Научная статья на тему 'Обучение школьников семьеведению как социальная проблема'

Обучение школьников семьеведению как социальная проблема Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1006
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРАК / СЕМЬЯ / МОДЕЛЬ СЕМЬИ / МОЛОДЁЖЬ / ЦЕННОСТИ / СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ / СЕМЬЕВЕДЕНИЕ / MARRIAGE / FAMILY / MODEL OF THE FAMILY / YOUTH / VALUES / FAMILY TRADITIONS / FAMILY VALUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Карцева Л. В.

В статье анализируется объективная необходимость в обучении детей и молодёжи науке семьеведения в связи с утратой российским обществом ценностей традиционной семьи, погружением общественного сознания в стихию семейной инновационности, искусственно создаваемой (внебрачные союзы, однополые сообщества). Показан опыт г. Казани, в целом Республики Татарстан в приобщении подростков и юношества к дисциплине «Семьеведение» (2012-2015 годы) через систему массового образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Issues and How They Affect Family Values

This article analyzes the objective necessity of teaching children and youth family values in connection with the fact that the Russian society is losing the values of the traditional family. The societal conscience is sinking into the abyss of family innovation which is being created artificially (e.g. cohabitation without marriage, same-sex partnerships). As far as the introduction of teenagers and youth to the subject of the Family Values (2012-2015), the experience of Kazan in particular and the Republic of Tatarstan in general is shown through the system of mass education.

Текст научной работы на тему «Обучение школьников семьеведению как социальная проблема»

УДК 316.74:37

Л.В.Карцева

ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ СЕМЬЕВЕДЕНИЮ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

В статье анализируется объективная необходимость в обучении детей и молодёжи науке семьеведения в связи с утратой российским обществом ценностей традиционной семьи, погружением общественного сознания в стихию семейной инновационности, искусственно создаваемой (внебрачные союзы, однополые сообщества). Показан опыт г. Казани, в целом Республики Татарстан в приобщении подростков и юношества к дисциплине «Семьеведение» (2012-2015 годы) через систему массового образования.

Ключевые слова: брак, семья, модель семьи, молодёжь, ценности, семейные традиции, семьеведение.

L.V.Kartseva SOCIAL ISSUES AND HOW THEY AFFECT FAMILY VALUES

This article analyzes the objective necessity of teaching children and youth family values in connection with the fact that the Russian society is losing the values of the traditional family. The societal conscience is sinking into the abyss of family innovation which is being created artificially (e.g. cohabitation without marriage, same-sex partnerships). As far as the introduction of teenagers and youth to the subject of the Family Values (2012-2015), the experience of Kazan in particular and the Republic of Tatarstan in general is shown through the system of mass education.

Key words: marriage, family, model of the family, youth, values, family traditions, family values.

О том, что такое семья, на бытовом уровне мыслит каждый индивид. Однако только социологическая наука в состоянии её определить, вывести миссию данного социального института в обществе, продемонстрировать высочайшую степень необходимости фамилистических установок граждан. При этом в настоящих условиях важно определиться в наиболее сущностном вопросе: о какой семье идёт речь.

В обществе современном - быстро меняющемся, глобальном, информационном, постмодерном трактовки понятия «семья» варьируют. Западные модификации данного термина всё чаще склоняются к такой номинации семьи, как союз матери и ребёнка. Акцент ставится на кровном родстве, при этом роли матери и отца не называются вообще. Отец - существо, остающееся в тени. [1] Сам же брак интерпретируется как «социально подтверждённый и иногда юридически заверенный союз между взрослыми мужчиной и женщиной» (выделено автором) [2; с. 62], при этом рассматриваются и такие его формы, как полигамия, сожительство, лесбийский или гомосексуальный браки.

На помощь этим представлениям приходят легенды представителей гендерной теории об амазонках - женщинах, которые ещё в доисторическую эпоху вступили в войну с мужчинами и оставляли их в своих сообществах на правах домашних рабочих и инструмента размножения. Поддерживаются и развиваются установки на суррогатное материнство - как для бесплодных женщин и мужчин, так и для вполне здоровых людей обоего пола, которое опять-таки возвращает мужчину к роли донора и лишает его какого-либо права и возможности участвовать в формировании личности собственного (кровного) ребёнка.

Между тем социологи утверждают: семья - это союз именно мужчины и женщины, посредник между индивидом и обществом. Есть семья - есть проводник общественной воли к индивиду. Нет семьи - человек, как судно без паруса: движется в неизвестном направлении, стихийно.

Характерный пример - выпускник детского дома. В реальной жизни он не может приспособиться едва ли не ко всем ситуациям, затрудняется и его семейная социализация. Неслучайно современное российское государство нацелено на сокращение числа детских домов за счёт устройства детей - сирот в семью.

В Казани, как и во всех других городах Татарстана, семейной науке по стандартам, определённым государством, в учебных заведениях низового и среднего уровней не учат прямо, разве что косвенно. Так, об искусстве быть сыном, отцом, мужем, дедушкой с учащимися, студентами говорят на уроках литературы. О лучших сынах своей Родины повествует отечественная история. О том, как сберечь здоровье семьи, вспоминают на занятиях по безопасности жизнедеятельности. Обществоведение затрагивает темы брака, его происхождения и развития. Но ни одна школьная дисциплина не даёт знания полновесного, системного, целостного. Ни один педагог, получивший классическое педагогическое образование, не в

состоянии дать объективную и всестороннюю оценку современным тенденциям в сфере брачно-семейных отношений.

Что же говорить об учащихся и их родителях? И те и другие приобретают навыки тех или иных профессий, обучаясь в автошколах, на курсах по изучению иностранных языков, в музыкальных, спортивных, художественных школах, однако не существовало и не существует на практике Школы семейной жизни. Очевидно, человечество уверено, что о семье оно знает всё и с рождения.

Другого мнения придерживаются организаторы процесса обучения основам семейной жизни в Татарстане - преподаватели высшей школы, доктора и кандидаты наук, представляющие общественную структуру - отделение Национального общественного комитета «Российская семья», университеты классический, культуры и искусств, аграрный. Обретя единомышленников в лице Уполномоченного по правам человека в Татарстане С.Х. Сабурской, первых руководителей министерства образования и науки РТ (Фаттахова Э.Н., Гиниатуллину С.В.), руководителей управлений ЗАГС в республике и в г. Казани (в 2012-м году это были Зарипова Э.А. и Шавалеева А.Р.), специалисты в сфере брака и семьи взялись за дело обучения учащихся такому предмету как «Семьеведение».

Эксперимент начался на базе двух казанских школ - русско-татарской школы № 129 Приволжского района и гимназии № 93 Советского района. Десятиклассники, которых администрация пригласила на занятия элективные и факультативные, с большим интересом внимали на уроках не физике и математике, а сведениям из такого знакомого, но совершенно неизвестного мира как мир семьи.

Учёные, ставшие школьными учителями, поясняли социальную сущность брака и семьи, характеризовали формы и типы брачных структур, включая как традиционные, так и альтернативные. На еженедельных уроках вникали в экономические основы ведения домохозяйства, в сферу юридических обязательств супругов, родителей и их детей друг перед другом. Юноши и девушки знакомились с социально-демографическими тенденциями развития брачно-семейных отношений в современной России, этно-конфессиональными особенностями и культурными традициями семейной группы, рода.

На занятиях, проходивших как беседы равного с равными, молодые люди учились моделировать собственную будущую семью. При этом вектор поиска был задан им педагогами. Лучшая модель семьи для человека и общества, считают казанские семьеведы, - традиционная. Её очертания таковы: гражданский (официальный) брак, гетеросексуальный брачный союз, полнота семейной структуры (есть оба родителя), в семье несколько детей (двое, трое и более), семья благополучна социально и психологически. На ней и сосредотачивалось внимание. С нею, кстати, взрослые дети соглашались искренне и без какого-либо напряжения.

Казалось бы, разве есть этой модели, такой привычной сознанию россиян, альтернатива? Увы, да. Многими десятилетиями российское общество её выковывало, выпестывало, сохраняло, а XXI век всё изменил. Глобализация общества сняла ограничения на информационные потоки из-за рубежа, откуда на Россию хлынула волна тех фактов и событий, которые до неузнаваемости изменили брак и семью. Сожительства в значительной степени заменили официальный брак в странах Запада. Однополыми браками дополнен брачный рынок по всей Европе, в трети штатов такова ситуация и в США. Расставшиеся, но не разведённые родители - реальность для немалой части мальчиков и девочек дошкольного и школьного возраста, и более всего в странах южной Европы, где господствует католицизм. Бездетность и малодетность, абортная культура -доминирующие тенденции в западных странах, среднедетность - уходящее явление для современного общества, многодетность - штрих к портрету семьи восточной (Индия, арабские страны, Израиль и т.п.).

Получается, что если сейчас не изменить фамилистические ценности и установки в сторону укрепления имеющегося опыта и традиций - традиционных и не обратить внимание на решение проблемы сохранения и укрепления традиционной модели семьи, обществу будет навязана извне модель семьи инновационной. В таком случае в сознании молодёжи будет сформирована модель семьи квазисовременной. Квази означает ненастоящее, мнимое. Мальчики и девочки будут думать, что семья, которая им навязывается западным кинематографом и которая им в чём-то привычна и симпатична, самая успешная. На деле же подростки станут апологетами семьи разваливающейся, ненастоящей, губительно влияющей как на душу, так и на тело. [5-10]

Возникает социальная проблема - срочной передачи школьникам и студентам техникумов знаний, которые стали бы профилактикой разного рода отклонений в сфере интимных отношений. Молодёжь нужно готовить всесторонне и обдуманно к принятию жизненно важных решений в сфере вступления в сексуальные отношения, деторождения, заключения брака. Речь идёт о том, что это знания житейские, но научно выверенные, строгие. Излагать их школьникам могут самые обычные педагоги, которым их собственный жизненный опыт и педагогическая подготовка будут гарантом понимания предмета. Стоит лишь дополнить эти важные составляющие несложным для этой социальной категории, но чрезвычайно значимым грузом, -фамилистической конкретикой.

В последние четыре года в Казани осуществляется подготовка таких редких специалистов, как семьеведы. На базе Казанского государственного университета культуры и искусств пять раз проведены обучающие курсы для аудитории самой разной - от педагогов начальных классов и социальных педагогов школ до директоров образовательных организаций, методистов РОНО, преподавателей и мастеров техникумов. Всего 277 человек, и в основном это педагоги-психологи и учителя-гуманитарии, получили свидетельства о повышении квалификации по программе «Семьеведение». Многие из них приступили к работе в данном направлении. С их помощью оживилась деятельность учебных заведений низового и среднего звеньев по взаимодействию семьи и школы, активизировались контакты с другими социальными службами - управлениями и отделами ЗАГС, объединениями отцов. Разработчики курса подготовили уже два учебно-методических пособия - в 2014-м и в 2015-м годах, по которым могут работать выпускники программы - учителя средних общеобразовательных организаций и преподаватели ссузов. [3; 4] Стоит вопрос о разработке учебного пособия для учащихся.

Школьники и студенты ссузов легко вошли в дополнительные занятия, массово одобрили их. И неудивительно: обучаемые справедливо оценили возможность принять новую, научно выверенную информацию по вопросам, о которых знали понаслышке. В будущем их действия в сфере брака и семьи будут куда более осмысленными и зрелыми, чем среди тех их ровесников, которые лишены возможности обучиться семейному делу.

Таким образом, вопрос дня - продолжение проекта, работа над расширением его социальной базы в 2015-м году и впоследствии. Если говорить серьёзно, то в обучении семьеведению нуждаются выпускники детских домов, которые не знают материнской ласки и отцовского внимания, понятия не имеют о том, что такое семья.

Вопросам устройства жизни в семье нужно обучить наиболее социально незащищённые группы - родителей семей «группы риска», учитывая, что знание это позитивное, неизменно вызывающее интерес, воспринимающееся как естественный результат эволюции человеческого общества.

Семьеведение - предмет для молодёжи, которая вступает в брак и проходит через управления и отделы ЗАГС. Кстати, команда преподавателей казанских вузов, ведущая семьеведение, поработала с ещё одной социальной категорией по предложению Сарии Харисовны Сабурской. На базе Аппарата Уполномоченного по правам человека в РТ с осени 2013 по весну 2014-го года проводились занятия с молодожёнами и парами, подавшими заявления в ЗАГС о вступлении в брак. Аудиторию собрали управления и отделы ЗАГС г. Казани. Динамичные и живые встречи с психологом, социологом, философом, медиком, юристом - учёными казанских вузов, освятившими те или иные вопросы функционирования брака и семьи, вызывали их неизменный интерес и желание продолжить знакомство. [11]

На семьеведение обратили внимание работники дошкольных образовательных организаций, их родительская общественность чаще всего молодая, а значит малоопытная и допускающая множественные ошибки в супружеских взаимоотношениях и в воспитании детей.

Что следует из сказанного? Эксперимент в сфере семьеведения, который на уровне некоторых муниципальных районов Татарстана проводится как повсеместный, нуждается в поддержке на всех уровнях - как местном, локальном, так и на всероссийском. Семьеведение должно быть включено в образовательные программы учебных заведений, и более надёжным было бы ввести этот предмет в ФГОС. Если обеспечение безопасности жизнедеятельности учащегося - дисциплина из списка наиболее значимых, то разве менее важны вопросы обеспечения сохранности российского народонаселения? Разве уберечь институт семьи от окончательного развала под натиском либеральной морали - не задача номер один для российского социума и государства? Этого требуют геополитические, социально-

демографические, нравственно-этические, здоровьесберегающие и национально-патриотические тенденции жизнедеятельности российского общества.

Литература

1.Джери Д., Джери Д. Большой толковый социологический словарь. Оксфорд, Т. 2.- М.: ВЕЧЕ-АСТ, 2001. - С. 194.

2.Джери Д., Джери Д. Большой толковый социологический словарь. Оксфорд. Т. 1. - М.: Вече, АСТ, 2001.

3.Карцева Л.В., Яныкина А.Н., Богачёва Н.В., Низамиева О.Н., Газизова Л.Ш. Семьеведение: Учеб.-метод. пособие по элективному курсу для учащихся 10-го класса средней общеобразовательной школы. -Казань, 2014. - 164 с.

4.Семьеведение: учебно-методическое пособие / под науч. редакцией д-ра социол. н. проф. Л.В. Карцевой. - 2-е изд-е, перераб. и доп. - Казань: КазГУКИ, РИЦ «Школа», 2015. - 190 с.

5.Безрукова О.Н. Ресурсы и сети поддержки ответственного родительства в молодых семьях. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011.

6.Воспитание человека: деятельность, общение, смысл: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции с международным участием / под общ. ред. Е.Н. Шавриновой. - СПб.: Изд-во Культ-информ-пресс, 2013.

7.Меренков А.В., Мустаева Ф.А. Самоопределение российской семьи в условиях трансформирующегося общества: монография. -Магнитогорск: МаГУ, 2013.

8.Семья и школа: проблемы и пути взаимодействия в условиях реализации новых стандартов: учеб.-метод. пособие /под общ. ред. О.А. Щекиной. - СПб.: СПб АППО, 2013.

9.Сёмина М.В. Подготовка молодёжи к семейной жизни в России ХХ-начала XXI века (ретроспективный педагогический обзор): монография. - Новосибирск, 2013.

10.Социально-педагогическое партнёрство в решении социальных проблем ребёнка: сб. материалов межрегиональной научно-практической конференции 15 марта 2012 года / под общ. ред. Степиховой В.А. - СПб., 2012.

11.Карцева Л.В. Татарстанская молодёжь о браке и семье /материалы международ. науч.-практ. конф. «Женщина-мусульманка: права человека в современном мире». 16.-17 октября 2014 г., г. Казань. -Казань, 2015. - С. 54.

1.Dzheri D., Dzheri D. Bol'shoj tolkovyj sociologicheskij slovar'. Oksford. T. 2.- M.: VEChE-AST, 2001. - S. 194.

2.Dzheri D., Dzheri D. Bol'shoj tolkovyj sociologicheskij slovar'. Oksford. T. 1. - M.: Veche, AST, 2001.

3.Karceva L.V., Janykina A.N., Bogachjova N.V., Nizamieva O.N., Gazizova L.Sh. Sem'evedenie: Ucheb.-metod. posobie po jelektivnomu kursu dlja uchashhihsja 10-go klassa srednej obshheobrazovatel'noj shkoly. -Kazan', 2014. - 164 s.

4.Sem'evedenie: uchebno-metodicheskoe posobie / pod nauch. redakciej d-ra sociol. n. prof. L.V. Karcevoj. - 2e izd-e, pererab. i dop. - Kazan': KazGUKI, RIC «Shkola», 2015. - 190 s.

5.Bezrukova O.N. Resursy i seti podderzhki otvetstvennogo roditel'stva v molodyh sem'jah. - SPb.: Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 2011.

6.Vospitanie cheloveka: dejatel'nost', obshhenie, smysl: sbornik materialov mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem / pod obshh. red. E.N. Shavrinovoj. - SPb.: Izd-vo Kul't-inform-press, 2013.

7.Merenkov A.V., Mustaeva F.A. Samoopredelenie rossijskoj sem'i v uslovijah transformirujushhegosja obshhestva: monografija. - Magnitogorsk: MaGU, 2013. 8.Sem'ja i shkola: problemy i puti vzaimodejstvija v uslovijah realizacii novyh standartov: ucheb.-metod. posobie /pod obshh. red. O.A. Shhekinoj. - SPb.: SPb APPO, 2013.

9.Sjomina M.V. Podgotovka molodjozhi k semejnoj zhizni v Rossii HH-nachala HHI veka (retrospektivnyj pedagogicheskij obzor): monografija. - Novosibirsk, 2013.

10.Social'no-pedagogicheskoe partnjorstvo v reshenii social'nyh problem rebjonka: sb. materialov mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii 15 marta 2012 goda / pod obshh. red. Stepihovoj V.A. -SPb., 2012.

11.Karceva L.V. Tatarstanskaja molodjozh' o brake i sem'e /materialy mezhdunarod. nauch.-prakt. konf. «Zhenshhina-musul'manka: prava cheloveka v sovremennom mire». 16.-17 oktjabrja 2014 g., g. Kazan'. - Kazan', 2015. - S. 54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.