Отправьтесь в больницу или медицинское учреждение для медицинского осмотра. Там окажут Вам помощь, если будете ранены, а также определят объем травмы.
Не стирайте после нападения испорченное платье, не выбрасывайте его. Оно будет необходимо как вещественное доказательство Вашему заявлению о нападении.
Не омывайтесь после нападения. В больнице произведут проверку, которая дополнит Ваше свидетельство.
Р. 8.
Предложенные выше материалы могут быть использованы как методические рекомендации в работе психо-лога-практика при расследовании преступлений, связанных с сексуальным использованием несовершеннолетних. Опыт показывает, что, по-видимому, следует придерживаться следующей основной позиции - злонамеренное сексуальное использование не является незапланированным и непредсказуемым событием со стороны насильника. Вместе с тем приведенные выше примеры из реальной практики участия в уголовных делах по раскрытию сексуальных преступлений показывают, что в процессе реконструкции расследуемых событий не всегда следует отметать объяснения обвиняемых, относя их исключительно к лживым выдумкам с целью самооправдания. В последние годы все чаще появляются сведения, из которых следует, что наивные представления об имманентной детской «чистоте» и асексуальности ребенка, являющегося лишь пассивным объектом сексуальных вожделений взрослого, во многом представ-
ляют собой миф. В ряде исследований также показана противоречивость данных о характере последствий сексуальных контактов взрослого и ребенка.
Эти данные лишь подчеркивают необходимость тщательного изучения всех обстоятельств дела, что, в свою очередь, требует специальной подготовки психологов, участвующих в расследовании подобного рода преступлений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Васильев В. Л. Юридическая психология. - 4-е изд. -СПб., 2001.
2. Вейтнере И. Сексуальное использование детей. Психологические аспекты и особенности следствия. -Рига, 1997.
3. Совращение детей и сексуальное насилие в междисциплинарной перспективе // Социальная и клиническая психиатрия. - 1998. - Т. 8. - № 3; Педагогика. - 1998. - № 5.
4. Тюрин П. Полицейская этика в работе с жертвами преступлений: доклад на междунар. конф. «Полиция в правовом государстве» - Рига, 2000.
5. Тюрин П. Т. Инцест как дефектное выражение экзистенциального поиска личности // Криминология и юридическая психология в развитии толерантности: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. (май 2002 г.). - Омск, 2002.
6. Тюрин П. Т. Инцест как специфическое выражение экзистенциального поиска личности // Психология развития. -2005. - № 1.
7. Чу фанов Ю. В. Юридическая психология. -М., 1995.
8. Howitt D. Paedophiles and Sexual Offences Against Children. - Chichester-N.-Y., 1995.
ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ОБВИНЯЕМОГО (ПОДОЗРЕВАЕМОГО) КАК СУБЪЕКТА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАССЛЕДОВАНИЮ
Канд. психол. наук В. М. Шевченко
Новгородский филиал Санкт-Петербургского университета МВД России
Разработка тактических приемов, направленных на разоблачение ухищрений лиц, совершивших преступление, требует обязательного и полного учета психологической характеристики их действий и поступков, связанных с совершением и расследованием преступлений. В уголовном судопроизводстве под изучением личности понимается целенаправленная деятельность по установлению совокупности данных, характеризующих личность и имеющих значение для правильного применения норм уголовно-процессуального права, выбора и использования эффективных тактических приемов при производстве отдельных следственных действий, а также принятия мер по предупреждению и преодолению противодействия расследованию преступлений.
В связи с этим следует согласиться с И. А. Матусеви-чем, полагающим, что учет психологических особенностей личности позволяет предвидеть поведение индивидуума в конкретных ситуациях, в частности, то, как будет он реагировать на вопросы и какие тактические приемы в отношении него следует применять.
Организация воздействия следователя на противодействующего следствию обвиняемого, выбор тактических средств (методов, приемов, комбинаций) для преодоления такого противодействия должны осуществлять-
ся на основании индивидуального подхода к каждому обвиняемому, при котором необходимо учитывать:
- индивидуально-психологические особенности допрашиваемого (интеллектуальные, эмоциональноволевые свойства, психические состояния и др.);
-установление психологического контакта (доверительных отношений) с ним;
- особенности конкретной следственной ситуации;
- наличие необходимых профессиональных и личностных качеств следователя (тактико-психологическая компетентность).
Только такой подход дает возможность следователю осуществлять выбор тактических средств для оказания воздействия на обвиняемого с учетом потребностей, мотивов, интересов, мировоззрения, идеалов обвиняемого, его отношения к окружающей действительности, людям, обществу, закону, правоохранительным органам, лицам, исполняющим социальные роли, в частности, следователя, и т. д.
При выборе тактических средств воздействия на противодействующих следствию обвиняемых следователю необходимо учитывать, что потребности, желания, мотивы, интересы у большинства обвиняемых в основном связаны с собственным благополучием, достижением сугубо личностного результата. Такая на-
правленность определяет реакции, переживания, поступки, поведение, индивидуальные действия этих обвиняемых, порождает активное противодействие, которое они оказывают следствию.
Получить информацию о личности обвиняемого следователь может разнообразными способами. В теории криминалистики разные авторы выделяют разные методы изучения личности допрашиваемого.
В. Е. Коновалова считает, что основными методами диагностики личности следует признать наблюдение, беседу и метод независимых характеристик (2, 64-65). И. А. Матусевич выделяет здесь наблюдение и речевую коммуникацию (5,66), М. М. Коченов, Н. И. Ефимова и другие рассматривают возможности анализа следов преступления, изучения жизненного пути допрашиваемого, использования специальных познаний (3, 11-12). Л. С. Саблина утверждает, что одним из высоко информативных является метод автобиографии (6,186-211).
По нашему мнению, наряду с такими распространенными методами, как обобщение независимых характеристик, допросы родственников, изучение автобиографии и опыта, наиболее эффективным методом являются беседа и связанное с ней непосредственное наблюдение за личностью обвиняемого.
Преимущество указанного метода заключается в том, что следователь сам воспринимает объект изучения, т. е. полученная информация более объективна и беспристрастна. Конечно же, и следователь может ошибаться, но именно эти сведения чаще всего лежат в основе формирования его представления о личности обвиняемого и являются наиболее важными с точки зрения исследуемой проблемы.
Личность подозреваемого исследуется главным образом в двух аспектах: криминальном и тактическом. Криминальный аспект охватывает все, что связано с совершением преступления и необходимо для его последующей оценки и правильной квалификации деяния. В тактическом аспекте допрашиваемого изучают прежде всего как участника особого процессуального действия - допроса. Поэтому наибольший интерес для следователя представляют сведения о личностных особенностях подозреваемого, которые будут определять его поведение на допросе. Такие сведения дадут возможность: предвидеть характер развития отношений между следователем и допрашиваемым; предполагать, будет ли допрашиваемый противодействовать расследованию или давать ложные показания; понимать, почему он решает свои задачи определенным образом, к чему стремится и что избегает.
В имеющихся исследованиях главным образом даются многочисленные рекомендации по предварительному изучению личности до допроса. Речь идет об анализе следов преступления, показаний окружающих, анкетных данных (социального положения, рода занятий, профессии, образования и т. п.) и обобщении независимых характеристик. И лишь малая часть рекомендаций относится к изучению (наблюдению) личности во время допросов, очных ставок и других следственных действий с участием изучаемого лица, когда он вступает в непосредственный контакт со следователем. Как известно, основными объектами наблюдения здесь являются внешний облик, поведение и реакции допрашиваемого, его высказывания.
Следственная практика показывает, что в раскрытии и расследовании сложных дел, в которых много неясностей, противоречивых фактов, имеются признаки противодействия расследованию, важную роль играет изучение личности обвиняемого в процессе непосредственного контакта с ним. В подобных делах необходимо пристальное внимание к различным проявлениям и фиксации тех психологических особенностей допрашиваемого, которые по разным причинам не воспринимаются окружающими. Если же производится допрос обвиняемого или подозреваемого, то во многих случаях он является чуть ли не единственным источником доказательств по отдельным обстоятельствам дела, которые могут быть выяснены только с помощью их показаний. Часто бывает важным объяснение специфики поведения и ситуации совершения преступления, истолкованное самим допрашиваемым.
В делах, где заинтересованные лица оказывают активное противодействие расследованию, редко можно получить достаточные сведения о допрашиваемом, имея только поверхностные характеристики или материалы допросов других людей. Стремление же следователя изучить личность заинтересованного лица в ходе допроса в таких случаях наталкивается на особенно стойкое его сопротивление. Желание тщательно скрыть касается не только обстоятельств расследуемого, но и всего того, что к нему относится, в том числе и отдельные свойства личности, вызвавшие его. Допрашиваемый начинает утаивать все, что считает для себя опасным, понимая, что психологическая характеристика составляется и по другим его поступкам, а не только по совершенному преступлению.
В условиях противодействия заинтересованных лиц расследованию, в частности, в начальный период расследования, действия следователя осуществляются в необходимой последовательности. Сначала изучается личность допрашиваемого, затем происходит воздействие на него и, наконец, противодействие преодолевается с помощью полученных доказательств. Такой порядок действий является целесообразным уже постольку, поскольку допрашиваемый сам снабжает следователя необходимой информацией. Поэтому требуется индивидуальный подход в допросе к каждому, особенно к тому, кто противодействует расследованию. Необходимо соотносить определенные свойства личности, отдельные его черты и характеристики со спецификой воздействия на него.
Объем криминалистического изучения личности, т. е. совокупность и глубина исследования подлежащих установлению сведений о личности субъекта противодействия определяется в каяедом конкретном случае исходя из задач, решаемых с использованием этих сведений, и с учетом процессуальной роли объекта изучения.
Изучение личности участников активного противодействия расследованию - это познавательная тактическая задача. Можно выделить два уровня тактических задач, решаемых с учетом личностных особенностей подозреваемых или обвиняемых как участников расследования:
первый уровень - общетактический, относящийся к расследованию в целом, а также к любому следственному действию или к группе следственных действий;
второй уровень - локальный, связанный с тактикой отдельного следственного действия.
Например, при совершении мошенничества преступники нередко проявляют такие качества, как лабиль-
ность, хорошая адаптивность, развитое воображение, гибкость ума, низкий уровень эмпатии, эмоциональная отстраненность от собеседника, беспринципность, ориентация на прагматические интересы и др. (1,121-126). В большинстве случаев обязательным элементом ухищрений мошенников выступает сокрытие ими информации о себе (в частности, предъявляют потерпевшим поддельные документы, удостоверяющие личность, в других случаях ограничиваются сообщением о себе ложных сведений). Помимо этого преступники прибегают к мерам маскировки внешности при совершении либо после совершения преступления.
Определение круга лиц, среди которых следует искать предполагаемого преступника, в немалой степени зависит от знаний типичных черт мошенников, использующих особые психологические ухищрения. Среди социальных свойств личности по их значимости в первую очередь выделяется наличие преступного опыта. Как показывает исследование, велика доля лиц, ранее судимых и привлекающихся к уголовной ответственности.
Среди психологических качеств мошенников, способствовавших осуществлению замысла, отмечаются такие, как коммуникабельность, умение расположить к себе собеседника, завоевать симпатию потерпевших, создать имидж преуспевающего бизнесмена. Поскольку при совершении преступления преступник входит в контакт с предполагаемой жертвой, он обычно создает впечатление солидного человека, умеющего «себя подать», оставляющего благоприятное впечатление.
Не менее важен и другой аспект изучения личности субъекта противодействия. Если субъект установлен, то информация о его личности позволяет правильно выбрать тактику проведения следственных действий, проводимых с его участием.
Как известно, тактическое воздействие - это всякое правомерное воздействие на тот или иной объект, осуществляемое с помощью тактических приемов или на основе тактики использования иных криминалистических средств и методов, как собственно криминалистических, так и обязанных своим происхождением смежным областям знания. Для такого рода воздействия на поведение участников процесса расследования с целью поддержания или изменения их позиции в направлении, необходимом для решения задач раскрытия и расследования преступления, используются тактические приемы управленческого типа. Объектом воздействия здесь является личность участника противодействия расследованию, а научной базой служит юридическая психология.
Решение различных тактических задач тесно связано с оказанием тактико-психологического воздействия на личность. Необходимо отметить, что наиболее сложной из задач являются прогнозирование линии поведения подозреваемых как участников противодействия расследованию и оказание целенаправленного психологического воздействия на них. От правильного выполнения указанных задач напрямую зависит успешность разрешения многих проблемных следственных ситуаций.
Одной из наиболее эффективных форм тактико-психологического воздействия является, как известно, рефлексивное управление. Оно заключается в способности следователя думать и принимать решения за своего «противника», учитывая эти возможные решения при опре-
делении линии своего собственного поведения и принятии тактических решений.
Тактическое воздействие на личность обвиняемого (подозреваемого) со стороны следователя может быть опосредованным, когда на личность оказывают влияние ход расследования в целом и его результативность, и непосредственным, т. е. в рамках личного общения. Первый вид характерен для обвиняемого, постоянно оценивающего совокупность собранных доказательств и выстраивающего на этой основе стратегию и тактику своего противодействия расследованию. Второй - для всех участников следственных действий. Именно в рамках следственных действий используются основные методы психологического воздействия на личность: убеждение, принуждение, запрещение, предупреждение, угроза, внушение, постановка и варьирование мыслительных задач. Механизм воздействия перечисленных методов предполагает обращение к интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферам личности, на которую обращено воздействие.
Одним из основных воздействующих факторов на личность обвиняемого, которым пользуется следователь, является сообщаемая им информация. Однако важны не только ее содержание, но и форма подачи (устное сообщение от лица следователя, оглашение материалов дела; демонстрация предметов и их изображений; демонстрация действий других лиц и т. д.). Тактически значим выбор момента предъявления информации, последовательность предъявления ее отдельных фрагментов. Имеет тактическое значение и демонстрация следователем своего отношения к предъявляемой информации (беспристрастность, заинтересованность), а также реакции на поведение лица, на которое обращено тактическое воздействие. Эта реакция может быть негативной или позитивной, выражаться в неприятии, одобрении, сожалении и т. д.
Таким образом, тактическое воздействие со стороны следователя на обвиняемых (подозреваемых) как участников процесса расследования заключается в изменении их позиции и поведения в направлении, способствующем решению конкретных задач определенного следственного действия. Чаще всего воздействие направляется на преодоление установки на дачу ложных показаний или на отказ от дачи показаний, на четкое выполнение процессуальных функций в ходе следственного действия и т. д.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анненков С. И. Личность мошенника как элемент криминалистической характеристики. -Саратов, 1981.
2. Коновалова В. Е. Психология в расследовании преступлений. -Киев, 1970.
3. Коченов М. М., Ефимов Н. И., Кривошеев А. С., Сит-ковская О. Д. Изучение следователями психологии обвиняемого: учебное пособие. - М., 1987.
4. ЛушечкинаМ. А. Криминалистическое изучение личности в тактике расследования: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2002.
5. Матусевич И. А. Изучение личности обвиняемого в процессе предварительного расследования преступлений. -Минск, 1975.
6. Саблина Л. С. Автобиография как метод изучения личности преступника // Психологическое изучение личности преступника. Методы исследования. - М., 1976.
7. Филонов Л. Б. Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства. - М., 1979.