Современное учительство и современная россиская семья..
бенка (1989). Сегодня, в условиях гуманизации и демократизации образования, каждый родитель должен быть не только информирован о важнейших международных документах в защиту детства, но и сориентирован на правовую ответственность за обеспечение прав детей на достойную жизнь и развитие.
В психолого-педагогической практике используются многообразные традиционные формы и методы взаимодействия семьи и школы. Вместе с тем в современных социокультурных условиях особенно актуальны инновационные механизмы такого взаимодействия, связанные, например, с использованием информационных технологий, позволяющих учитывать занятость многих родителей, поддерживать регулярный контакт со школой опосредованно, но быть всегда в курсе школьной жизни своих детей. В качестве примера можно назвать такие технологии, как электронный школьный дневник, сайты классов и школ, интернет-форумы и интернет-конференции родителей и учителей по различным проб-лематикам, электронная почта, интернет-пейджеры (ICQ, Skype и др.), позволяющие субъектам образования дистанционно контактировать между собой.
Формирование современной системы педагогических знаний невозможно и без коренного пересмотра педагогической позиции, без повышения психолого-педагогического потенциала учителей, воспитателей, педагогов-организаторов, социальных педагогов.
Вопросы, связанные с особенностями развития отечественной общеобразовательной школы в современных условиях; с требованиями, предъявляемыми обществом к профессиональной деятельности учителя, с основными направлениями дальнейшей модернизации системы подготовки учителей, в том числе взаимодействия семьи и школы, были обсуждены на Педагогической ассамблее, посвященной открытию Года учителя в России, которая проходила в этих стенах.
Таким образом, можно заключить, что потенциально заложенные в семье воспитательные возможности можно актуализировать и значительно обогатить посредством организации профессионально выстроенного многопланового взаимодействия семьи и школы. Принимая во внимание, что семья является непреходящей ценностью в жизни каждого человека, играет важную роль в развитии общества и государства, в воспитании новых поколений, в обеспечении социальной стабильности и прогресса, несет в себе огромный социальный, экономический и культурный потенциал, обсуждение проблем семьи, а также поиска эффективных путей взаимодействия и сотрудничества школы и семьи сегодня становится действительно важнейшей государственной задачей, успешное решение которой возможно только при тесном и долговременном взаимодействии различных государственных органов, общественных организаций, учительства, психолого-педагогической науки и родителей.
И. А. Хоменко,
заведующая кафедрой педагогики и психологии семьи СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
В последние годы в обществе растет интерес к семье и семейному воспитанию. Этому способствуют как политические решения, так и усиление роли частной жизни во многих общественных процессах.
2008 год, объявленный в России Годом семьи, всколыхнул общество на разных уровнях, обнажив спектр научных, социально-юридических и государственных проблем, связанных с семьей и детьми.
Для науки изучение семьи всегда имело амбивалентный характер, так как семья является относительно закрытой, а сегодня еще и автономной, системой. Вмешательство государства в дела семьи происходило только в том случае, если семья становилась деструктивной. Это означает, что многие проблемы, которые могли быть решены еще на этапе их зарождения, к моменту вынужденного интереса государства имели уже разрушительный характер как для семьи, так и для ее отдельных членов.
В годы перестройки государство утратило рычаги управления семьей, особенно в части формирования ее духовно-нравственных и психолого-педагогических основ, и сегодня возникает острая необходимость возвращения не только социально-общественного, но и научного интереса к семье как к объекту исследования.
Остановимся на факторах, определяющих наиболее значимые изменения семьи как микро- и макросистемы.
Социально-антропологический фактор. Изменение социально-экономической ситуации, зарождение и развитие идей персонализма, индивидуализма, демократии, гуманизма породило новые формы совместной жизни людей.
Гостевой брак — зарегистрированный надлежащим образом брак, при котором супруги не ведут совместного хозяйства, живут раздельно.
Пробный (гражданский) брак — вид брачных отношений, не имеющих официальной регистрации. Этот тип брака второй по популярности среди россиян. Об этом говорят данные переписи населения в 2002 г.
Коммунальный (групповой) брак, или «шведская семья» — вид совместной жизни, когда в союз вступают одновременно несколько мужчин и несколько женщин. В нашем моногамном обществе официально не оформляется. Считается самой ранней формой брачных отношений.
Открытый (Free-love в рамках семьи) брак — вид брачных отношений, при кото-
ром муж и жена ведут автономный в интимном отношении образ жизни, предоставляя друг друг полную свободу в выборе сексуальных партнеров. К открытому браку относятся гаремы, все еще существующие на Ближнем Востоке.
Сезонный (или временный) брак — брак «на вырост», или ограниченная по времени семья. Супруги вступают в брак, точно зная, когда они его расторгнут. Встречается крайне редко; как правило, в данном случае брачный союз используется для определенных, не связанных с традиционными целями функций. Иногда такой брак закрепляется брачным договором.
Однополый брак — вид совместной жизни, при котором в качестве брачных партнеров выступают лица одного пола (мужчины или женщины). Во многих странах Запада (Дания, Норвегия, Швеция, Гренландия, Исландия, Испания, Нидерланды, Франция, Бельгия, Германия, Финляндия, Люксембург, Новая Зеландия, Великобритания и Северная Ирландия, Чехия, Швейцария), а также в некоторых регионах стран Северной и Южной Америки однополые пары могут заключать брак или гражданские союзы. В России эта форма совместного проживания пока не стала нормативно закрепленной, однако в мире наблюдается тенденция к социальной толерантности в отношении подобных видов взаимоотношений. Так, по сообщению РИА «Новости» от 24 октября 2003 г., в Бельгии, например, еще в 2003 г. с июня по сентябрь зарегистрировано 139 гей-браков, что составило 4,7% от общего числа зарегистрированных в этих городах в указанный период браков. В двух из трех случаев в однополые семейные союзы вступали мужчины. Как сообщает Википедия, за последние 10 лет в англоязычном мире в наиболее авторитетных словарях в определении слова брак исчезла дифференциация по полу либо была добавлена статья о однополых союзах. В Оксфордском словаре английского языка понятие однополый брак появилось в 2000 г.
Помимо отношений, которые строятся в реальном мире, появились и так называемые виртуальные браки — форма постоянных отношений через международную компьютерную сеть Интернет между пользователями с их регистрацией на специализированных сайтах. Виртуальный брак юридически не является браком и не признаётся государством и некоторыми мировыми религиями, но при этом имитирует институты бракосочетания, регистрации, семейной жизни, принятые в обществе.
Таким образом, сегодня понятие семьи невозможно определить однозначно ни с точки зрения ее количественного или ген-дерного состава, ни в контексте родственных связей (например, приемная семья), ни с учетом места проживания ее членов. У части современных детей тоже нет ясного представления о семье. Так, согласно недавнему опросу (май 2009 г.), проведенному кафедрой педагогики и психологии семьи Герценовского университета в двух образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, от 12 до 27% детей к членам семьи относят и животных.
Сегодня основой для объединения семьи все чаще становятся общие цели людей, их психологическая потребность друг в друге. Семья из социоэкономической единицы становится своеобразной психологической лакуной, в которой люди могут расти и развиваться. Вероятнее всего, сегодня семьей можно называть группу людей, которые считают себя семьей.
Основная специфика современной семьи заключается в том, что она утратила свои традиционные черты, а это значит, что предыдущее знание о ней не может быть приложимо к современным условиям. Если государство заинтересовано в сохранении традиционной семьи, оно нуждается в научно-обоснованной стратегии ее выращивания и сопровождения на всех этапах ее функционирования и развития.
Социально-политический фактор. Миграционные процессы, вызванные полити-
ческими событиями последних десятилетий, обострили национальную проблему, которая сегодня оказывает существенное влияние как на характер внутрисемейных связей, так и на геополитическую обстановку в мире. Сегодня как никогда для России актуальны проблемы национальной безопасности и развитие цивилизованных форм решения межконфессиональных и межэтнических конфликтов. В перспективе, как считают специалисты, будет происходить усложнение этнической структуры иммигрантов, а следовательно, всего населения России, за счет роста диаспор народов, проживающих преимущественно за пределами Российской Федерации. Это значит, что национальные диаспоры будут оказывать существенное влияние на экономические и культурные процессы России, в то время как сама семья, благодаря законам, признающим право приватности частной жизни, будет все больше капсулироваться в обществе.
В контексте этой проблемы большую роль в снижении политической напряженности будут играть именно те ценности, которые воспитывают у подрастающего поколения их родители, а также какую идеологию будет транслировать семья своим детям, каким моделям отстаивания своих прав и обязанностей будут обучать детей взрослые.
Следовательно, для решения ряда политических вопросов, профилактики национального экстремизма и ксенофобии, воспитания гражданственности и патриотизма государство должно иметь четкое представление о политических, религиозных и национальных взглядах своих граждан, воспитание которых начинается в семье.
Перейдем к социально-экономическим изменениям семьи. Еще одной тенденцией, наметившейся в обществе, является изменение функций семьи, ее экономической значимости для человека. Согласно интерактивному опросу, проведенному одним из местных телеканалов (выборка составила 3718 человек), лишь 6% респондентов
уверены, что семья держится на совместном ведении хозяйства.
Опросы ВЦИОМ и Фонда общественного мнения показывают, что в России начинается существенная трансформация ролевой структуры семьи, что влечет за собой и изменение семейных укладов.
Принятие законов, уравнивающих мужчин и женщин в трудовой деятельности и семейной жизни, а также конвенций, защищающих права детей, детерминирует переход от иерархичного к демократическому укладу семьи (см. рис. 1). Вместе с тем нужно отметить, в России этот процесс идет гораздо медленнее, чем в цивилизованных странах; причем дети осваивают этот уклад более активно, чем взрослые.
Следующий фактор, о котором стоит упомянуть, — социально-демографический.
По мнению специалистов Института демографических исследований, численность россиян к 2050 г. может составить около 70—80 миллионов человек. Многие ученые считают, что наметившийся рост абсолютных значений рождаемости, спровоцированный мерами стимулирующего характера со стороны государства, дело временное, и после 2012 г. нам грозит эффект снежного кома.
Представляется, что эти прогнозы не лишены серьезных оснований, так как простым увеличением материальных выплат решить проблему в долговременной перспективе вряд ли удастся: за годы перестройки изменились ценности людей и их репродуктивные установки.
Иерархичный Демократичный
Рис. 1. Изменение семейных укладов
По данным Росстата, на 1000 женщин в возрасте 15—49 лет в 1989 г. приходилось 59,8 рожденных живыми детей, а в 2005 — только 37,7. То есть реально репродуктивные установки россиян за последние 16 лет (практически в следующем поколении) снизились более чем на треть. Этому способствовали как объективные социально-экономические процессы (перестройка общества с конца 80-х гг. двадцатого столетия), так и отсутствие продуманной семейной и образовательной политики государства.
Снижение репродуктивных установок российской молодежи будет способство-
вать убыванию страны в геометрической прогрессии, так как сегодня практически не ведется системная государственная работа по формированию семейных ценностей и воспитанию ответственных родителей.
На рис. 2 представлена динамика брачных настроений россиян, которая показывает, что число браков и разводов снижается одновременно. Это свидетельство того, что значительная часть молодых людей не рассматривает семью как необходимую часть своей жизни.
К числу социальных рисков, в контексте демографической проблемы, можно также
^ Россия В СЗФО _ Санкт-Петербург
ЗС ---1-1-г-|-I-1-!-г-г-I-1-I-I-1-1-1-I-г-
19® Й91 1Ж 13® ЦК 1Щ5 195Ь 1ИГ 1Я6 19В ЯЩ Кп ж Ж 2й Ж ЗСИ Ш? 1ВД гш 1ЫЫ
Рис. 2. Динамика браков и разводов с 1990 по 2009 г.
отнести старение населения и возрастание демографической нагрузки, а также увеличение доли россиян, ориентированных на бездетность. В настоящее время сознательный отказ от деторождения среди молодых людей становится нормой и не вызывает особого порицания в обществе.
Следующий фактор, о котором пойдет речь, — социально-педагогический. В России растет число безнадзорных детей и детей-сирот при живых родителях, увеличивается количество детей, подвергающихся разным формам насилия. По данным МВД, в России около 700 тысяч детей сегодня живут в социально-опасных условиях; ежегодно в детские дома попадает более 125 тысяч социальных сирот; каждый год около 100 тысяч родителей лишаются родительских прав.
Кроме того, деструктивное семейное воспитание порождает употребление наркотиков детьми младшего школьного возраста и распространение ВИЧ-инфекции. В насто-
ящее время в России насчитывается 4165 инфицированных ребенка, в том числе 2727 детей рождены от ВИЧ-инфицированных матерей с установленным диагнозом ВИЧ-инфекция. (Данные Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом, 2009 г.).
Развитие деструктивных процессов, протекающих в современных семьях, детерминируется ослаблением внимания государства к семье как социокультурной и психолого-педагогической единице. В результате основной государственный ресурс тратится не на предупреждение, а на последствия разрушения семьи, в то время как здоровая семья могла бы стать стабилизатором социальной обстановки в обществе.
По нашему мнению, в России сегодня необходимо выделить три направления в решении проблем современной семьи (см. рис. 3).
Социально-демографическое направление связано с социальной поддержкой
Социально-демо графическое
Развитие института профессионального родительстаа
Социальная поддержка семьи
Создание
мекаедомстве иной системы помощи и сопровождения семьи
Мониторинг семьи
Разработке рекомендаций по работе с семьей
Научное Социально-образовательное
Развитие семейной педагогики и психологии
Создание новых ОП
Се н ье центр и рое а н и е ОП всех уровней
Введение новых специальностей
Подготовка к
родительстау
Рис. 3. Основные направления продуктивной семейной политики
семьи и развитием института профессионального родительства. Некоторые ученые предлагают в системе базовых отраслей экономики выделять особую «родительскую промышленность» (индустрию) — Parenting Industry, вплоть, возможно, до законодательного введения родительства как вида государственной службы. Здесь следует указать работы нобелевского лауреата Амитаи Этциони (Etzioni, 1998).
Второе направление — социально-образовательное, предусматривающее повышение психолого-педагогической и социально-юридической компетентности не только специалистов, работающих с семьей (медиков, юристов, работников правоохранительных органов и судебной системы, работников культуры и представителей СМИ), но и обучение самих родителей, в том числе приемных.
Многие современные родители не способны ориентироваться в многообразии окружающего мира, грамотно выстроить образовательный маршрут своего ребенка, вовремя помочь ему адаптироваться в меняющемся мире.
Кроме того, развитие разных форм семейного устройства детей требует от государства стимулировать не только социально-благотворительную деятельность в этой области, но и образовательную. Сегодня мало взять ребенка на воспитание в семью — нужно обладать необходимыми ресурсами (прежде всего — психолого-педагогическими) для его воспитания.
Но самое главное направление, которое необходимо развивать сегодня, — научное.
Все вышеперечисленные факторы доказывают острую необходимость в научно-методологической и научно-исследовательской деятельности в области семьи и семейного воспитания с целью получения убедительных практических рекомендаций и моделей деятельности разных субъектов.
Необходимы систематизация научного знания о семье на междисциплинарной, меж-
конфессиональной и межэтнической основе, разработка диагностического инструментария, позволяющего изучать семью в целом и ее отдельных членов в частности.
С точки зрения научно-практической деятельности, в контексте проблем, связанных с семейным воспитанием, необходима разработка программ по работе с семьями разных типов, а также региональных и федеральных программ. Они позволят отслеживать процессы, протекающие внутри семьи, формировать репродуктивные установки молодежи, адекватные интересам государства, нации и самого человека; необходима также разработка программ профессиональной подготовки и переподготовки специалистов, работающих с семьей и детьми. Необходимо разрабатывать государственные образовательные стандарты всех уровней образования на принципах се-мьецентрирования, так как безответственность родителей начинает формироваться со школьной скамьи.
Как показал опрос, проведенный сотрудниками нашей кафедры в марте 2010 г. нынешнего года в школах и вузах Санкт-Петербурга (225 человек), абсолютное большинство населения поддерживает эту идею.
Пока наука и государственные структуры не обратят серьезного внимания на проблемы семейного воспитания и не предложит обществу внятной стратегии выращивания подрастающего поколения с включением в этот процесс всех заинтересованных субъектов, государство будет продолжать тратить бюджетные средства на ликвидацию последствий, связанных с недостатком внимания к семье.
По нашему мнению, именно консолидация общества может быть сегодня тем решающим фактором, который позволит позаботиться о всех детях, которые живут в нашей стране сегодня и могут появиться на свет завтра.