Научная статья на тему 'Критерии и система показателей оценки продовольственной безопасности страны в концепции общественного воспроизводства'

Критерии и система показателей оценки продовольственной безопасности страны в концепции общественного воспроизводства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1794
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INDICATORS'' SYSTEM OF FOOD SECURITY / INDICATORS'' SYSTEM OF FOOD SECURITY AS A CATEGORY / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ / СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / КРИТЕРИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАТЕГОРИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / FOOD SECURITY / FOOD INDEPENDENCE / CRITERIA OF FOOD SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шапкина Л. Н.

В статье изложены основные положения доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, ее стратегические цели и основные задачи. Приведена система показателей для оценки продовольственной безопасности страны, а также охарактеризованы критерии продовольственной безопасности в сфере потребления, производства, организации и управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA AND INDICATORS'' SYSTEM OF ASSESSMENT OF FOOD SECURITY OF THE COUNTRY IN THE CONCEPT OF PUBLIC REPRODUCTION

In the article basic thesis of the doctrine of food security in the Russian Federation, its strategic goals and the main tasks are described. The indicators'' system of assessment of food security of the country is recited, and also the criteria of food security in the sphere of consumption, production, organization and management are characterized.

Текст научной работы на тему «Критерии и система показателей оценки продовольственной безопасности страны в концепции общественного воспроизводства»

Рис. 4. Динамика объема сокращенных выбросов загрязняющих веществ по субъектам ЮФО за 2001-2011 гг., тыс. т

При формировании и совершенствовании механизма обеспечения безопасности необходимо опираться на согласование эколого-экономических интересов и разрешение противоречий между ними. Полные объемы не устраненных и устраненных вредных производственных выбросов, производимых в субъектах ЮФО, показаны на рис. 3, 4.

Объемы загрязняющих веществ по ЮФО и его субъектам представлены в таблице 3.

В динамике наблюдается сокращение выбросов наиболее распространенных загрязняющих веществ в атмосферу, следовательно, улучшается экологическая безопасность регионов, но снижаются платежи за выбросы.

С целью эффективного обеспечения безопасности во всех ее аспектах необходимо организационно сконцентрировать усилия разрозненных государственных и других органов, прямо или косвенно задействованных в обеспечении безопасности. В связи с этим очевидной становится необходимость создания в регионе единой вневедомственной организационной системы обеспечения ЭЭБР - службы (комитета) безопасности, в состав которой должны входить: органы управления безопасностью, органы контроля и наблюдения за состоянием окружающей природной среды (служба мониторинга), экологические службы предприятий.

Библиографический список

Решение проблемы обеспечения безопасного устойчивого развития должно базироваться на использовании принципов системного подхода и на основе построения системы эколого-эконо-мической безопасности. Технология использования программно-целевого метода управления предполагает разработку и утверждение стратегии эколого-экономической безопасности, придание ей нормативного характера в процессе принятия политических и хозяйственных решений, включение в механизм управления общественными процессами индикаторов, сигнализирующих о появлении угроз, эффективные меры по их отражению.

Для России, в которой в результате перестройки разрушена старая экономическая структура, представляется уникальная возможность построения новой экономической системы на основе экологических приоритетов через формирование системы эколого-экономической безопасности на уровне субъектов федерации.

* Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ и Администрации Волгоградской области по проекту «Математическое моделирование обеспечения экологической безопасности с учетом трансграничного загрязнения окружающей среды» № 13-06-97075 р_Повол-жье а

1. Рогачев, А.Ф. Моделирование эколого-экономических систем с использованием алгоритмов нечеткого вывода / А.Ф. Рогачев, В.А. Кузьмин // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. - 2013. - № 1(29).

2. Скитер, Н.Н. Математическая модель регулирования вредных производственных выбросов для обеспечения эколого-экономической безопасности / Н.Н. Скитер, А.Ф. Рогачев, Т.В. Плещенко // Fundamental and applied sciences today, Vol. 2. - CreateSpace, 4900 LaCross Road, North Charleston, SC, USA 29406. - 2013.

3. Скитер, Н.Н. Моделирование экономических инструментов государственного регулирования экологических экстерналий // Известия Волгоградского государственного социально-педагогического университета. - 2012. - № 4.

4. Статистический ежегодник (Россия и СНГ) 2011 [Э/р]. - Р/д: http:// www.statistika.ru

Bibliography

1. Rogachev, A.F. Modelirovanie ehkologo-ehkonomicheskikh sistem s ispoljzovaniem algoritmov nechetkogo vihvoda / A.F. Rogachev, V.A. Kuzjmin // Izvestiya Nizhnevolzhskogo agrouniversitetskogo kompleksa: nauka i vihsshee professionaljnoe obrazovanie. - 2013. - № 1(29).

2. Skiter, N.N. Matematicheskaya modelj regulirovaniya vrednihkh proizvodstvennihkh vihbrosov dlya obespecheniya ehkologo-ehkonomicheskoyj bezopasnosti / N.N. Skiter, A.F. Rogachev, T.V. Plethenko // Fundamental and applied sciences today, Vol. 2. - CreateSpace, 4900 LaCross Road, North Charleston, SC, USA 29406. - 2013.

3. Skiter, N.N. Modelirovanie ehkonomicheskikh instrumentov gosudarstvennogo regulirovaniya ehkologicheskikh ehksternaliyj // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo socialjno-pedagogicheskogo universiteta. - 2012. - № 4.

4. Statisticheskiyj ezhegodnik (Rossiya i SNG) 2011 [Eh/r]. - R/d: http:// www.statistika.ru

Статья поступила в редакцию 18.11.13

УДК 347.775

Shapkina L.N. CRITERIA AND INDICATORS' SYSTEM OF ASSESSMENT OF FOOD SECURITY OF THE COUNTRY IN THE CONCEPT OF PUBLIC REPRODUCTION. In the article basic thesis of the doctrine of food security in the Russian Federation, its strategic goals and the main tasks are described. The indicators' system of assessment of food security of the country is recited, and also the criteria of food security in the sphere of consumption, production, organization and management are characterized.

Key words: food security, food independence, indicators' system of food security, criteria of food security, indicators' system of food security as a category.

Л.Н. Шапкина, канд. эконом. наук, доц. каф. «Финансы, кредит и банковское дело» Волгоградского института экономики, социологии и права, г. Волгоград, E-mail: luba.1982@mail.ru

КРИТЕРИИ И СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ В КОНЦЕПЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПРИЗВОДСТВА

В статье изложены основные положения доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, ее стратегические цели и основные задачи. Приведена система показателей для оценки продовольственной безопасности страны, а также охарактеризованы критерии продовольственной безопасности в сфере потребления, производства, организации и управления.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, продовольственная независимость, система показателей продовольственной безопасности, критерии продовольственной безопасности, система показателей категории продовольственная безопасность.

Продовольственная безопасность - сложная и многоаспектная проблема, которая носит международный, национальный характер, затрагивая каждого человека, каждую социальную группу населения. Продовольственная безопасность является комплексным понятием, включающим, как минимум, три аспекта: количественный (степень реализации текущей потребности в продуктах сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности), качественный (удовлетворение потребности в качественных и безопасных для здоровья продуктах питания), социально-экономический (рост доходов населения, обеспечивающих доступ всех групп населения к продовольствию на уровне воспроизводственного жизнеобеспечения).

Проблема продовольственной безопасности должна рассматриваться не только в узком смысле, как проблема агропромышленного сектора, но и в широком смысле, как макроэкономическая проблема, связанная с эффективностью общественного производства, уровнем и дифференциацией доходов населения, безработицей, финансовым кризисом и т.д. Продовольственная зависимость той или иной страны возникает, прежде всего, в результате низкой эффективности ее национального агропромышленного комплекса, но может наступить и при монокультурном экспорте, падении темпов экономического роста, обострении проблемы внешнего долга, при нестабильности курса национальной валюты, кризиса банковской системы.

Существуют особенности проявления продовольственной безопасности в экономической системе рынка. Продовольственное потребление в отличие от других товаров, имеет точку насыщения. Человек может поглощать только определенное, в пределах, прежде всего, физиологических границ, количество продовольствия. Полное потребление продовольствия в пределах страны также имеет верхний предел, куда включается некоторое количество продовольствия, которое потрачено впустую или испорчено прежде, чем оно могло бы быть использовано.

Полная потребность продовольствия в национальном, региональном масштабе следует из простого уравнения: Raq = Рор х РFR х Diet х Е^, (1) где Raq — полная потребность в продовольствии; Рор — население;

РFR — средняя на душу населения физиологическая норма потребления;

Diet — диетический фактор;

Еff— эффективность продовольственной системы: пищевые калории, произведенные для потребления, разделенные на фактически использованные калории.

Количество продовольствия, потребляемого людьми, в значительной степени определяется экономическими факторами. Потребление продовольствия ограничено доходами населения. С повышением доходов люди имеют тенденцию потреблять большее количество продовольствия, изменяется состав продуктов, потребляемых в дневном рационе. Однако с ростом реального дохода населения потребление вторичных благ возрастает быстрее, чем благ первой необходимости. Основным показателем благосостояния страны является индекс Энгеля: Э = (П/ПР) х 100, (2)

где П— денежные затраты на питание, ПР — общая сумма потребительских расходов. Чем ниже индекс Энгеля, т.е. чем ниже доля национального дохода, израсходованного на 5 продукты питания, тем выше уровень жизни в стране.

Специфической чертой спроса на сельскохозяйственную продукцию является его неэластичность по цене и по доходу, т. е. потребители приобретают основные виды продовольствия независимо от роста или снижения цен на них практически в неизменных объемах. Посчитано, что в среднем коэффициент эластичности сельскохозяйственной продукции составляет 0,20-0,25 [1].

Коэффициент эластичности по доходу сильно различается для различных продуктов питания. По фруктовым сокам, свежим овощам, йогурту - приближается к единице. По некоторым высокоэнергетическим продуктам, таким как хлеб, картофель, сахар, молоко - эластичность приближается к нулю.

Все эти специфические особенности потребления продуктов питания должны учитываться при разработке механизмов обеспечения продовольственной безопасности.

Исходя из того, что основой обеспечения продовольственной безопасности является внутреннее производство, можно представить объем сельскохозяйственной продукции (V) как функцию от затрат ряда факторов (земли - Z, капитала - К (инвестирование в основные производственные фонды), труда - L, научно-технического прогресса - Е, предпринимательской деятельности - А):

V = F(Z,К,L,Е,А) (3)

При этом учитываются как общие черты, так и особенности сельского хозяйства, в котором главным средством производства является земля, и экономический процесс воспроизводства сочетается с естественным ростом растений и животных, то есть имеет биологический характер. Учитываются также такие особенности сельского хозяйства, как сезонность производства, высокая зависимость от природно-климатических условий, использование для индивидуального воспроизводства в хозяйствах большей части продукта (кормов, семян и др.), чем в промышленности, развитие мобильных производственных процессов и связанная с этим большая доля транспортных и энергетических средств в составе основных фондов, необходимость более высокой энерговооруженности труда в интенсивном сельском хозяйстве, переведенном на индустриальную основу, по сравнению с промышленностью [1].

Проблема продовольственной безопасности на рынке тесно связана с технологиями производства продовольствия, наличием информации о безопасности продукта. С точки зрения экономической теории благосостояния проблема безопасности и качества продуктов питания относится к зонам «провалов» продовольственного рынка, а, следовательно, их обеспечение - к числу общественных благ, поставляемых государством. Из-за асимметричности информации продукты питания с повышенным риском для здоровья вытесняют безопасное продовольствие.

Проблема безопасности и качества продовольствия относится к числу специфических черт функционирования аграрного рынка, обусловливающих его равновесие в парето-неэффек-тивном состоянии. Это, в свою очередь, является экономической основой необходимости государственной политики вмешательства в аграрную сферу и возможности перераспределения финансовых ресурсов общества на ее развитие.

Оценка состояния продовольственной безопасности исходит из объективных критериев и методов ее количественного измерения на международном, внутриэкономическом (на уровне страны) уровнях, а также на уровне региона, социальной группы населения. Существуют различные системы базовых крите-

риев продовольственной безопасности. Так, на международном уровне ее оценка производится по двум критериям: 1) объемы переходящих до следующего урожая мировых зерновых запасов; 2) уровень мирового производства зерна в среднем на душу населения.

Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы, основные направления и механизмы государственной политики по обеспечению продовольственной безопасности страны [2].

Доктрина развивает и конкретизирует содержание принятых ранее документов по этой проблеме, сама является основой для разработки и нормативных актов, концепций и программ в сфере обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, развития агропромышленного комплекса страны и его базовой отрасли - сельского хозяйства.

Согласно данному документу, стратегическая цель продовольственной безопасности страны - надежное обеспечение населения сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием. Гарантией ее достижения является стабильность преимущественно внутренних источников продовольственных и сырьевых ресурсов, наличие необходимых резервных фондов. Основными задачами при этом, независимо от изменений внешних и внутренних условий, следует считать:

• обеспечение населения основными видами продовольствия отечественного производства;

• государственную гарантию высокого качества и безопасности потребляемых продуктов питания;

• предотвращение внутренних и внешних угроз нарушения продовольственной безопасности.

Продовольственная безопасность Российской Федерации предполагает постоянную готовность государства к предотвращению нарушения системы обеспечения граждан продуктами питания при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях, для чего необходимо иметь ввиду стратегический запас продовольствия в государственном резерве и надежную систему его распределения. Поэтому в качестве обязательного требования данной системы выступает продовольственная независимость.

Прежде чем перейти к изложению последующих разделов, целесообразно дать пояснение некоторых терминов и определений, принятых в доктрине.

Продовольственная безопасность Российской Федерации - состояние экономики страны, при котором обеспечивается ее продовольственная независимость, гарантируется физическая и экономическая доступность населения к качественным продуктам питания в соответствии с физиологическими нормами.

Продовольственная независимость Российской Федерации - состояние экономики страны, при котором в случае прекращения ввоза на территорию Российской Федерации пищевых продуктов не возникает продовольственный кризис, а производство жизненно важных пищевых продуктов за год составляет не менее 80% годовой потребности населения в них в соответствии с физиологическими нормами питания.

Физическая доступность продовольствия - гарантированное государством наличие продуктов питания на всей территории страны и в каждый момент времени в объемах и ассортименте, удовлетворяющих и соответствующих платежеспособному спросу населения [3].

Экономическая доступность продовольствия - уровень покупательной способности населения при существующих структуре потребления, системе цен, уровне доходов, социальных пособий и льгот, который обеспечивает возможность приобретения населением основных видов продовольствия в соответствии с рекомендуемыми нормами питания.

В развитых государствах используют, как правило, два основных подхода к обеспечению продовольственной безопасности: во-первых, приоритет поддержки сельхозтоваропроизводителей и гарантированное максимальное самообеспечение всеми основными видами продовольствия; во-вторых, равная поддержка как сельхозтоваропроизводителй, так и потребителей продовольствия. Считаем целесообразным применять у нас оба варианта поддержки: и потребителей, и товаропроизводителей.

Согласно Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации Система показателей для оценки обеспечения продовольственной безопасности включает:

• уровень производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на душу населения;

• уровень потребления основных видов продовольствия на душу населения;

• потребление продуктов питания по отдельным группам населения;

• фактическое и нормативное содержание питательных веществ в пищевом рационе населения;

• норма потребления питательных веществ на уровне прожиточного минимума; содержание в продуктах питания вредных для здоровья веществ;

• удельный вес импорта основных продуктов питания в товарных ресурсах;

• удельный вес экспорта отдельных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия в объеме их производства;

• удельный вес забракованного импортного и отечественного продовольствия;

• размеры государственного резерва в части продовольствия для оказания государственной поддержки отраслям АПК, организациям, субъектам Российской Федерации в случае возникновения диспропорций между спросом и предложением на внутреннем рынке;

• удельный вес импортной сельскохозяйственной техники, оборудования, средств защиты растений на отечественном рынке;

• индикативные цены на основные виды сельскохозяйственной продукции [2].

В основу доктрины также положены следующие критерии продовольственной безопасности: в сфере потребления, в сере производства, в сфере организации и управления.

В сфере потребления:

• уровень удовлетворения физиологической потребности в питательных веществах и обменной энергии основных видов продовольствия;

• соответствие качества продуктов питания требованиям технических регламентов (критерий безопасности питания);

• энергетический критерий, оцениваемый по трем уровням -оптимальному (2500-3500 ккал/чел. в сутки), недостаточному (1500 - 2500 ккал/чел. в сутки), критическому (менее 1500 ккал/чел. в сутки);

• компонентный критерий;

• уровни физической и экономической доступности продовольствия для различных категорий населения;

• уровень агфляции;

• уровень социальной поддержки малообеспеченных слоев населения;

• пороговые значения продовольственной безопасности. Доля отечественного сельскохозяйственного сырья и продовольствия в общем объеме продаж на рынке должна составлять не менее: зерна и картофеля - 95%, сахара - 80, растительного масла - 80, мяса и мясопродуктов - 85, молока и молопродук-тов (в пересчете на молоко) - 90, рыбы и рыбопродуктов - 80%.

При определении этих пороговых значений учтены, прежде всего, следующие факторы: во-первых, необходимость обеспечения рациональных норм потребления пищевых продуктов; во-вторых, влияние импорта на ценовую устойчивость агропро-довольственного рынка. Известно, что если доля импорта продовольственных товаров превышает пороговую величину в 2025%, то он служит уже не дополнением к внутреннему агропромышленному производству, а существенно подавляет его и приводит к сужению его развития, а потенциально - к спаду производства; в-третьих, наши возможности с учетом природно-климатического потенциала производить конкурентоспособную продукцию [4].

Кроме того, учитывались общепризнанные показатели ФАО граничной доли импорта продовольственных ресурсов примерно в 17%. США и ЕС исходят из необходимости обеспечения 100% независимости. Даже Япония где на 1 человека приходится в 100 раз меньше пашни на 1 человека, чем в США и России, обеспечивает население собственным рисом на 100%, а остальными видами продукции на 45 %, и это несмотря на то, что затраты на производство риса в 7 раз выше, чем в других рисопро-изводящих государствах, но при этом экономическая доступность риса для населения обеспечивается за счет 87%-го уровня поддержки аграрных цен.

По нашему мнению, система критериев продовольственной безопасности в сфере потребления может быть выражена в абсолютных и относительных показателях, изложенных в таблице 1.

Таблица 1

Показатели системы критериев продовольственной безопасности в сфере потребления

Уровень потребления продовольствия

Абсолютный показатель Относительный показатель

Фактическое потребление основных продуктов в динамике Отношение фактического потребления продуктов питания к продовольственной корзине и рекомендуемым нормам потребления

Калорийность пищевого рациона и его структура Отношение калорийности пищевого рациона и его структуры к рациональной

Питательность пищевого рациона Отношение питательности пищевого рациона к питательности прожиточного минимума и рациональных норм питания

Фактическое содержание вредных элементов Коэффициент рациональности структуры потребления по калорийности

Фактическое потребление импортных продуктов питания Коэффициент рациональности структуры потребления по калорийности

Коэффициент рациональности структуры потребления по белкам

Интегральный коэффициент рациональности структуры потребления

Коэффициент обеспеченности белками животного происхождения

Отношение фактического содержания вредных веществ к допустимому

Удельный вес импортных продуктов в общем потреблении продуктов питания

В сфере производства: уровни продовольственной независимости; производства основных видов сельхозпродукции и продовольствия, бюджетной поддержки сельхозтоваропроизводителей.

Подсистема производства - это агропромышленное производство. Уровень и темпы развития его отраслей, возможность обеспечения их расширенного воспроизводства определяют продовольственные ресурсы страны и возможность ее самообеспечения продовольствием. Продовольственное самообеспечение предполагает удовлетворение основной части потребности в продуктах питания за счет отечественного производства и исходит из того, что рост производства отечественного АПК стимулирует развитие многих других отраслей экономики.

Система критериев продовольственной безопасности в сфере производства также может быть выражена в абсолютных и относительных показателях, изложенных в таблице 2.

Социально-экономическая эффективность самообеспечения выражается степенью удовлетворения потребностей населения в продуктах питания как по отдельным продуктам, так и по всему набору. Для этого используется среднее отклонение уровня фактического потребления от нормативного.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В сфере организации и управления:

• обеспечение необходимого уровня резервирования основных видов продовольствия, семян, концентрированных кормов, финансовых, а также земельных ресурсов;

• устойчивость агропродовольственного рынка по его основным продуктовым сегментам на основе балансов спроса и предложения.

Система критериев продовольственной безопасности в сфере организации и управления - это совокупность источни-

ков поступления продовольствия и направления его использования. Она характеризуется уровнем физической и экономической доступности продовольствия для различных категорий населения, состоянием продовольственного рынка, размерами государственных продовольственных резервов.

Физическая доступность продовольствия предполагает бесперебойное его поступление в места потребления в соответствующих платежеспособному спросу объемах и ассортименте. Она характеризуется соотношением количества продовольствия и его ассортиментом в торговой сети и на продовольственных рынках с востребуемым населением.

Экономическая доступность - возможность различных слоев населения приобретать необходимые продукты питания путем их покупки, а также за счет средств, выделенных государством для оплаты поставок продовольствия спецпотребителям [5].

По нашему мнению, система критериев продовольственной безопасности в сфере организации и управления может быть выражена в абсолютных и относительных показателях, изложенных в таблице 3.

Продовольственное обеспечение предполагает постоянную готовность государства и общества к предотвращению и ликвидации нарушений системы обеспечения страны и регионов продуктами питания, вызываемых стихийными бедствиями и другими чрезвычайными ситуациями. Для этого необходимо создавать постоянно возобновновляемые стратегические и оперативные запасы и системы их распределения. Размеры оперативных и федеральных и региональных продовольственных резервов определяют исходя из необходимости поддержания баланса спроса и предложения, конъюнктуры цен на рынке продоволь-

Таблица 2

Показатели системы критериев продовольственной безопасности в сфере производства

Уровень самообеспечения продовольствием

Абсолютный показатель Относительный показатель

Объем собственного производства сельскохозяйственной продукции (за вычетом производственного потребления и нормативных потерь) в расчете на душу населения Отношение объема собственного производства сельскохозяйственной продукции (за вычетом производственного потребления и нормативных потерь) к обоснованной норме его потребления

Индекс локализации - как отношение производства сельскохозяйственной продукции к производству всей сельскохозяйственной продукции в этом же регионе

Коэффициент душевого производства - как отношение производства сельхозпродукции в расчете на душу населения в регионе к аналогичной величине в среднем по стране

Коэффициент обеспеченности продовольствием по калорийности за счет отечественного производства

Коэффициент обеспеченности продовольствием по содержанию белков за счет отечественного производства

Интегральный коэффициент

Таблица 3

Показатели системы критериев продовольственной безопасности в сфере организации и управления

Уровень физической доступности

Абсолютный показатель Относительный показатель

Объем и ассортимент продовольствия, поступаемого в места потребления Отношение объема производства продовольствия и его ассортимента к потребности населения

Уровень экономической доступности

Объем и структура приобретения продовольствия разными категориями населения Отношение объема приобретенного продовольствия и его структуры к нормативным

Объем импортного продовольствия Удельный вес импорта в общих ресурсах продовольствия

Объем продовольствия на экспорт Удельный вес экспорта в общих ресурсах продовольствия

Величина государственных продовольственных фондов и резервов Отношение величины государственных продовольственных фондов и резервов к нормативным

Объем продовольствия для государственных потребителей Отношение объема продовольствия для государственных потребителей к нормативному

ствия. Достаточность стратегических продовольственных резервов государства - это возможность снабжения населения продовольствием в размерах потребительской корзины в случаях чрезвычайных ситуаций.

Библиографический список

Таким образом, систематизация критериев уровня продовольственного обеспечения позволяет повысить точность и достоверность оценки системы в целом и ее подсистем и принимать управленческие решения по проблеме обеспечения населения продовольствием на уровне страны и ее регионов.

1. Атаманов, Г.А. О необходимости новых подходов к исследованию феномена экономической безопасности / Г.А. Атаманов, А.Ф. Рогачев // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. - СПб., 2012.

2. Сёмин, А.Н. Продовольственная безопасность региона: факторы генерации и механизм обеспечения // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2010. - № 5.

3. Политика здорового питания: Федеральный и региональный уровни. - Новосибирск, 2012.

4. Румянцева, Е.Е. Пути достижения продовольственной безопасности Союзного государства и СНГ. - Минск, 2010.

5. Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 «Об утверждении доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации»

Bibliography

1. Atamanov, G.A. O neobkhodimosti novihkh podkhodov k issledovaniyu fenomena ehkonomicheskoyj bezopasnosti / G.A. Atamanov, A.F. Rogachev // Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. - SPb., 2012.

2. Syomin, A.N. Prodovoljstvennaya bezopasnostj regiona: faktorih generacii i mekhanizm obespecheniya // Ehkonomika seljskokhozyayjstvennihkh i pererabatihvayuthikh predpriyatiyj. - 2010. - № 5.

3. Politika zdorovogo pitaniya: Federaljnihyj i regionaljnihyj urovni. - Novosibirsk, 2012.

4. Rumyanceva, E.E. Puti dostizheniya prodovoljstvennoyj bezopasnosti Soyuznogo gosudarstva i SNG. - Minsk, 2010.

5. Ukaz Prezidenta Rossiyjskoyj Federacii ot 30 yanvarya 2010 g. № 120 «Ob utverzhdenii doktrinih prodovoljstvennoyj bezopasnosti Rossiyjskoyj Federacii»

Статья поступила в редакцию 14.01.14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.