Научная статья на тему 'Изучение мотивации специалистов в повышении квалификации'

Изучение мотивации специалистов в повышении квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
519
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПУБЛИЧНЫЕ БИБЛИОТЕКИ / САНКТ-ПЕТЕРБУРГ / БИБЛИОГРАФЫ / БИБЛИОТЕКАРИ / КОМПЕТЕНЦИИ / ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ИССЛЕДОВАНИЯ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГОРОДСКАЯ ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА ИМЕНИ В. В. МАЯКОВСКОГО / CONTINUING LIS EDUCATION / DEVELOPMENT OF COMPETENCE / PUBLIC LIBRARIES / LIBRARIANS / BIBLIOGRAPHERS / INFORMATION SERVICE / MAYAKOVSKY CENTRAL CITY PUBLIC LIBRARY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аврамова Елена Викторовна

Изучение мнения специалистов публичных библиотек Санкт-Петербурга о знаниях и навыках, необходимых им в информационном обслуживании читателей. Результаты исследования «Повышение квалификации сотрудников публичных библиотек КСОБ СПб, осуществляющих информационно-библиографическое обслуживание», проведенного в сентябре 2013 г. январе 2014 г. специалистами библиографической службы Центральной городской публичной библиотеки им. В. В. Маяковского (ЦГПБ им. В. В. Маяковского).Study the opinions of public libraries experts in Saint Petersburg about the knowledge and skills they need for the information service of readers. The research conducted from September 2013 to January 2014 by the bibliographic service of the Mayakovsky Central City Public Library of experts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аврамова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение мотивации специалистов в повышении квалификации»

УДК 025.5:027.4(470.23-25)

Е. В. Аврамова

Изучение мотивации специалистов в повышении квалификации

Изучение мнения специалистов публичных библиотек Санкт-Петербурга о знаниях и навыках, необходимых им в информационном обслуживании читателей. Результаты исследования «Повышение квалификации сотрудников публичных библиотек КСОБ СПб, осуществляющих информационнобиблиографическое обслуживание», проведенного в сентябре 2013 г. - январе 2014 г. специалистами библиографической службы Центральной городской публичной библиотеки им. В. В. Маяковского (ЦГПБ им. В. В. Маяковского).

Ключевые слова: повышение квалификации, публичные библиотеки, Санкт-Петербург, библиографы, библиотекари, компетенции, информационно-библиографическое обслуживание, исследования, Центральная городская публичная библиотека им. В. В. Маяковского

Elena V. Avramova

The main competences of information and bibliographic services

Study the opinions of public libraries experts in Saint Petersburg about the knowledge and skills they need for the information service of readers. The research conducted from September 2013 to January 2014 by the bibliographic service of the Mayakovsky Central City Public Library of experts.

Keywords: continuing LIS education, development of competence, public libraries, librarians, bibliographers, information service, Mayakovsky Central City Public Library

В сентябре 2013 г. - январе 2014 г. специалистами библиографической службы Центральной городской публичной библиотеки им. В. В. Маяковского (ЦГПБ им. В. В. Маяковского) было проведено исследование «Повышение квалификации сотрудников публичных библиотек КСОБ СПб, осуществляющих информационно-библиографическое обслуживание». Библиографическая служба (Управление библиографическими информационными службами) как методический центр библиографической работы для публичных библиотек города осуществляет различные формы повышения квалификации специалистов. В задачи исследования входил содержательный анализ познавательных потребностей и выявление предпочтений у сотрудников Корпоративной сети общедоступных библиотек Санкт-Петербурга (КСОБ СПб) в повышении квалификации. В основу исследования легла анкета, включавшая 23 вопроса. Один из вопросов касался выявления знаний, которых не хватает респондентам при выполнении запросов пользователей в практике информационного обслуживания. Было предложено 7 вариантов ответов, причем два из них предполагали свободную форму ответа.

• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •

103

Проблемы организации и содержания образования в библиотечно-информационной сфере

В исследовании приняли участие сотрудники публичных библиотек Санкт-Петербурга (ЦБС города и ЦГПБ им. В. В. Маяковского), задействованные в информационно-библиографическом обслуживании (библиографы, сотрудники абонементов, читальных залов). Анкетирование проводилось в двух режимах: респонденты могли ответить на вопросы как в электронном виде на сайте ЦГПБ им. В. В. Маяковского, так и путем заполнения бумажной анкеты. После исключения некорректно заполненных анкет общий массив составил 199 анкет. Все ответы респондентов были распределены на три группы: специалисты со стажем работы до пяти лет, от пяти до 10 лет, и свыше 10 лет. Заданные интервалы обусловлены требованиями к периодичности повышения квалификации для сотрудников библиотек, и соответствуют периодам профессиональной зрелости специалистов. В качестве гипотезы мы предположили, что специалисты с разным стажем работы имеют различные предпочтения как в профессиональных навыках, так и в знаниях, необходимых для качественного информационно-библиографического обслуживания. Особое внимание обращалось на интересы молодых специалистов, в большинстве своем, вчерашних выпускников специальных учебных заведений.

К сожалению, из-за технического сбоя удалось получить достоверные сведения об образовании лишь у трети респондентов от общего числа опрошенных. В результате была выделена небольшая группа из 66 респондентов. Случайность этой выборки позволяет предположить, что полученные данные отражают тенденции с относительной погрешностью.

Сведения об образовании позволили выяснить, что 15 % респондентов в микровыборке имеют среднее библиотечное образование.

Высшее библиотечное образование имеют 62 %о (две трети) от 66 респондентов и более половины из них составляют специалисты со стажем работы свыше 10 лет. В группе специалистов со стажем работы до 5 лет каждый второй имеет непрофильное высшее образование (педагогическое, экономическое, «гуманитарное»).

Однако, немногочисленность анкет молодых специалистов не позволяет нам предположить, насколько показателен этот результат для молодых специалистов исследуемой группы. Следует отметить, что и общее число анкет специалистов со стажем работы до 5 лет невелико и составляет всего 15 %о от генеральной совокупности (199 анкет). Таково же число сотрудников со стажем работы от 5 до 10 лет. Самая многочисленная группа респондентов представленна специалистами со стажем работы свыше 10 лет (70 %о от 199 опрошенных).

Респондентам было предложено охарактеризовать нехватку практических навыков и знаний, необходимых в информационно-библиографическом обслуживании (общие результаты представлены в табл. 1).

104

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Проблемы организации и содержания образования в библиотечно-информационной сфере

Таблица 1

Компетентностью предпочтения специалистов с разным стажем работы

Компетенции Стаж работы Итого

до 5 лет от 5 до 10 лет свыше 10 лет

а) Психология общения 11 6 23 40

б) Организация рабочего времени 4 3 26 33

в) Методика информационного поиска 10 5 35 50

г) Знание информационных ресурсов 14 9 58 81

д) Знание компьютерно-технических средств 11 5 66 82

е) Специальные области знания 10 5 18 33

ж) Иное 2 0 13 15

Обращает на себя внимание, что определяющими для профессионального сообщества в целом являются интересы специалистов со стажем работы свыше 10 лет, как самой многочисленной группы. Путем ранжирования был составлен общий рейтинг предпочтений специалистов библиотек в знаниях и навыках (табл. 2).

Таблица 2

Рейтинг актуальных компетенций

Компетенции Число ответов Рейтинговый показатель

д) Знание компьютерно-технических средств 82 1

г) Знание информационных ресурсов 81 2

в) Методика информационного поиска 50 3

а) Психология общения 40 4

б) Организация рабочего времени 33 5

е) Специальные области знания 33

ж) Иное 15 6

Большинство респондентов в качестве приоритетных недостающих компетенций для выполнения информационно-библиографического обслуживания выбрали две: «Знание компьютерно-технических средств» (82 ответа, первое место рейтинга), «Знание информационных ресурсов» (81 ответ, второе место рейтинга). И если второй показатель достаточно объясним в свете особенностей данного вида обслуживания, то недостаток знаний в области компьютерно-техниче-

• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •

105

Проблемы организации и содержания образования в библиотечно-информационной сфере

ских средств требует дополнительного исследования для выявления реальных потребностей. Тем более, что около двух десятилетий в публичных библиотеках идет процесс компьютеризации, а с 2009 г. все публичные библиотеки Петербурга работают в единой компьютерной сети и все основные библиотечные процессы компьютеризированы.

Интересно заметить, что необходимость в знаниях в области компьютерных технологий различается в зависимости от стажа работы. Так, у респондентов со стажем работы до 5 лет эта компетенция делит второе место с психологией общения (табл. 3), а респонденты со стажем работы свыше 10 лет (табл. 5) поставили знание компьютерных технологий на первое место. Можно предположить что выбор молодых специалистов был отчасти обусловлен сменой образовательных стандартов и возросшим общим уровенем владения компьютерными технологиями. Выбор средней по стажу группы респондентов (со стажем работы от 5 до 10 лет), третье место в рейтинге (наряду с методикой информационного поиска, см. табл. 4), можно объяснить тем, что вероятно они имеют более высокие навыки компьютерной граммотности, чем старшее поколение, и больший опыт работы, чем молодое поколение.

Обратная зависимость наблюдается в отношении навыков психологии общения. Чем меньше стаж работы, тем выше потребность в получении знаний и навыков в данной области: для специалистов со стажем работы до 10 лет (табл. 3 и 4) этот показатель на втором месте, а для специалистов со стажем свыше десяти лет (табл. 5) этот навык находится на пятом месте рейтинга.

Особый интерес представляют ответы на открытые вопросы, когда респонденты могли самостоятельно указать разделы знаний, в которых они испытывают особую потребность. В табл. 6 сохранены формулировки, предложенные респондентами.

Таблица 3

Рейтинг актуальных компетенций для специалистов со стажем работы до 5 лет

Компетенции Число ответов Рейтинговый показатель

г) Знание информационных ресурсов 14 1

а) Психология общения 11 2

д) Знание компьютерно-технических средств 11

в) Методика информационного поиска 10 3

е) Специальные области знания 10

б) Организация рабочего времени 4 4

ж) Иное 2 5

106

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Проблемы организации и содержания образования в библиотечно-информационной сфере

Таблица 4

Рейтинг актуальных компетенций для специалистов со стажем работы от 5 до10 лет

Компетенции Число ответов Рейтинговый показатель

г) Знание информационных ресурсов 9 1

а) Психология общения 6 2

в) Методика информационного поиска 5

д) Знание компьютерно-технических средств 5 3

е) Специальные области знания 5

б) Организация рабочего времени 3 4

ж) Иное 0

Таблица 5

Рейтинг актуальных компетенций для специалистов со стажем свыше 10 лет

Компетенции Число ответов Рейтинговый показатель

д) Знание компьютерно-технических средств 66 1

г) Знание информационных ресурсов 58 2

в) Методика информационного поиска 35 3

б) Организация рабочего времени 26 4

а) Психология общения 23 5

е) Специальные области знания 18 6

ж) Иное 13 7

Таблица 6

Сравнительная таблица тематических предпочтений для специалистов с разным стажем работы

Тематические области до 5 лет от 5 до 10 лет свыше 10 лет

Военное дело 1

Журналистика 1

Искусствоведение 1 1

Космология 1

Медицина 1 1

Музыка 1

Право, законы 1 5

Сельское хозяйство 1

Техника 1 8

• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •

107

Проблемы организации и содержания образования в библиотечно-информационной сфере

Компьютерные технологии 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приборостроение, машиностроение 1 1

Естественные науки 1

Физика 2

Химия 1

Экономика 1 4

Полученные данные были сгруппированы по областям знания, с последующим ранжированием (табл. 7).

Таблица 7

Сводный рейтинг тематических областей

Тематические области Рейтинговый показатель

Техника 12

Право, законы 6

Экономика 5

Естественные науки 4

Искусствоведение 3

Военное дело 1

Журналистика 1

Космология 1

Медицина 1

Сельское хозяйство 1

Чаще всего респонденты называли необходимость получения дополнительных знаний в области технических наук, что некоторым образом согласуется с результатами рейтинга компетентностных предпочтений, представленных в табл. 2. Еще раз отметим, что вопрос о тематике необходимых знаний был открытым, и на него было получено всего 35 ответов от 199 респондентов. Очевидно, что профессиональное учебное заведение дает специалистам базовое образование, но, в условиях работы конкретной библиотеки, при выполнении конкретных задач у специалиста могут возникнуть потребности в получении специальных знаний. В связи с чем, необходимо провести дополнительное исследование для детального представления тематики недостающих знаний. Эта информация может быть особенно полезна организаторам курсов повышения квалификации.

Приоритет компьютерных технологий в работе с информационными ресурсами, накопленный опыт их применения в информационно-библиографическом обслуживании, тем не менее, не снимают остроты потребности в более глубоком знании компьютерно-тенихнических средств. К числу особо значимых компетенций

108

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Проблемы организации и содержания образования в библиотечно-информационной сфере

относятся также знание информационных ресурсов и методика информационного поиска. Потребность повышения квалификации в этих трех аспектах является наиболее выраженной у специалистов со стажем работы свыше 10 лет.

Из результатов анализа очевиден факт, что информационно-библиографическое обслуживание осуществляют, преимущественно, специалисты со стажем работы свыше 10 лет (70 % опрошенных), библиографы и сотрудники отделов обслуживания, в большинстве своем имеющие высшее специальное образование. Их профессиональные интересы являются определяющими для профессионального сообщества в целом.

По данным статистики доля молодых специалистов составляет около трети трудоспособного населения. В исследованиях по адаптации молодых специалистов отмечается неопределенность понятия «молодой специалист». Условно, в настоящем исследовании к молодым специалистам были отнесены сотрудники со стажем работы до 5 лет. Их доля в числе опрошенных респондентов составляет 15 %.

Исследование показало взаимосвязь между стажем работы и характером актуальных компетенций. Для молодых специалистов более актуальными оказались знания информационных ресурсов и навыки в области психологии общения. Для всех категорий специалистов являются важными знания компьютерно-технических средств.

Очевидной видится необходимость дифференциации программ повышения квалификации для специалистов с разным стажем работы. В практике повышения квалификации учитывается специфика выполняемой специалистами работы.

Программы повышения квалификации должны учитывать как функциональный так и процессный подход. Традиционно, программы повышения квалификации основаны на специализации сотрудника (отдельно обучаются сотрудники абонементов, отделов комплектования, библиографы, методисты). Очевидной становится необходимость процессного подхода к повышению квалификации, с охватом сотрудников различных структурных подразделений, выполняющих один сковозной технологический процесс, каким, например, является информационнобиблиографическое обслуживание.

• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •

109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.