ЗАДАЧИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ИНТЕРЕСАХ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ НА ЭТАПЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
Е.А ПЕЧЕНКОВА
кандидат психологических наук Научная специальность: 19.00.03 — Психология труда, инженерная психология, эргономика
E-mail: [email protected]
а.с. артемьев
адъюнкт кафедры психологии Московского университета МВД России Научная специальность: 19.00.03 — Психология труда, инженерная психология, эргономика Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор КБ. лебедев
E-mail: аНетвуа07@таИ.т
Аннотация. Рассматриваются основные задачи психологического воздействия в интересах разрешения конфликтных ситуаций на этапе предварительного расследования; исследуются целесообразности применения следователем психологического воздействия; делается вывод о том, что основной психологической задачей психологического воздействия является изменение неблагоприятных позиций противодействующих расследованию лиц.
Ключевые слова: конфликт, психологическое воздействие, средства, следственная ситуация, тактическая комбинация.
OBJECTIVES AND RESULTS OF THE PSYCHOLOGICAL IMPACT FOR CONFLICT RESOLUTION AT THE STAGE OF PRELIMINARY INVESTIGATION
e.a. pechenkova
candidate of psychological sciences A.S. ARTEMYEV
graduated in a military academy of chair ofpsychology of the Ministry of Internal Affairs Moscow university ofRussia
Annotation. The paper discusses the main challenges in the interest of the psychological impact of conflict resolution in the preliminary investigation, and study the feasibility of investigating the psychological impact. On this basis, concluded that the primary psychological challenge is to change the psychological impact of unfavorable position of opposing the investigation of persons.
Key words: conflict, psychological effects, tools, investigatory situation, tactical combination.
Служебная деятельность в подразделениях внутренних дел имеет свои отличительные характеристики. Так, выполнение функциональных обязанностей сопряжено с повышенной социальной и профессиональной ответственностью сотрудника за свои действия. Несение службы в подразделениях следственных органов нередко происходит в ситуациях с непредсказуемым исходом, психическими и физическими перегрузками, необходимостью
общаться с самым разным контингентом граждан и требует от сотрудника решительных действий и способности пойти на риск. эти специфические особенности профессиональной деятельности оказывают значительное влияние на личностные характеристики сотрудников следственных подразделений [2].
Профессиональная деятельность следователя, помимо высоких специальных квалификационных
знаний и умений, требует наличия психологических знаний, обеспечивающих высокую культуру профессионального и психологического воздействия на людей, с которыми ему как юристу приходится контактировать в процессе производства следственных действий.
Расследование преступлений осуществляется в конкретных условиях времени, места, окружающей среды, взаимодействия и взаимоотношений с другими участниками уголовного процесса, а также действия других факторов, т.е. в конкретной следственной ситуации. В целях успешного решения задач уголовного судопроизводства часто возникает необходимость оказания психологического воздействия в отношении его участников, чтобы изменить следственную ситуацию в благоприятном для расследования направлении. Таким образом, психологическое воздействие задействуется в каждом конкретном случае; в нашем случае — в рамках следственной ситуации.
Следственная ситуация и ее компоненты формируются под влиянием ряда объективных и субъективных факторов. К объективным факторам относятся наличие и характер имеющихся в распоряжении следователя доказательственной и ориентирующей информации, возможность поступления новой информации, наличие необходимых средств и времени. Субъективными являются психологические факторы, которые обусловливаются объективными, но и сами оказывают на них влияние, находясь с ними в сложной взаимосвязи, и могут быть изменены применением психологического воздействия.
Оценка следственной ситуации и ее составляющих конкретным следователем может быть различной. Суть в том, что следственная ситуация как структурное образование уже включает в себя психику того следователя, который непосредственно занимается расследованием того конкретного уголовного дела, в котором возникла эта следственная ситуация. Сам сотрудник включает свои знания, опыт, умения, возможности и иные психические образования как необходимый компонент в структуру следственной ситуации и она рассматривается им же самим в этом виде, с собственным включением в нее.
Ситуация может изменяться при изменении одного из ее компонентов. На практике, например, поручение расследования конкретного уголовного дела (часто сложного в силу различных причин) другому следователю (более опытному или по другим основаниям), который оценивает следственную ситуацию исходя из своих знаний, умений и способностей, включает их в ее структуру, приводит достаточно часто благодаря изменению этого компонента к изменению ситуации в благоприятном для разрешения дела направлении, а дело успешно расследуется [1; 3].
Таким образом, следственная ситуация включает в себя субъективные компоненты, но сама она объективна по своей сути, присваивая указанные компоненты благодаря надситуативной деятельности следователя, заключающейся в осознании ситуации и ее оценке. Сотрудник выступает в данном случае двойственно, включаясь в структуру ситуации и оценивая ситуацию одновременно, находясь как внутри, так и над ситуацией.
Объективное содержание следственной ситуации отражается как следователем, так и иными участниками уголовного процесса (прежде всего подследственным), оценивается ими с точки зрения их интересов и целей, является основой принимаемых решений относительно предпочтительного для них образа действий. Адекватная оценка ситуации, как следователем, так и подследственным зависит от их осведомленности по поводу тех сведений, которыми каждый из них располагает, их возможностей и как они могут быть реализованы при различном повороте событий. Успех расследования во многом определяется психологической готовностью к этой деятельности следователя и полнотой его информационного обеспечения.
Установить взаимосвязь психологического воздействия и следственной ситуации можно лишь определив место психологического воздействия в структуре деятельности расследования — основной деятельности следователей (следственной деятельности) и занимающей достаточно большое место в деятельности оперативных работников.
Основные задачи, решаемые при расследовании преступлений, являются юридическими, но решить их часто можно лишь решив психологические задачи и используя психологические средства. Достаточ-
но четкое осознание, что посредством психологического воздействия решаются цели и достигаются результаты, прежде всего юридические, продемонстрировали следователи и оперативные работники. При анкетировании по вопросу о значимости целей психологического воздействия обнаружилась общая тенденция, когда на первое место была поставлена цель установления истины по делу, которую назвали все анкетируемые, второй отмечалась цель достижения взаимопонимания, третьей — изменение позиции. цели изменить психическое состояние, ввести в заблуждение, обыграть и заставить действовать по своему желанию назывались как равные, последней по значимости отмечалась цель подчинить себе.
В тесте незаконченных предложений при продолжении предложения: «целью психологического воздействия является...» из 234 ответивших сотрудников ее определили как:
1) достижение результата: (конечного, желаемого, требуемого, необходимого, определенного, нужного), решение проблемы, (оперативно-служебной) задачи, установление истины, раскрытие преступления — 43,2%.
2) получение информации: требуемой, необходимой, о совершенном деянии, преступлении, представляющей оперативный интерес, дача правдивых показаний, признание — 19,7%.
3) установление контакта: достижение психологического контакта, доверительных отношений, взаимопонимания, доверия, устранение барьеров и т.п. — 14,9%.
4) изменение личности: ее мышления, представлений, мнений, психических состояний, позиций, поведения — 12,4%.
5) подчинение воли воздействуемого волей воздействующего или управление психикой — 9,8%.
Из анализа приведенных данных следует, что 62,9% сотрудников осознают, что психологическое воздействие не самоцель, а средство достижения в первую очередь юридических целей, на пути к которым решаются и психологические задачи.
С точки зрения воздействия на следственные ситуации средствами психологического воздействия отметим их направленность на неблагоприятные следственные ситуации (требующие изменения),
прежде всего конфликтные, с целью изменения течения конфликта, разрешения или преодоления его путем психологического воздействия на участника уголовного процесса. Психологическое воздействие используется и в бесконфликтных следственных ситуациях, но особую роль оно приобретает в указанных.
Неблагоприятные следственные ситуации являются проблемными. это обусловлено условиями информационной неопределенности (как в отношении знаний об обстоятельствах деяния, так и о личности участника процесса), наличием противодействия, высокой динамичностью развития ситуации и дефицитом времени, высокой вероятностью развития ситуации в направлении, для которого нет готовых алгоритмов деятельности. указанная про-блемность отягчается высокой личной ответственностью сотрудника, риском при принятии тактических решений. Тактическое решение понимается как выбор цели тактического воздействия на следственную ситуацию в целом или на ее отдельные компоненты, на ход и результаты процесса расследования, определение методов, приемов и средств достижения целей.
отличие целей тактических комбинаций от целей психологического воздействия заключается в их направленности. В тактических комбинациях решающим является внешняя сторона — получение результата, внешнее проявление психической деятельности участника процесса — его поведение. Психологическое воздействие направлено на изменение внутренних психических процессов, состояний и качеств, которые обусловливают их внешнее проявление в виде поведения.
Первостепенными задачами психологического воздействия являются выяснение информационного состояния и позиции лиц, представляющих интерес для следователя или попавших в сферу уголовного судопроизводства [4].
Следственная ситуация для подследственного имеет особое значение как во многом определяющая его дальнейшую жизнедеятельность, что вызывает занятие им при расследовании определенной позиции, в которой выражается его отношение к ситуации, оказываемым на него воздействиям и сотруднику — субъекту таких воздействий.
Эта позиция обусловливается его ценностями, ориентациями и установками, но определяющую роль играет личностно-значимая оценка ситуации с точки зрения ее развития и результатов, поэтому является ситуационно-личностной. Среди позиций, от которых зависит наличие и степень противодействия следствию необходимо выделять позиции содействия, конфронтации и противоборства расследованию.
Исходя из этого, основной психологической задачей психологического воздействия является изменение неблагоприятных позиций противодействующих расследованию лиц. В случае противоборства — ликвидация или снятие заинтересованности в нем, в случае конфронтации — нейтрализация негативных проявлений, в случае содействия — стимулирование его. Психологическое воздействие решает задачи ликвидации и нейтрализации мотивов противостояния и приведения граждан к содействию расследованию преступлений.
Психологическое воздействие в деятельности расследования оказывается преимущественно в не благоприятных условиях. для подследственных содержание воздействия опасно, отношение к средствам и способам — настороженное, сотруднику, расследующему уголовное дело, — негативное, часто в силу переноса отношения с содержания на личность. Все это способствует возникновению психологических барьеров и препятствует психологическому воздействию.
Вследствие этого задачами, решаемыми для изменения позиции противодействующих расследованию лиц средствами психологического воздействия, являются изменения отношений следователя или оперативного работника к этим лицам либо демонстрации выгодного в тактических целях отношения или изменение отношения этих лиц к следователю, содержанию психологического воздействия, а также к его средствам и способам.
Задачами психологического воздействия являются также изменение психологических состояний и качеств граждан, препятствующих оказываемому на них психологического воздействия и расследованию преступлений.
При интервьюировании сотрудников правоохранительных органов, включенном наблюдении си-
туаций расследования и анализе речевых отчетов о применении психологического воздействия было установлено, что взаимодействие при оказании психологического воздействия обусловливалось во многом характером тех отношений, которые сотрудник, как активная сторона этого процесса, определяющая его ход, испытывал или демонстрировал гражданину. При этом отметим, что оказались важны не только сами возникающие межличностные отношения, но и характер их истинного проявления или демонстрируемого отношения, что используется как средство психологического воздействия.
Истинное отношение (фактически установка) протестированных работников правоохранительных органов к подследственным варьирует от нормального до негативного. Так, предложение «К подследственным, на которых я оказываю психологическое воздействие, я отношусь как к...» показало следующие преимущественные отношения 221 сотрудника: 1) как к нормальным, обычным людям (человеку, личности), на равных — 43%; 2) отрицательно, как к подследственному, к преступнику — 16,3%; 3) как к объекту, рабочему материалу, равнодушно, источнику информации, нижестоящим — 11,8%; 4) как к противнику, сопернику, игроку, представляющему интерес (обыграть) — 11,8%; 5) как к оступившимся, заблудшим, совершившим ошибку — 11,8%; 6) как к упорным, тяжелым в общении, требующим особого подхода — 2,7%; 7) в зависимости от личности и ситуации — 2,7%.
При анкетировании преимущественное отношение к подследственным распределилось следующим образом:
Оперативные работники, % Оперативные следователи, %
1 Антипатия 3,4 4,2
2 Должен «сидеть» 21,4 21,1
3 Равнодушное 12,8 15,5
4 Интерес к противнику 26,5 18,3
5 Интерес к мотивам 23,9 29,6
6 Как к оступившимся 12 11,3
Как следует из анализа приведенных в таблицах данных, достаточно распространены отношения сотрудников к подследственным: негативное (до 25,3%), равнодушное (до 15,5%) и как к противнику (до 26,5%), что, как будет показано ниже, не способствует успешности психологического воздействия. Однако, при анкетировании и интервьюировании отмечена полимотивация преимущественного отношения к подследственным в зависимости от состава расследуемого преступления, обстоятельств его совершения и личности подследственного. Наиболее негативное отношение вызывали лица, совершившие корыстно-насильственные преступления, затем насильственные; достаточно нейтральной, равнодушное — совершившие корыстные преступления; большей частью сочувственное — привлекаемые за неосторожные деяния. Однако, и это отношение во многом корректировалось и обусловливалось другими факторами: обстоятельствами совершения деяния, наличием доказательств, личностью виновного, его мотивами, характером оказываемого противодействия. Они рождали широкий спектр отношений: от антипатии до стремления переориентировать или помочь человеку.
указанная полимотивация отношений работников правоохранительных органов к подследственным проявилась и при непосредственным наблюдении за процессом взаимодействия при производстве следственных действий в тех случаях, когда сотрудник проявлял свое истинное, а не демонстрируемое отношение.
Отличие целей тактических комбинаций от целей психологического воздействия заключается в их направленности. В тактических комбинациях решающим является внешняя сторона — получение результата, внешнее проявление психической деятельности участника процесса — его поведение. Психологическое воздействие направлено на изменение внутренних психических процессов, состояний и качеств, которые обусловливают их внешнее проявление в виде поведения [5].
Первостепенными задачами психологического воздействия являются выяснение информационного состояния и позиции лиц, представляющих интерес для следователя или попавших в сферу уголовного судопроизводства.
Следственная ситуация для подследственного имеет особое значение как во многом определяющая его дальнейшую жизнедеятельность, что вызывает занятие им при расследовании определенной позиции, в которой выражается его отношение к ситуации, оказываемым на него воздействиям и сотруднику — субъекту таких воздействий.
эта позиция обусловливается его ценностями, ориентациями и установками, но определяющую роль играет личностно-значимая оценка ситуации с точки зрения ее развития и результатов, поэтому является ситуационно-личностной. Среди позиций, от которых зависит наличие и степень противодействия следствию следует выделять позиции содействия, конфронтации и противоборства расследованию.
Исходя из этого, основной психологической задачей психологического воздействия является изменение неблагоприятных позиций противодействующих расследованию лиц. В случае противоборства — ликвидация или снятие заинтересованности в нем, в случае конфронтации — нейтрализация негативных проявлений, в случае содействия — стимулирование его. Психологическое воздействие решает задачи ликвидации и нейтрализации мотивов противостояния и приведения граждан к содействию расследованию преступлений.
Литература
1. Аминов И.И. Визуальная психодиагностика криминальных признаков. // Прикладная юридическая психология. М.: ЮНИТИ, 2000. С. 540—551.
2. Васильев В.Л. Психологическая характеристика деятельности следователя. Л., 1970.
3. Драпкин Л.Я. Общая характеристика следственных ситуаций. Следственная ситуация. М.: Юридическая литература, 1985. С. 115.
4. Лебедев И.Б. и др. Основы психологии для сотрудников правоохранительных органов: Учебное пособие. М.: Щит-М, 2005.
5. Филонов Л.Б. Стратегия контактного взаимодействия и проявления личности // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976. С. 296—318.