Научная статья на тему 'ЗАЧЕМ БИБЛИОТЕКЕ МЕТОДИСТ'

ЗАЧЕМ БИБЛИОТЕКЕ МЕТОДИСТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1121
137
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МЕТОД / ИННОВАЦИИ / МЕТОДИСТ / МЕТОДИЧЕСКИЕ СЛУЖБЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахти Елена Геннадьевна

Методическая деятельность прошла путь от «методического руководства» до «методического сопровождения». Несмотря на период отрицания, методическая работа не потеряла своей актуальности и меняла свои формы в соответствии с социальными запросами библиотек. Современная методическая работа - это развитие библиотеки, перевод из существующего состояния в желаемое, поэтому инновационная концепция методической деятельности становится самой перспективной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахти Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHY DOES THE LIBRARY NEED A METHODIST

Methodological activity went from «methodological guidance» to «methodological support». Despite the period of denial, methodological work has not lost its relevance and has changed its forms in accordance with the social demands of libraries. Modern methodological work is the development of the library, the translation from the existing state to the desired, therefore the innovative concept of methodological activity becomes the most promising.

Текст научной работы на тему «ЗАЧЕМ БИБЛИОТЕКЕ МЕТОДИСТ»

УДК 025.1

Е. Г. Ахти Зачем библиотеке методист

Методическая деятельность прошла путь от «методического руководства» до «методического сопровождения». Несмотря на период отрицания, методическая работа не потеряла своей актуальности и меняла свои формы в соответствии с социальными запросами библиотек. Современная методическая работа - это развитие библиотеки, перевод из существующего состояния в желаемое, поэтому инновационная концепция методической деятельности становится самой перспективной.

Ключевые слова: методическая работа, методическое обеспечение, метод, инновации, методист, методические службы.

Elena G. Akhti Why does the library need a Methodist

Methodological activity went from «methodological guidance» to «methodological support». Despite the period of denial, methodological work has not lost its relevance and has changed its forms in accordance with the social demands of libraries. Modern methodological work is the development of the library, the translation from the existing state to the desired, therefore the innovative concept of methodological activity becomes the most promising.

Keywords: methodological work, methodological support, method, innovations, methodologist, methodological services.

Методическая работа является неотъемлемой частью библиотечной деятельности. С момента ее становления и до сегодняшнего дня менялись ее функции и отношение к ней библиотечных специалистов.

В советский период в нашей стране была создана мощная система методического руководства библиотечным делом. Библиотекам отводилась идеологическая роль организаторов массового чтения и просвещения населения, что потребовало от органов управления библиотечным делом организации адекватного методического обеспечения библиотечной деятельности в масштабах страны. Со временем научно-методическая работа приобрела явный государственный, во многом даже надзорный характер и жестко регламентировалась партийными органами. Кроме этого, на методические службы были возложены типичные для сегодняшнего времени методические функции: организация библиотечных сетей, координация деятельности различных ведомств и общественных организаций в области библиотечного дела, методическая помощь библиотекам, статистический учет и профессиональная подготовка библиотечных специалистов1.

Section 2 • Library Science

Вместе с тем она в значительной мере была бюрократической системой с ярко выраженными чертами диктата, подчас слабой компетентностью исполнителей, бумажными потоками, круговоротом согласований. В условиях командно-административной системы основной функцией методических отделов было инспектирование, надзор, а не консультирование и рекомендации.

С крахом советской политической системы и распадом СССР стали разрушаться все созданные прежде системы. Не стала исключением и методическая деятельность. Усугублял ситуацию закон от 29.12.1994 N 78-ФЗ «О библиотечном деле», который предоставил библиотекам право самостоятельно определять содержание и формы своей работы. В первое время этот процесс был принят как «вздох облегчения»: после многих лет методического диктата, он освобождал библиотеки от жесткого контроля, регулярных проверок, от исполнения указаний и регламентов. Это создавало иллюзию самостоятельности. В 90-е гг. прошлого столетия среди видных библиотечных теоретиков и практиков, таких как Б. Н. Бачалдин2, Е. А. Фе-нелонов3, Ю. А. Гриханов4, С. А. Басов5, шли порой ожесточенные дискуссии о том, что представляет собой методическая деятельность и нужно ли методическое руководство библиотекам. И в профессиональном сообществе были разные, иногда взаимоисключающие мнения - от полного отрицания методического руководства, до предложений усилить его административ-но-управленческие функции.

А. Н. Ванеев в статье «Нужно ли библиотекам методическое руководство?» аккумулировал различные подходы к реализации функций методического обеспечения. Ученый высказал и свою точку зрения: «Отказ от методического руководства не означает отказа от накопленного опыта методической помощи библиотекам ... Цель методического обеспечения заключается в том, чтобы всемерно помогать библиотекарям делать их работу наиболее разнообразной, каждой библиотеке найти «свое лицо»; основными направлениями являются консультационно-методическая помощь библиотекам в совершенствовании их деятельности, инновационная деятельность (формирование и освоение библиотечных новшеств), повышение квалификации и переподготовка библиотечных кадров»6.

На практике ряд библиотек, отрицая необходимость методической помощи, сокращали штат методических сотрудников и даже ликвидировали научно-методические отделы. Примером может служить расформирование научно-методической службы ГПНТБ России, хотя работа в этом направлении не прекратилась.

По прошествии времени стало очевидно, что, кроме положительных моментов, отсутствие централизованного методического руководства привело к профессиональной разобщенности, пониманию недостаточ-

ности методического самообеспечения для развития библиотеки в современных условиях. Социально-политические и экономические преобразования сняли налет идеологической составляющей с научно-методической работы, и стало очевидно, что она как «вид библиотечной деятельности, направленной на повышение эффективности библиотечной работы, выявление и распространение лучшего опыта, инноваций, использование результатов научных исследований»7 не потеряла актуальность и трансформируется в соответствии с преобразованиями библиотек.

Сегодня методическая работа носит не директивный характер, а рекомендательный, и используются другие понятия - методическая помощь, методическое обеспечение или сопровождение. Разнообразие трактовок объясняется отсутствием общепризнанного термина для обозначения методической деятельности библиотек, неоднозначностью понимания ее содержания. Все эти термины объединяет понятие «метод».

Метод - способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определенным образом8. Принимая во внимание, что библиотека - это «живой организм», который постоянно меняется вследствие развития, можно констатировать, что методическая деятельность представляет собой взаимосвязанную совокупность аналитической, консультационной, инновационной работы и повышения квалификации библиотечных специалистов. Другими словами, сущность методической работы - развитие библиотеки, перевод из существующего состояния в желаемое.

Аналогичное понимание методической работы представлено в Положении «Научно-методическая деятельность центральной библиотеки субъекта Российской Федерации»: «Научно-методическая деятельность (НМД) - деятельность, направленная на повышение эффективности работы библиотек (библиотечных систем) на основе управления социальными и технологическими нововведениями (инновациями), включающая в себя организационные, исследовательские и педагогические функции»9.

Анализируя публикации в профессиональной печати, библиотечные ресурсы интернет, отчеты библиотек о работе приходится отметить, что в части случаев методисты сводят свою деятельность к организации и проведению культурно-массовых мероприятий. Особенно ярко это прослеживается в работе муниципальных и поселковых библиотек. В соответствии с таким подходом к методической работе формируется подсобный фонд с разделами: культпросвет работа (дискотеки, вечера отдыха, обрядовые вечера), нравственное и эстетическое воспитание, краеведение, литература для детей (школьные праздники, игры, клубы по интересам, в помощь школьному театру), праздники книг, вечера, конкурсы и т.д.10 И выпускают-

Section 2 • Library Science ся методические пособия, которые можно объединить названием «Мероприятие в библиотеке: как организовать и провести?».

Интересен опыт ЦГБ им. А. М. Каутского, ЗАТО Александровск, Мурманская область. Ведущий методист библиотеки - бывший работник СМИ. Выполняет функции корреспондента, редактора, оператора, монтажера и звукорежиссера. Занимается видеопроектами. Ведет мастер-классы по созданию видеороликов, презентаций, виртуальных выставок; по обеспечению мультимедийной поддержке профессиональной деятельности. Это необходимые направления работы для современной библиотеки, но сложно отнести их к методической работе.

Можно говорить о том, что это очень узкое и устаревшее понимание сущности методической работы. Сегодня методисты ведут активный поиск нестандартных форм продвижения книги и чтения, внося в традиционную работу новые идеи, разрабатывают интересные программы мероприятий, направленные на привлечение читателей, создавая позитивный образ библиотеки.

В публикациях последних лет, выступлениях на научно-практических конференциях большинство специалистов связывают содержание методической работы с инновациями, внедрением новшеств. По мнению А. С. Басова, «инновационная концепция методической деятельности на сегодняшний день принимается большинством специалистов как бы сама собой, т. е. как вполне очевидная, не требующая специальных доказательств»11. Это подтверждают библиотечные практики на основе современных технологий, в которых уделяется особое внимание использованию ресурсов Интернета: «Горячая линия для специалистов» для оперативного консультирования на сайте библиотеки (РГДБ); «Методическая онлайн-школа» для профессионалов детских библиотек (Челябинская областная детская библиотека имени В. Маяковского). Муниципальной информаци-онно-библиотечной системой Кемерово проводится игра «От „Я" к „Мы"», представляющая собой деловую дискуссию о проблемах детской литературы и о сложностях при обслуживании данной категории пользователей.

В научно-методическом отеле областной государственной УНБ имени И. И. Молчанова (Иркутск) создан сектор проектирования и инноваций. Его основная задача - организация и координация деятельности по созданию НКО. Сектор аккумулирует, обобщает накопленный опыт и разрабатывает методические кейсы для библиотек области12.

В 2019 г. Петербургским библиотечным обществом и Комитетом по культуре Санкт-Петербурга был организован Профессиональный конкурс «Библиотечная инициатива», одной из главных задач которого являлось развитие инновационной деятельности, продвижение новых идей и форм работы библиотек. При оценке проектов обязательно учитывалась успешность ре-

зультатов - срок жизни результатов проекта (до года до пяти лет, свыше пяти лет) и тиражируемое^ проекта (возможность его внедрения в работу других библиотек). Первое место в номинации «Лучший проект в области информа-ционно-библиотечного обслуживания» заняла ЦГПБ им. В. В. Маяковского.

Таких примеров множество, но необходимо помнить, что любое нововведение должно быть целесообразным, положительно влиять на качество обслуживания и работу библиотеки в целом.

Многообразие форм деятельности методических служб позволяет каждой библиотеке выбрать свой собственный вариант, который более всего отвечает ее ресурсным, в том числе и кадровым возможностям, местным традициям и условиям. Методисты не должны ограничиваться пассивной помощью библиотекам по их запросам, а стремиться активно влиять на их работу.

Примечания

1 Архив новейшей истории России. Серия «Публикации». Т. XII: Культура, наука и образование. Октябрь 1917-1920 г. Протоколы и постановления Наркомпроса РСФСР: в 3-х кн. Книга 1. Октябрь 1917-1918 г. Москва, 2012.1176 с.

2 Бачалдин Б. Н. Методическая служба: какой ей быть // Сов. библиотековедение. 1991. №5. С. 12-23.

3 Фенелонов Е. А. Идти в будущее не забывая прошлого // Науч. и техн. б-ки. 1995. № 3. С. 77-82.

4 Гриханов Ю. А. Содействие и рекомендации - единственно возможный стиль работы // Библиотека. 1996. № 6. С. 13-14.

5 Басов С. А. Проблемы и перспективы перестройки методической работы // Научные и технические библиотеки СССР. 1988. № 2. С. 3-9.

6 Ванеев А. H. Нужно ли библиотекам методическое руководство? // Научные и технические библиотеки. 1999. № 8. С. 4-14.

7 Библиотечная энциклопедия / Российская гос. б-ка. Москва, 2007. С. 697-701.

8 Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. М., 2003. С. 628. URL: https://www. gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/fil_dict/. (дата обращения: 01.08.2020).

9 Принято XX Ежегодной конференцией Российской библиотечной ассоциации. Самара, 21 мая 2015 г.

10 Методические рекомендации по организации и оформлению методического кабинета центральной районной библиотеки (На примере опыта работы Щекинской ЦБС, Тульская область). URL: https://tounb.ru/library/Upload/spektr_2000/77_96.pdf (дата обращения: 01.08.2020).

11 Басов С. А. Путь методиста: от комиссара до инноватора // На переднем крае библиотечных инноваций: сб. материалов всерос. науч.-практ. конф. «Научно-методическая деятельность библиотек Российской Федерации: актуальные вопросы теории и практики» (Москва, 23-24 октября 2014 г.). М„ 2015. С. 30-43.

12 Библиотека. 2020. № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.