятий путем предоставления им информации о появлении новых, прогрессивных технологий производства здоровых продуктов и возможностей их внедрения в конкретных предприятиях отрасли.

Мы отдаем себе отчет, что высказанные в адрес государственных, региональных и ведомственных органов рекомендации в той или иной степени обсуждаются ими, даже декларируются в стратегических документах. Однако, комплексная государственная программа внедрения здорового питания в России с определением ее концепции, конкретных мер, сроков их реализации и источников финансирования пока что не разработана. В какой-то мере ее отсутствие могло быть скомпенсировано, на наш взгляд, предлагаемыми в работе рекомендациями.

В заключении следует еще раз подчеркнуть, что решение задачи обеспечения продовольственной безопасности во многом зависит от целенаправленной деятельности государства по формированию адекватной стратегии социального и экономического развития. На уровне индивида реализация политики продовольственного обеспечения населения во многом обуславливается тем, насколько население готово участвовать в процессе закрепления в обществе практики здорового образа жизни, в том числе, создания и поддержания системы здорового питания как одного из уровней обеспечения продовольственной безопасности.

1. Таможенный кодекс Таможенного союза. - М., 2011.

2. Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания на период до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.10.2010г. № 1873-р.т. Москва [Э/р]. - Р/д: http://docs.cntd.ru/document/902242308

3. О продовольственной безопасности России: доклад группы Изборского клуба под руководством академика РАН С.Ю. Глазьева (Институт динамического консерватизма о продовольственной безопасности России). - Брянск. - 2012. - № 7.

4. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 [Э/р]. - Р/д: ИПС КонсультантПлюс.

Bibliography

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Tamozhennihyj kodeks Tamozhennogo soyuza. - M., 2011.

2. Osnovih gosudarstvennoyj politiki Rossiyjskoyj Federacii v oblasti zdorovogo pitaniya na period do 2020 goda: Rasporyazhenie Praviteljstva Rossiyjskoyj Federacii ot 25.10.2010g. № 1 ¿73-r.t. Moskva [Eh/r]. - R/d: http://docs.cntd.ru/document/902242308

3. O prodovoljstvennoyj bezopasnosti Rossii: doklad gruppih Izborskogo kluba pod rukovodstvom akademika RAN S.Yu. Glazjeva (Institut dinamicheskogo konservatizma o prodovoljstvennoyj bezopasnosti Rossii). - Bryansk. - 2012. - № 7.

4. O Strategii nacionaljnoyj bezopasnosti Rossiyjskoyj Federacii do 2020 goda: Ukaz Prezidenta Rossiyjskoyj Federacii ot 12.05.2009 № 537 [Eh/r]. - R/d: IPS KonsuljtantPlyus.

Статья поступила в редакцию 12.03.14

УДК 330.524

Akinin P.V., Bondarenko K.S. INNOVATIVE WAYS OF DEVELOPMENT OF THE ENTERPRISES OF THE PETROLEUM CLUSTER. The article describes the possibilities to ensure the competitiveness of the Russian oil industry. The main groups of the scientific and technical centers in the oil and gas industry, being key players in the Russian market of research works and services, are considered. A short analysis of the introduced innovative technologies in oil processing is given.

Key words: innovations in the oil industry, the scientific and technical centres, the competitiveness of the oil industry.

П.В. Акинин, д-р. эконом. наук, проф., зав. каф. финансов ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный

университет», г. Ставрополь, E-mail: akinin_pv@mail.ru; К.С. Бондаренко, аспирант ФГАОУ ВПО

«Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: kirillbond89@mail.ru

ИННОВАЦИОННЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЯНОГО КЛАСТЕРА

В статье раскрываются возможности обеспечения конкурентоспособности российской нефтяной отрасли; рассмотрены основные группы научно-технических центров в нефтегазовой промышленности, являющиеся ключевыми игроками на российском рынке научно-исследовательских работ и услуг; дан краткий анализ внедрённых инновационных технологий в нефтепереработке.

Ключевые слова: инновации в нефтяной отрасли, научно-технические центры, конкурентоспособность нефтяной отрасли.

Инновации на этапах добычи, переработки и реализации нефтепродуктов увеличивают эффективность работы предприятий ТЭК, обеспечивают их конкурентные преимущества в долгосрочной перспективе на отечественном и на мировом рынках.

Специфика нефтяного бизнеса требует значительных инвестиций в развитие инновационных проектов и технологий. По мере усложнения условий разведки и добычи нефти требуются более современные технологические решения - геолого-гид-родинамическое 3D-моделирование и моделирование с использованием виртуальной реальности, новейшие технологии бурения, строительства скважин и повышения нефтеотдачи пластов, а также инновационные способы сбора, транспортировки и подготовки нефти.

Российская Федерация через развитие нефтегазовой отрасли должна перейти к инновационному пути развития. Министерство энергетики Российской Федерации предпринимает все необходимые меры для превращения нефтегазового комплекса в интенсивно развивающуюся инновационную отрасль экономики, которая будет последовательно увеличивать уровень инвестиций [1].

Государство намерено поддерживать инновационную деятельность нефтяных компаний. Сами же компании считают, что проблема не столько в отсутствии идей и возможностей для их реализации, сколько в налоговой политике в отношении расходов на НИОКР. Компании указывают на отсутствие юридической и налоговой базы для сотрудничества с государством в области внедрения новых технологий. Законодательство не позволяет в полной мере учитывать затраты на НИОКР, консультационные и информационные услуги научно-технического характера при исчислении налога на прибыль. Это является серьезным препятствием для увеличения масштабов инновационной деятельности [2].

Нефтяники предлагают законодательно установить критерии, позволяющие относить в состав расходов в целях начисления налога на прибыль затраты на НИОКР, не связанные непосредственно с деятельностью, приносящей текущий доход.

Существует разница между финансированием НИОКР в различных компаниях, которая обусловлена разницей в подходе к квалификации расходов. В соответствии с Налоговым ко-

дексом РФ, к расходам на НИОКР отнесены расходы на создание новой или усовершенствование производимой продукции (расходы на изобретательство). Ряд нефтяных компаний к расходам на НИОКР относит также создание проектных документов на разработку месторождений, внедрение новой техники и технологий, программы применения методов увеличения нефтеотдачи пластов, создание стандартов, разработку программного обеспечения.

В то же время, российские нефтяные компании являются одними из наиболее инновационно активных субъектов российской экономики. Крупные компании широко применяют современное оборудование, новейшие технологии, проводят собственные исследования.

Нефтяные компании к вопросу выбора зарубежных или собственных технологий подходят сугубо прагматично. В каждом случае этот вопрос решается индивидуально. Иногда выгоднее купить уже готовые зарубежные технологии - воспользоваться услугами сервисных компаний или привлечь иностранных партнеров. Но если проблемы месторождения уникальны, для их решения создаются уникальные технологии.

В настоящий момент времени выделяются следующие группы научно-технических центров в нефтегазовой промышленности, являющиеся ключевыми игроками на российском рынке научно-исследовательских работ и услуг [3]:

1. НТЦ при нефтяных компаниях: Роснефть (НК «Роснефть» V НТЦ, РН-УфаНИПИнефть, ТомскНИПИнефть, Самара НИПИ-нефть, Ижевский ННЦ, РН-Сахалин НИПИморнефть, Краснояр-скгеофизика, Ангарскнефтехимпроект, Самаранефтехимпроект); ЛУКОЙЛ (ПермНИПИнефть, КогалымНИПИнефть, ВолгоградНИ-ПИморнефть); Зарубежнефть (ВНИИнефть, Гипровостокнефть); Газпром нефть (Газпром нефть НТЦ); Сургутнефтегаз (Сургут-НИПИнефть); Татнефть (ТатНИПИнефть); ТНК-ВР (Тюменский нефтяной научный центр); РуссНефть (НТЦ - РуссНефть).

2. Крупнейшие государственные НТЦ: СНИИГГиМС; СибНИ-ИНП; ВНИГРИ; ЗапСибНИИГГ; ВНИГНИ; НВНИИГГ

3. Крупнейшие независимые российские НТЦ: СибНАЦ; ЦГЭ; МНП Геодата; Тюменский институт нефти и газа.

4. Научно-технические подразделения зарубежных сервисных компаний: Шлюмберже; Халлибертон; Фугро Джейсон; ПетроАльянс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.