Научная статья на тему 'Пути развития пищевой и перерабатывающей промышленности в свете политики обеспечения продовольственной безопасности России'

Пути развития пищевой и перерабатывающей промышленности в свете политики обеспечения продовольственной безопасности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
172
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА / FOOD INDUSTRY / FOOD SECURITY / POLICY / STATE REGULATION / DIVISION OF LABOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ялунина Е. Н.

В большинстве научных публикаций и в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. продовольственная безопасность сводится к достижению продовольственной независимости. Это отличается от международной трактовки этой категории, где внимание фокусируется исключительно на доступности продовольствия для потребителя. В статье систематизированы содержательные характеристики продовольственной безопасности России и предлагаются стандарты и стратегические пути повышения эффективности управления пищевой и перерабатывающей промышленностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF DEVELOPMENT OF FOOD AND PROCESSING INDUSTRY IN THE LIGHT OF POLICY OF ENSURING FOOD SECURITY IN RUSSIA

In most of scientific publications and in Strategy of National Security of the Russian Federation up to 2020 the food security is reduced to achievement of food independence. It differs from the international treatment of this category, where the attention is only focused on availability of the food to a consumer.

Текст научной работы на тему «Пути развития пищевой и перерабатывающей промышленности в свете политики обеспечения продовольственной безопасности России»

Таблица 4

Результат по авторскому интегральному методу

№ фактора части формулы

AFn I n основная часть формулы (FOn) Z Итоговый результат

1 ARf (F1) = -0,007870370 0,986525973 0,004342134 -0,003422191

2 ARf (F2) = 0,010866091 0,388636469 0,004342134 0,008565093

3 ARf (F3) = -0,001006417 2,069200101 0,004342134 0,002259656

4 ARf (F4) = 0,073423207 0,687473802 0,004342134 0,054818665

5 ARf (F5) = -0,018560822 0,693355822 0,004342134 -0,008527120

6 ARf (F6) = -0,001714286 4,687805272 0,004342134 -0,003694104

Всего (AFn I n)*FOn 0,026052804 0,050000000

0,023947196

Библиографический список

1. Филатов, Е.А. Методы детерминированного (функционального) факторного анализа: монография. - Иркутск, 2011.

2. Филатов, Е.А. Методы детерминированного (функционального) факторного анализа: Монография. - Saarbrbcken, Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. kG. - 2012.

3. Филатов, Е.А. Факторный анализ финансовой рентабельности по авторским методам / Е.А. Филатов, Л.Г. Рудых // Мир прикладных наук (Пакистан). - 2014. - № 29(7).

Bibliography

1. Filatov, E.A. Metodih determinirovannogo (funkcionaljnogo) faktornogo analiza: monografiya. - Irkutsk, 2011.

2. Filatov, E.A. Metodih determinirovannogo (funkcionaljnogo) faktornogo analiza: Monografiya. - Saarbrucken, Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG. - 2012.

3. Filatov, E.A. Faktornihyj analiz finansovoyj rentabeljnosti po avtorskim metodam / E.A. Filatov, L.G. Rudihkh // Mir prikladnihkh nauk (Pakistan). - 2014. - № 29(7).

Статья поступила в редакцию 22.02.14

УДК, 338.012

Yalunina Ye.N. WAYS OF DEVELOPMENT OF FOOD AND PROCESSING INDUSTRY IN THE LIGHT OF POLICY OF ENSURING FOOD SECURITY IN RUSSIA. In most of scientific publications and in Strategy of National Security of the Russian Federation up to 2020 the food security is reduced to achievement of food independence. It differs from the international treatment of this category, where the attention is only focused on availability of the food to a consumer.

Key words: food industry, food security, policy, state regulation, division of labor.

Е.Н. Ялунина, канд. эконом. наук, доц. филиала ФГБОУ ВПО «Уральский гос. экономический университет»,

г. Нижний Тагил, E-mail: yen@e-tagil.ru

ПУТИ РАЗВИТИЯ ПИЩЕВОЙ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В СВЕТЕ ПОЛИТИКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

В большинстве научных публикаций и в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. продовольственная безопасность сводится к достижению продовольственной независимости. Это отличается от международной трактовки этой категории, где внимание фокусируется исключительно на доступности продовольствия для потребителя. В статье систематизированы содержательные характеристики продовольственной безопасности России и предлагаются стандарты и стратегические пути повышения эффективности управления пищевой и перерабатывающей промышленностью.

Ключевые слова: пищевая промышленность, продовольственная безопасность, политика, государственное регулирование, разделение труда.

Проблемы обеспечения продовольственной безопасности в мировом сообществе с каждым годом становятся все более актуальными и обсуждаемыми. В области поиска решения данной проблемы большую роль сыграла «Римская декларация о всемирной продовольственной безопасности» [1], принятая в 1996 году 13 ноября в период проведения Всемирной встречи на высшем уровне, в которой участвовало 173 страны.

«Римская декларация» представляет собой основополагающий мировой документ в области продовольственной безопасности, который провозглашает обязанностью любого государства обеспечивать ее реализацию в своей стране в любой пери-

од исторического развития. Эту идею продолжают и развивают отечественные ученые.

В России понятие «продовольственная безопасность» впервые юридически закреплено в Федеральной целевой программе «Стабилизация и развитие агропромышленного производства РФ на 1996-2000 гг.».

Рассмотрению проблем обеспечения экономической и продовольственной безопасности во всем многообразии их современных трактовок посвящены работы таких авторов, как Армен-ский А.Е. Бекенев С.С., Биктимирова З.З., Богданов И.Я., Борисенко Е.Н., Карпова Н.П., Корбут А.В., Коссинский П.Д., Макса-

Рис. 1. Основные элементы продовольственной безопасности

ковский В.П., Милосердов В.В., Павлова С.Н., Петров А.Н., Семенов А.А., Серова Е.В. Тихонова Т.Б., Храмова И.А., Храмов Ю.В. и др.

«В настоящее время под продовольственной безопасностью, как правило, понимают обеспечение всех людей и социальных групп населения той или иной страны мира физическим и экономическим доступом к безопасной и достаточной в количественном и качественном отношении пище, необходимой для ведения активной и здоровой жизни» [2]. Это понятие в несколько преобразованном виде представлено в доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 30.01.2010 № 120 в Программе «Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.».

Сущность, характеристики и проблемы продовольственной безопасности определены не только в государственных указах и программах, но и в значительном количестве публикаций, выступлений руководителей министерств и ведомств Российской Федерации и работ российских ученых.

Большинство формулировок и подходов, с небольшими вариациями, сводятся к одним и тем же основополагающим характеристикам продовольственной безопасности, которые наглядно представлены на рис. 1, сформулированы А.А. Афиногеновой и по сути представляют качественные стандарты продекларированной продовольственной безопасности России.

«Продовольственная безопасность - это степень обеспеченности населения страны экологически чистыми и полезными для здоровья продуктами питания отечественного производства по научно-обоснованным нормам и доступным ценам при сохранении и улучшении среды обитания» [3].

Таким образом, в большинстве научных публикаций и в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020г. продовольственная безопасность сводится к достижению продовольственной независимости. Это отличается от международной трактовки этой категории, где внимание фокусируется исключительно на доступности продовольствия для потребителя.

Внешнеэкономическая направленность государственной политики в сфере продовольственной безопасности в мировом сообществе заключается в эффективной реализации международного разделения труда в продовольственной сфере при недопущении критической зависимости от импорта продовольствия.

Внутриполитическая конъюнктура объективно отражается на стратегических планах развития и стандартах любого социально-экономического явления. Ситуация в сфере внешнеполитических процессов с участием России и внутригосударственная политическая и экономическая конъюнктура выдвинули адекватный им перечень основных показателей обеспечения продовольственной безопасности, это:

- уровень производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на душу населения;

- уровень потребления основных продуктов на душу населения (в среднем и по группам населения);

- энергетическая ценность пищевого рациона;

- удельный вес импорта в товарных ресурсах основных продуктов;

- размеры стратегических и оперативных продовольственных запасов в сопоставлении с нормативными требованиями;

- индикативные цены на основные виды сельскохозяйственной продукции.

По данным Министерства сельскохозяйственной промышленности в 2012 г. показатели продовольственной независимости по зерну составили 98,9%, что на 3,5% выше определенного порогового значения. Также пороговые значения превысили показатели производства сахара, масла растительного и картофеля.

«В настоящее время фактическое среднедушевое потребление рыбы и рыбопродуктов приблизилось к уровню рекомендуемых рациональных норм, а потребление мяса и мясопродуктов выше рекомендуемых норм на 9,9%. Потребление фруктов и ягод, овощей и бахчевых, молока и молочных продуктов достигает 65-85%, по отношению к рекомендуемым рациональным нормам» [4]. Вызывает недоумение несовпадение приведенных в отчете Министра сельского хозяйства данных с информацией, опубликованной в официальных статистических источниках, согласно этим данным.

В 2012 г. потребление мяса на душу населения составило 73 кг., рыбы и рыбопродуктов - 22 кг., молока и молочных продуктов - 247 кг., что существенно ниже рекомендуемых норм потребления, т.е. не соответствует стандартам продовольственной безопасности.

В соответствии с Доктриной продовольственной безопасности России импортозамещение рассматривается как важнейший путь ее достижения, что осложняется в связи с вступлением России в ВТО и отсталостью отечественного производства пищевого сырья и продовольственных товаров.

Россия поставлена в большую зависимость от импортеров, доля импорта по продуктам питания колеблется от 40% до 70% в зависимости от товара, что представляет непосредственную угрозу суверенитету России. При этом нельзя не отметить, что по ряду продовольственных товаров импорт по параметрам физической доступности (больший объем товарного предложения и больший выбор ассортиментных позиций) и экономической доступности (более низкие цены и большой диапазон цен на определенный товар, в зависимости от качества, расфасовки, упаковки, оформления) становится для населения более предпочтителен. Это приводит к свертыванию перерабатывающей промышленности, убыточности пищевых предприятий.

В настоящее время крупные города страны обеспечиваются отечественными и зарубежными продуктами питания, сельскохозяйственной продукцией, имеющими различные технологии выращивания и переработки, которые не обеспечивают как продовольственной, так и биологической безопасности населения.

Повышенное содержание канцерогенов и других видов ядов, замедленного действия в продукции, которая слабо контроли-

Таблица 1

Стандарты и стратегические пути достижения продовольственной безопасности

Показатели Социально-экономический смысл Критерии достижения Способы и пути достижения

Физическая доступность продовольствия Физическая доступность продовольствия независимо от мест проживания в физических объемах достаточных для удовлетворения потребностей Оценка поддержки производителей в сфере сельского хозяйства и пищевой промышленности. Степень обеспечения потребности людей в продовольствии а) собственной (отечественной) произведенной продукции б) розничным товарооборотом Государственное стимулирование производства продовольствия и сельхоз продукции на основе финансирования, инвестирования, государственных дотаций и заказов

Экономическая доступность продовольствия Уровень покупательского спроса населения при сложившихся ценах обеспечивает возможность приобретения населением основных пищевых продуктов в объеме и ассортименте не ниже установленных рациональных норм потребления, необходимых для полноценной жизни человека Уровень удовлетворения покупательского спроса на продовольственную группу товаров по различным экономическим группам. Улучшение структуры покупательского спроса Осуществление мер по снижению уровня бедности; приоритетная поддержка малоимущих, нуждающихся граждан; организация здорового питания в учреждениях социальной сферы

Безопасность питания Обеспечение четкого контроля за качеством сырья и продуктов, гарантирующих исключение возможного вреда от потребляемых продуктов Минимизация факторов выявления недоброкачественной продовольственной продукции и сельхозсырья при проведении контрольных проверок федеральными и региональными структурами Создание сертификационных систем управления качеством продуктов. Кредиты сельскохозяйственных и промышленных предпринимателей на улучшение технологий

Автономность и экономическая самостоятельность национальной продовольственной системы Продовольственная независимость страны Степень самообеспечения потребности в важнейших продуктах питания на базе отечественного производства сельхоз продукции и продукции пищевой и перерабатывающей промышленности Установленные государством нормы самообеспечения по видам продовольствия; определение квот на импорт продуктов и сельхозсырья. Таможенная протекционистская политика

Надежность Способность национальной продовольственной системы при любых условиях обеспечить снабжение продовольствием населения страны Минимизация влияния негативных сезонных, погодных и иных колебаний в производстве и поставках на продовольственные рынки регионов требуемого количества продовольствия Создание государственных продовольственных резервов и сезонных продовольственных запасов в регионах

Устойчивость Изменение параметров продовольственной безопасности адекватно темпам изменениям численности и состава населения в каждом регионе Сохранение состояния, обеспечивающего максимальную и экономическую доступность продовольствия в каждом регионе в условиях межгосударственной, межтерриториальной миграции населения Контроль за демографической ситуацией в регионах страны, движением людских и кадровых потоков, изменениями в экономической структуре населения. Стимулирование ввода недостающих объемов товаров из других территорий

руется, представляет угрозу здоровью населения. «Лабораторные тесты, проведенные независимыми исследователями, показали, что около 60-75% всех импортируемых Россией продуктов питания содержат генетически модифицированные компоненты» [5]. При этом подчеркиваем, что по общему признанию, недостаточный, биологически неполноценный и экономически небезопасный рацион изменяет гормональный статус человека, провоцирует и стимулирует развитие различных заболеваний.

Анализ обеспечения продовольственной безопасности в России в последние годы позволяет выявить основные угрозы ее обеспечения. В их число входят:

- превышение пороговой величины импорта;

- низкий уровень платежеспособности спроса населения;

- ценовые диспропорции на продовольственном рынке;

- дефицит квалифицированных кадров;

- неразвитость системы мониторинга и прогнозирования развития продовольственного рынка;

- политические угрозы.

Повышение эффективности управления продовольственной сферой и преодоление обозначенных угроз, обеспечение продовольственной безопасности в Российской Федерации требует глубокого изучения ее сущности, критериев и способов достижения. Нами систематизированы содержательные характеристики продовольственной безопасности, при этом в качестве базовых стандартов рассмотрены все из предложенных Римской декларацией по всемирной продовольственной безопасности. Это:

- физическая доступность продовольствия населению;

- экономическая доступность продовольствия;

- безопасность питания;

- автономность и экономическая самостоятельность национальной продовольственной системы;

- надежность;

- устойчивость (таблица 1).

Обобщив данные таблицы, относительно критериев и путей достижения продовольственной безопасности, считаем

возможным высказать ряд рекомендаций в адрес Федеральных органов управления:

- В РФ назрела острая необходимость создания в системе управления АПК единого государственного органа по пищевой и перерабатывающей промышленности, а также отраслевому машиностроению.

- Необходимо компенсировать затраты (в пределах 50%) на приобретение предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности энергосберегающего отечественного оборудования, а также расходов на сертификацию по системам качества и безопасности продукции ИСО 22000, ХАСПС и др., как основополагающего условия выхода отечественных производителей на зарубежные рынки.

Библиографический список

- Нужно решить вопрос создания отраслевых технических регламентов, в том числе на основе международной практики, с целью снижения уровня недоброкачественной продукции и недобросовестного поведения поставщиков на рынке.

- Следует осуществлять постоянный мониторинг рынка продовольственных товаров и разработку прогнозов по продовольственной безопасности и соответствующих целевых государственных и региональных программ.

Таким образом, от государства требуются эффективные решения, обеспечивающие национальные интересы страны, как в системе мирохозяйственных связей, так и в сфере внутренних социально-экономических процессов, направленные на рост эффективности российской экономики при максимально полном достижении продовольственной безопасности.

1. Римская декларация по всемирной продовольственной безопасности // World Food Summit WFS 96.3. - Corr.I.Rome, Italy, 1996.

2. О продовольственной безопасности России: доклад группы Изборского клуба под руководством академика РАН С.Ю. Глазьева (Институт динамического консерватизма о продовольственной безопасности России). - Брянск. - 2012. - № 7.

3. Продовольственная безопасность России: вызовы, риски, угрозы / отв. ред. А.А. Афиногеновой. - Саратов, 2011.

4. Федоров, Н.В. Состояние продовольственной безопасности страны (доклад министра минсельхозпрода Н.В. Федорова от 11 марта 2о1з г.) [Э/р]. - Р/д: http://government.ru/department/59/

5. Лалаян, Г.Г. Глобализация мировых экономических процессов и ее влияние на обеспечение продовольственной безопасности России // Молодой ученый. - 2013. - №4.

Bibliography

1. Rimskaya deklaraciya po vsemirnoyj prodovoljstvennoyj bezopasnosti // World Food Summit WFS 96.3. - Corr.1.Rome, Italy, 1996.

2. O prodovoljstvennoyj bezopasnosti Rossii: doklad gruppih Izborskogo kluba pod rukovodstvom akademika RAN S.Yu. Glazjeva (Institut

dinamicheskogo konservatizma o prodovoljstvennoyj bezopasnosti Rossii). - Bryansk. - 2012. - № 7.

3. Prodovoljstvennaya bezopasnostj Rossii: vihzovih, riski, ugrozih / otv. red. A.A. Afinogenovoyj. - Saratov, 2011.

4. Fedorov, N.V. Sostoyanie prodovoljstvennoyj bezopasnosti stranih (doklad ministra minseljkhozproda N.V. Fedorova ot 11 marta 2013 g.) [Eh/

r]. - R/d: http://government.ru/department/59/

5. Lalayan, G.G. Globalizaciya mirovihkh ehkonomicheskikh processov i ee vliyanie na obespechenie prodovoljstvennoyj bezopasnosti Rossii / / Molodoyj uchenihyj. - 2013. - №4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 26.02.14

УДК 338.012

Yalunina Ye.N. TASKS AND POSSIBILITIES OF FOOD AND PROCESSING INDUSTRY IN DEVELOPMENT OF A HEALTHY FOOD SYSTEM OF THE POPULATION. Conditions of the World Trade Organization demand statement of tasks for development of food and processing industry. The author offers some priority directions of the system development of a healthy food for the population of the Russian Federation. Principles of the state policy of rather healthy food are also offered.

Key words: healthy food, possibilities of food and processing industry, a system, economic and material resources, a balanced diet.

Е.Н. Ялунина, канд. эконом. наук, доц. филиала ФГБОУ ВПО «Уральский гос. экономический университет»,

г. Нижний Тагил, E-mail: yen@e-tagil.ru

ЗАДАЧИ И ВОЗМОЖНОСТИ ПИЩЕВОЙ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Условия Всемирной торговой организации требуют постановки задач для развития пищевой и перерабатывающей промышленности. Автором предлагаются приоритетные направления развития системы здорового питания населения Российской Федерации, также предлагаются принципы при формировании государственной политики относительно здорового питания.

Ключевые слова: здоровое питание, возможности пищевой и перерабатывающей промышленности, система, экономическая и материальная база, рациональное питание.

При рассмотрении критериев национальной продовольственной безопасности акцент делается на экономическую и территориальную доступность продуктов питания каждому жителю России в нужном ассортименте и объеме, а также соответствующего требованиям качества необходимых для активного и здорового образа жизни.

Если первая часть обозначенных государством критериев подкрепляется реальными шагами законодательного и экономического характера и отслеживается, то такие параметры как объем и качество продуктов «необходимых» для «активной и здоровой жизни», как правило, лишь декларируются, носят общий характер, как и намеченные пути их достижения. Этим можно объяснить формирование еще одного направления государ-

ственной политики Российской Федерации - политики в области здорового питания населения, которое развивается в русле мирового движения «за здоровый образ жизни».

Право на достаточное питание является неотъемлемым правом каждого человека, которое юридически зафиксировано в ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, а также в Международной конвенции об экономических, социальных и культурных правах [1].

В формировании здорового образа жизни россиян большая роль отведена оптимальному питанию. Государство уделяет этому вопросу определенное внимание более 10 лет. Концепция государственной политики в области здорового питания населения РФ на период до 2005г. была разработана в 1998 г. и одоб-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.