УДК 371.03:502
© С.В. Мильситова, Н.А. Шмырева, Е.В. Журавлева, И.В. Тимонина
Посвящается светлой памяти Натальи Александровны Ложниковой
Роль образовательных учреждений в сохранении и укреплении здоровья учащейся молодежи
В статье определена роль образовательных учреждений в сохранении и укреплении здоровья учащейся молодежи, в формировании ценностного отношения к здоровью.
Ключевые слова: здоровье, здоровьесберегающие образовательные технологии, валеология, здоровый образ
© S.V. Milsitova, N.A. Shmyreva, E. V. Zhuravleva, I.V. Timonina
Role of educational institutions in preservation and strengthening of students health
The article defines the role of educational institutions in preservation and strengthening of studentshealth and development of valuable attitude to health.
Keywords: health, health saving educational technologies, valeology, healthy lifestyle.
Одной из первостепенных составляющих комфортного существования человека, движущей силой его жизнедеятельности, личностного роста, успешности как в профессиональной сфере, так и в повседневной жизни является хорошее состояние здоровья. В настоящее время в физическом развитии учащейся молодежи имеются серьезные проблемы, а именно: происходит ухудшение здоровья, наблюдается высокий уровень заболеваемости, значительная часть молодежи ведет нездоровый образ жизни. Проблема здоровья осложняется малоподвижным образом жизни, длительным пребыванием в закрытых помещениях, увлечением вредными привычками. Среди педагогических причин отмечается интенсивность учебного процесса, недостаточное просвещение о проблеме здоровья и правилах ведения здорового образа жизни, неразработанность программ и методических рекомендаций по формированию навыков ценностного отношения к собственному здоровью, что и составляет актуальность выдвинутой нами проблемы.
В научных трудах отмечается, что здоровье следует рассматривать на основе философского, медицинского, гигиенического, физиологического, валеологического, педагогического подходов. Философский подход рассматривает «здоровье» в феноменологическом, аксиологическом и других аспектах, соотнося с представлениями о смысле и ценности жизни; медицинский подход
предполагает признание здоровья как отсутствие болезней; гигиенический подход рассматривает здоровье с позиций факторов, ему угрожающих (в системе образования этот подход реализуется в регламентациях СанПиНов); физиологический подход используется для оценки здоровья человека (показатели его физиологических процессов: чем ближе они к установленным нормами и согласованы друг с другом, тем крепче здоровье); валеологический подход основан на принципах комплексного, междисциплинарного рассмотрения здоровья человека, процессов сохранения, укрепления и формирования его физического, психического (душевного) и духовнонравственного «здоровья» в их неразрывном единстве; педагогический подход основывается на следующих установках: во-первых, здоровьем должны заниматься медики (то есть система здравоохранения), во-вторых, учебный процесс не должен наносить заметного вреда здоровью обучающихся [4].
Следует отметить, что для нашего исследования важно понимание «здоровья» с позиции педагогической науки, т.к. педагогика рассматривает условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья человека; разрабатывает цели и задачи, содержание, технологии, направленные на формирование устойчивой мотивации сохранения и укрепления здоровья, приобщения человека к здоровому образу жизни.
жизни.
По нашему мнению, решение проблемы сохранения и укрепления здоровья человека связано с активностью личности в выборе и выполнении действий и поступков, способствующих укреплению систем организма, его адаптации к окружающей действительности, гармонии и благополучию физического, психического и социального здоровья.
Учитывая, что понятие «сбережение» имеет два различных значения: первое - откладывать, а не расходовать; второе - позволять ресурсам работать, а «сберечь» - значит не истратить, не израсходовать понапрасну, без надобности что-либо, «здоровьесбережение» мы понимаем как не истратить, не израсходовать понапрасну, без надобности, здоровье. Понятие «здоровьесбере-жение» рассматривается как система мер, нацеленных на сохранение здоровья человека. Здо-ровьесбережение учащейся молодежи предполагает систему государственных, общественных мероприятий, обеспечивающих гармоничное духовное и физическое развитие студентов, предупреждение заболеваний, а также деятельность, направленную на сохранение и повышение уровня их здоровья [4].
Наше исследование предполагает выделение личностного аспекта здоровьесбережения - отношение личности к своему здоровью как к ценности, поскольку такое отношение позволяет выстроить систему действий, способствующих сохранению и укреплению здоровья учащейся молодежи. Отношение описывается через интерес, мотивы, эмоции, установки личности обучающегося. Понимая интерес как избирательное отношение личности к объекту в силу его личностной значимости; мотив как преобладающее отношение, побуждение; эмоции как механизм переживания отношений; установки как готовность к целенаправленной деятельности, мы считаем, что совокупность вышеперечисленных понятий служит формированию устойчивой мотивации учащейся молодежи к здоровьесбере-жению, активности субъекта выполнять здоровьесберегающие действия.
Кроме того, потребность и необходимость выполнять действия, направленные на сохранение и укрепление здоровья, отношение учащейся молодежи к своему здоровью как к ценности, наличие ответственности за собственное здоровье, на наш взгляд, являются необходимыми условиями для того, чтобы быть здоровым. Поэтому важно актуализировать у обучающихся формирование ответственного отношения к своему здоровью.
Известно, что большую роль в здоровьесбе-режении человека играют различные факторы.
В научной литературе известны различные классификации факторов, мы остановимся на общеизвестных: внешних и внутренних группах факторов:
• внешние факторы (экзогенные), которые в значительной степени регулируются обществом; сюда входят социальные факторы (воспитание, быт, работа), они являются определяющими в формировании образа жизни;
• внутренние факторы (эндогенные) - это отношения, интересы, желания, потребности человека к здоровьесбережению.
К факторам внешней среды, оказывающим влияние на организм, следует отнести: энергетические воздействия (включая физические поля), динамический и химический характеры атмосферы, водный компонент, физические, химические и механические характеристики поверхности Земли, характер биосистем местности и их ландшафтных сочетаний; сбалансированность и стабильность климатических и пейзажных условий и ритма природных явлений.
Увеличение уровня механизации и автоматизации трудовых процессов привело к резкому уменьшению физического труда и увеличению психических нагрузок. Урбанизация и городской образ жизни приводят, среди прочего, к некоторому отставанию эмоционального развития личности от роста интеллектуального начала.
Средства массовой информации со ссылкой на статистические источники сообщают: ежегодно население страны убывает на 3 млн. чел.; рождаемость снизилась вдвое, а на одну семью приходится 0,8 ребенка. Детская смертность в России в 2 раза больше, чем в экономически развитых странах Европы, таких как Германия, Швейцария, Франция и др. Да и по продолжительности жизни Россия на 130-148 месте в мире. В 40 из 79 российских регионах продолжительность жизни населения сократилась на 5-7 лет (мужчины до 54-57; у женщин 60-65 лет). По уровню и продолжительности жизни наша страна на 20 лет отстает от европейских стран. Как известно, 40% мужчин не доживает до пенсии.
Особенно тяжелое положение складывается в крупных промышленных центрах, таких, как Кемерово - столица Кузбасса. Загрязнение атмосферы в нем превышает санитарные нормы в 10 раз и более; 10-12% населения страдает психическими нарушениями при средних значениях этого показателя - 4-5% [3].
Надо отметить, что и образ жизни современного человека не соответствует здоровому обра-
зу жизни. Он характеризуется гиподинамией и гипокинезией, перееданием, информационной перегруженностью, эмоциональным перенапряжением, злоупотреблением лекарственными препаратами, что и приводит, в конечном счете, к развитию так называемых болезней цивилизации. Поэтому проблемы формирования здорового образа жизни являются важнейшими для молодого поколения.
Как известно, под образом жизни большинством людей понимается устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экологических условиях способ жизнедеятельности человека, проявляющийся в нормах общения, поведения, складе мышления. При этом важнейшее значение в обеспечении образа жизни приобретает личностный компонент, который предполагает установление образа жизни в зависимости от наследственных типологических особенностей человека, наследственно обусловленных или приобретенных заболеваний либо нарушений состояния его регуляторноадаптивных систем или иммунитета, уровня ва-леологического воспитания, жизненных целевых установок, имеющихся доступных социальноэкономических условий.
Статистические данные показывают, что за последние два десятилетия состояние здоровья учащейся молодежи ухудшилось настолько, что сформировались такие устойчивые негативные тенденции, которые связаны с увеличением распространенности факторов риска, способствующих возникновению нарушений здоровья и развития, с ростом заболеваемости и инвалидности. Следует отметить, что сохраняется тенденция роста заболеваемости по обращаемости к врачам на 2-4% в год, увеличивается распространенность хронической патологии, снижается количество здоровых детей во всех возрастных группах.
И Кузбасс с его техносферной специализацией не исключение: в среднем более 35% дошкольников, 60% школьников и 85% студентов имеют хронические заболевания и нуждаются в стационарном лечении [3].
Как известно, только здоровый человек в полном объеме способен к активной саморегуляции поведения, к формированию индивидуальных программ здорового образа жизни, к продуктивной и творческой общественной деятельности. Поэтому в современном социуме поднимается значимость и ценность здоровья, ведь здоровье занимает доминирующее место в структуре человеческих ценностей.
Осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и здоровья на современном этапе развития общества становится не просто значимым, а ведущим фактором в обеспечении устойчивого развития общества и общественных отношений. Задачи формирования, укрепления и сохранения природного, генетически детерминированного здоровья человека, живущего в напряженной информационно-энергетической среде, создания экологически и эмоциональнокомфортной среды общения и труда становятся приоритетными для человека.
Именно обеспечение здорового развития каждого гражданина общества определяет жизнестойкость общества, государства в будущем. Поэтому мы считаем, что необходимо в государственной политике переориентироваться от преимущественной аккумуляции сил в «зонах риска» на профилактику их возникновения, на решение проблем воспитания жизнестойкости каждой личности, общества и государства в целом.
Цели современного образования с позиции сохранения здоровья можно определить достаточно четко: развитие природных возможностей ребенка, сохранение здоровья в дошкольном и младшем школьном возрасте, обеспечение физического развития и социального созревания в подростковом периоде, физического, нравственного самосовершенствования и социальнопсихологической адаптации учащихся в старших классах, профессиональной адаптации студентов и педагогов.
В этой связи очевидна роль преподавателя в формировании представлений учащейся молодежи о культуре здоровья, повышении интереса учащейся молодежи к здоровьесберегающим технологиям.
Мы считаем, что компетентность педагога в вопросах здоровья - важная составляющая его профессиональной культуры, требующая постоянного изучения вопросов рациональной организации учебного процесса, разработки и внедрения профилактических программ и здоровьесберегающих технологий.
Несомненно, состояние здоровья учащихся образовательных учреждений во многом зависит от организации специализированной системы условий образовательной среды.
Содержание и организация воспитательнообразовательного процесса учреждений образования на всех уровнях должны быть направлены на формирование у учащейся молодежи потребности в здоровье и здоровом образе жизни. В обобщенном виде именно комплекс концептуально взаимосвязанных между собой задач, со-
держания, форм, методов и приемов воспитания и обучения, сориентированных на развитие учащейся молодежи с учетом сохранения здоровья, воспитания личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирования представления о здоровье как ценности и мотивации на ведение здорового образа жизни и определяется как здоровьесберегающие образовательные технологии.
Генеральной стратегией реализации здоровьесберегающих образовательных технологий является такая организация воспитательнообразовательного процесса, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащейся молодежи происходит без нанесения ущерба здоровью. Грамотное решение этой задачи позволит решить также и другие, непосредственно с ней связанные: формирование и укрепление здоровья учащейся молодежи, воспитание культуры здоровья, а также сохранение здоровья педагогов.
Формирование культуры здоровья начинается с повышения грамотности всех педагогов по вопросам здоровья и здоровьесберегающих технологий, включения специальных предметов (валеология, культура здоровья и др.) в расписание занятий, что позволит сформировать здоровьесберегающее пространство образовательного учреждения. Необходимо, чтобы и сами молодые люди ощущали ответственность за состояние своего зрения, осанки, нервной системы, понимали, что только совместными усилиями можно получить необходимые результаты.
Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «здоровый образ жизни». Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.
С позиций генетической природы современного человека и ее соответствия условиям жизнедеятельности принято определять здоровый образ жизни как способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека и конкретным условиям жизни, направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций.
Здоровый образ жизни как система складывается из трех основных взаимосвязанных и
взаимозаменяемых элементов, трех культур: культуры питания, культуры движения и культуры эмоций. Отдельные оздоровительные методы и процедуры не дают желательного и стабильного улучшения здоровья, потому что не затрагивают целостную психосоматическую структуру человека.
В основе здорового образа жизни лежат биологические (возрастной, энергетический, укрепляющий, ритмичный, аскетичный) и социальные (эстетический, нравственный, волевой, самоог-раничительный) принципы. Реализация этих принципов сложна, противоречива и не всегда приводит к желаемому результату. Одна из основных причин этого - отсутствие прочной, сформированной с раннего детства мотивации на сохранение и укрепление своего здоровья.
Но сложившаяся система образования не в полной мере способствует формированию здорового образа жизни, поэтому знания взрослых людей о здоровом образе жизни не стали их убеждениями. В образовательных учреждениях рекомендации по здоровому образу жизни учащимся часто насаждаются в назидательной и категоричной форме, что не вызывает у них положительной реакции. А взрослые, в том числе педагоги, редко придерживаются указанных правил. Молодые люди не занимаются формированием своего здоровья, т.к. это требует волевых усилий, а в основном занимаются предупреждением нарушений здоровья и реабилитацией утраченного.
Поэтому в настоящее время наблюдается парадокс: при абсолютно положительном отношении к факторам здорового образа жизни, особенно в отношении питания и двигательного режима, в реальности их используют лишь 10-15% опрошенных нами педагогов и учащихся. Это происходит из-за низкой активности личности, поведенческой пассивности.
Поэтому следует отметить, что здоровый образ жизни должен целенаправленно и постоянно формироваться в течение жизни человека, а не зависеть от обстоятельств и жизненных ситуаций. В этом случае он будет являться рычагом первичной профилактики, укрепления и формирования здоровья, будет совершенствовать резервные возможности организма, обеспечивать успешное выполнение социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.
Педагоги и медики отмечают, что падение общего здоровья учащейся молодежи происходит потому, что мало кто из них ведет здоровый
образ жизни. А ведь именно здоровый образ жизни и является главным профилактическим мероприятием от различных заболеваний.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. По нашему мнению, решение проблемы сохранения и укрепления здоровья учащейся молодежи связано с активностью личности в выборе и выполнении действий и поступков, способствующих укреплению всех систем организма, его адаптации к окружающей действительности, гармонии и благополучию физического, психического и социального здоровья.
Мы считаем, что смыслообразующим компонентом здоровьесбережения является мотив, вызывающий активность в здоровьесбережении, поскольку мотивы, связанные с отношением молодых людей к здоровью, его укреплением и сохранением, его интересами, потребностями, желаниями являются побудительной силой, подталкивающей их к деятельности, направленной на укрепление, сохранение и сбережение здоровья.
Кроме того, на наш взгляд, пути решения проблемы здоровьесбережения учащейся молодежи должны сводиться к освоению целенаправленных действий, основанных на знании природы человека, сущности здоровья и защитных сил организма; формированию личной мотивации на сохранение и укрепление здоровья; воспитанию культуры здоровья; формированию оздоровительных стратегий в условиях учебы, занятий
спортом и их реализации; освоению методов ведения образовательной деятельности в здоровьесберегающем режиме; использование комплекса доступных естественных стимуляторов (двигательная активность, психоэмоциональное воздействие, средства восстановления) и др.
Таким образом, содержание учебновоспитательного процесса образовательных учреждений должно быть направлено на формирование представлений о здоровье как значимой ценности, мотивации на ведение здорового образа жизни. Эффективным средством решения проблемы здоровьесбережения является использование в образовательной практике здоровьесберегающих технологий.
Литература
1. Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса: учеб. пособие / под ред. Э.М. Казина. - Кемерово, 2005. - 215 с.
2. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: учеб. пособие / под ред. Э.М. Казина; ред. коллегия: Н.Э. Касаткина, Е.Л. Руднева, О.Г. Красношлыкова и др. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2009. - 347 с.
3. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: учеб. пособие. - М.: Владос, 2000. - 189 с.
4. Панчук Н.С., Шмырева Н.А. Формирование здоровьесберегающей ответственности студентов вуза. - Кемерово, 2011. - 133 с.
Мильситова Светлана Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики Кемеровского государственного университета. Е-mail: [email protected]
Шмырева Наталья Александровна, кандидат педагогических наук, доцент межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики Кемеровского государственного университета. E-mail: [email protected]
Журавлева Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики Кемеровского государственного университета. Кемерово, Красная, 6; +7(3842)583912.
Тимонина Ирина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики Кемеровского государственного университета. Кемерово, Красная, 6; +7(3842)583912.
Milsitova Svetlana Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, intercollegiate department of general and university pedagogy, Kemerovo State University. Е-mail: [email protected]
Shmyreva Nataliya Aleksandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, intercollegiate department of general and university pedagogy, Kemerovo State University. E-mail: n. shmireva@yandex. ru
Zhuravleva Elena Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, intercollegiate department of general and university pedagogy, Kemerovo State University. Kemerovo, Krasnaya, 6; +7(3842)583912.
Timonina Irina Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, intercollegiate department of general and university pedagogy, Kemerovo State University. Kemerovo, Krasnaya, 6; +7(3842)583912.