Библиотековедение
УДК 021.89 ББК 78.373+78.359
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ОБЗОР ВЫСТУПЛЕНИЙ НА ВСЕРОССИЙСКИХ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ КОНФЕРЕНЦИЯХ 2011-2012 ГГ.
© С. П. Меньщикова, 2013
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российская государственная библиотека» 119019, г. Москва, ул. Воздвиженка, 3/5
Представлен обзор выступлений по проблемам внедрения Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» № 83-Ф3 от 08.05.2030 г. на всероссийских и международных конференциях, проходивших в 203 3-2032 гг. в Москве, Санкт-Петербурге и Перми.
Ключевые слова: библиотечная статистика, библиотечное законодательство, показатели деятельности, оценка деятельности библиотек.
The author provides an overview of presentations on the problem of the introduction of the Law № 83-FZ at national and international conferences during 203 3-2032 (Moscow, St. Petersburg and Perm).
Key words: library statistics, library legislation, indicators, evaluation of library activirires.
Два года назад в рамках проводимой бюджетной реформы государственных и муниципальных учреждений в Российской Федерации (РФ) вступил в действие Федеральный закон (ФЗ) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (№ 83-Ф3 от 08.05.2010).
Проблемы внедрения закона № 83-ФЗ в библиотечную практику активно обсуждаются на всероссийских научно-практических конференциях и форумах, анализируются в профессиональной печати. В 2011-2012 г. они обсуждались на нескольких библиотечных мероприятиях.
Осмыслению опыта отдельных библиотек был посвящен тематический круглый стол «Публичные библиотеки в новых организационно-правовых условиях», проведенный в рамках III Всероссийского форума публичных библиотек «Общедоступные библиотеки. Вызовы времени» в г. Санкт-Петербурге (6-8 декабря 2011 г.). Проблемы внедрения закона обсуждались и на Всероссийском библиотечном конгрессе: XVII Ежегодной Конференции Российской библиотечной ассоциации (РБА) «Библиотеки и инновационное развитие общества» в Перми (13-18 мая 2012 г.), на ежегодном круглом столе в Пензе «Методическая служба региональной библиотеки в рамках реализации 83-ФЗ»
(17 июля 2012 г.). Затрагивались вопросы работы библиотек по государственным заданиям и на Сквор-цовских чтениях - XVII Международной научной конференции «Библиотечное дело-2012: Библио-течно-информационная деятельность в пространстве науки, образования, культуры» (Москва, 25-26 апреля 2012 г.), на Ежегодной научной конференции «Румянцевские чтения» (Москва, 17-18 апреля 2012 г.) и на XIV Ежегодной международной конференции «EVA-2012 Москва» (26-28 ноября 2012 г.). Остановимся на некоторых выступлениях.
На электронной страничке форума публичных библиотек предварительно были размещены документы, обсуждение которых планировалось за круглым столом [1]. Это аналитическая справка С. Ф. Бартовой по результатам мониторинга публичных библиотек, подготовленные Российской национальной библиотекой аналитические материалы для руководителей библиотечного дела «Новые правовые формы государственных и муниципальных библиотек» (сост. С. А. Басов, Л. В. Куликова), а также ряд статей (С. А. Басова «Публичная библиотека в XXI веке: выживание или развитие?», З. В. Чаловой «Публичные библиотеки Санкт-Петербурга в условиях закона № 83-ФЗ» и Э. Цыганкова «Бюджетная автономка»).
Форум получился очень интересным, серьезным и содержательным. Представители регионов приняли активное участие в обсуждении, докладчики
поделились своим опытом и видением ситуации. Несколько докладов на пленарном заседании частично или полностью касались проблем новой правовой модели библиотек. Форум помог участникам глубже разобраться в сути проводимой реформы.
Заместитель директора Департамента науки, образования и информационных технологий - начальник Отдела библиотек и архивов Министерства культуры РФ Т. Л. Манилова в своих выступления как на III Всероссийском форуме публичных библиотек, так и на XVII Ежегодной Конференции РБА, осветила основные итоги развития отрасли и политику Министерства культуры РФ в отношении государственных услуг, оказываемых учреждениями субъекта РФ, муниципальными учреждениями и другими организациями в области культуры [2].
Темы выступлений С. Ф. Бартовой - директора Центральной публичной библиотеки Новоуральского городского округа - на пленарном заседании и круглом столе форума публичных библиотек, а также на совместном заседании секций публичных библиотек и библиотечных обществ и ассоциаций касались поддержки и развития системы общедоступных библиотек РФ и вариантов их реорганизации (по результатам мониторинга, проведенного Секцией публичных библиотек РБА).
С. Ф. Бартова сформулировала актуальные проблемы развития общедоступных библиотек, познакомила с обзором состояния библиотек, уже перешедших на новые организационно-правовые условия работы либо планирующих это, подчеркнула, что проблемы библиотек благодаря настойчивости нашего профессионального сообщества попали наконец в поле зрения Правительства РФ и начали постепенно решаться.
Основываясь на ответах библиотек на анкету «Развитие системы общедоступных библиотек страны», С. Ф. Бартова проанализировала сравнительные рейтинги регионов по таким показателям как: доступ в Интернет; количество библиотек, имеющих свой сайт и свой блог; число новых поступлений на 1000 жителей и т. д. [3].
Участники форума были ознакомлены с пожеланиями библиотек и с их предложениями по совершенствованию статистики и нормативно-правовой базы для библиотек, в частности С. Ф. Бартова озвучила необходимость в четких рекомендациях о деятельности библиотек разных типов в условиях действия Федерального закона № 83-Ф3. Относительно пожеланий С. Ф. Бартова отметила, что практически все они отражены в Стратегии модернизации библиотечного дела России.
Проведенный Секцией публичных библиотек РБА мониторинг «О вариантах реорганизации публичных библиотек» продемонстрировал явное преобладание бюджетных учреждений нового типа (бо-
лее 70%) по сравнению с казенными (около 17%) и автономными (немногим более 1%).
С. Ф. Бартова подробно остановилась и на организациях, которые оказывали действенную методическую и консультативную помощь библиотекам в процессе их перехода в новый статус, рассказала о документах, разработанных самими библиотеками, министерствами и департаментами регионов, администрациями муниципалитетов, библиотеками - методическими центрами, РБА. Кроме того, обобщила положительные и отрицательные стороны перехода библиотек в новый статус по каждой категории учреждений: бюджетные, казенные, автономные. В заключение С. Ф. Бартова внесла предложение об организации соответствующего интернет-форума для обмена опытом по переходу библиотек на новый правовой статус, получения консультаций, постановки проблем.
На пленарном заседании 6 декабря 2012 г. весьма информативной и полезной была представленная Т. В. Серовой - начальником отдела финансового обеспечения отрасли департамента экономики, финансов и имущественных отношений Министерства культуры РФ - методическая консультация «Об основных направлениях внедрения Федерального закона № 83-ФЗ в практику муниципальных библиотек».
В своем выступлении на тему «Механизмы финансового обеспечения государственного задания в публичных библиотеках Санкт-Петербурга» З. В. Чалова - президент Петербургского библиотечного общества, директор Центральной городской публичной библиотеки им. В. В. Маяковского (ЦГПБ им. В. В. Маяковского) - поделилась результатами реализации решения Комитета по культуре Санкт-Петербурга [4].
ЦГПБ им. В. В. Маяковского была поручена разработка перечня государственных услуг библиотечного обслуживания и нормативов финансовых затрат на их выполнение. Работа велась на основе Федерального закона № 83-ФЗ и еще около десяти законодательных и нормативных документов.
В результате был сформирован «Перечень государственных работ и услуг в сфере информационно-библиотечной деятельности, оказываемых и выполняемых городскими библиотеками и Централизованными библиотечными системами (ЦБС) в Санкт-Петербурге», в котором указаны семь работ для общества в целом и одна услуга физическим и юридическим лицам:
• создание книжной продукции и периодики в печатном и электронном виде (работа);
• управление библиотечным фондом (работа);
• организация фонда обязательного экземпляра документов, депозитарное хранение (работа);
• библиотечное, библиографическое и информационное обслуживание пользователей, в том
числе слепых и слабовидящих пользователей (услуга);
• организация библиотечного, библиографического и информационного обслуживания читателей с использованием локальной сети и сети Интернет (работа);
• проведение культурно-просветительских мероприятий (работа);
• ведение научной и методической работы в области библиотековедения, библиографоведе-ния и книговедения (работа);
• организация сетевого взаимодействия общедоступных библиотек Санкт-Петербурга (работа).
З. В. Чалова подробно остановилась на отличиях между работой и услугой, на их технологическом наполнении множеством процессов и операций, на единицах их учета.
Участники форума были ознакомлены с методическими решениями, принятыми в городских библиотеках и ЦБС Санкт-Петербурга при расчете показателей по государственному заданию, а также с методикой определения объема финансового обеспечения государственного задания. Достаточно подробно были освещены методика определения норматива финансовых затрат по каждой работе и услуге (включая прямые и косвенные затраты) для каждого учреждения в сфере информационно-библиографической деятельности. Существенные отличия нормативов финансовых затрат на оказание услуги для различных городских библиотек и ЦБС города объясняются спецификой этих учреждений и особенностями ведения информационно-библиотечной деятельности.
В целом выступление З. В. Чаловой носило глубокий методико-консультативный характер.
В совместном докладе З. В. Чалова, Л. Б. Денисова (заместитель директора ЦГПБ им. В. В. Маяковского по экономическим вопросам) и Т. В. Кузнецова (заместитель директора ЦГПБ им. В. В. Маяковского по развитию) познакомили участников круглого стола с разработкой Технологических регламентов и качественных показателей на каждую услугу/работу. Перед разработчиками была поставлена задача выбрать не менее двух качественных показателей на каждую работу и услугу. Эти показатели и единицы их измерения включены в «Перечень государственных работ и услуг в сфере информационно-библиотечной деятельности, оказываемых и выполняемых городскими библиотеками и Централизованными библиотечными системами (ЦБС) в Санкт-Петербурге».
Например, для услуги «Осуществление библиотечного, библиографического и информационного обслуживания пользователей библиотеки, в том числе слепых и слабовидящих пользователей» выбраны два качественных показателя:
• наличие положительных отзывов пользователей, полученных в результате социологических опросов (не менее одного опроса в год),
• процентное отношение отказов к количеству выполненных библиографических справок (не более 10%).
Л. Б. Денисова озвучила совместную позицию ЦГПБ им. В. В. Маяковского (г. Санкт-Петербург) и Центральной универсальной научной библиотеки им. Н. А. Некрасова (ЦУНБ им. Н. А. Некрасова, г. Москва) о желательной разработке единого документа, обобщающего достижения библиотек в области менеджмента качества. Было внесено предложение о включении «Руководства по обеспечению качества информационно-библиографического обслуживания» в план подготовки нормативных общественно-профессиональных документов РБА.
Л. А. Басюк, главный специалист-эксперт отдела музеев, библиотек и выставочной работы Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в своем выступлении ознакомила с результатами мониторинга процессов изменения правового статуса муниципальных учреждений культуры округа. В Югре при принятии решений об изменении правового статуса библиотек на бюджетный и автономный тип учитывался экономический потенциал учреждения. Около половины самостоятельных библиотек получили правовой статус бюджетных учреждений. Среди библиотек, входящих в комплексные муниципальные учреждения, преобладают казенные. Выбор казенного типа учреждения основывался преимущественно на политических решениях администраций муниципальных образований [5].
Директор бюджетного учреждения г. Омска «Омские муниципальные библиотеки» Н. Л. Чернявская в своем выступлении на круглом столе сделала акцент на внебюджетной деятельности публичных библиотек города [6]. На привлечение внебюджетных источников финансирования ориентирует закон № 83-ФЗ. Проведенный в библиотеках опрос показал, мягко говоря, незначительный доход от внебюджетной деятельности: в половине библиотек он составил менее 1% бюджета (данные за 2010 г.).
Л. Н. Чернявская остановилась также на вопросах востребованности платных услуг, источниках внебюджетных доходов библиотек и целях, на которые полученные средства расходуются.
Заведующая научно-методическим отделом Новгородской областной универсальной научной библиотеки (ОУНБ) Л. А. Петрова поделилась опытом работы ОУНБ с муниципальными библиотеками по разъяснению основных положений Федерального закона № 83-ФЗ и результатами мониторинга по ситуации с его внедрением. Библиотеки Новго-
родской области в своем большинстве добровольно выбирают для себя бюджетный тип учреждения, хотя в незначительном количестве имеются и автономные, и казенные учреждения.
На заседании круглого стола выступили три представителя библиотек Ленинградской области. Л. К. Блюдова - директор Ленинградской областной универсальной научной библиотеки (ЛОУНБ) -отметила преобладание в области библиотек казенного типа. Этот факт она объяснила низким потенциальным платежеспособным спросом населения на библиотечные услуги. Даже обе областные библиотеки - универсальная научная и детская - отнесены к казенному типу. Как известно, этот тип ограничивает возможности зачисления доходов от приносящей прибыль деятельности в бюджет библиотеки. Но объем платных услуг настоль мал, что отказавшись получать доход от них, библиотеки практически ничего не теряют.
В сфере библиотечно-информационной деятельности ЛОУНБ выполняет пять работ, связанных с формированием, обработкой и сохранностью фондов, организацией мероприятий и методической деятельностью, и оказывает одну государственную услугу по осуществлению библиотечного, библиографического и информационного обслуживания пользователей. Услуга измеряется как количественными, так и качественными показателями. К последним отнесены динамика количества выданных из фонда документов (по сравнению с предыдущим годом) и количество обращений к сайту библиотеки.
Заведующая сектором Централизованной библиотечной системы г. Гатчины В. М. Ключникова сообщила, что выбор их библиотечной системой бюджетной формы обоснован хорошей материально-технической базой, стабильной работой, возможностью свободного использования выделенных субсидий и внебюджетных средств.
Директор Центральной городской библиотеки им. А. Аалто г. Выборга - единственной автономной в Ленинградской области - Е. С. Рогозина познакомила с расчетом стоимости услуг и объема финансирования своей библиотеки.
Е. П. Баранова - директор Муниципальной библиотечной системы г. Твери - отметила стремление библиотек Твери, так же как и Ленинградской области, к выбору казенного варианта. Благодаря усилиям руководителей библиотек в Твери удалось достичь примерно равного соотношения бюджетных и казенных учреждений. Е. П. Баранова рассказала об основных показателях деятельности муниципального учреждения культуры (МУК) «ЦБС г. Твери» и его работе в рамках государственных программ.
В своем выступлении «Федеральный закон № 83-ФЗ и муниципальные библиотеки Саратова: местная специфика» И. М. Кононенко, директор
бюджетного учреждения «ЦБС г. Саратова», ознакомила с порядком формирования муниципального задания на оказание муниципальной услуги (библиотечное обслуживание), а также с блок-схемой «Последовательность действий при предоставлении муниципальной услуги» и порядком расчета объема финансового обеспечения выполнения муниципального задания на ее оказание.
В докладах на Всероссийском библиотечном конгрессе XVII Ежегодной Конференции РБА был представлен подход Национальной библиотеки (НБ) Удмуртской Республики к нормированию технологических процессов библиотеки как основы для формирования государственного задания (Н. В. Бурцева - ученый секретарь, НБ Удмуртской Республики); поставлена проблема учета государственных услуг по осуществлению библиотечно-инфор-мационного обслуживания в новых условиях финансирования (О. В. Серова - начальник управления библиотечно-информационного обслуживания Российской государственной библиотеки (РГБ)); описан комплекс методик и процедура расчета особо ценного движимого имущества библиотеки в целях его оценки (А. А. Джиго - заведующий отделом библиотековедения РГБ) [7].
О. В. Серова очертила круг показателей качества и показателей объема государственных услуг/государственных работ для библиотек федерального уровня, а также указала нормативно-правовые документы, которые должны приниматься при переходе на новую систему. Основным документом является план финансово-хозяйственной деятельности, утверждаемый учредителем. На федеральном уровне право утверждения плана делегировано учреждениям.
Два доклада были посвящены научной и методической деятельности библиотек. Л. Н. Тихонова -заместитель генерального директора - директор по научно-издательской деятельности РГБ - обозначила место научной и методической работы библиотек в системе государственных услуг. В докладе М. И. Акилиной - заведующей сектором теории и методологии научно-исследовательской работы научно-исследовательского отдела библиотековедения РГБ, был представлен опыт работы РГБ по разработке регламента учета государственных услуг РГБ по научной и методической работе.
М. И. Акилина отметила, что учет научной и методической работы РГБ осуществлялся и ранее во внутренних учетных документах РГБ. В государственных же формах (например, форме 6НК) учета параметров научно-методической деятельности не было. В связи с переходом на финансирование государственных услуг усилилось значение разработки формализованных показателей учета научно-методической деятельности и определения качества подобных услуг.
Регламент учета готовился в соответствии с требованиями Министерства культуры РФ, где было обозначено два вида государственных услуг (работ): методическая работа в установленной сфере деятельности и работа по осуществлению прикладных научных исследований. Методическая работа включила в себя следующие виды деятельности:
• организацию (проведение) коллективных форм научной и методической деятельности (конференций, семинаров, круглых столов, мастер-классов);
• подготовку и выпуск социально-значимых изданий, разработку программ, методик;
• методические выезды (командировки);
• другие виды работ.
Каждый вид деятельности требует учета своих показателей. Так, например, для количественного учета организации и проведения коллективных форм научной и методической деятельности (конференций, семинаров, круглых столов, мастер-классов) должны учитываться:
• участники, вовлеченные в мероприятие в текущем году;
• участники, вовлеченные в мероприятие в предыдущем году;
• участники, выступившие на мероприятии в текущем году;
• участники, выступившие на мероприятии в предыдущем году;
• заявленные участники мероприятия;
• участники, впервые принявшие участие в мероприятии в текущем году;
• участники, впервые принявшие участие в мероприятии в предыдущем году;
• выезды для организации региональных и международных мероприятий в текущем году;
• выезды для организации региональных и международных мероприятий в предыдущем году.
Показатели качества предоставленных услуг было предложено высчитывать в динамике по годам и в долях от общего количества. Допускается также экспертная оценка качества услуг специалистами.
Для оценки качества организации и проведения коллективных форм научной и методической деятельности (конференций, семинаров, круглых столов, мастер-классов) предложены следующие параметры:
• динамика общего количества граждан, вовлеченных в мероприятия, по сравнению с предыдущем годом;
• динамика количества участников мероприятий по сравнению с предыдущем годом;
• доля участников, принявших участие в мероприятиях, от общего числа заявленных к участию;
• доля участников, впервые принявших участие в мероприятиях, от общего числа участников;
• динамика количества выездов для организации региональных и международных мероприятий;
• динамика количества зарубежных участников по сравнению с прошлым годом;
Для определения качества предоставления государственных услуг по научно-исследовательской работе (НИР) предложено высчитывать относительные показатели:
• степень выполнения плана НИР означает долю выполненных тем НИР от общего количества тем в процентах;
• доля научных исследований, проведенных в установленные сроки, к общему количеству запланированных научных исследований;
• доля научных публикаций в рецензируемых российских и зарубежных изданиях по материалам исследований к общему количеству публикаций научных исследований;
• доля исследований, результаты которых отмечены наградами, призами (в конкурсах, рейтингах и т. д.), от общего количества исследований.
Для фиксирования всех показателей были разработаны новые или модернизированы имевшиеся ранее формы учета
Первый опыт составления подобного регламента показал, что в предложенных показателях, с одной стороны, отсутствуют многие виды работ, выполняемых научными сотрудниками РГБ, с другой - некоторые показатели излишни (например, доля участников, принявших участие в мероприятиях, от общего числа заявленных к участию; доля участников, впервые принявших участие в мероприятиях, от общего числа участников). Ряд показателей не свидетельствует о качестве работ (например, показатели динамики в сравнении с прошлым годом не свидетельствуют о качестве и зависят от штатных и других возможностей учреждения). Очевидно, что необходима доработка критериев эффективности и качества научной и методической деятельности.
Ежегодный круглый стол в г. Пензе целиком был посвящен проблемам методической службы региональной библиотеки в рамках реализации Федерального закона № 83-ФЗ [8]. Обсуждались наиболее важные вопросы, связанные с внедрением закона № 83-ФЗ в библиотечную практику: изменение правового статуса государственных и муниципальных библиотек и организация методической службы.
М. И. Акилина свое выступление посвятила научной и методической поддержке деятельности библиотек на современном этапе, Е. В. Куликова -
заведующая научно-методическим центром ЦУНБ им. Н. А. Некрасова - поделилась возможными сценариями работы методическая служба в условиях Федерального закона № 83-ФЗ. Она говорила о технологической модернизации методической службы, развитии системы взаимодействия библиотек, о том, как эта система будет существовать в условиях бюджетной реформы.
Методическую деятельность областных библиотек в современных условиях представили главный библиотекарь научно-методического отдела Рязанской библиотеки им. М. Горького - Т. В. Бартенева, главный библиотекарь Липецкой областной универсальной научной библиотеки - Л. В. Селиванова, заместитель директора Челябинской областной научной библиотеки - Е. В. Михайленко.
Участники круглого стола затронули проблемы распределения бюджета и отражения методической деятельности библиотек в структуре государственного задания, приоритетов современной системы управления и моделей организации методической службы в библиотеках РФ. Обсуждались возможности совершенствования инструментария методической деятельности, формирования единого информационного пространства и активного сетевого взаимодействия библиотек.
Г. А. Глухова - заведующая отделом центральной городской библиотеки им. А. И. Герцена г. Твери, в своем выступлении на «Скворцовских чтениях» обозначила связь реформы административной и бюджетной сфер с развитием социального партнерства библиотек [9].
Заведующая отделом ЦУНБ им. Н. А. Некрасова - Н. А. Масалкова и главный библиотекарь этой же библиотеки - В. М. Суворова на «Румянцевских чтениях» рассмотрели комплекс мероприятий по мониторингу и планированию деятельности публичной библиотеки как базу перехода к системе бюджетирования, ориентированного на результат [10].
С опытом первого года работы публичных и центральных региональных библиотек по Государственному заданию в условиях учреждения нового типа на XIV Ежегодной международной конференции «EVA-2012 Москва» познакомила С. П. Меньщикова, ведущий научный сотрудник РГБ [11].
Подводя итоги выступлений на всех упомянутых форумах, можно сделать общие выводы. В соответствии с Федеральным законом № 83-ФЗ и консультациями Министерства финансов РФ, решение о переводе бюджетных учреждений на новый механизм финансового обеспечения выполнения государственного и муниципального заданий необходимо принимать, исходя из способности его руководителя и коллектива осуществлять деятельность в новых экономических условиях, в том числе умения более эффективно использовать поступающие денежные средства.
Таким образом, к казенным учреждениям подлежит относить библиотеки, неспособные действовать в условиях расширенной самостоятельности. Однако зачастую, принимая решение изменить тип учреждения, руководители органов управления не анализируют их экономический и управленческий потенциал. Тем не менее отрадно, что почти в половине случаев, как показал проведенный Секцией публичных библиотек РБА опрос, при принятии решения были учтены мнения библиотек [2].
Во многих выступлениях так же отмечалось минимальное финансирование по государственному и муниципальному заданиям. Подчеркивалось, что нередко нормативы финансирования по новой системе зависят не столько от расчетов библиотек, сколько от принятого в предшествующем году бюджета. В связи с этим библиотеки, адаптируясь к рыночным условиям, будут вынуждены искать новые виды услуг и расширять их номенклатуру, а также индексировать стоимость платных услуг, причем совсем не за счет собственно библиотечных.
Таким образом, имеет место противоречие: «библиотеки производят социальные, общественные блага: формируют и сохраняют книжные фонды, создают условия для общения и просвещения людей, то есть "работают" на прирост главного -человеческого - капитала в стране. А в экономическом блоке Правительства действует примитивная идеология понимания культуры как части бытового сервиса или области развлечений, сегмента услуг, который должен обеспечиваться преимущественно из кошелька потребителя» [12].
Необходимо отметить не слишком активную методическую помощь библиотек, особенно национальных и федеральных, по переходу на новый статус. Как показал тот же опрос Секции публичных библиотек РБА [2], в работе по подготовке к переходу в новый статус им оказали помощь преимущественно администрации муниципалитетов (73,5% ответов), а также министерства и департаменты регионов (10,6%). Центральные библиотеки регионов помогли 34% респондентов, а РБА -только 4%, так же как федеральные и национальные библиотеки.
Практически в выступлениях говорилось о проблемах внедрения Федерального закона № 83-Ф3 и отмечались его недостатки. Пожалуй, единственная признанная докладчиками положительной сторона государственного и муниципального задания -факт, что оно по сути своей является социальным заказом, на который и должны ориентироваться библиотеки.
Литература
1. Материалы по Ф3-83 // Всероссийский форум публичных библиотек. - URL: http://www.rba.ru/conference/ forum3/docs/83.html (дата обращения: 03.11.2011).
8. Круглый стол Пенза «Методическая служба региональной библиотеки в рамках реализации 83-Ф3» (37 июля 2032 г.) // Дворец книги - Ульяновская областная научная библиотека им. В. И. Ленина - URL: http ://uonb. ru/component/content/article/3532-kruglyistol (дата обращения: 30.08.2032).
9. Глухова Г. А. Библиотека и социальное партнерство: современные возможности // Библиотечное дело-2032. Библиотечно-информационная деятельность в пространстве науки, образования, культуры - Скворцов-ские чтения : тез. докл. XVII междунар. науч. конф. (Москва, 25-26 апр. 2032 г.). - М., 2032. - Ч. 2. -С. 386-388.
30. МасалковаН. А., Суворова В. М. Планирование работы публичной библиотеки (в контексте оказания информационно-библиотечных услуг) // Румянцевские чтения - 2032. Интеллектуальная культура и книга. Традиции и день сегодняшний : тез. докл. междунар. науч. конф. (Москва, 37-38 апр. 2032 г.). - М., 2032. -Ч. 2. - С. 30-33. 3 3. Меньщикова С. П. Работа библиотек по Государственному заданию в условиях учреждения нового типа // EVA-2032 Москва. Информационное общество, культура, образование : тез. докл. XIV междунар. конф. (Москва, 26-28 нояб. 2032 г.). - М., 2032. -3 электрон. опт. диск (CD-ROM). 32. Басов С. Публичная библиотека в XXI веке: выживание или развитие // Рос. Федерация сегодня. -2030. - № 23. - С. 40-43.
Материал поступил в редакцию 03.02.2033 г.
Сведения об авторе: Меньщикова Светлана Павловна - кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, тел.: (495) 697-60-87, e-mail: [email protected]
2. Манилова Т. Л. Об основных направлениях государственной библиотечной политики Российской Федерации // Всероссийский форум публичных библиотек. - URL: http://www.rba.ru/conference/forum3/prog/ dokl/1.pdf (дата обращения: 25.12.2011).
3. Бартова С. Ф. Поддержка и развитие системы общедоступных библиотек Российской Федерации // Всероссийский форум публичных библиотек. - URL: http://www.rba.ru/conference/forum3/prog/dokl/2.pdf (дата обращения: 25.12.2011).
4. Чалова З. В. Механизмы финансового обеспечения государственного задания в публичных библиотеках Санкт-Петербурга // Всероссийский форум публичных библиотек. - URL: http://www.rba.ru/conference/ forum3/prog/dokl/6.pdf (дата обращения: 25.12.2011).
5. Басюк Л. А. Результаты мониторинга процессов изменения правового статуса муниципальных учреждений культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - URL: http://www.rba.ru/conference/ forum3/prog/dokl/4.pdf (дата обращения: 25.12.2011).
6. Чернявская Н. Л. Внебюджетная деятельность публичных библиотек: сравнительный анализ по итогам 2011 года // Информ. бюл. РБА. - 2012. - № 63. - С. 66-69.
7. Программа Всероссийского библиотечного конгресса: XVII Ежегодной конференции Российской библиотечной ассоциации (Пермь, 13-18 мая 2012 г.) // Всероссийский библиотечный конгресс : XVII Еже-год. конф. Рос. библ. ассоц. - URL: http://www.rba.ru/ conference/prog/index.php (дата обращения: 20.05.2012).