Четвертым модулем исследования личности является определение структуры ее интересов [5]. Данная методика позволяет проанализировать содержание и соотношение общих и профессиональных интересов учащегося, выявить источники их формирования и факторы, сдерживающие их развитие.
Социально-психологическое исследование учебной группы осуществляется методом социометрии [1]. Социометрический опрос позволяет определить общую структуру группы, внутригрупповой статус каждого ее члена, качество психологической атмосферы в коллективе. В дополнение к социометрической методике рекомендуется провести исследование психологического климата в учебной группе [5] и ценностей группы [5]. Данные, полученные на этом этапе психологического исследования, представляют собой ценный материал с точки зрения учета и коррекции групповых процессов, структуры ценностей учащихся.
В результате проведенного психологического исследования студент-практикант получает материал для составления интегративной психологической характеристики учащегося и учебной группы, а также возможность для разработки программ их пси-холого-педагогической коррекции.
Важным элементом повышения результативности педагогической практики является организация ее проведения в учебных заведениях различного типа (лицее, гимназии, средней школе, техникуме, бизнес-школе, профессионально-техническом училище) с последующим проведением студенческой научно-практической конференции по обсуждению результатов практики.
Одной из важных задач научно-практической конференции является обмен опытом прохождения практики студентами. При этом целесообразно особое внимание уделять обсуждению специфики и отличий в организации учебной и воспитательной работы, проведения психологического исследования, обусловленных различиями типов учебных заведений. В ходе такого обсуждения студенты получают возможность проанализировать психологические особенности учащихся, принадлежащих к одной возрастной группе, но имеющих различный социальный опыт. Таким образом, практика студентов выходит за рамки непосредственно реализуемых видов психологопедагогической деятельности и создает предпосылки для гармоничного профессионального становления будущих педагогов, неотъемлемым элементом которого является формирование их психологической компетентности.
Литература
1. Альманах психологических тестов. - М.: «КСП», 1996,-400с.
2. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. Пособие/ под общей ред. Крылова А.А., Маничева С.А. - СПб: издательство «Питер», 2000. - 560 с.
3. Энциклопедия психологических тестов. - М.: изд-во ЭКСМО - Пресс, 2001. - 496 с.
4. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других / составители Р. Римский, С. Римская. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. -376 с.
5. Психологические основы педагогической практики студентов: учебное пособие / Под ред. А.С. Чернышева. - М.: педагогическое общество России, 2000. - 144 с.
ЗАДАЧИ И ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ, ЕГО ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ И ПРОБЛЕМЫ
Л.Б. БАХТИГУЛОВА, доцент кафедры педагогики и психологии МГУЛа
Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственно-
стью. Это отношения между мужем и женой, родителями и детьми, основанные на браке или кровном родстве; имеющие исторически определенную организацию, соци-
альное объединение, члены которого связаны общностью быта. Взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Семьи различаются по характеру брака - моногамные - единобрачие, историческая форма брака и семьи, и полигамные - многоженство, форма брака, свойственная преимущественно патриархату. По составу - индивидуальные (одна брачная группа) и «неразделенные» или «составные» (две или несколько брачных групп); по характеру «семейной власти» - патриархальные, управляемые отцом или одним из братьев и матриархальные - управляемые матерью, а также демократические, предполагающие равенство супругов.
Примерно до середины XIX века семья понималась как изначальная и по своей природе моногамная ячейка общества, Рассматривая общество как разросшуюся семью, философы и историки, вплоть до Руссо, Кондорсе, Гердера, Фюстеля де Куланжа и в какой-то мере даже Гегеля и Канта были склонны выводить социальные отношения из семейных отношений. Такой неисторический и умозрительный взгляд на семью преодолевался, с одной стороны, при помощи исследования истории семьи, в частности, брачно-семейного уклада так называемых «примитивных народов», с другой,
- путем изучения жизни и деятельности семьи в различных социальных условиях.
Оформление первого из этих направлений связано с именем швейцарского историка права И .Я. Баховена («Материнское право», 1861г.), заслугой которого явилось обоснование исторической изменчивости брака и семьи. Согласно выдвинутой им гипотезе, моногамному браку предшествовали полигамные отношения между полами, а патриархату - экономическое и нравственное главенство женщин в жизни рода и семьи. Независимо от Баховена, к открытию материнского права пришел также шотландский ученый Мак-Леннан («Первобытный брак», 1865 г.).
Новое учение о семье подверглось критике в работах защитников теории пат-риархализма Г. Мена («Древнее право»,
1861г. и «Древний закон и обычай»,1883г.). Эти работы положили начало многолетней дискуссии. Идеи матриархата и исторического развития семьи нашли поддержку и дальнейшую разработку в работах Леббока, Колера, М. Ковалевского, Л. Штенберга и др. Важнейшее значение имел труд Л. Моргана «Древнее общество» (1877г.) в русском переводе «Первобытное общество» (1900г.), который послужил также одним из основных источников при создании известного труда Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884г.).
Идеи патриархализма, хотя и с признанием некоторого изменения форм брачно-семейных отношений, отстаивались Э.Тайлором, К. Штарке, Э. Вестермарком, В. Шмидтом и др. Фактически к ним примыкал и К. Каутский «Возникновение брака», выступивший с критикой основных выводов Моргана и Энгельса.
Наиболее важным результатом всемирной дискуссии было установление многообразия исторических форм брачносемейных отношений и зависимости их от конкретно - исторических условий.
Однако в буржуазной науке тех лет это было связано с отказом от поисков, ка-кой-либо закономерности («одно линейности») развития семьи и сведением его лишь к смене моногамных форм (Р. Торнвальд, Ф. Гребнер, У. Фей, В. Шмидт и др.). Другой путь преодоления неисторического и умозрительного взгляда на семью связан с именами Дюркгейма «Введение в социологию семьи»(18880, Ле Пле «Европейские рабочие» (1855), Энгеля «Исследование семейных бюджетов»(1881).
Так, Дюркгейм сформулировал закон «контракции» (сжатия) семьи от обширного круга родственников до так называемой «супружеской семьи». Правильный лишь до некоторых этапов истории семьи, этот закон не имеет всеобщего характера, как показали более поздние исследования.
На конечном этапе развития первобытнообщинной формации господствующим стал парный брак - легко расторгаемое
моногамное сожительство мужчин и женщин. С переходом к рабовладельческой формации главной целью брачного союза стало увеличение богатства, и обеспечение условий его наследования, поскольку самым важным из них являлась бесспорность происхождения наследника от определенного отца, жена была отдана под безусловную власть мужа. Перед мужчинами открылись новые возможности многоженства (наложничество рабынь, гетеризм, проституция). Особенно это проявлялось в странах мусульманского Востока, где многоженство стало законной формой брака.
С переходом к феодализму «... моногамия, развивающаяся на развалинах римского мира, в процессе смешения народов, облекла владычество мужчин в более мягкие формы и дала женщинам, по крайней мере, с внешней стороны, более почетное и свободное положение, чем когда-либо знала классическая древность. Распространение мировых религий, в том числе христианства, усилило идеологические узы, скрепляющие семью. Господствующий класс, освобожденный от экономических и хозяйственных забот, достиг такой стадии духовного и нравственного развития, при которой могли появиться «рыцарское отношение к женщине» и «рыцарская любовь».
Капиталистическая индустриализация разрушила связь семьи с домашним производством, оставив у нее из экономических функций лишь организацию быта; большинство семей стало состоять из супругов и их детей (нуклеарная семья). В капиталистическом обществе, где частнособственнические отношения способствуют распространению браков по расчету, действуют две противоречивые тенденции: обновление семьи на основе промышленного и культурного прогресса (превращение семьи в морально - правовой союз мужчины и женщины) и ее дезорганизация (рост семейных коллизий, значительное число разводов). И только при социалистическом строе, как утверждали тогдашние ученые, семейные отношения освобождаются от ус-
тановлений старого общества (собственнические права, влияния церкви, сословных, классовых и национальных предрассудков). Подавляющее большинство браков заключается по личному выбору будущих супругов, а семейные отношения характеризуются их равноправием. Брак из экономического института все более превращается в морально - правовой союз мужчины и женщины, основанный на любви и личном выборе.
После революции 1917 года воспитание детей было объявлено делом государственным, и семья значительно утратила свое значение в воспитании детей. Только что родившегося ребенка семья определяла в ясли, затем в детский сад, далее в школу с продленным днем или в школу - интернат. Ребенок вырастал, таким образом, переходя из одного образовательного учреждения в другое. Даже летние каникулы дети проходили вдали от семьи, В результате произошел отрыв детей от семьи, а государственно-общественная забота о детях обернулась снижением уровня влияния родителей на детей, снижением роли семейного воспитания.
Что же такое семейное воспитание?
Семейное воспитание - одна из форм воспитания подрастающего поколения в обществе, сочетающая целенаправленные педагогические действия родителей с объективным повседневным влиянием семейного быта.
Из истории семейного воспитания. С возникновением семьи на протяжении многих тысячелетий семейное воспитание было по существу единственной формой воспитания детей в обществе. В рабовладельческом и феодальном обществах воспитание детей осуществлялось главным образом в семье: школ и других воспитательных учреждений было мало и они обслуживали преимущественно детей из привилегированных классов. Сословно - классовый характер общества определял различное содержание и направленность семейного воспитания в разных социальных группах. Ве-
ками накапливающийся опыт семейного воспитания стихийно складывался в определенные педагогические взгляды на воспитание детей, на роль семьи в подготовке их к жизни, к труду и к определенным общественным отношениям. Даже в капиталистическом обществе семейное воспитание длительное время продолжало оставаться господствующей формой воспитания, вместе с тем стала интенсивно развиваться общественная форма воспитания детей в специальных педагогических учреждениях, в первую очередь в школе. Развитие школьного образования и воспитания определялось новыми общественными потребностями, развитием машинного производства, науки и техники, усложнением социальных связей в жизни общества.
Опыт семейного воспитания являлся той почвой, на которой вырастали первые педагогические теории. Вначале они не выделяли специфики воспитания в семье, используя опыт семейного воспитания для общепедагогических выводов. С появлением школ возникла проблема соотношения семьи и школы в общем процессе воспитания. Решалась она по-разному - в зависимости от господствующего общественного строя, от философских и социально-политических взглядов того или иного мыслителя и педагога - практика. Так, Квинтилиан, теоретик воспитания в Древнем Риме, сформулировал ряд педагогических требований к семье и в то же время подчеркивал преимущество школьного обучения и воспитания. Чешский педагог XVII века Я. Коменский, выделив 4 ступени развития подрастающего поколения (детство, отрочество, юность, возмужалость) и наметив, для каждой ступени 6-летний период воспитания (6 летняя школа), указывал, что для детства такой школой является «лоно матери» - материнская школа в каждой семье.
Решительным сторонником индивидуального воспитания в семье под руководством гувернеров являлся английский философ 17 века Дж. Локк, выдвинувший идею воспитания «джентльмена». Француз-
ский просветитель 18 века Ж.-Ж. Руссо утверждал, что «воспитанием в семье должны заниматься сами родители». Другой французский философ - материалист 18 века Гельвеций отдавал решительное предпочтение общественному (школьному) воспитанию перед семейным при условии, что школы будут изъяты из рук духовенства и организация их будет передана государству. Однако другие педагоги не противопоставляли столь резко школьное воспитание семейному. Швейцарский педагог И.Г. Песталоцци (конец 18 -нач. 19вв), видя цель воспитания в выявлении «истинной человечности», подчеркивал, что к осознанию своей связи с человеческим родом каждый приходит в процессе семейного воспитания. Осознание неразрывной связи воздействия школы с влиянием семьи и среды в широком смысле слова привело к идее народности воспитания, которая в России была разработана в педагогической системе К.Д. Ушинского, и нашла отражение в трудах Л.Н. Толстого, П. Ф. Лесгафта и др. представителей русской педагогической мысли XIX века. Значительный вклад в теорию и практику семейного воспитания внесли также Н.К. Крупская и А.С. Макаренко.
В «Книге для родителей» Макаренко раскрываются своеобразные и сложные проблемы семейного воспитания, его противоречия и пути их разрешения. В «Лекциях о воспитании детей» он рассматривает общие условия семейного воспитания, проблемы родительского авторитета, дисциплины, игры, семейного хозяйства, воспитания в труде, полового воспитания и воспитания культурных навыков в семье. Вопросы семейного воспитания привлекали внимание С.П. Шацкого, А.П. Пинкевича, П.П. Блонского. Отдельные проблемы семейного воспитания в 20 - 30-е гг. разрабатывались в научно - исследовательских педагогических институтах АПН РСФСР, некоторых научно - исследовательских институтах педагогики тогдашних союзных республик.
Некоторые вопросы воспитания детей в семье
Семья оказывает воспитательное воздействие на ребенка с первого дня его рождения. Способы ухода и кормления, общий режим, характер обращения матери с младенцем - все это формирует у ребенка первоначальные привычки, от которых в большей степени зависит и его дальнейшее поведение. Воспитателями малыша, наряду с матерью, являются все члены семьи, независимо от того, осознают они это или нет. Поведение каждого из них постоянно привлекает внимание маленького ребенка и влияет на его развитие. Воздействуют на ребенка и окружающие его предметы, домашняя обстановка, весь уклад жизни семьи. Роль этих факторов особенно усиливается, когда малыш начинает ходить и овладевать речью, в связи с чем расширяются возможности его активного физического и духовного контакта с окружающим миром. Этот новый этап в жизни ребенка выдвигает важные педагогические задачи перед семьей. Первая из них - установить единый подход к ребенку. Разнобой в педагогических требованиях взрослых (один родитель чрезмерно строг, другие излишне снисходительны, один назначает наказание, другой отменяет) выбивает ребенка из колеи, а порой приучает его добиваться своего, используя противоречия старших. Когда же старшие во всем поступают разумно и согласованно, их единым требованиям дети подчиняются безоговорочно.
В дошкольном возрасте активность детей стремительно растет, обгоняя приобретение малышом соответствующего жизненного опыта, что создает для него известные опасности, которые не всегда могут быть устранены одним лишь надзором старших. Важно уже в этом возрасте развивать в детях способность подавлять те желания, которые имеют отрицательный характер, сдерживать свою активность, когда она переходит допустимые границы, правильно реагировать на слова «можно», «нельзя», «надо», «не надо» и т. д. Так вы-
рабатывается детское послушание как первичная форма дисциплинированности. Правильное сочетание активности и торможения достигается в обстановке хорошо организованной детской жизни.
Широкими возможностями располагает семья в области организации игры с ребенком, занятии физкультурой, выполнения гигиенических процедур, навыков трудового воспитания, умственного и эстетического. Сама потребность ребенка в движении носит не только физический, но и эстетический характер - движение связано с пластикой, ритмикой, оно легко сливается с восприятием музыки, танца. Радио, кино, телевидение также позволяют обогащать ребенка разнообразными эстетическими наблюдениями, впечатлениями. Но, используя эти средства, нельзя перегружать ребенка, иначе ребенок привыкнет к поверхностному восприятию произведений искусства. Очень важно давать ребенку возможность выразить собственные чувства и мысли в самостоятельном творчестве - рисовании, лепке, танце, драматизации.
Семье принадлежит ответственная роль и в нравственном воспитании детей. Такие качества, как честность и доброта, отзывчивость и чувство товарищества, любовь к родине, уважение к людям разных национальностей и др. закладываются уже в раннем возрасте, при этом важны реальные жизненные отношения, как в собственной семье, так и с другими детьми, взрослыми, с окружающим миром.
Важнейшим условием правильно организованного семейного воспитания является индивидуальный подход. Например, ребенка медлительного, флегматичного надо приучать к более быстрым реакциям. Наоборот, у ребенка подвижного надо терпеливо вырабатывать навыки сдерживания, торможения реакций. На одних детей лучше действует более строгий подход, другие же больше нуждаются в ласке, требуют осторожного отношения. Специфические особенности имеет воспитание единственного ребенка в семье, а также воспитание неродных детей. Пренебрежение индивидуаль-
ными особенностями ребенка может привести к появлению у него отрицательных черт характера и привычек.
Поступление в школу - большое событие в жизни ребенка и семьи. Прежде всего, оно означает, что с этого времени воспитание одновременно будет происходить в семье и в школьном коллективе. Это ни в какой мере не умаляет воспитательной роли семьи, но теперь ее влияние постоянно должно согласовываться с влиянием школы. В то же время существенно изменяются педагогические задачи семейного воспитания в связи с тем, что основным содержанием детской жизни становится повседневная организованная и планомерная учебная деятельность, в процессе которой дети не только приобретают знания, у них воспитывается трудолюбие, прилежание, формируется характер. Некоторые родители недооценивают роль семьи в организации учебной деятельности детей или понимают ее узко. Очень важно, чтобы в семье была создана атмосфера, которая поддерживала бы и углубляла интенсивную внутреннюю жизнь школьника. Не ограничиваясь минимально необходимой помощью в приготовлении домашних заданий, надо беседовать с детьми на темы, связанные с учением, обогащать их новыми фактами и жизненными наблюдениями, подкрепляющими то, что узнали дети в школе, предлагать разнообразные задачи, работы позволяющие применить на практике приобретенные знания и умения. Организовать домашнее чтение детей, помогать детям, разбираться в событиях школьной жизни, правильно оценивать свои и чужие поступки, учить их жить в коллективе.
Новый характер приобретают и взаимоотношения между семьей и школой. Родителям следует поддерживать более тесный контакт со школой, чтобы под руководством учителей тактично помогать ребенку, учиться, расширять свой кругозор, повышать общественно - трудовую активность, развивать нравственные качества и гражданское сознание, особенно в юношеском возрасте. Чем старше сын или дочь,
тем серьезнее становится разговор на темы нравственности, дружбы и любви, полового воспитания, активной жизненной позиции.
Родительская требовательность в этот период еще в большей мере, чем раньше, должна сочетаться с максимумом такта и уважения к личности юношей и девушек. Особенно важно помогать им вырабатывать твердый характер, всячески поощрять стремление к самовоспитанию, последовательно расширять их права и самостоятельность, повышая их роль в домашней жизни (в хозяйственных делах, воспитании младших детей), воспитывать чувство ответственности за общее благополучие семьи.
Огромную роль в воспитании детей в этот период играет пример самих родителей, Если маленьких детей привлекает внешняя сторона их поведения, то старших привлекает сама личность родителей: духовные и нравственные качества, искренность, честность и справедливость, душевность и отзывчивость, умение идти в ногу со временем.
Многие ошибки и просчеты в семейном воспитании допускаются родителями из-за отсутствия у них необходимых знаний из области физиологии, психологии и педагогики.
В настоящее время многие школы вновь обратились к педагогическому просвещению родителей, что создает благоприятные условия для органического соединения психолого-педагогических знаний с живой практикой семейного воспитания.
Таким образом, семейное воспитание
- это еще и наука, это педагогика будней, педагогика каждого дня, которая в повседневной жизни совершает великое таинство
- формирование личности человека. Семейная педагогика нуждается в философском осмыслении закономерностей образа жизни в семье, стиля общения и условий жизни.
В настоящее время особенно необходимы глубокие научные исследования по проблемам современной семьи, которыми занимаются Центр семьи и детства, Институт развития личности, Центр эстетического воспитания, Институт коррекционной
педагогики, а также многие педагогические институты и университеты. Составлена комплексная программа «Семейное воспитание», которой предусмотрена разработка моделей семейного воспитания на основе современной гуманистической психологии.
Чтобы семейное воспитание было более действенным необходимо повысить педагогическое образование и культуру родителей. Таким средством оказания помощи семье в воспитании детей является организация педагогического просвещения родителей, т. к. многие беды семейного воспитания обуславливаются незнанием элементарных педагогических истин работы с детьми. Например, ребенок начинает резвиться: беспорядочно бегает, кричит, разбрасывает домашние вещи... Мать или отец, повышая голос, требуют, чтобы он прекратил безобразничать. Но ребенок продолжает. Для него это - игра, деятельность, удовлетворение потребности в движении. Снова - окрики, затем угрозы, берутся за ремень, стремясь воздействовать страхом. Но страх делает ребенка безвольным, подавляя его деятельность и лучшие наклонности.
Знание педагогики подсказало бы родителям, что в данном случае нужно прибегнуть не к угрозам и страху, а переключить ребенка на другой, более спокойный вид деятельности.
В последние годы снова стали обращаться к забытым формам родительского просвещения - это так называемому родительскому всеобучу, основной целью которого является проведение научно-методической работы, и который охватывает разнообразные формы популяризации пси-холого-педагогических знаний среди родителей. Широкое распространение получают «школы молодой матери», в которых основами педагогических знаний овладевают женщины, готовящиеся стать матерями или имеющие маленьких детей. Они изучают вопросы физического развития и санитарно -гигиенического ухода за детьми, овладевают методикой развития их речи, выработки навыков и привычек поведения.
Психолого-педагогические знания по воспитанию детей дошкольного возраста родители получают в специальных семинарах при детских садах, затем работу в этом направлении проводит школа. Для педагогического просвещения родителей создаются лектории по семейному воспитанию, народные университеты педагогических знаний, где читаются лекции и доклады на психолого-педагогические темы, проводятся методические конференции, и семинары по обмену опытом организуются выставки литературы по педагогике и психологии, семейному воспитанию, просмотр и обсуждение кинофильмов по проблемам воспитания. Родители получают здесь педагогические знания с учетом возрастных особенностей детей и класса, в котором обучается их сын или дочь. К чтению лекций привлекаются не только учителя, но и ученые, врачи деятели культуры.
В отдельных семьях не созданы необходимые условия для подготовки домашних заданий школьников, их трудовой деятельности, контроля за подготовкой урока, соблюдения режима дня, что отрицательно сказывается на успеваемости и нравственном развитии уч-ся. Некоторые родители не заботятся об организации досуга детей и воспитании у них здоровых духовных потребностей. В частности, обнаруживается, что некоторые уч-ся мало читают, не проявляют интереса к музыке и изобразительному искусству и слишком много времени проводят у телевизора. Не изжиты также факты, когда некоторые родители стремятся снять с себя ответственность за воспитание детей даже тогда, когда отдельные уч-ся совершают серьезные шалости в школе, не выполняют домашних заданий и полностью переложить ее на учителей. Все это естественно требует соответствующей индивидуальной работы с родителями. В этих случаях учителя совместно с родителями анализируют причины недостатков в учебе и поведении школьников и намечают пути их преодоления.
Индивидуальная работа зачастую носит характер педагогических консульта-
ций родителей и дачи им практических советов по улучшению семейного воспитания. Например, отдельные учащиеся отличаются повышенной нервозностью или упрямством. Не все родители достаточно компетентны в подходе к таким детям и нуждаются в квалифицированной помощи педагогов. Контакты школы с родителями выражаются также в том, чтобы родители, заботясь о развитии творческих задатков детей, создавали для этого им необходимые условия, обращали внимание на вовлечение их в другие виды деятельность, в общественно полезную работу. Все это будет содействовать их правильному нравственному формированию.
Оказывая индивидуальную помощь и влияя на родителей в целях улучшения семейного воспитания, учителям следует проявлять необходимый педагогический такт. Особенно критической оценки заслуживает такой метод, когда учителя жалуются родителям на тех детей, которые «плохо ведут» себя в школе. Такие жалобы, как правило, не дают положительного эффекта. На это указывал еще А.С. Макаренко: «Вы прекрасно понимаете, что обычно вызывают родителей и говорят: «Ваш мальчик не учится и плохо ведет себя. Примите, какие-нибудь меры. Поговорите. Боже сохрани -не бейте»... Иной родитель после такого разговора прямо берется за ремень. А другой просто ничего не делает, и все идет по-прежнему»... (соч. т. 5, с. 457). Макаренко придерживался мнения, что школа должна воздействовать на улучшение семейного воспитания через учащихся. Он говорил: «Что же касается школы и семьи, я никогда не вызывал родителей. Я педагог... и считал, что если дети у меня воспитываются, я квалифицированный воспитатель, так я детей заставлю вносить положительное влияние в семью...». Попробуйте стать на эту точку зрения, и вы увидите, как будет легко, когда вы научите детей чувствовать ответственность за семью...». (Там же, т.4, с. 480-481).
Эта идея Макаренко о влиянии на семью через учащихся заслуживает самого
серьезного внимания. Когда педагоги занимались, например, проблемой развития читательских интересов учащихся и рекомендовали им создание домашних библиотек, они оказывали этим необходимое влияние на родителей, и те включались в эту работу. То же самое относится к трудовой деятельности учащихся в семье, к соблюдению режима дня и т.д. Когда эти задачи ставились перед учащимися, и проводилась с ними соответствующая работа, то это оказывало положительное влияние также на воспитательную деятельность родителей. К сожалению, положение о влиянии на воспитательную работу семьи через учащихся пока еще не получило глубокого освещения в педагогике и слабо используется в школе.
Кроме того, среди родителей есть специалисты в различных областях науки и техники, работники искусства, ветераны труда и др. Хорошо бы школе использовать их при проведении внеклассной и внешкольной воспитательной работы, это придаст ей разнообразие и повысит ее содержательность. Можно использовать родителей при проведении экскурсий на природу, промышленные предприятия, в научные учреждения, театры, музеи и выставки. Это влияние поможет и с проведением профориентационной работы.
Каковы же тенденции современного семейного воспитания?
К сожалению, ученые констатируют, что не все современные молодые родители умеют воспитывать своих собственных детей. От этого страдают и дети, и их родители, и учителя. Причин тому много. А.П. Ситник называет такие:
Во-первых, однодетность или мало-детность семьи в городских условиях уже во многих поколениях, особенно на протяжении последних пятидесяти лет. Это значит, воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по уходу и воспитанию за своими братьями и сестрами. Что было характерно в условиях многодетной семьи.
Во-вторых, в молодых семьях имеются возможности отделиться от своих родителей, от старшего поколения. Казалось бы, в этом есть определенное благо. Но жизнь порознь лишает молодые семьи возможности воспользоваться знаниями и мудростью старших в вопросах воспитания детей. Кроме того, дети лишаются ласки, сказок, внимания бабушек и дедушек. В то же время страдает старшее поколение без наивной непосредственности внуков, без общения с ними.
В-третъглх. Основательно утрачены традиции народной педагогики, по законам которой считалось, что воспитывать ребенка надо, пока он еще маленький, и «лежит поперек, а не вдоль лавки». Народная педагогика учила высокой нравственности через пословицы и поговорки, через незамысловатые, но очень значимые выражения: «Гуляй, девица, да смотри, чтобы ветром не надуло» или «Гуляй, да в подоле не принеси».
В-четвертых, вследствие происходящей урбанизации общества усилилась анонимность общения детей и взрослого населения. Раньше в деревне все знали, чей это сын и чья это о дочь, которые нарушают правила поведения, совершают асоциальные поступки, поэтому родителям было стыдно иметь невоспитанных детей, а детям совестно вести себя недостойно. Совсем иная ситуация в крупном городе, где живут горожане «в первом поколении», выходцы из деревни, но порвавшие родные корни с деревенскими традициями и не усвоившие еще городского образа жизни.
В-пятых, в ряду причин, осложняющих семейное воспитание, все возрастающие социальные и экономические трудности: низкая заработная плата и несвоевременная ее выдача. Полная или частичная безработица и необеспеченность во многих семьях прожиточного минимума. Все это
снижает уровень эмоционального внутрисемейного настроя, что не создает благоприятных условий для общения в семье, в итоге - для семейного воспитания.
В-шестых, гипертрофированная политизация общества, когда прямая трансляция заседания съездов, выступлений депутатов палат и Госдумы приковывает к телеэкранам молодых родителей, а от детей в эту пору они отмахиваются, как от назойливых мух: «Отойди, не мешай!» И дети остаются предоставленными сами себе. Затем эти увлечения сменились не мене повальным увлечением сериалами «Просто Мария», «Дикая Роза», «Дикий ангел», «Во имя любви» и т. д. Вновь вся семья прикована к телеэкрану, а на воспитание детей не остается времени.
Перечень причин, которые не позволяют или мешают молодым родителям заниматься воспитанием детей, можно продолжить. Однако и этих вполне достаточно, чтобы констатировать неблагополучие в постановке семейного воспитания во многих современных семьях. Вот почему школьные учителя должны быть заинтересованы в оказании помощи родителям по содержанию и организации воспитания детей в семье, в педагогическом просвещении родителей, вооружении их знаниями и умениями воспитательного воздействия на детей, установлении между школой, родителями и учителями союзнических взаимоотношений.
Литература
1. Воспитание вашего ребенка (составитель Т. Мартынюк, А. Ефименко). - Харьков, 1996.
2. Воспитание детей в семье.- М., Педагогика, 1990. Рек. Библ. Указатель.
3. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети - М.: Педагог. Общество России, 2000.