ш
Проект фирмы Айрис
Об инвестиционной
составляющей абонентной платы
РАО "ЕЭС России"
1. ИСТОРИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ
Говоря об истории инвестиционной составляющей? мы неизменно обращаемся к условиям плановой экономики социализма бывшего СССР, когда возводились стройки века, а инвестиционные средства союзного бюджета создавались за счет всего народа, и никто не спрашивал, на что конкретно затрачены его деньги и какую реальную выгоду получит тот или иной субъект, оплатив часть расходов по организации работы и развитию Единой энергетической системы.
Подтверждение сказанного можно найти в ст. 8 Закона РСФСР от 26.06.91 г. "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", в соответствии с которой инвестиционная деятельность могла осуществляться за счет:
• собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора (прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц, средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и другие);
• заемных финансовых средств инвесторов (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и другие средства);
• привлеченных финансовых средств инвестора (средства, получаемые от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц);
• денежных средств, централизуемых объединениями (союзами) предприятий в установленном порядке;
• инвестиционных ассигнований из государственных бюджетов РСФСР, СССР, республик в составе РСФСР, местных бюджетов и соответствующих внебюджетных фондов;
• иностранных инвестиций.
После распада СССР, создания РАО "ЕЭС России" и принятия комплекса мер по государственному регулиро-
1 См: Постановление СМ РФ от 29 июня 1993 г. № 513 «Об изменении состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) ак-
ционерных обществ энергетики и электрификации». (О правомерности
ванию тарифов, а также в целях обеспечения сбалансированного развития Единой энергетической системы Российской Федерации и изменения структуры управления отраслью "Электроэнергетика" на основе преобразования государственных энергетических предприятий в акционерные общества было принято Постановление СМ РФ от 29.06.93 г. №513, согласно которому в 1993 - 1995 годах в состав затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаются отчисления в инвестиционный фонд для финансирования капитального строительства энергетических объектов и мероприятий, связанных с новым строительством, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением производства, повышением надежности и экологической безопасности энергообъектов.
В том же 1993 году была утверждена "Методика расчета абонентной платы за услуги по организации работы и развитию ЕЭС России", которая явилась дополнением к Положению о государственном регулировании тарифов. Инвестиционная составляющая впервые была предусмотрена этой Методикой как обязательный платеж, взимаемый по распоряжению федерального органа исполнительной власти и зачисляемый на счет частной компании, т.е. правовой статус обязательного платежа определен нормативным документом уровня "Методика". Кроме того, Методика включала в себя описание видов услуг по организации работы и развитию Единой энергетической системы России, закрепляла ответственность по их оказанию за РАО "ЕЭС России" и утверждала в качестве плательщиков абонентной платы всех субъектов оптового рынка энергии и мощности. Как следовало из Методики, ответственность за завершение начатых еще при СССР строек энергообъектов возложена ¡¡а РАО ЕЭС России, '¡то обусловило появление в абонентной плате огромной инвестиционной составляющей, которая включалась в себестоимость1 .
Затем инвестиционная составляющая была предусмот-
установления инвестиционной составляющей на основе Методики и включению ее в себестоимость см.ниже.)
сена рядом постановлений Правительства РФ, например: •от 31 марта 1997 г. № 360 «Об утверждении про-"эаммы Правительства Российской Федерации «Струк--урная перестройка и экономический рост в 1997-2000
•одах»;
• от 21 июля 1998 г. № 815 «Об утверждении Про-'эаммы развития атомной энергетики Российской Федерации на 1998-2005 годы и на период до 2010 года»;
• Письмом Госналогслужбы РФ от 3 октября 1996 г. № B3-6-03/695;
• другими нормативно-правовыми актами федераль--ого уровня.
При установлении инвестиционной составляющей дей-г-вовал Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об :сновах налоговой системы в Российской Федерации» и э соответствии со ст. 2 указанного закона налог, сбор, ■ошлина и другой платеж обязательно должны были подпить от плательщиков в бюджет соответствующего уров--я или во внебюджетный фонд2. Данное императивное словие нашло свое подтверждение и в ст. 9 того же :акона: все налоговые поступления зачисляются в бюд->еты или во внебюджетные фонды различного уровня на :~овиях, определяемых органами государственной влас-з соответствии с законодательными актами Рф. Это « = требование продублировано в Письме Минфина РФ, "ссналогслужбы РФ и Комиссии Совета республик ВС -О по бюджету, планам, налогам и ценам от 2, 4 июня '992 г. №№ 4-5-20, ИЛ-6-04/176, 5-1/693 «Официаль-■ -'S материалы по местным налогам и сборам», в соот-:е-ствии с которым поступившие в уплату целевых сбо-::в средства также зачисляются на специальные счета :сджетов или во внебюджетные фонды и используются ~сого по назначению, т.е. установлено конкретное место :-числения указанных средств (специальные счета бюд-•е~ов или внебюджетные фонды) и подчеркнута обяза--~ьность целевого использования средств.3 На основании изложенного неизбежно следует: ) взимание инвестиционной составляющей противо-:е-ило порядку установления обязательных платежей, пре-!• смотренного действовавшим в то время Законом РФ от - декабря 1991 г. №2118-1 «Об основах налоговой : -стемы в Российской Федерации»;
2) отчисления, предусмотренные постановлениями Пра-; -ельства РФ и Методикой расчета размера абонент--гл платы за услуги по организации работы и развитию :ЗС России для формирования целевых инвестиционных :седств, поступающие непосредственно на счета тех или -ых юридических лиц, следует рассматривать как противоправные сборы, не зачисляемые в соответствующие бюджеты или во внебюджетные фонды, увеличивают частную собственность акционеров компании.
тг.п $Щ|Й ,'
II. АНАЛИЗ ПРАВОМЕРНОСТИ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ВЗИМАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
За период существования РАО "ЕЭС России" был принят ряд нормативных актов, регламентирующих деятельность всей энергосистемы России, в том числе Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", который определил экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию. Ст. 4 названного закона одним из принципов государственного регулирования тарифов провозглашалось:
• обеспечение коммерческих организаций в сфере производства, передачи и распределения электрической и тепловой энергии финансовыми средствами на развитие производства, научно-техническое и социальное развитие, осуществляемое путем привлечения заемных средств, частных инвестиций, средств коммерческих организаций (инвестиционных фондов, страховых фондов, фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) и иных средств;
• создание условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций.
При этом законодатель не оговаривал конкретных путей привлечения заемных средств, предполагая, видимо, что есть только один: договорный. Однако нормативные акты другого уровня, типа Методики и пр., предусмотрели более простой путь привлечения частных инвестиций: включение инвестиционной составляющей в структуру абонентной платы с отнесением ее на себестоимость.4
Иными словами, инвестиционная составляющая вошла в перечень обязательных платежей наряду с налогами и сборами. Положение стало еще более противоправным с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04. 1997 г. № 390, в соответствии с которым целевые инвестиционные средства исключены из состава затрат, входящих в себестоимость. Теперь инвестиционные средства, включаемые в абонентную плату РАО ЕЭС России, формируются за счет прибыли после уплаты всех платежей в бюджет и во внебюджетные фонды. Названное постановление следует признать противоправным, поскольку:
1) Инвестиционная составляющая, заложенная в прибыль, становится собственными средствами РАО "ЕЭС России" и при ее использовании по назначению ведет к увеличению уставного капитала РАО ЕЭС России. При этом потребители, проплатившие инвестиционную составляющую, не получают никаких прав и документального подтверждения на вложенный в строительство капитал.
; соответствии со ст. 118 ГК РФ Фондом признается не имеющая членена некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юри--ескими лицами на основе добровольных имущественных взносов, пре-"т-ующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные "и иные общественно полезные цели. На этой основе - внебюджетный ::чд создается учредительным договором для целевого сбора средств.
3 К сожалению, ответственность за нарушения этих требований возможна только при неправомерности .бухгалтерских проводок.
4 См; например, п.З Постановления Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1996 г. № 140 "О мерах по ограничению роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий".
5 См: п.2 Постановления ФЭК России от 12 февраля 1999 г. № 5/2.
вв
ЖП'ДД!
: 4
шйвш
4•
2) Средства, отраженные как прибыль, свободно используются по усмотрению собственника и не могут носить целевой характер, т.е. РАО "ЕЭС России" само определяет, что, где и когда строить, заручившись соответствующим полномочием от ФЭК России, которая, превысив свои полномочия, предоставила РАО "ЕЭС России" право перераспределять капитальные вложения по объемам перечня в пределах утвержденных объемов целевых инвестиционных средств с учетом их фактического освоения по согласованию с ФЭК России5 т.е. вначале утверждается перечень важнейших строек и объектов, под которые взыскивается инвестиционная составляющая, а затем РАО "ЕЭС России" предоставляется право самим решать, куда направить полученные инвестиционные средства.
С 01.01.99г. вступили в действие ч. 1 Налогового кодекса РФ и Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Экспертиза этих документов позволяет с полной уверенностью сказать, что инвестиционная составляющая может быть установлена только на основании договорных отношений между энергоснабжающей организацией и потребителем.6 На этих правовых основаниях инвестиционная составляющая, утверждаемая ФЭК России, как обязательный платеж в адрес частной компании, вступила в противоречие с НК РФ, ГК РФ, Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и должна быть исключена из структуры абонентной платы, и все последующие постановления ФЭК России, касающиеся утверждения размера инвестиционной составляющей, необходимо признать недействительными, например, от 19 февраля 1999 г. № 6/2.
Сказанное подтверждается принципами свободы договора (ст. 421 ГК РФ) и равноправия сторон (ст. 19 Конституции РФ, ст. 15 ФЗ № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»), в соответствии с которыми стороны имеют право обсудить все условия дого-
6 В ст.8 НК РФ дается понятие налога и сбора:
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Статьей 3 Налогового кодекса также подчеркивается, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено Налоговым кодексом РФ. Иными словами, инвестиционная составляющая не предусмотрена НК РФ, а потому не может рассматриваться ни как налог, ни как сбор.
Правильность данного вывода подтверждается содержанием ст.ст. 65-66 Налогового кодекса РФ, в которых законодатель четко определил возможные способы привлечения "чужих" средств для инвестиций: организа-
шташмщштяяшШШЯШ
вора, определяют для себя права и обязанности, в том числе потребитель имеет право знать стоимость каждого вида услуг, оказываемых ему АО-энерго (все составляющие абонентной платы) и о том, что он является инвестором частной собственности РАО "ЕЭС России".
Однако договорные формы на пользование электроэнергией, применяемые АО-энерго, не предусматривают обязательства потребителя по уплате инвестиционной составляющей, поскольку она взимается в обязательном порядке, независимо от его воли и желания. Правда, администрация РАО "ЕЭС России" может нам возразить, сославшись на ее договоры с АО-энерго, в которых присутствует обязанность АО-энерго перечислять уже собранную инвестиционную составляющую на счет РАО "ЕЭС России". Действительно, абонентная плата собирается на счетах РАО "ЕЭС России" на основании договоров, заключенных между РАО "ЕЭС России" и субъектами ФО-РЭМ "На оказание услуг по организации работы в составе ЕЭС России". Но в этих договорах не выделяются средства, отчисляемые на инвестиции, поскольку содержание договора определятся противоправным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04. 1997 г. № 390.
Кроме того, эти договоры представляют собой соглашение о распределении уже собранной инвестиционной составляющей между естественным монополистом и его дочерней фирмой. Плательщик инвестиционной составляющей к этим договорам не имеет никакого отношения, он их не только не подписывает, ,а, может быть, даже не знает о их существовании. Более того, целевые инвестиционные средства, поступающие в составе абонентной платы и учитываемые при формировании финансового результата от реализации продукции (работ, услуг), на счете 80 «Прибыли и убытки», обособленному отражению не подлежат.7
ции могут использовать так называемый инвестиционный налоговый кредит, в соответствии с которым организация в течение определенного срока и в определенных пределах вправе уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.
Последующими статьями Налогового кодекса РФ подробно расписаны основания и порядок получения инвестиционного налогового кредита. В частности, определено, что инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией. Иными словами, получение средств на инвестиции возможно только на основании договоров, заключенных либо с конкретным потребителем, либо с соответствующим уполномоченным органом Российской Федерации. Способ, изобретенный для РАО "ЕЭС России", не предусмотрен ни ранее действовавшими нормативными актами, ни Налоговым кодексом РФ.
7 Письмо Минфина РФ, Минэкономики РФ, Госналогслужбы РФ от 6 июня 1997 г. № 45н «Порядок отражения в бухгалтерском учете целевых инвестиционных средств в Российском акционерном обществе «ЕЭС России», а также на атомных электростанциях и их эксплуатирующих организациях».