Научная статья на тему 'Основные направления взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся'

Основные направления взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7129
642
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / SCHOOL AND FAMILY INTERACTION / FAMILY EDUCATION / FAMILY PEDAGOGY / EDUCATIONAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хуриева Марина Юрьевна

В статье отражены основные направления, формы и методы взаимодействия семьи и школы, под которым подразумевается систематическое осуществление коммуникативных действий всех участников образовательного процесса. Раскрыты сущность и содержание семейного воспитания и его влияния на учебно-воспитательный процесс школы, а также на формирование личности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPAL DIRECTIONS OF SCHOOL AND FAMILY INTERACTION IN STUDENTS’ EDUCATION

The article reflects the main courses, forms and methods of school and family interaction. The last implies systematic communication between all the participants of educational process. The paper reveals the essence and content of family education and its effect on school educational process and child personality formation as well.

Текст научной работы на тему «Основные направления взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся»

дификация, связанная с тем, что изменяется когнитивная структура новости: способ представления информации. Цель риторической модификации массме-дийного дискурса - воздействовать на аудиторию,

навязать собственное мнение на происходящее событие, тем самым изменить имеющиеся стереотипные представления и сформировать новое видение социального мира.

Библиографический список

1. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М.: Наука, 1988. 341 с.

2. Зарезина С.Н. Устойчивые личностные смыслы в аспекте межкультурной коммуникации (на материале статей о России в англоязычной прессе за 1991-2004 гг.): дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04. Иркутск, 2004. 236 с.

3. Падучева Е.В. Семантические исследования (Семантика времени и вида в русском языке, семантика нарратива). М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. 464 с.

4. Плотникова С.Н. Когнитивно-дискурсивная деятельность: наблюдение и конструирование // Studia Lingüistica Cognitiva. Вып. 1. Язык и познание: Методологические проблемы и перспективы. М.: Гнозис, 2006. С. 66-81.

5. Плотникова С.Н. Дискурсивные технологии и дискурсивное оружие как реалии современной информационной эпохи // Технологизация дискурса в современном обществе: коллективная монография. Иркутск: ИГЛУ, 2011. С. 6-44.

6. Рассел Б. О пропозициях: что они собой представляют и

каким образом обозначают // Избранные труды об обозначении. Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2007. C. 115-257.

7. Тодоров Ц. Теории символов / пер. с фр. Б. Нарумова. М.: Дом интеллектуальной книги, Русское феноменологическое общество, 1998. 408 с.

8. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. М.: Петрополис, 1998. 432 с.

9. Эффективная коммуникация: история, теория, практика: словарь-справочник / отв. ред. М.И. Панов, Л.Е. Тумина. М.: ООО «Агенство «КРПА Олимп», 2005.

10. Graber D. A. Processing the News: How People Tame the Information Tide. New York; London: Longman, 1984. 241 p.

11. Ochs E., Capps, L. Narrating the self // Annual Review of Anthropology, 1996. P. 19-43.

12. Perelman, Ch. Olberchts-Tyteca, L. The New Rhetoric. A Treatise on Argumentation. London: University of Notre Dame Press, 1969. 566 p.

УДК 37.02; 371;013; 018.1(091)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ

© М.Ю. Хуриева1

Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, 362025, Россия, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46.

В статье отражены основные направления, формы и методы взаимодействия семьи и школы, под которым подразумевается систематическое осуществление коммуникативных действий всех участников образовательного процесса. Раскрыты сущность и содержание семейного воспитания и его влияния на учебно-воспитательный процесс школы, а также на формирование личности ребенка. Библиогр. 7 назв.

Ключевые слова: взаимодействие семьи и школы; семейное воспитание; семейная педагогика; воспитательный потенциал.

PRINCIPAL DIRECTIONS OF SCHOOL AND FAMILY INTERACTION IN STUDENTS' EDUCATION M.Yu. Khurieva

K.L. Khetagurov North Ossetian State University,

46 Vatutin St., Vladikavkaz, North Ossetian Republic - Alania, 362025.

The article reflects the main courses, forms and methods of school and family interaction. The last implies systematic communication between all the participants of educational process. The paper reveals the essence and content of family education and its effect on school educational process and child personality formation as well. 7 sources.

Key words: school and family interaction; family education; family pedagogy; educational potential.

В условиях экономических преобразований, ослабления воспитательной работы в школе и семье, отсутствия психолого-педагогической поддержки семьи, низкого уровня организации совместной деятельности администрации школы, педагогов, родителей в воспитании учащихся необходимо все внимание сосредоточить на вопросах улучшения качества воспи-

тательной работы в школах, поиска новых путей привлечения семьи к участию в учебно-воспитательной работе школы. Воспитание - это трудный и продолжительный процесс, требующий зачастую комплексного, системного подхода, увязывания многих различных, часто противоречащих друг другу компонентов. Поэтому воспитывать нужно учиться. В связи с этим

1Хуриева Марина Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии, тел.: 89188240931, 89280676933, email: bekoevamarina@mail.ru

Khurieva Marina, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Psychology, tel.: 89188240931, 89280676933, e-mail: bekoevamarina@mail.ru

уместно вспомнить слова А.С. Макаренко: «Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка. Весь этот «хаос» не поддается как будто никакому учету, тем не менее, он создает в каждый момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им - вот задача воспитания» [5, с. 164].

Говоря о воспитании, мы должны подчеркнуть, что это неотъемлемая часть человеческого бытия. В процессе воспитания человек не просто становится членом общества, участником данной исторической ситуации, он реализует свою человеческую сущность. Необходимо закрепить важнейший философско-педагогический принцип единства образования и воспитания, учитывая при этом, что критерий образованности заключается в нравственности, стержнем которой является духовная традиция, делающая человека воспитанным. Поэтому воспитание выступает как процесс вырабатывания, созидания в формирующемся молодом человеке гармонической системы отношений с окружающим его социумом и миром в целом. Он не может сводиться к закреплению однажды определенных отношений, не допускает возможности дрессировки человека, выработки у него определенного стереотипа. Это не трансляция некой модели для формального усвоения, а прежде всего помощь ребенку найти собственный ответ на вопросы: «Что я есть?» и «Для чего я живу?» Иными словами, это ориентация формирующейся личности на свой жизненный выбор. Кроме того, необходимо признать, что цели и средства формирования личности вытекают не из запросов общества или государства, а из сущности самого человека. Нельзя пытаться «встраивать» ребенка в этот процесс, надо процесс подстраивать под его жизнь, которую он проживает в данный момент.

Главную роль в осуществлении этой важной задачи призвано сыграть взаимодействие и сотрудничество школы, семьи и общественности. Совместная работа педагогов и родителей - это партнерская деятельность, направленная на гуманизацию воспитательной среды, выработку общей стратегии деятельности школы и семьи, определение программ совместной работы, совершенствование педагогического мастерства, культуры родителей и педагогов, освоение новых принципов жизнедеятельности и развитие новых форм общественной жизни. Поэтому в процессе формирования личности учащихся и воспитании нравственных, духовных, эстетических, патриотических, экологических качеств необходимо согласованное педагогическое взаимодействие семьи и школы. Как философская категория понятие взаимодействие в самом общем смысле представляет собой объективную и универсальную форму развития и движения (В.А. Крутецкий), отражающую процессы воздействия объектов друг на друга (Е.П. Ильин), их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого (В.П. Симонов). Взаимодействие - согласованная дея-

тельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи [2, с. 58]. Для человека это проявляется в стремлении к взаимодействию с различными объектами окружающего мира. Через взаимодействие человек постигает природные и общественные явления, закономерности, процессы, ориентируется в окружающей реальности, определяет способы своего мышления и поведения. С этим понятием связана и потребность человека в общении, обучении, образовании, собственном развитии.

Педагогическая наука, оперируя понятием педагогическое взаимодействие, подразумевает систематическое осуществление коммуникативных действий всех участников образовательного процесса, основными направлениями которого являются:

- использование возможностей школы для раскрытия способностей обучающихся и реализации творческого потенциала педагогического коллектива;

- стимулирование познавательной активности и творческой деятельности обучающихся в урочное и внеурочное время;

- стимулирование научно-исследовательской и творческой деятельности педагогов;

- проведение системной самооценки учителем собственных результатов профессиональной деятельности;

- повышение активности родителей в совместной деятельности семьи и школы;

- создание информационного пространства школы и т.д.

Углубленное понимание сущности взаимодействия в области дидактики представлено в работах В.К. Дьяченко, Л. Клинберга, В.Я. Ляудис.

Образовательный процесс следует представлять как сложную систему педагогического взаимодействия. Как подчеркивал А.С. Макаренко: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги» [5, с. 218]. Но школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Педагоги могут и должны обогатить, усилить положительное внешкольное влияние, включить его в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательное влияние, используя профессиональные возможности. «Какими бы прекрасными не были наши учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец», - писал В.А. Сухомлинский [6, с. 226]. Таким образом, необходимость и значимость взаимодействия школы и семьи очевидны.

Прежде всего нужно определиться с тем, на каком мировоззренческом фундаменте будет базироваться решение этих задач, какая идея будет положена в основу педагогического процесса. На наш взгляд, это должно быть обращение к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, к проверенным временем общенациональным прио-

ритетам, сохранившим свою значимость и в современном мире. Иными словами, необходимо поставить перед образовательной системой общие для всех субъектов воспитательной деятельности (педагогов, родителей и самих детей) задачи и таким образом объединить их на принципах согласованного взаимодействия. Иначе ребенок будет всегда оказываться в ситуации конфликта, когда семья транслирует одну систему ценностей, школа - другую; один учитель призывает к одному, второй - к другому. Он станет теряться в ориентирах, что нередко приводит к потере внутренней гармонии и нарушению психологического здоровья.

Несомненно, одним из самых активных субъектов в воспитании и обучении детей является школа. Эффективность её работы очевидна, влияние её на подрастающее поколение в плане личностного его становления бесспорна. Однако если школа затронет такой немаловажный аспект педагогической деятельности, как повышение воспитательного потенциала семьи, то эффективность воспитательной деятельности совместно школы и семьи многократно возрастет. Именно семья помогает ребенку превратиться в зрелую личность, поскольку психологические установки семьи, характер взаимодействия ребенка с взрослыми, семейный микроклимат - всё это формирует личность ребенка. И как бы ни спорили психологи и педагоги по поводу особенностей формирования «самости» ребенка, никто из них не отрицает огромного влияния, оказываемого родителями на этот процесс. Семья является важнейшим фактором в формировании личностной и социальной стабильности ребенка. Помимо сознательного целенаправленного воспитания, которое дают родители своему ребенку, на него воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

Семья как первичная ячейка общества представляет собой малую социальную группу, в которой появившийся новый человек проходит свою первую школу жизни. Родители для ребенка - это его первые учителя и воспитатели. Сила их воздействия на формирующуюся личность исключительно велика. Основой влияния родителей на ребенка является их бескорыстная любовь и забота о нем в сочетании с требовательностью. Ребенок отвечает на эту любовь и заботу чувством глубокой привязанности и любви к родителям. Он признает их превосходство и авторитет, стремится следовать им, подражать во всем. Семья -не пассивный объект воздействия, а активный субъект формирования личности, приоритетная сфера педагогической работы. Школа - партнер семьи в воспитании личности.

На каждом историческом этапе развития общества семейная педагогика совершенствовалась, вбирая в себя всё лучшее из нового, но в то же время сохраняя весь лучший опыт прошлого. Данный опыт хорошо представлен в трудах Е.А. Аркина, П.Ф. Капте-рева, П.Ф. Лесгафта, А.С. Макаренко, М.К. Цебриковой и др. Большое значение для теории семейной педагогики имеют сформулированные этими учеными задачи

воспитания, а также их анализ общих условий успеха семейного воспитания и причин наиболее распространённых ошибок родителей. Ученые призывали родителей сознавать свою ответственность перед человечеством, а главное, перед самими детьми за их судьбу, стремиться воспитывать своих детей именно на научной основе. Для этого они должны знакомиться с идеями видных педагогов, передовым опытом, служащим основой тех знаний, на которых строится наука о воспитании.

По мнению Е.А. Аркина, в основе семейного воспитания должен лежать личностный подход. Он писал, что врач в своей деятельности руководствуется основным правилом медицины: лечат не болезнь, а больного, так как одной и той же болезнью каждый болеет по-своему, и каждый больной нуждается в особых средствах и методах лечения. Ещё в большей мере этим правилом должны руководствоваться воспитатели и родители. «Надо воспитывать не поведение или характер вообще, а поведение и характер данного ребенка, у которого есть свои особенности, свои условия жизни, свой уже проделанный жизненный путь, наложивший печать на его развитие» [1, с. 80]. Для успеха в семейном воспитании необходимо повседневное, систематическое и целенаправленное общение родителей с детьми. И здесь Е.А. Аркин обращал внимание родителей на то, что в воспитании необходимо чувство меры. С одной стороны, любовь, ласка, приветливое обращение столь же необходимы для физического и душевного развития ребенка, как солнечный свет и чистый, богатый кислородом воздух. С другой стороны, заласкивающее, изнеживающее воспитание расслабляет силы ребенка, разлагает его личность, формирует в нем беспомощного, безвольного, малоценного члена общества [1, с. 82].

В основу концепции семейного обучения, предложенной П.Ф. Каптеревым, легло авторское понимание сущности маленького ребенка как биосоциального индивидуума и особенностей его развития, в первую очередь психологического. Именно такой подход, по мнению ученого, позволяет правильно определить направления обучения как сначала в семье, так и потом в школе. Каждый ребенок, кроме детей с явными врождёнными или приобретёнными дефектами психики, со дня своего рождения развивается по вполне определённым законам, хотя индивидуальные особенности могут в некоторой степени варьироваться. В своей работе «Энциклопедия семейного воспитания и обучения» П.Ф. Каптерев постарался дать ответы на весьма актуальные и в наши дни вопросы: чему и как следует учить маленьких детей в семье до их поступления в общеобразовательную школу? Это исследование носит прикладной характер и раскрывает конкретные принципы обучения, которые следует использовать родителям. Вместе с тем и здесь П.Ф. Каптерев не дает практических рецептов, он лишь выделяет наиболее важные пути подхода к проблеме, на которых, по его мнению, необходимо строить систему семейного обучения [3, с. 55]. Каждый преподаватель должен четко сформулировать задачи и направления взаимодействия с родителями. Но они будут успешно

решены только в случае заинтересованности обеих сторон.

Среди педагогических проблем, которые освещал А.С. Макаренко, особое место занимает теория семейного воспитания. Он строит её в соответствии со стержневой идеей своего педагогического мировоззрения - воспитательной роли коллектива. А.С. Макаренко рассматривает семью как коллектив, где не должно быть места произволу родителей, особенно отца, как это имело место в старые времена. Ученый-педагог указывает, что семья - это более мощный воспитательный фактор, что семья может сделать больше, чем предполагается. Отрицая авторитарность семейного воспитания, А.С. Макаренко обосновывает значение истинного авторитета родителей, характеризует его ложные разновидности, которые оказались чрезвычайно живучи и бытуют в некоторых семьях по сию пору.

П.Ф. Лесгафт в своей теории семейного воспитания выдвинул существенное требование, которое необходимо предъявить воспитателю и учителю, родителю, берущему на себя обязанность воспитания, руководства ребенком, вступающим в школу, - это понимание ребенка, его психических и индивидуальных свойств, так как, не зная условий психического развития ребенка, воспитатель может ежеминутно стать в тупик перед проявлением той или другой черты нрава воспитанника, не сумеет найти основной причины данного поступка и упустит из виду тесную связь индивидуальных особенностей ребенка с его школьной обстановкой и семейной дисциплиной. Он говорил о бездумном воздействии на ребенка родителей и воспитателей, совершенно не отдающих себе отчета, почему именно следует применять к нему те или другие воспитательные меры; а ведь подобное бессознательное руководство личностью ребенка никогда не проходит без серьезных последствий и отзывается иногда на всей его последующей жизни [4, с. 84]. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи. И если школа не будет уделять должного внимания совершенствованию учебно-воспитательного процесса, направленного на взаимодействие родителей и педагогов, то произойдет отчуждение семьи от образовательного учреждения, педагогов - от семьи, семьи - от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.

Анализируя влияние социальной среды на формирование личности, М.К. Цебрикова отмечала, что семья - ведущий фактор воспитания и развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Общественный строй указывает программу воспитания, социальная среда дает направления выполнения данной программы. Часто приходится слышать жалобы родителей на то, что они

не властны создать для ребенка здоровую среду. Создать не властны, но в их силах нейтрализовать вредное влияние. Если в семье нормальные отношения между родителями и детьми, если родители стараются понять детскую душу и условия, при которых можно влиять на неё, «если она здоровая и разумная семья, то всякие другие влияния стушуются перед её влиянием».

Искусство семейного воспитания содержит в себе умение родителей найти в детях самих себя, умение повести их за собой. Оно не терпит повторяемости потому, что дети по своей природе неповторимы. У каждого ребенка свои индивидуальные особенности, с которыми необходимо считаться. Современный подросток стремится к тому, чтобы состояться в жизни и быть успешным. Задача педагога заключается в поддержке его на этом пути, в оказании ему помощи в этом становлении. Он должен понять, что работать сегодня можно только на территории внутреннего пространства субъективного мира ребенка, ибо философская формула воспитания проста - это взаимопонимание плюс взаимодействие, результатом чего является жизненный успех. Для этого необходимо создание поля совместной деятельности, конструктивных отношений, общего бытия, где нет знающих больше или меньше, а есть ищущие, которые объединены общей целью. Когда человек «проживает» свою школу, то от этого остаются не только знания, но и память об отношениях, воспоминания о любимом учителе, желание и умение строить свое будущее.

В последние годы семья все чаще стала прибегать к помощи учреждений, занимающихся коррекцией развития, поведения ребенка, - это психологическая консультационная служба, логопедические кабинеты при поликлиниках, специальные группы дошкольного учреждения для детей с хроническими заболеваниями и т. д. Семьи, в которых растут дети дошкольного возраста, незримыми нитями связаны со школой: родители беспокоятся о том, насколько ребенок подготовлен к требованиям современной школы, и в силу своих возможностей начинают ориентироваться на эти требования. Потом наступает период выбора школы, подготовки детей к обучению в ней.

Современная семья не может воспитывать ребенка изолированно от других воспитательных институтов: ребенок ходит в дошкольное учреждение, потом в школу, занимается в кружке или студии художественного воспитания, посещает спортивную секцию и т. д. При всей универсальности и незаменимости семейного воспитания оно не обеспечивает всей полноты условий для гармоничного и разностороннего развития личности. Поэтому сегодня речь идет не о замене домашнего воспитания общественным или наоборот, а об их взаимодополняемости в созидании личности ребенка, о сотрудничестве родителей и профессиональных педагогов.

Таким образом, современное семейное воспитание не рассматривается как автономный фактор формирования личности. Напротив, эффективность домашнего воспитания возрастает, если оно дополняется системой других воспитательных институтов, с ко-

торыми у семьи складываются отношения сотрудничества, взаимодействия. В современных условиях массового образования необходимы поиск и внедрение таких практико-ориентированных технологий, которые могли бы способствовать реализации в повседневной педагогической деятельности всего спектра воспитательных ценностей, положительно влияющих на становление личности молодого человека. Это отнюдь не формальная задача, поскольку связана она с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта. К сожалению, в сегодняшней школьной практике получает распространение западная образовательная модель, которая не воспринимает школу как воспитывающий институт, а ожидает от нее лишь передачи знаний и формирования внешнего пласта социального поведения.

Организация взаимодействия семьи и школы предполагает:

- изучение семьи - составление характеристик семей обучающихся, организация диагностической работы по изучению семей, анализ промежуточных и конечных результатов;

- группировку семей по уровню нравственного потенциала и выявление возможностей оказывать воздействие на детей - выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания; оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков;

- сотрудничество с родителями на любом этапе -изучение условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей, организация психолого-педагогического просвещения родителей, создание системы массовых мероприятий с родителями. Внедрение в семейное воспитание традиций педагогики.

При организации взаимодействия семьи и школы необходимо определить цель и педагогические условия этого взаимодействия, соблюдение которых поможет повысить его эффективность. Цель взаимодействия состоит в привлечении семьи к совместной со школой социально-значимой деятельности, в обеспечении взаимопонимания и однонаправленности стремлений школ и семьи в развитии личности ребенка, его ценностных социальных ориентаций и творческого потенциала. Цели и педагогические условия взаимодействия школы с семьей являются главными структурными элементами в организации взаимодействия. А средством достижения поставленных целей является выбор форм и методов взаимодействия.

Многие ученые (А.Т. Журбина, Ю.А. Генварева и др.) классифицируют формы взаимодействия на индивидуальные и групповые, другие же исследователи (И.В. Гребенников, И.А. Хоменко и др.) рассматривают формы взаимодействия школы и семьи с точки зрения их использования в рамках информирования, просвещения, обучения, консультирования родителей.

К коллективным формам взаимодействия школы и семьи относятся:

- общие и классные родительские собрания, на которых обсуждают насущные проблемы классного и родительского коллективов;

- родительский лекторий, который способствует психологической и социально-педагогической компетентности родителей;

- тематические конференции, «круглые столы», диспуты и дискуссии по обмену опытом воспитания детей;

вечера вопросов и ответов с привлечением специалистов;

- дни открытых дверей для родителей, посещение ими класса и наблюдения за детьми в определённые отрезки времени;

- презентации, которые подготавливают как педагоги, так и члены семьи;

- привлечение родителей к участию в оформлении предметных газет, выставок работ учащихся, текстовых и фотоматериалов, к изготовлению наглядных агитаций;

- привлечение родителей к руководству школьными кружками;

- участие родителей в подготовке и проведении внеклассной и внешкольной работы с учащимися;

- привлечение родителей к совместной деятельности с ребенком, организации его жизни в школьном коллективе.

Из индивидуальных форм взаимодействия школы с родителями используются: индивидуальные беседы с родителями и другими членами семьи, в результате которых согласованно составляется программа и система педагогических действий с конкретным ребенком; посещение семьи для знакомства с домашними условиями жизни ребенка, анкетирование членов семьи, составление социальной карты семьи, обследование жилищно-бытовых и воспитательных условий, проведение консультаций по семейным проблемам и проблемам воспитания детей.

Таковы формы взаимодействия школы и семьи, в которых реализуется процесс социализации подрастающего поколения.

Для осуществления взаимодействия школы и семьи на современном этапе развития общества востребованы такие методы, которые побуждают его участников к выработке умения ориентироваться в динамичных условиях социума, адаптироваться к различным видам индивидуальной и социальной деятельности, к выработке самостоятельного мышления и общения с другими людьми в различных группах и коллективах. В исследованиях А.М. Сидоркина, С.С. Керкис была отмечена эффективность следующих групп методов:

1. Методы, направленные на изменение видов деятельности и общения: введение новых видов деятельности и общения с учетом возрастных особенностей; усложнённые формы диспута; самоанализ; рефлексия; ролевые игры; социальное проектирование и

др.

2. Методы, направленные на изменение отношений в классе, в семье: упражнения, поручения, личный пример; убеждение, критика; использование воспиты-

вающих ситуаций; деловые игры; поощрение и наказание и т.д.

Основными направлениями совместной деятельности педагогов и родителей, по мнению многих ученых (В.Г. Бочарова, Л.С. Выготский, М.А. Галагузова, А.Р. Лурия, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, В.С. Торох-тий, С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин и др.), являются:

- познавательная сфера жизни учащихся и их ранняя профилизация;

- поддержка физического здоровья детей;

- дополнительное образование и развитие творческого потенциала учащихся, социальная поддержка и профилактика детской безнадзорности;

- поддержка одаренных детей;

- информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса;

- взаимодействие с родительским комитетом;

- совместная деятельность родителей и учащихся;

- информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей;

- взаимодействие с родителями, входящими в общественные организации, занимающиеся вопросами здоровья.

Выбор содержания, форм и методов для осуществления взаимодействия принадлежит школе. Они зависят от общественных установок и устремления родителей, а также от конкретных задач, стоящих перед школой и семьей на данном этапе.

Важнейшим аспектом педагогического просвещения семьи является повышение педагогической культуры родителей, под которой понимается педагогическая подготовленность и зрелость их как воспитателей, которая дает реальные положительные результаты в процессе семейного и общественного воспитания детей. Педагогическая культура родителей служит основой воспитательной деятельности родителей. От уровня педагогической культуры родителей зависит успешность и результативность домашнего воспитания детей. Она включает несколько компонентов: понимание и осознание ответственности за воспитание детей; знания о развитии, воспитании, обучении детей; практические умения организации жизни и деятельности детей в семье, осуществления воспитательной деятельности; продуктивную связь с другими воспитательными институтами (дошкольное учрежде-

ние, школа).

Ввиду того что в воспитании детей многое зависит от семьи, от уровня педагогической образованности родителей, а не только от школы и профессионализма педагогов, педагогическое просвещение родителей является неотъемлемым элементом взаимодействия школы и семьи. Практика семейного воспитания показывает, что большинство родителей являются педагогически и психологически беспомощными как в налаживании своих семейных отношений, личной жизни, так и в воспитании детей. Поэтому мы исходим из того концептуального положения, что педагогическая культура и целенаправленное воспитание родителей в конечном счете поможет им: преодолеть неуверенность в своих силах и возможностях в качестве воспитателя; нормализовать свою личную жизнь; улучшить воспитание детей посредством гуманизации их жизнедеятельности; снижать и упреждать отрицательные явления непосредственно в семье, а значит, соответственно негативные социальные явления в обществе, которые являются результатом слабой работы учреждений образования по педагогизации и психологизации социальной и семейной микросреды.

В ходе целенаправленной опытно-педагогической работы были успешно внедрены такие активные формы обучения родителей, как:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- индивидуальные и групповые консультации специалистов по проблемам семьи и семейного воспитания;

- психолого-педагогические тренинги с родителями, которые испытывали трудности в отношениях с детьми;

- обмен опытом семейного воспитания;

- анализ ситуаций общения родителей с детьми;

- целевые конференции отцов, матерей, бабушек, дедушек;

- обсуждение дискуссионных статей, обзор новинок отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы и др.

Хотя и эпизодически, но всё чаще стали применяться деловые игры, семинарские занятия, диспуты и дискуссии, пресс-конференции, праздники рождения семьи, семинары-праздники для родителей. Таким образом, эффективность педагогического просвещения родителей зависит от выбранных путей и форм данного процесса.

Библиографический список

1. Гранкин А.Ю. Е.А. Аркин о семейном воспитании // Педагогика. 2004. № 6. С. 80-84.

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. 542 с.

3. Каптерев П.Ф. О семейном воспитании: учеб. пособие для студ. высш. и ср. пед. учеб. заведений / сост. И.Н. Андреева. М.: Академия, 2000. 168 с.

4. Лесгафт П.Ф. Психология нравственного и физического воспитания: Избр. психол. тр. / под ред. М.П. Ивановой. М.:

Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1998. 410 с.

5. Макаренко А. С. О воспитании. Пед. соч. В 8 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1983.

6. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Киев: Рад. школа, 1975. 273 с.

7. Харламов И.Ф. Педагогика. Краткий курс: учеб. пособие. Минск: Высш. шк., 2004. 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.