Научная статья на тему 'Здоровье студентов вуза как актуальная социальная проблема'

Здоровье студентов вуза как актуальная социальная проблема Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
4602
634
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / СТУДЕНТЫ / ФАКТОРЫ / ВУЗ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ОПРОСЫ / СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ / СОЦИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ ВУЗА / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лопатина Р.Ф., Лопатин Н.А.

Проблему здоровья студентов как социальную в статье предлагается рассматривать, с одной стороны, как далеко не новую, а с другой, как проблему, которая вновь стала актуальной по причине изменившихся социально-экономических условий в России, обостривших эту проблему. Большая исследовательская база социологических исследований по этой проблеме позволила выявить наиболее существенные факторы, влияющие на здоровье студентов. В статье обосновывается необходимость осуществления активной разработки и реализации профилактического и пропагандистского направления в вузе под руководством структур учреждения по социальной работе. Идея понимания здоровья студентов вуза как проблемы не только медицинской или педагогической, но и социальной обосновывается всесторонне и доказательно на основе данных многочисленных исследований, придерживающихся данной позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Health of students of institution of higher learning as social issue of the day

Y reason of changing socio-economic terms in Russia, intensifying this problem. The large research base of sociological researches on this issue allowed to educe the most substantial factors influencing on the health of students. In the article the necessity of realization of active development and realization of prophylactic and propagandist direction is grounded for institution of higher learning under the direction of structures of establishment on social work. Idea of understanding of health of students of institution of higher learning as problems not only medical or pedagogical but also social grounded all-round and evidential on the basis of these numerous researches adhering to this position.

Текст научной работы на тему «Здоровье студентов вуза как актуальная социальная проблема»

УДК 378.4

Р.Ф.Лопатина, Н.А.Лопатин ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА КАК АКТУАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

Проблему здоровья студентов как социальную в статье предлагается рассматривать, с одной стороны, как далеко не новую, а с другой, как проблему, которая вновь стала актуальной по причине изменившихся социально-экономических условий в России, обостривших эту проблему. Большая исследовательская база социологических исследований по этой проблеме позволила выявить наиболее существенные факторы, влияющие на здоровье студентов. В статье обосновывается необходимость осуществления активной разработки и реализации профилактического и пропагандистского направления в вузе под руководством структур учреждения по социальной работе. Идея понимания здоровья студентов вуза как проблемы не только медицинской или педагогической, но и социальной обосновывается всесторонне и доказательно на основе данных многочисленных исследований, придерживающихся данной позиции.

Ключевые слова: здоровье, студенты, факторы, вуз, социологические опросы, социальный аспект, социальные структуры вуза, здоровый образ жизни, социальная проблема

Rosa F. Lopatina, Nikolai A. Lopatin HEALTH OF STUDENTS OF INSTITUTION OF HIGHER LEARNING AS SOCIAL ISSUE OF THE DAY.

Problem of health of students as social it is suggested to examine in the article, from one side, as far not new, and with other, as a problem, that again became actual by reason of changing socio-economic terms in Russia, intensifying this problem. The large research base of sociological researches on this issue allowed to educe the most substantial factors influencing on the health of students. In the article the necessity of realization of active development and realization of prophylactic and propagandist direction is grounded for institution of higher learning under the direction of structures of establishment on social work. Idea of understanding of health of students of institution of higher learning as problems not only medical or pedagogical but also social grounded all-round and evidential on the basis of these numerous researches adhering to this position.

Keywords: health, students, factors, institution of higher learning, sociological questioning, social aspect, social structures of institution of higher learning, healthy way of life, social problem of and other.

Изучение здоровья современных студентов - актуальная проблема, требующая всестороннего научного анализа и активного участия в её обсуждении всех заинтересованных в этом вопросе специалистов. С учетом современной кризисной социально-экономической ситуации в России, негативно влияющей на здоровье студента, необходима активная разработка и реализация профилактического и пропагандистского направления в вузе с участием специалистов по социальной работе. Экономический кризис, смена общественного строя оказали негативное воздействие на социальное здоровье молодежи. Значительная часть молодых людей оказалась перед острыми проблемами в жизни, связанными с бедностью и безработицей. В последние годы ограниченные материальные ресурсы государства использовались, как правило, на лечение и оказание неотложной помощи, а профилактике заболеваний и популяризации здорового образа жизни (ЗОЖ) не уделялось должного внимания. Всё это привело к ухудшению здоровья студентов России.

Для изучения проблемы здоровья студентов важно также при этом понимать смысл и сущность понятия «здоровье». Оно заключается не только в понимании его как состояния, характеризующееся отсутствием болезней, но и как ресурс, необходимый студентам для обучения. Здоровье студентов нельзя рассматривать только как наличие или отсутствие тех или иных патологий, являющееся чисто медицинской проблемой, которая решается вне системы образования. Утомляемость, общее физическое развитие студента - это факторы, от которых напрямую зависит его познавательная активность и способность к обучению, это тоже составляющие здоровья как ресурса. Как правило, ППС вуза не озабочено проблемами здоровья студентов, наоборот, наказывают студентов за пропуски занятий по болезни. Однако на самом деле понимание (или непонимание) преподавателями особенностей возрастного развития студентов способно оказать недооцененное в настоящее время влияние на их здоровье. Соответственно, здоровье студентов сейчас - проблема не только медицинская, педагогическая, но и социальная.

Научными институтами и исследователями собран определённый опыт по решению проблем, связанных со здоровья студентов. И, тем не менее, проблема здоровья студентов, по-прежнему, сложна, остра и многогранна. Более того, на наш взгляд, острота проблемы значительно усилилась по причине системного кризиса в России и ухудшения социального благополучия многих слоев общества и, прежде всего, студенчества. С учётом влияний, присущих современным условиям, в той или иной степени отражающимся на здоровье студентов, она требует иного подхода к ее решению. Здоровье студентов - это не только медицинская или педагогическая проблема, это уже

социальная проблема, так как это будущие специалисты и будущие родители. Укрепление здоровья студентов, повышение их работоспособности - одна из главных задач подготовки высококвалифицированных кадров, так как здоровья студентов, наряду с профессиональной компетентностью, следует рассматривать как один из показателей качества подготовки.

Изучение проблемы здоровья студентов как социальной проблемы следует рассматривать, во-первых, как комплексную проблему, так как на здоровье студентов оказывает влияние комплекс различных факторов, которые вызывают различные виды напряжения (физические, психические, физиологические, духовные, социальные и др.), требующие активизации приспособительных механизмов, снижающих риск разного рода заболеваний.

Рост интереса к здоровью студентов как к проблеме социальной в настоящее время вызван, в определённой мере, возрастающими требованиями к социальной сущности человека, к «социальному здоровью» общества, так как социальная природа многих заболеваний и вызываемых экономических потерь от них является угрозой для существования популяции людей или страха перед ними. Уязвимыми перед социальной природой многих болезней оказываются самые не защищённые слои населения: студенты, пенсионеры, дети, инвалиды.

Научно установлено, что неблагоприятные социально-экономические факторы (условия жизни, труда и отдыха, финансовый доход человека, качество питания и др.) существенно влияют на здоровье человека, его склонность к заболеваниям и способность им противостоять. В новых социальных условиях вузовского обучения, вчерашний школьник, претерпевает сложный социально-психофизиоло-гический процесс, сопровождаемый напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма студентов, он испытывает умственное и психоэмоциональное напряжение, сопровождаемое нарушением режима труда, отдыха и питания. Это не редко приводят к срыву адаптации и возникновению различных заболеваний. Такая ситуация предполагает необходимость внедрения в жизнь студента вуза практических мер, направленных на сохранение его здоровья: оптимизацию учебного процесса, улучшение технологий обучения, условий быта, качества питания и отдыха студентов.

Проблема здоровья и снижения уровня заболеваемости студентов вузов предполагает также активизации и привлекательности пропаганды ЗОЖ результативной борьбы с вредными привычками, эффективной оздоровительной и массовой спортивной работы, а также действенных организационных мер, в том числе, и со стороны руководства вузом.

Специалисты социальных структур вуза (управлений, отделов) осуществляют изучение различных проблем адаптации студентов к новому образу жизни, связанному с процессом обучения в вузе, которые влияют на здоровье студентов, а вот реализация мер по их решению, способных существенно оказывать профилактическую роль заболеваний - это комплексная и системная задача, прежде всего, самого вуза.

Фактор недооценки того, что в современных условиях развития высшего образования, характеризующегося интенсификацией учебной нагрузки, ростом информационных потоков и ИКТ-техно-логий, а также и хроническим дефицитом времени на их переработку по причине использования устаревших технологий обучения (ориентированных на заучивание неоправданно большого объема учебного материала) вносит существенный вклад в проблему здоровья студентов вуза.

Также существенным является сильный социально-экономический прессинг на различные стороны жизни студента, он приводят, как правило, к резкому росту заболеваемости среди студентов вуза.

К числу факторов, отрицательно влияющих на здоровье обучающихся студентов, исследователи относят такую проблему современного города, как транспортная недоступность, потому что студенты затрачивают на дорогу, как правило, много времени (2 ч. и более).

Существенным фактором, отягощающим обучение в вузе в современных рыночных условиях, стала острая необходимость совмещения его с работой. Безусловно, студенты заняты, как правило, низкооплачиваемым и малоквалифицированным трудом. Выполняя обязанности репетиторов, сторожей, дворников, грузчиков, официантов, охранников, часто в вечернее и ночное время, они испытывают как моральное, так и физическое неудовлетворение, накапливая при этом физическую и психологическую усталость, нарушение режима и питания. По данным в источниках уже на 1-2 курсах совмещают учебу с работой более 30 % юношей и 15 % девушек [3,4 и др.].

Исследователи к числу первичных факторов риска относят негативные привычки общества (чрезмерное употребление алкоголя, табак курение, низкий уровень физической активности,

избыточность или дефицит массы тела), оказывающие отрицательное воздействие на организм в виде развития хронических неинфекционных заболеваний. Исследования по оценке облика современного студента позволяют судить о том, что вредные привычки, которые имеют место уже в среде школьников, многократно возрастают среди студентов: так курящих студентов возрастает по сравнению со школьниками в 2,5 раза, употребляющих алкоголь - более чем в 4 раза. Около 80% студентов характеризуются низкой физической активностью, а избыточную массу тела или его дефицит демонстрирует более 20%. Интересно, что более 90% студентов считает необходимым делом проявлять заботу о здоровье, в то время каких реальное поведение, подрывающее здоровье, свидетельствует об обратном факте. Следует отметить, что в большинстве случаев (более 80%) студентов характеризуется наличием, так называемых, «общих факторов риска» по здоровью [3,4 и

др.].

Такой фактор как питание студентов необходимо сегодня характеризовать не просто как нерегулярное питание или всухомятку, что приводит к снижению массы тела, реже к избыточной массе, но и как недостаточное. В опросах студенты всё чаще указывают на ухудшение питания: в студенческих столовых оно не только несколько подорожало, но и уменьшилось в объеме или количестве. Но даже традиционно низкое качество кулинарной обработки теперь стало просто недоступным для 70% студентов, процесс развития которых ещё не закончился [3,4 и др.].

Особое место в обсуждаемой проблеме следует уделить такому аспекту, как адаптация к вузу, которая сопровождается, как правило, нервно-психическим напряжением, которое влияет на здоровье и успешность обучения студентов и особо проявляется на начальном этапе обучения. Факт срыва адаптационных механизмов студентов подтверждается значительным увеличением у них нервно-психических расстройств, которые приводят к отчислению из вуза и предоставления академических отпусков. По данным исследователей. Психоэмоциональное состояние во время семестра у большей части студентов (63%) находится в стадии функционального напряжения и перенапряжения, а у трети проявляется состояние срыва адаптационных процессов с некоторыми даже нозологическими формами заболеваний [1,2 и др.]. В период экзаменационной сессии число студентов с перенапряжением резко увеличивается. Несмотря на то, что в дальнейшем острота стресса уменьшается, его высокий уровень сохраняется.

Думается, следует обратить на, выявленный исследователями, факт связи между здоровьем студентов и их отдыхом. Изучение структуры и содержания свободного времени показало наличие статистически значимой связи между количеством жалоб на плохое самочувствие, состоянием нездоровья и времени пребывания студентов на воздухе. Свободное время студентов по многочисленным данным, в целом, значительно меньше средней продолжительности свободного времени молодежи других социальных групп [1-4 и др.].

Многочисленные приведённые в статье данные, полученные исследователями, позволяют констатировать, что состояние здоровья студентов свидетельствует о том, что эта проблема стала очень острой и является актуальнейшей для общества, государства, в связи с чем, необходима государственная поддержка здоровья и формирования ЗОЖ, включая важность разработки и реализации системы охраны здоровья студентов.

Проблема укрепления здоровья и его сбережения достаточно серьезная и имеет свою статистику. Итоги многочисленных исследований состояния здоровья молодежи свидетельствуют о крайне низком его уровне. По данным Минздрава и Госсанэпиднадзора РФ, только 14% студентов по России практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% - имеют хронические заболевания. У каждого четвертого студента обнаруживается патология сердечнососудистой системы, у каждого третьего - близорукость, нарушение осанки. Согласно исследованиям НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи учебно-воспитательный процесс особенно отрицательно сказывается на психосоматическом здоровье учащихся (малоподвижный образ жизни, умственные нагрузки, интенсификация учебного процесса и др.) отклонения со стороны нервной системы регистрируется у 32,6% девушек и 16,4% юношей, а 50% студентов нуждаются в помощи психолога. С каждым годом отмечается ухудшение состояния здоровья абитуриентов. Количество первокурсников, отнесенных к специальной медицинской группе, возросло в 2 раза по сравнению с 2010г. (с 7,4 до 23,4%). Увеличилось количество студентов с дефицитом массы тела до 20 кг, особенно у юношей.

Такое состояние здоровья молодежи - это результат не только длительного воздействия неблагоприятных социально-экономических факторов, но и результат нежелания заботиться о своем здоровье.

Таким образом, исследования по этому вопросу показали, что у большинства студентов отсутствуют знания основ культуры здоровья, понимая необходимость здорового образа жизни, они не владеют элементами здорового образа жизни, подвержены вредным привычкам, и только треть из них положительно относятся к проблеме двигательной активности и необходимости занятий физической культурой и спортом.

В этой связи, необходимо отметить, что в сложившихся обстоятельствах особое место сегодня в вузе должно принадлежать предупредительным мероприятиям, к которым следует отнести различного рода социальные мероприятии. В числе таких дел, на протяжении семи лет проводится ежегодная акция «Витаминизация». В течение месяца студенты проходят курс профилактики простудных и вирусных заболеваний, употребляя различные витамины, фиточаи, гематоген, рыбий жир, свежемороженые ягоды с медом и морсы из лесных ягод. По результатам исследований в студенческой поликлинике №10 муниципального учреждения здравоохранения «Городская больница №1 им. М.Н.Горбу-новой», снизилось число болеющих простудными заболеваниями на 23,7%. Также немаловажным является проведение спортивных турниров и конкурсов в спортзале и футбольном поле вуза, в сосновом бору города. Планомерно развивается проект «Коррекция фигуры», где студенты бесплатно, под руководством инструктора занимаются фитнесом. Традиционные встречи, в течение года с представителями Управления по контролю за оборотом наркотиков по Кемеровской области, где студенты получают информацию с просмотром документальных фильмов о вреде употребления психотропных и наркотических веществ.

Все это входит в разработку системы мер, направленную на снижение отрицательного воздействия психоэмоционального напряжения на здоровье студентов, особенно на начальном этапе обучения или в периоды экзаменационных сессий, а для этого необходимо уделить особое внимание разработке комплексной программы психогигиенической коррекции.

Убедительной является позиция тех исследователей, которые рассматривают охрану здоровья студентов не как отдельный элемент, что имеет место быть в практике вузов, а как часть общей системы учебно-воспитательной работы. Анализ современной практики планирования работы деканатов, кафедр вузов свидетельствует о том, что отдельные, разрозненные и разовые меры встречаются в них, как правило, в виде участия в спортивных мероприятиях, а в организации ЗОЖ студентов, охране здоровья и др. не нашло должного отражения. Например, в осуществлении профилактических мероприятий по охране здоровья студентов, например, практически не задействована связь между студенческими поликлиниками, деканатами, кафедрами. Отсутствие взаимодействия между ними в осуществлении лечебно-профилактического сопровождения студентов снижает эффективность и качество подготовки молодых специалистов. И здесь существенный вклад в координацию деятельности всех заинтересованных структур, ведомств и общественных объединений при решении проблем охраны здоровья студентов могли бы внести работники социальных управлений и отделов вуза. В этом плане интересен опыт вузов по созданию советов по оздоровлению студентов, которые организуют лечебно-оздоровительную работу, и по данным исследователей их создание оказывало положительное влияние на улучшение успеваемости.

В качестве основных задач таких советов были определены следующие:

- активное и привлекательное осуществление пропаганды здорового образа жизни (ЗОЖ) студентов в вузе на индивидуальном уровне;

-повышение уровня организации массовой оздоровительной и спортивной работы в учебном заведении,

- оптимизация учебного процесса на основе применения современных и здоровье сохраняющих технологий,

- вариативная и адаптивная физическая культура в вузе,

- улучшение материальных и санитарных условий обучения, быта, питания и отдыха студентов и

др.

Литература

1. Заруба НА. Актуальность адаптивного 1. Zaruba N.A. Aktual'nost' adaptivnogo podhoda k подхода к подготовке специалистов в условиях podgotovke specialistov v uslovijah social'nyh социальных трансформационных процессов transformacionnyh processov rossijskogo obshhestva. / российского общества. / Вестник Кемеровского Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta государственного университета культуры и искусств. kul'tury i iskusstv. 2014. № 4 (29-1). S. 109-115. 201A № 4 (29-1). G 109-115. 2.Zaruba N. A. Social'nye i pedagogicheskie aspekty

2.Заруба Н. А. Социальные и педагогические аспекты сохранения здоровья субъектов образовательного процесса / Казин Э.М., Федоров А.И., Панина Т.С., Заруба НА // Мир образования -образование в мире. 2001. № 1. С. 146.

3. Колпина Л. В. Теоретико-методологические основы исследования социального здоровья личности. - М.: СГУ, 2009. - 179 с.

4. Новак. Е.С. Здоровье студенческой молодежи. Медико-биологические аспекты. Вестник ВолГУ. Серия 7. Вып. 1. 2001 с.128

БоИгапепуа 7^гоу]а БиЬ#ек1оу obrazovatel'nogo ргосеББа / Кжш 1е.М., Fedoгov А.1., Рап1па Т.8., 2агиЬа КА. // М1г obгazovanija - obгazovanie V ш1ге. 2001. № 1. S. 146.

3. Kolpina Ь. V. Teoretiko-metodologicheskie osnovy issledovanija social'nogo zdorovja lichnosti. - М.: 8ви, 2009. - 179 б.

4. Novak. Б.8. Zdoгov'e studencheskoj шolodezhi. Mediko-biologicheskie aspekty. Vestnik VolGU. 8егуа 7. Vyp. 1. 2001 Б. 128

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.