ТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ У КУБАНСКИХ КАЗАКОВ
А.В. Емельянов, преподаватель М.А. Залога, студент С.В. Даду, студент
Славянский сельскохозяйственный техникум (Россия, г. Славянск-на-Кубани)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11235
Аннотация. В статье рассматриваются особенности методов формирование дисциплинированности у кубанских казаков. Авторами раскрыты вопросы морально-нравственных устоев, семьи, общества, отношения казаков к иноверцам и их культуре. Выявлена важная роль религии в воспитании и учении молодежи.
Ключевые слова: кубанское казачество, традиции, дисциплина, труд, религия.
Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции своих предков. За годы гонения и уничтожения казачества народные обычаи значительно изменились и исказились. Даже многие наши старики, родившиеся уже в советское время, не всегда знают неписан-ные казачьи законы или неправильно их трактуют. Среди утраченных ценностей особое место занимает казачья дисциплинированность. Это отмечают педагоги, историки, социологи, психологи и большинство представителей старшего поколения. В связи с этим наше исследование представляется актуальным [2].
Основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили десять Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители поучали: «не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи целомудрием и честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдов, защищай Отечество от врагов. Но прежде всего, крепи веру православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою - через покаяние от грехов, молись единому Богу, Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя - мы - казаки! [1].
Основными методами воспитания в семье служили учение, труд, военно-спортивные и праздничные мероприятия.
Многие приемы, характерны только казачеству, передаваясь из поколения в поколение, становились традициями. Неписан-ные правила строго регулировали поведение всего общества и семьи, тем самым поддерживая сплоченность и высокий уровень самоорганизации [9].
Возраст, с которого ребёнок начинал помогать в семье, определялся так: «тико (только) ложку начнёт держать» (имеется в виду умение самостоятельно пользоваться ложкой). Ложка фигурирует и в связи с первой посильной для ребёнка работой, просят: «Подай ложку» [7]. Наказание за нарушение трудовой дисциплины было суровым. На этот счет казак Г.А. Солодухин в своих воспоминаниях «Жизнь и судьба одного казака» пишет: «Сижу как - то дома, играю на гармошке, что недавно подарила мать, а овцам дать сена забыл. Так за то, что предпочел игру работе, мать сожгла гармонь в печи» [8].
Кубанские казачьи семьи были патриархальны. Уважением пользовались старики, их слушали и спрашивали совет в самые трудные минуты. Традиции общения со стариками были наглядным воспитательным примером. Распоряжение старших выполнялось беспрекословно. Ко всем старикам, включая и родителей, обращались только на «вы». Каждый старший по возрасту казак мог не только сделать замечание младшему, но и наказать за проступок. Родители же ребёнка всегда
благодарили воспитателя за науку, а детей приучали почитать и уважать старших [3].
Дисциплина прививалась как в семье, так и в школе. В Войсковом Приказе -«Военная подготовка в казачьих школах» ставилась задача создать поколение казаков глубоко верующих, выносливых, преданных престолу. Среди главных в кодексе школьных принципов был следующий: «Казак беспрекословно повинуется всем приказаниям старших, начальников» [4].
Привитое казачатам качество почитания старших, а также преклонение перед авторитетом отца, впоследствии, уже во взрослой жизни, на службе, способствовали укоренению в казаках чувства здорового чинопочитания. В мемуарах многих казаков говорится об этом. Например, казачий офицер - эмигрант Николай Свидин -потомок знатного рода кубанских дворян писал о том, что после отречения царя и Указа № 1 Временного правительства (отменявшего чинопочитание в армии) многие солдаты покидали фронт, а тысячи офицеров были убиты распоясавшейся «солдатней». Что касается казачьих формирований, то в них царила дисциплина, они не слушали распространяемую пропаганду и ни один казачий офицер не пострадал. Когда казаки возвращались домой, на всех вокзалах солдаты требовали от казаков, чтобы те выдали им своих офицеров, но казаки, указывая им на пулеметы, установленные в вагонах, отвечали: «Попробуйте только взять!..» [5]. Даже в эмиграции, не будучи ни в каких структурах, у казаков не угасло чинопочитание [6].
Отличительной особенностью казачьей
тания. Вера помогала не только осознать предназначение казака, но и формировала дисциплинированность, через послушание, терпение, смирение и выдержку [10].
Казаки лояльно относились к национальным предрассудкам других народов, иным вероисповеданиям и традициям, но при этом молодым не позволяли уклоняться от казачьего уклада жизни. Уже упоминаемый нами Г.А. Солодухин приводит эпизоды своей юности в кубанской станице: «На вечеринке отличился перед девчатами цыганскими плясками, а мать схватила ремень, оттянула им меня несколько раз и говорит: «Если услышу, что ты будешь танцевать по-цыгански - запорю». В другой раз, перенял моду от иногородних - отпустил себе длинные кудри, будучи вдали от дома, а когда, вернулся в станицу, то мать, увидев нарушение казачьего обычая стричься коротко, выстригла мне волосы и принудила обрить голову наголо» [8].
Одним из ярких доказательств дисциплинированности кубанских казаков является «Ведомость о числе преступлений против воинской дисциплины, совершенных лицами Кубанского казачьего войска за 1877 год», где зафиксировано только одиннадцать незначительных нарушений. Более того, председатель Кавказского окружного суда отмечает, что в предыдущем 1876 году было совершено всего три нарушения [11].
Таким образом, данные специфические особенности формирования дисциплинированности, в значительной степени, помогли кубанскому казачеству даже в тяжелые годы лишений и изгнания сохранить сплоченность и самоидентичность своего сообщества.
педагогики являлась религиозность воспи-
Библиографический список
1. Фролов П.З. Традиции и обычаи казаков. - Краснодар, 2010. - С. 3.
2. Матвеев О.В., Шептун С.В. Слово о кубанском казачестве. - Краснодар, 1995. -С. 221.
3. Лихоносов В. Из блестящего казачьего рода // Роман-газета. - 1993. - №9-10. - С. 61.
4. КуценкоИ.Я. Кубанское казачество. - Краснодар, 1993. - С. 122.
5. Свидин Н. Тайна казачьего офицера. - Краснодар, 2002. - С. 14.
6. Джигитовка казаков по белу свету/ под общ. ред. Благово В.А. и Сапожникова С.А. - М., 2006. - С. 182.
7. Капышкина С.Ю. Детские игрушки в традиционной культуре кубанского казачества. Материалы северокавказской научной конференции: Итоги фольклорно - этнографических исследований этнических культур Северного Кавказа. - Краснодар, 2004. - С. 226.
8. Джигитовка казаков по белу свету / Под общ. ред. Благово В.А. и Сапожникова С.А. - М., 2006. - С. 161; 157-158.
9. Лукаш С.Н. Воспитательные ценности культуры казачества / С.Н. Лукаш. - Армавир, 2008. - С. 216.
10. Виноградов В.Б. Из истории и культуры Кубани. 30 рецензий. - Армавир, 1997. -С. 98.
11. Емельянов Ю.Н. Генезис и особенности сословной ментальности кубанского казачества. - Славянск - на - Кубани, 2007. - С. 29.
TRADITIONAL METHODS OF DISCIPLINE FORMATION AT THE KUBAN
COSSACKS
A.V. Emelyanov, lecturer M.A. Pledge, student S.V. Dadu, student Slavic agricultural college (Russia, Slavyansk-on-Kuban)
Abstract. The article discusses the features of the methods of forming discipline among the Kuban Cossacks. The authors have uncovered the questions of the moral and ethical foundations, the family, the society, the attitude of the Cossacks to the Gentiles and their culture. Revealed the important role of religion in the education and teaching of young people. Keywords: Kuban Cossacks, traditions, discipline, labor, religion.