УДК [004:025.5]:027.52(470.23-25)
А. В. Соколова
Технологии оценки источников информации в практике обслуживания пользователей: на примере библиографической службы ЦГПБ им. В. В. Маяковского
Рассмотрены основные направления оценки качества информационных ресурсов информационно-библиографического обслуживания пользователей публичных библиотек. Проблема недостоверности источников научной информации и фальсификаций в науке.
Ключевые слова: источники информации, информационные ресурсы, информационное обслуживание, библиографическое обслуживание, публичные библиотеки, достоверность информации, фальсификации научных данных
Anna V. Sokolova
Technologies of an assessment of sources of information in information service of users: on the example of bibliographic service V. V. Mayakovsky Central City Public Library (Russia, St. Petersburg)
Estimate of quality of information resources of information and bibliographic service of users of public libraries. A problem of unauthenticity of sources of scientific information and falsifications in science.
Keywords: information sources, information resources, information service, bibliographic service, public libraries, reliability of information, falsification of scientific data, V. V. Mayakovsky Central City Public Library (Russia, St. Petersburg)
Качество обслуживания пользователей во многом зависит от качества источников информации, используемых в процессе: выбор источников информации является важным элементом деятельности информационно-библиографических служб любой библиотеки. В практике работы ЦГПБ им. В. В. Маяковского именно Управление библиографическими информационными службами отвечает за отбор полнотекстовых БД для «Виртуального читального зала» и репертуара периодики для аналитической обработки. «Виртуальный читальный зал» - перспективное направление работы, которое с каждым годом пользуется все большей популярностью среди наших пользователей, благодаря удаленному доступу к лицензионным и уникальным источникам информации.
Что касается аналитической обработки периодических изданий, то она позволяет улучшить качество ответов на запросы пользователей. Процесс отбора источников информации определяется внешними и внутренними факторами. К внешним факторам, не зависящим от сотрудников информационно-библиографической службы, относятся: 1) экономический (средства, выделяемые на формирование
фонда, курс рубля, определяющий возможности подписки на зарубежные ресурсы, и т.д.); 2) информационная политика Комитета по культуре и руководства самой библиотеки.
К внутренним факторам мы относим запросы пользователей, информационную грамотность сотрудников библиографического отдела, качество источников информации и возможность сотрудничества с поставщиками. Рассмотрим подробно каждый их этих факторов.
Регулярный мониторинг запросов пользователей позволяет отслеживать предметные области, которые пользуются наибольшей популярностью, и, соответственно, полнее должны быть представлены в фондах библиотеки. Так, по данным анализа статистики выполненных библиографических справок, проведенного Управлением библиографическими информационными службами ЦГПБ им. В. В. Маяковского на выборке из 8000 запросов во всех структурных подразделениях библиотеки, из 40 тематических областей приоритетным спросом пользуются искусствознание, экономика, история, право, психология, художественная литература, литературоведение.
Также очень важна статистика отказов. Она позволяет выявить лакуны и заполнить их при последующей работе. Наш отдел имеет возможность получать пожелания пользователей в режиме реального времени, поскольку представлен в социальных медиа. Эти пожелания также учитываются при выборе ресурсов, например, пользователи помогли выбрать оптимальные ресурсы по медицине.
Следующий фактор - информационная грамотность сотрудников, а именно, умение находить, анализировать информацию и оценивать ее качество. Сотрудники библиографической службы должны регулярно обновлять свои знания о репертуаре как периодических изданий, так и полнотекстовых баз данных. Что касается Управления библиографическими информационными службами ЦГПБ им. В.В. Маяковского, то отбор источников информации, приоритетных для обслуживания пользователей, является стандартизированным процессом, в котором принимают участие все сотрудники отдела. Также в ЦГПБ им. В.В. Маяковского функционирует Совет по фондам, в рамках которого свои пожелания по выбору информационных ресурсов высказывают все подразделения библиотеки. Каждый год список закупаемых ресурсов корректируется в соответствии с перечисленными факторами.
Два последних фактора - качество информации и возможность сотрудничества с поставщиками.
Формирование ресурсной базы информационно-библиографического обслуживания определяется, прежде всего, задачами удовлетворения запросов научного, учебного и познавательного характера.
К сожалению, в современных условиях мы все чаще сталкиваемся с неполными, неточными и дублирующимися данными в публикациях по результатам ис-
150
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •
следований. Задача информационных работников - помочь пользователям найти авторитетные источники информации. Однако мы не должны делать это в одиночку. Издатели, редакционные коллегии научных журналов, равно как и поставщики электронных ресурсов, должны отслеживать качество своего информационного продукта. Даже несмотря на общедоступные публикации ВАК (список авторов, лишенных научных степеней за некорректные заимствования) и Комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований при Президиуме Российской Академии наук, создатели информационных ресурсов не спешат ужесточать критерии отбора текстов для опубликования. Так, например, весьма популярное заблуждение о структурированной воде тиражируется самыми разными изданиями, включая правительственную «Российскую газету» и ВАКовское издание «Гигиена и санитария», порождая при этом широкое поле для мошенничества.
Однако подобная проблема затрагивает не только отечественные информационные ресурсы. В феврале 2014 г. стало известно, что некоторые издатели, в том числе Springer, удалили более 120 работ после того, как французский исследователь обнаружил, что работы эти были сгенерированы компьютером и не представляют собой никакой научной ценности. Кирилл Лабе заявил, что выявленные статьи - это лишь «начало войны со спамом в сердце науки, в которой исследователи чувствуют постоянное давление и необходимость публиковаться как можно больше и быстрее».
Таким образом, мы видим, какие усилия должны прикладывать работники информационно-библиографических служб, чтобы сохранить качественное обслуживание пользователей. В свою очередь, поставщики информационных ресурсов должны нести больше ответственности за качество предоставляемой информации. Даже идеально налаженная работа по отбору источников не будет востребована при отсутствии в обществе запроса на качественную информацию.