Научная статья на тему 'РОЛЬ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ КУБАНСКИХ КАЗАКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ КУ-БАНСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА'

РОЛЬ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ КУБАНСКИХ КАЗАКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ КУ-БАНСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
37
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история / Кубанское казачье войско / культурно-исторические традиции казачества / православие / образование / воспитание / народная педагогика кубанского казачества. / history / Kuban Cossack army / cultural and historical traditions of the Cossacks / Orthodoxy / education / upbringing / folk pedagogy of the Kuban Cossacks.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Емельянов Ю. Н.

Актуальность исследования культурно-исторических традиций кубанских казаков вызвана необходимостью их использования в образовательной среде возрождённого Кубанского казачьего войска, чтобы выполнить главную цель казачьего движения – подготовить казачью молодёжь к службе государственным интересам Российской Федерации. Создание условий для традиционной казачьей социализации в настоящее время позволит более эффективно формировать в молодом поколении кубанцев казачью идентичность как военно-служилого сообщества, с высоким чувством патриотизма, способного в любых ситуациях выполнить поставленную задачу во благо государственных интересов. Автор статьи показывает, какие казачьи традиции, сложившиеся в историческом прошлом кубанских казаков, приобрели определённую роль в современной системе казачьего образования, в аспекте патриотического воспитания кубанской молодёжи. Раскрыта роль семейных, общественных и православных соционормативов в формировании основных ценностных установок подрастающего поколения казаков – быть славными защитниками Отечества. Приведены примеры положительных результатов влияния культурно-исторических традиций на молодых казаков, проявивших в наши дни казачью удаль на службе России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF CULTURAL AND HISTORICAL TRADITIONS OF THE KUBAN COSSACKS IN THE MODERN EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE KUBAN COSSACK ARMY

The relevance of the study of the cultural and historical traditions of the Kuban Cossacks is caused by the need to use them in the educational environment of the revived Kuban Cossack army in order to fulfill the main goal of the Cossack movement to prepare Cossack youth to serve the state interests of the Russian Federation. The creation of conditions for traditional Cossack socialization at the present time will make it possible to more effectively form in the younger generation of the Kuban Cossack identity as a military service community, with a high sense of patriotism, capable of fulfilling the task in any situation for the benefit of state interests. The author of the article shows which Cossack traditions that have developed in the historical past of the Kuban Cossacks have acquired a certain role in the modern system of Cossack education, in the aspect of patriotic education of the Kuban youth. The role of family, social and Orthodox socionormatives in the formation of the basic values of the younger generation of Cossacks – to be glorious defenders of the Fatherland is revealed. Examples of positive results of the influence of cultural and historical traditions on young Cossacks who have shown Cossack prowess in the service of Russia today are given.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ КУБАНСКИХ КАЗАКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ КУ-БАНСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА»

— ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Научная статья

https://doi.org/10.23672/HSCP.2023.21.70.005 УДК 37.017:94(470.620)

© ®

Attribution

сс by

РОЛЬ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ КУБАНСКИХ КАЗАКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ КУБАНСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА

Емельянов Ю.Н.

филиал Кубанского государственного университета, г. Славянск-на-Кубани

Аннотация. Актуальность исследования культурно-исторических традиций кубанских казаков вызвана необходимостью их использования в образовательной среде возрождённого Кубанского казачьего войска, чтобы выполнить главную цель казачьего движения - подготовить казачью молодёжь к службе государственным интересам Российской Федерации. Создание условий для традиционной казачьей социализации в настоящее время позволит более эффективно формировать в молодом поколении кубанцев казачью идентичность как военно-служилого сообщества, с высоким чувством патриотизма, способного в любых ситуациях выполнить поставленную задачу во благо государственных интересов. Автор статьи показывает, какие казачьи традиции, сложившиеся в историческом прошлом кубанских казаков, приобрели определённую роль в современной системе казачьего образования, в аспекте патриотического воспитания кубанской молодёжи. Раскрыта роль семейных, общественных и православных со-ционормативов в формировании основных ценностных установок подрастающего поколения казаков - быть славными защитниками Отечества. Приведены примеры положительных результатов влияния культурно-исторических традиций на молодых казаков, проявивших в наши дни казачью удаль на службе России.

Ключевые слова: история, Кубанское казачье войско, культурно-исторические традиции казачества, православие, образование, воспитание, народная педагогика кубанского казачества.

THE ROLE OF CULTURAL AND HISTORICAL TRADITIONS OF THE KUBAN COSSACKS IN THE MODERN EDUCATIONAL ENVIRONMENT

OF THE KUBAN COSSACK ARMY

Abstract. The relevance of the study of the cultural and historical traditions of the Kuban Cossacks is caused by the need to use them in the educational environment of the revived Kuban Cossack army in order to fulfill the main goal of the Cossack movement - to prepare Cossack youth to serve the state interests of the Russian Federation. The creation of conditions for traditional Cossack socialization at the present time will make it possible to more effectively form in the younger generation of the Kuban Cossack identity as a military service community, with a high sense of patriotism, capable of fulfilling the task in any situation for the benefit of state interests. The author of the article shows which Cossack traditions that have developed in the historical past of the Kuban Cossacks have acquired a certain role in the modern system of Cossack education, in the aspect of patriotic education of the Kuban youth. The role of family, social and Orthodox socionormatives in the formation of the basic values of the younger generation of Cossacks - to be glorious defenders of the Fatherland - is revealed. Examples of positive results of the influence of cultural and historical traditions on young Cossacks who have shown Cossack prowess in the service of Russia today are given.

Keywords: history, Kuban Cossack army, cultural and historical traditions of the Cossacks, Orthodoxy, education, upbringing, folk pedagogy of the Kuban Cossacks.

Введение. С момента возрождения кубанского му воспитанию кубанской молодёжи. По их ини-

казачества, в конце ХХ в., казачьи общества циативе и при поддержке муниципальных орга-

взяли на себя обязательства по патриотическо- нов власти в поселениях Краснодарского края

Yuri N. Emelyanov

branch of the Kuban State University, Slavyansk-on-Kuban

— ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ —

стали создаваться детско-юношеские казачьи учреждения, направленные на формирование патриотического сознания кубанской молодёжи. В орбите влияния организаций Кубанского казачьего войска стала складываться определенная казачья образовательная среда. Важной стала проблема применения народных педагогических методик, а также культурно-исторических традиций кубанского казачества в деле приобщения молодёжи к казачьему движению, формирования казачьей идентичности в подрастающем поколении кубанцев [1, с. 297-298].

Особую актуальность в казачьей образовательной среде приобрел военный аспект. События последних лет потребовали более активного внедрения в сознание казачьей молодёжи традиционной тяги к несению государственной службы. В этом случае, стал весьма полезным накопленный исторический опыт казачьей боевой подготовки, проверенный на практике доблестной службой казаков во всех войнах.

Постепенно были созданы условия, способствующие дать ключевую роль культурно-историческим традициям в воспитании служилого сознания. Важнейшим из них стало Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 93 «О видах государственной или иной службы», согласно которому, в Российской Федерации общества казаков получили право воплотить в жизнь одну из основных программных задач возрождающего казачества - выполнять государственную службу: военную, таможенную, природоохранительную [2]. Предоставленные современному казачеству сферы деятельности, соответствуют характеру казачьей службы в прошлом, что обусловило необходимость пристальнее исследовать традиционные формы и методы всесторонней подготовки казаков к государственной службе, для поиска оптимальных путей использования казачества в интересах государства.

Обсуждение. Необходимость развития образовательной среды кубанского казачества и поэтапного приобщения молодёжи к государственной службе привели к обсуждению целого ряда проблем, среди которых не последнее место занимает вопрос о том: Какие традиционные методы воспитания кубанского казачества будут применимы сегодня и станут рациональными? Безусловно, что в наше время невозможно, а порой и недопустимо, использовать все традиционные казачьи образовательные и воспитательные приёмы. Однако существует среди них немало проверенных, которые при определенной переработке можно и сейчас результативно задействовать для подготовки будущих защитников государственных интересов. Важно, чтобы не только педагоги и казачьи общества работали в этом направлении, но и родители учащихся казачьих образовательных учреждений.

Специалистами по казачьей истории выделяется первостепенная роль православной веры в формировании служилого сознания кубанских

казаков. Все важные события и мероприятия в жизни кубанских казаков, в семье и в станице, сопровождались молитвенным обращением к Богу. Повседневная бытовая жизнь проходила в рамках православных норм и обрядов. Эту всеобъемлющую религиозность казаков учёные-историки объясняют характером их службы -выполнением боевых задач опасных для жизни. Исследователи данной проблематики единогласны в утверждении «ничто так не развивает в человеке религиозного чувства, как постоянная война!» [3; 4, с. 109].

Результаты. Заслуживает пристального внимания система особых военно-служилых обычаев в казачьем быту, которые и сегодня вполне уместны в формировании воинской ментальности казаков. Например, воспитание казака-воина можно, согласно традициям, начинать в «с пелёнок». При рождении мальчика, в первые часы жизни ему даётся потрогать шашку и ружьё. Возможно, здесь значимо не только соблюдение колоритного ритуала как такового, но и первое ощущение ребенка при появлении на свет, где запах оружия станет будущему воину привычным и родным [5, с. 197-200].

Сейчас пользуется залуженным признанием обряд «Посвящение в казаки» у учащихся начальных классов казачьих школ [6]. Он стал традиционным праздником и гармонично трансформировался из старинного семейного обычая казаков. В наши дни церемония проводится по-разному, в зависимости от возможности образовательных учреждений и фантазии организаторов, но, в любом случае имеет большое положительное воздействие на души юных казачат. Исторически торжество проводилось в домашних условиях, в несколько возрастных этапов. Первый этап посвящения в казаки проходил, когда мальчикам исполнялось три года. Родители приглашали участвовать в столь значимом событии всех родственников. В их присутствии отец стриг голову имениннику на казачий манер, затем давал в руки шашку и сажал на коня. С этих пор малыш постепенно учился верховой езде и приобщался к воинским наукам [7, с. 38]. Следующий этап посвящения маленького казака к воинскому сообществу наступал в семилетнем возрасте, когда, по православным канонам, человек начинает исповедовать свои грехи пред Богом. По возвращению из храма после первой исповеди совершался особый ритуал перехода мальчика на мужскую половину жилища, где он теперь воспитывался мужчинами - отцом, дедом, старшими братьями. Воинская социализация семилетнего ребенка проводилась как в семье, так и во всей казачьей общине. Например, в святочные дни, когда мужчины устраивали кулачные бои, к ним приобщались и семилетние мальчики. Они первыми выходили биться между собой, а затем уходили в сторону, а бой продолжали старшие по возрасту [8, с. 236].

Для будущих воинов эти кулачные поединки давали многое:

- во-первых, казачата привыкали к драке и не боялись сражений;

— ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ —

- во-вторых, участие в битвах за свой край станицы вместе со старшими братьями, отцами и дедами вселяли чувство боевого братства, сплочённости в достижении общей цели.

В настоящее время эта традиция вряд ли возродится в полной мере, но состязания, где казаки составляют семейную команду в борьбе за достижение победы, уже нашли место в современном образовательном пространстве Кубанского казачьего войска. Конкурс «Папа, мама, я -спортивная казачья семья!» постепенно распространяется в казачьих школах Кубани [9].

В определенные сроки всем мальчикам казачьей общины устраивались потешные сражения, где они проходили первые уроки воинской науки, осваивали тактику боя. Детей, проявивших командирские задатки, атаман и правление станицы брали на заметку с тем, чтобы в дальнейшем готовить из них офицеров и урядников. Об успехах наиболее ловких казачат докладывали в войсковое правление. Когда юношам исполнялось 14 лет они были обязаны вместе со взрослыми казаками ежегодно проходить летние военные сборы в казачьих полевых лагерях. В конце XIX в. в состав Кубанского казачьего войска входили отдельный полк из казаков-малолеток и артиллерийская батарея [10, с. 21].

Возрожденное казачество, как только начало формировать полки территориальной самообороны при казачьих обществах, возобновило историческую традицию обучения детей воинским наукам - на ежегодные летние военно-полевые сборы вместе с казаками строевых возрастов призывается и казачья молодёжь [11, с. 27].

Особую воспитательную задачу выполняли старики. Казаки-ветераны собирали вокруг себя детей для поучительных бесед, где рассказывали о славном прошлом казаков, вспоминали интересные эпизоды боевой жизни, пели походные песни. Молодые казаки с удовольствием внима-

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

ли речам и песням старых воинов и мечтали продолжить боевую славу, не посрамить доброе имя предков, когда настанет их время [12].

На современном этапе в Кубанском казачьем войске создана система наставничества, согласно которой за каждой казачьей школой или классом казачьей направленности закреплен от казачьего общества казак-наставник из числа наиболее авторитетных казаков. В обязанности казака-наставника входит регулярное проведение военно-патриотической работы со школьниками: организация конкурсов и состязаний, поездки по местам боевой славы защитников Отечества, чествование памятных дат казачества, привлечение казачат к участию в делах войска -военно-полевых сборах, парадах, поминовениях казаков-героев [13].

Среди участников событий «Крымской весны-2014 г.» [14, с. 28, 72] и специальной военной операции в Украине [15] достойно проявили себя казаки нового поколения, прошедшие обучение в атмосфере культурно-исторических традиций кубанских казаков, в образовательных учреждениях казачьей направленности.

Заключение. Таким образом, культурно-исторические традиции кубанского казачества, трансформированные в современное образовательное пространство Кубанского казачьего войска, играют существенную роль в формировании воинской ментальности кубанской молодёжи. Служилое сознание становится основной ценностной установкой казачьей молодёжи, проявляется в стремлении верно и доблестно служить интересам российского государства. Воинские заслуги казаков перед Отечеством в прошлом и настоящем, их несгибаемая воля, настойчивость в преодолении любых проблем для выполнения служебных задач наглядно свидетельствуют, что уникальная система казачьего военно-патриотического воспитания даёт ощутимые результаты.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. История Кубани : учеб. пособие; Под общ. ред. В.В. Касьянова. Краснодар : Периодика Кубани, 2009. 336 с.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 93 «О видах государственной или иной службы, к которой привлекаются члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ». ЫЯЬ : http://base.garant.ru/197632 (дата обращения 27.09.2023).

_— ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

3. Новосельцев Г.П. Учёные о религиозности казаков. URL : https://proza.ru/2023/09/11/473 (дата обращения 27.09.2023).

4. Емельянов Ю.Н. Специфика военно-сословных представлений и социальной организации кубанского казачества в XIX - начале XX века : монография / Ю.Н. Емельянов; Филиал Кубанского гос. ун-та в г. Славянске-на-Кубани. Славянск- на-Кубани : ООО фирма «АЛЕВ», 2017. 160 с.

5. Великая Н.Н. Казаки Восточного Предкавказъя в XVI11—XIX вв. Ростов-н/Д., 2001. 278 с.

6. Михайлюта Н.М. Посвящение в казачата. URL : https://урок.рф/library/posvyashenie_v_kazacha ta_dlya_ 1_klassa_190812.html (дата обращения 28.09.2023).

7. Сорвачев П. За други своя и Отечество / П. Сорвачев // Спортивная жизнь России. 1995. № 8. С. 34—42.

8. Матвеев О.В. Слово о Кубанском казачестве. Шептун С.В. Из истории православной церкви на Кубани / О.В. Матвеев, С.В. Шептун. Краснодар : Советская Кубань, 1995. 464 с.

9. Бойко А. Лучшую казачью семью наградили сегодня в школе № 16. URL : https://zaryakubani.ru/news/ molodezh-obrazovanie/30786-luchshuyu-sportivnuyu-kazachyu-semyu-nagradili-segodnya-v-shkole-16 (дата обращения 27.09.2023).

10. Овчинников С.В. Войсковой гимн кубанского казачества как памятник гласного исповедания народной души. Краснодар : Советская Кубань, 1993. 32 с.

11. Казачий авангард: Документальное повествование / Н.А. Долуда, С.Е. Капрелов, В.Г. Колесник, В.А. Ламей-кин, К.Я. Перенижко, С.В. Платонов, А.М. Щербакова. Ростов-н/Д. : ЗАО «Книга», 2016. 192 с.

12. Архивный отдел администрации, г. Армавир, Ф. Р-1271. Воспоминания-мемуары красных партизан периода гражданской войны. Оп. 1. Д. 149. Л. 15.

13. Долуда Н. Система патриотического воспитания казачьей молодежи — это многогранный комплекс мероприятий. URL : https://vestnik.edu.ru/main-topic/nikolai-doluda-sistema-patrioticheskogo-vospitaniia-kaza chei-molodezhi-eto-mnogogrannyi-kompleks-meropriiatii (дата обращения 27.09.2023).

14. Федчишин В.И. Крым — путь домой. Славянск-на-Кубани : ООО «Алев», 2015. 136 с.

15. Боровик, М. Кубанские казаки в зоне СВО : «Мы будем воевать до Победы». URL : https://kubnews.ru/ obshchestvo/2023/02/21/kubanskie-kazaki-v-zone-svo-my-budem-voevat-do-pobedy (дата обращения 27.09.2023).

References:

1. History of Kuban : studies. the manual under the general editorship of V.V. Kasyanov. Krasnodar : Kuban Periodicals, 2009. 336 p.

2. Decree of the Government of the Russian Federation of February 26, 2010 № 93 «On the types of state or other service to which members of farmstead, village, city, district (yurt), district (separate) and military Cossack societies are involved». URL : http://base.garant.ru/197632 (date of the application 27.09.2023).

3. Novoseltsev G.P. Scientists on the religiosity of the Cossacks. URL : https://proza.ru/2023/09/11/473 (date of the application 27.09.2023).

4. Emelyanov Yu.N. Specifics of military-class representations and social organization of the Kuban Cossacks in the XIX — early XX century : monograph. / Yu.N. Emelyanov; Branch of the Kuban State University in Slavyansk-on-Kuban. Slavyansk-on-Kuban : LLC firm «ALEV», 2017. 160 p.

5. Velikaya N.N. Cossacks of the Eastern Caucasus in the XVIII—XIX centuries. Rostov-on/D., 2001. 278 p

6. Mikhailuta N.M. Dedication to the Cossacks. URL : https://урок.рф/library/posvyashenie_v_kazachata_ dlya_1_klassa_190812.html (date of the application 09/28/2023).

7. Sorvachev P. For his friends and the Fatherland / P. Sorvachev // Sports life of Russia. 1995. № 8. P. 34—42.

8. Matveev O.V. A word about the Kuban Cossacks. Sheptun, S.V. From the history of the Orthodox Church in the Kuban / O.V. Matveev, S.V. Sheptun. Krasnodar : Sovetskaya Kuban, 1995. 464 p.

9. Boyko A. The best Cossack family was awarded today at school № 16. URL : https://zaryakubani.ru/news/ molodezh-obrazovanie/30786-luchshuyu-sportivnuyu-kazachyu-semyu-nagradili-segodnya-v-shkole-16 (date of the application 27.09.2023).

10. Ovchinnikov S.V. The military anthem of the Kuban Cossacks as a monument to the public confession of the people's soul. Krasnodar : Sovetskaya Kuban, 1993. 32 p.

11. Cossack Avant-garde : Documentary narration / N.A. Doluda, S.E. Kaprelov, V.G. Kolesnik, V. A. Lameikin, K.Ya. Perenizhko, S.V. Platonov, A.M. Shcherbakova. Rostov-on/D. : CJSC «Book», 2016. 192 p.

12. Archive Department of the administration, Armavir, F. R-1271. Memoirs-memoirs of the Red partisans of the Civil War period. Op. 1. d. 149. l. 15.

13. Doluda N. The system of patriotic education of Cossack youth is a multifaceted set of measures. URL : https://vestnik.edu.ru/main-topic/nikolai-doluda-sistema-patrioticheskogo-vospitaniia-kazachei-molodezhi-eto-mnogogrannyi-kompleks-meropriiatii (date of the application 27.09.2023).

14. Fedchishin V.I. Crimea — the way home. Slavyansk-on-Kuban : LLC «Alev», 2015. 136 p.

15. Borovik M. Kuban Cossacks in the SVO zone: «We will fight to Victory». URL : https://kubnews.ru/ob shchestvo/2023/02/21/kubanskie-kazaki-v-zone-svo-my-budem-voevat-do-pobedy (date of the application 27.09.2023).

— ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Емельянов Юрий Николаевич

кандидат исторических наук,

доцент кафедры истории, обществознания

и педагогических технологий филиала

Федерального государственного

бюджетного образовательного учреждения

высшего образования

Кубанский государственный университет,

г. Славянск-на-Кубани

[email protected]

I об авторе

Yuri N. Emelyanov

Candidate of Historical Sciences,

Associate Professor of the Department of History,

Social Studies and Pedagogical Technologies

of the branch of the Federal State Budgetary

Educational Institution of Higher Education

Kuban State University,

Slavyansk-on-Kuban

[email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.