Научная статья на тему 'ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ И ДАЛЬНЕЙШИМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯМ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ И ДАЛЬНЕЙШИМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯМ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ И ДАЛЬНЕЙШИМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯМ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ШРОЕЫ РЕЬмЙПЫЙРИЛ ЗИШШЕЯПШ

Прог рамма действий ио повышению эффективности работы и дальнейшим преобразованиям в электроэнергетике Российской Федерации.

(начало см. Ы°3)

3.3. -Финансопоо оздоровление и совершенствование системы Финансового управлеки

Еи;и(ярмс хил ли ига.РАО «ЕЭС России»

Одним из приоритетных вопросов с текущей работе РАО «ЕЭС России» будет финансовое оздоровлен;-компаний холдинга и совершенствование его системы финансового управления. С этой целью РАО-^ЕЭС России» намечает следующие меры.

3.3.1. Внедрение системы управленческого учета финансовой деятельности

В настоящее время практически ни одна из крупных компаний мира не может обходиться 1е использования в своей работе системы управленческого учета финансовой деятельности компани обеспечивающей сбор и обработку внутрифирменной информации, необходимой менеджерам компании дг= принятия управленческих решений.

Создание системы управленческого учета в РАО «ЕЭС России» позволит:

- построить хозрасчетные отношения между структурными подразделениями холдинга и коммерчески отношения с его дочерними и зависимыми компаниями на основе четкого разделения экономическс ответственности;

■ оценить фактические результаты деятельности каждого выделенного в центр учета структурно" подразделения;

- создать условия для построения мотивационных механизмов для менеджеров и персонала;

- оценивать фактическую эффективность.реализуемых проектных решений;

- определять фактическую величину накладных и косвенных расходов; выявлять тенденции в развитии тех или иных предприятий;

- принимать обоснованные управленческие решения на основании оперативных аналитических данных.

Внедрение системы управленческого учета потребует проведения мероприятий по инвентаризаци

оронизационной структуры холдинга и выделению центров учета в форме центров приоыли венчуров подразделений инфраструктуры.

3.3.2. Восстановление контуров финансового управления

РАО «ЕЭС России» намерено восстановить контуры финансового управления предприятиями холдинга. Д этого на всех предприятиях холдинга планируется провести комплекс мероприятий, направленный н^ внедрение единых принципов, правил и методик управленческого учета, бюджетирования и отчетное. Центром системы управления финансами должно стать бюджетирование деягельности РАО, его дочерни: зависимых предприятий. Управление дочерними и зависимыми компаниями будет проводиться прежде все-через разработку и утверждение бюджетов и организацию контроля за их исполнением но утвержденное составу контрольных цифр.

Внедрение этой системы предполагает бюджетирование каждого центра учета на предприлти предприятия в целом и составление консолидированного бюджета холдинга. Бюджет должен учитывать ка предполагаемые текущие доходы и издержки, так и затраты капитального характера. Переход к новой систем финансового управления потребует проведения обучения персонала предприятий холдинга.

3.3.3. Создание механизмов финансопого контроля

Важной мерой по финансовому оздоровлению холдинга будет введение различных механизмов контроле за выполнением установленных правил и методик и своевременным выявлением негативных тенденций работе отдельных предприятий.

Основными формами такого контроля будут: привлечение внешних аудиторских фирм к аудиту хозяйственно-финансовой деятельности предприяти РАО «ЕЭС России»;

- создание на предприятиях РАО служб внутреннего аудита, проводящих работу на основе методически указаний головной компании холдинга.

Будет введена практика согласования в головной компании кандидатур на должности финансовой директора и главного бухгалтера.

Для обмена опытом между компаниями холдинга, проведения работ по подготовке методических указани

Вестник ФЭК России

в РАи «ЕЭС России» будет создан консультативный Финансовый комитет, в состав которого войдут руководители финансовых служб РАЗ и дочерних компаний.

3.3.4. Совершенствование форм расчетно-кассового обслуживания

Проведенная в 1997г. работа по консолидации нескольких десятков счетов РАО «ЕЭС России», ранее находившихся в различных коммерческих банках, в Сбербанке России позволила улучшить финансовый контроль в головной компании холдинга. Однако, учитывая специфику холдинга РАО «ЕЭС России» как крупного производственного комплекса, включающего в себя большое количество предприятий, эта мера является явно недостаточной. Необходимы дальнейшие шаги по организации централизованного контроля за финансовыми потоками территориальных подразделений и дочерних компаний РАО «ЕЭС России».

Работа в этом направлении будет организована в несколько этапов:

1) На первом этапе будет проведена инвентаризация открытых банковских счетов территориальных подразделений, дочерних и зависимых предприятий холдинга. Результатом данной работы будет создание реестра банковских счетов и системы его поддержки в актуальном состоянии.

2) На втором этапе будет разработан типовой трехсторонний договор на расчетно-кассовое обслуживание предприятий холдинга как основы для заключения договоров предприятий холдинга с обслуживающими их коммерческими банками. Коммерческие банки, желающие получить право обслуживания предприятий олдинга, должны будут взять на себя выполнение ряда обязательств, которые оговариваются в тэехстороннем договоре между РАО «ЕЭС России», предприятием-держателем счета и коммерческим банком. Заключение этих договоров будет производиться с учетом региональных условий и специфики работы предприятий холдинга, а также особенностей финансового положения и качества финансового управления этих предприятий. В договорах будут оговорены условия по качеству обслуживания коммерческим банком предприятия холдинга, предусмотрены серьезные штрафные санкции к коммерческому банку за невыполнение взятых на себя обязательств, а для отдельных финансово неблагополучных предприятий, - .ждающихся в усилении контроля за их финансовой деятельностью со стороны головной компании холдинга, î договоры будут включены условия о передаче в РАО информации об операциях по счетам таких

зедприятий.

3) На третьем этапе с целью повышения качества расчетно-кассового обслуживания предприятий холдинга =АО «ЕЭС России», обеспечения прозрачности деятельности и контроля за финансовыми потоками -эедприятий холдинга, повышения сохранности денежных средств предприятий, находящихся в расчетах,

ыполнения функций финансового агента РАО по работе с предприятиями холдинга будет сформирован четитут уполномоченных банков РАО «ЕЭС России».

Будет определен набор четких требований и критериев, на базе которых РАО, дочерние и зависимые -редприятия холдинга будут открывать и вести счета в уполномоченных банках. Решение о включении и включении конкретного коммерческого банка в состав уполномоченных будет приниматься Правлением РАО ЕЭС России» по представлению руководителя финансовой службы DAO.

Дочерним компаниям, имеющим квалифицированное финансовое управление и хорошие финансовые гказатели работы, РАО будет предоставлять право выбора банка для своего обслуживания, с состоятельным утверждением его в качестве уполномоченного банка по установленной процедуре.

Для финансового мониторинга состояния уполномоченных банков будут созданы экспертные комиссии, действующие на общественных началах.

3.3.5. Создание Расчетного центра РАО «ЕЭС России»

Для ускорения расчетов между регионами и повышения прозрачности финансовых потоков будет создан четный центр РАО « ЕЭС России», одной из задач которого на первом этапе будет оптимизация платежей и его филиалов по системе уполномоченных банков. Развитие этой системы позволит в перспективе чуть все платежи на расчетный центр, что даст возможность оперативно управлять остатками и 'мизировать возможные потери денежных средств.

.3.6. Создание электронной информационной системы

дним из важных направлений совершенствования организации финансового управления в системе 1нга РАО «ЕЭС России» станет создание высокотехнологичной, защищенной от несанкционированного /па электронной информационной системы.

настоящий момент доля «неденежной» составляющей в расчетах нередко достигает восьмидесяти и "ее процентов от общей выручки. Информационная закрытость и неоперативное обновление структуры /торской задолженности не дает возможности руководителям предприятий вести целенаправленную эту на погашение этой задолженности с минимальными издержками.

Создание информационной системы, концентрирующей данные по денежным и «неденежным» операциям

шшшшшшшш

предприятий холдинга, отчетную информацию дочерних и зависимых компаний об исполнении утвержденных головной компанией бюджетов и выполнение контрольных показателей, повысит финансовую прозрачность холдинговой компании для руководителей разных уровней, даст возможность для проведения регулярного анализа состояния компании и принятия управленческих решений.

В процессе проектирования информационных потоков электронной системы:

- будет проведена инвентаризация имеющихся форм отчегноаи. сокращен перечень действующих, разработаны новые единые формы периодической отчетности и аналитические формы для руководителей различного уровня;

- будут пересмотрены сроки предоставления отчетности и повышена оперативность передачи отчетов в системе и на основе перевода большей части отчетности в электронную форму, использования современных средств сбора, передачи и обработки данных.

3.3.7. Совершенствование страхового обслуживания

Важной сферой для совершенствования механизмов финансового управления в системе холдинга РАС «ЕЭС России» является упорядочение взаимоотношений предприятий холдинга с обслуживающими его страховыми компаниями.

Работа в этом направлении будет предусматривать несколько этапов:

1) На первом этапе будет проведена инвентаризация действующих договоров страхования для получения ясной картины текущего состояния и оценки эффективности взаимодействия РАО «ЕЭС России» и предприятий холдинга со страховым комплексом.

2) На втором этапе будут уточнены виды страхования, необходимые для предприятий холдинга в условиях проводимых рыночных преобразований электроэнергетики, включая такие новые виды риска, как риски недоотпуска и отклонений в качестве поставляемой электроэнергии,

3) На третьем этапе с целью привлечения наиболее устойчивых и профессиональных страховых "омпаний и снижения издержек холдинга РАО «ЕЭС России» по страхованию своих рисков будет на конкурентной основе создана группа уполномоченных страховых компаний.

Будут разработаны четкие требования и критерии отбора уполномоченных страховых компаний и налажен текущий мониторинг за состоянием уполномоченных компаний, структурой активов, заключаемых договоров и других показателей, анализ которых позволит оперативно реагировать на возможные изменения состояния страховых компаний.

3.3.8. Развитие рынка лизинговых услуг

Проблемы с неплатежами и бартерной составляющей в денежных расчетах заставляют РАО «ЕЭС России» искал, новые формы работы на рынке, одной из которых может стать выход предприятий холдинга на рынок лизинговых услуг.

Получая в качестве оплаты за отпущенную электроэнергию различной степени готовности оборудование и доводя его до эксплуатационного состояния, возможен выход РАО «ЕЭС России» и предприятий холдинга на рынок лизинговых услуг. В качестве финансового донора для приведения оборудования в рабочее состояние будут привлекаться уполномоченные банки, на которые в дальнейшем может быть возложена функция распределителя денежных средств, мониторинг за целевым использованием и контроля за финансовыми поступлениями от сданного в лизинг оборудования.

ЗЛгУлучщение механизмов работы Федерального (общероссийского) оптового рынка

электрический энергии и мощности

Улучшение механизмов работы федерального оптового рынка электрической энер! ии и мощности является важнейшим приоритетом в деятельности РАО «ЕЭС России». Для этого компанией будуг реализованы следующие меры.

3.4.1. Создание органов саморегулирования оптового рынка

Для повышения эффективности и прозрачности функционирования оптового рынка электроэнергии необходимо создать систему органов управления оптовой торговлей, основанную на принципах самоорганизации и саморегулирования.

Работа в этом направлении предусматривает создание некоммерческих организаций участников оптовых рынков, в задачи которых будет входить:

- разработка и совершенствование правил работы рынка, включая правила экономической

ШР1ЕЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭГГГКТР03НЕРГЕТНКИ

;сизации;

зль за осуществлением финансово-договорной деятельности на оптовых рынках, -толнения этих задач необходимо в течение 1998 года завершить формирование некоммерческих 1й участников оптового рынка, создать их рабочие органы, включая наблюдательные советы ынков и технические рабочие комиссии.

2. Повышение роли и ответственности диспетчерского управления

е-ггивность функционирования электроэнергетики, а следовательно, и стоимость электрической отпускаемой с оптового рынка, в значительной степени определяются результатами оперативного тия режимами энергетических систем.

■ ?димо изменить систему целеполагания для оперативно-диспетчерского управления ЕЭС России и говать диспетчерский персонал на снижение стоимости производства электроэнергии при ении надежности энергоснабжения. ;ршения этой задачи планируется:

становигь единую организационную структуру диспетчерского управления на базе ОДУ и ЦДУ ЕЭС

..■л-

- /близить структурную организацию оптовых рынков к иерархической схеме диспетчерского - 1я;

:ысигь роль ОДУ в управлении работой оптовых рынков в соответствующих ОЭС, передав им функции .гачия операторов в объеме, достаточном для самостоятельного принятия решений по вопросам, не лающим надежности работы ЕЭС в целом; эмеЯить' систему материального стимулирования оперативно-диспетчерского персонала ОДУ и ЦДУ, : ее к экономической эффективности работы оптового рынка.

- 3. Совершенствование системы договорных отношений

£э!м этапом в создании полноценного правового пространства на оптовых рынках энергии должна стать и урегулирование накопленной дебиторской и кредиторской задолженностей, сформированных щм| ФОРЭМ в процессе работы до настоящего времени по данным бухгалтерских балансов. ГЕорные отношения на оптовых рынках должны быть понятными и прозрачными для участников, а также :е5ных, фискальных и контролирующих органов и обеспечивать соответствие договорной деятельности ■ хозяйственного права и общепринятой практике делового оборота. Е -можным путем реализации основополагающей концепции построения договорной базы для оптовых в электроэнергии является система договорных отношений, построенная по зональной схеме и -¡ная на следующих принципах:

сгонорные отношения замыкаются на зональных представителей оператора оптового рынка, дихся эксклюзивной стороной по всем сделкам с покупателями и продавцами, расположенными пущеетбенно на территории одной ОЭС;

взаимоотношения оператора с субъектами оптового рынка строятся на базе двусторонних договоров, эемых между зональным представителем оператора и каждым из субъектов, предусматривающих, что втор но вступает в имущественные права на электроэнергию; зсчеты за поставку (получение) данной ОЭС внешнего перетока электроэнергии и мощности ■ твляются между оператором (ЦДУ) и его зональными представителями (ОДУ).

4.4 Обеспечение доступа к сетям

я тредоставления потребителям возможности выбора наиболее дешевого поставщика электроэнергии тся задача обеспечения доступа потребителей и производителей (поставщикам) к сетям. Необходимо 'л к тарифной системе, предусматривающей раздельную оплату электроэнергии (мощности) и услуг по зедаче. Для этого РАО «ЕЭС России» должно выполнить следующие мероприятия: инициировать разработку нормативных правовых актов, на основе которых выпустить инструкции, эляющие потребителям и поставщикам, в том числе региональным операторам ФОРЭМ и независимым ¿водителям, реализовать право доступа к электрическим сетям и право выбора потребителем наиболее эеых поставщиков;

ззести в АО-энерго раздельный учет затрат на выработку и передачу электрической энергии и мощности; -риня гь необходимые меры к тому, чтобы тарифы на передачу электроэнергии по сетям перепродавцов зведены одновременно с тарифами на передачу для АО-энерго;

ввести в РАО «ЕЭС России» отдельный учет затрат на услуги по передаче электроэнергии по системным линиям электропередачи и другие общесистемные технологические функции (оперативно

ШР1СЫ нгумтмм эяитршршш

диспетчерское управление и др.), выделив эти расходы отдельной строкой в составе абонентной платы, а з дальнейшем перейти к использованию сетевых тарифов, разработав совместно с ФЭ России соответствующую методику их расчета.

3.4.5. Этапы создания конкурентного рынка

Создание конкурентного рынка в европейской части ЕЭС будет предусматривать поэтапную реализация следующей программы мероприятий.

1) На первом этапе будут подготовлены и осуществлены по мере готовности:

- переход к расчетам по маржинальным тарифам на отпуск электрической энергии с оптового рынка, чт| обеспечит правильный ценовой сигнал для загрузки электростанций АО-энерго;

- создание института формирования перспективных и оперативных балансов электрической энергии * мощности и переход к планированию и утверждению балансов, обеспечивающих загрузку наиболее дешевш поставщиков электроэнергии и мощности;

- отказ от оплаты установленной мощности и переход к оплате рабочей мощности (при этом плата ж мощность не должна зависеть от диспетчерской загрузки электростанций АО-энерго);

- поэтапное снижение оплаты невостребованной мощности (наиболее дорогой), конечной целью которог является оплата только необходимой рабочей мощности с учетом резерва (оперативный учет резерв; мощности организуется путем ответственного подтверждения дежурным персоналом).

- разработка мероприятий по переходу к экономической диспетчеризации загрузки электростанций > технолог ии формирования и анализа экономических характеристик электростанций.

Ожидаемое окончание этапа - конец 1998 г.

2) На втором этапе планируется осуществить:

- переход к расчетам по маржинальным тарифам на поставку электроэнергии на оптовый рынок и л индивидуальным регулируемым тарифам на поставку рабочей мощности;

- вывод крупных потребителей на оптовый рынок;

- проектирование и монтаж необходимых измерительных и информационных систем;

- пилотный проект с апробированием в одной из ОЭС оптового рынка конкурентных механизме ценообразования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По итогам работы будут отработаны нормативно-правовые документы спотового рынка. Ожидаемый срс реализации - конец 2000 г.

3) На третьем этапе намечается:

- введение в каждой из зон оптового рынка маржинальных почасовых цен на поставку электроэнерги! рассчитываемых на основании ценовых заявок электростанций данной зоны;

- введение единых для каждой из зон регулируемых ставок тарифов на рабочую мощность, а пос/ осуществления части программы вывода из эксплуатации неиспользуемых и неэффективных мощностей нерегулируемых ставок, определяемых по ценовым заявкам электростанций;

- образование спотового рынка электроэнергии;

- внедрение механизмов оплаты за предоставление поставщиками дополнительных услуг на спотовс рынке (поддержание резерва, участие в регулировании режима и т.п.) и механизмов оплаты за вынужденнь режим работы поставщика;

- предоставление любым потребителям или их ассоциированным группам права выхода на оптовый рынс

- создание генерирующих компаний.

Ожидаемый срок реализации этапа - 2003 г.

3.5. Повышение эффективности инвестиционной политики в системе холдинга

РАО «ЕЭС России»

Повышение эффективности инвестиционной политики в системе РАО «ЕЭС России» должно обеспечить

- переход на принципы инвестиционной политики, отвечающие принципам рыночной экономики обеспечением преемственности инвестиционной политики;

- создание режима наибольшего благоприятствования частному капиталу;

- развитие экспортного потенциала.

3.5.1. Переход к новой инвестиционной политике

Переход к новым принципам инвестиционной политики потребует поэтапного движения с цел недопущения ухудшения достаточно тяжелой инвестиционной обстановки в отрасли. С этой цел

*мо предусмотреть:

" I: хранение за РАО «ЕЭС России» в ближайшие 3-5 лет функций, предусматривающих:

создание системы долгосрочного прогнозирования электропотребления и максимума электрической } ■ чо регионам (до энергокомпаний включительно), основанной как на прогнозах развития экономики ■ регионов, так и на долгосрочных договорных отношениях с крупными потребителями электроэнергии гокомпаниями;

¡работку и реализацию поэтапной программы по консервации и демонтажу неиспользуемых -ей и сокращению перечня строящихся мощностей в соответствии с перспективными прогнозами ютребления;

ение базы данных всех предполагаемых и реализуемых энергетических объектов независимо о я форм мнчости и разработка с их учетом проектов развития ЕЭС и ее подсистем с обоснованием ■рности реконструкции и нового строительства межсистемных электростанций и сетей; „ведение технической и экономической экспертизы проектов реконструкции и строительства "змных энергетических объектов;

ганизацию конкурсов инвесторов на заказываемые РАО «ЕЭС России» инвестиционные проекты, а ндеры на используемое оборудование и на строительные подряды; зрабогку общеотраслевых стандартов и нормативных документов, регламентирующих условия и эксплуатации и развития энергетических объектов и систем; ■ :еделение общеотраслевых и региональных приоритетов технической политики, прогнозирование IX научно-технических прорывов с оценкой из влияния на технико-экономические показатели еских объектов и систем;

-ансирование научных исследований и разработок в интересах электроэнергетики, осуществление с-х инновационных проектов; держание и совершенствование общеотраслевой системы проектирования энергетических объектов

. реализации этих целей необходимо:

едусмотреть в составе абонентной платы средства на создание инвестиционного фонда инноваций

-эчение указанного срока создать некоммерческую организацию, основанную на ассоциативных х (участники: энергокомпании, действующие в подсистемах ¡енерации, передачи, распределения; : потребители энергии; крупные инвестиционные банки и фонды, инвестирующие в энергетику) с -ной передачей ей описанных функций и прав принятия решений по направлению на эти цели средств

"::этапное снижение (в течение 12-18 месяцев) инвестиционной составляющей абонентной платы за

г.-нансирования затрат на строительство и завершение строительства сетевых объектов, оставшихся <есткой экспертизы (Минэкономики России, ФЭ России), за счет прибыли, обеспечиваемой ационной составляющей;

=-=деленич минимального набора объектов генерации, финансирование которых будет вестись за счет -ционной составляющей абонентной платы, но будет неуклонно сокращаться по мере привлечения • "о капитала с полным прекращением по истечении указанного срока; -рсдажи части недостроенных объектов, не попавших в перечни подпунктов а) и б); .акращения финансирования объектов, имеющих сугубо региональное значение; г-юервации части недостроенных объектов, не попавших в перечни подпунктов а), б), г), на которые не : покупателя.

этих целей необходимо временно предусмотреть в составе абонентной платы средства на создание -,'дионного фонда переходного периода (ИФПП), кроме того, предусмотреть в составе средств этого средства на вывод (консервацию) генерирующих мощностей.

2 <ранигъ в будущем принцип начисления инвестиционной составляющей абонентной платы только на •е системообразующих электрических сетей и систем управления ЕЭС России. - "а 1998 - 1999 годы и далее до запуска рыночных механизмов и введения маржинальных тарифов на =1ительоком рынке сохранить в полном объеме средства, закладываемые в потребительский тариф в -элбыли, направляемой на реконструкцию объектов региональных дочерних энергокомпаний (при -■и недостаточности амортизационных отчислений), окончании эгого периода перейти к полной конкуренции энергетических компаний за источники :ирования капитальных вложений.

I 5.2. Создание режима наибольшего благоприятствования частному капиталу

и

Несмотря на длительные инвестиционные циклы и большие размеры максимального изъятия средств при инвестициях в энергетику, существуют факторы, способствующие привлечению частных инвестиций:

- значительные обьемы частного капитала, накопленного в мире и в России; устойчивость и прогнозируемость спроса на энергию;

- закрьпосгь энергетических рынков ряда развитых стран.

Такое положение открывает хорошую перспективу для привлечения инвестиций в российскую энергетику На этом направлении необходимо решить следующие задачи:

1) Осуществить программы повышения инвестиционной привлекательности предприятий отрасли (в том числе РАО «ЕЭС России»), включая программы:

улучшения финансового состояния;

- перехода на бухгалтерский учет в стандарте IAS;

- проведения международного аудита;

- реструктуризации управления энергокомпаний (см. раздел 3.6);

- проведения открытой информационной политики.

Первоочередные усилия в этом направлении РАО <;ЕЭС России» намерено направить на ограниченный круг энергокомпаний, обладающих наибольшим инвестиционным потенциалом, наилучшими показателями финансовой деятельности, относительно высоким уровнем менеджмента, а также на самом РАО «ЕЭС России».

2) Организовать инвестиционные консорциумы, включающие дочерние предприятия, инвестиционные банки, крупных потребителей с передачей им недостроенных объектов на условиях долевой собственности Добиться, чтобы члены такого консорциума - энергокомпании - были бы освобождены от инвестиционной составляющей абонентной платы в объемах, направляемых на инвестиции в эти объекты.

3) Проработать различные варианты гарантийных обязательств для привлечения средств инвесторов, и в том числе рассмотреть возможности создания резервного инвестиционного фонда (РИФ) для гарантий закупки электроэнергии от важнейших перспективных генерирующих мощностей, гарантий кредитов на эти же цели и обеспечение облигационных займов. Источником средств РИФ будет служить резервная инвестиционная составляющая абонентной платы, вводимая до наполнения этого фонда в требуемом размере, определяемом программой долгосрочного прогнозирования электропотребления и максимума нагрузки.

Распорядителем средств фонда в течение переходного периода может быть РАО «ЕЭС России», а по его окончании - ассоциативная некоммерческая организация потребителей энергии.

4) Продолжить работу по переходу к рыночным механизмам ценообразования в электроэнергетике.

5) Проработать возможности создания страхового пула для страхования рисков государственного регулирования.

6) Создать систему лизинга энергетического оборудования.

3.5.3. Развитие экспортного потенциала холдинга

Развитие экспортного потенциала является важным фактором финансовой устойчивости холдинга, повышения его капитализации, создания перспектив долгосрочного развития. С этой целью РАО «ЕЭС России» будут предприняты следующие меры.

3.5.3.1. Страны СНГ

РАО «ЕЭС России» будет:

- участвовать в осуществлении межгосударственной координации программ перспективного развития электроэнергетики отдельных государств СНГ;

- способствовать созданию межгосударственного рынка электрической энергии и мощности СНГ. в том числе подготовив предложения по упрощению таможенной процедуры перемещения электроэнергии через границу;

- участвовать в создании правовой и законодательной базы, стимулирующей привлечение инвестиционных ресурсов для финансирования развития электроэнергетики в СНГ;

- решать вопросы конвертации долгов стран СНГ в собственность РАО «ЕЭС России» на их терри тории;

- осуществлять лоббирование прав собственности инвесторов на объекты энергетики на территории СНГ.

3.5.3.2. Страны дальнего зарубежья

РАО «ЕЭС России» будет:

- участвовать в разработке инвестиционных программ и в первую очередь, сетевого строительства для передачи энергии в страны с наиболее благоприятными условиями реализации электроэнергии,

- осуществлять лоббирование соответствующих межгосударственных соглашений;

- осуществлять взаимодействие и согласование интересов с ведущими международными энергетическими

. !•.,■ I :

■} щиями и союзами;

давать инвестиционные консорциумы, и в первую очередь, с иностранными компаниями длительных сетей.

--ю обеспечения защиты экономических интересов российских потребителей электроэнергии РАО Ззсзии» будет поддерживать введение единого порядка экспорта электроэнергии, атривающего использование дешевых ресурсов электроэнергии для первоочередного ;рения внутреннего платежеспособного спроса и поставку на экспорт только избы I очных ресурсов. Реорганизация энергостроительного комплекса

ение и развитие энергостроительного комплекса РАО сЕЭС России» является основополагающим для развития электроэнергетики страны. РАО «ЕЭС России» будет разработана среднесрочная и ная поли гика компании в области капитального строительстьа и на ее основе проведена поэтапная ация энергостроительного комплекса отрасли с целью оптимизации его структуры повышения гсти и эффективности работы организаций и предприятий комплекса.

эеорганизация отраслевого научно-проектного комплекса

ение и развитие научно-проектного комплекса холдинга является важнейшим условием для эффективности инвестиционной политики РАО «ЕЭС России». С этой целью будет проведена оеорганизация существующей системы научных и проектных организаций отрасли, направленная компактного высококвалифицированного и технически оснащенного научного комплекса.

Участие в региональных программах экономического развития

?гй для долгосрочного устойчивого развития электроэнергетики является стабилизация кого положения и восстановление платежеспособного спроса потребителей электроэнергии. РАО 1» будет стимулировать участие энергетических компаний холдинга в про! раммах экономического = регионов, в рамках которых совместно с администрациями субъектов федерации будут -ься меры поддержки ключевых для экономики регионов производственных потребителей ¿ргии.

3.6. Совершенствование организации и механизмов управления

РАО «ЕЭС России»

_енствованис организации и механизмов управления РАО «ЕЭС России» должно: нить надежность и устойчивость управления ЕЭС России в условиях реформирования; :о"гвовать коммерциализации деятельности компании;

адаптивность компании к изменяющимся внешним условиям: ти к новой «агрессивной» модели управления, основанной на сочетании жесткого отношения к ам, несвоевременно оплачивающим полученную энергию, с клиент-ориентированным ведением

здания новой корпоративной структуры управления РАО «ЕЭС России» будет проделана зя работа с использованием апробированных в мировой практике методов проектирования й, предусматривающих следующие шаги: й еделение миссии компании.

:/и компании должны быть четко продекларированы главные ценности компании и ее служащих, мрование целей компании.

чщей Программе действий по повышению эффективности работы и дальнейшим преобразованиям энергетике Российской Федерации определены долгосрочные стратегические, среднесрочные и мые цели по отдельным подсистемам управления и проблемным блокам, включая вопросы иной политики, обеспечения надежности функционирования электроэнергетического комплекса, ; сптовых рынков электроэнергии, финансового управления и управления собственностью, ■эй политики РАО «ЕЭС России», преодоления кризиса неплатежей и т.д.

-ссведена дальнейшая работа по детальной проработке задач и мероприятий, вытекающих из целей высшего уровня управления компании, с доведением их в качестве целей и задач до уровней управления холдинга по всей управленческой вертикали, еделение структурной и функциональной схем компании.

гззработана детальная схема организации управления РАО «ЕЭС России», описывающая основные подразделения, и структурно-функциональная схема РАО «ЕЭС России» с описанием основных

" ;иякы РЕШШРНШНН япемтряшшетмвк

управленческих задач и функций этих подразделений . 4) Разработка должностных инструкций. Будут уточнены существующие и разработаны новые должностные инструкции, регламентирующие рабе-служащих компании. Базой для их составления станут струю урнаи и функциональная схемы компании. 5| Разработка штатного расписания и схемы должностных окладов.

На базе структурной и функциональной схемы компании и должностных инструкций будут разработа* штатное расписание и схема должностных окладов.

6) Разработка системы найма персонала.

Будут приняты меры по совершенствованию системы найма персонала, предусматривающей создан/: системы конкурсного отбора персонала.

7) Разработка системы планирования деятельности персонала, обеспечивающей доведение целе компании до служащих компании.

8) Разработка системы отчетности персонала, служащей для оценки результатов работы служащи* компании, установления их персональной ответственности и дальнейшего продвижения по службе.

9) Разработка систем мотивации персонала. Будет расширен набор моральных и материальных стимулов разной степени срочности

дифференцированный по иерархии компании и создающий необходимые мотивации к работе на компанию ; том числе:

- должностной оклад, включая оплату за выслугу лет;

- медицинское обеспечение; дополнительное пенсионное обеспечение;

- оплачиваемый отпуск;

- использование автотранспорта;

- улучшение жилищных условий;

- обучение детей;

- повышение квалификации и получение образования;

- переменная часть, зависящая от выполнения компанией планов и от личного вклада служащих в успе компании.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10) Развитие системы подготовки и переподготовки кадров и разработка программ обучени? управленческого персонала.

РАО «ЕЭС России» будет уделять особое внимание подготовке специалистов с высшим образованием ] целью повышения кадрового потенциала предприятий отрасли. РАО «ЕЭС России» будет осуществляв адресную помощь ведущим вузам страны в целевой подготовке специалистов для предприятий дочерних зависимых компаний холдинга. С этой целью будет проведена оценка целесообразности и приняты меры г: созданию зональных государственно-отраслевых центров подготовки, переподготовки и повышена квалификации специалистов для предприятий электроэнергетики на базе ограниченного числа лучших вузе* страны.

Будет разработана программа обучения управленческого персонала, в рамках которой кажды. руководитель будет участвовать в семинарах, конференциях, обучающих программах. Базой дпя разработка таких программ будут служить требования к квалификации, изложенные в должностных инструкциях, омпание будет поощрять и стимулировать к обучению по профильным дисциплинам.

11) Разработка системы продвижения персонала. Будет разработана система продвижения персонала, которая охватит все компании холдинга, обеспечь

непрерывное развитие РАО «ЕЭС России» и будет включать в себя:

- систему кадрового учета;

- систему анализа отчетности персонала и выполнения планов;

- систему формирования и регулярных смотров кадрового резерва;

- систему оценки результатов временного замещения.

12) Разработка программ и методов аттестации персонала. Основой системного продвижения персонала должны стать регулярные аттестации. Агтестации буду

проводиться на регулярной основе (не реже одного раза в год).

13) Совершенствование системы социального партнерства и социально трудовых отношений. РАО «ЕЭС России» будет осуществлять в рамках социального партнерства с отраслевым профсоюзо!,

заключение отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров и усилит контроль за и выполнением.

Компания будет принимать активное участие в разработке Программы по охране труда электроэнергетике до 2000 года совместно с Минтопэнерго России и всероссийским «Электропрофсоюзом';

Рсстник ФЭК России

--3 -ЕЭС России» продолжит развитие негосударственного пенсионного фонда электроэнергетики и =г1ствование методов его работы, приняв меры по повышению рентабельности активов Фонда, /в прозрачность его структуры и повысив информированность работников отрасли о деятельности

:=ные принципы организации трудовой деятельности будут закреплены в «Положении о персонале РАО

Э Р 5ссии».

Совершенствование механизмов управления собственностью в системе холдинга

РАО «ЕЭС России»

чейшей задачей РАО «ЕЭС России» как головной компании является обеспечение роста : :,ности и прибыльности холдинга, основанного на повышении эффективности и прибыльности своих и зависимых компаний. Основным средством достижения этой цели является повышение :г вности системы управления собственностью в системе холдинга РАО «ЕЭС России», решения этой задачи РАО «ЕЭС России» планирует предпринять следующие шаги:

Инвентаризация собственности

-ценность головной компании состоит из долей участия в капитале значительного количества i «~:б предпринимательской деятельности, многие из которых, в свою очередь, участвуют в капитале обществ. Существуют также многочисленные коммерческие, некоммерческие и общественные _^ии, учрежденные РАО «ЕЭС России». Процесс учреждения дочерних обществ, их филиальной сети и : '=тий второго уровня приобрел неконтролируемый характер, уменьшает концентрацию собственного п а компании и требует переосмысления. ; Ыл целью РАО «ЕЭС России» проведет работу по инвентаризации собственности холдинга, включая ■ - дочерних и зависимых компаний. 'Анализ результатов инвентаризации будет проводиться о - д.альными методами в зависимости от общих финансовых результатов дочернего предприятия - -вредное внимание будет уделено деятельности зависимых предприятий-перепродавцов топлива и

участников взаимозачетных схем. I «снца 1998 года необходимо:

:вести анализ структуры собственности не менее чем в 3-4 наиболее проблемных дочерних обществах ' основе отработать и внедрить типовую методику анализа;

:=ести инвентаризацию непрофильных предприятий и имущества на предмет их эффективности и ея ;бразности сохранения в холдинге.

оезультатам инвентаризации собственности будут: 1 "чяты решения о целесообразности участия дочерних компаний в капитале других компаний;

ождому непрофильному предприятию приняты решения о целесообразности его сохранения в вукщем состоянии, перепрофилировании , реструктуризации, продажи и других возможных мер. В .•уости от важности этого предприятия для холдинга в целом необходимо будет принять решение о --и участия г>АО в их капитале, включая меры по увеличению пакета акций до контрольного в снятиях, имеющих для холдинга стратегическое значение, или его уменьшение до блокирующего в иных

Инвентаризация инструментов управления профильным имуществом

ЕЭС России» будет проведена инвентаризация инструментов управления профильным имуществом. I льтатам этой работы должны быть выработаны стратегические цепи и приоритеты в управлении зм профильным предприятием, установлены экономические нормативы (контрольные цифры и т.п.), ! э будут использоваться в качестве основы для оценки результативности деятельности дочернего или 'мого предприятия.

3 7.3. Дифференцированный подход к предприятиям в вопросах управления

■ зависимости от степени участия РАО «ЕЭС России» в капитале компании будут применяться различные : обы и методы управления компаниями холдинга.

оовеньучастия РАО «ЕЭС России» в управлении, и особенно в контроле за профильными предприятиями, 'дифференцироваться в зависимости от результативности работы предприятия, ■»лее жесткие формы контроля, вплоть до проведения реструктуризации и новых кадровых назначений, - = .~ осуществляться только в отношении проблемных компаний, не выполняющих своих экономических з'ивов и не обеспечивших эффективное управление своими активами.

ИЗДЩЕШ щ

В отношении остальных предприятий управление со стороны РАО «Е®0 России» будет ограничиваться на уровне страте! ическо! о планирования и контроля за выполнением установленных экономических нормативов.

3.7.4. Кадровая политика

Важнейшим инструментом управления должна стать кадровая политика РАО "ЕЭС России» в отношении первых руководителей дочерних и зависимых обществ. Их ответственность за результаты работы компа! 1ии. за выполнение контрольных цифр и показателей должна найти отражение в контрактах с генеральными директорами предприятии, онтракт 1акже должен предусматривать материальную заинтересованность генерального директора в достижении установленных контрольных цифр и показателей.

3.7.5. Разработка типовых методик

Важным шагом по изменению инструментов управления профильными предприятиями является внедрение в компаниях холдинга современных методов хозяйствования.

РАО «ЕЭС России» намерено на базе опыта и с участием наиболее результативных компаний холдино разработать рекомендательные методики совершенствования практики хозяйственного управления и на их основе проводить работу в компаниях холдинга. На базе этих методик каждое предприятие разработает индивидуальную программу действий, учитывающую региональные особенности, специфику производственной деятельности и текущего состояния предприятия. Реализация программы будет осуществляться после ее утверждения на Правлении РАО «ЕЭС России».

3.7.0. Полигика РАО «ЕЭС России» на рынке ценных бумаг

Состояние рынка акций дочерних и зависимых компаний будет иметь решающее значение для увеличения прибыли акционеров компаний, повышения инвестиционной привлекательности компаний и привлечения дополнительных инвестиций.

РАО «ЕЭС России» намерено присутствовать на рынке акций дочерних и зависимых компаний путем создания механизмов, позволяющих оказывать влияние на этот рынок. С этой целью будут:

- привлечены ведущие инвестиционные компании и банки, с которыми будут заключены договоры, предусматривающие ясные обязательства сторон по развитию рынка акций дочерних компаний холдинга, по управлению ликвидностью и проведению согласованной политики, направленной на поддержание курсовой стоимости акций;

- разработан единый стандарт качества обслуживания акционеров и профессиональных участников рынка ценных бумаг совместно с реестродержателями, ведущими учет прав собственности акционеров холдинга и его дочерних и зависимых компаний;

- разработаны механизмы и мероприятия, направленные на обеспечение действующих и потенциальных инвесторов своевременной и полной информацией о деятельности холдинга и его дочерних и зависимых компаний.

С о веще 11 ствование норма твно-мравовой базы Функционирования и развития электроэнергетики

Проведение дальнейших преобразований в электроэнергетике России невозможно без создания современной нормативно-правовой базы, регламентирующей функционирование и развитие отрасли с точки зрения обеспечения:

- энергетической безопасности государства;

- надежного электроснабжения потребителей;

- экономической эффективности функционирования и развития электроэнергетического комплекса;

- гарантий устойчивого финансового положения регулируемых компаний электроэнергетики, защиту экономических интересов их инвесторов.

Процесс формирования инструментов нормативно-правового регулирования электроэнергетики пока еще далек от завершения, а отсутствие необходимого законодательства, определяющего основы функционирования электроэнергетики, является основной причиной многих нынешних проблем и разногласий по вопросам реформирования отрасли и создает ситуацию неопределенности, препятствующую привлечению инвестиций в дальнейшее развитие электроэнергетики России.

РАО «ЕЭС России» намерено продолжить работу по подготовке и продвижению первоочередных законопроектов, принятие которых существенно необходимо для отрасли, и в том чиелк

принятие федерального закона «Об энергетических системах» опрэдв'-ющего федеральные

Кешш <5ЯХ Р а с с г ¡i

р i нергетические системы и устанавливающего полномочия органов государственной власти ой Федерации в вопросах регулирования деятельности по развитию и использованию этих систем' 5ние изменений во вторую часть Гражданского кодекса с целью устранения противореиий между остью обеспечения платежей потребителей и публичным характером договора энергоснабжения, а целью создания возможностей для организации конкурентных поставок энергии через -енные сети;

< --ретизация формулировок статьи 215.1 в Уголовном кодексе Российской Федерации, касающихся -еобоснованности отключения конечных потребителей;

гэние изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов ни -еокую и тепловую энергию в Российской Федерации» с целью обеспечения развития конкурентных 'й в электроэнергетике;

<ятие федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», позволяющего -ить выдачу технических и коммерческих лицензий в электроэнергетике;

;:ечие поправок в порядок судебного обжалования актов органов регулирования с целью защиты прав i peí улируемых компаний электроэнергетики. ЕЭС России» будет взаимодействовать с Правительством Российской Федерации по подготовке : течий Правительства Российской Федерации, необходимых для совершенствования хозяйственных 1ий в электроэнергетике, и в том числе: D6 основах ценообразования на электрическую и тепловую энер|ию на территории Российской м»;

I введении раздельно! о учета затрат по регулируемым видам деятельности r энеогетике»; Е порядке утверждения и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию Российской :зции»;

1 "орядке доступа к услу| ам по передаче электрической энергии».

2 «ЕЭС России» будет участвовать в разработке и принятии документов нормативно-правового ■-звания второго уровня (стандарты, типовые документы и т.п.), обеспечивающих функционирование и ve рыночных механизмов, в том числе:

:вил работы на рынках электрической энергии (мощности); Сетевого кодекса Российской Федерации;

гашении и типовых договоров между участниками оптовых рынков электрической энергии (мощности;.

4. Организационные механизмы решения ключевых задач на региональном и федеральном уровнях

4.1. Пягистооонние соглашения - основа регионаньной политики

РАО «ЕЭС России»

£ катестве базового элемента региональной политики РАО «ЕЭС России» намерено использовать "ссторонпие Соглашения между компанией, региональной энерютическои компанией (АО-энерго), нами исполнительной власти субъектов федерации, органами местного самоуправления крупных ./ториальных образований, органами государственного регулирования естественных монополий в ргетоткё (далее по тексту - органы управления).

Соглашения должны учитывать основополагающие интересы сторон и описывать конкретные взаимные ^зательс1ва сторон, приводящие к возникновению гражданской и политической ответственности сторон. ;твия участников многосторонних соглашений должны быть предметом контроля со стороны органов монопольного регулирования.

В многосторонних Соглашениях должны найти отражение следующие основные проблемы и способы их .-_ения:

4 1.1. Проблемы бюджетного финансирования

4.1.1.1 Компенсация разницы для населения стоимости теплоэнергии по жилому фонду, преданному в муниципальную собственность после 1992 года

Необходимо в Соглашении отразить механизм выделения на региональном уровне из общего «трансферта

Вестник ФЭК И п п с и и_

федерального бюджета» этой статьи расходов (например, зафиксировать в виде твердого процента) последующей передачей в полном объеме зафиксированной части в энергетическую компанию. Необходимо четко отразить в каком виде и в какие сроки будут осуществляться эти платежи:

- денежные средства;

- федеральный зачет;

- зачет в местный бюджет; ■ прочее.

Необходимо приложить усилия по фиксации дефицита финансирования по данной статье за местным бюджетом с определением сроков и порядка расчетов. В том случае, если это невозможно, то должно быть зафиксировано положение о совместных усилиях по лоббированию перед федеральным бюджетом полноте финансирования.

4.1.1.2 Компенсация разницы для населения стоимости теплоэнергии по жилому фонду, переданному в муниципальную собственность до 1992 года

Необходимо отразить в Соглашении конструкцию межбюджетных отношений субъекта федерации и субъектов местного самоуправления, позволяющую в полном объеме профинансировать эту часть компенсации.

Необходимо отразить в каком виде и в какие сроки будет осуществляться оплата.

Эта статья потребует присоединения в том или ином виде к Соглашению субъектов местного самоуправления, либо вступления в силу после соответствующего оформления вышеупомянутых межбюджетных отношений с приложением результата этого оформления в качестве неотъемлемой части Соглашения.

4.1.1.3 Расчеты предприятий, финансируемых из федерального бюджета

Необходимо согласовать список предприятий, финансируемых из федерального бюджета, не несущих жизнеобеспечивающих функций, чье энергопотребление может быть ограничено энергокомпанией без процедуры согласования, утвердить график финансирования затрат на покупку электрической и тепловой энергии предприятиями, финансируемыми из федерального бюджета.

По списку предприятий, энергопотребление которых не может быть ограничено полностью в силу несения ими жизнеобеспечивающих функций, и по списку предприятий, энергопотребление которых не может быть ограничено в силу технологических или правовых причин, необходимо отразить в Соглашении механизм совместного лоббирования.

По перечню предприятий, чей оборонный заказ не превышает 50% их товарной продукции, необходимо зафиксировать положение об их ограничении без процедур согласования.

По перечню предприятий, чей оборонный заказ больше 50% их товарной продукции, при условии полного направления на оплату энергопотребления фактически полученных в оплату госзаказа средств, необходимо предусмотреть возможную отсрочку по платежам.

4.1.1.4 Расчеты предприятий, финансируемых из бюджетов субьеюов федерации

Необходимо внедрить банковские технологии взаимных расчетов в режиме реального времени г. рамках балансируемых сумм (стоимость энергопотребления - доля налогов, подлежащих зачислению в бюджет субъекта федерации) без взаимного начисления пени и штрафов. [3 случае положительного баланса в пользу субъекта федерации предусмотреть отнесение сумм превышения (без начисления пени и штрафов) на I шатежи в пункте 4.1.1.1.

В случае положительного баланса в пользу энергокомпании необходимо описать в каком виде и в какие сроки будет погашаться задолженность.

Следует рассмотреть возможность перевода таких предприятий на «нулевой: или единичный» (но себестоимости) тариф с соответствующим встречным снижением налогов до баланса гмаще«ей.

4.1.1.5 Расчеты предприятий, финансируемых из бюджетов субъектов мес^чсс самоупраплония

Необходимо отразить в Соглашении конструкцию межбюджетных относе- Эъегта федерации и

субъектов местного самоуправления, позволяющую в полном объеме прсО-<ивн ють платежа.

Необходимо отразить в каком виде и в какие сроки будет осуществляв:::

Эта статья требует присоединения в том или ином виде ■ С< - ■ - - ъейюв местно| о

самоуправления, либо вступления в силу после соответст- г' « -неупомянутых

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

межбюджетных отношений с приложением резупьтата этого сфсЕ'.-'ч -= = : _ : п змлемой части Соглашения.

че того, необходимо определить список предприятий, оплачивающих полностью или часгично :требление денежными средствами.

2. Отношения энергокомпаний с перепродавцами

■одимо отразить в Соглашении решение проблемы по каждому перепродавцу в отдельности, включая _ие возможные варианты решения: ■грезод перепродавца на договор оказания услуг, при котором сбор средств с потребителей давца будет производить энергокомпания, а перепродавцу будет передавать часть собранных I оплату за услуги по транспортировке энергии; ;едача объектов коммунальных сетей в доверительное управление через проведение конкурса. Причем з базовых условий такого конкурса должно являться предоставление гарантий платежей за /ую от энергетических компаний энергию;

-ощение энергокомпанией перепродавца с передачей соответствующей по стоимости части акций |:мпании собственнику перепродавца (необходима методика оценки стоимости перепродавца с гс формы собственности на сетевое хозяйство и другие профильные объекты); <вэдацин перепродавца с передачей его имущества энергокомпании в аренду или аренду с :щим выкупом с отнесением арендной платы на платежи в пункте 4.1.1.1 (в случае, если собственник -федерации), либо на платежи в пункте 4.1.1.2 (в случае, если собственник - субъект местного -давления).

е того, необходимо зафиксировать договоренности о приватизации коммунальных сетей (как рм о наделении юридических лиц, эксплуатирующих коммунальные сети, сетевым имуществом на сбственности).

статья потребует присоединения к Соглашению субъектов местного самоуправления в случаях, когда _ет о перепродавцах либо находящихся в муниципальной собственности, либо использующих сетевое -т:тво, находящееся в муниципальной собственно!;™.

3. Единый расчетный центр по сбору платежей с населения

:бходимо оценить целесообразность и провести переговоры со смежными предприятиями, _^отзляющими поставки топливно-энергетических ресурсов и оказывающими коммунальные услуги чию, и в случае взаимного согласия сторон предусмотреть в Соглашении создание Единого расчетного яа по сбору платежей с населения за поставки всех видов энергоресурсов и коммунальные платежи. В деятельности этого центра необходимо положить принцип распределения собираемых денежных с населения между всеми поставщиками в соответствии с заранее согласованными между ними гииями.

- 1 4. Тарифная политика

"ходимо закрепить в Соглашении в качестве главного принципа - принцип отказа от перекрестных ;;.1й через тариф между группами потребителей и внутри групп потребителей, за исключением тарифов :еления где на временной основе допускается внутригрупповое перекрестное субсидирование, зрой целью необходимо для населения установить тарифы с социально защищенным нормативом 'ления (блочные тарифы).

едусмотреть исключение перекрестного субсидирования внутри других групп потребителей. ;тивовесом этому являются скидки, предоставляемые энергокомпанией потребителям на договорной ■ гъ При этом в Соглашении можно пойти на встречу органам исполнительной власти субъектов -"ации и субъектов местного самоуправления, зафиксировав в Соглашении перечень предприятий и еры скидок, максимально ограничив такой перечень.

- 1.5, Льготы

■ Соглашении необходимо зафиксировать, что льготы по энергопотреблению могут быть предоставлены при условии наличия в бюджетах субъектов федерации и субъектов местного самоуправления, -■энных отдельно, защищенных статей.

егулирование проблемы льгот, предоставляемых федеральными законодательными актами, аналогично зафиксированному в пункте 4.1.1.1. Э^а статья требует присоединения в том или ином виде к Соглашению субъектов местного правления, там где это касается предоставляемых ими льгот.

- 1.6. Ограничение энергопотребления

-эобходимо всеми силами добиться отражения в Соглашении принципа недопустимости вмешательства

органов управления в процесс ограничения энергоснабжения потребителей - неплательщиков энергетическими компаниями. При этом в качестве встречного mai а возможно зафиксировать в Соглашение перечень предприятий, которым может предоставляться отсрочка более длительная, чем минимальный срск ограничения, предусмотренный действующим законодательством.

Необходимо перевесяи эти отношения из плоскости обсуждения списка неограничиваемых предприятий э плоскость пусть дмигельных, но конечных отсрочек.

Желательно отразить в Соглашении создание на территории субъекта федерации клуба (ассоциации крупных кредиторов (субъект федерации субъекты местного самоуправления, энергокомпания, MI 1С и др.). б задачи которого входило бы принятие комплексных мер по улучшению платежеспособности крупных неплательщиков ( в т.ч. и банкротство). При этом необходимо учитывать, что меры применяемые со стороны энергетической компании к такому неплательщику в рамках клуба, не могут выходить за рамки отсрочек описанных в данном пункте, и за рамки скидок с тарифа, описанных в пункте 4.1.4.

4.1.7. Инвестиционная политика

Необходимо закрепить в Соглашении договоренности об обеспечении в тарифах нормы прибыли позволяющей энергокомпании (вместе с амортизационными отчислениями) осуществлять полную реновацию, численным выражением которой могут стать технико-экономические показатели (удельные расходы топлива, штатный коэффициент и др.).

В качестве встречного шага следует рассмотреть перечень первоочередных, с точки зрения, субьекта федерации энергетических объектов, по которым после прохождения жест кой вневедомственной экспертизы (Минэкономики России, ФЭ России и др.) РАО окажет субъекту федерации содействие в приплечении инвестиций, а также перечень объектов, входящих в инвестиционные программы РАО, по которым будет осуществляться прямое инвестирование.

роме того, необходимо после соответствующей проработки зафиксировать (продекларировать) участие местной энергокомпании в каких-либо инвестиционных проектах (консорциумах) с решением вопросов с гарантиях со стороны субъекта федерации (местных банков, крупных потребителей), включая гарантии закупки электроэнергии.

4.1.В. Земельные отношения

Необходимо зафиксировать в Соглашении предельные ограничения на мииимальный срок и максимальный размер платы за пользование землей под энергетическими объектами, а также запрет на изъятие земель по определенному списку, находящихся в пользовании энергокомпании.

В качестве встречного шага можно пойти на установление для территории предельного объема вновь подключаемой мощности, оплата за которую будет осуществляться в рассрочку.

4.1.9. Отношения собственности

Необходимо закрепить в Соглашении принцип, в соответствии с которым органы управления не будут предъявлять претензии к собственности энергокомпании иначе как на основании принципа взаимовыгодности, признаваемой энергокомпанией и РАО. а также пи при каких обстоятельствах не будут обращать взыскания на собственность энергокомпании, участвующую в процессе технологического производства, а на собственность, не участвующую в технологическом процессе, не будут обращать взыскания до тех пор. пока суммарные обязательства энергокомпании перед органами управления меньше, чем суммарные обязательства органов управления перед энср| окомпанией.

В качестве встречного шага по этой проблеме (и по всем другим) может быть передача субъекту федерации и/или субъектам местного самоуправления прав доверительного управления пакетом акций энергокомпании с теми или иными ограничениями, без права отчуждения и/или обременения.

4.1.10. Картельные соглашения

Необходимо зафиксировать в Соглашении границы и порядок совместных действий сторон по заключению картельных соглашений ряда крупных предприятий региона как с энергокомпанией этого региона, так и энергокомпаниями других регионов, в первую очередь, в сфере топливообеспечения.

Проекты таких картельных соглашений должны проходить обязательную экспертизу в антимонопольных органах на предмет их соответствия ст.6 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

4.1.11. Отношения с ФОРЭМ

Необходимо зафиксировать в Соглашении, что предприятии, находящиеся и® "Е"»ггории субъектов

шШ

зции, должны иметь доступ к рынку на равных основаниях с другими предприятиями по мере введения Lr ->ых механизмов. При этом транспортная составляющая затрат энергокомпании должна быть оплачена в Ь-- объеме.

~ • этом вывод таких предприятий на ФОРЭМ не может рассматриваться в качестве способа получения в предприятиями индивидуальных преференций. Для этих целей должен использоваться инструмент * -ых скидок (см. п. 4.1.4)

i 1 2. Технология подготовки, заключения и контроля исполнения Соглашений

¿1 12.1 Договор об общих принципах взаимоотношений РАО «ЕЭС России» и дочернего з энного) общества

" :обный договор не будет альтернативой управления дочерней энергокомпанией через пакет акций, а Ь 'ив, в качестве главного условия должен закреплять именно такой принцип управления. Договор должен р декларировать со стороны РАО участие в надежном и устойчивом выполнении компанией своих функций, ^^ кти1 компании, отстаивании ее интересов перед органами управления.

стороны компании такой договор должен продекларировать разделение ее целей и задач ■р зонирования и развития ЕЭС и холдинга в целом, а также согласие с процедурами согласования t~ гесов компании и холдинга. Такой договор одновременно являлся бы важной демонстрацией единства р. —тсв ЕЭС перед органами управления, изменения политики РАО и намерений по реформированию 'ичсской отрасли.

ме того, такой договор мог бы послужить одним их элементов защиты дочерних предприятий от изданного вмешательства исполнительных органов управления субъектов федерации и местного травления в хозяйственную деятельность и распоряжение собственностью.

-1.12.2 Подготовка и заключение Соглашений

~:дготовку и заключение Соглашений целесообразно построить в соответствии со следующей bei . "огической цепочкой:

разработка типового Соглашения;

всесторонняя диагностика дочернего предприятия с анализом динамики по следующим блокам: финансовое состояние; -эхнико-экономические показатели; состояние собственности; .зовень менеджмента;

- структура и прогноз производимой энергии;

- прочее;

описание основных проблем (с выделением «горячих») отношений дочернего предприятия с органами вления;

обсуждение основных проблем на переговорах Председателя или заместителя Председателя Правления

I ЕЭС России» с руководителями органов управления.;

зоздание рабочей группы из представителей РАО, дочернего АО-энерго, органов управления для

"зтовки пакета документов;

в подписание Соглашения на высшем уровне (на уровне Председателя или заместителя Председателя " аврения РАО «ЕЭС России»),

4.1.12.3 Вступление Соглашения в силу

Необходимо предусмотреть особый порядок вступления в силу ряда статей Соглашения, связанных либо с : -оворными отношениями стороны Соглашения с третьими лицами, либо необходимостью принятия аконодательных (нормативных) актов органов управления, не являющихся стороной Соглашения.

4.1.12.4 Контроль за исполнением Соглашения и последствия нарушения

Необходимо разработать и осуществлять вместе с дочерними предприятиями меры по жесткому перативному контролю за исполнением Соглашений, документально фиксируя каждый факт нарушений с внесением в соответствующие базы данных РАО и дочернего АО. В целях поддержания работоспособности Соглашения необходимо отладить порядок осуществления мер «быстрого реагирования» на нарушения. При -том необходимо заранее определить и предусмотреть в Соглашении ответные меры.

ОшШЫ РЕГШРОВаИМ МНРОШШйпИ

4.2. Отношения РАО «ЕЭС России» о министерствами и иодомствами Российской Федерации

4.2.1. Отношения с министерствами и ведомствами

В качество базового элемента отношений холдинга РАО «ЕЭС России» и министерств и ведомств РАС наморено использовать дву- и многосторонние Соглашения, учитывающие специфику энергоснабжения организаций, финансируемых министерствами и ведомствами, особенности финансирование таких организаций и необходимость получения РАО и предприятиями холдинга достаточных ресурсов для поддержания надежного и устойчивого энертоснабжения.

4.2.2. Отношения с внебюджетными фондами и органами Госналогслужбы России

Приоритетами РАО «ЕЭС России» в отношениях с внебюджетными фондами и органами Госналогслужбы

России в трех-пятилетней перспективе будут являться:

- своевременное и в полном объеме выполнение своих обязательств перед бюджетными и внебюджетными фондами, основанное на балансе встречных требований;

- проведение процедур реструктуризации задолженности бюджетов всех уровней и задолженностей РАО и дочерних предприятий перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами.

В качестве базового элемента отношений холдинга РАО «ЕЭС России* и органов Госналогслужбы России и внебюджетных фондов будут выступать многосторонние соглашения между РАО «ЕЭС России», дочерними энергокомпаниями, органами Госналогслужбы России, внебюджетными фондами, основанные на выполнении РАО и дочерними компаниями обязательств перед бюджетными и внебюджетными фондами в условиях значительного недофинансирования расходных статей бюджета на нужды энергопотребления при необходимости бесперебойного функционирования имущественного комплекса ЕЭС России как единого целого.

4.2.3. Основные проблемы, требующие отражения в Соглашениях с министерствами и ведомствами, органами Госналогслужбы России и внебюджетными фондами

При подготовке соответствующих Соглашений необходимо учесть следующее:

1) В Соглашениях с министерствами и ведомствами определить часть средств (лими тов) с разбивкой пс месяцам из общего объема средств, выделяемых Министерством финансов Российской Федерации, которые будут использованы министерствами и ведомствами для расчетов по оплате энергопотребления предприятиями, финансируемыми этими министерствами и ведомствами. Эти средства должны быть закреплены бюджетной росписью на данные виды расходов.

2) В Соглашениях должен быть отражен порядок действия сторон в случае превышения ежемесячных лимитов, определенных в соответствии с пунктом 1, и в том числе:

- фиксация внелимитного отпуска;

- определение технологии расчетов, включая предоставление отсрочки энергокомпаниям по платежам в федеральный бюджет и внебюджетные фонды;

-определение порядка ограничения предприятий, превысивших лимиты, с дальнейшей реструктуризацией этих предприятий с целью снижения энергопотребления.

3) В Соглашении необходимо зафиксировать совместные действия сторон по подписанию с органами Госналогслужбы России отдельного Соглашения, регламентирующего действия органов Госналогслужбы России на территориях субъектов федерации в условиях превышения суммарных обязательств федерального бюджета и предприятий, финансируемых из федерального бюджета, над обязательствами энергокомпании по федеральным налогам и перед внебюджетными фондами.

Необходимо зафиксировать в Соглашении запрет на наложения взысканий на счета и имущество энергокомпании органами Госналогслужбы России по недоимкам в местные бюджеты в силу вступления в действие процедур, изложенных в пункте 1.

Для решения большинства указанных проблем потребуется присоединение к Соглашениям Министерства финансов Российской Федерации.

4.2.4. Технология подготовки, заключении и контрили исполнения Соглашения

4.2.4.1 Подготовка и заключение Соглашений

Подготовку и заключение Соглашений целесообразно построить в соответствии со следующей технологической цепочкой:

а) разработка типового Соглашения;

б) анализ финансовых потоков дочернего предприятия с предприятиями финансируемыми министерствами и ведомствами, органами Госналогслужбы России, внебюджетными фондами:

в) описание основных (с выделением «горячих») проблем отношений дочернего предприятия с

ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ШШШЕРШИКК

гриягиями, финансируемыми министерствами и водомствами: органами Госналогслужбы России, ■сджетными фондами;

Осуждение основных проблем на переговорах Председателя или заместителя Председателя Правления ЕЭС России» с руководителями федеральных органов управления;

создание рабочей группы из представителей РАО, дочернего АО, министерств и ведомств, органов алогслужбы России, внебюджетных фондов;

подписание Соглашения на высшем уровне (на уровне Председателя или заместителя Председателя -ения РАО «ЕЭС России»),

- 2.4.2 Вступление Соглашения в силу

-есбходимо предусмотреть особый порядок вступления в силу ряда статей Соглашения, связанных либо с верными отношениями стороны Соглашения с третьими лицами, либо необходимостью принятия -одательных (нормативных) актов органов управления, не являющихся стороной Соглашения.

2.4.3 Контроль за исполнением Соглашения и последствия нарушения

-еобходимо разработать и осуществлять вместе с дочерними предприятиями меры по жесткому -•'ивному контролю за исполнением Соглашений, документально фиксируя каждый факт нарушений с -ением в соответствующие базы данных РАО и дочернего АО. В целях поддержания работоспособности ашения необходимо отладить порядок осуществления мер «быстрого реагирования» на нарушения, "он этом необходимо заранее определить и прописать в Соглашении ответные меры. Отдельные части ашения потребуют уточнения их правового статуса.

¡аключение

"сеобраяования. проведенные в электроэнергетической отрасли в 1992-1997 годах, не решили до конца озленных директивными документами задач реформирования экономических отношений в энергетике, ^экономический спад в России затронул и энергетику, породив серьезные проблемы: неплатежи, окое распространение денежных суррогатов, кризис оборотных средств и снижение уровня финансовой йчивости большинства компаний электроэнергетики, снижение притока инвестиций и т.д., которые -ываюг все большую часть жизненно важных подсистем электроэнергетики и приобретают характер есистемного кризиса.

Вместе с тем свою долю ответственности за ситуацию в отрасли несут РАО «ЕЭС России» и отраслевые гнии. В системе холдинга до сих пор не внедрены современные технологии управления, отвечающие ?лям рыночной экономики, и в том числе бюджетное планирование денежных и ресурсных потоков, нет ого цолеположения и стратегического управления, плохо работает подсистема управления -зенностью, не построена современная организационная структура управления компаниями, допускается ¡активное использование инвестиций и отсутствует экономическая ответственность за принимаемые гициоиные решения.

'АО «ЕЭС России» как организатору федерального (общероссийского) оптового рынка электроэнергии юности) не удалось создать эффективно работающие механизмы оптовой торговли. Отсутствует связь -ду оперативно-технологическими и финансово-экономическими механизмами работы ФОРОМ.

,'ровневая модель оптового рынка не создает организационных и экономических условий дли учета .ифики региональных рынков. Ослаблена оперативно-диспетчерская дисциплина, что приводит к .нию управляемости.

= Программе были подробно проанализированы причины создавшегося положения и определены как »□очередные, неотложные антикризисные меры, так и более долгосрочные задачи, которые в ;купности позволят РАО «ЕЭС России» совместно с акционерными обществами энергетики и ■=<трификации решить стратегические задачи надежного энергоснабжения и эффективного кционирования всего электроэнергетического комплекса страны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

программа по-новому расставляет приоритеты в тактике проведения реформирования роэнергетики. Она должна стать основой для корректировки некоторых ранее принятых решений, распределения ресурсов в пользу тех направлений реформ, которые могут дать наибольший эффект при ющемся ресурсе времени.

лючевым элементом Программы, во многом определяющим ее реализуемость, является налаживание терских отношений РАО «Е1ЭС России» с АО-энерго, администрациями субъектов Российской Федерации, 1еральными и региональными органами государственного регулирования, Правительством Российской

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.