Литература
1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 г. Постановление Правительства РФ от 04 октября 2000 г. №751.
2. Вражнова М. Инженерная профессия сегодня // Высшее образование в России. - 2004. - №5. - С. 115-119.
3. Чучалин А.И. Уровни компетенций выпускников инженерных программ // Высшее образование в России. - 2009. -№11. - С. 3-13.
Шулья Ирина Петровна, соискатель межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики Кемеровского госуниверси-тета. Е-шаН: [email protected]
Шмырева Наталья Александровна, кандидат педагогических наук, доцент межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики Кемеровского госуниверситета. Е-шаП: [email protected]
УДК 378.172
© Л.Н. Шутюк, СЛ Лесникова
Забота о здоровье студентов как социально-педагогическая задача вузовского образования
Отличительной чертой обучения и воспитания в вузе является их направленность на формирование открытых образовательных сред, не предполагающих достижения жестких учебных целей. В статье рассматривается такая воспитательнообразовательная среда, которая предусматривает развитие профилактического направления в медицине, выход данных мероприятий из стен медицинских учреждений и внедрение профилактики, здорового образа жизни в образовательном учреждении. В этом контексте рассматриваются подходы к организации образовательной, здоровьесберегающей среды студентов высшей школы, которая будет влиять на мотивацию в будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: образ жизни, забота о здоровье студентов, профилактика заболеваний студентов, будущая профессиональная деятельность, вузовское образование, система мониторинга.
L.N Shutyuk, S.L. Lesnikova Health Care of Students as a Priority Problem of High School Education
Distinctive feature of the "higher" training and education is their directivity on formation of the open educational environments which are not assuming achievement of the rigid educational purposes. In article such vospitatelno-educational environment which provides development of a preventive direction in medicine, an output of the given actions from walls of medical institutions and implementation of the preventive maintenance, a healthy way of life in educational institution is considered. In this context approaches to the organization educational, health of the saving up environment of students of the higher school which will influence motivation in the future professional work are considered.
Keywords: a way of life, care of health of students, preventive maintenance of diseases of students, the future professional work, high school formation, monitoring system
Для сохранения и развития духовного, интеллектуального и физического потенциала человечество на протяжении всего своего развития формирует соответствующие социальные институты. В сохранении духовности человека трудно переоценить роль религии, искусства, литературы. Интеллектуальный потенциал сохраняется и развивается системой образования и воспитания, наукой. За физический потенциал ответственными являются физическое воспитание и спорт, здравоохранение, система рекреационных мероприятий и т. д. Значительную роль в формировании культуры личности, в повышении интеллектуального, физического и духовного потенциала человека должны сыграть, на наш взгляд, образование и просвещение человека.
Научный анализ не оставляет сомнения, что именно здоровье населения определяет в настоящее время перспективу и будущность раз-
вития любой страны. Из всех факторов, детерминирующих здоровье, наибольшее значение имеет образ жизни человека. Можно сказать, что образ жизни - это одна из важнейших биосоциальных категорий, интегрирующих представления об определенном виде (типе) жизнедеятельности человека. Образ жизни характеризуется особенностями повседневной жизни человека, охватывающими его трудовую деятельность, быт, формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участие в общественной жизни, нормы и правила поведения. Образ жизни -один из критериев общественного прогресса, это «лицо» человека.
При анализе образа жизни обычно рассматриваются различные его составные части: профессиональная, общественная, социальнокультурная, бытовая и другие виды деятельно-
сти. В качестве основных видов выделяют социальную, трудовую и физическую активность. Иными словами, главным в образе жизни человека является то, как живет он (или социальная группа), каковы основные способы и формы его жизнедеятельности, ее направленность. При этом следует иметь в виду, что каждая из социальных групп имеет свои отличия в образе жизни, свои ценности, установки, эталоны поведения и т. д.
Будучи обусловленным в значительной степени социально-экономическими условиями, образ жизни конкретного человека находится в зависимости от мотивов деятельности, особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей.
Проблема сохранения здоровья постоянно интересовала человечество. В наш век стрессовых перегрузок и серьезных нарушений в экологии эта проблема особенно актуальна и занимает важное место в системе социальных ценностей и приоритетов общества. Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоничное развитие человека, но и успешность освоения им профессии, эффективность профессиональной деятельности.
Одним из важнейших направлений в медицине, начиная со времен Гиппократа (около 460-370 лет до н.э.), Авиценны (Абу Али ибн Сина, около 980-1037 лет), является профилактика заболеваний. В переводе с греческого языка профилактика означает предупреждение тех или иных заболеваний, сохранение здоровья и продление жизни человека. В последние годы профилактика приобретает огромное значение и особое звучание в связи с тем, что лечение болезни - это очень дорогое «удовольствие», а предупредить заболевание легче, чем вылечить болезнь.
Под термином «профилактика» следует понимать систему мер (коллективных или индивидуальных), направленных на предупреждение или устранение причин, вызывающих заболевание, различающихся по своей природе. Заболевания возникают в результате воздействия тех или иных факторов внешней или внутренней среды, превышающих приспособительно-
компенсаторные возможности организма.
Можно ли избежать подобной ситуации? Ответ на этот вопрос неоднозначен. Для этого необходимо заниматься своим здоровьем и постоянно поддерживать функциональные резервы на высоком уровне.
В системе средств естественной терапии,
профилактики заболеваний и оздоровления организма одно из первых мест принадлежит физической культуре.
Физическая культура, по определению, -очень широкое понятие. Оно включает в себя использование физических упражнений в определенном количественном и качественном сочетании, направленных:
1) на закаливание организма;
2) на поддерживание и укрепление здоровья человека;
3) на рациональную организацию труда и отдыха;
4) на формирование активной жизненной позиции и долголетия.
Основным средством, с помощью которого достигается ожидаемый результат, являются физические упражнения, или мышечное движение. Их еще называют локомоциями.
Выдающийся русский физиолог 19-го столетия И.М. Сеченов считал, что нет ни одной функции организма, которая напрямую или опосредованно не связана с движением. Потребность в движении как проявление биологической сущности человека есть такая же естественная потребность, как и все остальные - в пище, тепле, уважении, безопасности и т.д. О необходимости движения для профилактики и лечения заболеваний говорили еще древние. Гораций утверждал: «Если не бегаешь, когда здоров, будешь бегать, когда заболеешь», а мыслитель XVIII в. Гесс писал: «Движение может заменить лекарства, но все лекарства мира не могут заменить движение».
Основной задачей процесса оздоровительной тренировки является развитие физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости и гибкости) до уровня, обеспечивающего хорошее состояние здоровья человека.
Первостепенным вопросом становится сегодня забота о здоровье подрастающего поколения, потому как исследования ученых показали, что в последние годы наблюдается снижение физического развития и физической подготовленности молодежи (Кучма с соавт, 2002; Рапопорт, Конова, 2003; Милушкина, 2003; Изаак, Лебединский, 2005; Струганов, Лузгин, 2006). В то же время, по мнению ряда авторов, при рассмотрении будущей профессиональной деятельности человека необходимо учитывать состояние его здоровья (Бондарев с соавт., 2003; Саут-кин, Лутонин, 2004).
Первые шаги к будущему профессионализму работника начинаются с обучения профессии. Подчеркивая связь здоровья с будущей профес-
сиональной деятельностью, Акчурин Б.Г. (1996 г.) отмечает, что физическое здоровье отражает такую степень физического развития студента, совершенствования его двигательных навыков и умений, которые позволяют ему наиболее полно реализовывать свои творческие возможности. Физическое здоровье является не просто желательным качеством будущего специалиста, а должно быть обязательным элементом его личностной структуры, необходимым условием построения и развития общественных отношений.
Для эффективного оздоровления человеческой популяции пристальное внимание следует уделять формированию гармонично развитого как в физическом, психологическом, так и в духовно-нравственном отношении молодого поколения, сохранению и укреплению его здоровья. Дети, подростки и молодые люди имеют ряд групповых, половых и индивидуальных особенностей, которые формируют, определяют и закрепляют алгоритм их поведения, программируя дальнейшее формирование здоровья общества в широком понимании этого слова (Яковенко О.Н. с соавт., 2007; Албанова М.Ф. с соавт., 2007).
Как известно, данная возрастная группа характеризуется рядом социальных, физиологических, психологических и других особенностей:
- экономически зависимая группа (получая денежные средства от родителей, молодые люди не всегда готовы распределить финансы в пользу сохранения здоровья);
- при наличии психологической незрелости, они стараются проявить самостоятельность;
- имеют высокий морфофункциональный потенциал к адаптации, то есть проявление первых показателей отклонения от нормы в состоянии здоровья остается незамеченными;
- группа претерпевает регулярные эмоциональные, физические, умственные нагрузки и стрессы;
- самоконтроль состояния здоровья при регулировании нагрузок невозможен без контроля извне;
- низкий уровень двигательной активности;
- широкое распространение в молодежной среде социально-неактивных явлений.
Обучение в вузе - сложный и достаточно длительный процесс, имеющий ряд характерных особенностей, предъявляющий высокие требования к пластичности психики и физиологическим функциям организма молодых людей (Ал-банова М.Ф. и соавт., 2008; Нефещенко В.В. и соавт., 2002; Кураспредиани О.В. и соавт., 2001; Маркин В.В., 2002; Мирзоянова Л.Ф., 2006; Перминова А.А., 2002; Тригорлый С.Н., Хабро-ван Д.А., 2002; Тютюнникова Е.С., Быкова Е.Н., 2004). Повседневная учебная работа, зачетно-
экзаменационные сессии (два раза в год), учебные практики - все это требует от учащихся не только усердия, но и хорошего здоровья, психофизической подготовленности (Г илязитдинов Д.М., Лчкурин Б.Г., 1996; Косолапое А.Б., Ло-фицкая В. А., 2002).
Нагрузка учебной работы студентов по факультетам и курсам значительно колеблется. Она определяется трудоемкостью и сложностью дисциплин, уровнем предварительной подготовленности, отношением студента к учебе. На учебные занятия отводится 6-8 ч в день. Самоподготовка требует от 3 до 5 ч, а во время экзаменационной сессии - 8-9 ч в день. Таким образом, суммарное учебное время студентов и учащихся составляет от 9-13 до 14-17 ч в день. Это достаточно большая психофизическая нагрузка на организм молодого человека.
Но беда еще и в том, что молодые люди часто надеются при этом на достаточно быстрое естественное восстановление молодого организма. Эта особенность и на самом деле действует, но нельзя же бесконечно эксплуатировать молодой организм, нарушая элементарные правила режима труда и отдыха. Так, например, до 60% студентов занимаются самоподготовкой к следующему учебному дню в поздние часы, причем до 25% из них приступают к занятиям лишь в 22-24 ч. Как следствие, у многих отмечаются нарушения режима сна (и это все годы обучения в вузе). У 87% студентов, проживающих в общежитиях, отход ко сну затягивается до 1-3 ч ночи. Отсюда недостаточная продолжительность ночного сна. Сон в норме от 7 до 8 ч отмечается лишь у 15% студентов.
Кроме того, у учащейся молодежи наблюдается почти полное пренебрежение к режиму и характеру питания: без завтрака уходят на учебные занятия до 21% студентов, около 47% принимают горячую пищу только два раза в день, а свыше 70% - нерегулярно питаются (Антошин М.В., 2007).
Как показывают наблюдения (Костина B.C., Климентьева Е.С., 2002; Шпаков А.И. и Бака Р., 2004; Климацкая Л.Г. с соавт., 2006), среди молодежи отмечается невысокий уровень знаний по вопросам рационального питания и, как результат этого, существенные ошибки в потреблении нутриентов. Авторами установлено низкое содержание в рационе продуктов богатых углеводами, и увеличение потребления продуктов, содержащих жиры. Кроме того, отмечено снижение потребления ряда минеральных солей и витаминов.
Все эти перегрузки рано или поздно дают о
себе знать. Они проявляются в низкой работоспособности уже в конце семестра, когда необходима наибольшая мобилизация сил для успешной проработки всего учебного материала, особенно, к зачетно-экзаменационной сессии. Период экзаменов - это не просто проверка знаний, это проверка работоспособности всего организма молодого человека (Кузьменок В.А., 2002; Супренова Ю.В. с соавт., 2003; Тимушкин
A.В. и соавт., 2003). В течение всего периода обучения студенты находятся в постоянном психическом и физическом напряжении, которое у них значительно выше, чем у молодых представителей других социальных групп (Иль-инич В.И., 2001). Дважды в год во время экзаменационной сессии состояние умственного и нервного напряжения у студентов резко обостряется в результате сильных эмоциональнострессовых воздействий.
Годы студенчества совпадают с периодом возрастной физиологической перестройки организма, переходом от детской зависимости к статусу взрослого со всеми его правами и обязанностями, необходимостью оценки собственных способностей и склонностей к избранному направлению деятельности. Молодому человеку (студенту) приходится искать свое место в новом коллективе: устанавливать взаимоотношения с преподавателями, студентами и многими другими людьми, приобретать социальный опыт и ответственность за принятие решений. От того, насколько студент сможет утвердить себя как личность в рамках коллектива группы сокурсников, от его межличностных отношений, ценностных ориентаций, убеждений, внутренней мотивации к учебе зависит успешность адаптации (Ельцова В.А., 2003).
Для студентов, прибывших в вуз из отдаленных регионов с резко отличными природными условиями, ко всему прочему добавляется влияние новых климатогеографических факторов. Изменение условий жизни и характера деятельности приводит к резкому замещению динамического стереотипа жизнедеятельности, перестройка которого зависит от типа высшей нервной деятельности каждого человека, его индивидуальных психофизиологических особенностей (Соловьев
B.Н., 2004; Проходовская Р.Ф. и соавт., 2008).
Таким образом, после поступления в университет студент вынужден адаптироваться к комплексу новых факторов, характерных для вузов.
Анализ научной литературы, посвященной проблеме здоровья студенческой молодежи, подчеркивает ее актуальность. В работах В.И. Новикова, ВВ. Федоткина, А.В. Чоговадзе, М.М.
Рыжак; В.А. Уварова отмечается, что количество студентов специальной медицинской группы здоровья увеличилось с 10 до 20-25%, а в ряде вузов достигает 40% и по прогнозам может достигнуть 50% от общего количества студентов (Бондарев В.А. с соавт., 2003; Коваленко Т.Г., 2000; Крамида И.Е., Толстопятов И.А., 2003).
Здоровье и отношение к нему преподавателей, студентов имеют большое значение в связи с тем, что образовательные учреждения являются важнейшим звеном социализации молодежи; они способствуют проявлению и развитию творческого потенциала студентов, являются местом, где среди прочих ценностей усваивается ценность здоровья, формируется мотивация на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих (Казин Э.К., Касаткина Н.Э. и др. 2007).
Анализ проблемы здоровья и здорового образа жизни в современной педагогической, психологической, медицинской литературе убедительно свидетельствует о том, что ценность здоровья является одной из базовых характеристик, определяющих формирование всех трех типов ценностных предпочтений - адаптирующего, идентифицирующего и самоактуализирующего (Яницкий М.С., 2000; Руднева Е.Л., 2002; Казин Э.К. и др., 2008).
Таким образом, проблема здоровья студентов имеет четко выраженную социальноэкономическую и санитарно-гигиеническую стороны, поскольку здоровье - одно из обязательных условий полноценного выполнения студентом своих учебных, а в будущем и профессиональных функций. Поэтому забота о здоровье студентов - приоритетная задача вузовского образования. Как заинтересованная сторона вуз должен выступать инициатором и организатором целенаправленной и эффективной работы по сохранению, реабилитации и приумножению здоровья студенческого коллектива.
Однако в настоящее время чаще всего эта работа носит бессистемный характер, недостаточно используются новые технологии оздоровления, диагностики, лечения и реабилитации, низок уровень материально-технической базы высших учебных заведений. Анализ проблем, касающихся здоровья студенческой молодежи, и факторов, определяющих их, подтверждает необходимость проведения мониторинга физического здоровья студентов с использованием системных информационно-коммуникационных методик, которые учитывают логические, социальные, природно-климатические, а также морфофункциональные особенности людей, проживающих в Сибири.
В сложившихся условиях разработка информационно-коммуникационных систем мониторинга физического здоровья позволяет унифицировать систему наблюдения за его показателями не только среди студентов, но и всех возрастных групп населения при незначительных изменениях, внесенных в программное обеспечение.
Кроме того, с помощью системы мониторинга осуществляются быстрое реагирование на изменяющиеся условия существования индиви-
да, применение комплексных мер по нейтрализации неблагоприятных факторов и их заблаговременной профилактики, направленной на укрепление здоровья населения. Результатом функционирования системы мониторинга должна стать здоровая, экономически и общественно активная человеческая популяция, способная к расширенному воспроизводству, высокопроизводительному труду, социальному развитию общества в перспективе.
Литература
1. Апанасенко Г.Л. Так можно ли измерить здоровье // Советский спорт. - 1987. - С. 2.
2. Апанасенко Г.Л. Здоровье, которое мы выбираем. - Киев: Знание, 1989. - 85 с.
3. Казин Э.М. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: учеб. пособие. 2 изд. -Кемерово, 2011. С. 82-98.
4. Казин Э.М. Здоровьесберегающий аспект. Кн. I. Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование.
5. Лебединский В.Ю., Колокольцев М.М., Маслов Е.С., Мельникова Н.С., Шпорин Э.Г. Мониторинг здоровья субъек-
тов образовательного процесса в вузах «Паспорт здоровья». - Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2008. - 268 с.
6. Давиденко Д.Н., Щедрин Ю.Н., Щеголев В.А. Здоровье и образ жизни студентов / под ред. Д.Н. Давыденко: учеб. пособие. - СПб.: СПбГУИТМО, 2005. - 124 с.
Шутюк Любовь Николаевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Филиала ИрГТУ в г. Усолье-Сибирское. Е-таП: [email protected].
Лесникова Светлана Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики Кемеровского государственного университета.
УДК 378.016
© С. А Юн-Хай
Формирование правовой компетенции будущих педагогов в сфере обеспечения прав ребенка
В данной статье актуализируется необходимость профессиональной подготовки будущих педагогов к обеспечению прав ребенка. Сущность, условия формирования правовой компетенции будущих педагогов в сфере обеспечения прав ребенка рассматриваются на основе компетентностного подхода.
Ключевые слова: модернизация, компетентностный подход, компетентность, правовая компетенция педагога, права ребенка, педагогические условия.
S.A. Fun-KAay
Forming of Future Teachers Law Competence in the Sphere of Children’s Rights Ensurance
The article deals with the necessity of teachers' professional training for children's rights ешигапсе. The essence, the conditions of teachers' law competence are viewed through the competence approach.
Keywords: modernization, competence approach, competence, teacher's law competence, children's rights, teaching conditions.
Современному обществу необходим социально активный, творческий педагог, обладающий юридической грамотностью, понимающий социальную ценность права, позитивно относящийся к правам ребенка и человека, соблюдающий правовые нормы государства. У большинства выпускников-педагогов, которым предстоит осуществлять воспитание детей, нередко отмечаются значительные пробелы в области пра-
вовых знаний и умений, пробелы в сфере обеспечения прав ребенка. Существующая профессиональная подготовка педагогов в вузе не соответствует потребностям современного общества, у названных специалистов недостаточно сформирована правовая компетенция. Низкий уровень правовой культуры, гражданской ответственности и правового самосознания педагогов создает предпосылки для нарушения или непол-