Научная статья на тему 'РОЛЬ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА В ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ И ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ'

РОЛЬ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА В ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ И ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
377
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / КУБАНСКОЕ КАЗАЧЕСТВО / РОЛЬ / КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ / ETHNOPOLITICAL PROCESSES / GEOPOLITICAL PROCESSES / KUBAN COSSACKS / ROLE / KRASNODAR TERRITORY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Баранов А.В.

Определены ведущие направления политического участия Кубанского казачьего войска в этнополитических и геополитических процессах взаимодействий в Краснодарском крае (2017-2018 г.). Исходя из конструктивистской парадигмы этнополитологии, мы переосмысливаем современное казачество в качестве социально-профессиональной группы, конструируемой элитами на основе коллективной идентичности и политики исторической памяти. Определены политические ресурсы влияния, ориентации и стратегии деятельности руководства Кубанского казачьего войска. Внимание сосредоточено на ключевых аспектах политики казачества: организационном укреплении войска, реформировании государственного законодательства, усилении экономической базы, информационной активности, участии в обеспечении правопорядка. Выявлено позиционирование кубанского казачества в информационной борьбе по вопросам украинского кризиса. Опровергнуты мифологизированные представления о влиятельности украинской идентичности в среде современного казачества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Баранов А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE CUBAN COSSACKS IN THE ETHNOPOLITICAL AND GEOPOLITICAL PROCESSES IN THE KRASNODAR REGION

The article defines the leading directions of the political participation of the Kuban Cossack Army in the ethnopolitical and geopolitical processes of interaction in the Krasnodar Territory (2017-2018). The author, proceeding from the constructivist paradigm of ethnopolitical studies, reinterprets the modern Cossacks as a social and professional group, designed by elites on the basis of collective identity and the policy of historical memory. Political resources of influence, orientation and strategy of the leadership of the Kuban Cossack army are determined. Attention is focused on the key aspects of the policy of the Cossacks: organizational strengthening of the troops, reforming state legislation, strengthening the economic base, information activity, participation in law and order. The positioning of the Kuban Cossacks in the information war on the issues of the Ukrainian crisis is revealed. Mythologized ideas about the influence of Ukrainian identity among modern Cossacks have been refuted.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА В ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ И ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ»

РОЛЬ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА В ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ И ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ1

Баранов Андрей Владимирович, доктор политических наук, доктор исторических наук,

профессор

Кубанский государственный университет

Российская Федерация, 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149

E-mail: baranovandrew@mail.ru

Определены ведущие направления политического участия Кубанского казачьего войска в этнопо-литических и геополитических процессах взаимодействий в Краснодарском крае (2017-2018 г.). Исходя из конструктивистской парадигмы этнополитологии, мы переосмысливаем современное казачество в качестве социально-профессиональной группы, конструируемой элитами на основе коллективной идентичности и политики исторической памяти. Определены политические ресурсы влияния, ориентации и стратегии деятельности руководства Кубанского казачьего войска. Внимание сосредоточено на ключевых аспектах политики казачества: организационном укреплении войска, реформировании государственного законодательства, усилении экономической базы, информационной активности, участии в обеспечении правопорядка. Выявлено позиционирование кубанского казачества в информационной борьбе по вопросам украинского кризиса. Опровергнуты мифологизированные представления о влиятельности украинской идентичности в среде современного казачества.

Ключевые слова: этнополитические процессы, геополитические процессы, кубанское казачество, роль, Краснодарский край

THE ROLE OF THE CUBAN COSSACKS IN THE ETHNOPOLITICAL AND GEOPOLITICAL PROCESSES IN THE KRASNODAR REGION

Baranov Andrey V., D.Sc. (Policy), D.Sc. (History), Professor

Kuban State University

149 Stavropolskaya St., Krasnodar, 350040, Russian Federation

E-mail: baranovandrew@mail.ru

The article defines the leading directions of the political participation of the Kuban Cossack Army in the ethnopolitical and geopolitical processes of interaction in the Krasnodar Territory (2017-2018). The author, proceeding from the constructivist paradigm of ethnopolitical studies, reinterprets the modern Cossacks as a social and professional group, designed by elites on the basis of collective identity and the policy of historical memory. Political resources of influence, orientation and strategy of the leadership of the Kuban Cossack army are determined. Attention is focused on the key aspects of the policy of the Cossacks: organizational strengthening of the troops, reforming state legislation, strengthening the economic base, information activity, participation in law and order. The positioning of the Kuban Cossacks in the information war on the issues of the Ukrainian crisis is revealed. Mythologized ideas about the influence of Ukrainian identity among modern Cossacks have been refuted.

Keywords: ethnopolitical processes, geopolitical processes, the Kuban Cossacks, the role, the Krasnodar Territory

В ряде субъектов Российской Федерации, особенно в Краснодарском крае, современное казачество является значимым участником политического процесса, межэтнических и межкон-

1Исследование выполнено в рамках проекта № 28.12886.2018/12.3 «Мониторинг этноконфессиональной ситуации в полиэтничных регионах Российской Федерации на основе модели Распределенного научного центра межнациональных и религиозных проблем в регионах Южного федерального округа (Краснодарский край, Республика Адыгея и Волгоградская область); анализ конфликтного и интеграционного потенциала межэтнических и миграционных отношений в регионах Южного федерального округа (Краснодарский край, Республика Адыгея и Волгоградская область)». (The study was carried out as part of project No. 28.12886.2018/12.3 "Monitoring the ethno-confessional situation in polyethnic regions of the Russian Federation based on the model of the Distributed Research Center for Interethnic and Religious Problems in the Regions of the Southern Federal District (Krasnodar Territory, the Republic of Adygea and Volgograd Region); analysis of the conflict and integration potential of interethnic and migration relations in the regions of the Southern Federal District (Krasnodar Territory, the Republic of Adygea and the Volgograd Region)").

фессиональных отношений. Кубанское казачество выражает безоговорочную поддержку внутренней и внешней политики Российской Федерации, усиливая популярность органов государственной власти. Вместе с тем лозунги некоторых казачьих активистов выражают идеологему «казачества - народа», что имеет рискогенные политические последствия. В условиях конфронтации Запада с Россией наши геополитические противники использую, в том числе пропагандистские мифы о мнимом «украинстве» кубанского казачества, рассчитывая со временем создать почву для сепаратистских настроений. В данном контексте весьма актуален непредвзятый анализ политического позиционирования казачьих организаций, идентичности их участников и руководства, стратегий и тактик политической деятельности.

Цель статьи - установить роль кубанского казачества в этнополитическом и геополитическом процессе в Краснодарском крае (2017-2018 гг.).

Степень научной разработанности темы. В аспекте политической науки участие кубанского казачества в этнополитическом и геополитическом процессах исследована недостаточно глубоко. Важны диссертации И.А. Черненко [1] и С.А. Кутилина [2], статьи Е.В. Морозовой [3, с. 325-334] и А.В. Баранова [4, с. 69-86], разделы в регулярных экспертных докладах о тенденциях межэтнических отношений в крае [5, с. 29-59], но они созданы до изучаемого периода.

Теоретическая основа статьи - парадигма конструктивизма в этнополитологии [6] позволяет оценить современные казачьи организации в качестве социально-профессиональной группы, конструируемой элитами на основе коллективной идентичности и политики исторической памяти. Мы не отрицаем наличия в рядах казачьего движения, в том числе его руководства, потомственных казаков. Но очевидно, что после 70 лет «расказачивания» данная прослойка не может быть численно доминирующей, да и уставные документы казачьих организаций подчёркивают приоритет общественно-политических взглядов, православной религиозности своих участников, а не их генетической преемственности. Ещё важнее, что историческое казачество, существовавшее до 1930-х гг., институционализировалось на основе трёх базовых практик: профессиональной военной службы по сословному признаку, православной религиозности (в качестве меньшинствбыли казаки-буддисты и мусульмане), привилегированной земельной общины. Ни одна из данных практик в традиционном виде сейчас не может действовать в секулярной и урбанизированной России. Поэтому термин «возрождение казачества» является идеологически предвзятым и не используется нами. Речь идёт о целенаправленном конструировании нового общественного и политического объединения при использовании элементов исторической традиции.

На протяжении длительного времени (с середины 1990-х гг.) в казачьем движении края доминирует Кубанское казачье войско (ККВ) - реестровая общественная организация. Это отличает Краснодарский край от Ростовской области и Ставропольского края, где казачество расколото. Нереестровые казачьи объединения в крае имеют слабые ресурсы влияния и малоизвестны.

Атаманом ККВ с 2007 г. является Н.А. Долуда, бывший длительное время (с 2007 до 2016 г.) вице-губернатором края, в настоящее время - председатель Совета атаманов реестровых войск России.

Позиция органов власти края в отношении казачества солидарна. Губернатор Краснодарского края В.И. Кондратьев принял решение о назначении атаманов районных казачьих обществ заместителями глав муниципалитетов. По мнению главы края, интеграция атаманов в органы местного самоуправления даст дополнительный импульс развитию казачьих обществ.

По сведениям, приведённым Н.А. Долудой 3 марта 2018 г., в ККВ состоит свыше 52 тыс. индивидуальных членов, их количество с начала 2017 г. выросло на 4 тыс. чел., а с членами семей составляет более 165 тыс. чел. [7]. Кубанское казачество считается наиболее многочисленным и активным среди 11 реестровых казачьих войск России. ККВ и его структурные подразделения получают финансовую помощь как в рамках краевого и муниципальных бюджетов (государственной программы Краснодарского края «Казачество Кубани»), так и по линии поддержки проектов НКО в рамках государственной программы края «Формирование условий для духовно-нравственного развития граждан» [8, с. 126-132]. Согласно отчёту руководителя краевого департамента по делам казачества и военным вопросам Д. Конофьева на заседании ЗСКК, государственная программа «Казачество Кубани» на 2017 г. предусматривала финан-

сирование свыше 963 млн руб., и она выполнена [9]. Также, согласно годовому отчету Главного управления МВД РФ по краю перед Законодательным Собранием края за 2017 г. в рамках государственной программы края «Противодействие незаконному обороту наркотиков», были выделены бюджетные ассигнования - 7 млн руб. в качестве субсидии социально ориентированным казачьим обществам Кубанского войскового казачьего общества на участие в мероприятиях по предупреждению незаконного оборота наркотиков [10].

В 2018 г. продолжается активизация воздействия ККВ на принятие федеральных законодательных актов, регламентирующих экономический и политический статус казачества, начавшаяся с 2016 г. Атаман ККВ Н.А. Долуда лоббирует принятие в 2018 г. Федерального закона «О развитии российского казачества», обсуждаемого сейчас в Государственной Думе РФ. Создана региональная группа по разработке законопроекта с участием депутатов Законодательного Собрания края, юристов, историков и казачьих активистов [11]. Основными аспектами законопроекта предложены: несение государственной службы казачества, взаимодействие с Русской православной церковью, патриотическое воспитание молодёжи, система казачьего образования, экономическая основа казачьих войск, законодательное регулирование деятельности казачества. Согласно решениям Большого круга российского казачества (февраль 2018 г.), предполагается в ноябре 2018 г. создать Всероссийское реестровое казачье войско и назначить Верховного атамана России решением Президента РФ.

Важным направлением деятельности казачества является несение государственной и муниципальной службы. По инициативе губернатора края В.И. Кондратьева, с 2016 г. атаманы районных казачьих обществ назначены заместителями глав администраций муниципальных образований либо заместителями председателей советов депутатов районов в 20 районах и городах из 44 [12]. Генеральный штаб Вооружённых сил РФ поддержал инициативу формирования казачьих подразделений и воинских частей. Предполагается также сформировать казачьи пограничные заставы в системе Пограничного управления ФСБ России (сейчас 122 казака добровольно помогают пограничникам на 14 заставах в пределах края) [13]. Согласно изменениям в федеральном законодательстве, реестровые казаки получили право служить в Национальной гвардии. По словам Н.А. Долуды, будет создан казачий батальон Национальной гвардии, в том числе из 480 представителей ККВ [14]. Н.А. Долуда предлагает создать муниципальную казачью милицию, подчинённую МВД России и финансируемую из краевого и местных бюджетов.

Согласно докладу атамана ККВ Н.А. Долуды на отчетном сборе Кубанского казачьего войска за 2017 г., в несении государственной и муниципальной службы участвуют 2650 казаков, в том числе 1652 казака оказывают помощь полиции на постоянной основе, ещё около 1 тыс. чел. - на добровольных началах. В выходные и праздничные дни число казаков, помогающих органам МВД в обеспечении общественного порядка, возрастает до 5 тыс. чел. [13]. Сотрудники полиции совместно с казаками-дружинниками, несущими службу на постоянной основе, за весь 2017 г. раскрыли 113 преступлений (на 38 больше, чем в 2016 г.), выявили 63787 административных правонарушений [10].

Силами казачьих частных охранных предприятий охраняется 60 % общеобразовательных школ [15]. Заместитель атамана ККВ по государственной службе В. Ефремов полагает, что на 9 февраля 2018 г. казаки ККВ охраняли 1782 объекта, в том числе 928 школ, 689 детских садов, 73 объекта спорта, культуры и ЖКХ [16]. Более 620 казаков приняли участие в патрулировании спортивных и туристических объектов во время проведения в г. Сочи матчей Чемпионата мира по футболу (июнь - июль 2018 г.), совершив 3938 выходов на патрулирование [17].

Для институционализации современного казачества крайне важны экономические ресурсы его влияния. В отличие от 1920 г., когда казачье войско владело свыше 82 % земельных угодий региона [18, с. 213], о сколько-нибудь весомом влиянии ККВ на аграрную экономику говорить не приходится. Сейчас данное влияние начинает создаваться усилиями органов власти края и руководства ККВ почти с нуля. Члены районных казачьих обществ с 2016 г. наделяются земельными участками в размере 300-500 га в облегчённом порядке, без прохождения конкурсных торгов. Это позволило увеличить земельные угодья в распоряжении ККВ с 7,5 тыс. до 15 тыс. га [19]. Во избежание расхищения земля выделяется только казачьим

обществам, а также созданным при них 17 фермерским хозяйствам и сельскохозяйственным кооперативам без права передачи в субаренду [20]. Их доход может использоваться только на нужды казачьего общества, а решение о распределении доходов должно приниматься коллективно. Первый заместитель атамана ККВ Н. Перваков высказал мнение, что эти угодья нуждаются в рекультивации. Необходим переходный период в два - три года, в течение которого государство могло бы оказать помощь казакам и уменьшить арендные платежи [16].

Другим важным направлением институционализации казачества является упрочение его социальной базы, предполагающее рекрутирование новых участников и воспитание войсковой элиты. 27 сентября 2017 г. состоялся учредительный съезд Регионального общественного движения «Союз казачьей молодёжи». В Союз могут вступать все разделяющие духовные и нравственные основы жизни казачества, ценности его истории и традиционной культуры. Избран координационный совет во главе с председателем (А. Агибалов) и штабом; созданы 44 муниципальных отделения (по числу сельских районов и городов края) [15]. Основу Союза казачьей молодежи составили учащиеся 3,5 тыс. казачьих классов и 8 казачьих кадетских корпусов - это 85 тыс. детей (13 % из всех, кто получает среднее образование) [20].

На март 2018 г. в Краснодарском крае создано более 3,5 тыс. казачьих классов и групп, 8 казачьих кадетских корпусов, 26 казачьих школ; 85 тыс. детей изучают историю и традиции казачества. Количество обучающихся в данных учреждениях за последний год выросло на треть. Казачьи классы открыты во всех средних школах края [20]. Судя по выступлению Н.А. Долуды на заседании Малого совета атаманов ККВ (середина марта 2018 г.), к концу 2018 г. предполагается увеличение числа казачьих школ с 35 до 59, а участия в Союзе казачьей молодёжи - с 85 тыс. до 100 тыс. чел. [21].

Данный курс реализует целенаправленную политику государства в сфере этнополитики и конфессиональных отношений. Бесспорно, в современной геополитической ситуации Российская Федерация рассчитывает на казачество в качестве прочной опоры в приграничном регионе, где велики риски конфликтов. Со своей стороны кубанское казачество последовательно занимает государственно-патриотические позиции. Свыше 2 тыс. казаков участвовали в воссоединении Крыма с Россией, контролируя российско-украинскую границу в Перекопе в марте 2014 г. [22]. Казаки-добровольцы участвовали в защите Донбасса от украинской агрессии. Выступая на пресс-конференции 16 марта 2018 г., атаман ККВ Н.А. Долуда заявил: «Казачество всегда было, есть и будет опорой и поддержкой государства, у нас единая цель и единое понимание того, каким путём необходимо следовать во имя процветания нашего российского народа» [23]. 5-6 октября 2017 г. в г. Краснодаре проведён первый Всероссийский форум казачьих реестровых войск. Выступая на его заседании, руководитель Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) И.В. Баринов сказал: «сегодня ККВ влияет практически на все сферы жизни Кубани: политическую, экономическую, социальную. Играет неоценимую роль в воспитании молодежи. Мы хотим, чтобы так было и в других регионах, где казачество имеет исторические корни» [24]. На форуме одобрена инициатива атамана ККВ Н.А. Долуды создать единое реестровое казачье войско России с избираемым атаманом и общим штабом.

Общественное мнение Краснодарского края в целом положительно оценивает деятельность ККВ. По данным, приведённым руководителем ФАДН И.В. Бариновым 22 сентября

2017 г., 79 % жителей Краснодарского края (выборка опроса - респонденты всех возрастов старше 18 лет) одобряет деятельность кубанского казачества. По его мнению, это во многом результат чёткой системы взаимодействия казачества с органами власти, в том числе с губернатором края В.И. Кондратьевым [25]. Такие же цифры повторил атаман Н.А. Долуда в марте

2018 г., упомянув в охвате опроса и край, и соседнюю республику - Адыгею [12].

ККВ стремится создавать в общественном мнении историческую память, которая бы не противопоставляла этнические и конфессиональные группы, а воспитывала российский патриотизм. В августе 2016 г. в г. Краснодаре открыт памятник боевому братству казаков и горцев - участников Первой мировой войны. 24 января 2017 г. в Карачаево-Черкесии и Адыгее, как и в Краснодарском крае, проведены традиционные поминовения жертв расказачивания. В церемониях приняли участие представители православного и мусульманского духовенства, органов власти и местного самоуправления трёх соседних субъектов федерации [26,

с. 6]. 31 марта 2017 г. атаман Майкопского отдела ККВ А. Данилов принял участие в заседании Совета старейшин Республики Адыгея наряду с и.о. главы Республики Адыгея М.К. Кумпило-вым, представителями этнокультурных и ветеранских объединений. Атаман говорил о традициях и обычаях куначества, сплочённости, дружбы, межнационального согласия, сложившихся между казаками и адыгами [27, с. 7]. 27-28 мая 2017 г. в Республике Адыгея (п. Тульский Майкопского района) состоялся 26-й межрегиональный фестиваль казачьей культуры. Атаман Майкопского отдела ККВ А. Данилов выразил благодарность руководству республики за поддержку праздника. Руководители органов законодательной и исполнительной власти Адыгеи, муниципалитетов, общественных организаций участвовали в фестивале. Одновременно проведена научно-практическая конференция, посвящённая 25-летию возрождения казачества в Майкопском отделе ККВ (на территории Адыгеи) [27, с. 7-8].

Вместе с тем в либеральном сегменте СМИ края участились публикации статей и интервью, критически оценивающих состояние дел в кубанском казачестве, а также распространяющих неподтверждённые слухи о противоправной деятельности казаков-дружинников [28; 29]. Вероятно, эта тенденция объясняется предстоящим назначением Верховного атамана Всероссийского реестрового казачьего войска и попытками не допустить на этот пост Н.А. Долуду (его соперниками называют А. Бастрыкина и Ю. Чайку) [30]. В поддержке критиков руководства ККВ упрекают бывшего атамана ККВ (до 2007 г.) В.П. Громова. Наиболее развернуто упрёки В.П. Громову сформулировал атаман Таманского отдела ККВ И.В. Безуглый [31].

Оставляя в стороне крайне эмоциональный и не всегда грамматически выверенный тон полемики на казачьих сайтах по данному вопросу, можно выделить «смысловое ядро» противоречий. Руководство ККВ, которое имеет абсолютную поддержку реестровых казаков и органов власти, видит свою организацию в качестве «опоры нашей страны», «патриотически настроенной части общества», служащей Отечеству [12]. Немногочисленные критики руководства ККВ (или журналисты, вольно излагающие высказывания недовольных) критикуют мероприятия войска за казённость и бюрократизм. Они предлагают свои кандидатуры на должность атамана ККВ (например, бывший атаман Абинского районного казачьего общества Ю. Сердюк хвалит кандидатуру генерал-лейтенанта А. Колпаченко). Но главный мотив противоречий, по мнению Сердюка, в другом: «Атаман - это старший среди равных, так написано в Уложении Кубанского казачьего войска. Там нет ничего про то, что казаки - это долудовцы, что казаки - только реестровые. Казаком можно быть и по роду и племени, в казаки можно быть принятым. Но не надо делать из казачества - общественную организацию, не надо тем самым издеваться над теми, кто когда-то задумал возрождение казаков как народа» (грамматика и стилистика оригинала сохранена. - А.Б.) [28].

Таким образом, поощряемые либеральными интернет-СМИ, критики атамана Н.А. Долу-ды реанимируют давно опровергнутую исторической наукой и этнологией догму о современном казачестве как отдельном от русского народа. Не опираясь на академические аргументы по этому вопросу [32, с. 594-607], поскольку они всецело относятся к сфере исторической науки, отметим, что подчеркивание этнической сущности казачества может пойти по линии его отделения от российской нации, усиления региональной и социально-групповой обособленности и привести к украинофильству. Геополитические противники России могут использовать в своей пропаганде и лозунги языкового разъединения Русского мира под предлогом сохранения местных казачьих диалектов, так называемой «балачки», «кубанськой мовы». Данный вопрос напрямую связан с целенаправленным конструированием идентичности. Пагубна также идея противопоставления казачьих этнических и общественных организаций, способная расколоть казачье движение.

Риски обособленности и сепаратизма в Краснодарском крае имеют крайне слабый внутрирегиональный потенциал. Они подпитываются всецело извне, в частности из Украины, за которой стоят геополитические замыслы стран Запада по расчленению России. Продолжаются регулярные выступления представителей органов власти Украины, партийных и общественных деятелей данной страны с призывами к захвату территории Краснодарского края, равно как и ряда других субъектов Российской Федерации.

Украинские нацисты (например, вожак запрещённой в РФ группировки «Братство» Д. Корчинский) возлагают надежды на системный кризис в России и её военное поражение,

после чего они намерены реализовать свои преступные замыслы. Д. Корчинский в эфире телеканала "Ukrlife.1v" 25 апреля 2018 г. выразил надежды на политический кризис в РФ: «Таким кризисом можно будет воспользоваться и освободить Донбасс, Крым, Кубань и всё, что мы захотим, всё, на что у нас хватит сил». Корчинский ранее призывал граждан Украины становиться более религиозными для проведения терактов в России, ставя им в пример террористов ИГИЛ [33]. В середине марта 2018 г. с территории Украины был проведён взлом сайта Кубанского казачьего войска. Злоумышленники опубликовали призыв бойкотировать президентские выборы в России от имени руководителя Международного союза общественных объединений «Всевеликое войско Донское» Н. Козицына (который опроверг авторство данного мнимого заявления). Вскоре работа сайта восстановлена, а руководство ККВ категорично осудило содержание проукраинских документов [23].

В середине марта 2018 г. министр инфраструктуры Украины В. Омелян сделал заявление: «Я считаю, что, возможно, Керченский мост - не такая уж и плохая вещь, если мы после возвращения Крыма сможем спокойно вернуть и Кубань. Далее у нас стоит вопрос деоккупа-ции Кубани» [34]. В конце марта 2018 г. Киевская городская рада переименовала ул. Маршала Жукова в украинской столице в улицу Кубанской Украины. По мнению киевских чиновников, такое решение будет способствовать «восстановлению исторической памяти о казачьем государственном образовании на Кубани - Кубанской Украине» [35].

В начале июля 2018 г. аналогичное мнение высказал маргинальный российский либерал К. Боровой, известный своей поддержкой чеченских сепаратистов, в интервью украинским СМИ: «Я уверен в том, что через несколько лет или несколько десятков лет Украина будет контролировать территорию, которую она контролировала всегда... Украина восстановится не только в своих сегодняшних, реальных границах, но и южная часть России захочет возвратиться в Украину». К. Боровой завершил своё интервью фантастическим тезисом: «Там [на Кубани] уже вовсю идут разговоры об этом» [36]. Интервью К. Борового демонстрирует состав преступления - пропаганду сепаратизма и нарушения территориальной целостности России, что подлежит наказанию согласно Уголовному кодексу РФ.

Существует также конфессиональное измерение геополитического противоборства. Митрополит Кубанский и Екатеринодарский Исидор заявил на заседании отчётного сбора атамана Кубанского казачьего войска 16 декабря 2017 г., что Русская православная церковь усилила работу с казачеством, «среди которого стали проявляться элементы неоязычества». По мнению митрополита Исидора, «ещё одна серьезная угроза - попытка создания в крае квазиправославных объединений с радикальной идеологией, куда привлекается молодежь. Это особо актуально в связи с близостью Украины, где действует множество радикальных движений религиозного и националистического толка». Глава Кубанской митрополии также отметил активность в регионе раскольнической группы «Православная российская церковь» Русской православной церкви за границей, которую возглавил в г. Ейске отлучённый от служения местный архимандрит Серафим (Кошель). По мнению религиоведа В. Золотухина (Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону) и психотерапевта Н. Каклюгина (г. Краснодар), неоязыческие и псевдохристианские секты могут использоваться киевским режимом для дестабилизации конфессиональных отношений на Кубани и создания социальной базы сепаратизма [37].

Как оправданно полагает российский публицист Д. Павленко, «нельзя игнорировать любые попытки переписать историю, подвергнуть искажению исторические факты и поставить под сомнение принадлежность России той или иной её территории, от кого бы таковые не исходили. Сегодня идея "Кубанской Украины" звучит как бред сумасшедшего, но она уже стала составной частью пропагандистской машины киевской власти. При попустительстве и игнорировании через десятилетие - другое отторжение Кубани от России не без поддержки со стороны западных покровителей Киева прочно войдет в украинский дискурс и будет объявлено украинской национальной задачей» [35]. В ответ федеральные и региональные органы власти России должны вести наступательное и аргументированное опровержение пропаганды сепаратизма, добиваться последовательной защиты геополитических интересов на уровне действий МИД и других профильных органов власти.

Итак, кубанское казачество играет важную роль в этнополитическом и геополитическом процессах на территории Краснодарского края, будучи последовательным сторонником курса государственной политики. Тип взаимоотношений ККВ и органов власти Краснодарского края -неокорпоративный. Институциональное строение казачьих организаций региона является традиционно иерархическим. Кубанское казачье войско признано наиболее влиятельным и организованным из 11 реестровых войск России, что обеспечивает его влияние на казачьи организации других регионов страны. Ведущие направления политической активности кубанского казачества в контексте межэтнических отношений (2018 г.) таковы: институционализация ККВ как общественной организации, выполняющей ряд функций государственной и муниципальной службы; наращивание ресурсов экономического и социокультурного влияния ККВ; поддержка власти в обеспечении правопорядка и противодействии экстремизму; патриотическое и религиозное воспитание молодёжи. В информационной политике ККВ оправданно ставит в центр внимания образ казака - верного защитника Отечества, хранителя общественного мира и межэтнического согласия на рубежах России.

В сфере же конструирования идентичности кубанского регионального сообщества акторы российской политики должны учесть необходимость целенаправленной политики, в том числе: 1) акцент на полиэтничности и поликультурности Кубани, где даже до 1917 г. казачество составляло не более 45,8 % жителей [38, с. 32] и доминировал в делопроизводстве и культуре русский язык; 2) необходима трактовка трагических событий истории (расказачивания, голода 19321933 гг., коллективизации) в информационной политике как общей трагедии всего советского общества, без односторонних этнических и сословных коннотаций; 3) последовательное, наступательное и системное опровержение претензий Украины на Кубань, тем более что «украинцы», как нация, не существовали в политико-государственном смысле до 1917 г., а их этническое единство и сколько-нибудь массовое присутствие на Кубани не имели места, поскольку черноморские казаки были отдельной от «украинцев» сословно-субэтнической группой и составляли не более четверти населения региона; 4) полезно подчеркивать в информационной политике великорусско-малороссийское единство кубанского казачества, традиции его верного служения Российскому государству на протяжении более чем трёхсот лет.

Список литературы

1. Черненко, И. А. Казачество как субъект регионального политического процесса (по материалам Краснодарского края) / И. А. Черненко. - Краснодар, 2008. - 26 с.

2. Кутилин, С. А. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации: политический аспект (по материалам Черноморского макрорегиона) / С. А. Кутилин. - Краснодар, 2011. - 28 с.

3. Морозова, Е. В. Сложносоставная идентичность / Е. В. Морозова // Идентичность: Личность, общество, политика. - Москва : Весь мир, 2017. - С. 325-334.

4. Баранов, А. В. Роль этнополитических мифов в конструировании идентичности казачества / А. В. Баранов // История и современность. - 2014. - № 1 (19). - С. 69-86.

5. Баранов, А. В. Краснодарский край в первом полугодии 2017 г.: мониторинг межэтнических отношений и религиозной ситуации / А. В. Баранов // Межэтнические отношения и религиозная ситуация в Южном федеральном округе (по состоянию на первое полугодие 2017 года). Экспертный доклад / под ред. Г.С. Денисовой. - Ростов-на-Дону : Фонд науки и образования, 2017. - С. 29-59.

6. Anderson, B. Imagined Communities: Reflections on the Origin and Spread of Nationalism / B. Anderson. - 2nd, revised ed. - London, New York : Verso, 1991. - 224 p.

7. Долуда, Н. А. Уважаемые братья-казаки, дорогие жители края! / Н. А. Долуда // Кубанские новости. - 2018.- № 32 (6405). - 3 марта. - С. 5.

8. Доклад о состоянии гражданского общества в Краснодарском крае за 2016 год / рабоч. гр.: Л. В. Попова, А. А. Зайцев, А. А. Полиди и др. - Краснодар, 2017. - С. 126-133.

9. Терская, Н. Не каждый учитель может быть наставником / Н. Терская // Кубанские новости. -2018. - № 29 (6402). - 27 февр. - С. 5.

10. Информационно-аналитическая записка о результатах деятельности полиции ГУ МВД России по Краснодарскому краюв 2017 году к отчету начальника ГУ МВД России по Краснодарскому краю генерал-лейтенанта полиции В.Н. Виневского перед Законодательным Собранием Краснодарского края. -Режим доступа: https://23.мвд.рф/action/отчеты-должностных-лиц/отчеты-должностных-лиц/отчет-начальника-гу-мвд-по-красно/информационно-аналитическая-записка-о-ре, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

11. Левина, В. Российскому казачеству необходим новый закон / В. Левина // Кубанские новости. -

2016. - № 164 (6128). - 15 окт. - С. 7-8.

12. Николай Долуда: «Слухи о казачестве распространяют "эксперты"».- Режим доступа: http://www.slavakubani.ru/news/nikolay-doluda-slukhi-o-kazachestve-rasprostranyayut-eksperty/, свободный. -Заглавие с экрана. - Яз. рус.

13. Долуда, Н. А. «В XXI веке идеи казачества по-прежнему актуальны» / Н. А. Долуда // Кубанские новости. - 2017.- № 15 (6185). - 1 февр. - С. 6-7.

14. Левина, В. Теперь важно оправдать доверие / В. Левина // Кубанские новости. - 2017. - № 77 (6247). - С. 5-6.

15. Щербакова, А. Объединение молодёжи сделает нас ещё сильнее! / А. Щербакова // Кубанские новости. - 2017. - № 60 (6230). - С. 5-6.

16. Левина, В. Николай Долуда: «С детьми нельзя разговаривать по бумажке» / В. Левина // Кубанские новости. - 2018. - № 25 (6398). - 17 февр. - С. 9.

17. В Сочи все спокойно. - Режим доступа: http://www.slavakubani.ru/news/v-sochi-spokoyno/, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

18. Население и хозяйство Кубанского округа: Статистический сборник за 1924-1926 гг. - Краснодар : Кубанский окрисполком, 1928. - Т. 2. - С. 213.

19. Гень, Ю. Любо, братцы, служить / Ю. Гень // Российская газета. - 2017. - № 284 (7450). -15 дек. - С. 20.

20. Отчетный доклад атамана ККВ Н.А. Долуды на отчетном сборе Кубанского казачьего войска за 2017 год. - Режим доступа: http://www.slavakubani.ru/kkv/, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

21. Акимова, Л. Николай Долуда: «Дети должны знать о современной жизни Кубанского казачьего войска» / Л. Акимова // Кубанские новости. - 2018. - № 38 (6411). - 17 марта. - С. 8.

22. Александрова, О. В Крыму помнят подвиг кубанских казаков / О. Александрова. - Режим доступа: http://ruskazaki.ru/news/istoriya/v_krymu_pomnyat_podvig_kubanskikh_kazakov/, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

23. Щербакова, А. Нас никто не собьёт с намеченного пути / А. Щербакова // Кубанские новости. -2018. - № 38 (6411). - 17 марта. - С. 7.

24. В Краснодаре в рамках Всероссийского форума реестровых казачьих войск России прошло пленарное заседание. - Режим доступа: http://www.slavakubani.ru/land-management/cossacks-and-power/v-krasnodare-v-ramkakh-vserossiyskogo-foruma-reestrovykh-kazachikh-voysk-rossii-proshlo-plenarnoe-za/, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

25. Александрова О. Под одним флагом / О. Александрова // Кубанские новости. - Краснодар,

2017. - № 147 (6317). - 23 сент. - С. 7.

26. Мы должны быть вместе // Кубанские новости. - Краснодар, 2017. - № 48 (6218). - 1 апр. - С. 8.

27. Загорулько Е. До новых встреч! / Е. Загорулько // Кубанские новости. - Краснодар, 2017. -№ 82 (6252). - 3 июня. - С. 7-8.

28. Титаренко, Г. Кубанским казакам настала пора «оглядеться в отсеках» / Г. Титаренко. - Режим доступа: http://www.jiteli-yuga.ru/sobytiya-i-fakty/kubanskim-kazakam-nastala-pora-oglyadetsya-v-otsekakh/, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

29. Официальное опровержение. - Режим доступа: http://www.slavakubani.ru/news/ofitsialnoe-oproverzhenie-/, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

30. Капрелов, С. Кому быть Верховным атаманом России? / С. Капрелов. - Режим доступа: http://www.vkpress.ru/projects/kazachiy-blog/komu-byt-verkhovnym-atamanom-rossii/?id= 120658, свободный. -Заглавие с экрана. - Яз. рус.

31. Интервью с атаманом Таманского отдела ККВ, казачьим полковником И.В. Безуглым. - Режим доступа: http://www.slavakubani.ru/news/eksklyuzivnoe-intervyu-s-atamanom-tamanskogo-otdela-kubanskogo-kazachego-voyska-kazachim-polkovnikom/, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

32. Трут, В. П. Итоги и перспективы процесса возрождения казачества в России / В. П. Трут // Очерки традиционной культуры казачеств России / под общ. ред. Н. И. Бондаря. - Краснодар : ЭДВи, 2005. - С. 594-607.

33. Корчинский: Украина сможет «освободить» Крым, Донбасс и Кубань. - Режим доступа: https://novorosinform.org/718395, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

34. Мечты о Великой Кубанской Украине. - Режим доступа: https://news.rambler.ru/ukraine/39495286-mechty-o-velikoy-kubanskoy-ukraine/, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

35. Павленко, Д. Порошенко замахнулся на Кубань: Власти Киева намерены переименовать одну из улиц в честь «Кубанской Украины» / Д. Павленко. - Режим доступа: https://tsargrad.tv/articles/poroshenko-zamahnulsja-na-kuban_122066, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

36. Кубань хочет войти в состав Украины, - Боровой. - Режим доступа: http://rusvesna.su/news/ 1530624096, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

37. Кубанских казаков толкают из Киева к оккультистам, царебожникам и «майдану».- Режим доступа: https://eadaily.com/ru/news/2018/01/15/kubanskih-kazakov-tolkayut-iz-kieva-k-okkultistam-carebozhnikam-i-maydanu, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

38. Козлов, А. И. На историческом повороте / А. И. Козлов. - Ростов-на-Дону : Ростовский гос. ун-т, 1977. - С. 32.

References

1. Chernenko I. A. Kazachestvo kak subek tregionalnogo politicheskogo protsessa (po materialam Kras-nodarskogo kraya) [Cossacks as a subject of regional political process (based on materials from the Krasnodar Territory)]. Krasnodar, 2008, 26 p.

2. Kutilin S. A. Obespechenie natsionalnoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii: politicheskiy aspekt (po materialam Chernomorskogo makroregiona) [Ensuring the national security of the Russian Federation: the political aspect (based on the materials of the Black Sea macroregion)]. Krasnodar, 2011, 28 p.

3. Morozova Ye. V. Slozhnosostavnaya identichnost [Complex compound identity]. Identichnost: Lichnost, obshestvo, politika [Identity: Personality, society, politics]. Moscow, Ves mir Publ., 2017, pp. 325-334.

4. Baranov A. V. Rol etnopoliticheskikh mifov v konstruirovaniii dentichnosti kazachestva [The Role of Ethnopolitical Myths in Designing the Identity of the Cossacks]. Istoriya i sovremennost [History and Modernity], 2014, no. 1 (19), pp. 69-86.

5. Baranov, A. V. Krasnodarskiy krai v pervom polugodii 2017 g.: monitoring mezhetnicheskikh otnosheniy i religioznoy situatsii [Krasnodar Territory in the first half of 2017: monitoring interethnic relations and religious situation]. Mezhetnicheskie otnosheniya i religioznaya situatsiya v Yuzhnom federalnom okruge (po sostoyaniyu na pervoe polugodie 2017 goda). Ekspertnyiy doklad [Interethnic relations and religious situation in the Southern Federal District (as of the first half of 2017). Expert report]. Ed. by G.S. Denisova. Rostov-on-Don, Foundation of Science and Education Publ., 2017, pp. 29-59.

6. Anderson B. Imagined Communities: Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. London, New York, Verso Publ., 1991, 2nd, revised ed., 224 p.

7. Doluda N. A. Uvazhaemye bratya-kazaki, dorogie zhiteli kraya! [Dear brothers - Cossacks, dear inhabitants of the region!]. Kubanskie novosti [The Kuban news], 2018, no. 32 (6405), 3 March, p. 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Popova L. V., Zaytsev A. A., Polidi A. A. et al. Doklad o sostoyanii grazhdanskogo obshestva v Kras-nodarskom krae za 2016 god [Report on the state of civil society in the Krasnodar Territory for 2016]. Krasnodar, 2017, pp. 126-133.

9. Terskaya N. Ne kazhdyy uchitel mozhet byt nastavnikom [Not every teacher can be a mentor]. Kubanskie novosti [The Kuban news], 2018, no. 29 (6402), 27 Febr., p. 5.

10. Informatsionno-analiticheskaya zapiska o rezultatakh deyatelnosti politsii GU MVD Rossii po Krasno-darskomu krayu v 2017 godu k otchetu nachalnika GU MVD Rossii po Krasnodarskomu krayu general-leytenanta politsii V.N. Vinevskogo pered Zakonodatelnym Sobraniem Krasnodarskogo kraya [Information and analytical note on the results of the police of the Main Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the Krasnodar Territory in 2017 to the report of the Chief of the GU MVD of Russia for the Krasnodar Territory Lieutenant-General of Police V.N. Vinevsky before the Legislative Assembly of Krasnodar Region]. Available at: https://23.mvd.rf/action/otchety-dolzhnostnyh-lic/otchety-dolzhnostnyh-lic/otchet-nachal'nika-gu-mvd-po-krasno/informacionno-analiticheskaya-zapiska-o-re.

11. Levina V. Rossiyskomu kazachestvu neokbhodim novyiy zakon [The Russian Cossacks need a new law]. Kubanskie novosti [The Kuban news], 2016, no. 164 (6128), 15 Oct., pp. 7-8.

12. Nikolay Doluda: "Slukhi o kazachestve rasprostranyayut "eksperty"" [Nikolay Doluda: "Rumors about the Cossacks are spread by "experts""]. Available at: http://www.slavakubani.ru/news/nikolay-doluda-slukhi-o-kazachestve-rasprostranyayut-eksperty/.

13. Doluda N. A. "V XXI veke idei kazachestva po-prezhnemu aktualny" ["In the XXI century, the ideas of the Cossacks are still relevant"]. Kubanskie novosti [The Kuban news], 2017, no. 15 (6185), 1 Febr., pp. 6-7.

14. Levina V. Teper vazhno opravdat doverie [Now it is important to justify the confidence]. Kubanskie novosti [The Kuban news], 2017, no. 77 (6247), pp. 5-6.

15. Sherbakova, A. Obedinenie molodezhi sdelaet nas eshche silnee! [The union of the youth will make us even stronger!]. Kubanskie novosti [The Kuban news], 2017, no. 60 (6230), pp. 5-6.

16. Levina V. Nikolay Doluda: "S detmi nelzya razgovarivat po bumazhke" [NikolayDoluda: "You can not talk with children on paper"]. Kubanskie novosti [The Kuban news], 2018, no. 25 (6398), 17 Febr., p. 9.

17. V Sochi vse spokoyno [Everything is calm in Sochi]. Available at: http://www.slavakubani.ru/news/v-sochi-spokoyno/.

18. Naselenie i khozyaystvo Kubanskogo okruga: Statisticheskiy sbornik za 1924-1926 gg. [Population and economy of the Kuban district: Statistical collection for 1924-1926]. Krasnodar, Kuban Regional Executive Committee Publ., 1928, vol. 2, p. 213.

19. Gen Yu. Lyubo, bratsy, sluzhit [I like, brothers, to serve]. Rossiyskaya gazeta [The Russian Newspaper], 2017, no. 284 (7450), 15 Dec., p. 20.

20. Otchetnyy doklad atamana KKV N.A. Doludy na otchyotnom sbore Kubanskogo kazachego voyska za 2017 god [Report of the ataman of KKV N.A. Dolods at the reporting meeting of the Kuban Cossack Army for 2017]. Available at: http://www.slavakubani.ru/kkv/.

21. Akimova L. Nikolay Doluda: "Deti dolzhny znat o sovremennoy zhizni Kubanskogo kazachego voyska" [Nikolay Doluda: "Children should know about the modern life of the Kuban Cossack army"]. Kubanskie novosti [The Kuban news], 2018, no. 38 (6411), 17 March, p. 8.

22. Aleksandrova O. VKrymu pomnyat podvig kubanskikh kazakov [In Crimea, remember the feat of the Kuban Cossacks]. Available at: http://ruskazaki.ru/news/istoriya/v_krymu_pomnyat_podvig_kubanskikh_kazakov/.

23. Sherbakova A. Nas nikto ne sobet s namechennogo puti [Nobody will drive us from the planned path]. Kubanskie novosti [The Kuban news], 2018, no. 38 (6411), 17 March, p. 7.

24. V Krasnodare v ramkakh Vserossiyskogo foruma reestrovykh kazachikh voysk Rossii proshlo plenarnoe zasedanie [A plenary meeting was held in Krasnodar within the framework of the All-Russian Forum of Registry Cossack Forces of Russia]. Available at: http://www.slavakubani.ru/land-management/cossacks-and-power/v-krasnodare-v-ramkakh-vserossiyskogo-foruma-reestrovykh-kazachikh-voysk-rossii-proshlo-plenarnoe-za/.

25. Aleksandrova O. Pod odnim flagom [Under the same flag]. Kubanskie novosti [The Kuban news], 2017, no. 147 (6317), 23 Sept., p. 7.

26. My dolzhny byt vmeste [We should be together]. Kubanskie novosti [The Kuban news], 2017, no. 48 (6218), 1 Apr., p. 8.

27. Zagorulko Ye. Do novykh vstrech! [Until we meet again!]. Kubanskie novosti [The Kuban news], 2017, no. 82 (6252), 3 June, pp. 7-8.

28. Titarenko G. Kubanskim kazakam nastala pora "oglyadetsya v otsekakh" [Kuban Cossacks it is time to "look around in the compartments"]. Available at: http://www.jiteli-yuga.ru/sobytiya-i-fakty/kubanskim-kazakam-nastala-pora-oglyadetsya-v-otsekakh/.

29. Ofitsialnoe oproverzhenie [Official refutation]. Available at: http://www.slavakubani.ru/news/ofitsialnoe-oproverzhenie-/.

30. Kaprelov S. Komu byt Verkhovnym atamanom Rossii? [Who should be the Supreme Ataman of Russia?]. Available at: http://www.vkpress.ru/projects/kazachiy-blog/komu-byt-verkhovnym-atamanom-rossii/?id= 120658.

31. Inteivyu s atamanom Tamanskogo otdela KKV, kazachim polkovnikom I.V. Bezuglym [Interview with the ataman of the Taman department of the KKV, Cossack colonel I.V. Bezuglyj]. Available at: http://www.slavakubani.ru/news/eksklyuzivnoe-intervyu-s-atamanom-tamanskogo-otdela-kubanskogo-kazachego-voyska-kazachim-polkovnikom/.

32. Trut V. P. Itogi i perspektivy protsessa vozrozhdeniya kazachestva v Rossii [Results and prospects of the process of the revival of the Cossacks in Russia]. Ocherki tradtsionnoy kultury kazachestv Rossii [Essays on the traditional culture of the Cossacks of Russia]. Ed. by N.I. Bondar' Krasnodar, EDVI Publ., 2005, pp. 594-607.

33. Korchinskiy: Ukraina smozhet "osvobodit" Krym, Donbass i Kuban [Korchinsky: Ukraine will be able to "liberate" the Crimea, Donbass and Kuban]. Available at: https://novorosinform.org/718395.

34. Mechty o Velikoy Kubanskoy Ukraine [Dreams of the Great Kuban Ukraine]. Available at:https://news.rambler.ru/ukraine/39495286-mechty-o-velikoy-kubanskoy-ukraine/.

35. Pavlenko D. Poroshenko zamakhnulsya na Kuban: Vlasti Kieva namereny pereimenovat odnu iz ulits v chest "Kubanskoy Ukrainy" [Poroshenko waved at the Kuban: The authorities of Kiev intend to rename one of the streets in honor of the "Kuban Ukraine"]. Available at: https://tsargrad.tv/articles/poroshenko-zamahnulsja-na-kuban_122066.

36. Kuban khochet voyti v sostav Ukrainy, - Borovoy [Kuban wants to join the Ukraine, - Borovoy]. Available at:http://rusvesna.su/news/ 1530624096.

37. Kubanskikh kazakov tolkayut iz Kieva k okkultistam, tsarebozhnikam i "maydanu" [The Kuban Cossacks are being pushed from Kiev to the occultists, the tsarists and the "Maidan"]. Available at:https://eadaily.com/ru/news/2018/01/15/kubanskih-kazakov-tolkayut-iz-kieva-k-okkultistam-carebozhnikam-i-maydanu.

38. Kozlov A. I. Na istoricheskom povorote [On the historical turn]. Rostov-on-Don, Rostovstate University Press, 1977, p. 32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.