Научная статья на тему 'ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ О ПРАВОМЕРНОСТИ ВЗИМАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В АБОНЕНТНОЙ ПЛАТЕ РАО "ЕЭС РОССИИ"'

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ О ПРАВОМЕРНОСТИ ВЗИМАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В АБОНЕНТНОЙ ПЛАТЕ РАО "ЕЭС РОССИИ" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ О ПРАВОМЕРНОСТИ ВЗИМАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В АБОНЕНТНОЙ ПЛАТЕ РАО "ЕЭС РОССИИ"»

Вестник ФЭК России

Ж

Ю.В. ПЕТРУ ШИН ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ О ПРАВОМЕРНОСТИ ВЗИМАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В АБОНЕНТНОЙ ПЛАТЕ РАО «ЕЭС РОССИИ»

В целях обеспечения надежности энергоснабжения народного хозяйства и населения, повышения эффективности функционирования Единой энергетической системы России в условиях приватизации государственной собственности, на основании Указов Президента Российской Федерации от 1992г. №№922,923, 1334 было учреждено Российское акционерное общество энергетики и электрификации, в дальнейшем РАО «ЕЭС России», в котором 51 % акций принадлежат государству. Хотя в настоящее время контрольный пакет акций принадлежит государству, 51% акций РАО «ЕЭС России» закреплены в федеральной собственности (33% из них находится в ведении субъектов Российской Федерации), оно является частной компанией в форме открытого акционерного общества.

После распада СССР, создания РАО «ЕЭС России» и принятия комплексных мер по государственному регулированию тарифов, а также в целях обеспечения сбалансированного развития ЕЭС России было принято постановление Совета Министров Российской Федерации от 29.06.93 г. Nq51 3, согласно которому в 1993-95 годах в состав затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаются отчисления в инвестиционный фонд для финансирования капитального строительства энергетических объектов .* мероприятий, связанных с новым строительством, расши-эением, реконструкцией и техническим перевооружением производства, повышением надежности и экологической безопасности энергообъектов ЕЭС России. В том же 1993 "оду была утверждена «Методика расчета абонентной платы за услуги по организации работы и развитию ЕЭС России», согласно которой инвестиционная составляющая впервые взималась, как обязательный платеж по решению федерального органа исполнительной власти и зачислялась на счет частной компании (РАО "ЕЭС России"). Та-<ая схема взимания и перечисления инвестиционной составляющей противоречила действовавшему в то время по-оядку установления обязательных платежей, предусмотренному Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 №2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Эти сборы следует рассматривать как противоправные, так как они не зачислялись в соответсвующие бюджеты или во внебюджетные фонды, а увеличивали част-

ШШшЙЫШУШШШЙЙШШШЯШ.....................-............

ную собственность акционеров компании. С принятием 03.04.97 постановления Правительства Российской Федерации № 390 положение с взиманием инвестиционной составляющей стало ещё более противозаконным. Согласно данным постановлениям целевые инвестиционные средства исключались из состава затрат, входящих в себестоимость, а должны были формироваться за счет прибыли после уплаты всех платежей в бюджет и во внебюджетные фонды. Таким образом, инвестиционная составляющая, заложенная в прибыль, становится собственными средствами РАО "ЕЭС России", и при ее использовании по назначению ведет к увеличению уставного капитала ее акционеров. При этом все потребители услуг РАО "ЕЭС России", в том числе промышленные предприятия, проплатившие инвестиционную составляющую, входящую в стоимость потребляемой ими электрической энергии, не получают никаких прав на вложенный в строительство объектов ЕЭС России капитал, а увеличивают капитал акционеров РАО "ЕЭС России". Кроме того, в соответствии с действующим законодательством, средства, отраженные как прибыль, не могут носить целевой характер (финансирование объектов ЕЭС России), так как используются по усмотрению собственника этой прибыли. С вступлением в действие с 01.01.99 ч. 1 Налогового кодекса Российской Федерации и федерального Закона от 25.02.99 № 39-Ф3 "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", по нашему мнению, инвестиционная составляющая может взиматься только на основании договорных отношений между энергоснабжающей организацией (в нашем случае РАО "ЕЭС России") и потребителем. Исходя из сказанного, инвестиционная составляющая, утверждаемая ФЭК России, как обязательный платеж в адрес частной компании ( РАО "ЕЭС России"), вступила в противоречие с Налоговым кодексом Российской Федераций, Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральным Законом от 25.02.99 № 39-Ф3 и должна быть исключена из структуры абонентной платы, и все последующие решения ФЭК России по данному вопросу, в том числе №6/2 от 19.02.99, необходимо признать недействительными.

Однако мы не предлагаем полностью отказаться от финансирования развития и функционирования ЕЭС России, а только предлагаем разработать и установить такой механизм финансирования, чтобы взносы, которые платят потребители Российской Федерации, возвращались им через паевые инвестиционные фонды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.