Научная статья на тему 'ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ ПРИ РЕГУЛИРОВАНИИ ТАРИФ0В НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ (МОЩНОСТЬ)'

ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ ПРИ РЕГУЛИРОВАНИИ ТАРИФ0В НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ (МОЩНОСТЬ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ ПРИ РЕГУЛИРОВАНИИ ТАРИФ0В НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ (МОЩНОСТЬ)»

Нести ШШ России

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ФЭК РОССИИ

Г.П. Кутовой, заместитель Председателя ФЭК России

Б.В. Панцов, начальник отдела инвестиционной политики

Т.Г. Бессонова,, В.И. Битюгова, ведущие специалисты отдела инвестиционной политики

МДМ ФОРМИРОВАНИЯ ИН1ЕСТЩИ0ННЫЖ РЕСУРСОВ I ЗЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ ПРИ РЕГУЛИРОВАНИИ 11РИШ0Б НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ (МОЩНОСТЬ]

Электроэнергетика является капиталоемкой отраслью с длительными сроками строительства объектов, требующего долговременных инвестиций. Благодаря устойчивому спросу на электро- и теплоэнергию предприятия этой отрасли являются наиболее надежными объектами инвестирования. Однако организация привлечения необходимых инвестиций в электроэнергетику с рынка капитала в современных условиях неудовлетворительна, хотя после акционирования и приватизации отрасли прошло уже 5 лет.

Практикуемое в прошлом финансирование электроэнергетики из государственного бюджета к настоящему времени сократилось до незначительной величины, составляющей около 1 % от необходимого объема, что при большом количестве начатых строек и нарастающей остроте проблемы выбытия действующих энергетических мощностей заставляет искать другие источники инвестиций.

Решениями Правительства Российской Федерации было разрешено включать в тариф на электроэнергию инвестиционную составляющую, обеспечивающую выполнение минимально необходимой программы финансирования российской электроэнергетики, обеспечивающей окончание строительства уже начатых строек. Эти средства, а также собственные средства энергокомпаний (в виде амортизационных отчислений и нераспределенной прибыли) в последние годы стали основными источниками инвестиций в электроэнергетику.

Таким образом, строительство энергетиче-

ских объектов финансируется за счет следующих основных источников:

- федеральный бюджет;

- целевые инвестиционные средства, входящие в абонентную плату РАО «ЕЭС России»;

- собственные средства акционерных обществ;

- привлекаемые средства с рынка капитала (см. таблицу 1).

Приведенные данные свидетельствуют о том, что в условиях общего ежегодного снижения объема инвестиций в электроэнергетику энергокомпании не заинтересованы в поиске таких источников инвестиций, как привлечение кредитов и акционерного капитала, выпуск облигаций и т.д. Традиционным образом получаемые «бесплатно» инвестиционные средства из тарифа на электроэнергию - в форме целевых инвестиционных средств и инвестиционной компоненты прибыли - по экономическим законам не заставляют энергокомпании использовать их эффективно. «Бесплатность» инвестиций не стимулирует энергокомпании приоритетно финансировать наиболее дешевые проекты, в том числе проекты реконструкции, искать поставщиков оборудования и подрядчиков на конкурсной основе, и самое главное, - порождает распыление инвестиционных средств по многочисленным стройкам.

Пинамика ввода в действие энергетических мощностей за 1990 - 1997 гг., приведенная в табл. 2 (за счет всех инвестиционных источников в отрасли), является закономерным итогом проводившейся инвестиционной политики РАО «ЕЭС России».

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ФЭК РОССИИ

Таблица 1

Динамика структуры инвестиционных источников и направления использования инвестиционных

среуств в электроэнергетике (в ценах 1991 гоуа]

Год 1992 1993 1994 1995 1996 1997

мпрд. руб. % мпрд руб. % мпрд. руб. % мпрд. руб. % мпрд. руб. % мпрд. руб. %

Всего инвестиции 8,68 100 8,24 100 5,12 100 4,25 100 3,91 100 2,88 100

в том числе:

Федерапьный бюджет 2,28 26,2 0,77 9,3 0,28 5,5 0,08 1.9 0,08 2,0 0,06 2,1

Цепевые инвестиционные средства (абонентная плата РАО «ЕЭС России») 1,54 17,7 1,86 22,6 0,74 14,5 0,77 18,1 0,52 13,3 0,52 18,1

Собственные средства акционерных компаний (амортизационные отчисления и часть прибыли) 3,04 35 3,23 39,2 2,83 55,3 2,72 64 2,8 71,6 2,29 79,5

Целевые инвестиционные средства АО-энерго, относимые на себестоимость 1,82 24,1 2,11 25,6 1,24 24,2 0,66 15,5 0,5 12,8 - -

□ивиденды Заемные средства: кредиты 0,27 3,28 0,03 0,05 0,02 0,5 0,01 0,3 0,01 0,3

облигации лизинг - - - - - - - - - - - -

акционерный капитал - - - - - - - - - - - -

Важнейшими причинами такого итога можно назвать спедующие:

- образование огромной дебиторской заоол-женности потребитепей электроэнергии перед РАО «ЕЭС России» из-за кризиса платежей. Ее

Таблица 2

Вводы генерирующих мощностей в электроэнергетике

Год ввода Мощность, мпн. кВт

1992 0.66

1993 1,40

1994 2,39

1995 1,13

1996 1,28

1997 0,53

рост за 1997 год составил около 6 млрд. руб. и привел к увеличению кредиторской задолженности перед строящимися энергообъектами на 2,3 млрд. рублей (в ценах 1998 г.). В 1997 г. РАО «ЕЭС России» не выполнило утвержденной программы по финансированию капитального строительства: намечалось профинансировать стройки в объеме

АСТЭК

5400 млн. рублей, по оперативным данным, профинансировано 3100 млн. рублей;

- нерациональное распределение инвестиционных ресурсов в отрасли: происходит распыление цепевых инвестиционных средств РАО «ЕЭС России», которое не сконцентрировало имеющиеся финансовые средства на пусковых объектах. Из-за незначительного недофинансирования в 1997 г. был сорван ввод мощностей на пусковых объектах Ирганайской и Зеленчукской ГЭС, Харанорской ГРЭС, Йошкар-Олинской ТЭи и ряде других. Ярким примером «концентрации» инвестиционных ресурсов для успешного завершения строительства важнейшего объекта для всего Пальнего Востока является финансирование в 1997 г. Бурейской ГЭС (Амурская область). Трудно переоценить значимость ввода в действие этой ГЭС для потребитепей Приморского края, Хабаровского края и Амурской области; она будет вырабатывать 7,0 млрд. кВт.ч. электроэнергии (38,4 % от общего объема полезного потребления) по тарифу 50 - 60 руб/1 ООО кВт.ч., а это почти в десять раз снизит тарифы для промышленных потребитепей. Объем средств,

Шесте г ЭК оссш

предусмотренных для финансирования строительства Бурейской ГЭС из отчислений абонентной платы РАО «ЕЭС России» в 1997 г., должен был составлять 500 млрд. рублей, фактически выделено 240,7 млрд. рублей, а освоено 322,4 млрд. рублей, т. е. 64,4 % от плановых показателей. При таком финансировании дальневосточники будут ждать дешевой электроэнергии Бурейской ГЭС еще 15-20 пет, вместо того чтобы реально обеспечить ввод в действие ГЭС до 2000 г;

- порядок Формирования целевых инвестиционных средств в отрасли: с 1993 года предусматривалось их включение в абонентную плату РАО «ЕЭС России» с отнесением на себестоимость со второго квартала 1997 г., в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 390 от 3.04.97 г., целевые инвестиционные средства РАО «ЕЭС России» формируются из прибыли после уплаты всех платежей в бюджет и внебюджетные фонды, однако данный процесс пока не оптимизирован.

форма сбора инвестиционных средств в виде косвенного налогообложения потребителей вкупе со слабым контролем (а правильнее сказать - при отсутствии всякого контроля за эффективностью капитального строительства в отрасли со стороны Минтопэнерго России, Минэкономики России, Минстроя России и Мингосимущества России) объективно породили безответственность и территориальных энергокомпаний, и РАО «ЕЭС России» как отраслевого финансового холдинга за экономические последствия неэффективного использования собранных с потребителей средств.

Такая ситуация была запрограммирована с 1993 года, когда акционерным обществам электроэнергетики Правительство Российской Федерации разрешило сбор с потребителей средств на развитие отрасли (наращивание имущества акционерных компаний), но не определило собственника на вновь создаваемое имущество в электроэнергетике. Не закреплялось и не закрепляется право собственности на средства, которые выделяются на инвестирование отрасли (акционерных компаний) из федерального бюджета, а также на дивиденды, начисляемые на государственный пакет акций и направляемые на развитие ЕЭС России. Минтопэнерго России и Мингосимущество России не только не проявили инициативы в ходе решения этой проблемы, но и просто проигнорировали прямое поручение ФЭК России от 29 декабря 1994 года № 8, пункт 1.4, утвержденное первым заместителем Председателя Правительства Российской

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ФЭК РОССИИ

Федерации А.Б. Чубайсом, в котором сказано: «Поручить Госкомимуществу России с участием Минэкономики России, Минфина России, Минтопэнерго России, ГКАП России, РАО «ЕЭС России» и субъектам Российской Федерации определить порядок оформления инвестиционной составляющей абонентной платы, перечисляемой территориальными АО-энерго в РАО «ЕЭС России», как увеличение доли соответствующих АО-энерго или субъектов Российской Федерации в уставном капитале РАО «ЕЭС России».

Имущественный аспект этой проблемы важен потому, что собственник финансовых средств всегда обеспечит действенный контроль за их использованием - чтобы эти средства как можно быстрее давали экономический эффект, а не просто «закапывались» в землю на многочисленных долгостроях. И в этом отношении нужно найти ответ на вопрос: чьими деньгами распоряжаются акционерные энергетические компании, коль собираются они - а не зарабатываются - в виде податей с потребителей? Они и являются ничем иным, как косвенным налогообложением и, следовательно, признак собственности у этих финансовых средств и соответственно имущества, созданного на эти средства, очевиден: это должна быть государственная собственность.

Очевидно, что вновь создаваемая собственность в электроэнергетике должна делиться на федеральную и региональную. Если сбор инвестиционных средств с потребителей дпя инвестирования в электроэнергетику производится на уровне субъекта Российской Федерации, то использование таких ресурсов должно учитываться как увеличение доли субъекта Российской федерации в уставном капитале акционерной компании и оформляться передачей соответствующего пакета акций фонду имущества субъекта Российской Федерации.

На федеральном уровне следует поступать аналогичным образом: инвестиционные ресурсы, включаемые ФЭК России в размер абонентной платы РАО «ЕЭС России», и соответствующее аккумулирование имущества РАО «ЕЭС России» должны учитываться как наращивание доли государства в уставном капитале РАО «ЕЭС России» с соответствующим оформлением этой доли собственности при увеличении уставного капитала. И уже право государства решать - держать пи в собственности приращенный пакет акций или продать его на рынке ценных бумаг, сохранив за собой пишь 50%+1 акцию, которые оно должно иметь в законодательном порядке.

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ФЭК РОССИИ

Относительно особенностей государственного контроля за эффективным использованием средств на строительство можно лишь сказать, что его как такового просто нет и вся процедура сведена к статистическому фиксированию фактически печального состояния дел. Очевидно, что бывшая советская система централизованного финансирования капитального строительства энергетики - при жестком контроле за освоением выделяемых из госбюджета средств со стороны бывшего Минэнерго, Промстройбанка и Госплана СССР - заменена квазибюджетным централизованным финансированием энергетического строительства в рамках РАО «ЕЭС России», но без всякого контроля со стороны тех, кто оплачивает это строительство и чьи интересы в новых экономических условиях должно защищать государство.

ФЭК России в сипу своих полномочий в деле обеспечения баланса экономических интересов производителей и потребителей энергии несет ответственность перед потребителями в той части, которая определяется ее правом включать в

размер тарифа на электроэнергию (мощность) инвестиционной составляющей как источника финансирования энергетического строительства. Но у ФЭК России нет права и полномочий для осуществления контроля за эффективностью использования указанных средств.

Резонно могут возникнуть вопросы: Нужно ли рассматривать отношения к собственности в энергетике, повышать эффективность государственного контроля за деятельностью РАО «ЕЭС России»? Не наблюдаются ли здесь перегибы, что ставит руководство акционерных компаний электроэнергетики в ситуацию каких-то неоправданных ограничений?

На такого рода вопросы и сомнения красноречивым ответом являются итоги реализации инвестиционной программы 1997 года. Так, если в начале процесса приватизации электроэнергетики

АСТЭК

указанные недочеты оправдывались оптимизмом реформаторов-первопроходцев со ссыпками на отсутствие реального опыта работы хозяйственного механизма в новых условиях, то теперь, после пятилетнего практического опыта бесплатного использования собранных с потребителей денег для наращивания имущества акционеров электроэнергетических компаний, жизнь подтвердила простую истину: все, что дается пегко и бесплатно, никогда не приносит большой пользы ни тому, кто дает, ни тому, кто берет, побуждая его к расточительству.

Однако важность выработки новых подходов к формированию инвестиционных источников в энергетике обусповпивается не столько отрицательным опытом прошлого, сколько необходимостью обеспечить улучшение дел в будущем. Исследования Института энергетических исследований Российской Академии наук и других организаций, а также общепризнанные масштабы развития энергетики в будущем, одобренные Правительством РФ в федеральной государственной Программе «Топливо и энергия», показывают: на развитие электро-

энергетики России должно быть потрачено в период с 1998 года до 2005 года около 55500 млн. долларов США. Это очень большая сумма, и чтобы вся ее тяжесть не пегпа на потребителей электроэнергии, необходимо создать условия, при которых будет обеспечена высокая эффективность использования финансовых средств акционерными обществами, а плата за капитан в электроэнергетике станет привлекательной для внешних инвесторов - как кредиторов, так и акционеров.

Ппя постепенного решения такой задачи принимаются необходимые меры. Так, при формировании перечня важнейших строек и объектов капитального строительства в электроэнергетике, утверждаемого ФЭК России, учитывалась ограниченность инвестиционных возможностей, временное снижение эпектропотребления, имеющийся на сегодня резерв мощности и - как следствие выше-

Направления использования целевых инвестиционных средств

Таблица 3

1996 год

1997 год

Направления:

млрд. руб.

%

млрд. руб.

%

Всего:

Тепловые станции

ГЭС

ПЭП

Прочие объекты

6636 2098 1747 2066 724

100 31,7 26,3 31,1 10,9

5400 1597 2060 1546 195

100

29.6 38,1

28.7 3,6

Вестник ФЭК России

перечисленного - объективная необходимость сокращения количества строящихся объектов. Поэтому в 1996 г. за счет инвестиционных средств велось строительство 96 объектов, в 1997 г. - 57, а в 1998 г. их число сократилось до 46.

Изменилась и структура направления целевых инвестиционных средств (см.табл.3).

Для повышения эффективности использования ограниченных размером тарифов на электроэнергию инвестиционных средств и снижения величины абонентной платы РАО «ЕЭС России» необходимо проводить работу по следующим направлениям:

- концентрация целевых инвестиционных средств, прежде всего на пусковых объектах;

- обеспечение приоритета проектам информационных и энергосберегающих технологий, реконструкции, модернизации и технического перевооружения электроэнергетических объектов, замещения выбывающих мощностей новыми;

- разграничение ответственности за развитие электроэнергетики на федеральном и региональном уровнях. Пля этого следует привести в соответствие действующие государственные целевые программы, утвержденные принятыми в 1992 - 1996 годах постановлениями Правительства Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации, с инвестиционными возможностями энергокомпаний и государства; сохранить финайсирование из целевых инвестиционных средств РАО «ЕЭС России» только энергообъектов федеральной значимости и системных ПЭП, обеспечивающих развитие ЕЭС России и формирование ФОРЭМ;

- включение в планы-прогнозы финансирования строительства объектов только при наличии бизнес-плана. При составлении планов-прогнозов надо отдавать приоритет экономически эффективным проектам с минимальным сроком окупаемости и меньшим объемом инвестиций;

- изменение схемы формирования инвестиционных средств в электроэнергетике за счет привлеченного капитала для строительства генерирующих мощностей.

Изменение схемы формирования инвестиционных средств следует проводить поэтапно. На первом этапе в абонентную плату РАО «ЕЭС России» целесообразно включать целевые инвестиционные средства в размерах, утвержденных ФЭК России, и средства на обслуживание привлеченного капитала в соответствии с условиями контрактов и обязательств по займам.

При этом ФЭК России должна обеспечивать го-

I

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ФЭК РОССИИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сударственные гарантии на включение в тарифы АО-электростанций - субъектов ФОРЭМ средств на возврат привлеченного капитала в соответствии с условиями контрактов.

На втором этапе из состава абонентной платы РАО «ЕЭС России» исключаются целевые инвестиционные средства на строительство генерирующих мощностей, которые замещаются средствами по обслуживанию привлеченного капитала, что позволяет:

- постепенно заменить целевые инвестиционные средства в абонентной плате РАО «ЕЭС России» средствами на обслуживание кредитов и, в конечном итоге, обеспечить снижение величины абонентной платы, а следовательно, и тарифов на электроэнергию для потребителей;

- выделять и реализовывать только эффективные инвестиционные проекты;

- проводить конкурсный отбор поставщиков оборудования и подрядных строительно-монтаж-ных организаций;

- осуществлять дополнительный контроль со стороны кредитора за целевым своевременным использованием инвестиций;

- способствовать возникновению конкуренции среди производителей электроэнергии.

С цепью реализации новой схемы формирования инвестиционных средств в электроэнергетике ФЭК России включила в план-прогноз 1998 года 10 инвестиционных проектов, для которых целевые инвестиционные средства предусмотрены для обслуживания кредитов. В 1999 году перечень таких объектов будет расширен.

В настоящее время разрабатываются проекты необходимых для этого нормативных документов: «Порядок предоставления гарантий ФЭК России по обслуживанию кредита за счет абонентной платы РАО «ЕЭС России» и «Порядок включения в тарифы на электроэнергию АО-электростанций - субъектов ФОРЭМ средств на возврат привлеченного капитала». Утвержденные документы будут опубликованы в журнале «Вестник ФЭК России».

Таким образом, повышение эффективности инвестиционного процесса в российской электроэнергетике связано с конкуренцией энергетиче-ских компаний за источники Финансирования капитальных вложений. Для сохранения и развития ЕЭС России должны привлекаться не бесплатные инвестиционные средства, заложенные в тарифы, а заемные средства из различных источников, автоматически включающие противозатратный механизм их использования.

СТАТИСТИКА

РОЗНИЧНЫЕ ЦЕНЫ НА ПРИРОДНЫЙ ГАЗ, установленные органами исполнительное еласто субъектов

Российской Федерации

(РУБ/1 ООО КУБ.М)

№ л/л. Наименование респубпик, краев и областей Пищеприго-товпение на газовой ппите Пищеприго-товпение и горячее водоснабжение Отопление При наличии счетчика Номер документа о введении розничных цен

1 2 3 4 5 6 7

1 Республика Оагестан 176.0 176.0 176.0 № 137 от 1.10.97г.

2 Республика Адыгея 175.0 175.0 175.0 н/д

3 Кабардино-Балкарская Республика 176.0 176.0 176.0 № 500-р от 29.09.97г.

4 Карачаево-Черкесская Республика 175.7 175.7 175.7 №240 от 28.09.96г.

5 Республика Калмыкия 175.7 175.7 175.7 № 667-р от 1.10.97г.

6 Республика Коми 158.0 158.0 158.0 № 177-00 31.10.973.

7 Республика Мордовия 168/153 242/220г 148/135г №450 от 27.10.97г.

8 Республика Северная Осетия-Алания 176.0 176.0 176.0 № 340-р от 3.10.97г.

9 Удмуртская Республика 200.0 200.0 180.0 №779 от 21.08.97г.

10 Республика Башкортостан 200.0 200.0 90.0 №1020-р от 29.10.97г.

11 Чувашская Республика 144.0 144.0 130.0 №231-р от 21,05.97г.

12 Республика Якутия-Саха 575.1 г 287.6 с 383.5 г 191.7 с 200.0 г 100.0 с №202 от 19.05.97г.

13 Ингушская Республика 175.2 175.2 175.2 н/д

14 Республика Чеченская

15 Республика Карелия

16 Республика Татарстан 142.0 139.0 98.8 №409 от 15.05.97г.

17 Республика Марий-Эл 64.8 64.8 64.8 н/д

18 Алтайский край 220.0 140.0 140.0 № 105 от 21.02.97г.

19 Краснодарский край 180.0 (ср.) 180.0 180.0 н/д

20 Ставропольский край 175.0 175.0 175.0 н/д

21 Астраханская обл. 298.0 298.0 72.0 158.0 № 2001-р

от 3.11.97г.

22 Архангельская обл. 220.0 220.0 220.0 № 704-р от 24.11.97г.

23 Белгородская обл. 186.0 186.0 186.0 №49 от 31.10.97г.

24 Брянская обл. 275.0 275.0 146.0 166.0 н./д

25 Владимирская обл. 144.0 144.0 144.0 №58 от 6.02.97г.

26 Вологодская обл. 195.0 195.0 195.0 №39 от 24.09.97г.

27 Волгоградская обл. 185.0 185.0 160.0 167.0 №661 от 26.11.97г.

28 Воронежская обл. 336.0 336.0 170.0 210.0 н/д

29 Ивановская обл. 240.0 240.0 130.0 180.0 № 10 от 26.09.97г.

30 Калининградская обл. 240.0 240.0 240.0 №207 от 18.03.97г.

Иесшнн в II России

СТАТИСТИКА

31 Калужская обл. 205.0 205.0 173.0 176.0 №15 ЭК от 10.11.97г.

32 Кемеровская обл. 200.0 200.0 200.0 №31 от 31.12.96г

33 Кировская обл. 360.0 360.0 100.0 №511 от 21.04.97г.

34 Костромская обп. 250.0 250.0 100.0 120.0 № 8/97 от 20.10.97s.

35 Курзанская обп. 200.0 200.0 200.0 № 1 18 от 7.03.96г.

36 Курская обл. 399.0 399.0 170.0 195.0 н/д

37 Ленинградская обп. 300.0 300.0 300.0 н/д

38 Липецкая обл. 481.25 481.25 114.18 220.0 н/д

39 Московская обп. 144.0 144.0 144.0 № 403-РГ 2.06.97г.

40 Нижегородская обп. 262.5 256.5 93 №301 от 29.10.97г.

41 Новгородская обп. 282.0 282.0 282.0 № 361 -рз 23.05.95г.

42 Омская обп. 405.0 405.0 144.0 144.0 н/д

43 Оренбургская обп. 350.0 350.0 130.0 150.0 №985 от 14.11.97г.

44 Пермская обп. 300.0 300.0 200.0 №358 от 30.09.97г.

45 Псковская обп. 150.0 150.0 150.0 №3 от 28.10.97г.

46 Пензенская обп. 156.0 156.0 156.0 №1 от 25.02.97г.

47 Ростовская обп. 175.0 175.0 175.0 №401 от 31.10.97.

48 Рязанская обп. 215.0 215.0 210.0 №472 от 30.09.97г.

49 Саратовская обп. 270.0 270.0 120.0 120.0 №9 от 24.10.97г.

50 Самарская обп. 250.0 250.0 100.0 150.0 № 167-р от 29.05.97г.

51 Сахалинская обп. 155.0 155.0 155.0 н/д

52 Новосибирская обп. 175.0 175.0 175.0 № 430-Р от 21.10.97г.

53 Свердловская обп. 135.0 135.0 135.0 160.0 №48-п от 22.01.97г.

54 Смоленская обп. 377.0 377.0 70.0 103.0 №468 от 28.11.97г.

55 Тамбовская обп. 260.0 260.0 170.0 195.0 №581 от 26.09.97г

56 Тверская обп. 400.0 400.0 120.0 №6 от 7.10.97г.

57 Томская обп. 8600 руб./чеп/м прир+сж. 144.0 144.0 № 109 от 14.04.97г

58 Тульская обп. 144.0 144.0 144.0 №208 от 22.05.97г.

59 Тюменская обл. 158.0 158.0 158.0 № 619-р от 2.10.97г.

Ханты-Мансийский АО 160.0 160.0 160.0 -II-

Ямало-Ненецкий АО 144.0 144.0 144.0 -II-

60 Челябинская обп. 174.0 174.0 174.0 Л №290 от 20.05.96г.

61 Ульяновская обп. 300.0 300.0 300.0 120.0 №20 от 28.03.97г.

62 Ярославская обп. 176.0 176.0 144.0 н/д

63 Орловская обп. 65.0 65.0 65.0 №283 от 14.05.96г.

64 г. Москва 175.68 175.68 175.68 №1129-рп 17.10.97г.

65 г. Ленинград 300.0 300.0 300.0 №65 от 24.01.97г.

СТАТИСТИКА

НОРМЫ РАСХОДА ПРИРОДНОГО ГАЗА НА НУЖДЫ НАСЕПЕНИЯ, утвержденные органами исполттельноО власти субъектов

РоссиОскоО Федерации

№ п/п. ф Наименование республик, краев и областей Пищеприготовпение на газовой плите Пищеприготовпение и горячее водоснабжение Отопление

м^ /чел/ месяц м3 /чел/ месяц м3/м2/ месяц

1 Республика Пазестан 15 30 7

2 Республика Адызея 20 36 9

3 Кабардино-Балкарская Республика 10 25 12/1.2 от./неотап.

4 Карачаево-Черкесская Республика 8 36 13/1 от./ неотап.

5 Республика Калмыкия 9.2 24 7

6 Республика Коми 12.7 31.5 12/3.2

7 Республика Мордовия 10.5 26.5 7

8 Республика Северная Осетия-Алания 8 22.8 7.5

9 Удмуртская Республика 8 23.8 8.3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 Республика Башкортостан 8 16 8

11 Чувашская Республика 10 30

12 Республика Якутия-Саха 10.8 26.6

13 Ингушская Республика 9 21 8

14 Республика Чеченская

15 Республика Карелия

16 Республика Татарстан 12 24.5 8.5

17 Республика Марий-Эл 12.8 37.1 9

Швошник ОЭК [РМЕЕИИ

СТАТИСТИКА

18 Алтайский край 10 24 8.6/2.6 от/неотап.

19 Краснодарский край 13 38 13

20 Ставропольский край 8 22 6.25

21 Астраханская обл. 8.5 24 10

22 Архангельская обл. 12 16 28

23 Белгородская обл. 15 37 10.5

24 Брянская обл. 7 22 12/2 от/неотап.

25 Владимирская обп. 9 24 8

26 Вологодская обл. 10 15 4.5

27 Волгоградская обп. 8 20 7

28 Воронежская обп. 12 21 7.5

29 Ивановская обп. 12 30 8

30 Калининградская обп. 13 28 6.5/1.5

31 Калужская обл. 8.8 28.6 6.3

32 Кемеровская обп. 6 6 6

33 Кировская обл. 11.50 28.6 9.4

34 Костромская обп. 10 27.2 6.85

35 Курганская обл. 7 20 н/д

36 Курская обп. 8 19.9 11

37 Ленинградская обп. 10.3/11.53 20.3/19.8 4.5/1.5 от/неотап, 4.07г

38 Липецкая обп. 8 23 7

39 Московская обп. 8 21.1 4.5/1.5 от/неотап

40 Нижегородская обп. 8 23 4.3

41 Новгородская обп. 6.5/7г. 16/19г. 5

42 Омская обл. 10 20 5.52

43 Оренбургская обп. 10 25 7

44 Пермская обп. 12 35 10

45 Псковская обп. 8 18 7.7

46 Пензенская обп. 10 20 7.5

47 Ростовская обп. 13 29 6.2

48 Рязанская обп. 10 25 6.2/7.2

49 Се уатовская обп. 15 30 7

50 Самарская обп. 8/ 22 8

51 Сахалинская обл. 25 25 8

52 Новосибирская обп. н/д н/д 7

53 Свердловская обп. 27.4 60.7 13/3.7 от/неотап

54 Смоленская обп. 10 22 7

55 Тамбовская обп. 10 23 14/3

56 Тверская обп. 8 20 7

57 Томская обп. 8.3 20.8 10.1

58 Тульская обп. 7 20 7.5

59 Тюменская обп. 7 20 7.3

Ханты-Мансийский АО 7 20 7.3

Ямало-Ненецкий АО 7 20 7.3

60 Челябинская обп. 10.5 25.2 5.5

61 Ульяновская обп. 10 26 8.75

62 Ярославская обп. 9 24 8

63 Орловская обп. 12 22 9

64 г. Москва 8.3 20.8 7.6

65 г. Ленинград 6.9 19.8 4.07

Нормы потребления должны определяться в соответствии с «Типовой методикой расчета норм потребления природного газа населением в квартирах (домах) на приготовление пищи, горячей воды и отопление в условиях отсутствия приборов учета расхода газа», разработанной институтом «Гипрониигаз» и утвержденной Минтопэнерго России 11 сентября 1993 г.

от 18 февраля 1998 г.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

103074, Москва, К-74, Китайгородский пр., 7, тел. 220-40-15

заседания Консультативного совета потребителей топливно-энергетических ресурсов при Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации

Председательствовал:

Присутствовали:

члены Правления ФЭК России

от Московского межрегионального фонда защиты потребителей

от Международной конфедерации обществ потребителей (КОНФОП)

от Ассоциации энергоменеджеров

от Всероссийской лиги защиты прав потребителей

от Национального фонда защиты потребителей

от Торгово-промышленной палаты России

от Российского союза промышленников и предпринимателей

от Межотраслевой ассоциации потребителей энергии

от Российской ассоциации развития малого предпринимательства

от Российской Ассоциации "Коммунальная энергетика"

от Союза потребителей России

от аппарата ФЭК России

представители общественных организаций, средств массовой информации

Председатель ФЭК России А.Ф.Задернюк

Г.П.Кутовой, Г.С.Устюжанин

Н.Е.Акинин

А.А.Аузан

М.С.Бернер

Н.С.Головкова, Л.И.Ростовцева, Т.Н.Хомчик

А.Я.Калинин

С.Н.Катырин

Л.М.Михайлов

О.Ю.Никонов

Н.Н.Петров

Г.М.Скольник

П.Б.Шелищ

М.В.Валь, В.А.Макеечев, Ю.В.Петрушин, В.С.Милов,

Н.С.Цейтлина, Е.В.Моршинина

Н.Н.Мироненко, Ю.П.Прокопенко, И.Е.Задорожнюк

I. О создании Консультативного совета потребителей топливно-энергетических ресурсов при Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации

(Петрушин, Аузан, Шелищ, Бернер, Скольник, Милов, Кутовой, Устюжанин, Задернюк)

1. Создать Консультативный совет потребителей топливно-энергетических ресурсов при Федеральной энергетической комис-си Российской Федерации (далее — Консультативный совет).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Утвердить прилагаемое Положение о Консультативном совете.

3. Назначить помощника Председателя ФЭК России Милова B.C. ответственным секретарем Консультативного совета.

II. О плане работы Консультативного совета

(Петрушин, Аузан, Шелищ, Бернер, Скольник, Кутовой, Устюжанин, Задернюк)

1. Признать необходимой доработку представленного аппаратом ФЭК России плана работы Консультативного совета на 1998 год с учетом предложений членов Консультативного совета.

2. Признать необходимым обеспечение членов Консультативного совета информацией о действующих нормативных и методических документах в области государственного регулирования цен и тарифов на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, а также об общих принципах функционирования хозяйственных отношений в топливно-энергетическом комплексе.

ФЭК России (А.Ф.Задернюку) обеспечить рассылку временного положения о государственном регулировании тарифов на услуги по транспортировке газа по распределительным газопроводам для их рассмотрения на следующем заседании Консультативного совета.

3. ФЭК России (А.Ф.Задернюку) доработать план работы Консультативного совета на 1998 год с учетом предложений членов Консультативного совета и представить его на очередное заседание Консультативного совета для утверждения.

4. Созвать очередное заседание Консультативного совета в начале апреля 1998 года.

III. О ходе разработки проекта Основ ценообразования на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации

(Макеечев, Бернер, Скольник, Шелищ, Кутовой, Задернюк)

1.Принять к сведению информацию о ходе разработки аппаратом ФЭК России проекта Основ ценообразования на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации.

2.ФЭК России (А.Ф.Задернюку) информировать членов Консультативного совета о ходе данной работы и организовать дополнительное обсуждение данного вопроса на одном из заседаний Консультативного совета по мере изучения членами Консультативного совета информации об общих принципах ценообразования в энергетике.

Ответственный секретарь Консультативного совета

В.С.Милов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.