Научная статья на тему 'Сценарный подход к психологическому воздействию при расследовании преступлений'

Сценарный подход к психологическому воздействию при расследовании преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
222
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
расследование / тактические комбинации / психологическое воздействие / сценарий / средства психологического воздействия / его детерминанты / investigation / tactical combinations / psychological impact / scenario / means of psychological impact / its determinants

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пушков Виталий Георгиевич

Статья посвящена проблеме комплексности психологического воздействия при расследовании преступлений, которая может быть решена с помощью сценарного подхода к ней. Доказывается, что сценарный подход позволит изменять позицию граждан, направленную на противодействие расследованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scenario approach to psychological impact in criminal investigation

The article handles the problem of complexity of psychological impact in criminal investigation, which can be solved only with the scenario approach. The author proves that scenario approach will change the citizens' attitude targeted at counteracting investigation.

Текст научной работы на тему «Сценарный подход к психологическому воздействию при расследовании преступлений»

психолого-пЕддгогичЕскиЕ АСПЕКТЫ

расследования преступлений

УДК 159. 98

СЦЕНАРНЫЙ ПОДХОД К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

В. Г. Пушное

Статья посвящена проблеме комплексности психологического воздействия при расследовании преступлений, которая может быть решена с помощью сценарного подхода к ней. Доказывается, что сценарный подход позволит изменять позицию граждан, направленную на противодействие расследованию.

Ключевые слова: расследование, тактические комбинации, психологическое воздействие, сценарий, средства психологического воздействия, его детерминанты.

В юридической психологии при рассмотрении проблем психологического воздействия (далее — ПВ) традиционно раздельное рассмотрение методов, приемов, средств, факторов и других компонентов ПВ при расследовании преступлений. На практике же ПВ, как правило, применяется не в виде отдельных приемов, а в их определенном комплексе и взаимосвязи, что повышает надежность и успешность ПВ. При этом сотрудник воздействует не на отдельные параметры психики граждан, а на ряд их психических образований. Можно говорить о преимущественном воздействии на какую-либо сферу психики, но при этом неизбежно происходят изменения и в других сферах психики. Например, необходимые потребности формируют путем изменения представлений о ситуации или о возможностях сотрудника. Дезорганизуя волю, можно снимать заинтересованность в противодействии.

Поскольку одной из главных задач ПВ является изменение негативной (по отношению к расследованию преступления) позиции гражданина, необходимо воздействовать на комплекс детерминант, определяющих эту позицию.

Детерминантами же возможных позиций (применительно к деятельности расследования преступлений) являются:

— причины: цели, потребности, интересы, мотивы, обусловленные следственной ситуацией;

— внешние факторы: обстоятельства деяния (его давность, предпринятые меры по подготовке, инсценировке, созданию алиби, сокрытию следов и т. д.), влияние значимых лиц (соучастники, родственники и т. п.),

условия обстановки, сама ситуация следственного действия, приводимые доказательства, факты;

— внутренние факторы: устойчивые личностные диспозиции — от фиксированных установок до ценностных ориентаций, личностный смысл, индивидуальные особенности;

— опосредующие звенья: текущие психические процессы и состояния интеллектуально-познавательной и эмоционально-волевой сфер, проявление в них стереотипов и готовности к действиям;

— предпосылки: осведомленность о следственной ситуации, представления об осведомленности сотрудника, личностно значимая оценка ситуации и взаимодействия с точки зрения их развития и возможных результатов.

Внешние факторы преломляются через внутренние с помощью опосредствующих звеньев, создают предпосылки, порождающие причины поведения и деятельности. Исходя из этого, задача состоит в подборе и создании благоприятных (и нейтрализации неблагоприятных) внешних факторов, их применение в качестве средств ПВ. Использование внутренних факторов состоит в осуществлении ПВ на опосредствующие звенья психики (их активизация, стимулирование или дезорганизация, расширение или сужение), вследствие чего организуются и направляются предпосылки активности, порождающие причины (позиции) поведения и деятельности.

Внешние факторы имеют двойственную природу. С одной стороны, это те, которые выступают как объективная данность (обстоятельства деяния, влияние значимых лиц и т. п.), которые подлежат учету, использованию и интерпретации. С другой стороны, это те, которые подбираются, отыскиваются, с помощью которых оказывается ПВ (факты, доказательства, известные обстоятельства, биографические данные, система вопросов, их последовательность и т. д.).

На внутренние факторы как на глубинный «постоянный слой психики» оказывается стратегическое воздействие. Непосредственное тактическое ПВ оказывается на опосредствующие звенья (текущие интеллектуально-познавательные и эмоционально-волевые процессы) путем перевода внешних факторов во внутренний мир высказываниями, поведением, предъявлением, демонстрацией, последовательностью, выражением отношений с использованием механизмов убеждения, внушения, заражения и т. д. Путем ПВ создаются предпосылки причин (позиций) поведения и деятельности: расширение

осведомленности, создание сомнения в осведомленности, расширение или сужение представлений об осведомленности сотрудника, показываются альтернативы, учитываются потребности, сохраняется «лицо», расшатывается заинтересованность в противодействии, что должно приводить к формированию необходимой сотруднику позиции воздействуемого.

Некоторые исследователи 1 используют для обозначения такого комплексного ПВ понятие сценария психологического воздействия, который разрабатывается применительно к различным следственным ситуациям и реализуется с помощью соответствующих психологических тактик.

Сценарий — понятие, зародившееся в театральной практике, широко применяется в различных сферах социальной (научной и практической) деятельности. Это понятие имеет несколько значений, среди которых существенны те, которые обозначают «краткое изложение содержания пьесы, сюжетную схему, по которой создаются представления (спектакли) в театре, импровизации...», а в прогнозировании отождествляется с «системой предположений о течении изучаемого процесса, на основе которой разрабатывается один из возможных вариантов прогноза» 2.

Эти определения позволяют сделать обобщенные выводы о сущности сценария. Во-первых, сценарий — это схема предполагаемого развития событий, на которой строится практическая деятельность исполнителя. Во-вторых, сценарий не является жестким нормированным предписанием для исполнителя, а выступает как общая предполагаемая схема, оставляющая место для импровизации, творческого отношения, вариаций. В-третьих, его появлению предшествует исследование какого-либо процесса с точки зрения перспектив его развития. Последнее означает, что сценарий базируется на каких-либо данных, иногда на аналогиях и прецедентах, но чаще всего — на знании закономерностей развития, но не жестких (в силу наличия таких переменных, действие которых трудно предусмотреть). Наличие последних требует учета возможностей их проявлений в гибком сценарии, дающем возможность корректировать их по ходу развития процесса. В случае развития событий не по предполагаемому сценарию в реальной жизни используются другие варианты, предусматривающие иные пути развития. Успеха добивается тот исполнитель, который применительно к изменениям ситуации владеет достаточным репертуаром (арсеналом) сценариев их развития.

Отличие сценария от плана заключается в отсутствии жесткого нормирования, обязательности исполнения, заданности, наличия показателей (результатов), степени алгоритмизации, вариативности, импровизации. План должен быть выполнен, он ригиден, не учитывает многих переменных, особенно тех специфичных факторов, которые называют человеческими. Сценарий более гибок, вариативен, охватывает возможное развитие процесса или события, корректируя его на ходу, ликвидируя препятствия, может меняться, т. е. является более гибким инструментом управления.

Практическое понимание сценария ПВ иллюстрирует понятие сценария в психотерапии с использованием клинических ролевых игр. Здесь сценарий понимается как гибкая схема набора ролевых игр — ключевых и связующих сцен, воздействующих на психику пациента и позволяющих решить его проблемы. Психотерапевт «обычно не знает, что проявится в представленной проблеме, до тех пор, пока отдельные аспекты не раскроются в стадии действия. Это исключает предварительное планирование: течением сценария управляют на ходу, шаг за шагом» 3.

Деятельность по оказанию ПВ является подчиненной целям деятельности расследования преступлений, а последняя процессуально регламентирована, обеспечивается разработками криминалистики и оперативно-розыскной деятельности. В сценарий ПВ естественно и неизбежно (помимо собственно психологических средств и способов воздействия) включаются содержание доказательственной информации, состояние расследования, компоненты следственной ситуации, которые используются для оказания ПВ.

Таким образом, сценарий ПВ — это гибкая схема активной и целенаправленной деятельности по осуществлению ПВ. В деятельности расследования преступлений — это типовые способы ПВ в сочетании с другими (криминалистическими, процессуальными и оперативно-розыскными) методами, направленными на решение задач уголовного судопроизводства, что изложено в определенной (драматизированной) форме. Драматизированная форма сценария ПВ обусловлена необходимостью взаимодействия сотрудника с гражданами в лицах, использования ролевого поведения.

В случае применения тактической комбинации, построенной по жесткой типовой схеме с использованием строгих моделей, сотрудник оказывается привязанным к заданной схеме. Это не позволяет ему действовать адекватно меняющимся обстоятельствам 4.

Тактическая комбинация — определенный алгоритм решения следственных задач, но с неопределенным исходом, так как в ней часто не учитываются даже позиции и типологические особенности личности участника процесса, а лишь наличие конфликта и информационное обеспечение доказательствами. При решении типичной ситуации сотрудник в практической деятельности постоянно сталкивается с проблемой выбора способа действий в силу информационной неопределенности, связанной с личностью участника процесса и неполнотой доказательств. Вследствие этого типовая тактическая комбинация является структурированной лишь в общих чертах и плохо формализуемой на практике.

На практике сотрудник соединяет алгоритмы тактических комбинаций и свое знание психологии конкретного участника уголовного процесса, пытаясь решить задачи расследования конкретных уголовных дел.

Повышение успешности применения тактических комбинаций «заключается в наполнении типовой тактической комбинации психологическим содержанием. И роль наполнителя играет сценарий ПВ» 5. Это объясняется тем, что сценарий ПВ индивидуален, когда он

разрабатывается под конкретного человека. Наполнение типовой тактической комбинации разработанным применительно к конкретной ситуации и личности сценарием ПВ превращает ее в конкретную, повышая шансы на успешность и эффективность ее реализации.

В отличие от типовой тактической комбинации сценарий ПВ основывается на адекватной информации о ситуации. Он включает наиболее важную для его реализации информацию о личности противодействующего участника уголовного процесса, о его позиции, об отношении к расследованию и значимым лицам, другим участникам процесса, информацию о его осведомленности. В него входят представления сотрудника о доказательствах, данных и фактах, имеющихся в его распоряжении, которые он может использовать в различной последовательности, оперировать ими в качестве содержания ПВ, а также предположения об обстоятельствах деяния, о возможности их проверки и обнаружении новых доказательств (эти возможности являются одной из целей ПВ). Он основывается на учете сотрудником своих возможностей ПВ в смысле владения его арсеналом (средства, приемы и методы) и в предвидении возможных вариантов развития событий, готовности использовать другие сценарии ПВ.

Для ориентации сотрудников в целях формирования навыков ПВ целесообразна разработка типовых сценариев ПВ. Такие сценарии существуют на практике и специально разрабатываются исследователями 6.

Необходимость их разработки вызвана несовершенством предлагаемых тактических комбинаций, их чрезмерной обобщенностью, в то время как сценарии ПВ (даже не привязанные к конкретной личности) учитывают закономерности ее психической деятельности в занимаемой ею позиции противодействия и разрабатываются применительно к более конкретным, детализированным, хотя и типовым ситуациям противодействия.

Эти обстоятельства позволяют рассчитывать, что типовые сценарии ПВ при применении их специально обученными и опытными сотрудниками, ориентированными на использование психологических знаний и умений, учитывающих в каждом случае конкретную личность и специфику ситуации, явятся тем инструментом, который позволит эффективно использовать тактические комбинации и успешно решать задачи расследования.

Продуктивен к разработке и применению сценариев ПВ, имеющих прикладную направленность, подход Л. М. Карнеевой. Он предусматривает классификацию тактических приемов применительно к нескольким основаниям:

— характер ситуации (бесконфликтная и конфликтная);

— форма противодействия в конфликтной ситуации (выделяются только отказ от дачи показаний и дача ложных показаний);

— достаточность и объем доказательств 7.

Конфликтность, форма противодействия и обеспеченность доказательствами определяют выбор совокупности тактических приемов, наиболее эффективных в определенной ситуации, позволяющих изменять ее.

Наиболее значимо в указанном подходе для ПВ является выделение степени его информационного обеспечения — доказательственной базы по уголовному делу. Степень информационного обеспечения ПВ влияет на готовность подследственных оказывать противодействие, выбор ими той или иной позиции при расследовании, а также обусловливает выбор способов и средств ПВ.

Вследствие этого разработка и применение сценариев ПВ — попытка преодолеть информационную неопределенность следственной ситуации и привести воз-действуемого (путем изменения параметров его психики и позиции) в состояние содействия сотруднику для получения объективных сведений об обстоятельствах деяния и решить на этой основе главную задачу расследования — установить объективную истину по делу.

В сценарий ПВ должны быть включены следующие компоненты:

1. Определение целей ПВ, обеспечивающих цели расследования. Если общая цель расследования, определенная законом, — это установление истины, то общая цель ПВ, для которого разрабатывается сценарий, — изменение параметров психики в направлении, способствующем решению задач расследования. Здесь же определяются и промежуточные цели ПВ, последовательность их достижения.

2. Анализ следственных и оперативно-служебных задач под углом зрения выделения тех переменных, которые определяют успешность применения ПВ для разрешения этих задач. Он включает учет таких исходных данных, как:

а) конкретные особенности личности участника уголовного процесса для ослабления, нейтрализации или ликвидации препятствующих характеристик: например, реактивности, гибкости или ригидности мышления, агрессивности, конфликтности поведения, устойчивости или неустойчивости к стрессорам, к неожиданному возникновению сложных обстоятельств. При недостаточности данных о личности требуется умение выявлять их в процессе взаимодействия, в том числе средствами ПВ. Это сведения о личности объекта ПВ психологического характера с точки зрения слабых и сильных сторон его психики, наличия, состояния и динамики изменения его психических параметров;

б) выявление всей структуры воздействий на данную личность (как положительных, так и отрицательных), прежде всего — ближайшего окружения (соучастники, родственники, адвокаты, иные значимые лица). Эти воздействия учитываются и регулируются: усиливаются, ослабляются, нейтрализуются или ликвидируются;

в) анализ доказательств, объектов, фактов, имеющейся информации уже не с позиции их доказательственного значения и силы, а с точки зрения использования их в качестве средства ПВ для проверки объективности и закрепления имеющихся доказательств, для получения дополнительной информации и новых доказательств, способствующих выяснению обстоятельств, существенных для расследования. Эта совокупность конкретных фактов, обстоятельств, доказательств и иной информации, которые служат базой для возникновения определенной

направленности мыслительных процессов, при этом обладают возможностями возбуждения, регулирования, изменения других параметров психики.

3. Принятие решения о тактике ПВ, наиболее подходящей к конкретной ситуации и личности участника процесса с определением последовательности использования для достижения целей ПВ, указанных выше исходных данных. Здесь учитываются и предполагаемые изменения тактики ПВ в связи с возможным развитием событий, изменением ситуации или состояния психики участника процесса как в благоприятном, так и в неблагоприятном направлении для решения задач расследования. В этих случаях предусматривается использование разработанных для них вариантов сценариев ПВ.

4. Создание специфических обстановочных условий, способствующих применению ПВ: места и времени (с учетом психологических особенностей лица), соответствующей обстановки, использование необходимых технических средств, привлечение иных лиц.

5. Учет сотрудником своих возможностей в части умения применять ПВ в соответствии с разработанным сценарием, репертуаром отработанных средств, приемов и методов ПВ, а также в соответствии с изменением ситуации и параметров психики участников уголовного процесса. В этом принципе наличия умений ПВ концептуальная разработка сценария ПВ смыкается с практическим его воплощением, реальным ПВ.

В данной статье сценарный подход анализируется и предлагается для решения задач уголовного судопроизводства. Однако он применим и в других видах деятельности, в частности, для целей профилактики пре-

ступлений, решения задач воспитания и перевоспитания в психопедагогике (правонарушителей, особенно несовершеннолетних), управленческой деятельности, для ее оптимизации в воспитательной работе правоохранительных органов.

1 Ратинов А. Р., Ефимова Н. И. Психология допроса обвиняемого. М., 1988. С. 49-50 ; Черненияов В. И., Юстицкий В. В. Применение методов психолого-педагогического воздействия при решении оперативно-служебных задач. Минск, 1989. С. 70-76 ; Еремеев С. Г. Психологические приемы и способы воздействия на преступные группы с целью их разобщения на стадии предварительного расследования // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 4(63). С. 69-73.

2 Советский энциклопедический словарь. М., 1986. С. 1296.

3 Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М., 1993. С. 75.

4 Наши исследования, отражая такую жесткую привязку к практикуемым негибким формам воздействия, выявили, что при оказании им противодействия многие сотрудники продолжали его, пытаясь довести до конца, «одержать победу» путем давления и «упорства» (20,6%) вплоть до применения неправомерного ПВ (4,1%), либо прерывали воздействие, оставляя подследственных на их позициях, прекращали его на время в поисках причин противодействия и готовясь к следующей встрече (25,2%), только 45,4% избирали вариант изменения тактики. Подобная ригидность половины сотрудников не способствует успешному и оперативному расследованию преступлений.

5 Аврамцев В. В. Психологическое воздействие в оперативных комбинациях : дис. ... канд. психол. наук. М., 1993. С. 121.

6 Черненилов В. И., Юстицкий В. В. Указ. соч. С. 70-76.

7 Карнеева Л. М. Тактические основы организации и производства допроса в стадии расследования. Волгоград, 1976. С. 58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.