Научная статья на тему 'Психологические механизмы тактико-психологического воздействия в ситуациях конфликтного следствия'

Психологические механизмы тактико-психологического воздействия в ситуациях конфликтного следствия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
871
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС / ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / КОНФЛИКТОЛОГИЯ / ПСИХИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТАКТИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абросимов Сергей Васильевич

Криминалистическая наука не только допускает психологическое воздействие в процессе предварительного расследования уголовных дел, но и признает его необходимым, когда требуется преодолеть как конфронтационную позицию, так и добиться определенной линии поведения, которая привела бы к достижению стоящих перед следствием задач. В этой связи содержательная сторона психологического воздействия, по мнению автора, является одной из основных направлений исследования криминалистической тактики вмешательства следователя во внутренние психические процессы допрашиваемого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL MECHANISMS OF TACTIC PSYCHOLOGICAL INFLUENCE UNDER THE SITUATIONS OF CONFLICT INVESTIGATION

Forensic science not only admits psychological influence in the process of preliminary investigation of criminal cases but also acknowledges it as a must, when it is necessary both to overcome the confrontation position and to reach a certain line of behavior which would lead to achieving the tasks that the investigation faces. In this connection the content part of psychological influence, in the authors opinion, is one of the main directions of the criminal tactics analysis concerning the investigators interference in the inner psychical processes of the person interrogated.

Текст научной работы на тему «Психологические механизмы тактико-психологического воздействия в ситуациях конфликтного следствия»

УДК 343.13+159.9:340(045)

АБРОСИМОВ Сергей Васильевич, заместитель начальника управления по надзору за следствием, производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Южном федеральном округе. Автор 4 научных публикаций

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ТАКТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В СИТУАЦИЯХ КОНФЛИКТНОГО СЛЕДСТВИЯ

Криминалистическая наука не только допускает психологическое воздействие в процессе предварительного расследования уголовных дел, но и признает его необходимым, когда требуется преодолеть как конфронтационную позицию, так и добиться определенной линии поведения, которая привела бы к достижению стоящих перед следствием задач. В этой связи содержательная сторона психологического воздействия, по мнению автора, является одной из основных направлений исследования криминалистической тактики вмешательства следователя во внутренние психические процессы допрашиваемого.

Уголовный процесс, юридическая психология, конфликтология, психическое воздействие, криминалистическая тактика

В криминалистической тактике психологическое воздействие на подследственного при расследовании уголовных дел рассматривается как одно из важнейших средств преодоления его конфронтационной позиции.

В ставшей поистине классической работе А.Р. Ратинова отмечается: «Правомерное психическое влияние само по себе не диктует конкретное действие, не вымогает показание того или иного содержания, а, вмешиваясь во внутренние психические процессы (курсив наш. -С.А.), формирует правильную позицию человека, сознательное отношение к своим гражданским обязанностям и лишь опосредованно приводит его к выбору определенной линии поведения.. •»1 Обратим внимание на два основных момента в этой мысли А.Р. Ратинова: первый -

в процессе расследования преступлений следователь неизбежно «вмешивается во внутренние психические процессы»; второй - это должно быть не любое вмешательство, но вполне определенное, приводящее к изменению позиции личности, более того - формированию правильной (!) позиции. Автор уходит от субъективного и, возможно, профессионально заинтересованного представления о критерии этой правильности, характеризуя такую позицию в контексте общественных интересов как сознательное отношение к выполнению своих гражданских обязанностей. Мысль столь же бесспорная, сколь и идеальная. Представим себе, какой глубиной понимания сущности происходящих при таком «вмешательстве» причинно-следственных связей и психологического механизма должен об-

ладать следователь. Ведь, согласно этой точке зрения, ему предстоит радикально изменить сознательно конфронтационную позицию личности, в поддержании которой она может быть кровно заинтересована, на позицию сотрудничества со следствием, да еще с сознательным отношением к своим гражданским обязанностям. Посильна ли такая сверхзадача для следователя среднего уровня квалификации? Какие тактические средства предлагаются ведущими криминалистами? И, наконец, как предлагает решать эту задачу современная психология?

По мнению А.Р. Ратинова, основной формой воздействия при решении задач в ситуациях конфликтного следствия является метод убеждения. Причем следователь вынужден не только убеждать, но и переубеждать человека. А это, с точки зрения А.Р. Ратинова, задача еще более сложная и обширная. Она во многих случаях решается только отчасти, в пределах установления истины по делу.

Выдвижение на первый план метода убеждения способствовало более глубокой разработке проблемы правомерности психологического воздействия, а также привлечению данных других наук, для которых указанная проблематика была «профильной». Однако психологические механизмы данного процесса при этом оставались практически мало изученными, а их использование осуществлялось на эмпирически-интуитивном уровне. В лучшем случае говорилось о таких внешних атрибутах убеждающей коммуникации, как вербальные и невербальные средства, качество аргументации (главным образом, ее содержание), авторитет убеждающего субъекта, барьеры восприятия убеждающих воздействий (фонетический, семантический, стилистический), фасцинация и др.

Когда речь заходит о конкретных параметрах психологии личности, которые необходимо изменить, чтобы добиться, скажем, сотрудничества со следствием, то всегда возникает вопрос о том, что при этом имеется в виду. Личность, как известно, является целостным образованием, а количество психологических переменных, на которые может быть оказано воздействие, не поддается количественному

измерению и строгой качественной оценке. Так на передний план выступает задача выделения тех параметров психики, воздействие на которые позволяет в какой-то степени изменять поведение личности в том или ином направлении. Это означает, что из бесчисленного количества психических переменных, которые могут быть предметом воздействия, следует выделить только те, которые оказывают непосредственное влияние на формирование поведенческих стратегий. В конкретных ситуациях воздействие адресуется еще более определенным психологическим образованиям, которые должны быть предварительно установлены субъектом воздействия.

Этот подход представляет для нас определенный интерес. В самом деле, следователи, осуществляя психологическое воздействие, ставят целью изменить не всю личность и даже не какую-то ее устойчивую составляющую, но поведение личности «здесь и теперь», т.е. в данной ситуации. Логично предположить, что это поведение, конечно же, связано с личностью как целостностью, но в каждый данный момент времени та или иная система детерминации поведения является доминирующей. Воздействие на нее позволяет существенно ограничить процесс в отношении психологических переменных как «мишеней» воздействия.

При теоретическом анализе такое обоснование психологических адресатов воздействия позволяет сгруппировать все многообразие исследований этой проблематики по определенным основаниям - на какие регуляторы поведения «делают ставку» различные авторы. Приоритет, отдаваемый тому или иному регулятору (или системе регуляторов), одновременно раскрывает позицию автора, его представление о механизме психологического воздействия. Анализ позиций авторов позволяет выделить, по крайней мере, несколько подходов к пониманию этого механизма.

На первый план при реализации психологического воздействия выступила мотивация личности (группы), что нашло свое отражение в самом понятии этого вида воздействия. В одной из первых работ по данной проблеме отмечалось: «.. .сущностью рассматриваемых методов

психологического воздействия является формирование у воздействуемого таких мотивов, которые бы стимулировали поступок, нужный с точки зрения выполнения задачи, стоящей перед сотрудником»2. В соответствии с таким пониманием механизма изменения направленности поведения личности выделялась особая группа методов психологического воздействия, получившая название «методы воздействия на мотива-ционно-потребностную сферу личности».

Выдающийся немецкий психолог X. Хекха-узен, проведя значительную работу по анализу исследований мотивации, представляет механизм психологического воздействия (на примере использования власти) следующим образом: «Чтобы направить действие В в желательном направлении, А должен ввести в психологическое пространство В дополнительные силы, которые бы превзошли все прочие уже возникшие силы»3. Какова же природа этих сил как у А, так и у В? Ответ Хекхаузена не оставляет места для его двусмысленного толкования: «Чтобы такое действие... отклоняло существующие тенденции поведения В в намеченном А направлении, оно должно отвечать определенной мотивационной основе В. В противном случае действие А оставит В равнодушным, не сможет создать в психологическом пространстве В никакой новой силы»4.Словом, речь идет о мотивационном механизме, в котором эффект воздействия может наблюдаться только в том случае, если А найдет (актуализирует, введет дополнительно и т.п.) другую мотивацию, перевешивающую «чашу весов» в ее пользу. Обратим внимание, что, по мнению данного автора, средство воздействия и то, на что оказывается воздействие (ранимое место, окно уязвимости, мишень воздействия), являются психологическими феноменами одной природы - мотивами поведения и деятельности человека. Легко также заметить, что это направление исследований делает акцент на содержательной стороне психологического воздействия, в качестве которой выступает вся мотивационно-потребностная сфера личности или ситуационно актуализированные мотивационные факторы. И этот акцент очень важен, поскольку в нем не только делается впол-

не обоснованная попытка постижения самых глубинных механизмов регулирования поведения человека, но и раскрываются требования к самой технике психологического воздействия. Правда, только на уровне общих требований, превращение которых в конкретную технологию нуждается в дальнейшем исследовании.

Применительно к задачам, решаемым следователем в процессе преодоления конфронтационной позиции подследственного, довольно трудно найти такой мотивационный фактор, который мог бы выступить в качестве альтернативного, превосходящего по своему потенциалу его актуальную мотивацию. Такой альтернативой для обвиняемого, например, могло бы быть только прекращение расследования по возбужденному уголовному делу. Однако вряд ли подобный исход дела может быть признан правильным при наличии «критической массы» доказательственной информации. Из этого следует, что представление об исключительно мотивационных механизмах воздействия на конфронтационную позицию подследственного, да еще в варианте создания для него более привлекательной мотивации, должно быть включено в более широкий контекст.

Информационное направление исследований психологического воздействия получило значительное развитие в 60-е годы прошлого века, отражая растущее признание кибернетических идей. В отличие от мотивационного направления, в нем на первый план выступили наиболее общие феномены взаимодействия как технических, так и социальных систем - информационные процессы. Оно довольно быстро распространилось среди различных отраслей знания, включая право, политические науки, социологию, психологию и др. В одной из первых и достаточно известных криминалистических работ воздействие одного человека на другого в личных или общественных целях рассматривалось как «процесс передачи информации путем использования различных методов и средств с целью вызвать необходимую реакцию со стороны лица, на которое оказывается воздействие, и тем самым обусловить желательную позицию и поведение этого лица в нужном направлении»5 . В более поздних работах по кримина-

листической психологии эта позиция также нашла свое подтверждение. Так, Н.А. Олейник полагает, что «простейший путь добиться изменений в представлениях допрашиваемого заключается в том, чтобы выдавать ему все более и более значительную информацию, приводить ему все более веские аргументы»6. Несколько позже информационное направление трактовки сущности психологического воздействия получило поддержку в ряде работ сотрудников ведущего научно-исследовательского учреждения России - Института психологии РАН. Психологическое воздействие, утверждалось в одной из фундаментальных работ этого института, есть «направленная передача информации от одного человека к другому с целью оказания изменения психологических характеристик, поведения и других особенностей партнера по общению. Транслируемая информация может быть как в вербальной, так и невербальной форме. Психологическое воздействие в большинстве случаев сводится к взаимному обмену информацией, влиянию и взаимовлиянию, к взаимовоздействию»7.

Несмотря на кажущуюся диаметральную потивоположность данных подходов, связанную с их ориентацией либо на некие содержательные механизмы (ценностно-мотивационная сфера), либо на основное средство «доставки» психологического воздействия до адресата - информацию, между ними достаточно много общего: ни один из этих подходов не дает ответа на вопрос, каким образом должно быть реализовано данное воздействие. При этом мотивационно-ориентированное направление формулирует достаточно обоснованную гипотезу о механизмах и условиях происходящего принятия воздействия, на основании которых могут быть сформированы и реализованы вполне конкретные средства и даже технологии этого воздействия. Однако указанный аспект данного подхода все еще остается недостаточно разработанным. Что касается информационно-ориентированного направления, то оно является в высшей степени абстрактным, сводя сущностные характеристики психологического воздействия исключительно к информационной природе. Представляется, что из категории средства (информация как средство воз-

действия) оно в целом ряде современных публикаций превратилось в механизм психологического воздействия, фактически сведенного исключительно к информационному. А это приводит к довольно известной и старой ошибке - технократизации представлений о сущностных характеристиках человеческой психики и механизмах регулирования поведения и деятельности человека, рассмотрению их как исключительно информационных.

Логическим следствием преувеличения реальной роли информационной составляющей в механизме психологического воздействия стало столь же упорное выпячивание на первый план вербальных и невербальных средств как едва ли не единственных, которыми располагает следователь.

В работах Т.С. Кабаченко, ведущихся в контекстах психологии управления, управления персоналом и психологии труда, осуществлена, по нашему мнению, довольно продуктивная попытка системного анализа методов психологического воздействия, представляющая значительный интерес для углубления понимания психологической составляющей криминалистической тактики. С точки зрения указанного автора, воздействие обретает статус психологического, если «имеет внешнее по отношению к адресату (реципиенту) происхождение и, будучи отраженным, приводит к изменению психологических регуляторов конкретной активности человека... Результатом этого может быть изменение степени выраженности, направленности, значимости для субъекта различных проявлений активности»8. В качестве таких психологических регуляторов выделены четыре группы психологических переменных: субъективные модели действительности, источники активности (потребности, мотивы, цели и др.), диспозиции (установки) и фоновые психические состояния. Обратим внимание на тот факт, что вместо размытых формулировок о необходимости оказывать психологическое воздействие в целях изменения позиции подследственного и его склонения к сотрудничеству со следствием, в работах Т.С. Кабаченко речь идет о четырех группах психологических феноменов, выступающих в качестве основных детерминантов по-

ведения личности. В соответствии с выделенными группами психологических регуляторов активности поведения человека в различных ситуациях, осуществляется классификация всех методов психологического воздействия:

- методы воздействия на факторы, обеспечивающие ориентировку в действительности (субъективные модели действительности);

- методы воздействия на источники активности (мотивационно-потребностная сфера, ценностные ориентации, смысловые структуры, идейно-концептуальные позиции и др.);

- методы воздействия на факторы, регулирующие проявление активности (установки, нормы (правовые, этические, групповые, клановые и т.п.), ритуалы и др.);

- методы воздействия на фоновые состояния (сознания, эмоционально-волевые, морально-психологические).

Было бы несправедливым утверждать, что для криминалистической тактики эти методы неизвестны. Но столь же бесспорно и то, что каждому из выделенных методов психологического воздействия может быть найдено свое место в решении задач тактико-психологического воздействия в конфликтных ситуациях следствия. Углубление представлений о механизмах психологического воздействия при расследовании уголовных дел есть, вместе с тем, одно из фундаментальных направлений развития учения о криминалистической тактике и криминалистике в целом.

Примечания

1 Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М., 1967. С. 163.

2 Черненилов В.И., Юстицкий В.В. Применение методов психолого-педагогического воздействия при решении оперативно-служебных задач: учеб. пособ. Мн., 1989. С. 44.

ъХекхаузенХ. Мотивация и деятельность. М., 1986. Т. 1. С. 309.

4 Там же. С. 309.

5Хайдуков Н.П. Тактико-психологические основы воздействия следователя на участвующих в деле лиц. Саратов, 1984. С. 13.

6 Олейник А.Н. Основы конфликтологии. Психологические средства деятельности сотрудников органов внутренних дел в ситуациях конфликта. М., 1992. С. 25.

7Резников Е.Н. Психология межличностного воздействия II Социальная психология: учеб. пособ. / отв. ред. А.Л. Журавлев. М., 2002. С. 179.

8Кабаненке Т.С. Методы психологического воздействия: учебн. пособ. М., 2000. С. 23.

Abrosimov Sergey

PSYCHOLOGICAL MECHANISMS OF TACTIC PSYCHOLOGICAL INFLUENCE UNDER THE SITUATIONS OF CONFLICT INVESTIGATION

Forensic science not only admits psychological influence in the process of preliminary investigation of criminal cases but also acknowledges it as a must, when it is necessary both to overcome the confrontation position and to reach a certain line of behavior which would lead to achieving the tasks that the investigation faces. In this connection the content part of psychological influence, in the author’s opinion, is one of the main directions of the criminal tactics analysis concerning the investigator’s interference in the inner psychical processes of the person interrogated.

Контактная информация: e-mail\ [email protected]

Рецензент - Чертова H.A., доктор юридических наук, профессор, декан юридического факультета Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.