Научная статья на тему 'От научно-методического отдела к управлению научно-организационной работы: модификация методической деятельности центральной библиотеки мегаполиса'

От научно-методического отдела к управлению научно-организационной работы: модификация методической деятельности центральной библиотеки мегаполиса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
677
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / ЦЕНТРАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахти Елена Геннадьевна

В статье представлена модификация методической деятельности библиотек в современных условиях. Выявлены новые тенденции в организационной структуре методического отдела крупной библиотеки, коррелирующие с его методическими функциями и новыми направлениями деятельности, анализируется методическая практика регионального методического центра на примере ЦГПБ им. В. В. Маяковского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахти Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От научно-методического отдела к управлению научно-организационной работы: модификация методической деятельности центральной библиотеки мегаполиса»

SS

БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ И ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

УДК 023.5 Е.Г. АХТИ

ОТ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОТДЕЛА К УПРАВЛЕНИЮ НАУЧНО-ОРГАНИЗАЦИОННОЙ РАБОТЫ: МОДИФИКАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ МЕГАПОЛИСА

Ахти Елена Геннадьевна, заместитель директора по развитию Центральной городской публичной библиотеки им. В.В. Маяковского (Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 46), aeg@cgpb.ru

Аннотация. В статье представлена модификация методической деятельности библиотек в современных условиях. Выявлены новые тенденции в организационной структуре методического отдела крупной библиотеки, коррелирующие с его методическими функциями и новыми направлениями деятельности, анализируется методическая практика регионального методического центра на примере ЦГПБ им. В.В. Маяковского.

Ключевые слова: научно-методическая деятельность, методический центр, центральная библиотека субъекта Российской Федерации, сетевое взаимодействие.

UDC 023.5 E.G. AKHTI

FROM SCIENTIFIC AND METHODICAL DEPARTMENT TO MANAGEMENT OF SCIENTIFIC AND ORGANIZATIONAL WORK: MODIFICATION OF METHODICAL ACTIVITY OF THE CENTRAL LIBRARY OF THE MEGALOPOLIS

Akhti Elena Gennadievna, deputy director for development of the Central city public library named after the V.V. Mayakovskiy (Saint Petersburg, Fontanka river emb., 46), aeg@cgpb.ru

Abstract. Modification of methodical activity of libraries in modern conditions is presented. The new tendencies in organizational structure of methodical department of large library correlating with its methodical functions and new activities are revealed, methodical practice of the regional methodical center on the example of the library to them. V.V. Mayakovskiy is analyzed.

Keywords: scientific-methodical activity, methodical center, central library of subject of the Russian Federation, networking.

За последние два десятка лет в библиотечной отрасли России и в библиотеках в частности произошли революционные изменения. Коснулись эти преобразования всех направлений деятельности, в т.ч. и методической. Эффективная методическая работа является важным условием того, чтобы библиотеки оставались востребованными в обществе. Современные методические службы должны быстро и адекватно реагировать на происходящие изменения социально-экономической и культурной среды, используя все ресурсы и возможности библиотеки. Как вид библиотечной деятельности и инструмент руководства библиотечным делом методическая работа сформировалась в начале XX века. Термин «методическая работа» впервые прозвучал на Первом библиотечном съезде РСФСР (Москва, 1924). В 20-е годы повсеместно создавались методические службы, которые контролировали исполнение библиотеками рекомендаций и указаний вышестоящих организаций, а также регламентировали все направления библиотечной работы, при

этом без учета специфики отдельных библиотек. Это привело к полной зависимости от готовых шаблонов и принимаемых наверху решений. К концу 80-х годов XX века была создана система методического руководства, основанная на командно-административных принципах. Впоследствии стало ясно, что данная концепция методической работы оказалась неадекватной в новых условиях, и ей на смену пришла новая парадигма, основанная на методическом обеспечении и сопровождении библиотечной деятельности. Сегодня у методических служб в арсенале многообразные формы деятельности, позволяющие реорганизовать и перестроить работу, выбрав тот вариант, который более всего отвечает ресурсным и кадровым возможностям библиотеки, социальному заказу общества. В статье представлен анализ методической деятельности библиотеки мегаполиса как показательный пример ее успешной модификации и достижения инновационных результатов для их тиражирования в библиотеках - методических центрах.

ЦГПБ им. В.В. Маяковского является центральной библиотекой Санкт-Петербурга и методическим центром для 197 общедоступных библиотек города. Динамичные условия XXI в. поставили перед библиотекой настолько сложные задачи, что назрело решение о создании многофункциональной организационной структуры, которая будет выполнять целый комплекс задач и тем самым обеспечит горизонтальное взаимодействие информационных, кадровых и организационных ресурсов библиотеки. Поэтому научно-методический отдел был преобразован в Управление научно-организационной работы и сетевого взаимодействия (УНОРиСВ), основная цель деятельности которого заключается в разработке и апробации инновационных форм и методов работы в своей библиотеке, в трансляции своего опыта другим библиотекам. Это позволило скоординировать методическую работу внутри библиотеки и обеспечить полноценную профессиональную поддержку ее структурным подразделениям и библиотекам иных систем и ведомств по самым востребованным и сложным вопросам библиотечной практики. Исходя из этого сложилась структура Управления, которое состоит из шести специализированных подразделений, обеспечивающих мониторинг и анализ текущей деятельности общедоступных библиотек; определение стратегических приоритетов, в т.ч. для определения направлений повышения квалификации; совершенствование нормативно-правового обеспечения деятельности библиотек; организацию сетевого взаимодействия; выявление библиотечных инноваций и выработку оптимальных методических решений; выпуск различных изданий библиотеки. Основным направлением для Центра методической работы УНОРиСВ является ежегодный сбор и обработка статистических сведений о работе всех общедоступных библиотек Санкт-Петербурга. В дополнение к статистике каждый год анализируются отчеты о работе всех 17 ЦБС города. Полученные результаты ложатся в основу ежегодного доклада «Деятельность общедоступных библиотек Санкт-Петербурга», где отражаются состояние, динамика и тенденции развития библиотечной сети. Осуществляется мониторинг деятельности петербургских библиотек на соответствие «Модельному стандарту деятельности общедоступной библиотеки», принятому Министерством культуры РФ.

Вся эта работа и постоянное (практически ежедневное) общение с коллегами позволяет не только «держать руку на пульсе», координировать работу, но и оперативно участвовать в разработке важных документов нормативно-правового и стратегического характера на региональном и общероссийском уровне. К ним относится «Концепция развития обслуживания населения Санкт-Петербурга общедоступными библиотеками на 2009 -2015 год», послужившая основой для создания Корпоративной сети общедоступных библиотек Санкт-Петербурга (КСОБ СПб). Создание корпорации - один из самых продуктивных путей развития библиотек, т. к. позволяет оптимизировать различные затраты и рационально использовать имеющиеся ресурсы. КСОБ СПб, бесспорно, уникальный и успешный проект, который объединил библиотеки для создания и использования информационных ресурсов на основе унифицированных технологических процессов, что значительно повысило оперативность и вывело на новый уровень качество обслуживания

пользователей. ЦГПБ как головной сетевой центр корпорации взяла на себя проработку организационных принципов функционирования КСОБ: приняты основополагающие документы, методические решения; разработаны технологические инструкции и регламенты; сформированы органы управления; ведется обучение и сертифицирование сотрудников; сформирован единый перечень сервисных услуг; создаются и пополняются корпоративные электронные каталоги и полнотекстовые базы данных. Курирует эту работу Центр сетевого взаимодействия УНОРиСВ. Последние годы получили развитие такие формы аналитической деятельности, как экспертная оценка, аудит и «тайный покупатель». Регулярно по графику проводится проверка таких сервисных служб КСОБ СПб, как Централизованный МБА и ЭДД, бронирование изданий. Профессиональное консультирование, т. е. выработка методических решений, остается наиболее востребованной и популярной формой методической помощи. В ЦГПБ им. В.В. Маяковского распределенная система оказания консультационно-методической помощи, в которой задействованы все подразделения, но более 70 % консультаций приходится на УНОРиСВ. В течение года разрабатывается около 700 различных методических документов. Работа с нормативно-правовой документацией включает разработку стандартов и регламентов по отдельным направлениям деятельности; инструкций и технологических карт; положений общегородских культурно-досуговых мероприятий и др. Специалистами УНОРиСВ разработаны и внедрены в повседневную практику единые формы квартального и годового отчетов отделов. Это позволило унифицировать управленческую документацию библиотеки; оптимизировать процессы планирования и отчетности; иметь точную информацию о ресурсах библиотеки, выполнении государственного задания. Разработан и введен в действие комплекс стандартов на библиотечные процессы. Разработаны «Нормы труда на работы, выполняемые в библиотеках КСОБ СПб». Этот документ имеет большое значение для петербургских библиотек, поскольку в нем учтена технологическая и организационная специфика их деятельности.

Поступательное развитие деятельности библиотеки и переход к работе в Корпорации требует от персонала библиотек постоянного профессионального роста, совершенствования умений и навыков, соответствия новым задачам. Школа профессионального мастерства УНОР и СВ разрабатывает программы и организует обучение содействуя созданию профессиональной команды, где каждый специалист искренне нацелен на результат. Признание ЦГПБ им В.В. Маяковского как одного из основных лидеров в области развития библиотечного дела России доказывает постоянный интерес библиотечного сообщества к ее работе. Регулярно поступают заявки на проведение тренингов и практикумов от российских и зарубежных библиотек. Ежегодно формируется «Программа повышения квалификации библиотечных специалистов общедоступных библиотек Санкт-Петербурга». Уже много лет ежемесячно проходят заседания «Круглого стола директоров» и методобъединений, на которых рассматриваются насущные вопросы работы библиотек. Большая часть этих встреч проходит на различных библиотечных площадках нашего города и в учреждениях, деятельность которых близка и интересна библиотечным специалистам. Такой формат встреч позволяет директорам библиотек и методистам знакомиться с новыми пространствами, новыми проектами, успешным опытом работы, а также оперативно обсуждать проблемы текущей деятельности. Кроме руководителей, инновационный опыт могут перенять и другие категории специалистов, для которых организуются учебные занятия по всем существующим направлениям работы библиотеки. Регулярно проводятся занятия в рамках Школы корпоративной сети. В библиотеке функционируют и другие профессиональные «школы»: современных ^-технологий; обслуживания читателей; менеджера (АУП среднего звена); начинающего библиотекаря. Кроме этого, совместно с образовательными организациями Санкт-Петербурга регулярно проводятся курсы для различных групп специалистов. В свете сказанного значительным достижением для методической службы ЦГПБ стало получение лицензии на осуществление образовательной деятельности. Визитная карточка ЦГПБ им. В.В. Мая-

ковского - масштабные профессиональные мероприятия, которые позволяют обменяться опытом и мнениями о практике и тенденциях развития библиотечной отрасли, обсудить пути и перспективы взаимодействия библиотек и учреждений различных сфер деятельности. Это научно-практические конференции, посвященные вопросам петербурго-ведения; электронным информационным ресурсам библиотек, музеев, архивов; внедрения менеджмента качества; методической работы. Ежегодно проводится специальное мероприятие библиотек Санкт-Петербурга в рамках конференции «Крым». Значимой для ЦГПБ является деятельность по разработке показателей эффективности работы (внедрение системы менеджмента качества библиотечных процессов), главная цель которой -достижение соответствия уровня библиотечного обслуживания мировым стандартам и стандартам проживания в Санкт-Петербурге.

Ежегодно в целях повышения качества собственной деятельности ЦГПБ проводит соответствующий опрос пользователей, что позволяет более четко понять потребности читателей конкретных подразделений библиотеки, работающих в разных условиях, предоставляющих разный комплекс дополнительных услуг; внедрить новые формы дифференцированного персонифицированного обслуживания пользователей с максимальным учетом их интересов и потребностей. Для сбора мнений пользователей библиотеки используются письменный опрос; интернет-каналы. В 2016 году библиотека стала дипломантом конкурса «100 лучших товаров России».

В 1990-е г. произошло «размывание» методической деятельности и появились не свойственные направления работы - маркетинг, связи с общественностью. Библиотека освоила их в полной мере, ведет большую работу по укреплению имиджа, продвижению ресурсов и услуг, программ, проектов, конкурсов и событий. Для концентрации усилий в этом направлении в УНОРиСВ была создана PR-служба. Для того, чтобы жители города получали оперативную, полноценную, достоверную информацию о том, что происходит в центральной библиотеке города, сотрудники PR-службы активизировали работу со СМИ, продвигая библиотеку как активного, открытого участника информационного и социокультурного пространства мегаполиса. Таким образом, очевидно, четкая координация, оперативное выявление интересного опыта, креативных проектов, постоянное взаимодействие как в рамках профессиональных мероприятий, так и индивидуального общения позволяет постоянно совершенствовать деятельность, расширять спектр и улучшать качество предоставляемых информационных и культурно-просветительских услуг ЦГПБ им. В.В. Маяковского и общедоступных библиотек Санкт-Петербурга.

Литература

1. Труды Первого библиотечного съезда РСФСР 1-7 июня 1924 г.: Избранные материалы. СПб., 2015.

2. Центральная городская публичная библиотека им. В.В. Маяковского. URL: https:// pl.spb.ru/structure/detail.php?ID=1945

3. Ахти Е.Г. Современные подходы к методической работе Центральной библиотеки мегаполиса: Методическая служба современной публичной библиотеки: от теории к практике: материалы Всерос. науч.-практ. конф. СПб., 2014.

4. Чалова З.В. Системный подход к обеспечению качества информационно-библиотечного обслуживания пользователей общедоступных библиотек // Инновационные модели развития и качество библиотечного обслуживания граждан России: материалы Еже-год. совещ. директоров федер. и центр. рег. библиотек России. СПб., 2014.

References

1. Works of the First library congress of RSFSR on June 1-7, 1924: Chosen materials. Saint Petersburg, 2015.

2. Central city public library named after V.V. Mayakovsky. URL: https://pl.spb.ru/ structure/detail .php?ID=1945

3. Akhti E.G. Modern approaches to methodical work of the Central library of the megalopolis: Methodical service of modern public library: from the theory to practice. Saint Petersburg, 2014.

4. Chalova Z.V. System approach to ensuring quality of information and library service of users of public libraries // Innovative models of development and quality of library service of citizens of Russia: proceedings of the annual meeting of Directors of Federal and Central regional libraries of Russia. Saint Petersburg, 2014.

УДК 025. 5:81'374

В.В. ГОНЧАРОВА

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

Гончарова Виктория Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и перевода Санкт-Петербургского государственного экономического университета (Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21), souris13@yandex.ru

Аннотация. Статья дает представление об основных факторах, негативно сказывающихся на эффективном использовании лексикографических информационных ресурсов в справочно-библиогра-фическом обслуживании: издательском, редакторском, лингводидактическом и др. Рассматривается вопрос о развитии библиотекой лексикографической культуры у читателей.

Ключевые слова: библиография, лексикография, лексикографический информационный ресурс, читатель, справочно-библиографическое обслуживание.

UDC 025.5:81'374 V.V. GONCHAROVA

MAIN FACTORS AFFECTING THE EFFICIENCY OF THE USE OF LEXICOGRAPHIC INFORMATION RESOURCES

Goncharova Viktorija Vladimirovna, PhD (pedagogical sciense), associate professor of the Saint Petersburg state university of economics (Saint Petersburg, Sadovaya str., 21), souris13@yandex.ru

Abstract. The article gives an idea of the main factors that adversely affect the effective use of lexicographic information resources in reference and bibliographic services: publishing, editorial, linguodidactic and others. The issue of the development by the library of lexicographic culture among readers is considered.

Keywords: bibliography, lexicography, lexicographic information resource, reader, reference and bibliographic service.

Существует много общих факторов, которые влияют на оптимальное освоение всего потенциала отечественных лексикографических информационных ресурсов (ЛИР) социально-гуманитарной направленности при выполнении запросов читателей в традиционном и виртуальном справочно-библиографическом обслуживании.

Очевидно, что не следует нивелировать значение внешних социально-политических, экономических влияний, которые испытывает библиотека. Особенно негативное влияние оказали и оказывают до сих пор проблемы чтения, появления новых типов пользователей, снижения информационной культуры пользователей, состояния отечественной книжной отрасли и многие другие. Каждая из этих проблем многоаспектна, освещена на страницах специальных научных и периодических изданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.