Научная статья на тему 'Забайкальское казачество как субъект патриотического воспитания молодежи'

Забайкальское казачество как субъект патриотического воспитания молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
28
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Ключевые слова
патриотизм / национальная идея / казачество / возрождение казачьих традиций / воспитание молодежи / патриотическое воспитание / Patriotism / national idea / Cossacks / revival of Cossack traditions / youth education / patriotic education

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лига Марина Борисовна, Щеткина Ирина Анатольевна, Захарова Елена Юрьевна

Введение. В современных условиях особое значение приобретает патриотическое воспитание молодежи, реализация которого возможна с использованием потенциала российского казачества. Цель статьи – на основе результатов анализа общественного мнения в Забайкальском крае исследовать отношение населения к казачеству и его роли в патриотическом воспитании молодого поколения. Материалы и методы. Материалами исследования послужили данные опроса 500 жителей Забайкальского края, проведенного в 2021–2022 гг. В качестве основного метода использовался опрос в форме анкетирования. В исследовании применялся метод кластерной (территориальной) одноступенчатой выборки. Методология исследования представлена теорией социальной идентичности В. А. Тишкова и педагогической теорией патриотического воспитания В. В. Иванова. Использованные методы помогли определить отношение населения Забайкальского края к казачеству и его роль в патриотическом воспитании молодого поколения. Результаты исследования. Выявлено, что в Забайкальском крае превалирует положительное отношение к казакам, их традициям и ценностям. Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют, что сегодня в обществе поддерживается процесс возрождения казачества. Показано, что казачество играет важную роль в патриотическом воспитании молодежи. Обсуждение и заключение. Ценность использования патриотических традиций казачества и необходимость участия казачества в патриотическом воспитании молодежи признают жители Забайкальского края. Полученные результаты могут быть использованы при разработке программ патриотического, духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на основе традиционных ценностей казачества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лига Марина Борисовна, Щеткина Ирина Анатольевна, Захарова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trans-Baikal Cossacks as a Subject of Patriotic Education of Youth

Introduction. In modern conditions, patriotic education of young people is of particular importance, the implementation of which is possible using the potential of the Russian Cossacks. The Russian Cossacks have the necessary resources for the formation of youth patriotism, including the presence of their own ideology, ethnopsychological and ethno-cultural features, behavioral models, the system of patriotic education as part of the “Cossack pedagogy”. This potential of the Cossacks should be used in the modern social practice of patriotic education from the younger generation. The purpose of the article is based on the results of the analysis of public opinion in the Trans-Baikal Territory to investigate the attitude of the population to the Cossacks and its role in the patriotic education of the younger generation. Materials and Methods. The methodology of the study is presented by the theory of social identity of V. A. Tishkov, the pedagogical theory of patriotic education of V. V. Ivanov. Within the framework of the study, the attitude of the Trans-Baikal Territory residents to the Cossacks and the opinion about the potential of the Cossacks in the patriotic education of young people are characterized. The study was conducted in 2021–2022. A survey in the form of a questionnaire was used as the main method. 500 residents of the Trans-Baikal Territory were interviewed. The method of cluster (territorial) singlestage sampling was used in the study. Results. It is revealed that in the Trans-Baikal Territory, a positive attitude to the Cossacks, their traditions and values prevails. The results obtained in the course of the study indicate that today the process of revival of the Cossacks is supported in society. It is shown that the Cossacks play an important role in the patriotic education of young people. Discussion and Conclusion. The residents of the Trans-Baikal Territory recognize the value of using the patriotic traditions of the Cossacks and the need for the participation of the Cossacks in the patriotic education of young people. The results obtained can be used in the development of programs of patriotic, spiritual and moral education of the younger generation based on the traditional values of the Cossacks.

Текст научной работы на тему «Забайкальское казачество как субъект патриотического воспитания молодежи»

fflH УДК 172.15-053.81

йЦ doi: 10.15507/2413-1407.125.031.202304.701-719 rlffif. Оригинальная статья

http://regionsar.ru ISSN 2413-1407 (Print) ISSN 2587-8549 (Online)

Забайкальское казачество как субъект патриотического воспитания молодежи

М. Б. Лига И. А. Щеткина И Е. Ю. Захарова

Забайкальский государственный университет (г. Чита, Российская Федерация) И irinasocio@mail.ru

Аннотация

Введение. В современных условиях особое значение приобретает патриотическое воспитание молодежи, реализация которого возможна с использованием потенциала российского казачества. Цель статьи - на основе результатов анализа общественного мнения в Забайкальском крае исследовать отношение населения к казачеству и его роли в патриотическом воспитании молодого поколения.

Материалы и методы. Материалами исследования послужили данные опроса 500 жителей Забайкальского края, проведенного в 2021-2022 гг. В качестве основного метода использовался опрос в форме анкетирования. В исследовании применялся метод кластерной (территориальной) одноступенчатой выборки. Методология исследования представлена теорией социальной идентичности В. А. Тишкова и педагогической теорией патриотического воспитания В. В. Иванова. Использованные методы помогли определить отношение населения Забайкальского края к казачеству и его роль в патриотическом воспитании молодого поколения. Результаты исследования. Выявлено, что в Забайкальском крае превалирует положительное отношение к казакам, их традициям и ценностям. Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют, что сегодня в обществе поддерживается процесс возрождения казачества. Показано, что казачество играет важную роль в патриотическом воспитании молодежи. Обсуждение и заключение. Ценность использования патриотических традиций казачества и необходимость участия казачества в патриотическом воспитании молодежи признают жители Забайкальского края. Полученные результаты могут быть использованы при разработке программ патриотического, духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на основе традиционных ценностей казачества.

Ключевые слова: патриотизм, национальная идея, казачество, возрождение казачьих традиций, воспитание молодежи, патриотическое воспитание

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Лига М. Б., Щеткина И. А., Захарова Е. Ю. Забайкальское казачество как субъект патриотического воспитания молодежи // Регионология. 2023. Т. 31, № 4. С. 701-719. https:// doi.org/10.15507/2413-1407.125.031.202304.701-719

© Лига М. Б., Щеткина И. А., Захарова Е. Ю., 2023

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

Original article

Trans-Baikal Cossacks as a Subject of Patriotic Education of Youth

M B. Liga, I A. Shchetkina H, E. Yu. Zakharova

Transbaikal State University (Chita, Russian Federation) H irinasocio@mail.ru

Abstract

Introduction. In modern conditions, patriotic education of young people is of particular importance, the implementation of which is possible using the potential of the Russian Cossacks. The Russian Cossacks have the necessary resources for the formation of youth patriotism, including the presence of their own ideology, ethnopsychological and ethno-cultural features, behavioral models, the system of patriotic education as part of the "Cossack pedagogy". This potential of the Cossacks should be used in the modern social practice of patriotic education from the younger generation. The purpose of the article is based on the results of the analysis of public opinion in the Trans-Baikal Territory to investigate the attitude of the population to the Cossacks and its role in the patriotic education of the younger generation.

Materials and Methods. The methodology of the study is presented by the theory of social identity of V. A. Tishkov, the pedagogical theory of patriotic education of V. V. Ivanov. Within the framework of the study, the attitude of the Trans-Baikal Territory residents to the Cossacks and the opinion about the potential of the Cossacks in the patriotic education of young people are characterized. The study was conducted in 2021-2022. A survey in the form of a questionnaire was used as the main method. 500 residents of the Trans-Baikal Territory were interviewed. The method of cluster (territorial) singlestage sampling was used in the study.

Results. It is revealed that in the Trans-Baikal Territory, a positive attitude to the Cossacks, their traditions and values prevails. The results obtained in the course of the study indicate that today the process of revival of the Cossacks is supported in society. It is shown that the Cossacks play an important role in the patriotic education of young people.

Discussion and Conclusion. The residents of the Trans-Baikal Territory recognize the value of using the patriotic traditions of the Cossacks and the need for the participation of the Cossacks in the patriotic education of young people. The results obtained can be used in the development of programs of patriotic, spiritual and moral education of the younger generation based on the traditional values of the Cossacks.

Keywords: Patriotism, national idea, Cossacks, revival of Cossack traditions, youth education, patriotic education

Conflict of interests. The authors declare that there is not conflict of interest.

For citation: Liga M.B., Shchetkina I.A., Zakharova E.Yu. Trans-Baikal Cossacks as a Subject of Patriotic Education of Youth. Russian Journal of Regional Studies. 2023;31(4):701-719. https://doi. org/10.15507/2413-1407.125.031.202304.701-719

Введение. Результатом трансформационных процессов, происходящих в России в конце 1990-х гг., стало возрождение различных социальных групп и общественных институтов, сыгравших большую роль в истории нашей страны, определивших во многом будущие векторы ее развития. Одной из таких групп стало казачество, выполняющее различные социальные функции: защиту Отечества, сохранение и трансляцию духовно-нравственных ценностей, патриотизма, формирование и реализацию принципов «казачьей педагогики», содержательный потенциал которой сегодня особенно востребован.

В современных российских условиях чрезвычайно важно правильно выстраивать образовательную и воспитательную политику формирования патриотизма, гражданственности. История цивилизации является ярким примером того, что без патриотизма как государственной идеологии и основы национальной идеи ни одна страна не добивалась успехов в решении стоящих перед ней задач.

О важности воспитания патриотизма, его первостепенной роли в национальной идее нашей страны постоянно говорит Президент Российской Федерации В. В. Путин: «Патриотизм заключается в том, чтобы посвятить себя развитию страны, ее движению вперед. А это совсем не значит, что нужно все время хвататься только за наше героическое прошлое. Нужно смотреть в наше не менее героическое и успешное будущее, и в этом залог успеха»1.

Примером объединения героического прошлого, активного настоящего и стремления обеспечить благополучное будущее служит российское казачество - уникальное явление, которого не знает ни одна страна. Оно родилось на основе боевого единства и православной веры. Казачество всегда представляло собой социальную группу, объединенную общими целями, традициями, ценностями. В современном социуме в силу специфических особенностей его развития в вопросах патриотического воспитания молодежи актуальным становится обращение к истории казачества, его традициям, ценностям, вере. Такой поворот обусловлен как объективными, так и субъективными факторами. К числу объективных можно отнести саму историю казаков, образцы деятельности и выполняемые социальные роли, отношение к вере, традициям. История казачества - это история нашей страны. Все катаклизмы, революции, войны, воплощение в жизнь новых мировоззренческих установок нашли отражение и свою рефлексию в деятельности казачества. Казачество не отделяло себя от истории России, верой и правдой служа ей, защищая ее границы, осваивая новые земли в Сибири и на Дальнем Востоке. Казаки всегда являлись активными участниками социокультурных, экономических, политических процессов.

Обращение к роли казачества в воспитании подрастающего поколения обусловлено и тем, что сегодня на историческую арену выходит новое поколение - цифровое, формирующее новый мир, новое образование, новое отношение к жизни, людям. Представители этого поколения живут в двух мирах: виртуальном и реальном, они ориентированы на самовыражение и самоактуализацию, нацелены на то, чтобы профессиональная деятельность стала их увлечением, они быстро адаптируются в окружающем их социальном пространстве, прекрасно владеют цифровыми технологиями, для них не существует авторитетов. Молодые люди активно участвуют в жизни страны, формируют интеллектуальный потенциал, создавая стратегический ресурс развития государства.

Однако следует обратить внимание и на ряд негативных тенденций, имеющих место в молодежной среде. Огромное воздействие на современную молодежь оказывает интернет, формируя мировоззрение, восприятие мира. Интернет сегодня - это огромное число различных материалов, не укладывающихся в существующие нормы и правила жизнедеятельности людей. Результатом этого воздействия становится рост преступности, агрессивности, наркомании, социального напряжения, национальной и религиозной нетерпимости среди молодежи, участия молодежи в различных политических акциях.

В связи с этим повышается значимость патриотического воспитания молодого поколения. Одним из его направлений в современных условиях становится

1 Путин рассказал о национальной идее России [Электронный ресурс] // Новости в России и мире. 2020. 10 мая URL: https://tass.ru/obschestvo/8438743 (дата обращения: 01.03.2023).

обращение к истории казачества, примерам его патриотизма, верности России. Актуализирует эту проблему и то, что казачество как социальная общность с присущими ей характеристиками (наличие собственной идеологии, этнопсихологические и этнокультурные особенности, поведенческие модели) рефлексирует в себе процессы, идущие в обществе, различные социальные практики. Важный момент, детерминирующий использование опыта, традиций казачества заключается в том, что казаки на всем протяжении своей истории занимали активную позицию в решении многих значимых для России вопросов социально-экономического, политического, военного развития.

В современных условиях основные направления деятельности казачьих обществ сформулированы в Стратегии государственной политики в отношении казачества на 2021-2030 гг. Среди прочих в документе выдвинута задача «...воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма, гражданской ответственности и готовности служению Отечеству с опорой на духовно-нравственные основы и ценности российского казачества.», а также активное привлечение казачества к участию в реализации государственной молодежной политики2. Важным моментом, детерминирующим участие казачества в патриотическом воспитании, является работа с детьми, подростками и молодежью, которая велась на всем протяжении становления казака как личности, воина, земледельца, семьянина, гражданина. В педагогике казачества заложен огромный духовно-нравственный, интеллектуальный потенциал, для реализации которого использовались различные технологии: рассказы о прошлом, участие в жизни казачьих станиц, постижение традиций, ценностей, религиозно-нравственных устоев, воинской чести и доблести, которые становились частью мировоззрения казака. Формировалось умение передавать из поколения в поколение чувство патриотизма, верности традициям3.

Проблема патриотизма в современных условиях приобретает особую актуальность и требует обращения к истории нашей страны, ее героическому прошлому, прошлому различных этносов, конфессий, социальных групп, которые показали высокий уровень патриотизма, опыт его воспитания, а их история - это история героического служения родине. Одной из таких групп стало казачество, прошлое которого есть образец проявления патриотизма.

Цель статьи - по материалам проведенного исследования в Забайкальском крае оценить отношение жителей региона к казачеству, выявить потенциал забайкальского казачества в патриотическом воспитании молодого поколения.

Обзор литературы. Происходящие в Российской Федерации процессы общественно-политических и социально-экономических преобразований выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, демократического государства, обеспечивающего конституционную свободу граждан, их правовую и социальную защищенность.

2 Об утверждении Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021-2030 годы [Электронный ресурс] : Указ Президента Рос. Федерации № 505 от 9 авг. 2020 г. URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/63878 (дата обращения: 06.02.2023).

3 Исторические основы геополитического потенциала российского казачества : моногр. / под ред. Л. О. Терновой. М. : ИНФРА-М, 2018. 195 с.

Успешное решение этих задач требует от населения рефлексии происходящего, выработки активной жизненной позиции, практической деятельности в интересах общества и государства, предполагает необходимость формирования у граждан России, прежде всего у молодежи, духовно-нравственных качеств4. Особое значение придается воспитанию патриотизма, в становлении которого большую роль играет российское казачество [1-3]. Особое внимание социологи уделяют изучению роли молодежи в возрождении традиций казачества на региональном уровне, исследованию механизмов развития гражданского самосознания молодежи на основе традиционных ценностей казаков [4].

Современные условия роста социальной напряженности повышают опасность этнорелигиозного экстремизма, который негативно влияет на взгляды и ценностные ориентации различных групп российского населения, что обусловливает необходимость социологического анализа роли добровольных общественных формирований, в том числе казачества, для пресечения акций этнонационального экстремизма5 [5].

Усиление интереса ученых и российской общественности к истории и культуре забайкальского казачества наблюдается в 1980-е гг. Появляются работы исторического, историко-политического, социально-экономического плана, в которых казаки рассматривались с позиций классического для советской историографии подхода6. В 1990-е гг. были опубликованы исследования, свободные от норм классового подхода в изучении казачества, что оказало влияние на увеличение количества краеведческих, публицистических и художественных произведений7. Современные авторы занимаются выявлением и описанием конкретных исторических актов, событий и биографий, связанных с деятельностью казаков [6; 7], уделяя особое внимание «советскому казачеству», которое в период войны продемонстрировало свою лояльность власти и патриотическое служение Родине [8]. Широко изучаются вопросы идентичности казаков8 [9-11], выполнения ими социально значимых функций по обеспечению безопасности территорий на основе сформированных социально-значимых представлений и принципов [12].

Анализ современной литературы показывает, что существует большой пласт исследований роли казачества в формировании патриотизма. Ученые выделяют следующие аспекты изучения данного направления: выявление социального потенциала казачества в формировании патриотизма [13; 14]; рассмотрение истории и традиций казачества как основы патриотического воспитания молодежи [15]; духовно-нравственное и военно-патриотическое воспитание патриотизма казачьей молодежи [16]. Одним из главных механизмов формирования казачеством

4 Путин рассказал о национальной идее России...

5 Канев М. Н., Назаров В. Л. Привлечение потенциала казачества к профилактике экстремизма // Инновационный потенциал молодежи: спорт, культура, образование. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2022. С. 236-241.

6 Вишнякова Н. А. Казачество как социальный феномен [Электронный ресурс] // Огарев-online. 2019. № 14. URL: http://journal.mrsu.ru/arts/kazachestvo-kak-socialnyj-fenomen (дата обращения: 02.03.2023).

7 Константинова Т. А. Казачество // Энциклопедия Забайкалья. Читинская область. Новосибирск : Наука, 2000. Т. 1. С. 213.

8 Идентичность и конфликт в постсоветских государствах : сб. ст. / Моск. центр Карнеги, Carnegie endowment for intern. peace; под ред. М. Б. Олкотт, В. Тишкова, А. Малашенко. М. : Б. и., 1997. 490 с.

патриотизма становится система образования9, в которой создан институт казачьей педагогики10. В ее основу положены высокая гуманность, приверженность православию, общинность, глубокая традиционность, жизненная стойкость и мужество, а также высокий уровень патриотизма и боеготовности казаков, который, как утверждают историки, с одной стороны, обладает четкой структурированностью казачьих общностей, с другой - демократичностью отношений внутри них11.

Ученые изучают российское казачество как социальный феномен12, исследуют процесс его возрождения как одного из элементов гражданского общества для повышения потенциала взаимодействия казачества и власти [7].

В научной литературе большое внимание уделяется анализу особенностей забайкальского казачества. Основными аспектами изучения являются обсуждение сущности, современного положения13 и развития Забайкальского казачьего войска14.

Труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные исследованию казачества и его роли в формировании патриотизма, представлены тремя направлениями: осуществление попытки изучить казачество, их историю и возрождение15; изучение вопросов идентичности в целом и казачества в частности [17; 18]; анализ современных проблем патриотизма16 [17] и роли казачества в его формировании [9].

Большой пласт зарубежной литературы посвящен рассмотрению направлений развития идентичности, ее проблем, а также ресурсов интеграции на основании общих культурных и социальных ценностей на примере различных стран мира. Изучается роль формирования идентичности в становлении современного образования в Китае, основанного на рефлексии западных ценностей в контексте традиционных китайских ценностей17.

9 Иванов В. В. Роль преподавания предмета «История казачества» в гражданском и патриотическом воспитании учащихся образовательных учреждений // Потенциал образования для самореализации и развития талантов у молодежи. Материалы региональной научно-практической конференции, посвященной Году педагога и наставника. Иркутск : ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет имени А. А. Ежевского», 2023. С. 47-51.

10 Тумурхонова Н. В. К вопросу о развитии школьного образования в казачьей среде Забайкалья в XIX - начале XX вв. // Комплексное развитие сельских территорий : материалы междунар. науч.-практ. конф., посвященной 60-летию экономического факультета ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В. Р. Филиппова». Улан-Удэ : ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В. Р. Филиппова», 2022. С. 215-221.

11 Быкадоров И. Ф. Казаки в Отечественной войне 1812 года. М. ; Б. : Директ-Медиа, 2020. 165 с.; Костомаров Н. И. Казаки: исторические монографии и исследования. М. ; Б. : Директ-Медиа, 2020. 656 с.

12 Вишнякова Н. А. Казачество как социальный феномен.

13 Жуков А. В., Жукова А. А., Филимонов А. В. Идентичность забайкальских казаков : мо-ногр. Чита : ЗабГУ, 2019. 290 с.; Константинова Н. Н. Вклад читинского краеведческого музея в изучение и популяризацию истории и культуры забайкальского казачества // Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Забайкалья : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Чита : ЗабГУ, 2019. С. 267-271.

14 Константинова Т. А. Казачество.

15 Crichton K. The Sound of Cossack Thunder [Электронный ресурс] // The New York Times Magazine : сайт. URL: https://www.nytimes.com/1993/10/31/magazine/the-sound-of-cossack-thunder. html; Konovalov P. The Cossacks in Australia and Russia's Special Operation in Ukraine [Электронный ресурс] // New Eastern Outlook. 2022, May 8. URL: https://journal-neo.org/2022/05/08/the-cossacks-in-australia-and-russia-s-special-operation-in-ukraine (дата обращения: 02.03.2023).

16 Savelyev A. Peoples of Russia: The Cossacks // Commentary. 1993. Vol. 36, issue 3. Pp. 6-8.

17 ШШ-. [Цянь Минхуэй. Различные парадигмы локальных исследований в китайской образовательной антропологии и предложение трехуровневого взгляда на сознание] [Электронный ресурс]. URL: http://www.shehui.pku.edu.cn/ wap/second/index.aspx?nodeid=2031&page=ContentPage&contentid=9801 (дата обращения: 21.04.2023).

Зарубежные ученые большое внимание уделяют исследованию европейской идентичности [19], роли политики государства по развитию указанных процессов [17]. Важным в изучении становится вопрос о соотношении идентичности и европеизации внешней политики [20]. Л. Менанд отмечает, что актуальными становятся проблемы формирования региональной идентичности на примере США, важную роль в этих процессах занимает становление чувства патриотизма18. Также анализ современной зарубежной литературы показывает, что широко исследуются проблемы формирования идентичности на Ближнем Востоке [4].

Проведенный обзор научной литературы показывает, что на сегодняшний день изучены аспекты забайкальского казачества как субъекта патриотического воспитания в рамках исторического, педагогического, культурологического подходов. В настоящее время, когда человеческий ресурс становится движущей силой развития социума, актуализируется проблематика проведения социологических исследований казачества, его роли в патриотическом воспитании молодого поколения Забайкальского края через оценку отношения населения разных возрастных групп к казачеству.

Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили положения теории социальной идентичности, автором которой является отечественный исследователь В. А. Тишков, а также конструкты педагогической теории патриотического воспитания, разработанной В. В. Ивановым.

Эмпирическая база проведенного исследования представлена результатами опроса населения Забайкальского края на тему «Роль забайкальского казачества в патриотическом воспитании молодого поколения», проведенного научным коллективом Забайкальского государственного университета под руководством М. Б. Лига. Полученные результаты позволили оценить мнение жителей Забайкалья о потенциале забайкальского казачества в патриотическом воспитании современной молодежи.

Социологическое исследование было осуществлено методом анкетного опроса. Анкета содержала 41 вопрос. Вопросы были направлены на исследование мнений забайкальцев о сущности патриотизма, отношения к духовно-нравственным основам и ценностям российского казачества, отношения к казачеству, мнений об участии забайкальского казачества в патриотическом воспитании молодежи. География исследования включала в себя 31 муниципальный район и 4 городских округа Забайкальского края. Полевой этап исследования проходил в ноябре 2021 г. - январе 2022 г. Объем выборочной совокупности составил 500 респондентов. От всех респондентов было получено информированное согласие на участие в исследовании и обработку их ответов.

По гендерному признаку среди респондентов преобладают женщины (52 % от общего количества опрошенных), мужчины составили 48 %. Распределение респондентов по возрасту: от 18 до 35 лет - 34 % респондентов; от 36 до 60 лет -49 %; от 61 года и старше - 17 %. Значительная часть респондентов (39 %) заняты в производственной сфере и сельском хозяйстве; существенную группу (24 % )

18 Menand L. Patriot Games: The New Nativism of Samuel P. Huntington [Электронный ресурс] // The New Yorker : сайт. 2004. May 17. URL: https://www.newyorker.com/magazine/2004/05/17/ patriot-games (дата обращения: 31.09.2023).

представляют работники социальной сферы и сферы услуг; 12 % - пенсионеры; 10 % - студенты; 6 % - военнослужащие; 2 % - безработные; еще 7 % выбрали вариант «другое» («сезонная работа», «работа вахтовым методом», «самозанятый» и др.). Этнический состав респондентов характеризуется представителями разных национальностей в пропорциях, соответствующих генеральной совокупности населения Забайкальского края. В соответствии с процедурой выборочного исследования доверительная вероятность (точность) составила 95 %, доверительный интервал (погрешность) - в пределах ±5 %. Обработка социологической информации осуществлялась с использованием пакета прикладных программ SPSS 17.0, данные округлены до целых.

Результаты исследования. Отношение жителей Забайкалья к казачеству. В настоящее время отношение к казачеству весьма противоречиво как среди населения, так и среди самих казаков. Данная ситуация объективно обусловлена положением казаков, отношением к ним государства, а также самой казачьей историей. Отношение респондентов к казачьему движению в Забайкальском крае выглядит следующим образом: более половины респондентов (54 %) относятся к нему положительно или скорее положительно, а 39 - скорее отрицательно и отрицательно, 7 % - затруднились с ответом. Полученные результаты подтверждаются ответами на вопрос об отношении населения к процессу возрождения казачества, фиксируют отношение населения к казачеству в целом. Большая часть участников опроса (56 %) поддерживают возрождение казачества, 29 - не поддерживают, 9 - ничего не знают о данном процессе, затруднились с ответом 6 % респондентов. При этом имеются существенные различия ответов в разных возрастных группах (табл. 1).

Т а б л и ц а 1. Распределение ответов на вопрос «Как Вы относитесь к казачьему движению в России и Забайкальском крае?» в разных возрастных группах, %19

T a b l e 1. Distribution of answers to the question "How do you feel about the Cossack movement in Russia and the Trans-Baikal Territory?" in different age groups, %

Вариант ответа / Response options Население в целом / General population Респонденты в возрасте от 18 до 35 лет / Respondents aged 18 to 35 Респонденты в возрасте от 36 до 60 лет / Respondents aged 36 to 60 years Респонденты в возрасте от 61 года и старше / Respondents aged 61 and older

Положительно / 40 46 44 30

Positive

Скорее положительно / 14 15 15 12

Rather positive

Скорее отрицательно / 23 26 19 24

Rather negative

Отрицательно / 16 12 13 23

Negative

Затрудняюсь ответить / 7 1 9 11

I find it difficult to answer

Дифференциация результатов опроса по возрастным группам респондентов показала, что наибольшую поддержку казачества оказывает молодежь, наименьшую - представители старшей возрастной группы.

19 Здесь и далее в статье таблицы и рисунок составлены авторами.

Противоречивое отношение к казачеству в обществе во многом обусловлено, по мнению респондентов, рядом причин. Опрошенные отмечают, с одной стороны, активное участие казачества в жизни региона, позитивную роль в патриотическом воспитании подростков и молодежи, с другой - излишнее внимание казаков к внешним атрибутам («вычурная форма», «бравада»), навязывание своих традиций, ценностей, культуры. Таким образом, становится очевидным, что казачество признано большинством населения, однако далеко не все поддерживают развитие казачьего движения.

Важным моментом в определении отношения общества к казачеству является выстраиваемый им диалог с населением. Для изучения этой проблематики респондентам было предложено оценить уровень информированности о деятельности казачьих обществ в Забайкальском крае. Анализ ответов показывает, что 37 % респондентов знают о деятельности казачества очень хорошо (высокий уровень информированности); 25 % опрошенных уровень своей информированности оценивают как средний; почти ничего не знают о работе казачьего движения в Забайкальском крае (низкий уровень информированности) 22 % респондентов; затруднились с ответом 16 % респондентов. Таким образом, значительная часть опрошенных (62 %) имеют представление о деятельности казачества в Забайкальском крае и своем населенном пункте. Уровень информированности о работе казачьих обществ в Забайкальском крае различается среди представителей разных возрастных групп: наиболее высокий уровень отмечается у старших возрастных групп, молодежь явно недостаточно информирована о казачестве (табл. 2). Полученные результаты показывают, что, несмотря на низкую информированность молодежи о деятельности казачьих обществ в Забайкальском крае, молодые люди высказывают поддержку данному сообществу. Этот факт необходимо учитывать при планировании и организации мероприятий по патриотическому воспитанию и просвещению молодежи Забайкалья.

Т а б л и ц а 2. Распределение ответов на вопрос «Оцените уровень своей информированности о деятельности казачьих обществ в Забайкальском крае» в разных возрастных группах, % T a b l e 2. Distribution of answers to the question "Assess your level of awareness about the activities of Cossack societies in the Trans-Baikal Territory" in different age groups, %

Вариант ответа / Response options Население в целом / General population Респонденты в возрасте от 18 до 35 лет / Respondents aged 18 to 35 Респонденты в возрасте от 36 до 60 лет / Respondents aged 36 to 60 years Респонденты в возрасте от 61 года и старше / Respondents aged 61 and older

Высокий уровень / 37 27 42 42

High level

Средний уровень / 25 23 30 22

Average level

Низкий уровень / Low level 22 23 24 19

Затрудняюсь ответить / 16 12 19 17

I find it difficult to answer

Полученные в ходе исследования данные позволяют оценить, пользуются ли казаки авторитетом среди населения Забайкалья: по мнению трети респондентов (33 %), казаки пользуются высоким авторитетом у населения, 23 % ответили, что

казаки пользуются авторитетом при определенных обстоятельствах, а 27 % отмечают их низкий уровень авторитета. 13 % дали однозначный ответ: «казаки не пользуются авторитетом среди населения региона»; 4 % респондентов затруднились с ответом. Таким образом, большая часть респондентов (56 %) считают, что казаки имеют авторитет среди населения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формирование современного представления о казачестве и его роли в российском обществе тесно связано с возрождением казачества, которое началось в 1990-х гг. как историко-культурное движение, ставившее своей целью возрождение культурных и исторических традиций среди населения и потомков казаков. Основными факторами, обусловившими процесс возрождения казачества и его стремление адаптировать историю казачества к современным реалиям, были пробуждение национального сознания, уход с исторической арены такой социальной группы, как советский народ, поиск новой идентичности. Сам процесс возрождения предстает как две взаимосвязанные тенденции: во-первых, это обращение к прошлому казачества, к казачьей истории, во-вторых, это конструирование новых социальных, управленческих и культурных форм. Хотя сегодня многие ученые говорят не о возрождении казачества, а о становлении неоказачества20.

Многие ученые, общественные деятели, да и сами казаки считают, что возрождение казачества тормозят само государство и государственная политика в отношении казаков. Среди причин, породивших данную ситуацию, называются разделение казаков на «реестровых» и «нереестровых», недостаточное их привлечение к государственной службе, отсутствие условий для создания поселений казаков, низкий уровень поддержки их инициативы и самостоятельности.

Одной из проблем, тормозящих возрождение казачества, является поиск его идентичности. Кто такие казаки - этнос, социальная группа или сословие? В научной и обыденной практике нет однозначного ответа на данный вопрос. В Стратегии государственной политики в отношении казачества на 2021-2030 гг. дается определение казачеству как социокультурной общности; выделяется цель деятельности казаков - служение Российскому государству и обществу21.

При выявлении отношения общества к казачеству важно учитывать социальный статус казаков, который во многом обусловлен самоидентификацией казачества, осуществляющейся на основе этнического, сословно-социального и эмоционально-психологического факторов. Респонденты имели возможность оценить свою принадлежность к этой социальной группе: 39 % респондентов относят себя к казакам (казачкам); 43 % дали на этот вопрос отрицательный ответ, остальные (18 %) затруднились с ответом. При этом респонденты, считающие себя казаками, отметили, что они идентифицируют себя с казачеством на основании следующих критериев: по происхождению (55 %), по долгому сроку жизни на территории, обжитой казаками (34 %), по образу жизни и действий (12 %), по членству в казачьем обществе (15 %); 12 % опрошенных затруднились с ответом. В процессе исследования было выявлено, что треть респондентов (33 %) являются членами казачьих организаций, принимают участие в их мероприятиях

20 Маркедонов С. М. Казачество в общественно-политических исканиях русской радикальной интеллигенции // Гуманитарная мысль Юга России в XX веке. Краснодар, 2000. С. 93-97.

21 Об утверждении Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021-2030 годы...

и разделяют духовно-нравственные ценности казачества. Следует обратить внимание на то, что респонденты могли идентифицировать себя по нескольким критериям, предложенным в анкете. Таким образом, среди опрошенных нет строгих субъективных критериев самоидентифакации, а большая часть из них относят себя к казакам по происхождению, т. е. по примордиальным основаниям.

В современной науке существует позиция, согласно которой казаки - это этносоциальная группа. Казачество как этносоциальная группа, исходя из определения этноса, должно обладать такими признаками, как наличие обычаев, особого уклада жизни, культуры, но самый главный признак - это этническое самосознание как осознание своего единства. В настоящее время среди выделенных выше признаков сохраняются лишь этническое самосознание, обычаи, традиции.

По мнению Н. А. Вишняковой, казачество можно смело называть этносоциальной группой. Это обосновано тем, что казачеству присущи такие черты, как «.. .единство территории проживания, автохтонные наследственно-родовые связи, трансляция во времени культурных особенностей и традиций, в том числе и языковых»22. В исследованиях 90-х гг. ХХ в. получила свое распространение идея признания казаков народом.

В процессе нашего исследования было важно определить отношение населения к проблеме идентификации казаков. Мнения участников по этому вопросу разделились. Так, 43 % респондентов считают, что казаки - это самостоятельный народ России, 34 - сословие, 29 - члены казачьих обществ, внесенных в государственный реестр, 16 - этносоциальная группа, 13 - социокультурная общность, 12 % - культурно-этническая общность (респонденты могли выбрать несколько ответов). Большинство участников опроса отмечают идентификацию казачества как народа и сословия. Полученные результаты показывают, что значительная часть респондентов не выдвигает на передний план этнический критерий идентификации казачества; не популярна идентификация казаков и как социокультурной и культурно-этнической общности.

Идентичность казаков рефлексируется, прежде всего, через оценку объединяющих признаков казачества. Респонденты имели возможность отметить, что именно объединяет казаков. Наиболее популярный вариант «традиции, обычаи, образ жизни» выбрали 34 % опрошенных; «общая история», «общая территория» (24 и 23 % соответственно); 19 % респондентов отмечают вариант «род деятельности». Полученные данные еще раз подтверждают обозначенную выше позицию: в обыденной практике нет строго очерченных критериев, характеризующих идентичность казачества.

Участие забайкальского казачества в патриотическом воспитании молодежи. Значимым аспектом исследования, определяющим основные направления деятельности казачьих организаций, является изучение идей, пропагандируемых забайкальскими казаками. Эта оценка представляет собой взгляд на деятельность казачества со стороны, на реализуемые современными казаками мероприятия, перспективы совершенствования работы казаков. Так, по мнению значительной части опрошенных забайкальцев (58 %), казаки пропагандируют идеи патриотизма.

22 Вишнякова Н. А. Казачество как социальный феномен.

Более половины респондентов (53 %) отмечают, что казачьи организации отстаивают идеи сохранения своей культуры. 34 % участников опроса отмечают, что казаки защищают свои традиционные ценности. 30 % респондентов считают, что для них важна верность воинским традициям, четверть опрошенных (26 %) отмечают значимость в деятельности казаков идей православия. Исходя из полученных данных, можно считать, что у забайкальцев сформировался целостный образ деятельности казачества. Основные идеи, пропагандируемые казачьими организациями, детерминированы целями и задачами, стоящими перед казаками, самой историей казачества, ее конструированием в современных условиях.

В современную эпоху - эпоху качественных преобразований всех сфер жизни общества, самого человека - актуальным становится патриотическое воспитание на исторических традициях, ценностях. Важная роль в реализации этой задачи принадлежит казачеству как защитнику Отечества, гражданину, демонстрирующему примеры героизма, мужества, любви к Родине. Казачество - это «действующее лицо» истории России. В связи с этим респондентам было предложено дать оценку потенциала забайкальского казачества в плане его влияния на патриотическое воспитание молодежи. Большинство респондентов (65 %) однозначно отмечают значительную роль казачьих организаций в патриотическом воспитании подрастающего поколения; четверть опрошенных (26 %) считают, что их деятельность не повлияет на патриотическое воспитание молодежи; затруднились с ответом 9 % респондентов (рисунок). Таким образом, результаты еще раз доказывают, что казаки занимают важное место в современном социуме.

%

Да, могут / Yes, they can Нет, не могут / No, they can't Затрудняюсь ответить /

I find it difficult to answer

■ Население в целом / General population

■ Респонденты в возрасте от 18 до 35 лет / Respondents aged 18 to 35

■ Респонденты в возрасте от 36 до 60 лет / Respondents aged 36 to 60 years

■ Респонденты в возрасте от 61 года и старше / Respondents aged 61 and older

Р и с у н о к. Распределение ответов на вопрос «Могут ли забайкальские казаки оказать влияние на патриотическое воспитание молодежи?» в разных возрастных группах, % F i g u r e. Distribution of answers to the question "Can Trans-Baikal Cossacks influence on the patriotic education of young people?" in different age groups, %

Участие казачества в патриотическом воспитании молодежи обусловлено самой деятельностью казачьих организаций сегодня. Полученные данные вполне объяснимы: казачьи организации в рамках своих функций занимаются просветительской, духовно-нравственной деятельностью, используя примеры

героического прошлого казаков. Важным фактором обращения к патриотизму казачества является то обстоятельство, что история казачества сочетает традиции свободы и традиции государственности [21; 22].

Сегодня сложились и прошли апробацию различные формы патриотического воспитания на традициях забайкальских казаков: массовые мероприятия, казачьи классы в школах, введение казачьего компонента в учебные планы образовательных учреждений разного уровня, участие в православных праздниках, летние казачьи смены в лагерях и др. Воспитание на традициях патриотизма казачества - это активное участие прошлого в настоящем и будущем, использование исторического потенциала в формировании мировоззрения молодежи, ее ценностных ориентаций. Одним из факторов, определяющих влияние казачества на патриотическое воспитание, является сама многовековая история казачества, сформировавшая такие духовно-нравственные ценности, как любовь к Родине, военной службе, чувство помощи и поддержки, преданность православной вере, прочность семейных отношений.

О необходимости привлечения казачества к мероприятиям по совершенствованию социальной жизни свидетельствуют мнения респондентов: 51 % поддерживают активное участие казачьих организаций в воспитании патриотизма молодежи, а 26 % считают, что казаки уже сегодня берут на себя миссию по воспитанию патриотизма у молодежи Забайкалья, реализуют меры по возрождению патриотических традиций. Учитывая, что духовность является одной из идентификационных характеристик казаков, 24 % видят ответственность казаков в деле возрождения духовных ценностей молодежи. Важность участия казачества в формировании будущего России отмечают 10 % респондентов, а 5 % видят ценность участия казаков в поддержании общественного порядка. Респондентам было также предложено оценить опыт и возможности забайкальских казаков воспитывать чувство патриотизма у молодого поколения. Большинство участников опроса (43 %) положительно оценивают потенциал казачества в патриотическом воспитании молодежи, 38 % отмечают их недостаточный опыт в этом направлении; затруднились с ответом 19 %.

Казаки всегда были патриотами России. На протяжении своей истории, эволюции социального статуса они не только служили Родине, но и создали образцы воспитания молодежи, будущих казаков. Поэтому сегодня актуализируется необходимость обращения к опыту патриотического воспитания казаков. Респондентам было предложено оценить необходимость воспитания молодежи на патриотических традициях казачества. Значительная доля опрошенных (60 %) отмечают важность использования идей патриотизма казачества в воспитании современной молодежи. 26 % выразили сомнение в их необходимости, а 14 % затруднились с ответом. При этом респонденты, поддерживающие значимость воспитания современной молодежи на идеях патриотизма казачества, отмечают, что основной формой развития патриотизма молодых людей является их активное привлечение к деятельности казачьих обществ, участие в реализуемых ими проектах и программах, направленных на сохранение казачьей культуры, традиций, истории казаков. Респонденты справедливо полагают, что только таким образом, на практике, могут быть

восприняты идеи патриотизма. Именно так идеи могут стать действенной формой адаптации забайкальской молодежи в современном социальном пространстве, выработки своего восприятия мира.

Необходимость использования идей патриотизма, основой которого является традиционная культура как совокупность ценностей, традиций, профессиональных умений и навыков казака как воина-защитника и гражданина, объясняется следующими факторами: содержанием самого патриотизма казачества, педагогическими идеями и опытом, накопленными казаками в деле воспитания воина-защитника как основной функции казаков, определяющей их образ жизни и позицию гражданина. Эти две взаимосвязанных идеи пронизывают всю «казачью педагогику», отражают специфику деятельности забайкальского казака, особенности его быта23.

Педагогическая система казачества включала совокупность прикладных знаний, накопленных казаками и передаваемых молодому поколению, формирование личности казака через изучение фольклора, эпоса, преданий, вовлечение молодежи в социальную практику (игры, различные воинские действия и др.), а также систему духовно-нравственных ценностей. Следует обратить внимание на то, что педагогика казачества реализовывалась не через специальные учебные заведения. Основными субъектами воспитания были семья, казаки-наставники, казачье войско. Казака воспитывали в повседневной жизни и через повседневность. Основой педагогической системы казаков является идея, пронизывающая весь уклад жизни казачества: «Казаком нужно родиться! Казаком нужно стать! Казаком нужно быть!». Все эти моменты подтверждают необходимость использования опыта казаков в патриотическом воспитании молодежи.

Обсуждение и заключение. Возрождение казачества сегодня вызывает множество споров, порождает весьма противоречивые точки зрения: казачество рассматривают как социальный эксперимент, социальный проект, изучают становление неоказачества, реконструкцию казачества применительно к новым условиям. Следует отметить, что большинство ученых, политических деятелей, сами казачьи организации, а также значительная часть молодежи поддерживают процесс возрождения казачества. В настоящий момент сложилось неоднозначное представление о казаках как социальной общности, их происхождении и роли в современной социальной практике. Стремление самих казаков к возрождению, с одной стороны, а с другой - деятельность государства по «вписыванию» казаков в социум, становятся актуальным явлением сегодняшнего дня. В процессе решения данной задачи используются самые разнообразные технологии. Как дань прошлому казачества можно расценивать появление государственного реестра казаков, что вызывает неоднозначные реакции самих казаков и населения, создание казачьих общественных организаций, деятельность казачьих классов в образовательных учреждениях, проведение лагерных смен, казачьих фестивалей и др.

Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о том, что жители Забайкалья поддерживают возрождение казачества. Казаки - это

23 Пономаренко С. В. История забайкальского казачества // Вехи истории Бурятии. Улан-Удэ : Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В. Р. Филиппова. 2021. С. 75-94.

сложное, неоднородное, многофункциональное социальное образование, не имеющее строго очерченных доминантных признаков идентификации и самоидентификации, которые в целом носят субъективный характер. Так было в истории, так происходит и сегодня. Раньше любой гражданин по рождению или своему желанию мог стать казаком, а многие из современных казаков причисляют себя к данной группе по происхождению. Если раньше требовалось исповедание православия, то сегодня этот признак самоидентификации стал необязательным [23].

Одним из идентификационных признаков казаков является патриотизм, любовь к Родине, ее защита, что было не раз подтверждено самой историей казачества. Это актуализирует участие казачества в патриотическом воспитании молодежи на примере истории, подвигов казаков на разных этапах своего развития. Молодые люди, проживающие на территории Забайкальского края, уверены, что казаки могут и способны приобщать молодежь к традициям прошлого как значимого условия формирования ее мировоззрения, ценностных ориентаций. Патриотизм казачества носит практический характер и рефлексируется в ценностях казаков. Реализуя идею патриотизма в своей деятельности, казаки становятся субъектом истории. Кроме того, важным моментом, детерминирующим актуальность трансляции патриотизма казаков на современную молодежь, является вера самого казачества в возможность использования казачьих ценностей, традиций в современном обществе. С другой стороны, казачество становится носителем сохраненных духовно-нравственных ценностей, а также воином и гражданином, обладающим специфическим мировоззрением и восприятием мира.

Казачество имеет огромный опыт воспитания патриотизма, накопленный веками. Использование традиций казачества в воспитании патриотизма сегодня предполагает реализацию следующих видов ресурсов:

- содержательные (казачьи ценности, традиции);

- организационные (деятельность казачьих организаций в сфере патриотического воспитания во взаимодействии с другими социальными институтами);

- социально-педагогические (современные социально-педагогические практики казачества)24 [15].

Ценность использования патриотических традиций казачества и необходимость участия казаков в патриотическом воспитании молодежи признают жители Забайкальского края. Казачество сегодня выступает значимым ресурсом в формировании патриотических, духовно-нравственных ценностей, поскольку представляет собой единство духовности и военной силы.

Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении и научном осмыслении феномена патриотизма в условиях полиэтничного общества, процесса формирования чувства патриотизма у молодежи. Перспективы исследования связаны с формированием системы ценностей, идеалов, смыслов современного российского общества в существующих исторических реалиях на основе ценностей патриотизма. Теоретические положения и выводы статьи могут быть полезны краевым и муниципальным органам власти при разработке

24 Иванов В. В. Роль преподавания предмета «История казачества» в гражданском и патриотическом воспитании.

проектов в сфере патриотического воспитания; в деятельности политических организаций, общественных движений Забайкальского края, учителям школ, преподавателям вузов, занимающихся вопросами воспитания молодежи, преподающих дисциплины социогуманитарного профиля.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Николина В. В. Ценностно-целевые ориентиры воспитания патриотизма в контексте социокультурных трансформаций российского общества // Нижегородское образование. 2021. № 2. С. 13-21. URL: http://nizhobr.nironn.ru/sites/default/files/NO-%20%E2%84%962%282021%29_0.pdf (дата обращения: 31.09.2023).

2. Сергеев О. И. Переселение российского казачества на Дальний Восток в середине XVII -начале XX вв.: основные этапы и их особенности // Труды института истории, археологии и этнографии ДВО РАН. 2022. № 37. С. 14-24. https://doi.org/10.24412/2658-5960-2022-37-14-24

3. Сиверская И. В., Болдырева Л. М., Штейнгардт Н. С. Особенности патриотического воспитания в казачьей среде в XVIII - начале XX вв. // Казачество. 2021. № 52. С. 66-71. EDN: YCWVXW

4. Астанкова Е. Н., Мезенцева Е. В. Роль молодежи в возрождении казачества в регионах традиционного проживания казаков: социологическое исследование // Концепт. Спецвыпуск. 2014. № 30. С. 1-8. URL: https://e-koncept.ru/2014/14852.htm (дата обращения: 31.09.2023).

5. Найденко В. Н. Пресечение проявлений насильственного этнорелигиозного экстремизма: экспертные оценки // Вестник Института социологии. 2023. Т. 14, № 1. С. 137-154. https://doi. org/10.19181/vis.2023.14.1.8

6. Зверев В. А., Пономарев И. И. Сибирское казачье войско: возобновление поколений казаков и неказачьего населения в конце имперского периода // Исторический курьер. 2022. № 4 (24). С. 148-163. https://doi.org/10.31518/2618-9100-2022-4-13

7. Немгирова С. Н., Манцаева А. А. Потенциал современного казачества // Вестник Института комплексных исследований аридных территорий. 2018. № 1 (36). С. 55-59. https://doi. org/10.24411/2071-7830-2018-10009

8. Рвачева О. В. Создание советского казачества на Юге России в середине 1930-х - начале 1940-х гг. // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4. История. 2014. № 3 (27). С. 81-92. https://doi.Org/10.15688/jvolsu4.2014.3.9

9. Riabov O. The Symbol of the Motherland in the Legitimation and Delegitimation of Power in Contemporary Russia // Nationalities Papers. 2020. Vol. 48, issue 4. Pp. 752-767. https://doi. org/10.1017/nps.2019.14

10. Годовова Е. В., Васильев И. Ю. Обзор современных публикаций, посвященных исследованию этнического состава казачьих войск // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019. Т. 25, № 3. С. 7-15. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obzor-sovre-mennyh-publikatsiy-posvyaschennyh-issledovaniyu-etnicheskogo-sostava-kazachih- voysk (дата обращения: 31.09.2023).

11. Сень Д. В., Швайба Н. И. Международная научно-практическая конференция «Казачество на службе Отечеству» (г. Ростов-на-Дону, 28 ноября 2022 г.) // Известия вузов. СевероКавказский регион. Общественные науки. 2022. № 4. С. 109-112. URL: https://izvestiya.sfedu.ru/ social-sci/ru/archive/content/2022/SS%204,22.pdf (дата обращения: 31.09.2023).

12. Михайлова Е. А. Российское казачество: факторы самоидентификации // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2017. № 4. С. 130-144. https:// doi.org/10.14515/monitoring.2017.4.09

13. Голубев В. В. Патриотизм как фактор устойчивости социальных систем экзистенциальный аспект морали российского общества // Инновационная наука. 2021. № 11-2. С. 54-59. URL: https://aeterna-ufa.ru/sbornik/IN-2021-11-2.pdf (дата обращения: 31.09.2023).

14. Щупленков О. В. История и традиции казачества - основа патриотического воспитания молодежи // Казачество. 2014. № 8. С. 41-60. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/is-toriya-i-traditsii-kazachestva-osnova-patrioticheskogo-vospitaniya-molodezhi (дата обращения: 31.09.2023).

15. Ивченков С. Г., Сайганова Е. В. Ценностные ориентиры и их влияние на восприятие патриотизма у молодежи // Вестник Института социологии. 2020. Т. 11, № 2. C. 106-125. https://doi. org/10.19181/vis.2020.11.2.643

16. Дзюбан В. В. Духовно-нравственное и военно-патриотическое воспитание казачьей молодежи // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2012. № 2. С. 60-64. EDN: PYNQNX

17. Decoding the Dynamics of Social Identity / W. Hall [et al.] // Social Psychological and Personality Science. 2019. Vol. 10, issue 4. Рр. 542-552. https://doi.org/10.1177/1948550618772582

18. Smaldino P. E. Social Identity and Cooperation in Cultural Evolution // Behavioural Processes. 2019. Vol. 161. Pp. 108-116. https://doi.org/10.1016/j.beproc.2017.11.015

19. Fotou M. Identity and Migration: From the "Refugee Crisis" to a Crisis of European Identity // Political Identification in Europe: Community in Crisis? / eds. by A. Machin and N. Meidert. Bingley : Emerald, 2021. P£. 21-40. https://doi.org/10.1108/978-1-83982-124-020211004

20. Lisbeth A. Role Identity and the Europeanisation of Foreign Policy: A Political-Cultural Approach // Rethinking European Union Foreign Policy / eds. by B. Tonra, T. Christiansen. Manchester University Press, 2004. Pp. 81-91. https://doi.org/10.7765/9781526137647.00011

21. Peretyatko A. Y. The Importance of "Thoughts on Being Profitable for the State in the Financial Relation of the System of Contributing Irregular Troops by Special Population Groups, Enjoying for this Military Service Exemptions and Privileges" of N. I. Krasnov in the Legacy of the Author, and Social-Political Life of the Don 1860 // History and Historians in the Context of the Time. 2017. Vol. 15, no. 1. Pp. 4-22. URL: https://hhct.cherkasgu.press/en/archive.html?number=2017-03-31-23:31:45&-journal=18 (дата обращения: 31.09.2023).

22. Spencer R. The Palestinian Delusion: The Catastrophic History of the Middle East Peace Process. New York : Bombardier Books, 2019. 304 p. URL: https://books.google.ru/books/about/The_Pal-estinian_Delusion.html?id=MguyDwAAQBAJ&redir_esc=y (дата обращения: 31.09.2023).

23. Филимонов А. В. Проблемы сущности и идентичности казачества в исследовательских концепциях истории и этнографии // Гуманитарный вектор. 2017. № 1. С. 42-50. URL: https://zabvektor.com/wp-content/plugins/zv-magazine-manager/article-information-page.php?arti-cle=474&locale=ru (дата обращения: 31.09.2023).

Поступила в редакцию 22.03.2023; поступила после рецензирования 15.05.2023; принята к публикации 24.05.2023.

Об авторах:

Лига Марина Борисовна, доктор социологических наук, профессор, декан социологического факультета Забайкальского государственного университета (672039, Российская Федерация, г. Чита, ул. Александро-Заводская, д. 30), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4068-9709, m-liga@inbox.ru

Щеткина Ирина Анатольевна, кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социальной работы Забайкальского государственного университета (672039, Российская Федерация, г. Чита, ул. Александро-Заводская, д. 30), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0532-0524, irinasocio@mail.ru

Захарова Елена Юрьевна, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии Забайкальского государственного университета (672039, Российская Федерация, г. Чита, ул. Александро-Заводская, д. 30), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9022-3520, aglena_72@mail.ru

Заявленный вклад авторов:

М. Б. Лига - обоснование концепции исследования, планирование исследования; обобщение результатов исследования; интерпретация результатов исследования; формулирование выводов.

И. А. Щеткина - проведение полевого исследования, сравнительного анализа; обобщение результатов исследования; интерпретация результатов исследования; разработка дизайна обзорно-аналитического исследования; формулирование выводов.

Е. Ю. Захарова - обоснование концепции исследования, планирование исследования; формулирование выводов; анализ литературы по теме исследования; критический анализ и доработка текста.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Nikolina V.V. Value Guidelines for the Education of Patriotism in the Context of Social and Cultural Transformations of Russian Society. Nizhny Novgorod Education. 2021;(2):13-21. Available at: http://nizhobr.nironn.ru/sites/default/files/NO-%20%E2%84%962%282021%29_0.pdf (accessed 31.09.2023). (In Russ., abstract in Eng.)

2. Sergeev O.I. The Resettlement of the Russian Cossacks to the Far East in the Middle of the 17th - Early 20th Centuries: the Main Stages and their Features. Proceedings of the Institute of History, Archaeology and Ethnology FEB RAS. 2022;(37):14-24. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi. org/10.24412/2658-5960-2022-37-14-24

3. Siverskaya I.V., Boldyreva L.M., Steinhardt N.S. Features of Patriotic Education in the Cossack Environment in the 18th and early 20th Centuries. The Cossacks. 2021;(52):66-71. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: YCWVXW

4. Astankova E.N., Mezenceva E.V. The Role of Youth in the Revival of the Cossacks in the Regions of Traditionally Inhabited by the Cossacks: A Sociological Study. Koncept. 2014;(30):1-8. Available at: https://e-koncept.ru/2014/14852.htm (accessed 31.09.2023). (In Russ., abstract in Eng.)

5. Najdenko V.N. Suppression of Manifestations of Violent Ethno-Religious Extremism: Expert Assessments. VestnikInstituta sotziologii. 2023;14(1):137-154. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi. org/10.19181/vis.2023.14.1.8

6. Zverev V.A., Ponomarev I.I. Siberian Cossack Army: Renewal of Generations of Cossacks and Non-Cossack Population at the End of the Imperial Period. Historical Courier. 2022;(4):148-163. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.31518/2618-9100-2022-4-13

7. Nemgirova S.N., Mancaeva A.A. The Potential of Modern Cossacks. Vestnik Instituta kom-pleksnyh issledovanij aridnyh territorij. 2018;(1):55-59. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi. org/10.24411/2071-7830-2018-10009

8. Rvacheva O.V. Formation of Soviet Cossacks Community in the South of Russia in the mid-1930s - early 1940s. Science Journal of Volgograd State University. History. Area Studies. International Relations. 2014;(3):81-92. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.15688/jvo-lsu4.2014.3.9

9. Riabov O. The Symbol of the Motherland in the Legitimation and Delegitimation of Power in Contemporary Russia. Nationalities Papers. 2020;48(4):752-767. https://doi.org/10.1017/ nps.2019.14

10. Godovova E.V., Vasiliev I.Yu. Review of Modern Publications on the Ethnic Composition of the Cossack Armies. Vestnik of Samara University. History, Pedagogics, Philology. 2019;25(3):7-15. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/obzor-sovremennyh-publikatsiy-posvyaschennyh-issle-dovaniyu-etnicheskogo-sostava-kazachih-voysk (accessed 31.09.2023). (In Russ., abstract in Eng.)

11. Sen' D.V., Shvaiba N.I. International Scientific and Practical Conference "Cossacks in the Service of the Fatherland" (Rostov-on-Don, November 28, 2022). Bulletin of Higher Educational Institutions. North Caucasus Region. 2022;(4):109-112. Available at: https://izvestiya.sfedu.ru/social-sci/ru/ archive/content/2022/SS%204,22.pdf (accessed 31.09.2023). (In Russ., abstract in Eng.)

12. Mihajlova E.A. Russian Cossacks: Factors of Self-Identification. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes Journal. 2017;(4):130-144. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi. org/10.14515/monitoring.2017.4.09

13. Golubev V.V. [Patriotism as a Factor in the Stability of Social Systems is an Existential Aspect of the Morality of Russian Society]. Innovation Science. 2021;(11-2):54-59. Available at: https://aeter-na-ufa.ru/sbornik/IN-2021-11-2.pdf (accessed 31.09.2023). (In Russ., abstract in Eng.)

14. Shchuplenkov O.V. [The History and Traditions of the Cossacks are the Basis of the Patriotic Education of Youth]. The Cossacks. 2014;(8):41-60. Available at: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/istoriya-i-traditsii-kazachestva-osnova-patrioticheskogo-vospitaniya-molodezhi (accessed 31.09.2023). (In Russ.)

15. Ivchenkov S.G., Sajganova E.V. Values and their Influence on the Perception of Patriotism among Young People. Vestnik Instituta sotziologii. 2020;11(2):106-125. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.19181/vis.2020.11.2.643

16. Dzyuban V. V. Spiritual-Moral and Military-Patriotic Education of the Cossack Youth. Vestnik of Kostroma State University. 2012;(2):60-64. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: PYNQNX

17. Hall W., Schmader T., Aday A., Croft E. Decoding the Dynamics of Social Identity. Social Psychological and Personality Science. 2019;10(4):542-552. https://doi.org/10.1177/1948550618772582

18. Smaldino P.E. Social Identity and Cooperation in Cultural Evolution. Behavioural Processes. 2019;161:108-116. https://doi.org/10.1016/j.beproc.2017.11.015

19. Fotou M. Identity and Migration: From the "Refugee Crisis" to a Crisis of European Identity. In: Machin A., Meidert N., editors. Political Identification in Europe: Community in Crisis? Bingley: Emerald; 2021. p. 21-40. https://doi.org/10.1108/978-1-83982-124-020211004

20. Lisbeth A. Role Identity and the Europeanisation of Foreign Policy: A Political-Cultural Approach. In: Tonra B., Christiansen T. Rethinking European Union Foreign Policy. Manchester University Press; 2004. p. 81-91. https://doi.org/10.7765/9781526137647.00011

21. Peretyatko A.Y. The Importance of "Thoughts on Being Profitable for the State in the Financial Relation of the System of Contributing Irregular Troops by Special Population Groups, Enjoying for this Military Service Exemptions and Privileges" of N. I. Krasnov in the Legacy of the Author, and Social-Political Life of the Don 1860. History and Historians in the Context of the Time. 2017;15(1):4-22. Available at: https://hhct.cherkasgu.press/en/archive.html?number=2017-03-31-23:31:45&journal=18 (accessed 31.09.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Spencer R. The Palestinian Delusion: The Catastrophic History of the Middle East Peace Process. New York: Bombardier Books; 2019. Available at: https://books.google.ru/books/about/The_Pal-estinian_Delusion.html?id=MguyDwAAQBAJ&redir_esc=y (accessed 31.09.2023).

23. Filimonov A.V. The Problems of the Cossacks' Essence and Identity in History and Ethnography Research Concepts. Humanitarian Vector. 2017;(1):42-50. Available at: https://zabvektor.com/ wp-content/plugins/zv-magazine-manager/article-information-page.php?article=474&locale=ru (accessed 31.09.2023). (In Russ., abstract in Eng.)

Received 22.03.2023; revised 15.05.2023; accepted 24.05.2023.

About the authors:

Marina B. Liga, Dr. Sci. (Sociol.), Professor, Dean of the Faculty of Sociology, Transbaikal State University (30 Alexandro-Zavodskaya St., Chita 672039, Russian Federation), ORCID: https://orcid. org/0000-0002-4068-9709, m-liga@inbox.ru

Irina A. Shchetkina, Cand. Sci. (Sociol.), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Social Work, Transbaikal State University (30 Alexandro-Zavodskaya St., Chita 672039, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0532-0524, irinasocio@mail.ru

Elena Yu. Zakharova, Dr. Sci. (Philos.), Professor, Head of the Department of Philosophy, Transbaikal State University (30 Alexandro-Zavodskaya St., Chita 672039, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9022-3520, aglena_72@mail.ru

Contribution of the authors:

M. B. Liga - justifying the research concept, planning the research; summarizing the research results; interpreting the research results; formulating conclusions.

I. A. Shchetkina - conducting a field study, comparative analysis; summarizing research results; interpreting research results; developing a survey-analytical research design; formulating conclusions.

E. Yu. Zakharova - justification of the research concept, research planning; formulation of conclusions; literature analysis on the research topic; critical analysis and revision of the text.

The authors have read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.