Научная статья на тему 'Применение психологического воздействия сотрудниками правоохранительных органов в процессе профессиональной деятельности'

Применение психологического воздействия сотрудниками правоохранительных органов в процессе профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1056
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение психологического воздействия сотрудниками правоохранительных органов в процессе профессиональной деятельности»

Нарушение прав может проявиться как в действии, так и в бездействии виновного. Нарушение или ограничение прав гражданина может выразиться в лишении права, непредоставлении ему возможности реализовать свое право либо создании препятствий к реализации последнего.

К числу таких форм проявлений относятся, например: необоснованное задержание лиц определенной национальности, отказ в приеме на работу вследствие несогласия с убеждениями поступающего, незаконное увольнение с работы по мотиву принадлежности к определенному общественному объединению, необоснованный отказ в аренде помещения по признакам религиозной принадлежности и пр.

Причиняемый при совершении рассматриваемого преступления вред может быть материальным (например, вследствие необоснованного увольнения с работы по мотивам несогласия с политическими взглядами, уволенный лишается на какой-то период заработка), моральным (в случаях унижения чести и достоинства лица определенной национальности) и др.

Главное, необходимо, чтобы все подобные деяния имели место как следствие субъективного отношения к гражданину по признакам, указанным в диспозиции ст. 136 УК РФ. Преступление является оконченным с момента совершения деяния, направленного на дискриминацию, то есть по структуре состав данного преступления законодателем предопределен как формальный.

Нарушение равенства и прав и свобод человека и гражданина совершается умышленно. Мотивами дискриминации могут быть неприязнь, зависть, месть, корысть, неприязнь к национальности или убеждениям лица и пр. Таким образом, можно сделать вывод, что российское законодательство пошло по пути криминализации «прямой» дискриминации. Под запрещение должны подпадать не только ограничения самой возможности осуществлять

какую-либо деятельность или пользоваться каким-то правом, но и неравенство подхода к условиям, на которых различным людям предоставляются соответствующее одинаковое право или возможность осуществления соответствующей деятельности. В то же время, обеспечивая равенство во всех отношениях, нельзя не учитывать и равенства всех сторон-участниц этих отношений*.

Представляется, что еще более успешной не только и не столько с позиций общеправовой дефиниции, сколько в практическом контексте, стала бы практика учета в качестве дискриминационной не только деятельности, направленной на нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина по запрещенным признакам, но и любой умышленной деятельности, посредством которой члены социально определенной группы воспринимаются по-другому, в частности, с неудовольствием в связи с их принадлежностью к данной группе.

Безусловно, это породило бы необходимость переосмысления положений ст. 282, 282.1 УК РФ (с возможным дальнейшим исключением ст. 282).

Остается надеяться, что первый шаг российского законодателя, выразившийся в приведении в соответствие норм национального права с нормами международного права, не станет последним на пути развития антидискриминационной практики в широком смысле этого слова.

Литература

1. Международные акты о правах человека: Сб. документов / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукаше-ва. 2-е изд. М., 2002.

2. Богдановская И.Ю. Право и защита личности от дискриминации по национальной принадлежности // Права человека и межнациональные отношения / Под ред. Е.А. Лукашева М., 1994.

C.B. Абросимов

ПРИМЕНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКАМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В последнее время, с учетом глубинных перемен Роль созерцателя, констатирующего происходя-в жизни общества, вектор стоящих перед правоохра- щие процессы в сфере правопорядка, реагирующе-нительными органами задач значительно сместился. го лишь на ее криминогенную составляющую, ушла

* Например, возможно исключение из правила запрета дискриминации по какому бы то ни было признаку, если характер деятельности или род занятий предъявляет дополнительные (обоснованные) требования к индивидуальным способностям, характеристикам работника. Так же должны допускаться исключения, обусловленные принципом уважения частной жизни. К примеру, владелица частного дома имеет право сама выбирать жильцов, которым пожелает сдать квартиру в своем жилище.

в прошлое. Новые цели, стоящие перед ними, возросшая ответственность перед обществом, стремительность протекающих в государстве процессов обусловили насущную потребность управления ходом событий и в сфере правоохранительной деятельности.

Немаловажную роль здесь может сыграть и играет психологическая наука и, в частности, юридическая психология.

Особый интерес приобретает не констатация того, что объективно происходит на глубинном психологическом уровне, а стремление контролировать и управлять психологическими переменными и через них - поведением. Ответственность и дефицит времени требуют достижения желаемого результата как можно быстрее, в идеале - сразу.

В итоге эмпирически добываемые психотехники и психотехнологии начинают превалировать над теоретическими построениями. Это не может не сказываться на эффективности привлечения в сферу деятельности сотрудников правоохранительных органов тех или иных наработанных на практике средств и методов психологического воздействия.

Встает вопрос и о приемлемости их использования, исходя, в первую очередь, из принципов законности, соблюдения прав и интересов граждан.

Поэтому требуются их тщательное исследование и отбор, соединение знаний, эмпирически установленных и научно обоснованных.

Именно по этой причине психология воздействия в настоящее время оформилась в самостоятельное направление психологической науки.

Если попытаться обобщить хотя бы наиболее существенные (на сегодня) характеристики психологии влияния, то получим предельно общее определение, фиксирующее только самое главное: психологическое воздействие есть процесс изменения психологических переменных человека. Определение крайне абстрактно. Но оно позволяет определить тот ракурс анализа, при котором будут выявлены механизмы и закономерности, необходимые для непосредственного практического использования.

Эта задача может быть решена, если данная проблематика будет рассматриваться в контексте профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов. Учитывая, что категория их и специфика стоящих перед различными сотрудниками правоохранительных задач многообразна, рассмотрим обсуждаемую тематику в контексте расследования преступлений.

Для этого определим требования, предъявляемые к психологическому воздействию в данной правоохранительной деятельности:

- применяется только при необходимости, в целях и пределах реализации возложенных на со-

трудника правоохранительных задач;

- должно осуществляться на основе соблюдения конституционно закрепленных прав и свобод человека и гражданина;

- должно оказываться только на такие психологические характеристики, которые связаны с юридически значимым поведением участников уголовного процесса.

Соответственно, психологическое воздействие в процессе расследования преступлений может быть определено как целенаправленный процесс правомерного влияния следователя на участников уголовного процесса с целью изменения их психологических характеристик, определяющих юридически значимое поведение.

К числу основных факторов, определяющих необходимость использования технологий психологического воздействия в следственной практике, следует отнести: 1) позицию ухода от сотрудничества, активное противодействие расследованию; 2) недостаточность доказательств для успешного расследования уголовного дела. Последнее обстоятельство не только вынуждает следователя к творческому поиску правомерных и допустимых средств и методов влияния на участников уголовного процесса, но и психологически укрепляет позицию противодействия ходу расследования. И наоборот, позиция противодействия ведет к еще большим трудностям получения необходимых доказательств, побуждая следователя к поиску все новых и новых средств изменения конфронтационной позиции подследственного.

Одна из важнейших психологических проблем, которая при этом неизбежно возникает, состоит в том, чтобы правильно определить ту психологическую переменную в объекте воздействия, изменение которой непременно приведет к желаемому варианту его поведения. Однако этот вопрос не разрабатывался даже в теоретических трудах по юридической психологии. Неизбежным практическим следствием этого является то, что сотрудник вынужден самостоятельно решать эту задачу методом бесконечных проб и ошибок, на основе интуиции, профессионального или житейского опыта. В самом деле, на какие психологические переменные обвиняемого, например, нужно оказывать воздействие, чтобы он изменил свою первоначальную позицию полного отказа от какого-либо сотрудничества со следователем на столь же полную позицию сотрудничества со следствием? Ведь причинами противостояния могут быть его убеждения, мотивация (сознаваемая или неосознаваемая), устойчивые или ситуативные установки, отношения со следователем, соучастниками или жертвой преступления и т.п. По сути дела, следователь в этой ситуации оказы-

вается один на один с необходимостью решения сложнейших психологических задач. Но даже когда поставлен исходный психологический диагноз и тот или иной сдерживающий психологический фактор определен, немедленно возникает вторая, не менее сложная, задача - что и как надо сделать, чтобы изменить его в такой степени, чтобы позиция участника уголовного процесса кардинально изменилась.

Попробуем сформулировать некоторые практические рекомендации.

Для правильного выбора и последующего применения различных методик психологического воздействия необходимо, с нашей точки зрения, учитывать следующие основные этапы:

- юридическая квалификация типа сложившейся проблемной ситуации: от общения с правопос-лушным гражданином до задержания вооруженного преступника, наличие или отсутствие необходимой доказательственной базы и др.;

- психологическая оценка поведения гражданина: наличие факторов, осложняющих или облегчающих линию поведения гражданина; его позиция в данной ситуации - от сотрудничества до готовности прибегнуть к вооруженному сопротивлению и др. Это позволяет определить стратегию психологического воздействия (от позитивного стимулирования до психологического принуждения);

- точность определения цели психологического воздействия (изменение позиции, воздействие на мышление, эмоциональную или волевую сферу и т.п.) как промежуточной на пути решения собственно служебной задачи (цель установлена; установлена вероятная цель; цель не установлена и требуются дополнительные усилия по ее выявлению) - определяет психологическую точку (мишень) приложения усилий и типовой операционально-технологический состав действий сотрудника;

- психологические характеристики объекта психологического воздействия, среди которых могут быть облегчающие (позиция сотрудничества, честность, доверчивость, открытость, непредубежденность, желание наказания преступника или мести...) и затрудняющие решение намеченной задачи (установка на конфронтацию, недоверие к сотрудникам правоохранительных органов, нежелание выдать своих товарищей, боязнь мести, страх за родственников) - определяет конкретный операциональный состав воздействия;

- потенциал субъекта психологического воздействия (человеческие, психологические - нравственные качества, правосознание, психологическая культура, мотивация, личностный смысл ситуации, интеллектуальные качества, способность к рефлексированию, владение средствами и методами пси-

хологии воздействия, психическое состояние и установки, временные рамки, материальные, технические, медицинские и иные возможности) определяет пределы возможного и допустимого воздействия.

Таким образом, алгоритмическая последовательность решения психологических задач в ситуации необходимости применения психологического воздействия такова:

- правовая, специально-профессиональная и этическая оценка ситуации и выбор стратегии психологии воздействия на основе отнесения ее к одному из возможных типов;

- психологический анализ сложившейся ситуации на предмет выделения тех психологических факторов, которые затрудняют выполнение сотрудником поставленной задачи;

- выдвижение гипотезы о том, какие психологические факторы должны быть, чтобы «процесс пошел»;

- разработка содержания и последовательности воздействия в целях перевода выделенных психологических переменных (можно, например, убрать опасения мести, пробудив мужество и достоинство). Это и есть функциональное психологическое решение;

- разработка конкретных путей и средств психологического воздействия, построение сценария;

- реализация психологического воздействия;

- корректировка психологического воздействия в случае отклонения или неудачи.

Каждому следователю известно, что участник уголовного процесса далеко не всегда изначально занимает позицию сотрудничества со следствием. В ряде случаев эта позиция не возникает даже в деятельности опытнейших следователей, что представляет собой особый пласт психологического анализа. Так, по результатам нашего исследования, в котором приняли участие более 150 следователей системы МВД и прокуратуры, поведение подследственных более, чем в 70 % случаев, направлено на противодействие решению задач расследования преступлений. Эти данные практически совпадают с выводами некоторых исследователей о достаточно высоком уровне противодействия как подследственными, так и иными участниками уголовного процесса. Противодействие выражается в различных формах и степени: от откровенного противостояния (отказа от дачи показаний, немотивированного отрицания фактов, дачи явных ложных показаний) до завуалированного, трудно распознаваемого ложного интерпретирования преступного события, опирающегося на возможность неоднозначного истолкования его фактических обстоятельств.

По данным нашего исследования, наиболее рас-

пространенными формами оказываемого противодействия выступили:

1) отказ от дачи показаний - 38,8 %;

2) отрицание очевидных фактов - 15,8 %;

3) дача ложных показаний - 15,5 %.

Сравнение этих данных с результатами аналогичных исследований последнего времени [1; 2] показывает почти 10 %-й рост отказа от дачи показаний. Однако, как известно, полученные нами цифры носят статистически усредненный характер. По результатам анализа ряда преступлений, совершенных этнически однородными криминальными группами, процент отказа от дачи показаний на предварительном следствии значительно выше. Установление истины усложняется при пересечении различных, часто противоположных, интересов участников уголовного судопроизводства, когда их цели приводят к сознательному, умышленному искажению фактов или отказу от их сообщения в различных формах противодействия. Именно в часто конфликтных ситуациях соперничества и противодействия задачам расследования сотрудникам необходимо применение методов психологического воздействия, которые могут изменить психическую активность противодействующих лиц на содействие их решению.

Однако даже если цели участников уголовного судопроизводства совпадают с целями лиц, расследующих преступления, сложности установления истины в значительной мере сохраняются в силу того, что каждый из них субъективно воспринимает и относится к преступлению. В подобного рода ситуациях потребность в оказании психологического воздействия не исчезает, но изменяется направленность его вектора - на позитивное стимулирование психических процессов с целью более точного и полного восстановления всей картины совершенного преступления, всей цепочки причинно-следственных связей, приведших к нему.

Данная ситуация значительно осложняется, когда процесс расследования сталкивается с лицами, которые не только оказывают противодействие следователям, но, в свою очередь, пытаются оказать воздействие на них. По данным нашего исследования, такое воздействие сотрудники испытывали на себе в 72 % случаев, а в 4 % оно осуществлялось в виде угрозы и шантажа. Естественно, что в этих случаях от следователей (и других участников расследования) требуются не только навыки «пассивной защиты», но и активного противоборства такому психологическому давлению, т.е. особого класса психологического воздействия. Подчеркнем еще раз - правомерного, допустимого с профессионально-этической точки зрения, опирающегося на современные достижения гуманистически ориентированной психологии.

Практикам известно, что даже при наличии прямых доказательств, событие преступления интерпретируется обвиняемым в его собственных интересах. При совершении насильственных преступлений - это ссылки на возможность совершения преступления иными лицами, оговор их потерпевшими в силу неприязненных и тому подобных отношений, неправильное поведение потерпевших, наличие необходимой обороны, неверное восприятие события очевидцами и т.п. При совершении изнасилований типичны ссылки на добровольность вступления в половую связь и последующий оговор по различным мотивам. При совершении хищений госимущества характерно признание в злоупотреблении служебным положением или в халатности, но не в хищении. Известны трудности доказывания вины задержанных лиц с похищенными предметами и предметами, запрещенными к обращению: наркотиками, огнестрельным оружием, на которое нет разрешения, и т.д. (они «найдены, подброшены, куплены у незнакомых» и т.п.). Даже при задержании в момент совершения преступления вину бывает трудно доказать в силу своеобразного, изощренного интерпретирования этого события.

Помимо сознательного поиска способов реабилитации себя и своих поступков, в основе противодействия и стремления препятствовать процессу расследования лежит действие внутренних психологических механизмов самозащиты личности преступника. Они включаются в случае угрозы его личностной целостности, самооценке, моральному самооправданию. Это приводит к избранию пути нейтрализации опасных для личности воздействий посредством глушения, отвержения информации, противоречащей каким-либо личностно-значимым установкам, отыскания и использования логических аргументов для обоснования противоправного деяния, его необходимости, вынужденности, отсутствия общественно опасного характера, переноса на других лиц собственных черт, намерений, поступков (враждебности, жестокости, лицемерия и прочих), что придает действиям преступника как бы спровоцированный и превентивный характер.

Самооправдание часто опирается на некоторые фактические обстоятельства, но интерпретируемые обвиняемым избирательно: по принципу соответствия сложившимся установкам и цели избежать уголовной ответственности (смягчить ее). Поэтому все то, что не соответствует этому, отвергается. Значит, одной из задач сотрудников должно быть устранение (разрушение) путем психологического воздействия тех представлений, как это сформулировал в своей работе В.Г. Пушков, «в которых виновный может черпать внутренние силы, чтобы препятствовать расследованию».

Требованием принципиальной важности к психологическому воздействию, осуществляемому сотрудниками правоохранительных органов, является его соответствие не только «букве», но «духу» закона, предусматривающее должную ответственность за его нарушение.

Литература

1. Пушков В.Г. Профессионально-психологическое воздействие в процессе расследования преступлений: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000.

2. Дъячкова Ю.Е. Психологический прогноз поведения участников следственных действий при расследовании преступлений: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.