образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета» // Российская газета. № 229. 11.10.2013.
5. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014. № 31. ст. 4398.
Берестнев Михаил Александрович, канд. юрид. наук, зав. кафедрой гражданского и земельного права, herestnevahk.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Темнов Эдуард Сергеевич, канд. техн. наук, проректор по учебно-воспитательной работе, etemnov@gmail. com, Россия, Тула, Тульский государственный университет.
THE PURPOSE CHARACTER AS A LEGAL CHARACTERISTIC OF EDUCATIONAL GRANT IS PAID TO EDUCATIONAL IN RUSSIAN FEDERATION
M.A. Berestnev, E.S. Temnov In this article the authors reviewed the purpose character of educational grant is paid to students in the Russian Federation, as part of the legal nature of the legal phenomenon. The classifications has made under this basis, allowed to allocate stimulating and supporting educational grants. Analysis of the legal rules regulating public relations in the educational sphere, allowed to distinguish the criteria for first and second level, used for the appointment and payment of grants, belonging to different groups. The authors also carried out the systematization of causes for the payment of state social grants.
Keywords: a legal characteristic of educational, the criteria for the appointment of educational grants, state social grants.
Berestnev Mikhail Aleksandrovic, PhD. jurid. Science, Head. Department of Civil and Land Law, herestnev a hk.ru, Russia, Tula State University,
Temnov Eduard Sergeevich, PhD. tehn. Sciences, Vice-rector for educational work, etemnovagmail.com, Russia, Tula State University.
УДК 343
ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАССЛЕДОВАНИЮ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
А.А. Бибиков
Представлен авторский подход к систематизации тактических приемов преодоления противодействия расследованию дорожно-транспортных преступлений.
Проанализированы основные виды таких приемов и задачи их применения.
Ключевые слова: противодействие расследованию преступлений, дорожно-транспортные преступления, тактические приемы.
Тактика преодоления противодействия расследованию дорожно-транспортных преступлений представляет собой установление направлений и наилучшей последовательности мероприятий по адекватному реагированию на
99
процесс противодействия расследованию с учетом его ситуационных особенностей.
В условиях необходимости преодоления противодействия расследованию дорожно-транспортных преступлений особую актуальность приобретает обеспечение профессиональной готовности следователя к осуществлению подобных мероприятий. Следователь должен обладать знаниями о форме, способах и причинах противодействия расследованию преступлений данной категории. Знание форм и способов такого противодействия, как справедливо отметил А.Ю. Головин, «позволит следователю адекватно оценить сложившуюся ситуацию по делу, определить круг использованных приемов воздействия и последовательность их применения, установить негативный результат осуществленного противодействия в целом и поставить задачи по его преодолению» [1, с. 171].
Как следствие, лицо, производящее расследование, должно обладать профессиональными знаниями о внешних признаках оказываемого или планирующегося противодействия, его формах, приемах и способах, иметь способности к корректировке плана расследования в зависимости от развития следственной ситуации с элементами противодействия, а так же знать и уметь применять тактические приемы его преодоления.
В процессе расследования конкретных преступлений следователь должен постоянно прогнозировать возможное противодействие, быть готовым предпринять меры к его преодолению. «Ожидаемое противодействие должно побуждать следователя к предварительной выработке в себе осторожности, предельной внимательности к действиям, поведению определенного участника. Никакие действия последнего не должны застать врасплох следователя, хорошо подготовившегося к любой возможной конфликтной ситуации» [2, с. 137].
В ходе преодоления противодействия по дорожно-транспортным преступлениям могут использоваться различные тактические приемы и их комбинации. При этом под тактическим приемом понимается наиболее рациональный, целесообразный и эффективный способ действия лица, производящего расследование, проводимый в ходе отдельных следственных и иных процессуальных действий , а также других мероприятий , направленных на решение задач по собиранию, исследованию, оценке и использованию доказательственной и иной криминалистически значимой информации [3, с. 241].
Рассматриваемые тактические приемы можно систематизировать по нескольким группам:
1. Психологические приемы, в рамках которых выделяются приемы:
- воздействия на интеллектуально-познавательную сферу;
- постановки сложных задач;
2. Приемы, воздействующие на эмоционально-волевую сферу;
3. Праксеологические приемы, в рамках которых выделяются приемы:
- свершившегося факта;
- затягивания, промедлений;
- заманивания;
- использования «оружия» противника против него самого;
4. Совокупность приемов, основанных на рефлексии.
Реализуя психологические приемы, следователь оказывает специфическое воздействие на субъектов противодействия расследованию дорожно-транспортных преступлений. Как верно отмечает Н.П. Хайдуков, «воздействие на человека есть процесс передачи информации от субъекта воздействия посредством различных методов и средств, отражении информации в психике данного лица, способной вызвать соответствующую реакцию, которая проявляется в его поведении, деятельности, отношениях и состояниях, становясь доступной для восприятия воздействующим посредством «обратной связи»[4, с. 136]. Важным требованием к данной группе тактических приемов является их правомерность, то есть сохранение подвергающимся воздействию свободы выбора позиции, наличие условий для ее выбора и изложения, а также непротиворечие воздействия принципам нравственности и законности.
Видится обоснованной классификация способов психологического воздействия, предложенная Т.С. Кабаченко [5, с.12]. Используя данную классификацию, в числе наиболее действенных способов воздействия, направленных на преодоление противодействия расследованию дорожно -транспортных преступлений, можно выделить:
1) Приемы воздействия на интеллектуально -познавательную сферу. Общая цель в данном случае - дезорганизовать интеллектуальные усилия противника, лишить возможность грамотно, планомерно и поэтапно строить свои действия, предугадывать планы следователя, как следствие, затруднять его действия.
В рамках указанных приемов и их комбинаций наиболее действенным следует считать такой прием воздействия, как создание у субъекта противодействия высокого уровня неопределенности. Расследование дорожно -транспортных преступлений подразумевает проведение значительного числа экспертиз, следственных экспериментов, проверок показаний на месте с участниками расследования, результаты которых имеют важное доказательственное значение, могут быть использованы для преодоления расследования. Вместе с тем, большинство результатов указанных следственных и процессуальных действий известны только следователю. В условиях «информационного голода» подозреваемый водитель не может грамотно выстроить линию защиты и, как следствие, в его действиях возможны ошибки и просчеты.
2) Приемы постановки слишком сложных задач, когда подозреваемому или обвиняемому при решении мыслительной задачи (построении версии защиты) необходимо оперировать слишком большим объемом информации в чрезвычайно короткий срок, что зачастую является непосильной задачей и вызывает мыслительный сбой. Задача преодоления противодействия может реализоваться, например, «информационным выпадом», когда следствием подозреваемому сообщается крайне важная информация (результаты
следственного эксперимента, выводы автотехнической экспертизы и т.п.). В результате подобного тактического приема, субъект может отказаться от осуществляемого противодействия.
Подобный тактический прием имеет задачей наглядно продемонстрировать субъекту бессмысленность оказания противодействия, заставить отказаться от его осуществления.
Приемы, воздействующие на эмоционально -волевую сферу. Одним из подобных приемов, является дезорганизация воли противодействующего субъекта путем создания уверенности в невозможности преодоления трудностей, стоящих на пути к цели. Подобная уверенность может быть достигнута демонстрацией сил и средств, направленных на преодоление противодействия, демонстрацией объективных, неоспоримых доказательств, предугадыванием действий противодействующего субъекта. Близким к указанному приему является прием дезорганизации воли путем демонстрации безуспешности, неэффективности волевых усилий. Эффектом указанного приема является ощущение бессмысленности волевого усилия
противодействующего субъекта.
Наряду с психологическими приемами преодоления противодействия расследованию дорожно-транспортного преступления, обосновано применение приемов, разработанных праксеологией, - наукой об общих законах эффективной деятельности. Главной задачей праксеологии является, на основе обобщения опыта различных областей человеческой деятельности, выработка универсальных норм ее эффективности.
1) Наиболее действенными приемами преодоления противодействия расследованию дорожно-транспортных преступлений следует считать прием свершившегося факта и непосредственно связанный с ним прием затягивания, промедлений. В первом случае происходит предвосхищение событий следователем, когда последний добивается такого состояния вещей которое потом по закономерному развитию событий приведет к цели. Прием затягивания, промедлений противоречит приему свершившегося факта. Его смысл состоит в том, чтобы дать раскрыться другому, не раскрывшись самому, измотать противника. Так, при проведении допроса, выложив основные доказательства, следователь делает перерыв, с той целью, чтобы в психическом сознании допрашиваемого произошли изменения под влиянием оказанного следствием воздействия.
2) Прием заманивания состоит в использовании следователем функций и резервов противодействующей стороны. Так, И.Л. Шепелева отмечает, что «большое значение в допросе подозреваемого имеет метод косвенных вопросов, который состоит в том, что вопросы существенные для расследования, маскируются среди внешне безопасных, как бы далеких от интересующего следствие события»[6, с. 20]. Приемы заманивания особенно эффективны при установлении нетипичных обстоятельств или причин дорожно-транспортного происшествия (например, установление остроты зрения водителя, скорости реакции, адекватности цветоощущения, установление вопросов, связанных с
техническим состоянием автомобиля и т. п.).
3) Прием использования «оружия» противника против него самого, который обладает двойной эффективностью - позволяет сэкономить собственные силы и достигнуть большего эффекта влияния на противника, используя его же «оружие». При применении данного приема следователь отдает приоритет средствам, которыми пользуется противоречащая сторона. Так, в ходе проведения допроса следователь обнаруживает «дефекты» версии защиты, в конце же допроса указывает на указанные «дефекты», подтверждая тезис о виновности допрашиваемого.
Важное место с системе приемов преодоления противодействия расследованию дорожно-транспортных преступлений занимают приемы, основанные на рефлексии, то есть способы, основанные на разработке методов построения моделей мыслительной деятельности противника. Приемы рефлексии делятся на рефлексивное управление, рефлексивный прогноз и рефлексивную защиту.
Рефлексивное управление - это попытка передать противнику основания для принятия такого решения, которое было бы выгодно управляющему субъекту. Основной упор делается на исходящую от следователя информацию или на доступ информации из иных источников. Безусловно, следователь не должен опускаться до откровенной лжи. Необходимо использовать дефицит информации у противника, маскировать конечные цели и т. п. Характерным приемом рефлексивного управления является передача противнику правдивой информации о действительных намерениях стороны, которую тот воспринимает в качестве ложной, не доверяя источнику.
Рефлексивный прогноз применяется следователем практически по каждому уголовному делу. Данный метод не ставит задачу воздействия на противодействующее лицо, а представляет собой попытку прогнозирования его поведения, что позволяет занять выгодную для следствия позицию, при которой иные приемы преодоления противодействия будут наиболее эффективными.
Рефлексивная защита представляет собой различные оборонительные варианты действия. Метод направлен на то, чтоб узнать, на какие уступки согласился бы противник, если бы конфликт затянулся.
При всем положительном эффекте теория рефлексии имеет один недостаток - это крайне высокие требования к субъекту, их применяющем. Лицо, использующее методы рефлексии, должно обладать высоким интеллектом, умственной реакцией, интуицией, артистизмом, большим опытом работы. Поэтому нельзя не согласиться с мнением специалиста теории «бесконфликтного поведения» А.Р. Ратинова о том, что блестящие приемы рефлексии остаются продуктом лишь истинных мастеров следствия [7, с. 185].
Применение разработанных А.Р. Ратиновым типовых приемов рефлексивного управления не только возможно, но и необходимо при расследовании дел о дорожно-транспортных преступлениях. Остановимся на некоторых задачах, требующих применения таких приемов:
- формирование у подследственного истинных представлений, выгодных
следователю (например, информирование о выводах той или иной экспертизы по уголовному делу);
- формирование у подследственного ошибочных представлений. Суть данного метода состоит в содержании противодействующего субъекта в неведении относительно объема доказательств, которым располагает следователь. Исходя из «моделируемого» арсенала доказательственной информации, можно прогнозировать то или иное поведение субъекта противодействия;
- формирование выгодных для следователя целей, побуждающих к компромиссу. Так, зачастую виновный водитель соглашается дать правдивые показания, при условии некоторых уступок со стороны следователя (например, «посредничество» при общении с потерпевшими, ограниченный объем информации предоставляемый следователем по месту работы виновного и т.п.);
- формирование ошибочных целей, приводящих к проигрышу (например, к воздействию на очевидца дорожно-транспортного преступления, обладающего важной доказательственной информацией, при условии фиксации указанного воздействия следствием);
- формирование желательного следователю метода решения задачи и образа действия противодействующего лица. Следователь сознательно «попадается» на некоторые уловки, закрепляя в сознании противодействующего определенный образ действия, однако в решающий момент, используя это, следователь применяет нехарактерный прием, преодолевая противодействие;
- формирование у подследственного ложного представления о целях отдельных следственных действий (маскируются истинные намерения). Благодаря указанному приему подлинная цель достигается без помех и негативной реакции (примером подобного приема может служить проведение проверки показаний на месте подозреваемого лица, в рамках которого следователем предлагается воспроизвести определенные обстоятельства ДТП, хотя фактически происходит установление навыков управления транспортным средством);
- создание помех для осознания подлинных намерений следователя. Так, отыскивая важные документы, следователь в целях отвлечения внимания противодействующего лица, осматривает и изымает их большое количество, при том, что из всех изъятых документовз необходимыми являются лишь несколько; при проведении проверки показаний на месте лиц, следователем задается большое количество вопросов, большинство которых направлено на отвлечение внимания;
- формирование ошибочного представления об осведомленности следователя относительно подлинных целей противодействующего лица (например, зная о фальсификации следов на месте дорожно-транспортного происшествия виновным водителем, следователь делает вид, что не в чем его не подозревает).
Перечисленные приемы не исчерпывают всего арсенала средств использования рефлексии, которые могут применяться следователем в
условиях противодействия расследованию. Целесообразна дальнейшая разработка тактических приемов его преодоления, в том числе в рамках методики расследования преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Список литературы
1. Головин А.Ю. Криминалистическая систематика. М., 2002.
2. Дулов А.В. Основы психологического анализа на предварительном следствии. М., 1973.
3. Головин А.Ю. Системные средства и методы в криминалистической науке. Тула, 2013.
4. Хайдуков Н.П. Понятие воздействия, его правомерность и допустимость в деятельности следователя // Вопросы теории и практики предварителного следствия в органах внутренних дел / под ред. В.Я. Чеканова и др. Саратов, 1973.
5. Кабаченко Т.С. Активизация человеческого фактора: методы психологического воздействия // Психологический журнал. 1986, № 4.
6. Шепелева Н.П. Психология следственных действий. М., 1998.
7. Ратинов А.Р. Теория рефлексивных игр в приложении к следственной практике // Правовая кибернетика: сборник статей / под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1970.
Бибиков Александр Александрович, канд. юрид. наук, доц. кафедры правосудия и правоохранительной деятельности, tula. law@yandex. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.
OVERCOMING TACTICS COUNTERACTION TO INVESTIGATION TRAFFIC
OFFENCES A.A.Bibikov
The article presents the author's approach to the systematization of tactics to overcome the counteraction to investigation of road traffic offenses. Analyzed the main types of methods and objectives of their application.
Keywords: opposition to the investigation of crimes, traffic offenses tactics.
Bibikov Alexander Aleksandrovich, PhD. jurid. Sciences, Assoc. Department of Justice and Law Enforcement, tula. law@yandex. ru, Russia, Tula, Tula State University.