Научная статья на тему 'Представления молодых россиян о семейной жизни: социологический ракурс'

Представления молодых россиян о семейной жизни: социологический ракурс Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4132
537
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы управления
ВАК
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СТУДЕНЧЕСКАЯ СЕМЬЯ / МОЛОДЕЖЬ / СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ / ЦЕННОСТИ СЕМЬИ / СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА / STUDENTS' FAMILY / FAMILY / YOUTH / FAMILY LIFE / FAMILY VALUES / FAMILY POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ростовская Т. К., Кучмаева О. В.

Цель. Статья посвящена особенностям представлений молодых россиян о семье, браке и семейной жизни. Семья остается важным приоритетом в системе жизненных ценностей молодежи, однако желаемая модель семьи в глазах молодежи весьма мозаична. Научная новизна и результаты. Исследования, проведенные авторами, подтвердили, что основным мотивом для создания семьи и вступления в брак в современном мире выступает психологический.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGERY OF THE YOUNG RUSSIAN PEOPLE ABOUT FAMILY LIFE: SOCIOLOGICAL ASPECT

Purpose. The article is devoted to peculiarities of imaginary of the young Russian people about family, marriage and family life. Family is still an important priority in the system of youth life values, but the desired family model is very prosaic for our youth. Scientific novelty and results. Research conducted by the authors proved that the main reason for family building and marriage in modern world is a psychological one.

Текст научной работы на тему «Представления молодых россиян о семейной жизни: социологический ракурс»

ВОПРОСЫ

УПРАВЛЕНИЯ

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МОЛОДЫХ РОССИЯН О СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ РАКУРС

Ростовская Т. К.

доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социальных технологий и организации работы с молодежью, Московский государственный университет имени М. А. Шолохова (Россия), 109240, Россия, г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 16/18, [email protected]

Кучмаева О. В.

доктор экономических наук, профессор, профессор Департамента статистики и анализа данных, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (Россия), заведующая лабораторией проблем жизнедеятельности семьи и семейной политики, Институт семьи и воспитания Российской академии образования (Россия), 119121, Россия,

г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, [email protected]

УДК 316.346.3

ББК 60.542

Цель. Статья посвящена особенностям представлений молодых россиян о семье, браке и семейной жизни. Семья остается важным приоритетом в системе жизненных ценностей молодежи, однако желаемая модель семьи в глазах молодежи весьма мозаична.

Научная новизна и результаты. Исследования, проведенные авторами, подтвердили, что основным мотивом для создания семьи и вступления в брак в современном мире выступает психологический.

Финансирование. Выводы статьи построены на основе результатов проведенных авторами в 2014 г. социологических исследований «Изменение желаемого образа семьи в глазах различных поколений на постсоветском пространстве (на примере России и Белоруссии)», проведенного при поддержке РГНФ (грант № 14-23-01551) и социологического исследования студенческих семей в ряде вузов России.

Ключевые слова: семья, студенческая семья, молодежь, семейная жизнь, ценности семьи, семейная политика.

IMAGERY OF THE YOUNG RUSSIAN PEOPLE ABOUT FAMILY LIFE: SOCIOLOGICAL ASPECT

Rostovskaya T. K.

Doctor of Science, Professor, Professor of the Social Technologies and Organization of Work with Youth Department, Sholokhov Moscow State University (Russia), 16/18 Verkhnyaya Radishchevskaya str., Moscow, Russia, 109240, [email protected]

Kuchmayeva O. V.

Doctor of Science (Economics), Professor, Professor of the Department of Statistics and Data Analysis, National Research University Higher School of Economics (Russia), Head of Problems of Family Life and Family Policy Laboratory, Institute of Family and Education of the Russian Academy of Education (Russia), 8 Pogodinskaya str., Moscow, Russia, 119121,

[email protected]

Purpose. The article is devoted to peculiarities of imaginary of the young Russian people about family, marriage and family life. Family is still an important priority in the system of youth life values, but the desired family model is very prosaic for our youth.

Scientific novelty and results. Research conducted by the authors proved that the main reason for family building and marriage in modern world is a psychological one.

Funding. Conclusions of the article are based on the results received by the authors in 2014 with the help of their sociological research “Changing of the desired family image viewed by different generations in the Post-Soviet space

85

© Ростовская T. К., Кучмаева О. В., 2015

СОЦИАЛЬНОЕ

УПРАВЛЕНИЕ

Ростовская Т. К., Кучмаева О. В.

(exemplified by Russia and Belorussia)”. It was assisted by RGNF (grant № 14-23-01551) and sociological research of students’ families in a number of universities in Russia.

Key words: family, students’ family, youth, family life, family values, family policy.

Во многом роль семьи в жизни человека и общества, а также направленность и эффективность семейной политики зависит от значимости семейных ценностей, места семьи в системе ценностей людей.

Семейные ценности - важная составляющая ценностного ядра россиян. Для большинства людей семейные ценности приблизительно одинаковы: любовь, родительство, верность, доверие, связь с предками, дом. Семейные ценности находят свое отражение в отношении к браку, желательности семейной жизни, отрицательным восприятием разводов, и, конечно же, относительно высоких репродуктивных установках. Однако, в результате изменения общества, под воздействием ряда социальных, экономических политических факторов семейные ценности претерпевают существенные изменения, прежде всего, это заключается в ценности многодетности, большой многопоколенной семьи.

Формирование ценностных ориентаций современной молодежи происходит под воздействием совокупности разноплановых факторов, характерных, с одной стороны, для многих стран мира и, с другой, имеющих российскую специфику. Это переход европейских стран к посмодернистским ценностям, влияние периода социальных трансформаций и смены систем ценностей на протяжении ХХ столетия, этническое и культурологическое многообразие России.

Формирование образа семьи в глазах формирующейся личности происходит под воздействием совокупности внутренних (воспитательные стратегии, система ценностей родителей, взаимоотношения в семье) и внешних по отношению к самой семье факторов. Внешние, объективные условия и факторы, определяющие социальное самочувствие населения, естественно, влияют и на благополучие семьи.

Необходимо подчеркнуть, что семья играет основополагающую роль в формировании личности и ее социализации, воспроизводстве и воспитании подрастающего поколения, сохранении и передаче духовных и нравственных ценностей. В российском традиционном обществе именно культурный фактор составлял доминанту в процессе трансляции семейной традиции и воспитания новых поколений. Сохранение такой модели воспроизводства семейных ценностей невозможно только путем реализации социальных и экономических программ. До тех пор, пока не будет учитываться духовная составляющая, не будет признана первостепенная значимость культурных, духовнонравственных ценностей, ответственности, сохранения

семейных традиций на фоне их растущей девальвации - все, даже самые радикальные экономические рычаги окажутся недейственными [7].

Следует отметить, что ценность семьи весьма велика для большинства россиян и доля респондентов, ставящих наличие семьи на первое место в иерархии ценностей за последнее десятилетие увеличилась почти вдвое (с 34 % до 64 %), в основном среди лиц в возрастной группе 25-34 года и старше 65 лет [9]. Современная молодежь весьма заинтересована в сохранении и укреплении семейного образа жизни, благополучии членов своей семьи.

Исходя из результатов выборочного наблюдения репродуктивных планов населения (2012 г.), наиболее важные жизненные цели россиян не изменились. Это, по-прежнему, - материальное благополучие, ребенок и жилье. На 6-месте в шкале из 13 целей, т. е. в середине ранжированного ряда, стоит ценность двоих детей (у женщин и мужчин). Однако многодетность не входит в число жизненных приоритетов. На самом последнем месте в шкале жизненных целей стоит рождение трех детей [2] (после ценностей свободы, независимости, стремления «делать то, что хочет» только она или он) [8].

Показатели иллюстрируют откладывание рождений на более поздние возраста. Если в 2001—2006 гг. пик рождаемости все еще приходился на возрастную группу 20—24 года, в период 2006—2011 гг. он сместился в возрастную группу 25—29 лет. Средний возраст первого сексуального контакта снизился почти на год с 19,3 (в когорте 40—44 года) до 18,4 (в когорте 25—29 лет). Средний возраст первого брачного союза изменился мало: с 22,4 до 22,7. Средний возраст рождения первого ребенка увеличился более чем на два года с 22,4 для женщин в возрасте 40—44 лет до 24,9 для женщин в возрасте 25—29 лет, что соответствует изменениям в структуре повозрастной рождаемости [6].

Для современной молодежи характерна допустимость добровольной бездетности; ее репродуктивные ориентации тяготеют к малодетной семье и далеки от того, что считается допустимым. Для современной молодежи, сформировавшейся в условиях малодет-ности и системы либеральных ценностей, характерны низкие репродуктивные установки. В репродуктивных установках молодежных когорт практически сформировались устойчивые представления о желаемой модели семьи, где максимальное число детей практически не превышает двух. Имеет место существенное

86

СОЦИАЛЬНОЕ

УПРАВЛЕНИЕ

Ростовская Т. К., Кучмаева О. В.

уменьшение репродуктивных ориентаций у детей по сравнению с родителями. Так, среднее ожидаемое число детей у отцов составило 2,29, а у сыновей - 1,85, у матерей - 2,32, у дочерей 1,92 [3].

Активизация семейно-демографической политики, особенно начиная с 2007 г., когда в нашем обиходе появилось понятие «материнский (семейный) капитал» [1], привела к заметному повышению рождаемости. Число родившихся увеличилось более чем на 300 тысяч: с 435 тыс. в 2006 г. до 546 тыс. в 2012 г. и 539 тыс. в 2013 г., или, в расчете на 1000 населения - с 11,4 до 14,7 и 14,5. Суммарный коэффициент рождаемости (условное среднее число детей, рожденных одной женщиной за всю жизнь) также повысился с 1,31 в 2006 г. до 1,7 в 2013 г. Однако и этот уровень намного ниже того, который, при данном соотношении полов среди родившихся (106 мальчиков на 100 девочек) и нынешнем уровне смертности в детских и репродуктивных возрастах, необходим для обеспечения хотя бы простого замещения поколений - 2,1 ребенка на одну женщину. Только в 2013 году (единственном за весь рассмотренный период) в Российской Федерации не было естественной убыли населения, а был лишь нулевой естественный прирост [5].

Ценность семьи в жизни человека остается весьма значительной за счет возрастания ее психологической функции, поскольку семья является одним из немногих факторов, повышающих психологическую и психофизиологическую устойчивость к неблагоприятным условиям. Она не только создает психоэмоциональный комфорт, но и имеет прямое отношение к состоянию здоровья человека.

Особое место при изучении ценностей семьи занимает анализ эволюции мотивов вступления в брак. Если в традиционном обществе в качестве основного мотива брачности выступает экономический фактор т. е. путем браков детей семья нацелена улучшить свое материальное положение, нередко и за счет продвижения по социальной лестнице), то в индустриальном - на первые места при опросах выходит такой мотив брака как любовь и желание иметь рядом близкого человека, т. е. прежде всего неэкономические мотивы. В отношении стабильности брака и матримониального поведения, связанного с сохранением или отказом от сохранения брака необходимо отметить, что продолжается трансформация социальных норм в сторону более лояльного отношения к разводу.

Одним из самых важных событий в жизни молодого человека (как юноши, так и девушки) является создание своей семьи, ее дальнейшее становление и стабилизация как социального субъекта. Мотивацию образования семьи в современном обществе необходимо рассматривать как процесс, побуждающий молодых людей к активизации своей деятельности

в удовлетворении своих социальных и природных потребностей в браке.

Исследования демонстрируют, что в настоящее время семья остается привлекательной ценностью и для студенческой молодежи.

В 2014 году авторами было проведено социологическое исследование среди студенческих семей в ряде вузов России (Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова, Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК), Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского, Казанского государственного университета, Пензенского государственного университета, Забайкальского федерального университета). Объем выборочной совокупности составил 514 человек. Респонденты - члены студенческих семей, обучающиеся в образовательных организациях высшего образования.

Целью исследования выступал комплексный анализ института студенческой семьи для оценки имеющегося потенциала демографического развития, материального положения молодых семей, их мнений о семье как социальном институте, межпоколенческих отношениях и семейной политике государства.

В ходе исследования выяснилось, что, прежде всего, под семьей молодые супруги понимают «проявление любви к супругу, супруге» - 51,6 % ответивших. Кроме того, каждый десятый опрошенный отмечает, что семья выступает для него «убежищем от стрессовых влияний внешнего мира». Данные ответы подтверждают, что основным мотивом для создания семьи и вступления в брак в современном мире выступает психологический. Люди нуждаются в любви, поддержке, чувстве сопричастности, и именно семья дает им возможность удовлетворить эти потребности. Наряду с этим каждый четвертый респондент (26,7 %о) полагает, что семья - это, прежде всего, «продолжение рода», для этих молодых людей значимый мотив при создании семьи - социальный. Молодым людям важно реализовать себя в детях, супруги хотят состояться как родители. Данный показатель необходимо учитывать при реализации семейной и демографической политики, направленной на повышение рождаемости.

Крайне мало молодых людей рассматривает семью как «обузу», «помеху» (табл. 1). Но, с другой стороны, только 6,6 % респондентов полагает, что семья - «место для самореализации, самовыражения». Это является подтверждением того факта, что в современном социуме господствующая система ценностей сориентирована на модель самореализации, самовыражения, успеха вне семьи, прежде всего, в профессиональном деятельности. Молодые люди не связывают свой жизненный успех с семейной, брачной карьерой.

87

СОЦИАЛЬНОЕ

УПРАВЛЕНИЕ

Ростовская Т. К., Кучмаева О. В.

Таблица 1. Распределение ответов молодых семей на вопрос: «Семья для Вас - это...», % к числу опрошенных

Варианты ответов Доля ответивших, %

Проявление любви к супругу, супруге 51,6

Продолжение рода 26,7

Убежище от стрессовых влияний внешнего мира 10,5

Место для самореализации, самовыражения 6,6

Обуза во всем 1,8

Помеха для самореализации 1,6

Другое 8,9

Значимость психологических функций семьи для современной российской молодежи подтверждают и ответы на вопрос: «Для чего, с Вашей точки зрения, студенты вступают в брак, заводят семью?». На первом месте, с большим отрывом, стоит ответ «обрести человека, который поддержит в любой жизненной ситуации, будет заботиться о тебе и ты о нем», его дали 44,6 % респондентов. Людям в любом возрасте требуется поддержка, хотя одиночество пока не страшит молодых людей, «чтобы не быть одиноким» вступили в брак лишь 3,9 % респондентов. Мотивы вступления в брак для молодых людей достаточно романтичны, для трети молодых супругов прежде всего при создании семьи значимо «всегда быть рядом с любимым человеком». Бытовая сторона жизни интересует молодежь гораздо меньше. Кроме того, ответы респондентов подтверждают, что в современном мире, и в России в том числе, матримониальное поведение все больше отдаляется от сексуального - лишь 8,6 % молодых людей ответили, что вступили в брак «для постоянного сексуального контакта».

Результаты социологического исследования «Изменение желаемого образа семьи в глазах различных поколений на постсоветском пространстве (на примере России и Белоруссии)», проведенного в 2014 г. Институтом семьи и воспитания РАО при поддержке РГНФ (грант № 14-23-01551), позволяют дополнить сделанные выводы о представлениях современной молодежи о семье и семейной жизни.

Из всей совокупности опрошенной молодежи (было опрошено 229 человек в возрасте от 17 до 25 лет) 11,8 % проживает вне семьи, самостоятельно, отдельно от родителей и 9,1% имеет свою семью (постоянного партнера, поддерживает фактические брачные отношения). Как уже отмечалось, роль родительской семьи

в формировании собственного представления о семье и семейной жизни, которое происходит достаточно рано, весьма велика. У большинства молодых людей существует идеал семьи (62,9 %), около трети (27,1%) респондентов затруднились с ответом. Те, кто положительно ответил на вопрос, в большинстве своем полагают, что идеал сформировался на основе опыта семьи родителей (45,4 %), а так же «собственного ощущения» (22,3 %). В случае, если молодые люди позитивно оценивают брак своих родителей, он с большей долей вероятности формирует у них идеал их будущей семьи (для 74 % молодых людей, оценивающих брак своих родителей как удачный, он является идеалом отношений в семье). Сохраняется значимость хороших отношений с родителями - 68,1% опрошенных молодых людей оценили важность для себя хороших отношений с родителями на 9-10 баллов из 10 возможных.

Однако будущая семейная жизнь не является ведущей темой для общения родителей и детей. В лидерах тем, которым отдают предпочтение родители при общении со своими детьми, учеба (в 72,1% семей эта тема обсуждается часто), состояние здоровья членов семьи (68,1%), будущая профессия детей (63,8 %), домашние обязанности (62,4 %). На тему будущей семейной жизни «часто» беседуют в 37,1% семей.

Как показывают различные исследования, семья остается важным приоритетом в системе жизненных

Таблица 2. Распределение ответов молодых семей на вопрос: «Для чего, с Вашей точки зрения, студенты вступают в брак, заводят семью?», % к числу опрошенных

Варианты ответов Доля ответивших, %

Обрести человека, который поддержит в любой жизненной ситуации, будет заботиться о тебе и ты о нем 44,6

Всегда быть рядом с любимым человеком 30,0

Для продолжения рода, пока молодые и здоровые 12,6

Для постоянного сексуального контакта 8,6

Для того, чтобы был благоустроенный быт и уют в доме 7,2

В браке узнаешь много нового, для получения опыта 4,5

Чтобы не быть одинокими 3,9

Это престижно 0,6

Затрудняюсь ответить 0,4

Другое 1,6

88

СОЦИАЛЬНОЕ

УПРАВЛЕНИЕ

Ростовская Т. К., Кучмаева О. В.

Таблица 3. Отношение молодежи к различным формам брака (% от числа опрошенных)

Варианты ответа пробный брак гражданский брак межнациональный брак

категорически против 8,3 24,5 13,5

не одобряю 16,6 41,5 17,0

одобряю 46,7 26,6 46,3

полностью поддерживаю 23,1 3,5 7,0

зависит от того, какой национальности супруги - - 11,4

другое 1,3 1,3 0,9

нет ответа 3,9 2,6 3,9

итого 100 100 100

ценностей молодежи [4]. В ходе исследования в пятерке ведущих жизненных ценностей (допускалось выбрать 2-3 варианта из предложенного списка) молодых людей оказался достаточно традиционный набор: «иметь ребенка» - 26,6 %, «иметь хорошее здоровье» -26,2 %, «состоять в браке» - 24,5 °%, материальное благополучие» - 21,0 %, «быть любимым(ой)» - 16,2 %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом молодые люди достаточно либерально относятся к необходимости регистрации брачных отношений. Отличается отношение к обязательности регистрации брака в зависимости от его очередности. 64,2 % молодых людей считает обязательным регистрацию первого брака и лишь 29,7 % - повторного. Молодые люди по-разному относятся к различным формам брачных отношений (табл. 3). Большая часть молодежи одобряет заключение пробных браков (69,8 %), около трети (30,1%) положительно относится к гражданскому браку, 53,3 % - к межнациональным бракам.

Наряду с этим 78,2 % молодых людей против заключения однополых браков (в том числе

71,6 % - категорически против), 6,1% полагает, что «трудно сказать, как такая практика скажется на воспитании», 3,5 % не стали отвечать на данный вопрос и 12,3 % относится к однополым достаточно позитивно (4,4 % не видит в такой практике ничего особенного, 1,3% в целом их одобряет и 6,6 % полагает, что людям надо предоставить свободу в этом вопросе).

Исследование позволило выявить, какие характеристики семейной жизни для молодежи наиболее важны. Почти половина молодых людей полагает, что семья «это, прежде всего, большой труд и терпение в отношении друг друга». Около трети молодых людей считает, что отсутствие любви является поводом для прекращений брачных отношений. Примерно столько же считает, что семья без детей не может считаться семьей. Каждый пятый молодой россиянин полагает, что человек без семьи не может быть счастлив. Около 20 % категорически настроены на обязательное

соблюдение тех или иных формальностей при заключении брака (брак должен быть зарегистрирован -

21.6 %, венчан в церкви - 21,8 %, заключен брачный контракт - 18,3 %).

Для современной молодежи характерна допустимость добровольной бездетности; проведенные исследования демонстрируют, что ее репродуктивные ориентации тяготеют к малодетной семье. Так, в ходе исследования выяснилось, что около 5 % молодых людей не хочет иметь детей, не считая это необходимым в жизни. В противовес этому 43 % полагает, что число детей не определяется их конкретным желанием и планированием жизни, «сколько Бог пошлет». Большая часть молодых людей, давших конкретный ответ о желаемом числе детей, хотели бы иметь двоих детей (35 %). 5,7 % остановились бы на 1 ребенке,

19.7 % хотели бы быть многодетными родителями (иметь 3-4 детей).

Исследования демонстрируют, что в настоящее время семья занимает ведущее место среди основных жизненных ценностей молодых россиян. Предпочтение отдается семье с 2 детьми, основанной, прежде всего, на любви и взаимопонимании супругов. Для молодых людей крайне важны хорошие отношения в семье, между супругами. Вместе с тем, современная молодежь как социально-демографическая группа неоднородна. Среди молодых людей нет единого взгляда на единственно признаваемый и желаемый тип организации семейной жизни. В значительной части случаев россияне выступают традиционалистами, однако не только консервативные взгляды характеризуют молодых россиян.

Проблемы формирования культуры брачного поведения молодежи приобретают в современных условиях все большее общественное значение. В конечном результате все зависит от того, как будет вести себя молодое поколение, какими нравственными идеалами, социальными убеждениями и гражданской ответственностью будет руководствоваться в своей жизни. Одна

89

СОЦИАЛЬНОЕ

УПРАВЛЕНИЕ

Ростовская Т. К., Кучмаева О. В.

из важнейших ценностей россиян - семейный образ жизни, его укрепление - должно рассматриваться в обществе как приоритетное направление государственной молодежной и семейной политики.

Литература:

1. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ // Российская газета. 31.12.2006. № 297.

2. Аналитический отчет по итогам выборочного наблюдения репродуктивных планов населения [электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/ (дата обращения 12.02.2015 г.)

3. Архангельский В. Н., Елизаров В. В., Зверева Н. В., Иванова Л. Ю. Демографическое поведение и его детерминация. М.: Теис, 2005.

4. Гольцова Е. В. , Лещенко Я. А. Факторы социальной среды как детерминанты брачности и рождаемости // Социологические исследования. 2010. №2.

5. Официальный сайт Росстата [электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/population/demography/# (дата обращения 12.02.2015 г.)

6. Репродуктивное здоровье населения России. Резюме отчета. Росстат, Минздрав России, ЮНФПА, 2012.

7. Ростовская Т. К., Ростовская Н. А. Роль массовой коммуникации в социализации молодежи и молодых семей // Информационное общество. 2014. № 2.

8. Семья и рождаемость. Итоги выборочного социологического исследования, проведенное Росстатом в 2009 [электронный ресурс]. URL: http://www. gks.ru/free_doc/2010/family.htm (дата обращения

12.02.2015 г.)

9. Ценности, приходящие и уходящие с возрастом. База данных ФОМ [электронный ресурс]. URL: http://bd.fom.ru/pdf/d24cpiusv11.pdf (дата обращения

12.02.2015 г.)

References:

1. On additional measures of state support for families with children: Federal law dated 29.12.2006. № 256-FL // Ros-siyskaya gazeta. 31.12.2006. № 297.

2. Analytical report on the results of selected observation of reproductive plans of population [e-resource]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ros-stat/ru/statistics/population/demography/ (date of reference 12.02.2015)

3. Arkhangelskiy V. N., Elizarov V. V., Zvereva N. V., Ivanova L. Yu. Demographic behavior and its determination. М.: Teis, 2005.

4. Goltsova E. V., Leshchenko Ya. A. Factors of social environment as a determinant of marriage and birth rate // Sotsiologicheskiye issledovaniya. 2010. №2.

5. Official site of Rosstat [e-resource]. URL: http://www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/sta-tistics/population/demography/# (date of reference

12.02.2015 г.)

6. Reproductive health of the population of Russia. Resume of the report. Rosstat, Mizdrav Rossiyi, YuNFPA, 2012.

7. Rostovskaya T. K., Rostovskaya N. A. The role of mass communication in socialization of youth and young families // Informatsionnoye obshchestvo. 2014. № 2.

8. Family and birth rate. Results of the selected sociological research conducted by Rosstat in 2009 [e-resource]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/2010/family.htm (date of reference 12.02.2015 г.)

9. Values that we obtain and lose with aging. Data base FOM [e-resource]. URL: http://bd.fom.ru/pdf/d24cpiusv11.pdf (date of reference 12.02.2015)

90

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.