Финансовая система
зачем нужен кризис?
в. М. ПИЩУЛОВ, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории Уральского государственного лесотехнического университета
Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно указать — кому, собственно, нужен кризис? Ответ на этот вопрос совсем несложен. Можно вполне уверенно утверждать, что экономический кризис нужен, вообще говоря, всем. Дело в том, что в процессе кризиса разрешаются накопившиеся ранее противоречия, устраняются сформировавшиеся в предшествующий период экономические диспропорции, перераспределяются ресурсы в пользу наиболее эффективных производителей.
Поскольку завершение кризиса и последующей депрессии предваряют столь желаемый экономический подъем, то в конечном счете от кризиса выигрывают практически все или, по меньшей мере, подавляющее большинство населения. В противном случае, т. е., если кризис не выполняет своих функций, ожидать быстрого экономического роста не приходится. Отсутствие или откладывание кризисных явлений грозит длительной и весьма неприятной стагнацией, которая завершается, как правило, еще более разрушительным и длительным кризисом.
Развитие через кризисные явления оказывается более быстрым и приносит более ощутимые результаты, чем сглаженный, плавный и потому медленный подъем, а может быть, стагнация или упадок экономики. Это утверждение нетрудно доказать хорошо известными историческими примерами.
Кризис — только лишь одна из фаз экономического цикла. Вообще говоря, циклический характер присущ всем видам движения материи, и социально-экономические структуры не являются исключением. Поэтому, говоря о кризисах, нужно помнить, что кризис — это всего лишь одна из фаз экономического цикла. Фаза кризиса присутствует в четырехзвенном делении экономического цикла — кризис, депрес-
сия, подъем, пик. Если мы начинаем отсчет экономического цикла с фазы кризиса, то ставим именно эту фазу на первое место, тем самым подчеркиваем значимость данной фазы в завершенном цикле. Впрочем, на первое место часто ставится и такая фаза, какой является пик (или бум). Используется и более простое деление цикла, которое включает в себя всего лишь две фазы — рецессию и подъем. Двучленное деление фаз цикла видится предельно упрощенным, поэтому предпочтение отдается че-тырехзвенному делению, главной фазой которого, собственно, и обозначается кризис.
Вместе с тем и четырехзвенная модель цикла видится крайне упрощенной. Для того чтобы хоть сколько-нибудь приблизить эту модель к реальности, а тем более к современной реальности, т. е. к разворачиваемуся в настоящее время глобальному и уже не только финансовому кризису, следует вспомнить, что экономические кризисы бывают разными. Кризисы различаются, во-первых, по глубине падения макроэкономических показателей, во-вторых, по продолжительности, в-третьих, по сфере экономической деятельности, в которой они проявляются в наибольшей степени (наблюдаемый ныне кризис первоначально рассматривался как финансовый), и, в-четвертых, по широте охвата территориальных рынков. Нынешний кризис, например, характеризуется как глобальный. Впрочем, и это деление не следует рассматривать в качестве исчерпывающего.
По признаку продолжительности наблюдались следующие виды циклов. На рынке пшеницы в 30-е гг. ХХ в. отмечены 28-дневные циклы. Отмечен 10,5-месячный фьючерсный цикл. Более известны циклы Джозефа Китчина, обнаруженные им в 1923 г. (около 40 нед.), среднесрочные циклы
Клемента Жуглара (12 — 15 лет), циклы Саймона Кузнеца (около 15 — 25 лет), длинные волны Николая Кондратьева (45 — 60 лет). В 1971 г. профессор Массачусетского технологического института Джей Форрестер в книге «Мировая динамика» указал на существование 200-летнего цикла. Это деление видится далеко неполным и может быть продолжено.
В основе экономических циклов лежат воспроизводственные циклы. Цикличность развития экономики проистекает уже из цикличности собственно воспроизводственных процессов в самых разнообразных сферах деятельности человека. Воспроизводственные процессы в социально-экономических структурах составлены из последовательных фаз: производство, распределение, обмен и потребление продукта. Даже предельно простой воспроизводственный цикл отдельно рассматриваемого производителя (робинзонада) составлен из двух фаз — производство и потребление. Уже в этом простейшем процессе проявляется противоречие, порождающее возможность кризиса — противоречие между необходимым для человека качеством и количеством продукта и намерением и способностью производить определенные виды продукта. Эта необходимость подлежащего потреблению продукта с той или иной степенью соответствия реальности находит свое выражение в потребностях человека.
Даже отдельный производитель, потребляющий продукт своего собственного труда (Робинзон), обречен на протяжении всей своей жизни разрешать это противоречие, оценивая имеющиеся в наличии ресурсы, пытаясь найти, какие виды продукта необходимы ему в настоящий момент и в обозримом будущем для продолжения собственной жизни. Требуется определить возможность и изыскать оптимальные способы производства этих продуктов. От правильности решения этой фундаментальной задачи зависит само существование человека во все времена.
Производство продукта для других гораздо сложнее, чем производство продукта для собственного потребления. Задача тем более усложняется в том случае, когда производство и потребление продукта разделены в пространстве и во времени такими фазами воспроизводственного цикла, какими выступают распределение и обмен продукта. В этом случае речь идет об общественном производстве. Осуществление процесса общественного производства подразумевает, что продукт производится не для собственного потребления. Это означает,
что продукт, производимый одним хозяйствующим субъектом, потребляется другим.
Общественное производство оказывается возможным только в том случае, если производитель продукта знает, что нужно его потребителю. Со стороны потребителя, в свою очередь, должна поступать информация производителю о своих нуждах. При этом, как и в случае производства для собственного потребления, предполагается, что потребитель в состоянии с достаточной степенью достоверности осознать, какие продукты и в каком количестве являются для него необходимыми.
Информацию о нуждах потребителя производитель черпает из различных источников, в первую очередь на рынке, во многих случаях только таким образом могут вступать в информационный контакт производитель и потребитель в современной экономике. Считается, что ценовой механизм, обеспечивающий равновесие спроса и предложения, позволяет производителю выпускать необходимые потребителям виды продукта в том количестве, которое в состоянии себе позволить потребитель.
Продолжительность экономического цикла и отдельных его фаз. Для того чтобы объяснить продолжительность экономического цикла, которая предопределяет длительность столь неприятных его фаз, какими являются кризис и депрессия, требуется принять во внимание длительность воспроизводственных циклов, связанных с производством и потреблением определенных видов продукта. Воспроизводственный цикл, связанный с производством и потреблением такого, например, продукта, каким является молоко в его натуральной естественной форме, составляет от нескольких часов до двух, трех суток. Воспроизводственный цикл, связанный с производством и потреблением зерна в средних широтах, составляет один год. Для такого продукта, каким является крупный скот, выращиваемый для потребления в качестве мясных продуктов, воспроизводственный цикл составляет от года до нескольких лет. Воспроизводственный цикл, связанный с производством и потреблением жилого дома, достигает нескольких десятилетий. Такой продукт, каким является христианская идеология, потребляется и воспроизводится уже в течение двух тысяч лет.
На относительно непродолжительных периодах времени рыночный ценовой механизм приведения в равновесие спроса и предложения определенного вида продукта в целом обеспечивает производителя информацией о потребностях покупателей товаров. Считается, что производитель в состоянии реагировать на изменения конъюнктуры
рынка некоторого продукта, и приводить качество и объемы продукции в соответствие с потребностями покупателей.
Вместе с тем, если рассматривать относительно продолжительные периоды времени, следует принимать во внимание такой фактор, как необходимость среднесрочного и долгосрочного планирования производства. Современные техника и технологии, используемые в производстве даже относительно несложных видов продукта, требуют значительных объемов инвестиций, изыскания финансовых ресурсов и достаточно продолжительных периодов времени для подготовки и запуска производства. Из этого следует, что производители, осуществляя планирование производства уже на среднесрочных, тем более на долгосрочных, периодах времени, должны располагать надежными прогнозами развития потребностей покупателей, прогнозами спроса на определенные виды своей продукции. Задача тем более усложняется ввиду нарастающего убыстрения изменений потребностей населения и хозяйствующих субъектов.
Совокупность указанных и многих иных факторов приводит к дисбалансу спроса и предложения на рынке определенного продукта. С позиций развития кризисных явлений опасен дисбаланс превышения предложения над спросом. Последующее видится вполне очевидным — падение цен, снижение объемов производства данного конкретного продукта.
Такая ситуация может сложиться одновременно на рынках нескольких видов продуктов, что уже создает условия для развития кризисных явлений. Вместе с тем кризисом принято называть только такое развитие подобного рода негативных событий на множестве рынков отдельных видов продуктов, которое ведет к столь значительному сокращению объемов производства, которое проявляется в снижении макроэкономических показателей национальных счетов, в частности в снижении показателя валового внутреннего продукта. Впрочем, кризисные явления могут наблюдаться и в форме заметного снижения темпов экономического роста вплоть до нулевого роста, что неоднократно наблюдалось в некоторых странах (последний пример — Япония).
Продолжительность воспроизводственных циклов, связанных с производством и потреблением тех видов продукта, рынки которых оказались в состоянии дисбаланса, во многом определяет продолжительность экономического цикла и длительность отдельных фаз такого цикла, в частности протяженность фазы кризиса.
Рынки инвестиционных товаров и финансовые рынки усиливают экономическую нестабильность.
Сбалансированность спроса и предложения на рынках инвестиций, на финансовых рынках должна обеспечить соответствие средне- и долгосрочных планов производства продавцов потребностям покупателей в будущем. Решение этой задачи видится делом гораздо более сложным, чем приведение в соответствие текущих спроса и предложения на рынках товаров, подлежащих потреблению населением. По этой причине рынки инвестиций и финансовые рынки гораздо более подвержены колебаниям, чем собственно товарный рынок предметов потребления населения, в т. ч. предметов длительного пользования.
Хорошо известно, что экономические циклы непосредственно связаны с процессами инвестирования в развитие производства, с периодами обновления техники и технологий. Это в определенной мере затеняет глубинные причины любого экономического цикла и столь болезненной фазы цикла, какой является кризис. Полагаем, что главной причиной практически любого кризиса выступает нарушение связей между производителями и потребителями продукта, определенная степень неспособности производителей осуществлять производство товаров, удовлетворяющих потребности покупателей.
Ранее упомянутое противоречие между нуждами потребителей и производством усиливается процессами в инвестиционной сфере и в сфере финансов. Планы производителей и планы потребителей, как уже говорилось, в определенных своих частях не совпадают. Производители, составляя прогнозы и планы, склонны экстраполировать тенденции развития производства, имевшие место в прошлом. Планы потребителей строятся исходя из несколько иных факторов, определяемых настоящим и будущим.
Тенденции развития потребностей покупателей продукта обусловлены быстрыми изменениями в образе жизни, трансформациями социально-экономических структур, экологическими процессами, демографическими сдвигами, ростом уровня образования, изменениями мировоззрения, развитием науки и техники, расширением процессов глобализации. Перечислить даже в обобщенном виде все факторы и указать степень их влияния на нужды покупателей даже в относительно недалекой будущей перспективе представляется задачей чрезвычайно сложной, в высшей степени трудно решаемой.
Оценивая степень необходимости различных видов продуктов, потребитель обращается к состо-
янию и динамике окружающей его среды, в первую очередь социальной среды, в настоящем и, главное, прогнозам будущего.
Оценка соискателей инвестиций основывается на прошлом, но не на будущем. Предприниматели склонны планировать и осуществлять инвестиции в циклической фазе подъема, поскольку именно в этой фазе цикла доходы и объемы производства растут наиболее быстро, вселяя надежду на не-скончаемость этого роста. Инвесторы оценивают надежность и вероятную доходность размещения своих средств на основе примерно тех же предпосылок, т. е. исходя из тенденций прошлых периодов. Инфраструктура фондового рынка построена таким образом, что к источникам инвестиций допускаются те компании, которые показали положительные результаты в прошлом. Процедуры листинга на фондовых биржах построены таким образом, что в первую очередь учитываются результаты деятельности компаний в недалеком прошлом.
Инвестирование осуществляется в те отрасли и компании, которые показали наиболее высокие результаты в предшествующий период. Таким образом, с определенной степенью автоматизма фиксируются тенденции развития производств, предшествующего периода фазы подъема. Венчурные компании, предлагающие свои высокорискованные проекты, более всего склонные к поискам способов удовлетворения современных и будущих потребностей покупателей, в большей степени, чем иные производители, ограничены в доступе к источникам инвестиций.
Таким образом, определенные формы несовпадения потребностей покупателей и продукта, предлагаемого продавцами, усиливаются, создаются условия концентрации или своего рода кумулятивного эффекта в накоплении расхождений в потребностях, с одной стороны, и в качестве и количестве производимого продукта — с другой.
В силу этих обстоятельств фаза подъема неизбежно завершается достижением пика объемов производимого продукта, когда расхождения потребностей покупателей и предлагаемого продукта достигают своего максимума, что имеет своим результатом развитие присущих кризису явлений.
Действия инвесторов в условиях развития кризиса основываются на той же логике, что и в фазе подъема. Фаза кризиса, так же, как и фаза подъема, имеет тенденцию к собственному усилению, т. е. возникновению положительных обратных связей в тенденции спада производства. Невозможность реализовать часть произведенной продукции ведет
к сокращению объемов производства, что имеет своим непосредственным результатом снижение доходов населения, следовательно, снижение спроса на товары. Снижение спроса на предметы конечного потребления ведет к неизбежному снижению спроса на промежуточный продукт, сырье, материалы, энергоносители и т. д. Последнее обстоятельство столь явно проявилось в более чем трехкратном снижении цен на нефть на протяжении всего лишь 4 — 5 мес. 2008 г..
Одновременно имеет место значительное сокращение инвестиций, сокращение объемов кредитования. Инвесторы руководствуются в своих действиях, главным образом, состоянием дел в настоящем и негативным опытом недавнего прошлого. Меры антикризисного регулирования, хорошо известные со времен «Великой депрессии», в определенной мере уменьшают быстроту и первоначально снижают глубину спада производства, ослабляя действие положительных обратных связей процессов спада. Однако эти меры правительств не устраняют причин кризиса.
Депрессия — время для размышлений и переоценки ценностей. Период депрессии — это время стабильности, завершающей лихорадку пика и спада в экономике. Решительные, ловкие и целеустремленные предприниматели, столь успешные в период подъема, во времена депрессии уступают место думающим, знающим и осторожным прагматикам. Депрессия видится весьма важной фазой экономического цикла в силу того обстоятельства, что именно в этот период ведется активный поиск путей выхода из спада. Такой поиск осуществляется посредством проб и ошибок в сфере инноваций. Выход из состояния стагнации возможен только посредством отыскания необходимых потребителям видов продукта и оптимальных способов производства этого продукта.
Именно депрессия предоставляет наилучшие возможности для введения инноваций. К тому подвигает получающий все большее распространение инновационный бизнес. Именно в периоды спада и депрессии обычно складываются условия для последующего оживления и подъема экономики.
Главное, что происходит в периоды спада и депрессии, это отыскание и организация производства некоторых ключевых для будущего подъема видов продукции, которые в наибольшей степени отвечают изменившимся, обновленным потребностям покупателей. Наличие высвобожденных в период спада ресурсов обеспечивает благоприятные условия для быстрого расширения объемов производства новых видов продукта.
Период депрессии представляет собой, вероятно, самое благоприятное время для правильных, а потому успешных инвестиций, которые способны принести в будущем доходы более высокие, чем инвестирование в какие-либо иные периоды. При этом нужно помнить: риски инвестиций в это время весьма высоки, а источники инвестиций крайне ограничены. Определенная часть инвесторов в период депрессии более, чем когда-либо еще, склонна к повышенным рискам. Банки сворачивают объемы и ужесточают условия кредитования экономических агентов, источники свободных средств становятся менее всего доступны.
Рост инвестиций возможен только после того, как основные направления развития производства в достаточной степени проявляются, становятся очевидными. Менее рискованно инвестировать в период выхода из депрессии с проявлением признаков оживления рынков, когда некоторые направления будущего развития производства становятся более ясными и определенными. Но эти инвесторы уже не будут первопроходцами, и рассчитывать на самые высокие финансовые результаты им уже не приходится.
Фаза подъема — это время для повсеместного наращивания инвестиций, т. е. инвестиций, направляемых не только в те отрасли, которые являются производителями новых видов продукции, обеспечивших выход экономики из фазы депрессии, но практически во все сколько-нибудь активные компании.
Инвестиции в фазе подъема обеспечивают так же, как и в фазах пика и спада, положительные обратные связи, ускоряя в данном случае процесс экономического роста. Таким образом, инвестиционная деятельность фактически усиливает, углубляет циклические колебания.
Это обстоятельство было отмечено экономистами, что послужило причиной полагать, будто сами инвестиции, их неравномерное распределение во времени, собственно, и являются главной причиной циклических колебаний объемов производства. Эта позиция в целом соответствует марксистской теории. Однако следует признать, что инвестиционная деятельность может иметь и самостоятельное значение в процессах развития кризисных явлений.
Инвестиции в развитие производства непосредственно связаны с финансовой сферой, роль которой весьма велика в возникновении и развитии кризиса. Значение финансовой сферы, так же, как и инвестиций, в формировании кризисных явлений
столь велико, что многие экономисты видят первопричину кризисов в процессах, протекающих в сфере финансов (М. Фридман).
Разорение и банкротство неэффективных производителей есть благо. В период спада и кризиса прекращают свое существование многие компании или даже целые отрасли производства, производившие виды продукции, не отвечающие потребностям покупателей или ведущие производство неэффективно, с издержками на единицу продукции, превышающими издержки большинства других производителей. Уход с рынка этих производителей следует рассматривать в качестве одного из положительных результатов фазы кризиса и последующей депрессии. Развивающиеся новые производства в этих условиях имеют возможность приобрести необходимые им ресурсы, это, в первую очередь, высвобождающиеся ресурсы рабочей силы.
В целом результатом кризиса и последующего подъема является, как это принято считать, структурная перестройка экономики стран, регионов, территорий, затронутых кризисными явлениями.
Что делать? Главная практическая проблема, которую следует решить, после того как стало ясно, что кризис, очевидно, пришел, наступил, разразился, — это ответить на сакраментальный вопрос: «Что делать?».
Ответ на этот вопрос пытаются найти правительства, хозяйствующие субъекты, граждане. Собственно, столь важный раздел экономической теории, каким в настоящее время является макроэкономика, явился в современном его виде благодаря попыткам экономистов (Дж. М. Кейнс) ответить на этот вопрос.
Если попытаться понять логику действий любого правительства, столкнувшегося с проблемами разворачивающегося кризиса, то вполне естественным видится желание вернуться в прошлое, в период, предшествующий кризису, в фазы подъема и пика, когда «всем было хорошо» [1], а быстрый экономический рост виделся нескончаемым, непрерывным и даже еще более быстрым в будущем.
Поэтому первая реакция правительства на проявившиеся признаки кризиса — это попытаться устранить разнообразные внешние формы проявления кризиса, но не его причины.
Борьба с ныне развивающимся кризисом правительствами разных стран первоначально велась, главным образом, в финансовой сфере, где и обнаружились разнообразные формы проявления кризиса. Снижение ликвидности банков «лечится» накачиванием в них дополнительных денежных
средств. Невысокая эффективность этой чрезвычайной меры в условиях утраты банками взаимного доверия и сворачивания рынка межбанковского кредитования, похоже, стала очевидной и уже продемонстрирована практикой. Хотя, таким способом, по меньшей мере на какое-то время, удалось избежать худшего — утраты доверия населения к надежности банковской системы, банковской паники с массовым изъятием вкладов населением, а затем и юридическими лицами, что, впрочем, можно было наблюдать локально в отношении некоторых региональных банков.
Результатом паники явилась бы та или иная степень разрушения платежной системы страны или определенных регионов. Вместе с тем данная мера не позволила восстановить рынок межбанковских кредитов. Не удалось также восстановить прежний по объему уровень и условия кредитования юридических и физических лиц. Среди наиболее пострадавших — строительство, торговля.
Таким образом, удалось предотвратить худшее, еще более неприятное развитие событий, но возвращение в прошлое не состоялось.
Прежде чем пытаться что-либо делать, нужно понять, каков нынешний экономический цикл, частью которого современный кризис является. Если вновь вернуться к современности, то следует обратить внимание на довольно медленное развитие событий. Признаки финансового кризиса отмечались уже во второй половине 2007 г., а вообще говоря, и еще ранее. Оптимистические прогнозы скорого выхода из финансовых затруднений последовательно не исполняются. Не исполняются самые пессимистические прогнозы, поскольку реальность оказывается еще более пессимистичной. Надежды на то, что экономика достигла или в ближайшее время достигнет «дна» кризиса, похоже, не вполне оправданы.
Длительность процесса «вползания» в кризис наталкивает на невеселые размышления о том, что если только одна незавершившаяся фаза цикла столь продолжительна, то какова же длительность всего цикла. Остается неясным и то, какова глубина предстоящего падения в нынешней кризисной фазе цикла.
Что на рынке? Поскольку мы исходим из предположения, что причины кризиса коренятся в том, что накопились несоответствия в спросе и предложении товаров, то естественным образом следует хотя бы в самом общем виде попытаться обрисовать тот круг товаров, который мог бы вызвать кризисные явления. Говоря о несоответствии спроса и предложения, мы, конечно, имеем в виду,
во-первых, качественное несоответствие, т. е. отсутствие на рынке товаров, на которые мог бы быть предъявлен спрос, и наличие товаров, на которые спрос не предъявляется. Во-вторых, количественное несоответствие — недостаток предложения товаров, на которые предъявляется более высокий спрос, и избыток предложения тех товаров, на которые спрос относительно невелик.
Вполне естественно, что эти несоответствия спроса и предложения усиливаются рядом факторов. Среди этих факторов уже упомянутые финансовые факторы, инвестиционные факторы. Кроме того, важным фактором, способным существенно воздействовать на возможность потребителя отыскать на рынке товары, отвечающие их потребностям, является экономическое неравенство субъектов спроса и субъектов предложения.
Субъекты предложения товаров чаще всего обладают несравненно большими экономическими ресурсами, способны воздействовать на субъекты спроса, представленные домашними хозяйствами, или отдельными самостоятельными лицами, склоняя их к приобретению товаров, не вполне отвечающих потребностям покупателя.
Прошлый опыт. Приведенные довольно абстрактные рассуждения видятся не вполне достаточными для того, чтобы извлечь из предлагаемой статьи какие-либо полезные сведения для адекватного осознания современной кризисной ситуации и отыскания правильных способов поведения, постановки целей и планов действий.
Для определения направлений действий, вероятно, самым простым и верным было бы обратиться к опыту выхода из прошлых кризисов. Хотя вполне очевидно, что прошлый опыт в нынешних условиях будет совершенно недостаточен.
Самым известным и наиболее изученным видится опыт выхода из «Великой депрессии». Меры, предпринятые американским и европейскими правительствами, в целом по своей сути и в значительной части сходны.
Среди таких мер были, в частности, предприняты усилия по производству некоторых видов общественных благ. Особенно успешным следует признать разворачивание строительства автомобильных дорог в США и Европе. В нашей стране в то же самое время (30-е гг. прошлого века) велось государственное строительство объектов транспортной инфраструктуры, таких как железные дороги и каналы.
Насколько эффективны действия государства в периоды кризисов? Вполне естественным видится стремление регулирующих экономику государс-
твенных органов сохранить предшествующий кризисным явлениям рост, предотвратить снижение темпов роста экономики или минимизировать темпы падения объемов производства. Фактически предпринимаются попытки сохранить уровни объемов производства, отраслей и компаний, наиболее страдающих от кризиса.
Благие намерения сохранить занятость, поддержать уровень потребления населения, тем самым обеспечить социальную стабильность, поддержать спрос со стороны населения на рынке побуждают направлять бюджетные деньги в страдающие от кризиса отрасли, что не всегда приносит желаемый эффект. Поддержка затронутых кризисом отраслей и компаний выливается фактически в попытку сохранить предкризисную структуру производства и потребления, что затрудняет устранение основных причин кризисных явлений, которые, как было сказано ранее, состоят в нарушении соответствия качественных и количественных характеристик продукта потребностям субъектов спроса, в первую очередь потребностям населения. Примером тому служат попытки правительства США оказать финансовую поддержку за счет бюджетных средств крупнейшим автомобильным компаниям страны.
Направление значительных объемов бюджетных средств на поддержку финансовой системы также не свободно от недостатков. Даже в том случае, когда внешние признаки кризисных явлений видятся преодоленными посредством мер государственного регулирования, но изначальные причины кризиса не устранены, это закладывает основы очередного будущего кризиса, который развивается по мере накопления источников кризисных явлений и может оказаться тем более глубоким и продолжительным.
Меры государственного регулирования видятся эффективными только в том случае, когда причины кризисных явлений установлены и действия правительственных органов направлены на устранение этих причин, на приведение в соответствие производства нуждам населения.
чему учит история? Возникает естественный вопрос: хорошо или не вполне хорошо и во всем ли хорошо то, что на протяжении большей части предшествующего века усиливалось вмешательство государства в экономику? Причиной и поводом вторжения государства в экономику были экономические кризисы. Одним из главных примеров такого вмешательства явились государственные меры по выходу из «Великой депрессии». До настоящего времени экономисты не нашли согласия по вопросу о том, спо-
собствовали меры правительств в 30-е гг. прошлого века преодолению явлений кризиса и последующей депрессии или же усугубляли эти явления.
В своей основе указанный вопрос состоит в том, что нужно указать, способны ли правительства правильно осознавать и отображать потребности экономических агентов, в первую очередь — потребности населения, а затем действовать соответствующим образом в пользу потребителей.
Кризисные явления затрагивают тех производителей, которые не желают или не способны производить продукт, удовлетворяющий потребителей. Для того чтобы определить возможности выхода из кризиса, требуется хотя бы в самом общем виде представить себе совокупность не вполне удовлетворяемых потребностей населения, предъявляющего спрос на рынке и свои потребности вне рынка.
Воспроизводственный цикл человека, домашнего хозяйства, хозяйствующих субъектов связан с производством и потреблением определенных видов продукта. Качество продукта определяется в соответствии со способностью данного продукта удовлетворять потребности, в первую очередь населения.
Каковы виды продукта, с которыми связаны кризисные явления недавнего прошлого и в значительной мере нынешний кризис? Такого рода сферы деятельности, отрасли, вообще говоря, известны.
Наиболее часто в последние десятилетия упоминаются проблемы, касающиеся энергоносителей. Нефтяные кризисы, или кризисы, связанные с колебаниями нефтяных цен, а теперь и газа, наблюдаются в своей явной форме с начала семидесятых годов прошлого века.
Транспорт, транспортная инфраструктура, транспортные услуги представляют собой весьма важные составляющие валового внутреннего продукта практически во всех развитых странах. Успешный выход из кризисов прошлого века был, в частности, связан с существенными сдвигами, происходившими в транспортных системах стран, наиболее серьезно затронутых кризисом. В период «Великой депрессии», например, было развернуто грандиозное строительство сетей автомобильных дорог в США и Германии, благодаря которому во многом удалось преодолеть наиболее острые кризисные явления. Именно в это время происходит изменение транспортных систем, автомобильные перевозки превращаются в основной вид транспорта. Те страны, которые в период кризиса не вели масштабного дорожного строительства, вынуждены были в последующем догонять передовые страны в этой области.
Кризисы последней четверти прошлого века обычно затрагивали автомобильное производство. Не представляется удивительным, что в настоящее время развертывание глобального экономического кризиса столь ощутимо проявилось в автомобильной отрасли.
Нынешний кризис впервые серьезно затронул такую быстро развивавшуюся в XX в. отрасль, как авиационные перевозки. «Кризис авиаперевозок», о котором много говорится в последние годы, непосредственно связывался с ростом цен на топливо. Однако падение цен на топливо в 2008 г. не привело к улучшению состояния отрасли, прогноз на 2009 г. не внушает оптимизма. «Падение объема перевозок будет гораздо более 10 % еще и потому, что обанкротятся многие авиакомпании» [2].
Неблагополучное состояние самой высокоскоростной и современной составляющей мировой транспортной системы, похоже, требует отыскания новых видов транспорта, экономически эффективных, энергетически низкозатратных, с широкими возможностями доставки людей и грузов в удаленные регионы, доступных по цене для населения и хозяйствующих субъектов.
Недостаточное удовлетворение потребностей в одних видах продукта, как правило, сопровождается избыточным производством и предложением других видов продуктов. Нынешний кризис, похоже, перешел из латентной в свою явную форму первоначально в сфере ипотеки, благодаря которой предложение на жилищном рынке превысило платежеспособный спрос населения. Строительство считается одной из наиболее затронутых нынешним глобальным кризисом отраслей [3].
Еще одна чрезвычайно значимая сфера производства, продукт которой оценивается на рынке потребителями, это сельское хозяйство, агропромышленное производство. Несоответствие качества и количества продуктов питания потребностям покупателей представляет собой одну из важных составляющих в совокупности причин экономических кризисов [4]. С середины 2007 г. отмечено повсеместное повышение цен на продовольственные товары. Проблема состоит не только в росте цен на продовольствие, ожидается, что ряд стран, в первую очередь развивающихся, столкнется с серьезными проблемами нехватки продовольствия [5]. Хотя в 2008 г. цены на зерно имели тенденцию к некоторому снижению, проблема обеспечения населения продовольствием во многих странах остается нерешенной. Явление уже названо «мировым продовольственным кризисом»,
который, как предполагается, приведет к тому, что уже в 2009 г. число голодающих на планете может превысить один миллиард человек [6].
Весьма важной частью сферы услуг, принимаемой во внимание при рассмотрении причин кризисных явлений, выступает сфера финансовых услуг. Ранее говорилось о том, что финансовая сфера накладывает свой отпечаток на протекание кризисных явлений вне зависимости от того, в какой отрасли, касательно производства какого именно продукта эти явления развиваются. Вместе с тем совокупность специфических продуктов, производимых в сфере финансов и, естественно, потребляемых экономическими агентами, имеет самостоятельное значение в формировании кризисных явлений, непосредственно связана с характером протекания экономических циклов.
Продукты, производимые в сфере финансовых услуг, в частности и такой продукт, каким являются собственно деньги, оказывают самое непосредственное влияние на возникновение, протекание экономических циклов, продолжительность фазы кризиса. Было бы чрезмерно оптимистичным полагать, что совокупность продуктов, производимых в современной сфере финансовых услуг, в достаточно полной мере соответствует потребностям самых разнообразных экономических субъектов.
Вторая половина XX в. отмечена чрезвычайно быстрым развитием мировой торговли и, вероятно, еще более стремительным развитием международных финансовых рынков. Процессы глобализации в наибольшей степени проявляются именно в сфере финансов. Вместе с тем главный продукт, производимый в финансовой сфере — деньги, выступает в форме различных национальных валют. Роль мировой валюты в настоящее время выполняет такая национальная валюта, какой является доллар США, что, как полагают многие аналитики, является одной из причин нынешнего глобального экономического кризиса [7].
Продукт, распределяемый вне рынка. Ранее речь шла о продукте, выносимом на рынок, однако существуют виды продукта, производство и потребление которых не опосредовано функционированием рынков. Это продукт, производимый и потребляемый внутри домашних хозяйств, продукт, производимый и потребляемый внутри одной и той же компании. Одной из важных составляющих продукта, поступающего в потребление, по большей своей части минуя рынок, является продукт, представленный обширной совокупностью общественных благ. Общественные блага, как известно,
предлагаются, в первую очередь, государством, а затем в определенной своей части общественными организациями, например церковью.
Ввиду этого следует говорить не только о рыночной несбалансированности, но об определенной степени неспособности производителей предлагать продукт, отвечающий потребностям получателей этого продукта. При этом в круг рассматриваемых продуктов требуется ввести не только продукт, выносимый на рынок, но и, как было отмечено, продукт, распределяемый вне рынка.
Нужно иметь в виду то обстоятельство, что в нашей стране значительная часть медицинских, образовательных услуг, услуг детских дошкольных учреждений, заметная часть услуг ЖКХ и т. д. предоставляется за счет средств бюджетов, бюджетными организациями. Проблемы соответствия объемов и качества такого рода услуг потребностям населения не решены в полной мере реформами последних лет.
Чрезвычайно важной частью сферы услуг видятся услуги пенсионного обеспечения. Потребности населения в пенсионном обслуживании трудно считать вполне удовлетворенными. Развитие «пенсионного кризиса» в развитых странах является предметом растущей озабоченности правительств. Видится неслучайным то обстоятельство, что кризис экономический вполне очевидно накладывается на негативные явления в сфере пенсионного обеспечения. Услуги по пенсионному обеспечению представляют собой своеобразный продукт, большая часть производства которого осуществляется государственными организациями за счет средств внебюджетных пенсионных фондов и средств бюджетов. Кризис пенсионных систем в развитых странах обсуждается на протяжении второй половины XX в. [8].
Заменить домашнее производство пока нечем. Достаточно широкий круг продуктов, в значительной части в форме услуг, производится в домашних хозяйствах. Довольно давно и широко обсуждаемый кризис семьи находит свое проявление в заметном сокращении функций семьи и снижении объема и качества продукта, производимого в домашних хозяйствах. Заместить продукт, недополучаемый в домашних хозяйствах, во многих случаях оказывается делом весьма трудным или невозможным. Разворачивание кризиса семьи со второй половины XIX в. в индустриально развитых странах привело к нынешнему неудовлетворительному состоянию в сфере производства продуктов, традиционно производимых в домашних хозяйствах [9].
Продукты сферы производства общественных благ не вполне удовлетворяют потребителей. Если пытаться определить не в полной мере удовлетворяемые потребности, то следует обратить внимание на производство общественных благ. Одной из важнейших составляющих общественных благ — продукта, производимого государством, являются услуги в сфере обеспечения безопасности.
Имеются очевидные признаки того, что значительная часть населения развитых стран находит не вполне удовлетворенными свои потребности в безопасности. Производство такого продукта, каким являются услуги по обеспечению безопасности, вообще говоря, и есть главная функция государства в любой его форме.
Такой вид продукта, каким являются моральные, нравственные установки в сознании населения, производится посредством главных общественных институтов — семья, церковь, государство. Признаки кризиса морали современного общества не столь новы. Считается, что отсчет началу этого специфического кризиса положила в конце позапрошлого века Англо-Бурская война. Первая мировая война завершила начальную стадию глобального кризиса социальной морали, определила дальнейшее формирование негативных тенденций в этой столь важной и чувствительной области производства общественных благ.
Нынешнее состояние данной особенной сферы производства не дает поводов для сколько-нибудь обоснованного оптимизма. Семья и церковь все более утрачивают свою роль и значение в воспитании, в формировании моральных и нравственных установок человека. Государство и различного рода организации, в первую очередь фирмы, последние через механизмы формирования корпоративной культуры, похоже, не в состоянии принять на себя столь ответственной и сложной функции в необходимом объеме.
Общепринятые нормы морали и нравственности в настоящее время распространяются, главным образом, посредством действия средств массовой информации. Эта функция СМИ не регулируется в достаточной степени [10]. Проект закона, предусматривающий создание «Высшего совета по защите нравственности в области теле- и радиовещания», был рассмотрен комитетом Госдумы по культуре 13.01.2009. Комитет предложил отклонить законопроект [11].
Потребление ресурсов окружающей среды — не регулируется в достаточной степени. Производство практически любых видов продукта в большей или
меньшей степени связано с потреблением ресурсов окружающей среды. Возрастающая озабоченность состоянием окружающей среды побуждает определенную часть потребителей ограничивать потребление или отказываться от тех видов продукции, производство которых в наибольшей степени оказывает негативное воздействие на окружающую среду [12].
Здесь нужно вспомнить, что одним из наиболее негативных факторов, воздействующих на окружающую среду, является сельскохозяйственное производство. Отказаться от потребления продукции сельского хозяйства или хотя бы ограничить это потребление, очевидно, не представляется возможным. Вместе с тем переход на технологии производства продуктов питания, в наибольшей степени сберегающие ресурсы окружающей среды, представляет собой далеко не решенную проблему. Такой переход видится одним из направлений действий, способствующих выходу из нынешнего и ожидаемых в будущем кризисов.
Пытаться найти единственную или хотя бы главную причину современного глобального экономического кризиса видится задачей не только трудной, но и, скорее всего, невыполнимой.
Нынешний кризис видится результатом совмещения множества самых разнообразных факторов, часть из которых была обозначена ранее. Определить всю совокупность взаимосвязанных причин, обстоятельств, повлекших за собой разворачивание современного экономического кризиса, не представляется возможным.
Давать рецепты, что нужно делать для выхода из кризиса, есть работа трудная и неблагодарная, проще указать то, что следует делать с тем, чтобы как можно более продлить кризис.
Что нужно делать для того, чтобы продлить кризис. Для того чтобы как можно более продлить кризис, следует пытаться заставить население потреблять те виды продуктов, которые ему не нужны, побуждать покупать то, чего оно не желает иметь.
Таких способов пытаться навязать потребителям то, от чего они отказываются, можно найти множество.
Например, это государственная финансовая поддержка производителей, попавших в трудное положение. Предполагается, что эти производители или хотя бы часть из них оказались в трудном положении в силу того, что были не в состоянии выпускать продукцию, отвечающую требованиям ее потребителей, эффективно вести производство.
Неэффективность производителей в этом случае компенсируется за счет бюджета, следовательно, налогоплательщиков. Накануне нового, 2009 г. Министерство финансов США перевело на счета «Дженерал Моторс» и «Крайслер» 13,4 млрд долл. в виде срочного займа. Ранее конгресс США принял решение выделить 700 млрд долл. на поддержку финансового сектора. Как заявил сенатор Шеррод Браун: «К сожалению, у нас нет полного отчета о том, как были потрачены эти средства. Этот негативный прецедент сделал выделение помощи автоконцернам еще более трудным» [13].
Введение повышенных тарифов на импортные товары. Эта мера означает, что отечественные изготовители оказались не в состоянии конкурировать на внутреннем рынке с иностранными производителями аналогичной продукции. Потребителям в этом случае предлагается платить больше как за отечественные товары, так и за более качественные импортные товары.
Иногда такое нежелание приобретать и потреблять некоторые виды продуктов выглядит совершенно странным, может быть, трудно объяснимым, поскольку совсем недавно эти же люди с большой охотой и энтузиазмом покупали то, от чего теперь отказываются. Всего несколько лет назад отечественные «Жигули» были желанной покупкой для большей части российских автомобилистов, а полтора десятка лет тому назад мало кому пришло бы в голову пренебречь возможностью приобретения «Москвичей».
Национализация прогоревших компаний или вхождение государства в их капитал представляет собой меру более радикальную, чем упомянутая выше финансовая поддержка таких компаний. Однако и эта мера имеет своим результатом принудительное перераспределение ресурсов (через бюджеты и цены) в пользу низкоэффективных производителей продукции. Вторая половина 2008 г. отмечена тем, что по миру прокатилась «волна национализации банков», которая к началу 2009 г. достигла Германии [14]. Процессы национализации в иных секторах экономики в столь широких масштабах пока не отмечены.
Укрупнение, повышение уровня концентрации, в частности посредством слияний и поглощений, повышает степень независимости производителей от потребителей. «Укрупнение и объединение компаний — один из наиболее распространенных сценариев развития бизнеса в кризисной ситуации» [15]. Банковская сфера первой пострадала от нынешнего кризиса. Видимо, в силу этого обстоятельства Правительство РФ обратило внимание
на необходимость упрощения процедуры слияний и поглощений банков. По сообщениям СМИ, готовятся соответствующие поправки в законодательство [16].
Потребители в условиях кризиса не есть только лишь страдающая сторона. До сих пор мы рассматривали причины кризиса с позиций претензий, которые могли бы быть предъявлены потребителями продукта его производителям. Вместе с тем не нужно забывать, что производители и потребители — это одни те же лица, поочередно выступающие первоначально как производители, а затем в качестве потребителей. Поэтому следует принять во внимание и оценить правомерность требований, предъявляемых потребителями фактически к самим себе как производителям. Если производитель не вполне качественной продукции требует при обмене на рынке высококачественный продукт, то нужно оценить обоснованность этих притязаний. Таковая обоснованность требований удостоверяется наличием платежеспособного спроса со стороны потребителя.
Спрос может возникнуть только в том случае, если имеет место доход от реализации произведенного продукта, а часть этого дохода превращается в заработную плату. Однако при снижении доходов производителей снижение заработной платы не столь просто в силу негибкости заработной платы в сторону понижения (Дж. М. Кейнс, неокейнси-анцы).
Инфляция и девальвация национальной валюты — есть способы умерить чрезмерные претензии потребителей. Когда доходы от реализации продукции падают, снижение заработной платы не столь очевидно. В этом случае желаемый результат, т. е. снижение реальной заработной платы, достигается посредством роста инфляции, а также посредством понижения курса национальной валюты.
Падение реальной заработной платы позволяет добиться понижения притязаний потребителей внутри страны на более качественную продукцию, чем оказываются в состоянии выпускать отечественные производители. Это может вести к переключению части спроса на не всегда качественные отечественные товары.
Тенденция к постепенному выходу из кризиса достигается благодаря встречному движению производителей и потребителей. Производители пытаются повысить качество продукции и устранить диспропорциональность производства. Потребители в определенной мере понижают свои требования к выносимому на рынок продукту.
Покупатель всегда прав. Однако если повышение качества и установление пропорциональности производства имеет абсолютное, безусловное значение для выхода из кризиса, то снижение требований потребителей имеет относительное, временное действие. Снижение требований потребителей возможно лишь на более или менее продолжительные периоды.
По своей сути снижение потребительских требований к продукции производителей есть откладывание кризисных явлений на более поздние сроки. Примерами такого откладывания кризисов выступают внешне кажущееся преодоление кризисных явлений с началом военных приготовлений и (или) военных действий (ситуация 1938 — 1939 гг. в Европе и США). То, что в данном случае имеет место, — не выход из кризиса, а его откладывание становится ясным по окончании войны, которое знаменуется обычным послевоенным кризисом (1920 - 1921 гг. США, Великобритания; 1945 -1946 гг. США; кризис после окончания корейской войны 1953 - 1954 гг. США, Япония).
Откладывание кризиса может быть достигнуто действиями правительства, направленными на снижение доходов населения, заработной платы.
Глобальный экономический кризис есть нечто большее, чем национальный кризис. Глобальный характер нынешнего кризиса налагает на него свой отпечаток. Проявление глобального характера кризиса заключается в том, что нынешний кризис берет свое начало в финансовой сфере одной из стран — США, а затем распространяется практически на все развитые страны. Опыт антикризисных действий правительств, накопленный в прошлом веке, пригоден, главным образом, для смягчения кризисных явлений, имеющих место в рамках отдельных стран. В какой мере этот опыт может быть использован в условиях глобального экономического кризиса, практически неизвестно.
Вместе с тем главное, что следует иметь в виду в условиях глобального экономического кризиса, это отсутствие действенных органов, которые были бы в состоянии принимать необходимые меры по преодолению кризисных явлений на наднациональном уровне.
Глобальный характер нынешних экономических потрясений не отрицает наличия национальных особенностей протекания кризиса и различия подходов правительств разных стран к преодолению внутренних кризисных явлений.
Когда же закончится этот кризис? Ответ крайне прост. Кризис уйдет тогда, когда сделает все, за чем
он пришел. Экономические кризисы приходят за тем, чтобы заставить производителей делать то, что нужно потребителям.
Для того чтобы производители делали продукт, нужный потребителю, требуется немногое. Главное, производителю следует пожелать это выполнить и оставить пустые надежды на то, что, может быть, кризис и сам «рассосется»: «Как бы сделать так, чтобы опять все стало хорошо, но ничего не надо было бы менять» (Л. И. Абалкин по поводу другого кризиса — кризиса 1980 — 90-х гг.).
Если стало ясно, что все равно придется исполнять желания потребителя, то требуется, чтобы производитель был в состоянии знать, что именно нужно потребителю, и был бы в состоянии это выполнить.
Но ответ на вопрос: «Что нужно потребителю?» уже не столь прост. Для того чтобы производитель мог знать о том, что нужно потребителю, необходимо, чтобы потребитель каким-либо образом донес эту весть до производителя. А для этого необходимо, чтобы потребитель сам знал, что ему нужно, и на прямой вопрос производителя: «Что тебе еще надо?» мог бы дать простой и ясный ответ. Однако все дело в том, что потребитель далеко не всегда знает ответ на этот вопрос, т. е. потребитель попросту не знает, что ему нужно. Обычно потребителю проще объяснить, что ему не нужно.
Ответ на вопрос: «Что нужно потребителю?» в высшей степени сложен. Чтобы ответить на него, каждый человек использует весь свой жизненный опыт, все имеющиеся у него знания, известный ему исторический опыт человечества. Тому служат накопленные современной наукой знания, и весьма часто этого оказывается далеко недостаточно.
Однако сколь бы нерациональным, малосведущим казался потребитель (Митчелл У. К «Отсталость в искусстве тратить деньги»), решение о том, что потреблять, а что нет, остается за ним. Принуждение экономического субъекта, в первую очередь человека, к потреблению предлагаемого производителем продукта до сих пор ни к чему хорошему не приводило.
Список литературы
1. Зверев В. А. Как инвесторам пережить кризис // Справочник экономиста. № 10. 2008.
2. Кризис ударил по авиаперевозкам // Клерк. Ру. 16.12.2008 URL:http://ww.klerk.m/more/.
3. Мягкова М. Зиму простоять и год продержаться// LENNA-RU. НЕДВИЖИМОСТЬ.
URL:http://realty.lenta.ru/articles/2009/01/08/ finaldebts/
4. Покорняк В. Кризис добрался и до Агропрома // Помощь бизнесу. URL:http://www.bishelp.ru/ ekoot/detail. php?ID=76831.
5. Мировой продовольственный кризис: мнения экспертов// АПК-информ. 21.01.2008. URL:http://www.apk-inform.com/showart. php?id=55280#.
6. Мировой продовольственный кризис. Голод по расписанию // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2008/11/06/rod-krizis.html.
7. Чашин Ю. Причины мирового финансового кризиса // Писали. Ру. URL:http://pisali.ru/ chash/9233/.
8. Тэтчер М. Искусство управления государством: стратегии для меняющегося мира. Европейский пенсионный кризис. URL:http://society. polbu. ru/thatcher_government/ch71_i.html.
9. Антонов А. Падение рождаемости, кризис семьи и неизбежность депопуляции в Европе в первой половине XXI века (социологический подход) // Демография. Ру. журнал «Демографические исследования», № 6. URL: http://www.demographia.ru/articles_N/index. html?idR=24&idArt=783.
10. Соболь И. Профессиональное морально-этическое саморегулирование в СМИ как механизм разрешения информационных споров и обеспечения свободы массовой информации. URL:http://www.medialaw.ru/selfreg/5/12.htm.
11. Госдума может отказаться от защиты нравственности в СМИ // Росбалт. URL:http: //www. rosbalt. ru/2009/01/13/609281.html.
12. Лисичкин Г. В. Экологический кризис и пути его преодоления. Науки о земле. МГУ. URL: http://www.pereplet.ru/obrazovanie/stsoros/686. html
13. Правительство США пришло на помощь детройтской «Большой тройке» 31.12.2008 http:// www.voanews. com /russian/mobile/index.cfm.
14. Веретенников Д. Национализация банков: германский вариант // BFM.RU.URL:http://www. bfm.ru/news/2009/01/10/nacionalizacija-bankov-germanskij-variant. html
15. Кризис — эпоха слияний и поглощений? // Media Guide. 12.11.2008. URL:http://www. mediaguide.ru/?p=news&id=49248281.
16. Правительство упростит слияние и поглощение банков. 18.11.2008. URL:http://www.akado. com/news/document34124/.