психология
ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФЛИКТОВ И ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ
А.С. АРТЕМЬЕВ, адъюнкт кафедры психологии Московского университета МВД России
19.00.03 - Психология труда, инженерная психология, эргономика Научный руководитель: доктор психологических наук,
профессор И.Б. ЛЕБЕДЕВ Рецензент: доктор психологических наук, профессор И.Б. ЛЕБЕДЕВ
Аннотация. В статье рассмотрены актуальные вопросы, касающиеся профессиональной деятельности следователей. Значительное внимание уделено изучению специфики протекания процесса психологического воздействия и развития конфликта. Предложены способы оптимизации деятельности следователя при столкновении с проблемной ситуацией на этапе расследования.
Ключевые слова: психологические воздействие, конфликт, деятельность следователя
CHARACTERISTICS OF THE CONFLICT AND THE PROBLEM OF PSYCHOLOGICAL INFLUENCE IN THE PRACTICAL ACTIVITY
OF INVESTIGATORS
A.S. ARTEMEV, аssociate Department of Psychology Moscow University, Russian Ministry of Internal Affairs
Annotation. The article is devoted to topical issues relating to the professional activities of the investigators. Considerable attention is devoted to the study of the specifics of course the process of psychological impact and the development of the conflict. Proposed ways of optimization of activity of the investigator in a collision with a problematic situation on the stage of the investigation.
Keywords: the psychological impact of the conflict, the activities of the investigator
Анализ уголовной статистики показывает, что рост преступности в нашей стране сопровождается рядом негативных тенденций в правоприменительной деятельности. Причины такого положения заключаются не только в снижении численного состава следственного аппарата, низкой технической оснащенности и несовершенстве уголовно-процессуального законодательства, но, как показало проведенное нами исследование, в недостаточной для современных условий психологической подготовленности следователей.
Наиболее остро проблемы и трудности следователя проявляются в конфликтах, неизбежно возникающих в процессе предварительного расследования. Проинтервьюированные нами следователи главными среди них называют беспомощность, неуверенность в доведении дела до конца, переживания реальности высказываемых угроз в их адрес.
В ходе расследования преступления следователю требуется осуществлять психологический анализ по-
ведения лиц, участвующих в предстоящем следственном действии, для достижения вспомогательных целей: установления и поддержания психологического контакта с данным лицом, оказания правомерного психологического воздействия на него, коррекции собственного поведения, определения тактики и приемов, наиболее эффективных для получения показаний.
Конфликты, возникающие в процессе расследования преступления, не только снижают эффективность профессиональной деятельности следователя, но и вызывают у него тяжелые стрессовые расстройства и, как следствие, преждевременное профессиональное выгорание. Конфликт является продуктом взаимодействия субъективных предпосылок, социально-психологических обстоятельств и неблагоприятных условий службы.
Проблема построения грамотного психологического поведения участников следственных действий, прежде
всего самого следователя, в психологии труда является относительно новой и недостаточно разработанной. В связи с этим она привлекает к себе широкое внимание представителей теории и практики. Несмотря на отсутствие концептуальных исследований данной проблемы в психологии предварительного следствия, многие ученые в настоящее время все больше склоняются к принципиальной возможности и назревшей необходимости положительного разрешения данной проблемы.
Особое место в системе психологических знаний и поиске надежных средств и методов управления психическими явлениями занимает психологическое воздействие. Отмечается, что «в современной психологии сложилось своеобразное разделение труда: в большинстве случаев проблематика воздействия вынесена из академической психологии в ее приложение, т.е. понятно, что от психологического воздействия требуется не объяснение, а действие, оптимизирующее ситуацию».
По мнению опрошенных нами практических работников, поведение подследственных более чем в 70% случаев направлено на противодействие решению задач расследования преступлений. Аналогичные данные о распространенности противодействия как подследственными, так и иными участниками уголовного процесса по различным мотивам приводятся и другими исследователями. Само противодействие может выступать в различных формах.
Среди них на основе включенного наблюдения и анализа ситуаций расследования, речевых отчетов о них и интервьюирования сотрудников и подследственных можно выделить уклонение (завуалированный отказ участвовать в процессе расследования), сопротивление (открытый отказ выполнять законные требования сотрудника), препятствование (противодействие путем активных действий). Уклонение может выражаться в ложном заявлении о своей неосведомленности (не видел, не слышал, не знаю, не знаком, не могу), выражающем стремление умолчать об известных фактах и внушить представление о своей свидетельской недееспособности.
Противодействие сотрудникам при расследовании признало 60,4% из 335 проанкетированных нами подследственных. Формы оказываемого противодействия распределились следующим образом.
1. Отказ отдачи показаний — 28,8%.
2. Отрицание очевидных фактов — 17,8%.
3. Дача ложных показаний 13,5%.
4. Истолковывание фактов и обстоятельств в свою пользу 9,8%.
5. Ссылка на неправильное поведение потерпевшего и смягчающие обстоятельства 20,9%.
6. Ссылка на возможность совершения преступления иным лицом 6,7%.
7. Оговор иных лиц 2,4%.
Указанные данные, как и результаты интервьюирования сотрудников и подследственных, показали,
что сознательное противодействие, выражающееся в откровенном противостоянии (отказ от дачи показаний, немотивированное отрицание фактов, дача явных ложных показаний, противоречащих имеющимся данным), признается и наблюдалось в 60% случаев, в то время как завуалированное, трудно распознаваемое ложное интерпретирование преступного события, опирающегося на возможность неоднозначного истолкования его фактических обстоятельств, — почти в 40% случаев.
По нашим исследованиям, неявные ситуации противодействия определяют распространенное мнение практических работников о необходимости применения психологического воздействия во всех случаях расследования преступлений (32,4% проанкетированных следователей и 38,7% оперработников). Другие сотрудники видят его необходимость в ситуациях явного противодействия, в том числе отказа от дачи показаний и дачи ложных показаний (23,7% проанкетированных следователей и 30,4% оперработников). Однако многие сотрудники связывают возрастание роли психологического воздействия не только и не столько с наличием противодействия, а с недостаточностью или отсутствием доказательств и видят необходимость психологического воздействия прежде всего в восполнении недостаточности доказательств, связывая противодействие с этим моментом (43,9% следователей и 30,9% оперработников).
Исследования подтверждают эмпирически известные практикам особенности видения этих ситуаций следователями и оперработниками, определяющие различие стратегий их действий. Оперработники видят проблему оказания психологического воздействия преимущественно в наличии противодействия, а следователи чаще связывают ее с наличием доказательств (такая направленность подтвердилась) и незаконченных предложений. Направленность оперработников на быстрое раскрытие преступлений ориентирует их на ликвидацию сопротивления подследственных, их признание, а направленность следователей на последующее рассмотрение дела в суде влечет поиск доказательств, подтверждающих признание или делающих его ненужным.
Обобщение следственной практики и анализ осознания необходимости психологического воздействия позволяют согласиться с практическими работниками и выделить два наиболее существенных фактора, влияющих на возрастание его роли в расследовании преступлений: 1) наличие позиции подследственного, направленной на противодействие расследованию в различных формах и 2) недостаточность (отсутствие) доказательственной информации. При этом недостаточность доказательств в наибольшей степени детерминирует, подкрепляет позицию противодействия подследственного. В свою очередь, конфликтная позиция противодействия затрудняет получение этих доказательств от самого подследственного.
Поэтому следует признать, что тактическая работа с подследственным выступает на первое место, когда доказательств недостаточно или в их системе имеются пробелы. Здесь особенно значимо положение Л.Б. Филонова: «через воздействие на личность к получению доказательств», так как в этом случае иногда единственным источником поступающей информации о доказательствах становится сам подследственный.
Важна и внутренняя сущность взаимодействия, которая определяется как «процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную связь и обусловленность». То есть лица, оказывающие противодействие следователям и оперработникам, пытаются оказать воздействие на них. Так, по нашим исследованиям, стремление оказать воздействие на сотрудников признали 77,8% из 335 проанкетированных подследственных и из числа пытавшихся это сделать 83,8% пытались убедить их в своей искренности, 12,8 - вызвать сочувствие, 10 - расположить к себе и только 3,8% признались в том, что пытались использовать в отношении них угрозы и шантаж. Поэтому требуется разработка не только методов воздействия на них, но и методов противостояния осуществляемым ими встречным воздействиям. Из этого следует, что для успешной разработки и использования методов и контрметодов психологического воздействия требуется постоянное следование принципу адресности, индивидуального подхода к лицам, на которых оказывается воздействие.
Индивидуальный подход предполагает, что для повышения успешности психологического воздействия необходимо изучить личность, психологически диагностировать ее. А.В. Дулов отмечал: «...в судебной психологии изучение личности рассматривается как необходимое условие последующего воздействия на нее для осуществлении целей правосудия... Цель изучения его личности — выработка практических рекомендаций для изменения его психики в процессе расследования и рассмотрения уголовного дела (изменение его отношения к преступлению с целью получения признания...)» [1].
Оказание психологического воздействия в отношении подследственных неразрывно связано в сознании практических работников с проблемами их психодиагностики. Анкетирование 68,4% сотрудников указало на недостаточность отнесения подследственных к определенному типу личности и необходимость учета при психологическом воздействии их индивидуальных особенностей. 76,6% протестированных сотрудников указали, что для успешного воздействия сотрудник должен знать психологию и личность подследственного, его характер, мировоззрение, ценностные ориентации, моральные принципы, жизненную позицию, уязвимые (слабые) места, биографию, ближайшее окружение и т.д. В числе не-
обходимых для успешного воздействия умений 40,1% отметили умения разбираться в людях, понимать их, распознавать личность, ее характер, оценивать ее возможности, находить положительные качества и слабые стороны, осуществлять индивидуальный подход, правильно выбирать и применять методы и приемы психологического воздействия с учетом личности и ситуации.
Психодиагностика признается практиками основанием успешности психологического воздействия. Ими отмечается значение отношения как к ситуациям психодиагностики, так и к психологическому воздействию самого объекта — конкретного лица. Часто оно воспринимает себя в ситуации экспертизы, которая типична для деятельности расследования. В условиях конфронтации и психологической борьбы гражданин, преследующий противоположные сотрудникам цели, знает, что его диагностируют, стремятся понять, что он за человек, какими качествами и свойствами, слабостями и недостатками обладает. В этой ситуации он старается выдержать экзамен, а для этого контролирует свое поведение и ответы так, чтобы они выглядели в наиболее выигрышном для него свете.
Следовательно, практическая психодиагностика предполагает учет мотивации личности на ее зондирование и знание способов психологического воздействия поддержания или изменения этой мотивации, включает умение оценивать состояние личности в каждый момент с учетом складывающихся ситуаций и умение менять эти состояния.
Психологическое воздействие как более широкое понятие включает в себя как психологическое принуждение, так и другие методы и средства воздействия. Если в общем плане психологическое воздействие — это процесс оказания влияния на психику субъекта в целях побуждения его к определенному поведению, то побуждение к определенному поведению может заключаться как в принудительном, так и в ином целенаправленном влиянии.
Психологическое воздействие выступает как особый инструмент решения задач уголовного судопроизводства, часто опираясь на психодиагностику и установление психологического контакта. Психодиагностика имеет основной целью изучение и оценку психологических факторов личности, которые определяют особенности выбора и применения приемов и методов психологического воздействия. Установление психологического контакта служит созданию благоприятных психологических условий для применения психологического воздействия, формирования позитивных межличностных отношений, заключающихся прежде всего в принятии друг друга как личностей, понимающих неприемлемость конфликтного решения вопросов, связанных с конкретным делом, несмотря на различие их интересов.
Но именно психологическое воздействие является тем средством, которое в конечном итоге решает про-
фессионально-деятельностные задачи разрешения уголовных дел, установления обстоятельств уголовного события, получения доказательств и через психологическое воздействие осуществляется решение задач уголовного судопроизводства по установлению истины.
Следователи и оперативные работники правоохранительных органов критически относятся к своим умениям психологического воздействия, почти половина считает их недостаточными, испытывает затруднения при их применении. Указанную оценку подтверждают подследственные, в отношении которых ими применялось психологического воздействия. Однако даже имеющийся уровень применения психологического воздействия позволяет вводить подследственных в заблуждение относительно целей, имеющейся осведомленности и доказательств, убеждать их в доказанности деяния, склонять к даче правдивых показаний, изобличать в совершении преступлений. В то же время недостаточная компетентность и профессиональная беспомощность части следователей в оказании психологического воздействия значительно снижают результаты и успешность расследования преступлений.
Подавляющее большинство работников правоохранительных органов осознают и признают необходимость применения психологического воздействия для решения задач расследования, однако использованию психологического воздействия как средства решения этих задач уделяют большое внимание менее половины сотрудников. Одной из причин такого отношения к использованию психологического воздействия является недостаточный уровень психологических знаний и умений сотрудников, а также стремления к его повышению, что частично компенсируется опытом работы. В связи с этим разработка эффективных приемов и методов ПВ актуальна, так как отражает запросы практики.
Итак, психологическое воздействие в деятельности расследования осуществляется в рамках следственной ситуации и обусловливается ею. Составной частью следственной ситуации является психика участников уголовного процесса, обусловливающая их активность, позиции, поведение и деятельность.
Психологическое воздействие выступает в деятельности расследования как внутренне присущая ей составляющая в ситуациях контактирования сотрудника с участниками уголовного процесса, предназначенное для изменения тех компонентов следственной ситуации, которые имеют субъективную природу. За всеми элементами деятельности расследования стоят соответствующие компоненты деятельности психологического воздействия.
Основные задачи, решаемыми при расследовании преступлений, являются юридическими, но решить их часто можно, лишь решив психологические задачи и используя психологические средства.
Отличие целей тактических комбинаций от целей психологического воздействия заключается в их направленности. В тактических комбинациях решающим является внешняя сторона — получение результата, внешнее проявление психической деятельности участника процесса — его поведение. Психологическое воздействие направлено на изменение внутренних психических процессов, состояний и качеств, которые обусловливают их внешнее проявление в виде поведения.
Первостепенными задачами психологического воздействия являются выяснение информационного состояния и позиции лиц, представляющих интерес для следователя или попавших в сферу уголовного судопроизводства.
Исходя из этого, основной психологической задачей психологического воздействия является изменение неблагоприятных позиций противодействующих расследованию лиц. В случае противоборства — ликвидация или снятие заинтересованности в нем, в случае конфронтации — нейтрализация негативных проявлений, в случае содействия — стимулирование его. Психологическое воздействие решает задачи ликвидации и нейтрализации мотивов противостояния и приведения граждан к содействию расследованию преступлений.
Литература
1. Дулов А.В. Основы психологического анализа на предварительном следствии. М.: Юрид. лит., 1999.
БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (НА ПРИМЕРЕ Г. МОСКВЫ)
В.М. ЕГОРОВА,
соискатель кафедры социальных наук и государственного управления Московского государственного областного университета,